Научная статья на тему 'СРЕДА РУССКИХ ГОРОДОВ В ЗОНЕ КОНЦЕССИЙ В КИТАЕ'

СРЕДА РУССКИХ ГОРОДОВ В ЗОНЕ КОНЦЕССИЙ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ФУНКЦИИ / КОЛОНИЯ / ТРАДИЦИИ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козыренко И. С.

До настоящего время сохранился активный научный интерес к образованию и развитию иностранных колоний в Китае. Это относиться и к зоне русских концессий, которые образовались со строительством КВЖД и ЮВЖД. Масштабное строительство станций, поселков и городов оказало влияние на формирование структуры расселения и появление парных городов. Для них длительное время было характерно сопряженное развитие. В зоне концессии наглядно видно стремление к сохранению национальной идентичности. С российской стороны отмечается реализация в своих колониях новых направлений в архитектуре и градостроительстве, с китайской - сохранение вековых традиций в застройке поселений. По функциональной организации такие поселения представляли собой единое образование, но как город он в планировке сочетал живописность и регулярность, плановость и стихийность. Это привело к образованию своеобразного функционального, планировочного, архитектурного и, следовательно, средового конгломерата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENVIRONMENT OF RUSSIAN CITIES IN THE CONCESSION AREA IN CHINA

Until now, there has been an active scientific interest in the formation and development of foreign colonies in China. This also applies to the zone of Russian concessions, which were formed with the construction of the Chinese Eastern Railway and the Southern Eastern Railway. The large-scale construction of stations, settlements and cities influenced the formation of the settlement structure and the emergence of twin cities. For a long time they were characterized by conjugate development. The concession zone clearly demonstrates the desire to preserve national identity. The concession zone clearly demonstrates the desire to preserve national identity. On the Russian side, the implementation in their colonies of new directions in architecture and urban planning is noted, on the Chinese side - the preservation of age-old traditions in the development of settlements. In terms of their functional organization, such settlements were a single entity, but as a city it combined picturesqueness and regularity, planning and spontaneity in its planning. This led to the formation of a kind of functional, planning, architectural and, therefore, environmental conglomerate.

Текст научной работы на тему «СРЕДА РУССКИХ ГОРОДОВ В ЗОНЕ КОНЦЕССИЙ В КИТАЕ»

Среда русских городов в зоне концессий в Китае

см о

см ^

О!

о ш т

X

<

т О X X

Козыренко Иван Сергеевич

старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды», Институт Архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, kozyrenkoivan92@gmail.com

До настоящего время сохранился активный научный интерес к образованию и развитию иностранных колоний в Китае. Это относиться и к зоне русских концессий, которые образовались со строительством КВЖД и ЮВЖД. Масштабное строительство станций, поселков и городов оказало влияние на формирование структуры расселения и появление парных городов. Для них длительное время было характерно сопряженное развитие. В зоне концессии наглядно видно стремление к сохранению национальной идентичности. С российской стороны отмечается реализация в своих колониях новых направлений в архитектуре и градостроительстве, с китайской - сохранение вековых традиций в застройке поселений.

По функциональной организации такие поселения представляли собой единое образование, но как город он в планировке сочетал живописность и регулярность, плановость и стихийность. Это привело к образованию своеобразного функционального, планировочного, архитектурного и, следовательно, средового конгломерата.

Ключевые слова: архитектура, функции, колония, традиции, планировочная структура, сопряженное развитие.

В процессе исследования анализировалась колонизация Китая в XIX в., с которой связано образование городов-монополий со своеобразной архитектурной средой. В работе основной акцент ставился на образовании и развития русских поселений, которые были образованы со строительством Китайско-восточной и Южно-восточной железных дорог. Станции и города создали глобальную концессионную зону на территории Китая. В ходе исследования были выделены 7 городов - Дальний, Порт-Артур, Фушунь, Мукден, Цицикар и Харбин, которые представляют собой своеобразные архитектурные и градостроительные конгломераты. Каждый из этих городов может стать объектом самостоятельного научного исследования. В процессе их развития образовалась поликультурная городская среда, которая сформировалась в результате интеграции национальных традициях в архитектуре и градостроительстве.

На первых этапах их развития отмечаются общие направления - компактные железнодорожные станции в границах полосы отчуждения. Согласно решению администрации Китая железная дорога не должна была проходить через исторические китайские поселения. Поэтому на определенном расстоянии от железнодорожной станции находился старый китайский город. Кроме этого, рядом с русским поселением происходило стихийное расселение местного населения, которое видело прямую выгоду экономического сотрудничества.

