Научная статья на тему 'Среднее женское духовное образование в якутском крае'

Среднее женское духовное образование в якутском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯКУТИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РПЦ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СИБИРИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Среднее женское духовное образование в якутском крае»

А. В. Корнильцев

Среднее женское духовное образование в Якутском крае

Женское образование в России начинает свое развитие с домашнего образования и появления частных женских школ и пансионов: действовало несколько школ для девочек при церквях: в Москве - при лютеранской церкви (с 1694 г.), в Санкт - Петербурге - при церкви св. Петра (с 1703 г.), но превалирующим оставалось домашнее женское обучение [3, с. 16].

Первая серьезная попытка организации женского образования была произведена Екатериной Великой, выражением которой стало принятие законодательного акта «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» 12 марта 1764 г., который оказал значительное влияние на дальнейшее развитие российского образования и педагогики, и именно благодаря ему возникает новое звено в цепи образовательной системы, а именно, среднее образование среди женщин [3, с. 19].

Ко второй четверти XIX в. в Российской империи существовало три направления женского образования (без учета образования домашнего): частные женские пансионы и школы, закрытые женские учебные заведения ведомства императрицы Марии Федоровны, женские духовные и епархиальные училища [3, с. 60].

В 1843 г. состоялось открытие Царскосельского училища для девиц духовного звания, к 1860 г. действовало четыре - Ярославское, Казанское, Иркутское, Царскосельское, в которых получали образование 279 девушек. Задачей духовных училищ было готовить достойных супруг для служителей церкви. Училища содержались на средства духовного ведомства - Духовного учебного комитета Св. Синода. Все служащие этих училищ находились на государственной службе [4]. Следует заметить, что в училища на платной основе принимались девицы и из других сословий.

Училища находились в ведении Святейшего Синода, управлялись епархиальными архиереями и вверялись заботам местного духовенства, которое должно было изыскивать средства для содержания училища [1, с. 87]. 1866 г. подобных училищ было уже 11 и в них обучалось 594 воспитанницы [2, с. 11].

К концу 1870-х гг. действовали образовательные учреждения среднего женского образования: Мариинские женские институты и гимназии; женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения и женские школы духовного ведомства, которые подразделялись на училища для девиц духовного звания и епархиальные училища.

В 1868 г. был подготовлен единый проект устава для женских епархиальных училищ, устанавливающий шестилетний курс обучения

(шестиклассные одногодичные и трехклассные двухгодичные) и право выпускниц вести педагогическую деятельность

В Якутске епархиальное женское училище было открыто в 1888 г. Первоначально было принято решение о 3-классном женском училище с двухгодичным курсом в каждом классе, но в связи с нехваткой средств, был открыт только первый двухгодичный класс. Был избран совет по учебно-воспитательной части, состоящий из двух членов из духовенства, начальницы и классного инспектора. На должность председателя совета училища был утвержден Ф. Охлопков, а начальницей временно была избрана В. А. Егорова (Явловская) (кандидатура Явловской была утверждена Св. Синодом только в 1892 г.); инспектором был назначен протоиерей С. Попов. Назначение преподавателей являлось прерогативой епархиального архиерея (из списка кандидатов, предоставленных советом по учебно-воспитательной части), воспитателей назначала начальница.

В первый год деятельности училища были приняты 9 девушек как духовного, так и светского звания.

На состоявшемся в 1890 г. XVIII съезде Якутского епархиального духовенства было принято решение об открытии в училище трех классов и приготовительного класса [9, Ф. 796. Оп. 442. Д. 1372. Л. 9]. В 1891 г. Синод утвердил 3-классное Якутское женское епархиальное училище с двухгодичным курсом в каждом и приготовительным классом, официальное открытие которого состоялось 3 ноября 1891 г. [9, Ф. 796. Оп. 442. Д. 1431. Л. 9] . В связи с тем, что 3-классное училище не давало полного среднего образования, в 1900 г., оно было преобразовано в 6-классное.

