СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ СССР
50—80-е годы XX в.
Василий Геннадьевич МАКАРЕНКО,
кандидат исторических наук
На Дальнем Востоке основы плановой социалистической системы подготовки специалистов среднего звена были заложены в 20—30-е годы XX в., когда государство после окончания гражданской войны не имело достаточных материальных возможностей для полноценного развития высшей школы. В первую очередь открывались учебные заведения для подготовки специалистов, крайне необходимых для хозяйственного освоения уникальных природных ресурсов региона, вовлечения их в экономические процессы, а также для создания социальной инфраструктуры. Основные направления в подготовке специалистов среднего звена на Дальнем Востоке были обусловлены преимущественно географическими особенностями: отдаленностью от центра страны, наличием многочисленных морских гаваней и выхода в океан, значительным запасом полезных ископаемых, лесных и морских ресурсов. Соответственно специалисты требовались для горнодобывающей промышленности и добычи морепродуктов.
Во второй половине 50-х годов на Дальнем Востоке были заложены основы для формирования полноценной плановой системы подготовки специалистов среднего звена (техников, судоводителей, педагогов, медицинских и культпросветработников, мастеров, строителей и др.), призванной заменить вынужденно сложившуюся в предвоенные, военные и послевоенные годы курсовую и кустовую подготовку специалистов. На повестку дня встали проблемы освоения достижений научно-технической революции, интенсивного хозяйственного освоения отдаленных районов страны, что требовало значительного количества подготовленных специалистов.
В конце 40-х — начале 50-х годов в народнохозяйственном комплексе Дальнего Востока крайне не хватало квалифицированных специалистов, грамотных и образованных людей. Так, в Главамуррыбпроме должности руководителей и специалистов были заняты лицами с большим производственным стажем, но с низким общеобразовательным уровнем1, неудовлетворительной специальной подготовкой. Из 52 директоров рыбокомбинатов и рыбозаводов 23 имели только начальное образование, более 200 начальников цехов и мастеров являлись самоучками или имели образование в объеме четырех классов, 202 должности инженеров и техников заняты практиками. Специалистов с высшим и средним специальным образованием остро не хватало и в Нижнеамурском госрыбтресте. На рыбозаводах и рыбокомбинатах Хабаровского
края 67 директоров и 80% начальников цехов являлись практиками с низкой общеобразовательной подготовкой2. На заводе им. Л.М. Кагановича (г. Хабаровск) из 201 инженерно-технического работника 132 являлись практиками, из 48 мастеров 41 имел 4-классное образование. Специалисты, направляемые после окончания учебных заведений из западных районов страны, как правило, на Дальнем Востоке не задерживались3.
Аналогичное положение сложилось во всех краях и областях дальневосточного региона. В связи с этим в послевоенные годы предпринимались энергичные меры для расширения сети средних специальных учебных заведений, увеличения контингента учащихся. Так, в 1947 г. в Хабаровском крае было 35 средних специальных учебных заведений, в которых обучались 8 545 чел. (Училища и техникумы края были малокомплектными, и в последующие годы предпринимались меры по их укрупнению или ликвидации в связи со слабостью материально-технического и кадрового обеспечения). В 1947 г. в Комсомольске-на-Амуре открылось педагогическое училище, в Биробиджане— художественно-графическое4, в 1948 г.— горные техникумы в Магадане и Хабаровске, фармацевтический техникум в Благовещенске, отделение народов Севера в Николаевском-на-Амуре педагогическом училище, в 1949 г. — музыкальное училище (подчинялось Комитету по делам искусств РСФСР) в Хабаровске, из Николаевска-на-Амуре на Сахалин переведено мореходное училище. В 1952 г. в Хабаровске, а в 1954 г. в Лесозаводске открылись лесотехнические техникумы5.
В результате реорганизации подготовки специалистов среднего звена, сводившейся преимущественно к укрупнению (слиянию) маломощных учебных заведений, к началу 50-х годов в Хабаровском крае было уже 26 средних специальных учебных заведений, в которых обучался 6 141 чел., в середине 50-х годов соответственно 29 и 10 589 чел. К началу 1957/58 учебного года в 26 средних специальных учебных заведениях Приморского края обучались 8 496 студентов6. Средние специальные учебные заведения дислоцировались преимущественно в крупных городах Приморского и Хабаровского краев, наиболее развитых в промышленном и культурном отношении.
Особенностью становления и развития среднего специального образования на Дальнем Востоке как в 30-е, так и в послевоенные годы являлось то, что училища и техникумы были малокомплектными, а структура специальностей имела многопрофильный характер (с преобладанием технических специальностей), сохранившийся к началу 50-х годов. С одной стороны, сложившееся положение являлось закономерным следствием индустриального этапа в развитии страны, с другой — результатом борьбы правящей партии против старой технической интеллигенции в конце 20-х —начале 30-х годов («Шахтинское дело», «Дело Промпартии»), стремлением властных структур в короткие сроки создать многочисленные собственные «кадры» технической интеллигенции.
Таким образом, многопрофильность и диспропорции в подготовке специалистов технического и гуманитарного профиля, заложенные плановыми органами страны еще в 30-е годы в пользу первых, сохранялись и были характерны для учебных заведений Дальнего Востока СССР. Так, за период с 1945 по 1948 г. в техникумах Хабаровского края было подготовлено более тысячи специалистов для промышленности. В последующие годы масштабы подготовки специалистов возросли. За один 1956/57 учебный год средние специальные учебные заведения края окончили 5 тыс. чел., значительная часть которых была представлена специалистами технического профиля. За 1961 — 1965 гг. в Хабаровском крае более 15 тыс. чел. получили среднее специальное образование.
