Научная статья на тему 'Из истории высшего образования на Дальнем Востоке России (1899-1975 гг. )'

Из истории высшего образования на Дальнем Востоке России (1899-1975 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилова Л.А.

Статья посвящена истории высшей школы Дальнего Востока России, начиная с основания Восточного института в 1899 г. Основное внимание уделяется осмыслению процессов и явлений в высшем образовании периода 60-70х годов ХХ века. Показано, как под влиянием ускоренных темпов развития народного хозяйства, технического прогресса происходили изменения в структуре, специализации и территориальном расположении высших учебных заведений региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории высшего образования на Дальнем Востоке России (1899-1975 гг. )»

JLA. Курилова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ДВГАЗУ

ИЗ ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (1899-1975гг.)

Статья посвящена истории высшей школы Дальнего Востока России, начиная с основания Восточного института в 1899 г. Основное внимание уделяется осмыслению процессов и явлений в высшем образовании периода 60-70-х годов XX века. Показано, как под влиянием ускоренных темпов развития народного хозяйства, технического прогресса происходили изменения в структуре, специализации и территориальном расположении высших учебных заведений региона.

1999 г. был юбилейным для высшей школы Дальнего Востока России: ей исполнилось 100 лет. Первым высшим учебным заведением в регионе стал Восточный институт, открытие которого состоялось 21 октября 1899 г.: 26 студентов, 4 вольнослушателя и 8 преподавателей - таков первый немногочисленный состав этого института.

В 1918 г. во Владивостоке открылись историко-филологический факультет и Политехнический институт. Оба были частными учебными заведениями. В 1919 г. при Восточном институте образован юридический факультет. Однако продолжает ощущаться острая необходимость создания на Дальнем Востоке России университета - научного и культурно-просветительного центра. Прогрессивная общественность прекрасно понимала, что без учебного заведения такого уровня немыслимо дальнейшее экономическое и культурное развитие региона, поэтому ученые во главе с профессором Восточного института A.B. Гребенщиковым ходатайствуют перед тогдашним местным правительством - Областной земской управой - о создании университета.

Постановление об открытии Государственного Дальневосточного университета (ГДУ)1 издано 17 апреля 1920 г. ГДУ был учрежден в составе трех факультетов: восточного, историко-филологического и общественных наук (юридико-экономического). С этого времени Восточный институт становится его факультетом. Экономический факультет частного Владивостокского политехнического института также был включен в состав университета, слившись с юридическим факультетом в факультет общественных наук [27]. Так было положено начало высшему образованию на Дальнем Востоке России.

1 Названия вузов даны такими, какими они были в прошлом, современные названия приведены в примечании.

Высшая школа этого периода испытывала большие материальные трудности, а также недостаток научных кадров. Поэтому в 1923 г. для объединения имевшихся во Владивостоке малочисленных научных сил и учебно-лабораторной базы Политехнический институт был включен в состав Дальневосточного государственного университета в качестве технического факультета. В 1924 г. на все факультеты университета принято 473 студента, на его содержание отпущено 637 200 руб. В университет были приглашены лучшие научные силы Сибири и Дальнего Востока страны: профессора A.B. Гребенщиков, Н.В. Кюнер, A.B. Рудаков, Е.А. Поливанов, Е.Г. Спальвин, П.П. Шмидт и др. Уже в 1926 г. университет выпустил 122 специалиста высшей квалификации, в 1927 г. - 273, в 1928 г. - 388, в 1929 г. - 436, в 1930 г. - 400 [25].

Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы первой пятилетки обусловило необходимость реорганизации университета. Осенью 1930 г. его технический факультет был преобразован в Дальневосточный политехнический институт в составе четырех факультетов - инженерно-строительного, механического и химического. Начинается также создание сети высших учебных заведений не только во Владивостоке, но и в других городах региона. Так, в сентябре 1930 г. начал свою деятельность Хабаровский медицинский институт. В том же году по решению Советского правительства в Благовещенске открыт агропедагогиче-ский институт, который в 1934 г. был преобразован в педагогический и начал готовить учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики, географии и биологии для семилетних и средних школ. В 1934 г. в Дальневосточном крае действовало 5 высших учебных заведений, в 1935 г. - уже 7 [26]. В 1938 г. в Хабаровске были открыты педагогический институт и институт инженеров железнодорожного транспорта [17].

Однако созданные вузы не могли в полной мере удовлетворить потребности быстрорастущего народного хозяйства региона в высококвалифицированных специалистах. Дальний Восток продолжал ощущать большой недостаток в учительских и медицинских кадрах. Педагогические вузы Сибири и Дальнего Востока в 40-х годах обеспечивали школы кадрами только на 40% [22]. Если в городах и областях Российской Федерации на одного врача приходилось 300-400 чел., то в Приморском крае - 582 чел., а в Артеме - 607 чел. [15]. В силу этих причин в 50-х годах на Дальнем Востоке создается ряд новых вузов: медицинские институты - в 1952 г. в Благовещенске и в 1958 г. во Владивостоке, педагогические - в 1949 г. в Южно-Сахалинске, в 1954 г. в Комсомольске-на-Амуре, в 1958 г. в Петропавловске-Камчатском, в 1961 г. в Магадане.