Первоначально училище размещалось в частном доме, приобретенном у протоиерея Суворова. По распоряжению Епископа Мелетия в связи с теснотой был организован строительный комитет по постройке классных помещений. Строительство здания училища началось в марте 1892 г. на средства Якутской епархии и пожертвования и было осуществлено в течении 6 месяцев по проекту архитектора Н. Шамаева [9, Ф. 796. Оп. 442. Д. 1372. Л. 10]. Торжественное открытие здания состоялось 6 сентября 1892 г. в присутствии якутского губернатора В. Н. Скрыпицына. В декабре 1892 г. в новоотстроенном здании была освящена церковь во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

В 1892/93 уч. г. в училище обучалась 61 ученица, из которых только 15 были представительницами духовного сословия [9, Ф. 796. Оп. 442. Д. 1372. Л. 10]. В первый же год своей деятельности в школу было принято 32 девочки 7-10 лет. Они изучали закон божий, русский язык, арифметику, чистописание и пение. Показавши удовлетворительные результаты на экзаменах воспитанницы признавались окончившими курс одноклассной церковно-приходской школы. В 1900 г. школа грамоты была преобразована в образцовую школу.

Учебный план епархиальных женских училищ в целом соответствовал курсу светских женских училищ Министерства народного просвещения. После введения в 1870 г. «Положения о женских гимназиях» светские женские училища преобразовались в гимназии с семилетним курсом обучения, а курс епархиальных училищ оставался прежним. В 1895 г. были Синодом были утверждены программы для епархиальных училищ, рассчитанные на 6-летний курс и не содержавшие каких-либо существенных изменений: вводилось преподавание церковнославянской грамматики, педагогика заменялась дидактикой, уточнялось содержание некоторых предметов.

В 1902 г. Епископом Якутским Никанором была создана комиссия по открытию 7-го дополнительного педагогического класса, в который должны были приниматься (без испытаний) девушки, окончившие курс в различных женских средних учебных заведениях, если со времени окончания их прошло не более 5 лет. Обучение было платным - 15 руб. в год. В свободное время ученицы 7 класса должны были посещать занятия в школе грамоты и сами проводить пробные уроки по всем предметам школьного курса. В 1907 г. Синод законодательно утвердил деятельность уже существовавших при ряде епархиальных училищах 7-х классов, привел к единству их учебные программы.

В 1902 г. в Епархиальном женском училище было открыто попечительство, которое оказывало материальную помощь неимущим воспитанницам. Так, например, инородец Г. П. Терешкин из Кугдарского наслега Сунтарского улуса, состоявший почетным блюстителем по хозяйственной части училища, ежегодно жертвовал по 200-500 руб.

Училище содержалось на средства, поступающие из епархиального свечного склада, сбора платы за обучение, сбора с приисковых церквей, пожертвования. Помимо этого ежегодно поступали средства по смете Синода и 1000 руб. выделяло Государственное казначейство.

Пансион училища являлся благотворительным учреждением. За содержание пансионерок в год взимали по 150 руб., им кроме одежды и пищи выдавались учебники, письменные принадлежности. Полупансионерки платили за содержание (кроме одежды) по 90 руб. Кроме того и те, и другие платили еще по 10 руб. за право обучения [9, Ф. 796. Оп. 442. Д. 1705. Л. 13]. Плата вносилась по полугодиям или ежеквартально. Пансион был необходим для небогатых родителей, проживающих в улусах, для которых содержание детей на частных квартирах было не по средствам.

В 1912 г. на епархиальном съезде духовенства был поставлен вопрос о постройке каменного здания для училища [9, Ф. 796. Оп. 442. Д. 1705. Л. 54].

В 1913 г. Якутскому епархиальному женскому училищу исполнилось 25 лет, за это время обучение прошли 1805 девиц, из них дочерей

духовенства - 697 и 1108 представительниц других сословий [8, с. 200].

Учебно-воспитательная деятельность училища регламентировалась уставом, циркулярами по духовно-учебному ведомству и программами, утвержденными Синодом. Базой системы нравственного воспитания было воспитание религиозное, правила поведения девушек основывались на христианских заповедях. Воспитанницы женских духовных училищ должны были стать эталоном нравственности.