Средние специальные учебные заведения Дальнего Востока, как и в целом по стране, в рассматриваемый период имели разную ведомственную принадлежность. Так, в Хабаровском крае было 9 техникумов союзного подчинения, 6 — республиканского, 6 педагогических и культурно-просветительских училищ имели двойное подчинение — республиканское (Министерство просвещения РСФСР) и местное, 7 фельдшерских и медсестринских школ были подчинены Министерству здравоохранения СССР, отдельные учебные заведения находились в ведомстве Вооруженных сил СССР7. Подобное положение обусловило параллелизм и дублирование в подготовке специалистов, значительную дифференциацию в состоянии материально-технического и кадрового обеспечения средних специальных учебных заведений, что являлось существенным препятствием для полноценного удовлетворения потребностей в кадрах экстенсивно развивающегося Народнохозяйственного комплекса региона.
Многочисленные мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения экономики страны были предусмотрены в постановлении ЦК КПСС и советского правительства «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием»8, принятом 30 августа 1954 г. Планировалось не только значительное увеличение выпуска специалистов среднего звена (в связи с отставанием по количественным параметрам от численности выпуска вузов), но и рациональное размещение учебных заведений по территории страны (максимальное приближение мест подготовки специалистов к местам использования), повышение качества обучения.
Поставленные задачи в значительной мере стимулировали расширение сети средних специальных учебных заведений и на Дальнем Востоке, хозяйственное освоение которого во второй половине 50-х годов обусловило высокие потребности в квалифицированной рабочей силе, в том числе и в специалистах среднего звена. Принятое постановление дало своеобразный толчок к расширению сети средних специальных учебных заведений в регионе. Так, анализ свидетельствует, что если в 20-е годы в Приморском крае было открыто 6 средних специальных заведений, в 30-е — 2, в 40-е — 6, то в 50-е — 9, в 60-е — 5, в 70-е — 4, в 80-е — 2 9.
При открытии новых учебных заведений и специальностей учитывалась специфика дальневосточного региона. Так, после создания во Владивостоке в 1950 г. высшего учебного заведения рыбной промышленности Дальрыбвтуза Дальневосточное мореходное училище было переведено в г. Находку, в него влилась Находкинская мореходная школа и рыбопромышленная школа г. Комсомольска-на-Амуре. С учетом перспективного развития отраслей расширялась и специализация учебных заведений. В училище началась подготовка специалистов среднего звена по эксплуатации судовых энергетических установок, оборудованию радиосвязи, электронавигации судов, судовождению, эксплуатации техники промышленного рыболовства, аквакультуре10. В 1957 г. было открыто заочное, а в 1961 г. — вечернее отделение (после принятия в декабре 1958 г. «Закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в СССР»). Предпочтение отдавалось подготовке специалистов без отрыва от производства, вместе с тем учитывалось, что в народнохозяйственном комплексе страны и регионов работало значительное число практиков.
Данные факторы в совокупности с экстенсивным развитием экономики страны способствовали расширению сети учебных заведений. Так, в 1962 г. во Владивостоке открылось мореходное училище Министерства морского флота, в 1974 г. — мореходное училище по подготовке специалис-
тов среднего командного состава для рыбной промышленности. Большой вклад в становление и реорганизацию училища внес талантливый моряк-педагог Анатолий Иосифович Тикунов11, директор училища.
В 60-е годы в связи с быстрым развитием судостроительной промышленности в регионе (только во Владивостоке в строй вошли четыре крупных судостроительных завода) потребовалось расширение подготовки специалистов среднего звена на базе Владивостокского судостроительного техникума, который вскоре по решению Министерства высшего и среднего специального образования стал базовым для всех техникумов Приморского края. В нем готовили специалистов по судостроению, техническому обслуживанию судовых машин и механизмов, радиоаппаратостроению, технологии машиностроения, транспортному оборудованию, экономике, бухгалтерскому учету и контролю. Значительную работу в становлении техникума и организации учебного процесса провели директор Н.М. Мощанецкий и его заместители Б.А. Якубович, И.Г. Сачек, К.А. Мельник12.
В эти годы стали открывать учебные заведения в непосредственной близости к предприятиям. Так, быстрое развитие судоремонтного завода «Звезда» и острая нехватка специалистов привели к тому, что по инициативе директоров В.П. Долгова и В.И. Кушлина открылся Большекаменский судостроительный техникум, первым его директором был М.Г. Балабанов13. Окончательно сформировалась система подготовки специалистов среднего звена практически для всех отраслей народнохозяйственного комплекса Дальнего Востока. Например, для энергетических предприятий региона специалистов готовили в Дальневосточном энергетическом техникуме (1969), первым директором которого был В.А. Юрьев.
Развитие угольной и горнорудной промышленности в Приморском крае предопределило создание целого ряда средних специальных учебных заведений: горного техникума в г. Сучане (ныне г. Партизанск), горно-строительного в Артеме (1956), горных техникумов в Дальнегорске (1957) и в пос. Кавале-рово (1958). Два последних предназначались для обеспечения специалистами быстро развивающейся горной промышленности в северо-восточных районах, в частности, Дальневосточного горно-металлургического, Приморского горно-химического и Хрустальненского горно-обогатительного комбинатов.