В целях удовлетворения потребности промышленности и сельского хозяйства в инженерных кадрах образуются технические и сельскохозяйственные вузы. С 1944 г. высшие командные кадры для морского флота стало готовить Владивостокское мореходное училище. В 1950 г. открывается сельскохозяйственный институт в Благовещенске, в 1957 - в Уссурийске. С 1952 г. во Владивостоке действует Дальневосточный институт рыбной промышленности и хозяйства. С 1955 г. подготовка инженерно-технических кадров началась в вечернем политехническом институте

Комсомольска-на-Амуре и с 1958 г. - в Хабаровском политехническом институте [9]. Таким образом, 30-50-е годы явились периодом организации сети инженерных, медицинских и педагогических вузов на Дальнем Востоке. В это время была заложена основа подготовки кадров высшей квалификации по специальностям, необходимым для народного хозяйства, науки и культуры региона. С 1935 по 1965 г. число вузов на Дальнем Востоке возросло с 7 до 22. Только в Приморском крае в 1965 г. 10 вузов готовили специалистов по 87 специальностям [21].

Дальнейшее развитие высшее образование получило в 60-70-е годы - в период, когда вузы должны были не только увеличивать выпуск специалистов, но и улучшать качество их подготовки. Нужны были работники, владеющие знаниями на уровне новейших достижений науки и техники, имеющие необходимую экономическую подготовку, умеющие квалифицированно решать задачи научно-технического прогресса, научной организации труда и управления производством.

Подготовка кадров, ее темпы, характер определяются прежде всего развитием хозяйства, потребностями производства. С 20-х годов XX века фактически было положено начало ускоренному развитию производительных сил Дальнего Востока страны. Особое внимание экономическому развитию региона уделялось в 60-70-е годы. Государство в то время рассматривало проблему ускоренного развития производительных сил Дальнего Востока как главную народнохозяйственную задачу. Одним из важнейших факторов такого развития явились богатые природные ресурсы. Именно здесь были сосредоточены основные запасы олова, алмазов, золота, слюды, флюоритовых руд, крупные месторождения вольфрама, ртути, свинца, цинка, железных руд, угля, газа, разнообразных строительных материалов. Дальний Восток представлял собой также важнейший рыбопромысловый район страны. В пресных и морских водах насчитывалось свыше 300 видов различных рыб [19]. Регион давал 35% общесоюзной добычи рыбы, морского зверя и морепродуктов [12]. Располагал он и большими запасами лесных ресурсов. Площади, покрытые лесом, превышали 2,5 млн км2 - 40,7% территории региона [19].

В 60-70-е годы большое внимание уделялось ускоренным темпам развития цветной металлургии, рыбной, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, укреплению энергетической базы, опережающему развитию строительной индустрии и промышленности строительных материалов. За годы восьмой пятилетки было создано энергетическое кольцо Райчихинск - Белогорск - Свободный - Благовещенск - Райчихинск. В 1970 г. завершилось строительство высоковольтной линии от Райчихинска к Лондоко, Биробиджану и к Хабаровской ТЭЦ, положившей начало созданию единой дальневосточной энергосистемы [1]. В 1971 г. вступила в строй ЛЭП Бикин - Лучегорск, соединившая энергосистему Хабаровского и Приморского краев с закольцованной энергосистемой Амурской области. Создавался огромный энергетический "мост" от берегов Тихого океана до строительной площадки Зейской ГЭС общей протяженностью более 2000 км.

Дальний Восток представлял собой и крупный промышленный район. В 1975 г. в валовой продукции промышленности Дальнего Восто-

ка машиностроение составляло 22%. Ведущее место стало занимать транспортное, электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение. В общесоюзном производстве некоторых видов машин и оборудования доля региона была довольно значительна: в производстве литейного оборудования - более 30%, мостовых, электрических кранов - 17%, энергетического оборудования - около 6%, судоремонта - 30% [24]. Каждую третью литейную машину в нашей стране выпускал завод "Амурлитмаш" в Комсомольске-на-Амуре.

Высокими темпами росли производственные мощности в судостроении и машиностроении. В Благовещенске строился завод "Электроприбор", в Свободном - завод высоковольтной аппаратуры, во Владивостоке - инструментальный завод, в Уссурийске - завод сменнозапасных частей. В Приморье началось строительство крупных судоремонтных заводов в бухтах Славянка, Патрокл, базы флота для судов в бухте Преображения. Важнейшую роль на Дальнем Востоке играла транспортная система - железнодорожная, автомобильная. Исключительное место занимала морская транспортная система. Она обеспечивала экономические связи Камчатской и Магаданской областей, а также Сахалина и Курильских островов с южной частью региона.

За годы восьмой пятилетки в эксплуатацию был введен высокомеханизированный лесной комплекс в порту Находка, на мысе Астафьева, завершена реконструкция порта Владивосток. В 1971 г. в районе бухты Находки началось сооружение крупнейшего в стране Восточного порта многоцелевого назначения с пассажирским и лесным причалами. Уже в декабре 1973 г. вступил в строй причал, от которого проводили в рейс первое судно.

