Научная статья на тему 'Среда функционирования бизнеса как источник развития его внутреннего потенциала'

Среда функционирования бизнеса как источник развития его внутреннего потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВА / ЭТАЛОННАЯ ОЦЕНКА / SWOT ANALYSIS / EXCELLENCE MODEL / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чугумбаев Р. Р., Чугумбаева Н. Н.

Предмет. В статье представлено исследование особенностей современной среды функционирования бизнеса и их влияние на развитие аналитического инструментария управления эффективностью и результативностью бизнеса. Цели. Уточнение методологических принципов анализа бизнес-среды, необходимых для развития научных основ эталонной оценки показателей компании, нацеленной на достижения конкурентного лидерства. Методология. Представлены возможности применения приема элиминирования для анализа среды функционирования бизнеса и для визуализации его результатов, а также предложено использовать для реализации таких возможностей метод достижимых целей. Представлено альтернативное понимание взаимосвязи основных компонентов SWOT-анализа. Кроме того, для обоснования предлагаемого подхода использован опыт структуризации компаний по уровню их соответствия критериям модели совершенства EFQM. Результаты. В результате исследования среда функционирования бизнеса определена как источник текущих и стратегических резервов роста экономических показателей, а также как фактор, определяющий множество потенциальных состояний субъектов бизнеса. Энтропия данных состояний субъектов хозяйствования представлена в виде воронки, которая показывает разнообразие альтернатив функционирования и их развитие. Открыты возможности применения приема элиминирования для комплексной оценки среды функционирования субъектов бизнеса. Определен вектор для систематизации уже накопленных знаний в области анализа среды функционирования и их дальнейшего развития. Выводы. Инновационные преобразования бизнеса в сторону продвижения его уровня развития к совершенству связаны с формированием необходимого внутреннего потенциала компании в результате взаимодействия с внешней средой, которая содержит все необходимые элементы для достижения эталонного уровня развития субъектов экономики. Исследование открывает перспективы для более обоснованной оценки целевых значений показателей хозяйственной деятельности, более обоснованного определения текущих и стратегических резервов возможного экономического потенциала и достижения лидерских позиций организации в среде ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business environment as a source of internal potential development of a business

Importance The article presents a study of specific features of contemporary business environment and their impact on the development of analytical tools for business performance management. Objectives The purpose of this article is to clarify methodological principles of the analysis of business environment that are necessary to develop the scientific bases of benchmarking the company's performance aimed at achieving the competitive leadership. Methods We describe the possibilities of applying the elimination technique to analyze the environment of business operation and visualize its results, and propose using the method of achievable targets (MDTs) to realize these opportunities. The work presents an alternative understanding of the relationship of the main components of SWOT analysis, and employs the structuring of companies by their compliance with the criteria of the EFQM excellence model. Results The business environment is identified as a source of current and strategic reserves of economic indicators growth and as a factor determining a set of potential states of business entities. The entropy of these states of business entities is presented in the form of a funnel, which shows a variety of alternatives of functioning and their development. We identify a vector for systematization of accumulated knowledge in the field of analysis of the environment of functioning, and its further development. Conclusions The study opens prospects for a more reasonable estimation of target values of economic activity, a better definition of current and strategic reserves of possible economic potential and achievement of leadership position of the organization in its operation environment.

Текст научной работы на тему «Среда функционирования бизнеса как источник развития его внутреннего потенциала»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Эффективность бизнеса

СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЕГО ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА

Роман Рыспекович ЧУГУМБАЕВа% Нина Николаевна ЧУГУМБАЕВА"

1 кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики,

Московский государственный университет путей сообщения, Москва, Российская Федерация

[email protected]

ь старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 20.06.2016 Принята в доработанном виде 18.07.2016

Одобрена 11.08.2016

УДК 338.24, 657.01 JEL: М10, М20, М21

Ключевые слова: SWOT-анализ, модель совершенства, эталонная оценка

Аннотация

Предмет. В статье представлено исследование особенностей современной среды функционирования бизнеса и их влияние на развитие аналитического инструментария управления эффективностью и результативностью бизнеса.

Цели. Уточнение методологических принципов анализа бизнес-среды, необходимых для развития научных основ эталонной оценки показателей компании, нацеленной на достижения конкурентного лидерства.

Методология. Представлены возможности применения приема элиминирования для анализа среды функционирования бизнеса и для визуализации его результатов, а также предложено использовать для реализации таких возможностей метод достижимых целей. Представлено альтернативное понимание взаимосвязи основных компонентов SWOT-анализа. Кроме того, для обоснования предлагаемого подхода использован опыт структуризации компаний по уровню их соответствия критериям модели совершенства EFQM.