Для обеспечения строительной индустрии края во Владивостоке в 1954 г. открылся строительный техникум, а в 60-е годы строительные отделения появились в Дальневосточном энергетическом, Уссурийском железнодорожном, Артемовском вечернем горно-строительном, Артемовском индустриально-педагогическом, в Дальнегорском индустриальном техникумах. В 1970 г. во Владивостоке на базе производственного объединения «Главвладивосток-строй» был создан еще один строительный техникум по инициативе заместителя управляющего стройтрестом № 8 И.И. Малько14.
С 1945 г. специалистов для лесной и деревообрабатывающей промышленности готовили в Приморском лесотехническом техникуме (г. Лесоза-водск) по двум специальностям — технология лесозаготовок и технология лесопильно-деревообрабатывающих производств. С развитием в крае деревообрабатывающего производства в техникуме расширялся перечень специальностей, появились новые профили подготовки: техническое обслуживание и ремонт оборудования предприятий химической и газоперерабатывающей промышленности, лесозаготовка и транспортировка древесины, технология деревообработки. В Спасском и двух Владивостокских педагогических училищах готовили учителей для школ и дошкольных учреждений Приморского края. Предпринятая в 1989 г. попытка известного в крае педагога Л.И. Ми-
хайловой открыть педагогическое училище в г. Находке и Порту Восточном вначале удалась, но с нарастанием кризисных явлений в экономике страны училище было закрыто (1994)15.
С расширением сети профессионально-технического обучения на Дальнем Востоке появилась проблема своевременного обеспечения училищ квалифицированными педагогами и мастерами. С 1956 г. таких специалистов готовил Артемовский индустриально-педагогический техникум, однако малочисленные выпуски не могли обеспечить растущие потребности профтехучилищ в кадрах преподавателей. В 1970 г. по инициативе начальника управления ПТО Приморского края А.П. Ткалича во Владивостоке открылся филиал Артемов-ского индустриально-педагогического техникума, в 1973 г. реорганизованный во Владивостокский индустриально-педагогический техникум с расширенной подготовкой мастеров производственного обучения. Строительство и оснащение нового учебного заведения осуществлялось под руководством директора, бывшего заведующего Артемовским индустриально-педагогическим техникумом В.Н. Коваленко16.
Специалистов среднего звена для сфер культуры и искусства готовили Приморское культурно-просветительное училище (1948), Владивостокское музыкальное училище (1957), открытое на базе городской музыкальной школы, Находкинское музыкальное училище (1968)17.
Одним из старейших учебных заведений в крае является совхоз-техникум «Уссурийский», выпускающий младших агрономов, животноводов, техников-механиков и других специалистов. В 1982 г. в него влился Иманский зооветеринарный техникум, с новыми специальностями: ветеринария, механизация сельского хозяйства, экономика, бухгалтерский учет и контроль и др.
Специалистов для расширяющегося сельского строительства и мелиорации с 1977 г. стал выпускать Дальневосточный гидромелиоративный техникум, созданный по приказу министра мелиорации и водного хозяйства СССР (директор Г.В. Котляр руководит техникумом и поныне); для потребительской кооперации края готовили специалистов во Владивостокском кооперативном техникуме, созданном в 1962 г., для медицинских учреждений— во Владивостокском медицинском училище (1953), которое в 1959 г. было объединено с фармацевтическим техникумом18.
Слияние учебных заведений являлось следствием государственной политики их укрупнения, активно осуществлявшейся во второй половине 50-х годов, что способствовало укреплению материально-технического и педагогического потенциалов среднего специального образования, повышению качества подготовки специалистов.
Таблица 1
Динамика численности средних специальных учебных заведений Дальнего Востока (1957—1991 гг.), абсолют. число
Края, области 1957/58 1960/61 1965/66 1970/71 1975/76 1980/81 1985/86 1991/92
Приморский край 22 23 29 32 34 34 33 34
Хабаровский 29 26 29 33 33 34 35 35
Амурская область 12 10 18 21 22 23 23 24
Сахалинская обл. 9 10 10 10 10 10 11 11
Камчатская обл. 4 6 6 6 6 6 6 5
Магаданская обл. 5 6 5 6 6 6 6 6
Всего на Дальнем Востоке 81 81 87 108 111 113 114 115
Таблица составлена автором на основе источников: Образование и культура в РФ. М.: 1992; Республиканский информ.-изд. центр. 1992. С. 179—180; Народное хозяйство РСФСР в 1985 г. М., 1985. С. 333, 326; Народное хозяйство РСФСР в 1965 г. М., 1966. С. 472; Народное образование и культура в РСФСР. М., 1989. С. 201; Сахалинская область в цифрах за 1946—1966: Стат. сб. Южно-Сахалинск, 1967. С. 108; Народное хозяйство Приморского края: Стат. сб. Владивосток, 1958. С. 169; Народное хозяйство Хабаровского края: Стат. сб. Хабаровск, 1957. С. 103; Народное хозяйство Амурской области. Стат. сб. Благовещенск, 1957. С. 102; Народное хозяйство Камчатской области: Стат. сб. Хабаровск, 1966. С. 118; Народное хозяйство Магаданской области: Стат. сб. Магадан, 1960. С. 9; Народное хозяйство Сахалинской области: Стат. сб. Южно-Сахалинск, 1960. С. 84; Приморье в девятой пятилетке. Владивосток, 1976. С. 77; Народное хозяйство Хабаровского края в девятой пятилетке. Хабаровск, 1976. С. 107; Народное хозяйство Амурской области в девятой пятилетке. 1971 —1975. Благовещенск, 1976. С. 77; Народное хозяйство Камчатской области. 1971 —1975. Петропавловск-Камчатский, 1977. С. 124; Народное хозяйство Магаданской области в девятой пятилетке. Магадан, 1976. С. 130; Сахалинская область в цифрах. Южно-Сахалинск, 1975. С. 99; ГААО. Ф. 480. Оп. 7. Д. 41. Л. 15; Народное образование и культура в Приморском крае: Стат. бюл. Владивосток, 1989. С. 45; Народное хозяйство Приморского края: Юбил. стат. сб. Владивосток, 1977. С. 199; Народное хозяйство Приморского края за 50 лет: Юбил. стат. сб. Владивосток, 1988. С. 107; Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. Стат. ежегодник. М., 1991. С. 250.