Комплексное и ускоренное развитие хозяйства и производительных сил Дальневосточного экономического района остро поставило вопрос о расширении масштабов подготовки кадров, вызвало повышенный спрос на высококвалифицированных специалистов. Несмотря на заметный количественный и качественный рост специалистов с высшим образованием, он не удовлетворял потребности быстро развивавшегося народного хозяйства. В середине 60-х годов еще довольно высоким оставался процент практиков на инженерно-технических должностях в промышленности региона. В Хабаровском крае, например, в отдельных отраслях промышленности они составляли более 30% [10].

В ряде районов Дальнего Востока наиболее сильно ощущалась потребность в высококвалифицированных специалистах. Кадры с высшим образованием на должностях руководителей и специалистов в цветной металлургии, машиностроении и металлообработке в Магаданской области составили соответсвенно 24,4 и 20,1%. [13]. Большая часть специалистов имела неполное среднее образование. В целом по промышленности Магаданской области на долю практиков приходилось 48,4%, в цветной металлургии и машиностроении - соответственно 48,9 и 47,3%. Высокий удельный вес практиков был среди инженерно-технических кадров в промышленности Сахалинской области: в топливной - 30,6%, угольной - 28,7, нефтедобывающей - 39,9, производстве электроэнергии - 43^4, машиностроительной - 34,6% [16]. Доля практиков на должностях руко-

водителей и специалистов промышленных предприятий Амурской области превышала 40%. В лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности практики занимали половину должностей инженеров и техников: в Хабаровском крае - 48,6%, на Сахалине - 45,5%, в Магаданской области - 71,0% [14]. В производственном объединении "Амурлес" в 1968 г. среди руководящих и инженерно-технических кадров было 55,2% практиков [2].

Острый недостаток в инженерно-технических кадрах испытывало лесное хозяйство региона - в Хабаровском крае, например, в 1966 г. на долю практиков приходилось 51,2% [18]. Аналогичная картина наблюдалась в рыбной промышленности. Удельный вес специалистов высшей квалификации в рыбной промышленности Магаданской области в 1966 г. не превышал 13,1%, практики составляли 52,8% [13, л.26]. Только 35,8% специалистов Камчатрыбпрома в 1966 г. имели образование, соответствующее занимаемой ими должности; 22,7% приходилось на специалистов со средним специальным образованием и 28,4% - на практиков [6]. Удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием на инженерно-технических должностях в Камчатском морском пароходстве в 1966 г. составлял 62,3% [3].

Несмотря на ряд преимуществ, которыми обладали практики (более глубокое знание жизни, большая ответственность, дисциплинированность и т.д.), в условиях быстрого развития науки и техники, ускоряющихся производственных процессов необходимы были инженерные знания, способность к получению и восприятию новой информации, использованию научных достижений, научному и техническому творчеству.

Следует учитывать и процесс старения инженерных знаний, ускоряющийся с увеличением потока информации. Ученые подсчитали, что для 60-70-х годов старение инженерных знаний шло со скоростью порядка 5% в год. Если раньше профессиональных знаний специалисту хватало на 30-40 лет, то в 60-70-е годы уже через 10 лет инженер имел лишь половину нужного для его деятельности научного багажа [20]. В связи с этим возникла необходимость постоянного повышения квалификации и обновления знаний. В этом плане наиболее мобильными и гибкими были именно специалисты. Совершенно ясно, что эффективность работы усложняющихся технологически и все более развивающихся на научной основе отраслей народного хозяйства и само совершенствование производственных процессов в большой степени зависели от глубокой теоретической и достаточной специальной подготовки кадров.

Отдаленность Дальнего Востока от центральных районов страны, специфика природных и климатических условий, во многом определявших текучесть кадров, быстрое развитие народного хозяйства - все это выдвигало необходимость дальнейшего укрепления системы высшего образования и расширения подготовки специалистов из числа местного населения.

Ускоренные темпы развития в 60-70-е годы получили вузы, готовившие специалистов для основных отраслей промышленности, строительства, транспорта, связи Дальнего Востока. Однако их материально-техническая база, от которой зависели не только возможности количест-

венного роста студенчества, но и совершенствование учебного процесса, организация и развитие научных исследований, была весьма слабой. По размеру учебных площадей большинство вузов региона отставало от вузов центральных районов страны. Если в Ленинградском и Красноярском политехнических институтах учебная площадь на одного студента составляла в 1967 г. более 7 м2, то в ДВГУ и ДВПИ - соответственно 3,6 и 4,6 м2. Некоторые факультеты вузов вынуждены были проводить занятия в арендуемых и малоприспособленных помещениях. В ДВГУ, например, занятия проходили в три смены. Поэтому вузы стали строить комплексы, включавшие учебные и лабораторные корпуса, учебно-экспериментальные мастерские, научно-исследовательские лаборатории, студенческие общежития, столовые, спортивные сооружения. За 10 лет общая площадь зданий и учебно-лабораторных помещений вузов Хабаровского края и Амурской области выросла в 1,5 раза, а площадь общежитий - в 1,6 раза [12].