Образованные населенные пункты представляли собой колониальный тип, состоящий из поселений метрополии и населенных пунктов китайцев. В их застройке уже на первых этапах отмечается резкий планировочный, функциональный, пространственный и архитектурный контраст, который усиливается по мере их развития. Русские поселения, развиваясь в зоне отчуждения, определили обширную зону влияния, на территории которой стали появляться большое количество китайских населенных пунктов.

Можно выделить русские поселения, образованные в южных и восточных концессионных зонах. В их развитии есть как общие закономерности, так и существенные различия. Прежде всего, это связано с тем, что ЮжноКитайская железная дорога с 1905 г. отошла к марионеточному государству Маньчжоу-Го. За короткий период развития Дальний и Порт-Артур (1898-1905) получили достаточно сильное архитектурно-планировочное решение.

Образование русского поселения в полосе отчуждения вдоль железной дороги, как правило, происходило в ареалах расселения китайцев - небольшая рыбацкая деревня, село с небольшим заводиком, сельскохозяйственное поселение. Ко времени появления русских в бухте Талиенван была уже французская концессия. Рядом со старинным китайским поселением Лю-шун-Кау в 1880 г. стал строиться военный порт. Строительство порта в течение 12 лет осуществляли европейские специалисты под руководством военного инженера Константина фон Ганнекена. В 1892 г. поселение представ-

ляло собой первоклассный военный порт с доками, заводами и складами. Вокруг овальной бухты была построена целая система фортов, которые были связаны между собой. На всех холмах, окружающих бухту, были возведены укрепленные объекты, образующих оборонительную линию. Китайцы обнесли порт высоким земляным валом и назвали его Китайской стенкой. За стеной было образовано несколько десятков импаней с казармами, обнесенных глинобитной стеной. Все китайские крепости в плане имели правильный квадрат. Порт населяли китайские военные, европейские специалисты и японцы. В 1896 г. японцы при отходе с Порт - Артура превратили оборонительные сооружения в развалины.

В 1898 г. ко времени прихода русских на арендной территории проживало 11300 военных. За короткий период территория Порт-Артура разделилась на несколько частей - военный порт (Старый город), ограниченный Китайской стенкой; гражданский (Европейский) город на берегу западного залива, населенный русскими; китайское поселение, образованное за оборонительным валом; русские дачи на берегу Талого озера; система оборонительных сооружений; сеть импаней. Все части Порт-Артура были связаны между собой, но имели свои характерные планировочные и архитектурные особенности.

В 1899 г. был разработан генеральный план Порт-Артура. Порт развивался в глубину бухты, и застройка имела нерегулярный характер. Только Европейский город отличался строгой регулярностью. По разработанному генеральному плану основными планировочными осями являлись каналы. Главный канал был разбит параллельно береговой линии, от него отходило три второстепенных канала, которые были разбиты на местах небольших речек. Данный проект был реализован фрагментами.

Русский город окружили небольшие китайские деревни Саншугоу, Юдзятунь, Шаличёдза и др. На территории Старого города находилось несколько небольших китайских крепостей. За Китайской стенкой происходило свободное расселение китайцев. Бесплановая застройка быстро разрасталась вдоль берегов маленьких речек. По документам этот район расселения китайцев был назван «Новый китайский город» (рис. 1). Регулярная планировочная структура была разработана для восточной части города.

Согласно однодневной переписи населения, проведенной в 1903 г., в городе проживало 38500. Большую часть составляли китайцы - 23500 человек. В 1901 г. администрация города приступила к нарезке и продаже земельных участков в Новом городе. Китайцы не получили прав собственности на земельные участки, им выдавалась земля в аренду сроком на 12 лет. По истечению срока арендаторы должны были по первому требованию снести постройки и очистить землю. Цены на землю в Порт-Артуре были высокими. Поэтому китайцы стихийно расселялись за городской чертой, строя многочисленные фанзы и мазанки. Основным городским районом расселения китайцев была территория в Старом городе. Приезжие китайцы обосновывались на территории Нового китайского города. В этих частях сложилась бесплановая планировочная структура - неправильная форма кварталов, узкие улицы, многие из которых были тупиковыми, хаотичная застройка как временными, так и капитальными зданиями. Как правило, плотность застройки и плотность населения были чрезвычайно высокой. Традиционно китайцы занимались торговлей -

малый и крупный бизнес. Они создавали как сеть мелких лавок, так и крупные торговые фирмы.