Данные таблицы свидетельствуют об увеличении числа средних специальных учебных заведений на Дальнем Востоке СССР преимущественно в 60-е годы, когда было создано 26 учебных заведений (в 70-е— 5, в 80-е— 2). Таким образом, общая численность средних специальных учебных заведений на Дальнем Востоке во второй половине 50-х — в 80-е годы возросла в 1,4 раза, в то время как в РСФСР— в 1,2 раза, что было обусловлено, на наш взгляд, декларируемым курсом КПСС и советского правительства на ускоренное развитие производительных сил региона. Однако темпы расширения сети средних специальных учебных заведений на Дальнем Востоке имели устойчивую тенденцию к снижению.
Таким образом, в 1960-е годы на Дальнем Востоке в основном сложилась система среднего специального образования, своевременно обеспечивавшая специалистами среднего звена многоотраслевой народнохозяйственный комплекс региона.
С расширением сети средних специальных учебных заведений на Дальнем Востоке увеличивался и контингент студентов в них (см. табл.2). Значительный рост численности студентов происходил в первой половине 60-х годов в связи с тем, что в этот период (1963) на государственном уровне было принято решение о значительном повышении темпов развития среднего специального образования в стране по сравнению с высшим образованием, чтобы к 1970 г. в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи и сельском хозяйстве на одного специалиста с высшим образованием приходилось 3—4 специалиста со средним специальным образованием19.
Так, в 1956—1960 гг. численность студентов на Дальнем Востоке возросла в 1,2 раза (в РСФСР в 1,0), в 1960—1965 — в 1,7 раза (так же, как и в РСФСР), в 1965—1970 гг. — в 1,2 раза (в РСФСР в 1,1 раза), в 1970—1975 гг. — в 1,0 (как и в РСФСР). Во второй половине 70-х— в 80-е годы численность студентов средних специальных учебных заведений последовательно снижалась как на Дальнем Востоке, так и в РСФСР, что косвенно свидетельствует о нарастании кризисных явлений в экономике страны и в сфере подготовки специалистов. Кроме того, на снижение численности студентов техникумов и училищ региона и страны, несомненно, оказала влияние негативная демографическая ситуация конца 70-х— начала 80-х годов. В целом с 1956 по 1991 г. численность студентов средних специальных учебных заведений Дальнего Востока увеличилась в 2, 3 раза (в РСФСР— в 1,6 раза), что было связано, на наш взгляд, не только с курсом на ускоренное развитие производительных сил региона, но и с высокой миграцией кадров в регионе.
Таблица 2
Динамика численности студентов средних специальных учебных заведений Дальнего Востока (1956—1991), чел.
Края, области 1956 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1991/1992
РСФСР 1220,0 1260,3 2259,3 2606,2 2693,1 2641,6 2478,3 2201,9
Приморский край 9,3 11,3 26,3 31,9 34,0 33,2 33,0 31,4
Хабаровский 13,7 18,7 31,2 41,0 41,4 37,6 34,2 31,6
Амурская область 6,7 6,4 13,5 18,4 20,1 18,8 18,1 18,0
Камчатская обл. 1,0 1,7 4,7 5,3 5,7 6,0 6,1 3,6
Сахалинская обл. 3,9 6,0 10,6 11,9 11,0 9,5 9,7 8,7
Магаданская обл. 2,1 2,7 3,8 4,2 4,0 3,9 4,0 4,2
Всего на Дальнем Востоке 36,7 46,8 90,1 112,7 116,2 109,0 115,1 97,5
Таблица составлена на основе источников: Народное хозяйство РСФСР: Стат. сб. М., 1957. С. 326, 328; Народное хозяйство РСФСР в 1960 г. М., 1961. С. 497; Народное хозяйство РСФСР в 1965 г. М., 1966. С. 472, 471; Народное хозяйство РСФСР в 1975 г. М., 1976. С. 456, 457; Образование и культура в Российской Федерации. М., 1992. С. 177, 179, 180
Во второй половине 50-х — в 80-е годы в стране определенное внимание уделялось укреплению материально-технической базы среднего специального образования, однако на Дальнем Востоке только во второй половине 60-х — в 70-е годы начали возводиться типовые учебные корпуса для средних специальных учебных заведений. Активизировалось строительство учебных зданий, студенческих общежитий и столовых после выхода 18 октября 1971 г.20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений».