Лаборатории оснащались современным научным оборудованием. ДВГУ приобрел комплексные лаборатории химии, биохимии, 5 лингафонных кабинетов, 7 лазерных установок. Только в 1975 г. ДВПИ получил нового оборудования на 100 тыс. руб. Современную технику и оборудование получили более 90 учебных лабораторий ХабИИЖТа.

Рост учебных площадей полностью не покрыл потребности высшей школы в учебно-лабораторных помещениях, однако дал возможность увеличить численность студентов дневной формы обучения, которая получает преимущественное развитие как наиболее эффективная и отвечающая потребностям производства. Если на вечерних отделениях технических институтов прием студентов несколько снизился, то на дневных наблюдался непрерывный рост числа первокурсников. С 1965 по 1976 г. планы приема студентов выросли в 1,6 раза. В 1966 г. по сравнению с 1959 г. на первые курсы дневных отделений технических институтов было принято студентов больше в 3,6 раза; в 1975 г. - в 5 раз [28].

Общая тенденция развития технических вузов этого периода - превращение их в крупные центры по подготовке инженерных кадров. Становление крупных вузовских центров на Дальнем Востоке, где ощущался недостаток кадров высшей квалификации, явилось важнейшим фактором количественного роста студентов и повышения качества подготовки специалистов. Именно такие вузовские центры, располагая квалифицированным профессорско-преподавательским составом и научными школами, могли в наибольшей степени приблизить подготовку кадров к требованиям производства, потребностям развивавшегося народного хозяйства. Укрупнение технических учебных заведений выразилось прежде всего в увеличении числа студентов, обучавшихся на всех курсах. Если в 1966 г. в ДВПИ на дневном, вечернем и заочном отделениях обучалось 7982 студента, то в 1975 г. - около 9 тыс. В целом по техническим вузам региона число студентов дневной формы обучения возросло в 1,5 раза. По ряду политехнических вузов этот показатель был выше: в Дальневосточном и Хабаровском - в 1,7; в Комсомольком-на-Амуре - в 4,3 раза. Выпуски инженерных кадров техническими вузами Дальнего Востока по

десяткам специальностей возрастали в течение всего периода 60-70-х годов и к концу 1975 г. увеличились в 1,7 раза по сравнению с 1966 г. [28].

Огромный вклад в развитие производительных сил Дальнего Востока, в создание новых отраслей промышленности, в подготовку кадров технической интеллигенции внес крупнейший вуз региона - Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева (ДВПИ). О роли института в развитии народного хозяйства говорит то, что питомцы его составляли от 50 до 90% инженерно-технических работников предприятий Дальнего Востока. Многие выпускники института стали крупными хозяйственными руководителями, известными учеными. Это Герой Социалистического Труда А.Т. Деев, лауреат Ленинской премии П.П. Пустынцев, дважды лауреаты Государственной премии А.Е Десов, Я.М Болбачян, М.И. Агошков, лауреаты Ленинской и Государственной премий К.В. Любавский, К.И. Мельниченко, З.Г. Сгибнев, В.В. Дьяченко, М.Р. Асененко, Е.В. Соколов, И.Н. Плаксин, Ю.З. Кучмин и др. За большие заслуги в подготовке инженерных кадров и развитии науки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1970 г. ДВПИ был награжден орденом Трудового Красного Знамени [29]. За годы восьмой и девятой пятилеток (1966-1975 гг.) ДВПИ подготовил более 10 тыс. специалистов для машиностроительной, энергетической, строительной, горнодобывающей и других отраслей промышленности Дальнего Востока'.

Другим крупнейшим техническим вузом стал Хабаровский политехнический институт, созданный в 1958 г. Если в 1959 г. в институт поступило 525 студентов, в 1966 г. - 2411, то в 1975 г. - 3050 чел. В институте в 1975 г. на всех курсах обучалось 13243 студента. За 1966-1975 гг. ХПИ подготовил 11714 специалистов для машиностроения, судостроения, строительной и автодорожной, лесной и деревообрабатывающей отраслей промышленности [30].

Быстрыми темпами шло развитие Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТа). На 9 его факультетах: механическом, электрификации, строительства, эксплуатации железных дорог, автоматики, телемеханики и связи велась подготовка по 18 инженерным специальностям.

Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адмирала Г.И. Невельского (ДВВИМУ) только за годы восьмой и девятой пятилеток подготовило около 4 тыс. специалистов: судоводителей, механиков, электромехаников, судоремонтников и эксплуатационников. Судоводительский, судомеханический и электромеханический факультеты осуществляли подготовку кадров по семи специальностям: судовождение, организация перевозок и управления на транспорте, эксплуатация судовых энергетических установок, проектирование и производство судового энергетического оборудования, электрооборудование и автоматика судов, техническая экспуатация транспортного оборудования.

Дальневосточный институт рыбной промышленности и хозяйства (Дальрыбвтуз) увеличил выпуск инженеров с 410 чел. в 1966 г. до 664

1 Подсчитано автором на основании: ЦА МВССО РСФСР. Дислокация вузов по экономическим районам в 1966-1975 гг.