Устанавливался строгий распорядок дня, предусматривавший: подъем в 6 утра, до 7 часов - утренний туалет и молитва, затем чай и в 8 отправлялись в учебный корпус; в 8.15 - молитва в церкви, затем - занятия. В 14 ч. - обед. С 14.00 до 16.00 - прогулка, игры, чтение, выполнение письменных работ и рукоделие. В 16.00 - вечерний чай. С 17.00 до 20.00 готовили уроки в присутствии воспитательниц. В 20.00 - ужин и с 21.00 после вечерней молитвы сон.

Уроки продолжались 1 час (60 минут), по средам и пятницам Великого поста они сокращались до 45 мин. Вечерние занятия начинались в 17 час. и продолжались до 20 час. 30 мин.

В училище преподавались обязательные дисциплины - Закон Божий (история Ветхого и Нового Завета, пространный катехизис, объяснение богослужения, церковная история), русский язык и словесность, математика, география, история, физика, педагогика, чистописание, церковное пение, рукоделие и дополнительные - иностранные языки, музыка и рисование. До 1908 г. преподавание велось только на русском языке, затем был введен курс разговорного якутского языка [7, С. 130].

Воспитанницы проходили практику в образцовой школе, получали навыки участия в учебно-воспитательном процессе, они должны были посещать уроки, оказывать помощь отстающим.

Для религиозно-нравственного назидания воспитанниц в праздничные и воскресные дни устраивались чтения, устраивались литературно-вокальные вечера, которые сопровождались «световыми картинами волшебного фонаря и кинематографа». Ученицы вели дневники, где записывали краткое изложение прочитанных книг, которые проверял классный инспектор [6, с. 94].

Воспитанницы Якутского епархиального училища участвовали в патриотическом движении, охватившем всю Россию в связи с первой Мировой войной. В 1914 г. ученицы пожертвовали на помощь больным и раненым воинам из заработанного от продажи своих рукодельных работ, они собирали и посылали одежду в пользу пострадавших от войны жителей юго-западного края, жертвовали в пользу солдат - участников русско-японской войны 1904-1905 гг.

Якутское женское епархиальное, к сожалению, не имело своего штата преподавателей, что негативно влияло на учебный процесс. Значительный вклад в становление училища внесла В. А. Явловская, возглавлявшая его

в течении 17-ти лет. В 1905 г. в связи с революционными событиями она подала заявление об уходе, и декабря 1905 г. по апрель 1906 г. обязанности начальницы последовательно исполняли выпускницы училища Н. П. Попкова и З. Г. Якушкова. С 1 апреля 1906 г. начальницей стала А. А. Фролова, окончившая Томскую Мариинскую женскую гимназию, затем С. М. Белая (1908-1911 гг.), сведений о которых найти не удалось. Затем начальницами были Н. С. Кондакова (1911-1917 гг.) и

B. Н. Синявина. Частая смена руководства объясняется, прежде всего, кадровым дефицитом.

Среди преподавателей интерес вызывает личность Г. А. Попова, выпускника Казанской Духовной Академии, кандидата богословия. В 1917 г. он вернулся в Якутию и 30 августа 1917 г. был назначен преподавателем русского и церковнославянского языков. Впоследствии Григорий Андреевич стал одним из первых ученых, посвятивших себя изучению истории родного края, автором научных работ и учебных пособий по истории Якутии, инициатором исторического образования в Якутии.

В течение длительного времени в училище работал С. П. Лебедев, также выпускник Духовной академии в Казани и кандидат богословия. С 1900 г. он преподавал в училище Закон Божий, дидактику, русский язык, психологию и логику.

Преподавателем училища был также выпускник Московской Духовной Академии М. Г. Нечаев, впоследствии главный сотрудник единой трудовой школы Наркомпроса ЯАССР.

Любимцем «епархиалок» был Н. Н. Москвин, окончивший Казанскую академию - человек прекрасной души, всегда отстаивающий интересы учащихся. Длительное время музыку преподавал мелодист Ф. Г. Корнилов, впоследствии известный якутский композитор, организатор народного хора.