Рис.1. План Порт-Артура. Старый город. 1903г.

Порт-Артур по темпам экономического и социального развития превышал все поселения на территории Дальнего Востока и Северо-Востоке Китая. Данную особенность отмечали и местные жители, и приезжие. «Многоцветная и многоязычная толпа вилась змеем по улицам. В великолепной естественной гавани стояло множество кораблей, лавок в городе существовало пропасть, заводские трубы дымились, машины гремели, и с утра до вечера раздавался треск мин, взрывающих береговые утесы, чтобы создать места для новых улиц и построек. Город был похож на строящийся муравейник. Он был задуман по крупному барскому масштабу. Здесь слагались и созревали новые политические планы и предпринимались мировые предприятия; здесь скопились несметные богатства, плывущие рекой с полей мужицкой России...» [1, с. 28]. В 1903 г. для Порт-Артура был составлен военным инженером П. Иволгиным фиксационный чертеж, на котором показана существующая планировочная структура Старого и Нового городов, разделенных рекой Луи-Хэ.

Программа развития Порт-Артура включала все социально-экономические направления. « Такой программе удовлетворит город, созданный по плану, в который будет включена: постройка храмов, публичных библиотек, городского музея, приютов, городских школ, театров, общественных собраний и садов, мест отдыха и развлечений, удобное сношение, здоровые квартиры, безвредное и хорошее освещение, надежная защита против заразных болезней и пороков, санитарный и полицейский надзор, водопровод и канализация, широкие и хорошо устроенные улицы, рационально устроенные базары, рынки , набережные, гавани, пристани - словом все, что можно взять от современной науки и цивилизации для благо городского населения» [2].

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0

см ^

01

о ш т

X

<

т О X X

В Порт-Артуре концентрировались большие ресурсы (финансовые, людские) и поэтому достичь такой уровень развития порт мог в течение 5 лет. Но период развития порта в качестве русского поселения был коротким. После военных действий 1905 г. Порт-Артур стал развиваться в качестве японского военного порта. Направление его территориального развития проходило фрагментами, поэтому функционально-планировочная целостность нарушается. Но площадь застройки значительно увеличивается. И все отчетливее прочитывается деление города на составные структурные части: русский город, Китайский и японский, которые имеют характерные особенности [3].

Вторым портом на Ляодунском полуострове был порт Дальний, который был основан в 1898 г. рядом с рыбацким поселком Циннива. Для Дальнего в 1900 г. петербургскими архитекторами Г.К. Сколимовским и К. И. Штемпером был разработан генеральный план, который стал основой для дальнейшего развития города. По плану были выделены три района - Административный, Китайский и Европейский города. Наибольшую площадь занимал Европейский город, который состоял из коммерческой и гражданской частей, и района особняков [4]. Планировочная структура Европейского города имела радиально-кольцевую структуру, четкую геометрию которой нарушал рельеф местности. Основу плана составляли круглые и полукруглые площади и система лучевых улиц. Н.Е. Козыренко в монографии отмечает: «Основной осью являлся Московский проспект, проходивший параллельно заливу. Он соединял три части Дальнего: Китайский город, Европейский город и район особняков. На проспект выходили товарная станция, Европейский базар, дом градоначальника. На этой оси располагались две круглые, одна полукруглая и прямоугольная площади. В планировке в значительной степени выделялись линия Самсоновского бульвара, а также лучи Киевского, Владимирского и Английского проспектов» [5, с. 136]. Данный тип планировки в городах России не применялся с конца XIX в.

Китайцы расселялись стихийно в западном районе на значительном расстоянии от Европейского города. Между двумя районами находилась территория, неудобная для застройки - сложный рельеф, овраги. По генеральному плану Китайский город значительно уступал в размерах Европейскому, имел регулярную планировочную структуру, композиционным центром которой являлась большая шестигранная площадь. Две части города разделяла широкая зеленая полоса. Это редкий случай формирование китайских кварталов по разработанному плану (рис. 2). В «Пояснительной записке к проекту порта и города Дальнего» отмечалось, что при проектировании Китайского городка придерживались американской системы разбивки системы улиц с параллельными и ровными кварталами, но с учетом ландшафтных особенностей местности [6, 54]. Стоить отметить, что Дальний не был окружен плотно китайскими поселения, которые бы в перспективе вошли в черту города. Поэтому он длительное время сохранял свою регулярность в планировке.