чел. в 1975 г. На пяти факультетах - мореходном, промышленного рыболовства и эксплуатации водного транспорта, механическом, технологическом, инженерно-экономическом обучались студенты по одиннадцати специальностям. На мореходном факультете студенты получали знания по управлению судном, навигации, мореходной астрономии, мореходному и рыболовному праву, вычислительной технике и программированию, автоматизации судовых силовых установок, судовой автоматике, судовой электронике. Для отработки практических навыков по управлению судами и судовыми энергетическими установками мореходный факультет был оснащен уникальными тренажерами. Механический факультет готовил специалистов, способных руководить экспуатацией самого современного в те годы технологического и холодильного оборудования, проектировать и создавать новейшие аппараты, робототехнические комплексы и гибкие производственные системы с использованием вычислительной техники.

Особое учебное заведение региона - Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О Макарова, созданное в 1937 г. и осуществившее первый выпуск офицеров 24 июня 1941 г., готовило командно-инженерные кадры на пяти факультетах: штурманском, радиотехнических средств корабля, минно-торпедного вооружения корабля, корабельных средств связи и гидротехнических средств корабля.

Закономерное явление высшей технической школы - ее специализация. Ускоренное развитие народного хозяйства Дальнего Востока, образование промышленно-хозяйственных комплексов, концентрация производства, рациональное его размещение оказали определяющее влияние на углубление специализации технических вузов, совершенствование их внутренней структуры и территориальное размещение. В отличие от центральных районов страны, специализация дальневосточных вузов имела свои особенности. Она отражала специфику природных условий, географического положения и структуру народного хозяйства региона. Межвузовская специализация определялась прежде всего потребностями в кадрах основных отраслей промышленности, получивших ускоренное развитие в 60-80-е годы.

Специализация проходила в направлении увеличения подготовки кадров по геологии, судоремонту и судостроению, рыбной промышленности, морскому транспорту, лесной промышленности и лесному хозяйству. Определенная специфика сложилась и в типовом характере технических вузов. Если в центральных районах страны наряду с политехническими быстро росли специализированные институты, занятые подготовкой кадров для отдельных отраслей промышленности, то на Дальнем Востоке главенствующее положение и интенсивное развитие получили вузы политехнического типа. Именно внутри таких вузов, а не отдельно от них рождались новые факультеты и отделения, специализировавшиеся на подготовке инженеров различных профилей. Такие высшие учебные заведения в условиях Дальнего Востока, где еще ощущался определенный недостаток докторов наук, профессоров, открывали возможности для концентрации научных сил и материальных ресурсов, организации крупных кафедр и подготовки специалистов широкого профиля.

Потребность народного хозяйства региона в кадрах тех или иных специальностей объективно влекла за собой соответствующие изменения в работе дальневосточных вузов. В 1970 г. в ДВПИ была увеличена подготовка инженеров по судостроительству и судостроению, а также для горнорудной и строительной промышленности. Глубокая специализация наблюдалась на горном факультете. В 1965 г. здесь выделяются горный факультет с обучением по специальностям "Технология и комплексная механизация подземной разведки месторождений полезных ископаемых", "Горные машины и комплексы" и геологический. В целях более полного удовлетворения потребности региона в специальностях по электрификации и автоматизации горных работ в 1967 г. была организована подготовка кадров по этой специальности на дневных и вечерних отделениях. Широкое развитие получил геологический факультет. Став самостоятельным с 1965 г., он готовил инженеров по геологии и разведке месторождений полезных ископаемых. Для обеспечения потребности в кадрах по освоению минерально-сырьевых ресурсов Дальнего Востока в 1969 г. на факультете была открыта новая специальность "Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых". В 1974 г. профиль ее был расширен: она включила геологическую съемку, поиск и разведку полезных ископаемых. С целью расширения подготовки инженеров-строителей водных путей и портов в сентябре 1965 г. строительный факультет ДВПИ разделился на два самостоятельных: инженерно-строительный и гидротехнический. Последний стал готовить специалистов по гидротехническому строительству водных путей и портов, теплогазоснабжению, вентиляции и водоснабжению [31].

Особенности промышленного развития Хабаровского края и прилегающих к нему районов определили специализацию ХПИ по подготовке инженеров для автомобильной, деревообрабатывающей, лесной, машиностроительной отраслей промышленности. В 60-70-е годы в связи с перспективами дальнейшего развития лесной промышленности возникла необходимость расширить подготовку инженерных кадров для этой отрасли. Впервые на Дальнем Востоке в 1963 г. на лесоинженерном факультете ХПИ была начата подготовка по специальности "Машины, механизмы лесной и деревообрабатывающей промышленности", в 1965 г. -по специальности "Химическая технология целлюлозно-бумажной промышленности", в 1966 г. - по специальности "Машины и аппараты целлюлозно-бумажного производства и сельскохозяйственные машины". Увеличившееся число специальностей потребовало реорганизации лесо-инженерного факультета и создания на базе химико-технологического отделения самостоятельного факультета, на котором в 1967 г. обучалось 1300 студентов очного и 460 заочного обучения [23]. В 1978 г. при ХПИ был открыт филиал Московского лесотехнического института, который стал готовить кадры для лесной промышленности из специалистов со средним специальным образованием (3-летнее обучение) [3].