По данным экономистов, в 1976—1980 гг. («пятилетка эффективности и качества») было введено в действие 39,0 тыс. кв. м учебно-лабораторных зданий для средних специальных учебных заведений Дальнего Востока, в 1981 — 1985 гг. — 25,2 тыс. кв. м, в 1986—1990 гг. — 12,3 тыс. кв. м, всего за 1976—1990 гг. — 76,5 тыс. кв. м21. Большое количество учебных площадей было введено в Приморском крае — 16,3 тыс. кв. м, в Хабаровском — 9,4 тыс., в Магаданской области — 8,4 тыс., Камчатской области — 4,9 тыс. кв. м. В Амурской и Сахалинской областях строительство учебных зданий еще не было завершено. Зато в следующей, одиннадцатой пятилетке, сдано в эксплуатацию соответственно 6,6 и 4,6 тыс. кв. м учебно-лабораторных зданий, в Приморском крае — 7,5, в Хабаровском — 3,3, в Магаданской области 3,2 тыс. кв. м. В двенадцатой пятилетке в Приморском крае введено в действие 2,1 тыс. кв. м и 10,2 тыс. кв. м — в Хабаровском. В остальных областях региона сданных объектов не было, а в 1990г. прирост учебно-лабораторных площадей в средних специальных учебных заведениях остано-вился22 вследствие углублявшегося экономического кризиса в стране.
По данным А.А. Максимца, за 20 лет, с 1965 по 1985 г. общая площадь средних специальных учебных заведений Дальнего Востока возросла в 2,2 раза и в расчете на одного студента очного обучения составляла 14,6 кв.м. Благодаря новому типовому строительству учебных комплексов в два раза снизилась доля арендуемых площадей, с 11% до 5%, как и в РСФСР, но в середине 80-х годов она все-таки составляла около 50 тыс. кв. м23. Увеличилась общая площадь техникумов и училищ в Приморском крае, Амурской
и Магаданской областях. В Хабаровском крае и Сахалинской области доля арендуемых площадей значительно снизилась, в Магаданской таковых не осталось.
В Приморском крае в эти годы были построены новые типовые учебные здания для Владивостокского судостроительного, Дальневосточного энергетического, Спасского индустриального, Владивостокского строительного (Министерства строительства СССР), кооперативного, авиационного, лесотехнического, гидромелиоративного техникумов, а также для мореходного училища (Министерства рыбного хозяйства СССР), Владивостокского педагогического училища № 2, Дальневосточного мореходного училища, Уссурийского совхоза-техникума общей площадью более 164 тыс. кв. м.
В Амурской области за этот же период построены корпуса для речного училища, финансово-кредитного, кооперативного, строительного, торгового, физкультурного и других техникумов и училищ. Новые здания получили в г. Хабаровске автодорожный, индустриальный, монтажный, железнодорожный, судостроительный, топографический техникумы, в Биробиджане — механический, механико-технологический техникумы, педагогическое и медицинское училища, в г. Комсомольске-на-Амуре — горно-металлургический техникум24.
Однако в 70-е—80-е годы темпы прироста учебных площадей имели тенденцию к снижению. И хотя размеры учебной площади в расчете на одного студента возросли с 2,6 кв.м в 1965 г. до 4,7 кв.м в 1985 г., тем не менее рост численности студентов опережал рост материально-технической базы25. В середине 80-х годов в среднем на одного студента приходилось 4,6 кв. м учебной площади при установленных нормативах 8 кв. м. В Хабаровском крае данный показатель составлял 5 кв. м, в Приморском крае — 4,4 кв. м., по данным совета директоров, не хватало еще около 10 тыс. кв. м учебных площадей26. В результате испытывался недостаток учебных кабинетов и лабораторий в Дальневосточном зооветеринарном техникуме, Уссурийском совхозе-техникуме, Владивостокском мореходном училище Министерства морского флота СССР, Уссурийском железнодорожном техникуме, Владивостокском гидрометеорологическом, Большекаменском судостроительном, Хабаровском лесотехническом и др.
В Амурской области некоторые средние специальные учебные заведения не имели собственных зданий и сооружений и вынуждены были арендовать их. Так, например, Свободненский техникум железнодорожного транспорта арендовал помещение в управлении Забайкальской железной дороги, Благовещенский технологический занимал на правах аренды бывшее общежитие. Свободненский кооперативный техникум располагался в старом здании постройки 1912 г., на одного студента в нем приходилось 2,5 кв. м учебной площади вместо 8-ми по установленным нормативам27.
Слабой была материально-техническая база почти всех медицинских, педагогических и культурно-просветительных училищ региона. Если техникумы промышленно-производственного профиля наряду с государственным финансированием получали определенную материально-техническую помощь от своих базовых предприятий, то указанные учебные заведения находились на ограниченном местном бюджете, формируемом по остаточному принципу. В аналогичном положении находились и однотипные средние специальные учебные заведения в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях28.
Кроме учебных комплексов возводились и общежития для студентов. Во второй половине 70-х — в 80-е годы на Дальнем Востоке было введено в строй 100,9 тыс. кв. м общежитий для студентов средних специальных учебных заведений29. Соответственно в Приморском крае 31,0 тыс. кв. м, в Ха-
баровском— 21,2, Амурской области— 14,2, Магаданской— 10,3, Сахалинской — 9,7, Камчатской — 4,5 тыс. кв. м30. Однако, по данным А.А. Мак-симца, в 60—80-е годы обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях техникумов и училищ в среднем составляла 50—60%. В связи с этим значительная часть студентов вынуждены были снимать частные квар-тиры31. Для этих целей в бюджете средних специальных учебных заведений предусматривалось выделение студентам, не получившим мест в общежитиях, так называемых «квартирных» денег.