Результаты. В результате исследования среда функционирования бизнеса определена как источник текущих и стратегических резервов роста экономических показателей, а также как фактор, определяющий множество потенциальных состояний субъектов бизнеса. Энтропия данных состояний субъектов хозяйствования представлена в виде воронки, которая показывает разнообразие альтернатив функционирования и их развитие. Открыты возможности применения приема элиминирования для комплексной оценки среды функционирования субъектов бизнеса. Определен вектор для систематизации уже накопленных знаний в области анализа среды функционирования и их дальнейшего развития. Выводы. Инновационные преобразования бизнеса в сторону продвижения его уровня развития к совершенству связаны с формированием необходимого внутреннего потенциала компании в результате взаимодействия с внешней средой, которая содержит все необходимые элементы для достижения эталонного уровня развития субъектов экономики. Исследование открывает перспективы для более обоснованной оценки целевых значений показателей хозяйственной деятельности, более обоснованного определения текущих и стратегических резервов возможного экономического потенциала и достижения лидерских позиций организации в среде ее функционирования.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В современных условиях развития хозяйственной среды, инновационного развития российского бизнеса целевые значения показателей должны устанавливаться исходя из стремления его субъектов к лидерским позициям, то есть для реализации бизнес-модели совершенства. При этом для продвижения компаний к более высоким уровням совершенства необходимо осуществлять комплекс инновационных мероприятий. На это требуется вовлечение финансовых ресурсов, а значит, необходимы научно обоснованные инструменты оценки экономической целесообразности подобных инвестиций. Поэтому следует развивать исследования в области аналитических измерений, способных дать

характеристику того, как компания продвигается по шкале совершенства в результате инновационных преобразований [1].

Надлежащее формирование и реализация комплекса взаимосвязанных инициатив возможны при условии соответствующего уровня развития средств планирования, учета и контроля. Среди элементов функционального состава факторов продвижения уровня развития хозяйствующих субъектов к совершенству потенциал функционирования компании, сформированный в результате реализации комплекса инновационных мероприятий, является наиболее фундаментальным, открывает перспективы

высоких достижений и создает основу стратегии движения к лидерству. Поэтому внимание многих современных исследований в области контроля и управления хозяйственной деятельностью обращено к особенностям формирования и использования нематериальных активов компании1 [2, 3]. Увеличение уровня совершенства экономики компании ограничено текущими возможностями техники, технологии, человеческим потенциалом, институциональными ограничениями, возможностями систем менеджмента, совершенством денежно-кредитной системы, макроэкономическими условиями и многими другими факторами, которые составляют среду функционирования и развития бизнеса компании.

Современные компании функционируют в условиях высокой волатильности внешней и внутренней среды. Это проявляется в различных аспектах внутреннего функционирования компаний и их взаимодействия с элементами внешней среды. Если говорить о внутреннем содержании компании, то следует отметить, что процесс совершенствования бизнеса, его факторов и результатов деятельности достиг достаточно высокого уровня сложности.

Разумеется, на определенной стадии совершенствования социально-экономических процессов происходит их универсализация и стандартизация, прописываются общие правила и требования, которым приходится соответствовать. При этом стандарты и правила проникают на все уровни функционирования бизнеса - это технология производства, требования и порядок материально-технического обеспечения, стандарты управления материально-производственными запасами, стандарты и правила поставок и пр. Это не полный перечень направлений деятельности организаций, которые должны соответствовать нормам, требованиям, стандартам. Более того, правила

и нормы неустойчивы и динамичны в достаточно краткосрочном периоде и субъектам экономики следует успевать своевременно адаптироваться к текущим, прогнозировать и готовиться к будущим изменениям.

Отдельно следует отметить свойственное современной среде ускорение развития правил и требований к системам менеджмента компаний [4]. В настоящее время не только крупные компании, но также и средний, и даже малый

1 Рожнова О.В. Актуальные вопросы оценки по справедливой стоимости активов и обязательств // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 23. С. 2-8.

бизнес используют современные достижения в области планирования, организации, контроля и других аспектов менеджмента [5]. Сложные наукоемкие технологичные решения становятся все доступнее, что требует быстрой модернизации систем управления бизнеса [6].

Внешняя среда компании становится все менее предсказуемой и более изменчивой. При этом заметно увеличивается скорость и интенсивность этих изменений. Отмечается усиление внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Обострились и умножились социальные, политические, экологические риски, риски денежно-кредитной, налоговой, правовой систем.

Правила работы с внешней средой обусловлены не только нормативно-правовым регулированием в регионе или государстве. Также в современной бизнес-среде уже сформированы, динамично развиваются и совершенствуются стандарты работы с клиентами (например, СЯМ-системы), поставщиками ^РМ-системы), посредниками, агентами, с общественностью (РЯ).