Специфические условия строительства автомобильных и железных дорог на Дальнем Востоке, развернувшееся в те годы строительство БАМа увеличили потребность в инженерах по проектированию, строительству и эксплуатации мостов и тоннелей. В 1971 г. на дорожном факульте-

те ХПИ и в 1972 г. в ХабИИЖТе на факультете "Строительство железных дорог" началась подготовка кадров по специальности "Мосты и тоннели". В 1976 г. ХПИ впервые выпустил по новой специальности 38 инженеров. В 1977 г. в ХабИИЖТе был создан факультет "Мосты и тоннели".

В связи с быстрым ростом городов, увеличением потока транспорта потребовались специалисты по проектированию и строительству городских дорог и специальных сооружений. С 1974 г. на дорожном факультете ХПИ была введена специализация "Городские транспортные сооружения", в 1977 г. создан архитектурный факультет.

Углублением специализации явилось создание новых кафедр, а также отделение от ранее существовавших многопрофильных кафедр новых, с более выраженной профессиональной ориентацией. Так, в 1967 г. в ДВПИ открывается кафедра инженерной геологии и механики грунтов и кафедра технологии машиностроения. С целью расширения подготовки инженеров-кораблестроителей в институте была открыта в 1966 г. кафедра проектирования судов. В ХПИ в 1968 г. появились кафедры автомобилей и тракторов, технологии целлюлозно-бумажного производства, санитарной техники, в 1969 г. - кафедры мостов и металлорежущих станков. На основе кафедры высшей математики и теоретической механики в 1965 г. в ХПИ образовались соответствующие две новые, разделена была кафедра строительных материалов и технологии металлов. В Комсомольском-на-Амуре политехническом институте в 1972 г. начала работу кафедра машин и технологии литейного производства, разделилась кафедра физики и химии, а из кафедры электротехники и электропривода образовались кафедры электрических машин и аппаратов и электротехники и электропривода [32].

Повышение качества подготовки специалистов и удовлетворение потребностей народного хозяйства в них имели непосредственную связь с территориальным размещением высших учебных заведений. Рациональное расположение вузов позволяло: а) учесть перспективы экономического и социального развития отдельных районов Дальнего Востока; б) улучшить условия комплектования вузов, расширить возможности вовлечения в вузы рабочей и сельской молодежи; в) добиться минимальной текучести кадров, более прочного закрепления молодых специалистов на местах распределения.

Расширение географии вузовского строительства, разветвление технических учебных заведений (от традиционных центров высшего образования в новые районы) явилось закономерным отражением потребности в инженерных кадрах создаваемых на Дальнем Востоке территориально-производственных комплексов. Приближение вузов к местам использования специалистов дало возможность более полно удовлетворять запросы производства в кадрах требуемого профиля. Положительный эффект имел перевод в 1963 г. лесоинженерного факультета из ДВПИ в ХПИ.

В Находке на базе консультационного пункта ДВПИ в 1975 г. была начата подготовка инженерных кадров на дневном отделении. В 1968 г. в филиале заочного факультета Дальрыбвтуза на Камчатке начинает рабо-

ту дневное отделение по специальности "Промышленное рыболовство и технология рыбопродуктов", на первый курс которого были приняты 100 чел. В 1969 г. здесь открылись два новых отделения - "Машины и аппараты пищевых производств" и "Эксплуатация судовых силовых установок" [33].

Для более полного удовлетворения в инженерных кадрах промышленности региона в 1964 г. в Комсомольском-на-Амуре вечернем политехническом институте была введена дневная форма обучения. С 1 сентября 1965 г. в нем открывается заочное отделение для подготовки инженеров по специальностям "Технология машиностроения", "Металлорежущие станки и инструменты", "Машины и технология литейного производства", "Судостроение и судоремонт", "Судовые силовые установки", "Самолетостроение, электропривод и автоматизация промышленных установок". В 1975 г. институт из вечернего преобразован в дневное высшее учебное заведение с наличием всех форм обучения. В 1975 г. по 9 специальностям машиностроительного, энергетического и строительного профиля здесь обучался 4331 студент, в том числе 2554 - на дневном отделении [34].

Широкое развитие на Дальнем Востоке получила система подготовки инженерных кадров в учебно-консуль гационных пунктах (УКП), в вечерних и заочных филиалах и отделениях. За 1959-1975 гг. сеть УКП и филиалов увеличилась с 12 до 21. В 1966 г. на первых курсах УКП и филиалов обучалось 1770 чел., в 1975 г. -2000 чел. [35].