Шеньян был образован во II в. до н. э. и представлял собой идеально спланированную крепость. К XVII в. вокруг исторической крепости образовался крупный район, окруженный оборонительной стеной. Русская станция Мукден была образована в непосредственной близости от исторически сложившегося города. Для станции был

разработан генеральный план - правильный прямоугольник, разделенный на кварталы. Небольшая площадь концессии ограничила его территориальный рост. После передачи поселения японским властям, китайцы активно стали заселять станцию и окружили ее кварталами, которые плотно заполнились однообразными домиками. На расстоянии 48 км от Шеньяна располагалось небольшое китайское поселение Фушунь, через которую прошла железная дорога. По типовому проекту был спланирован железнодорожный поселок. Русская часть состояла из двух частей - Верхний и Нижний город. Китайский Старый город находился в западной части и в планировочном отношении представлял живописную структуру. В 1902 г. рядом с поселением русские инженеры стали проводить угольные разработки. Рядом со Старым городом был основан Шахтерский поселок. Система расселения активно развивалась. Русская часть поселений была незначительной и быстро была застроена китайцами. Сохранилась она только в планировочной организации.

Рис. 2. План г. Дальнего. 1903 г.

Цицикар был основан монголами в 1333 г. В XVII в. через город проходили торговые караваны русских купцов, направляющихся в Пекин. В конце XIX в. рядом со старым городом прошла железная дорога. Русская станция называлась аналогично. Рядом с вокзалом сложились русские кварталы, которые были застроены одноэтажными домами для российских железнодорожников. В Цицикаре действовали православный храм Петра и Павла, двухклассная железнодорожная школа, почта, метеостанция, русское консульство, отделение Русско-Азиатского банка и правление лесного предприятия. Среда железнодорожной станции характерна для малого провинциального города.

Строились европейские здания и в старом Цицикаре: Управление генерал губернаторства, Управление железными дорогами, Отделение полуказенного банка. Также разрешалось строить дома представительского типа для русских. Два Цицикара имели тесные экономические отношения и в принципе функционировали как единый город. Для постоянной связи между поселениями была проложена узкокалейка.

Город Чаньчунь, образованный в XVI в., к концу XIX в. представлял довольно крупный населенный пункт.

Железнодорожный поселок располагался на небольшом расстоянии от старого Китайского города. Его планировка имела типовую сетку кварталов с круглой привокзальной площадью, от которой отходили три луча. На фиксационном чертеже 1915 г. Чаньчунь состоял из двух частей. Старый Китайский город имел живописный план, Новый город - регулярный. Развивались два города самостоятельно и только в 1945 г. они объединились общей системой магистралей.

Формирование планировочной структуры Чаньчуня представляет большой научный интерес, но для данного исследования, актуальным является рассмотреть вопрос трансформации регулярного плана железнодорожной станции. Кварталы имели типовые размеры, рассчитанные на застройку их по периметру одноэтажными двухквартирными жилыми домами для служащих. Активное строительство было прервано с образование Маньчжоу-Го. Кварталы стали заселяться японскими военными и китайцами. Территория кварталов, занятая китайцами, была разделена на несколько участков, которые были застроены фанзами и сыхэюанями (рис. 3).

Поскольку китайские поселения разрастались очень быстро, то дальнейшее их развитие было связано с формированием более капитальной застройки. От существующих первопоселений прокладывались, как правило, криволинейные улицы и переулки (хутун - поворот). Традиционные хутуны имели до 13 поворотов и заканчивались тупиком. По обе стороны хутуна строились ряды однотипных сыхэюаней - традиционный тип четырехугольных жилых домов дворового типа. Дома имели каркасную тектоническую систему - деревянные столбы, соединенные горизонтальными балками, на которых возводилась кровельная конструкция. Такой тип застройки в Китае получил развитие с XIII в. (рис. 4).

Рис.3. Проектный план г. Чаньчунь.1932 г.