Потребность субъектов бизнеса не только в средствах адаптации к изменениям и условиям внешней среды, но также и способах влияния на внешнюю среду и использовании ее возможностей способствует развитию интеграционных процессов в экономике. Так, продолжается создание и расширяется роль экономических союзов, промышленных ассоциаций, бизнес-альянсов, совместных партнерств и пр. Если раньше П.Ф. Друкер с сожалением отмечал, что немногие понимают важность развития самых разнообразных альянсов, совместных предприятий и партнерств с потребителями [4], то в современных условиях зачастую участие в таких объединениях является необходимой нормой для многих видов бизнеса. Через такие объединения и альянсы предприятия получают возможность создавать более благоприятную политическую, правовую, социальную, конкурентную среду, влиять на нее. При этом успех таких объединений во многом зависит от их численного и качественного состава.

Процессы межорганизационного взаимодействия привлекают серьезное внимание представителей науки. Так, теория развития бизнес-кластеров имеет широкое распространение среди исследователей в России и за рубежом [7-9].

Развитие франчайзинга является также формой реакции на изменчивость и непредсказуемость внешней среды. В сущности, франчайзинг - это

партнерство участников одного направления бизнеса. Также франчайзинг позволяет отвечать на такие угрозы внешней среды, как высокая степень конкуренции, экологические риски и пр.

Другим проявлением реакции бизнеса на изменчивость внешней среды является развитие процессов аутсорсинга и его модификаций. С одной стороны, использование ресурсов внешней среды организации для эффективного управления частью ее внутренних бизнес-процессов является одним из современных способов проникновения внешней среды во внутреннюю. С другой стороны, это становится во многих направлениях деятельности стратегически необходимым для соответствия высокому уровню функционирования бизнеса и концентрации усилий компании на ключевой (базисной) компетенции.

Анализируя практику современного национального нефтедобывающего хозяйства, следует заметить, что российские нефтяные компании, которые наиболее масштабно представляют российский бизнес в глобальной экономике, в борьбе за лидерские позиции активно работают по формированию благоприятной бизнес-среды. Россия состоит в статусе наблюдателя в союзе с Организацией стран - экспортеров нефти, обеспечивая российским нефтяным компаниям возможности сотрудничества по добыче нефти и реализации ее на международном рынке. Объединение российских нефтяных компаний -Союз нефтегазопромышленников РФ -представляет интересы своих членов в ходе диалога с исполнительной и законодательной властью Российской Федерации, тем самым обеспечивая им благоприятную налоговую, законодательную и инвестиционную среду. Кроме того, этот союз непосредственно участвует в регулировании технической стандартизации, способствует развитию инновационного потенциала своих членов, а также содействует развитию социальных условий работников топливного комплекса.

Одним из членов союза является компания ПАО «НК «Роснефть». Компания является активным участником интеграционных процессов, о чем свидетельствует стратегическое поглощение корпорации ТНК-ВР. В 2013 г. «Роснефть» совершила сделку по покупке 100% акций ТНК-ВР, при этом компания ВР стала наиболее крупным частным акционером, владея долей акций «Роснефти» в 19,75%. Сделка между указанными компаниями позволила использовать сильные стороны каждой из них, что сказалось на

повышении производственных и экономических показателей «Роснефти» [10].

Все это говорит о том, что среда функционирования компании, как внутренняя, так и внешняя, становится все более сложной, более конкурентной, менее предсказуемой, создает требования для работы на высоком уровне с учетом указанных угроз и возможностей, требует формирования соответствующего потенциала компании, способного адекватно реагировать на изменения условий ведения хозяйственной деятельности. Компания должна не только гибко реагировать на изменение внешних и внутренних факторов функционирования, адаптироваться к ним, но и быть активным участником формирования бизнес-среды путем осуществления инновационных процессов в разных сферах деятельности, участия в отраслевых и деловых объединениях, использовании возможностей аутсорсинга, франчайзинга и пр.

Следует отметить, что с понятием среды достаточно тесно связана категория «потенциал». Как известно, потенциал системы может быть продемонстрирован в конкретных условиях или при определенном состоянии среды функционирования системы. Методики анализа среды функционирования бизнеса содержат оценку отдельных элементов потенциала. Например, в классическом аналитическом инструменте SWOT-анализ предполагается оценка как внутреннего потенциала компании, так и возможности внешней среды [11].