Развитие горнопромышленного района на северо-востоке страны потребовало дальнейшего совершенствования географии вузовского строительства. Подготовка кадров на базе филиала Всесоюзного заочного политехнического института в Магадане и направление сюда специалистов из местных технических вузов были явно недостаточны. Потребность в кадрах с высшим образованием удовлетворялась в пределах 3032%. В 1968- 1971 гг. на горно-обогатительных комбинатах Магаданской области удельный вес практиков на инженерных должностях не только не снизился, но даже возрос. Инженерно-технические должности были заняты специалистами с высшим образованием только на одну треть [36]. Ежегодная потребность в специалистах с высшим образованием для промышленности, строительства и автотранспорта только Магаданской области составляла более 900 чел. [7]. Все это в конечном счете обусловило создание в Магадане в 1975 г. филиала Хабаровского политехнического института. В 1976 г. здесь открывается дневное отделение с ежегодным приемом 100 чел по специальностям: "Промышленное и гражданское строительство", "Автомобили и автомобильное хозяйство" и подготовительное отделение. Кроме того, по ряду геологических, горнометаллургических специальностей, машиностроению и энергетике было организовано трехгодичное обучение, после которого успешно окончившие курс распределялись в другие вузы страны для завершения образования. Студентами были жители Магаданской области (90%), а также Якутской АССР, Камчатской и Сахалинской областей. Безусловно, формирование контингента студентов из местных жителей способствовало снижению текучести кадров.

В 60-70-е годы все более ощутимо на развитии высшего образования сказывалось влияние технического прогресса, что повлекло за собой существенные изменения в структуре и профессиональной специализации высшего образования. В эти годы в вузах региона расширяется подготовка кадров по таким специальностям, как "Гидроскопические приборы и устройства", "Гидроакустика и ультразвуковая техника", "Конструирование и производство радиоаппаратуры", "Горная электромеханика". Быстрыми темпами развивалась подготовка специалистов для новых направлений науки и техники. В связи с запросами производства в вузах создаются новые кафедры, отделения, факультеты. В 1966 г. в ДВПИ открывается факультет радиоэлектроники и приборостроения. На физико-математическом факультете ДВГУ создана кафедра ядерной и статистической физики, в 1968 г. - биохимии. Начали работу кафедры микроэлектроники и молекулярной физики. В 1968 г. в ДВПИ и в 1972 г. в ДВГУ открываются кафедры физики твердого тела.

Ощущалась также острая потребность в специалистах по прикладной математике и автоматизированным системам управления. Поэтому в 1969 г. в ДВПИ была начата подготовка инженеров по автоматизированным системам управления (на первый курс принято 50 чел), а в 1971 г. -подготовка специалистов по прикладной математике (на первом курсе в 1971 г. обучалось 78 чел, в 1974 г. прием был увеличен до 100 чел.). В 1968 г. в ДВПИ открыта кафедра вычислительной техники, в ХПИ - автоматизации производственных процессов, в ХабИИЖТе - автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, в ДВГУ в 1971 г. - процессов управления и вычислительной математики [8].

Быстрое развитие высших учебных Заведений позволило пополнить народное хозяйство Дальнего Востока инженерными кадрами. Численность их за 10 лет выросла более чем в 2 раза. В народном хозяйстве Приморского края она поднялась за 1965 - 1975 гг. с 13,3 до 30,7 тыс. чел., Хабаровского края - с 10,0 до 23,8 тыс.чел., Камчатской области - с 2,1 до 5,9 тыс.чел., Магаданской области - с 4,4 до 10,5 тыс.чел., Сахалинской области - с 4,0 до 8,6 тыс.чел. Число инженеров на промышленных предприятиях Хабаровского края с 1965 по 1975 г. увеличилось с 3,9 до 8,4 тыс.чел. Если в 1966 г. в промышленности Приморского края работало около 6 тыс. инженеров, то в 1975 г. - 11,4 тыс. Заметно возросло число специалистов с высшим образованием, занимавших должности инженеров. Так, в Амурской области доля высококвалифицированных специалистов увеличилась с 14,4% в 1965 г. до 21,4% в 1975 г., в то время как доля практиков снизилась с 45,6 до 23,8%. В Камчатском морском пароходстве на инженерно-технических должностях практики в 1966 г. занимали 37,7%, в 1976 г. - только 11,4% [5].

Таким образом, высшая школа Дальнего Востока страны превратилась в мощный учебно-научный центр, решала важнейшие задачи, связанные с подготовкой кадров из числа местного населения, способствовала подъему экономики, науки, культуры, уменьшению текучести специалистов высшей квалификации, рациональному их распределению и закреплению. Эта мощь помогла вузам не только выстоять в условиях

глубокого экономического кризиса, охватившего нашу страну в 90-е годы, но и продолжить свое поступательное развитие.

Примечание

Названия дальневосточных вузов в прошлом и настоящем

Дальрыбвтуз - Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства, в настоящее время - Дальневосточный технический рыбохозяйственный университет.

ГДУ - Государственный Дальневосточный университет, в настоящее время - ДВГУ - Дальневосточный государственный университет.

ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского, в настоящее время - Дальневосточная государственная морская академия.

ДВПИ - Дальневосточный политехнический институт имени В.В. Куйбышева, в настоящее время - Дальневосточный государственный технический университет.