Аналогичным было и развитие Харбина. Рядом с русской станцией находился китайский город Фудзядьзянь, в который активно стало переселяться местное население. И со временем они территориально сблизились. В их развитии отмечались существенные различия. Фуд-зядьзян выполнял функции снабжения продовольствием, оптовой и розничной торговли. Харбин являлся крупным транспортно-распределительным узлом, административно-промышленным центром Северо-Востока. Значительные отличия отмечались в планировочных структурах и в архитектуре. Русский город застраивался капитальными сооружениями в разных ретро стилях.

Китайский район формировался согласно своим национальным традициям. Первая улица в поселении первоначально застраивалась фанзами (тип быстро-возводимого жилья), одноэтажными каркасными строениями с саманными стенами и двускатной крышей. Вход был со стороны улицы. Организация внутреннего пространства фанзы была типовой, которая принята была еще в XIX в.

Рис. 4. Традиционная китайская застройка

Исторический анализ развития крупных поселений вдоль железной дороги показал ряд специфических особенностей: высокая динамичность в развитии; высокий системообразующий потенциал русских станций, которые аккумулировали вокруг себя китайские поселения; особая функциональная организация, которая определена сопряженным развитием поселений.

Характерным является формирование сложной пространственной и планировочной структуры, специфической городской среды, которая состоит из европейской и азиатской архитектуры. Кратковременное развитие поселений в качестве русских не привело к значительной интеграции азиатских и европейских традиций (отмечается только на планировочном уровне). Слабыми фрагментами отмечены взаимовлияния двух культур. Так, в Европейской части г. Дальнего отмечено строительство большого количества национальных китайских павильонов, арок, завершение европейских построек традиционными китайскими крышами (Дом служащих морского пароходства). В Харбине в китайском городе Фудзядьзянь все центральные улицы были застроены на европейский манер и их архитектура получила определение китайское барокко.

Литература

1. Станции и поселки Восточной линии //Вестник Маньчжурии. 1926. - № 1. - с. 52.

2. Романова Г. Н. Влияние Российско-Китайских экономических отношений на рубеже XIX XX вв. на развитие хозяйств Российского Дальнего Востока и СевероВосточного Китая //Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему. Владивосток. 1997. - С. 123-129.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

3. Порт-Артур /Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://radikal.ru/fp/7d9ff95f6bc24ed8993cd87e17544eba

4. Альбом исполнительных чертежей. Спб, 1903.

5. Козыренко Н. Е. Идеальный и реальный город. Хабаровск: ТОГУ, 2013. - 201 с.

6. Сколимовский К. Г. О проектировании плана города Дальнего //Зодчий. Спб, 1904. - № 14.- с. 165.

The environment of russian cities in the concession area in China

JEL classification: L61, L74, R53 Kozyrenko I.S. Pacific State University

Until now, there has been an active scientific interest in the formation and development of foreign colonies in China. This also applies to the zone of Russian concessions, which were formed with the construction of the Chinese Eastern Railway and the Southern Eastern Railway. The large-scale construction of stations, settlements and cities influenced the formation of the settlement structure and the emergence of twin cities. For a long time they were characterized by conjugate development. The concession zone clearly demonstrates the desire to preserve national identity. The concession zone clearly demonstrates the desire to preserve national identity. On the Russian side, the implementation in their colonies of new directions in architecture and urban planning is noted, on the Chinese side - the preservation of age-old traditions in the development of settlements. In terms of their functional organization, such settlements were a single entity, but as a city it combined picturesqueness and regularity, planning and spontaneity in its planning. This led to the formation of a kind of functional, planning, architectural and, therefore, environmental conglomerate.

Keywords: architecture, functions, colony, traditions, planning structure, associated development.

References

1. Stations and settlements of the Eastern line // Bulletin of Manchuria. 1926. - No. 1. - p. 52.

2. Romanova G.N. Influence of Russian-Chinese economic relations at the turn of the XIX XX centuries. on the development of farms in the Russian Far East and North-East China // Far East of Russia in the context of world history: from the past to the future. Vladivostok. 1997 .-P. 123-129.

3. Port - Arthur [Electronic resource]. - Access mode: http://radikal.ru/fp/7d9ff95f6bc24ed8993cd87e17544eba

4. Album of executive drawings. Spb, 1903.

5. Kozyrenko N. Ye. Ideal and real city. Khabarovsk: PNU, 2013. - 201 p.

6. Skolimovsky KG About the design of the plan of the city of Dalniy // Architect. Spb. 1904. - No. 14. - p. 165.

CN

0 СЧ

^t

01

О Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.