Научная статья на тему 'Среднее предпринимательство в России и за рубежом: роль и место в экономике'

Среднее предпринимательство в России и за рубежом: роль и место в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / MIDDLE ENTREPRENEURSHIP / MIDDLE ENTERPRISES / COMPETITIVE / INNOVATIONS DEVELOPMENT / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Игорь Игоревич

Рассматриваются проблемы среднего предпринимательства в России и за рубежом, а также место и роль средних предприятий в стимулировании экономического роста и укрепления стабильности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIDDLE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAN AND ABROAD: ROLE AND PLACE IN ECONOMY

Problems of middle entrepreneurship in Russia and abroad are reviewed. A placement of middle enterprises is analyzed as a factor of economical development and stability.

Текст научной работы на тему «Среднее предпринимательство в России и за рубежом: роль и место в экономике»

Необходимо предпринимать серьезные политико-дипломатические шаги в направлении окончательного признания всем глобальным экономическим сообществом статуса России в качестве государства рыночной экономики. Известно, что ряд государств пока отказывается решить вопрос о рыночном статусе России, неправомерно требуя взамен получение каких-либо торгово-политических уступок. В результате рядом торговых партнеров не принимаются во внимание естественные конкурентные преимущества России. Как следствие, наблюдаются факты дискриминации российских товаров по ценовому фактору.

По нашему мнению, после присоединения к ВТО одним из наиболее реальных плюсов для России, очевидно, станет возможность отстаивать свои интересы, пользуясь поддержкой рабочих органов ВТО, и в коалиции с другими странами-участницами, заинтересованными в принятии тех или иных законов, добиваться отмены неправомерных действий, противоречащих международному законодательству. Как справедливо отмечают эксперты РАН в аналитической записке «Последствия присоединения России к ВТО», 30-40% торговых конфликтов могли бы быть урегулированы через механизм ВТО в пользу России.

Список литературы

1. Зенкин, И.В. Право Всемирной торговой организации. - М., 2003.

2. Основы торговой политики и правила ВТО / под ред. А.В. Данильцева. М.: Международные отношения, 2005.

3. Шепенко, Р.А. Антидемпинговый процесс.- М.: Дело, 2002.

© Баранов В.Д., 2011

И.И.Тимофеев

СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: РОЛЬ И МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ

ТИМОФЕЕВ Игорь Игоревич - заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Целевые Технологии» (e-mail: timofeev@aimtech.ru)

Аннотация. Рассматриваются проблемы среднего предпринимательства в России и за рубежом, а также место и роль средних предприятий в стимулировании экономического роста и укрепления стабильности производства.

Ключевые слова: среднее предпринимательство, средние предприятия, конкурентоспособность, развитие инноваций, государственная поддержка.

И в России и за рубежом вопросы развития и поддержки среднего предпринимательства находятся в центре внимания государственной политики. Проблемы его развития рассматриваются как государственная задача, решение которой невозможно без использования комплексного подхода. Наиболее значимая роль при этом отводится адекватному нормативно-правовому регулированию, созданию прозрачных программ развития и стимулирования предпринимательства, совершенствованию финансово-кредитной инфраструктуры, координации усилий государства, общественных объединений и крупных предпринимательских структур, повышению экономической и юридической грамотности взаимодействующих субъектов.

В государствах с развитой экономикой среднему предпринимательству отводится роль фактора экономического роста и стабильности. Об этом, в частности, свидетельствуют критерии отнесения предприятия к среднему предпринимательству в странах Европейского сообщества (ЕС): средняя численность занятых, ежегодный оборот и размер баланса. С вступлением в силу с января 2005 г. директивы 2003/361/ЕС комиссии Евросоюза по предпринимательству и промышленности эти показатели дополнились новыми. Средние предприятия в странах - членах ЕС стали определяться критериями: по числу занятых - 50-249 человек; по величине ежегодного оборота - не более 50 млн евро; по размеру баланса - не более 43 млн евро; по признаку независимости - доля крупных компаний в капитале предприятия не должна превышать 25%1.

Средние предприятия ЕС отличаются финансовой устойчивостью и прибыльностью, хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Они имеют свою стратегию развития, которой уделяется очень большое внимание.

По данным «Ежегодного отчета по малому и среднему бизнесу ЕС» за 2009 г., в странах-членах ЕС насчитывалось более 20 млн предприятий. Из них средние предприятия, составлявшие около 1%, обеспечили 20% от общего оборота предприятий, 18% от общей экономической добавленной стоимости и 17% от общей занятости в экономиках стран-членов ЕС. В секторе малого и среднего предпринимательства на долю средних предприятий приходилась треть всего оборота и добавленной стоимости. Таким образом, суммарный оборот 220 тыс. средних предприятий превысил суммарный оборот 18,7 млн микропредприятий или 1,4 млн малых предприятий2.