В стенах училища также также работали: И. В. Охлопков, С. Попов, А. Берденников, Н. Добронравов, И. Трифонов, В. Пельгорская, С. Федулова,

C. В. Скрыпицына, В. Соловьева, В. Бушкова, Е. Иванова, В. Попова и др. [5, с. 134].

Якутское епархиальное женское училище было полузакрытым учебным заведением, где наряду воспитанницами, пользовавшимися пансионом, обучались и, так называемые, приходящие.

По окончании курса обучения лучшие ученицы оставались работать в училище: в 1894 г. в училище воспитательницами были приняты А. Соловьева, В. Пельгорская, А. Климовская, в 1896 г. - А. Ружникова, Е. Горчакова и А. Худаш. Большинство воспитанниц епархиального училища стали учительницами церковно-приходских школ и школ грамоты. Так, например, в Соттинской ЦПШ работали М. Кокшарская, А. Г. и А. Н. Винокуровы; Хатын-Аринской ЦПШ Е. и К. Винокуровы; Усть-Сольской - А. С. Якушкова; Мегинской - А. Конюхова; Синской - П. Бушкова;

Вилюйской - Н. А. Расторгуева; Нельканской - А. Д. Степанова; Покровской

- А. Р. Попова [7, с. 136].

Значительную роль в истории народного образования в Якутии сыграли А. Я. Рукавишникова, Е. А. Трифонова, Д. В. Исакова и другие выпускницы

- «епархиалки».

Вместе с тем, часть выпускниц ориентировались на установку быть просто «матушками» при своих мужьях-священнослужителях.

Таким образом, женское духовное образование стало достаточно поздним явлением в образовательной системе России. До сер. XVIII в. оно не входило в сферу государственной деятельности и оставалось делом частной инициативы. К концу XIX в. в Российской империи действовали женские институты и гимназии как гражданского, так и духовного ведомств

Создание епархиального женского училища в Якутии имело миссионерско-просветительскую цель, учебно-воспитательная деятельность училища регламентировалась специальными документами, утвержденными Св. Синодом.

В основе системы воспитания учащихся было религиозное воспитание. Воспитанницы имели возможность проходить практику в образцовой школе и получать навыки участия в учебно-воспитательном процессе в качестве учительниц [6, с. 94].

Для Якутского епархиального женского училища был актуален кадровый вопрос, решаемый благодаря привлечению кадров из других учебных заведений города и выпускниц самого училища.

Якутское епархиальное женское училище было всесословным учебным заведением, которое давало возможность женской части населения Якутии получать среднее образование и реализовывать себя в качестве педагогов начальных школ. Выпускницы Якутского епархиального женского училища достойно несли звание учителя начальных классов, являясь проводниками просвещения, они внесли значительный вклад в дело образования, в духовное развитие региона и способствовали повышению общего культурного уровня населения.

Источники и литература

1.Андреева Е. А. Епархиальные женские училища // Педагогика. -1999. № 3. С. 87.

2. Белякова Н. А. К истории женского духовного образования // Церковный вестник. 2005. № 4 (305).

3.Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России. Учебное пособие. - М., 2009.

4. Лебедева С. С. Женское духовное образование ^Ш-начало XX в.) [электронный ресурс]: Социальное служение Русской Православной

Церкви: Мультимедийное учебное пособие. http://social-orthodox.info/ pages/2_2_lebedeva_s_zhenskoe_obrazovanie (25.03.2015).

5. Макаров И. Г. Русская интеллигенция Якутской области (1900 г. -февраль 1917 г.). - Якутск, 2013.

6. Макарова А. И. Якутское Епархиальное женское училище // Полярная звезда. Якутск. 2000. - № 5. - С. 94.

7. Павлов А. А. Специальные и средние школы Якутии: ^Ш-начало ХХ вв.). Якутск. 2013.

8. Попов Г. А. История города Якутска 1632-1917. Краткие очерки. Якутск, 2007.

9. Российский государственный исторический архив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.