ХабИИЖТ - Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, в настоящее время - Дальневосточная академия путей сообщения.

ТОВВМУ - Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова, в настоящее время - Тихоокеанский военно-морской институт.

ХПИ - Хабаровский политехнический институт, в настоящее время - Хабаровский государственный технический университет.

Литература

1. Амурская область. Природа, Экономика. Культура. История. Благовещенск, 1974. С. 223.

2. Арх. "Амурлеса". Отчет о работе с кадрами за 1968 г., л. 6.

3. Там же. Отчет о работе с кадрами за 1978 г., л. 10.

4. Арх. КМП. Отчет о работе с кадрами за 1966 г., л. 90.

5. Там же. Отчет о работе с кадрами за 1966 г., л. 90; за 1976 г., л. 88.

6. Арх. Камчатрыбпрома. Ф. 14, оп. 1, д. 65, л. 50.

7. Арх. МПИ. Переписка с МВССО РСФСР о работе института за 1976 г

л. 6.

8. Там же. Копии приказов за 1968 г., № 432, л. 159; № 509, л. 174* за 1971 г., №353-403, л. 166.

9. Арх. стат.упр. Хабар, края. Сводные отчеты о численности специалистов с высшим образованием на 15.09.1965 г., л. 68-76.

10. Арх. ЮСГПИ. Отчет о работе института за 1964 г., л. 5; Арх. КГПИ. Отчет о работе института за 1960 г., л. 3; Арх. МВССО РСФСР. Отчет о работе Комсом.-на-Амуре пед. ин-та за 1965 г., л.З.

11. Вишневская Т.Н. Вопросы развития производительных сил Дальнего Востока // Экономическая география: ТР. / Всесоюз. заоч. фин.-экон ин-т Вып 10. М., 1973. С. 51.

12. Г А АО. Ф. 480, оп. 8, д. 466, л. 54; д. 641, л..7; д. 806, л. 47; Стат. упр. Хабар, края. Сводный отчет вузов за 1965/66 уч. год, л. 12; 1975/76 уч. год, л. 7.

13. ГАМО. Ф. Р-128, оп. 2, д. 2624, л. 10, 11, 14, 26.

14. Там же, л. 7; ГАСО. Ф. 3, оп. 5, д. 634, л. 17; ГАХК. Ф. 1388, оп. 1, д. 8,

л. 2.

15. ГАПК. Ф. 268, оп. 7, д. 814, л. 32.

16. ГАСО. Ф. 3, оп. 5, д. 634, л. 17.

17. ГАХК. Ф. 1732, оп. 1, д. 2, л. 1.

18. ГАХК. Ф. 1388, оп. 1,д. 8, л. 2, 14.

19. Гладышев А.Н., Куликов A.B., Шапалин Б.Ф. Проблемы развития и размещения производительных сил Дальнего Востока. М., 1974. С. 34.

20. Елютин В.П. Современные проблемы высшей школы // Проблемы высшей школы. Воронеж, 1973. С. 153.

21. Народное хозяйство Приморского края за годы Советской власти: Стат. сб. Владивосток, 1968. С. 3.

22. Полисан А. О кадрах для школ Сибири и Дальнего Востока // Народное образование. 1958. № 3. С. 9.

23. Соловьев К.П., Сабитов Д.М. Подготовка лесных специалистов на Дальнем Востоке // Лесн. пром-сть. 1968. № 2. С. 12.

24. Суворова А.Ф. Промышленность Дальнего Востока сегодня и завтра // География в школе. 1975. № 3. С. 18.

25. ЦГАОР СССР. Ф. 9396, оп. 2, д. 1199, л. 2; Ф. 5462, оп. 1, д. 23, л. 10.

26. Там же. Ф. 5574, оп. 10, д. 31, л. 67.

27. ЦА МВССО РСФСР. Ф. 1, оп. 1, д. 3789, л. 84.

28. Там же. Результаты приема в вузы в 1965 г., л. 1,2, 5, 82; в 1975 г., л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

75.

29. Там же. Копии приказов за 1970 г., № 415-500, л. 38.

30. Там же. Дислокация вузов по экономическим районам в 1959 г., л. 46; Сводные отчеты о вступительных экзаменах на 1.Х. 1966 г., оп.2, д. 534, л. 22; на 1.Х. 1975 г., л. 28.

31. Там же. Копии приказов за 1965 г., № 436-455, л. 25; 1966 г., № 313, л. 7; 1968 г., л. 488.

32. Там же. Копии приказов за 1966 г., № 313, л. 7; 1967 г., № 337, л. 38; 1968 г., №432, л. 159; 1969 г., № 290, л. 265; 1972 г., № 184, л. 140.

33. Там же . Дислокация вузов по экономическим районам в 1975 г., л. 28,

78.

34. Там же. Копии приказов за 1965 г., № 270-304, л. 342; за 1975 г., № 261-321, л. 130.

35. Дислокация вузов по экономическим районам в 1966 г., л. 82.

36. Там же. Поручения Советов Министров СССР и РСФСР по вопросам работы вузов в 1972 г. Т. 2, л. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.