1 Commission recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (2003/361/EC) // Official Journal of the European Union. -2003.- 20.5.

2 First Section of the Annual Report on EU Small and Medium-sized Enterprises / By Audretsch, David, Horst, Rob, van der, Kwaak, Ton, Thurik, Roy // Published by EIM.-

Средние предприятия ЕС в секторе малых и средних предприятий имеют наиболее высокие показатели финансовой и экономической деятельности, наиболее высокий уровень управления, оснащения, знаний и квалификации персонала, вносят весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость населения на производстве.

В политике Евросоюза, проводимой по отношению к средним предприятиям, ее основные направления сводятся к следующему: упрощение нормативной базы, административных процедур; участие ассоциаций, представляющих интересы среднего предпринимательства, в принятии решений в ЕС;

финансовая поддержка среднего предпринимательства, создающего новые рабочие места;

содействие среднего предпринимательства в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;

устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности среднего предпринимательства;

повышение конкурентоспособности среднего предпринимательства, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки;

культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между малыми и средними предприятиями.

Адресную поддержку среднему бизнесу ЕС оказывают государство и частные коммерческие и финансовые структуры. С учетом конкретных потребностей предприятий им предлагаются программы бизнес-обучения и повышения квалификации.

Примеры поддержки средних предприятий Евросоюза

Рамочная программа ЕС по повышению конкурентоспособности и развитию инноваций - Competitiveness and Innovation Framework Programme;

специализированная программа Темпус (Tempus), направленная на обучение и повышение квалификации. Она финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования;

программа Эразмус Мундус (Erasmus Mundus), в соответствии с которой можно получить финансовую поддержку для обучения и практики в стране ЕС.

континентальная сеть в поддержку среднего бизнеса (European Enteprise Network). Это портал с бесплатными информационными ресурсами, позволяющий предпринимателям относительно быстро и не прилагая осо-

Ihe Netherlands.-January 2009 (http://ec.Buropa.eu/enterprise/policies/sme/files/craft/ sme_perf_review/ doc_08/spr08_annual_reporten.pdf).

бых усилий узнать о возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить риск работы в другой стране ЕС, вступить в прямые контакты с конкретным Еврофондом, который может софинансировать проект и предоставить о нем всю необходимую информацию.

В России для выделения среднего предпринимательства используют категории, установленные в ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С 1 января 2008 г. к средним предприятиям были отнесены внесенные в Единый государственный реестр юридические лица - коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), удовлетворяющие следующим условиям:

в структуре уставного капитала суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, меньше 25%;

средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет 101 - 250 человек;

предельные значения выручки за предшествующий год без учета НДС меньше 1000 млн рублей1.

Средние предприятия в России немногочисленны. Они достаточно эффективны в части использования рабочей силы и инвестиционно активны. С точки зрения отраслевого распределения отдельных показателей средний бизнес не похож ни на один другой тип хозяйствующих субъектов. Это специфический сегмент российской экономики, поведенческие особенности которого еще предстоит выявить методами социологии.

По данным сборника «Малое и среднее предпринимательство в России», в России насчитывалось 15 547 средних предприятий, 0,27% от общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов2.

Средние предприятия на постоянной основе обеспечивали рабочими местами 1976,3 тыс. человек, т. е. 4,2% от общего числа занятых в российской экономике, производили в среднем 4,4% общероссийского оборота.

В абсолютном выражении это составляло 3 030,50 млрд рублей. Основная доля общего оборота (59,4%) создана не субъектами сектора малых и средних предприятий, а прежде всего крупными предприятиями. То, что вклад малых и средних предприятий в занятость несколько ниже их

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета.- 2007.- 31 июля.- № 164.

2 См.: Малое и среднее предпринимательство в России: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики - М., 2010. (http://www.gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/ doc_1139841601359).

вклада в оборот, свидетельствует о достаточно эффективном относительно общероссийского уровня использовании ими рабочей силы1.

Средние предприятия, с учетом их малочисленности, оказались достаточно инвестиционно активными, сформировав в 2009 г. 2,6% общего объема капитальных вложений в основные средства, что в абсолютном выражении составляет 596,99 млрд рублей. Основные же инвестиции осуществляются не в секторе малых и средних предприятий - 89,2%, а, как уже отмечалось, прежде всего крупными предприятиями.

Государственная власть понимает необходимость поддержки российского среднего предпринимательства. Как на федеральном, так и на региональном уровне действует не менее десятка министерств и ведомств, множество общественных организаций, которые так или иначе занимаются решением вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью. Это в частности, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство экономики РФ, Министерство науки и технологий РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и ряд других.