Наряду с государственными ассигнованиями определенную помощь в материальном оснащении учебных аудиторий, кабинетов, мастерских, общежитий средних специальных учебных заведений оказывали и их базовые предприятия, такие, как Дальневосточное морское пароходство, Находкинский и Приморский судоремонтные заводы, производственное объединение «Кам-чатрыбпром», завод «Амурсталь», Дальзавод и др.32. Но деятельность шефствующих предприятий имела бессистемный, эпизодический и необязательный характер и зависела от доброй воли руководителей и настойчивости директоров техникумов и училищ.
В результате активной позиции администраций училищ Амурской области строительные организации оказывали шефскую поддержку Благовещенским коммунально-строительному и политехническому техникумам. В 70—80-е годы при активной поддержке организаций Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР было приобретено оборудование для Хабаровского автодорожного техникума (директор Н.В. Копылов)33. Значительно улучшилась материально-техническая база средних специальных учебных заведений Дальнего Востока благодаря активной жизненной позиции их руководителей директоров Н.Е. Мощанецкого (Владивостокский судостроительный техникум), Ю.И. Кашчатки (Петропавловск-Камчатское мореходное училище), Н.Л.Дегтярева (Магаданский политехнический техникум), А.С. Гриненко (Хабаровский технологический техникум), Г.К. Гурняка (Хабаровский электротехникум связи), Н.В. Золотарева (Благовещенский технологический техникум), А.И. Тикунова (Владивостокское мореходное училище Министерства рыбного хозяйства СССР), А.Т. Дашивеца, В.Е. Наумчика, В.А. Войтен-ко (Приморский авиационный техникум) и др.
Таким образом, материально-техническая база среднего специального образования дальневосточного региона в рассматриваемый период получила определенное развитие: увеличилась площадь учебно-лабораторных зданий, общежитий, столовых, улучшилось оснащение оборудованием, но в целом она все-таки отставала от роста контингента учащихся и не отвечала установленным нормативным требованиям.
Развитие среднего специального образования на Дальнем Востоке СССР в 50—80-е годы потребовало адекватного обеспечения его преподавательскими кадрами. В начальный период становления и развития техникумов и училищ педагогические коллективы формировались за счет квалифицированных специалистов производства, так как в стране и в регионе не было инженерно-педагогических вузов. В связи с этим в системе подготовки кадров среднего командного звена не хватало специалистов-педагогов с высшим инженерно-педагогическим образованием. Штатные должности техникумов и училищ не были заполнены преподавательским составом в полном объеме. По данным А.А. Максимца, в середине 60-х годов в системе ССО (среднее специальное образование) Дальнего Востока было занято 4,7 тыс. преподавателей, из них 3,5 тыс. (73%) штатных. Высшее образование имели 81% педагогов, неоконченное высшее — 3%, среднее специальное — 16%. Преподавателей
со стажем работы более 10 лет насчитывалось 40%, от 5 до 10 лет — 28%, менее 5 лет— 32%34. Приведенные данные свидетельствуют, что педагогические коллективы, как и сама система ССО, находились в стадии формирования.
В последующие годы образовательный уровень преподавательского состава дальневосточных техникумов и училищ значительно возрос. Этому способствовало, с одной стороны, развитие высшего образования в стране, с другой — принятие «Положения о средних специальных учебных заведениях» Совета Министров СССР (1969), в котором предусматривалось их комплектование в основном за счет специалистов с высшим образованием. Средние специальные учебные заведения Дальнего Востока стали комплектоваться преподавателями преимущественно из выпускников вузов региона, что способствовало формированию стабильных коллективов. В период с середины 60-х до середины 80-х годов удельный вес преподавателей с высшим образованием значительно возрос и составлял 95%. Число преподавателей со средним специальным образованием снизилось до 4%35. Общая численность преподавателей в системе ССО региона увеличилась в 1,3 раза, доля опытных преподавателей со стажем педагогической деятельности свыше 10 лет возросла с 40% в 1965 г. до 72% в 1985 г.
Таким образом, проблема обеспечения средних специальных учебных заведений региона высококвалифицированными преподавательскими кадрами в 50—80-е годы в основном была решена. Во многих техникумах и училищах сформировались стабильные педагогические коллективы. В числе лучших педагогических коллективов региональной системы ССО неоднократно отмечались коллективы Хабаровского техникума советской торговли, Владивостокского судостроительного техникума, Благовещенского педагогического училища № 1, Южно-Сахалинского техникума советской торговли, Магаданского политехнического техникума, Камчатского педагогического училища и др.
Подлинными мастерами педагогического труда зарекомендовали себя С.И. Карбышева, Н.Б. Кан (Южно-Сахалинский лесотехнический техникум), О.Н.Молчанова (Магаданский политехнический техникум), С.А. Яковлева (Магаданский совхоз-техникум), Р.М. Оплеснина (Благовещенский коммунально-строительный техникум), В.И. Пархоменко (Благовещенский политехнический техникум), С.В. Николаева (Амурский кооперативный техникум),
A.Ф. Бойкова (Амурский строительный техникум), М.М. Таран (Благовещенское педагогическое училище № 1), А.И.Федорова (Благовещенский экономический техникум), А.И. Старченко (Дальневосточный гидромелиоративный техникум), С.В. Кривошеева (Хабаровский технологический техникум),
B.Ф. Кожевников (Уссурийский железнодорожный техникум) и др.36
В учебном процессе системы ССО Дальнего Востока в 50—80-е годы применялись как традиционные методы обучения студентов, так и инновационные. В 50—60-е годы преимущественно использовались традиционные технологии обучения: уроки, лекции, тематические и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. В 70-е—80-е годы предпочтение уже отдавалось активным формам преподавания; проблемному обучению, урокам-экскурсиям, комплексным занятиям, широкому использованию межпредметных связей, технических средств обучения, деловых игр, уроков-конференций, олимпиад. Однако передовые инновационные методы обучения студентов не получили широкого распространения в учебных заведениях региона в силу консерватизма некоторых преподавателей, их незаинтересованности в нововведениях из-за недостаточного материального стимулирования, слабости
материально-технической базы, низкого уровня учебно-методической работы и общеобразовательной подготовки выпускников школ, недостатков в профориентационной работе.
Анализ результатов выпускных экзаменов в 60—80-е годы показал, что в системе среднего специального образования Дальнего Востока, как и РСФСР, происходило снижение успеваемости студентов и соответственно качества подготовки специалистов. Наиболее слабым местом в обучении студентов была производственная практика, что являлось следствием недостаточного развития материально-технической базы техникумов и училищ, особенно гуманитарных и медицинских, и прямых связей с производством.
С расширением сети средних специальных учебных заведений на Дальнем Востоке в 50—80-е годы, ростом контингента студентов в них соответственно увеличивался и выпуск специалистов. Так, за 1959—1965 гг. 29 средних специальных учебных заведений Приморского края выпустили 19 300 специалистов по 59 специальностям37, из них 5 740 техников по 53 специальностям; в Хабаровском крае было подготовлено 8088 техников по 45 специальностям38. По данным А.А. Максимца, за 1966—1985 гг. в средних специальных учебных заведениях Дальнего Востока подготовлено 497 тыс. специалистов. По подсчетам автора, за 1986—1991 гг. в средних специальных учебных заведениях Дальнего Востока подготовлено 160 604 специалиста37.
Таблица 3
Выпуск специалистов из средних специальных учебных заведений Дальнего Востока (1970—1991 гг.), чел.
Края, области 1970 1980 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1986—1991
Приморский край 6681 7897 7548 8041 7731 7342 7524 7438 7575 45651
Хабаровский край 7980 10448 8857 8777 8678 8662 8476 8511 8273 51377
Амурская область 3331 5867 5032 5059 5246 5081 5146 5120 4979 30631
Камчатская область 1041 1244 1365 1417 1283 1458 1627 1472 1038 8295
Магаданская область 685 982 982 943 1056 997 946 964 899 5805
Сахалинская область 2425 2350 2219 2171 2086 2193 2460 2375 2581 13866
Всего на Дальнем Востоке 22143 28788 26003 26408 26080 25733 26179 25880 25345 155626
РСФСР 595490 720701 658998 664258 674940 647243 639735 636589 623223 3885988
Таблица составлена на основе источников: Народное образование и культура в РСФСР. М., 1989. С. 180—181, 191, 192; Народное образование и культура в РСФСР. М., 1992. С. 191 — 192.
Таким образом, в 50—80-е годы, по предварительным неполным данным, в системе среднего специального образования Дальнего Востока подготовлено 686 904 специалиста (см. табл. 3).
Соответственно почти в 7 раз возросла и их численность в народнохозяйственном комплексе региона (см. табл. 4): с 79,2 тыс.чел. в 1957 г. до 549,8 тыс.чел. в 1985 г.40
Однако задача полного удовлетворения потребностей региона в специалистах среднего звена оказалась невыполненной. Так, например, в Приморс-
Таблица 4
Динамика численности специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Дальнего Востока (1957—1985), тыс. чел.
Края, области 1957 1960 1965 1970 1975 1980 1985
Приморский край 22,0 38,5 58,5 77,6 110,7 130,2 157,6
Хабаровский край 25,5 38,6 52,0 73,8 98,2 123,9 141,0
Амурская область 12,0 17,5 22,7 31,8 47,3 61,0 73,5
Камчатская обл. нет данных 8,5 12,8 21,2 29,7 38,3 44,8
Магаданская обл. 6,9 12,5 19,8 31,3 44,4 56,5 63,4
Сахалинская обл. 12,8 20,8 26,2 36,2 48,6 63,5 69,5
Всего на Дальнем Востоке 79,2 136,4 192,0 271,9 378,9 473,4 549,8
РСФСР 2506,0 3247,6 4353,0 6006,6 7950,6 9835,6 11148,6
Таблица составлена автором на основе источников: Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве РСФСР. М., 1988. С. 21, 22,24; Народное хозяйство Амурской области за 1971 — 1975 гг. Благовещенск, 1976. С. 148; Народное хозяйство РСФСР. М., 1957. С. 274; Народное хозяйство Приморского края за 1966—1970 гг. Владивосток, 1972. С. 295; Марголин А.Б. Проблемы народного хозяйства Дальнего Востока. М., 1963. С. 252; Народное хозяйство Магаданской области в девятой пятилетке. Магадан, 1976. С. 83.
ком крае в 1980-е годы ежегодный выпуск специалистов из средних специальных учебных заведений составлял 7,5 тыс. чел. В результате потребности края в специалистах удовлетворялись на 115%, но по номенклатуре специальностей— только на 60%. Около 40% специалистов приходилось привлекать из других регионов РСФСР41. Сложившиеся диспропорции в подготовке кадров среднего звена привели к тому, что во второй половине 80-х годов потребности промышленности Приморского края не удовлетворялись по 35 специальностям, в том числе по энергетике, электронике, химической технологии. При этом часть специалистов использовались в качестве рабочих, а ряд должностей (в частности, на предприятиях «Дальрыбы») замещали практики42.