Государственные программы поддержки российских средних предприятий:

программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, в соответствии с которой действует сеть ресурсных центров, оказывающих информационную поддержку, организующих обучение;

государственная программа поддержки Автопрома. В соответствии с этой программой для компаний среднего предпринимательства - поставщиков комплектующих для производства автомобилей организуется господдержка по обучению;

программа грантов правительства Нижегородской области на создание инновационного бизнеса. Гранты предпринимателям предусмотрены на условиях конкурса, в котором участвует достаточно много претендентов;

платные услуги внешних юристов, консультантов Бюро по внешним договорам при Торгово-промышленной палате РФ.

В России меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровне имеют цель поддержать в основном индивидуальных предпринимателей, микро- и малые предприятия (субсидии, гранты startup, микрофинансирование, обучение безработных, бизнес-инкубаторы, субсидирование процентной ставки по кредитам). У малых предприятий

1 См.: Малое и среднее предпринимательство в России: статистический сборник / http://www.gks.ru/wps/ cm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statistic Collections/doc_1139841601359).

нет серьезных стимулов для того, чтобы стать средними. Чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться предметом повышенного внимания для проверяющих органов, развивающимся малым предприятиям легче искусственно разделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию средних.

Сегмент среднего предпринимательства лишен поддержки на развитие бизнеса, льгот при создании новых рабочих мест, возможности льготных кредитов и адекватных инвестиций в производство. Кроме того, он испытывает сильное налоговое бремя. Так, Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России за пять лет программы поддержки экспортно-ориентированных малых компаний оказал помощь только 540 экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям1.

Даже в регионах с традиционно развитой промышленностью - в Центральной России, на Урале и в Сибири - государственная поддержка оказывается преимущественно крупным промышленным предприятиям, а средний производственный бизнес работает и развивается главным образом за счет внутренних ресурсов. И без того нелегкое положение средних предприятий осложняется еще больше высоким уровнем коррупции и сложностями таможенного законодательства при попытках выйти на внешние рынки.

Разработчикам программ поддержки среднего предпринимательства необходимо учитывать, что 2,98 млн российских микро- и малых предприятий хотя и обеспечивают работой 31,3% всех занятых ( в каждой из таких организаций насчитывается в среднем 3 - 6 человек)2, не могут рассчитывать на то, что каждое из них может воспользоваться этой программой. Следовательно, программы по поддержке и развитию инноваций, высокотехнологичных предприятий, а также программы по развитию международных связей, наряду с прочим, должны быть нацелены и на перспективные малые и средние предприятия.

Эффективная государственная политика поддержки среднего предпринимательства помогла бы российским предприятиям реализовать значительный экономический потенциал и способствовать тем самым росту экономики в целом и региональной в частности. Причем речь идет не столько о новых расходах государства на программы поддержки, сколько о введении льготных налоговых режимов, уменьшении административных барьеров для ведения бизнеса на местах, системной борьбе с коррупцией. В России государственная помощь средним предприятиям фактически

1 См.: Доклад директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России А.В. Шарова на XII заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ Москва, 28 октября 2010 г (http://www.economy.gov. ги/ minec/activity/sections/smallbusiness/ doc20101 028_08).

2 См.: Малое и среднее предпринимательство в России: статистический сборник / (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/ statisticCollections/doc_ 1139841601359)

парализуется на этапе развития их бизнеса, хотя значение роли и места среднего предпринимательства в экономике России признается на самом высоком уровне.

В телеграмме Президента РФ Д.А. Медведева, направленной участникам Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», состоявшейся 25 мая 2010 г., отмечалось, что модернизация отечественной экономики - приоритетная общенациональная задача, в решении которой малый и средний бизнес способен сыграть ключевую роль. В связи с этим важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании современных товаров и услуг. От успеха такой работы непосредственно зависит повышение качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке.

Председатель Правительства РФ В.В. Путин, выступая на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству (март 2010) подчеркнул, что задача правительства и государства в целом заключается в том, чтобы создавать необходимые условия для эффективной работы малого и среднего бизнеса, что самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность - это не какая-то «кампанейщина», не временное «антикризисное» действие со стороны правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда.

Сравнение данных по России с данными Европейского сообщества свидетельствует, что размер российского сектора малого и среднего предпринимательства в абсолютных значениях количества предприятий в несколько раз ниже, чем за рубежом. Реальная практика и исследование динамики и тенденций развития среднего предпринимательства позволяет утверждать, что в России существует огромный потенциал для экономического роста на основе поддержки финансово устойчивых и прибыльных средних предприятий, зачастую использующих инновационные подходы к своему развитию и составляющих основу среднего класса.

Список литературы

1. Галушко, И. Малое предпринимательство: тенденции и факторы развития // Государственная служба.- 2010.- № 1.

2. Малое и среднее предпринимательство в России: статистический сборник /Федеральная служба государственной статистики. - М., 2010.

3. Национальная экономика: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина.- М.: Изд-во РАГС, 2010.

© Тимофеев И.И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.