Таким образом, во второй половине 50-х — в 80-е годы система среднего специального образования на Дальнем Востоке получила дальнейшее развитие: значительно расширилась сеть учебных заведений, номенклатура специальностей в них, улучшилось материально-техническое обеспечение, качественно вырос педагогический потенциал, увеличились контингент студентов и выпуск специалистов. Однако полного удовлетворения потребностей многоотраслевого народнохозяйственного комплекса региона достигнуть, как это планировалось, не удалось. При более высоких, чем в РСФСР, темпах развития среднего специального образования на Дальнем Востоке, в условиях ведомственной подчиненности учебных заведений и существенных недостатков в планировании подготовки командных кадров среднего звена, диспропорциях в системе ССО, в ряде отраслей народного хозяйства региона имел место переизбыток специалистов, а в других ощущался их недостаток (например, рыбная промышленность, морской флот, здравоохранение, просвещение, бытовое обслуживание, торговля, строительство43. Сложившаяся в 50—80-е годы XX в. практика подготовки и использования специалистов со средним специальным образованием вошла в противоречия с реальными потребностями народнохозяйственного комплекса региона.
1 Коллекция документов партийного архива Хабаровского крайкома КПСС (ПАХК КПСС.) Ф. 35. Оп. 22. Д. 88. Л. 63—66.
2 Там же. Л. 105—107; Д. 40. Л. 29.
3 Там же. Оп. 17. Д. 97. Л. 64.
4 ГАХК. Ф. 719. Оп. 27. Д. 69. Л. 1, 53, 51, 90; Д. 94. Л. 17.
5 Там же. Л. 102; Д. 113. Л. 58, 82; Шулятьев Д.А. Лесозаготовительная промышленность Дальнего Востока: Ист.-экон. очерк. Хабаровск, 1974. С. 268.
6 ГАХК. Ф. 719. Оп. 27. Д. 107. Л. 35; 4. Д. 94. Л. 62. Народное хозяйство Приморского края. Владивосток, 1958. С. 170—171; Бенсман Э.Г. Культурное строительство в Хабаровском крае. Хабаровск, 1965. С. 45, 46, 47.
7 ГАХК. Ф. 719. Оп. 27. Д. 69. Л. 54—57.
8 Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием»: Постановление Совета министров и ЦК КПСС 30 августа 1954 г. // Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1958. С. 295—309.
9 Гирийчук В.Я., Черновицкий А.Б. Возникновение и развитие среднего специального образования в Приморском крае. Владивосток, 1999. С. 29—30.
10 Там же. С. 6.
11 Там же. С. 10.
12 Там же. С. 19—20.
13 Там же. С. 21.
14 Там же. С. 24, 25, 27.
15 Там же. С. 31—34.
16 Там же. С. 35—36.
17 Там же. С. 38, 39, 42.
18 Там же. С. 43, 44; 46, 49.
19 Подготовка инженерно-технических кадров через систему высшего и среднего специального образования для отраслей народного хозяйства Дальнего Востока. Владивосток, 1988.
20 См.: Народное образование в СССР: Сб. нормативных актов. М.: Юридическая литература. 1987. С. 297—298.
21 См.: Дальний Восток России: Экономическое обозрение. 1993. С 21. Прил.
22 Там же.
23 Максимец А.А. Развитие сети учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Дальнего Востока (1965—1985 гг.). Препринт. Владивосток, 1990. С. 10, 11.
24 Там же. С. 11, 16.
25 Там же. С. 13.
26 Там же. С 14.
27 Там же. С. 22.
28 Там же. С. 22, 23, 24, 25.
29 Дальний Восток России. С. 21.
30 Там же. (Подсчит. автором).
31 Максимец А.А. Развитие сети ... С. 30, 32.
32 Там же. С. 26.
33 Там же.
34 Максимец А.А. Развитие системы среднего специального образования Дальнего Востока (1965— 1985 гг.). (Неопубл. рукопись).
35 Там же.
36 Там же.
37 См.: 50 лет советскому Приморью: Хроника событий. 1917—1967. Владивосток, 1968. С. 324.
38 ГАХК. Ф. 1163. Оп. 1. Д. 994. Л. 35, 37; Деревянко А.П. Подготовка технических кадров на Дальнем Востоке (1959—1965) // Рефераты докладов и сообщений. Владивосток, 1973. Вып. 1. С. 113.
39 Народное образование и культура в Российской Федерации. 1992. М., 1992. С. 191 —192.
40 Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве РСФСР. М., 1988. С. 21, 22, 24; Народное хозяйство РСФСР. М., 1957. С. 274.
41 Оленин С.П. Социологические аспекты проблемы повышения качества подготовки специалистов для народного хозяйства // Пути повышения эффективности подготовки и использование кадров. Владивосток, 1988. С. 6.
42 Там же. С. 4, 7.
43 Гирийчук В.Я. Повышение качества подготовки и социально-экономической эффективности использования кадров со средним специальным образованием // Пути повышения эффективности подготовки и использование кадров. Владивосток, 1988. С. 24—26.
SUMMARY: «Secondary Special Education» is the title of the article by Candidate of Historical Sciences Vasily G.Makarenko. The author elucidates this problem describing the Far East in the 50-s — 80-s of the 20th century, marking basic directions in training specialists of the secondary level that was conditioned mainly by geographic peculiarities of the region.