Реализация потенциала компании зависит также от угроз внешней среды и слабых сторон внутренней среды. Если предположить, что среда функционирования бизнеса как внешнее явление по отношению к организации предоставляет возможности осуществления экономической деятельности организациям, то весь комплекс таких возможностей интегрируется в определенном уровне развития потенциала внешней среды компании. По территориальному признаку исследования содержат анализ развития возможностей компании, которые создаются в результате формирования:

• потенциала мировой экономики, который во многом связан с развитием возможностей субъектов бизнеса в условиях процессов глобализации [12, 13];

• потенциала национальной экономики, который развивается в условиях интеграции в глобальную экономику, а также под воздействием

совершенствования государственных институтов, общей экономической, социальной, финансово-кредитной, промышленной политики2 [14];

• регионального потенциала, который предоставляет субъектам экономики непосредственные возможности с точки зрения наличия и перспектив совершенствования необходимых ресурсов [15,16].

Источниками роста такого потенциала являются уровень развития науки и технологий, уровень социального развития, инновационный потенциал, интеграционные процессы, развитие политических, правовых, культурных надстроек. Развитие этих элементов создает возможности формирования и последующего использования потенциала субъектов экономики.

Использование потенциала внешней среды компании ограничено по той причине, что он не может быть непосредственно использован. Внешняя среда служит источником формирования внутренней среды компании и внутреннего ее потенциала. Каждый элемент внутренней среды компании зависит от потенциала внешней среды.

Таким образом, компания в текущем режиме может использовать только тот уровень потенциала, который она создала в результате взаимодействия с внешней средой.

Так, представленный пример поглощения корпорации ТНК-ВР ярко представляет то, что после того как произошло слияние, остро встал вопрос по управляемости сложившейся крупнейшей компанией мира [10]. Возникла потребность в реализации инновационных проектов по реорганизации системы управления.

Разрыв между фактическими уровнями показателей экономики организации с возможностями, которые определены ее внутренним потенциалом, представляют текущие неиспользованные резервы. Если аналитик изучает отклонения между фактически достигнутым уровнем показателей компании с максимально возможными значениями, которых достигают лидеры-конкуренты, то речь идет о стратегических резервах, которые можно достигнуть только после реализации стратегических мероприятий по формированию соответствующего внутреннего потенциала. Если провести аналогию представленного понимания с положениями SWOT-анализа [17], то сила внутренней среды S организации - это как раз тот

2 Беленое О.Н., Анучин А.А. Конкурентоспособность стран и регионов. М.: КноРус, 2011. 142 с.

внутренний потенциал, который достигнут компанией в ходе ранее реализованных инновационных мер, поднимающих бизнес на более высокий уровень развития и, возможно, устраняющих слабые стороны Ж, препятствующие использованию возможностей внешней среды О. Иначе говоря, процесс инновационного развития компании заключается в том, что возможности внешней среды трансформируются в результате осуществления инноваций во внутреннюю силу (потенциал) компании.

Схема зависимости внешней, внутренней среды функционирования и фактического состояния субъекта экономики представлена на рис. 1. Она позволяет увидеть взаимосвязь внешней и внутренней среды функционирования, уточнить данные категории.

Среда функционирования организации в данном случае понимается как источник текущих и стратегических резервов роста экономических показателей. Такое определение бизнес-среды задает вектор как систематизации уже накопленных знаний в области анализа среды функционирования, так и дальнейшему развитию аналитического инструментария.

Очевидно, что качество внутренней и внешней среды организации непосредственно влияет на все экономические показатели. Для правильной оценки и измерения такого влияния необходимо иметь обоснованное представление, что дает среда функционирования хозяйственной системе.

С точки зрения влияния внешней и внутренней среды на уровень показателей бизнеса, комплексно характеризующих состояние его развития, это поле вариации системы экономических показателей, которое зависит от уровня развития потенциала среды. При этом вариация показателей достижения одних стратегических целей влияет на вариацию показателей достижения других стратегических целей по известному принципу графика производственных возможностей. То есть уровень одного такого показателя ограничивает вариацию и главное - предельный уровень других.

Продолжим анализ деятельности компании «Роснефть» с точки зрения влияния среды функционирования на ее экономические показатели. Так, в одном из исследований по оценке уровня экономической устойчивости крупнейших нефтедобывающих компаний [18], в число которых входит «Роснефть», представлены соответствующие показатели за 2014 г. (табл. 1).

Как видно по показателю, характеризующему финансовую устойчивость, компания «ЛУКОЙЛ» показала наилучший результат. Компания Exxon Mobil является лидером по рентабельности активов, компания Statoil показала наивысшее значение рентабельности продаж. Китайская компания показала себя лидером по абсолютному и относительному уровням затрат на НИОКР. По данному показателю «Роснефть» имеет преимущества перед российскими компаниями. При этом следует отметить, что представленные показатели характеризуют такой аспект, как экономическая устойчивость, который является более-менее однородным понятием. Однако согласно концепции устойчивого развития компания должна развиваться в направлениях, требующих сбалансированного компромисса удовлетворения различных групп стейкхолдеров.

При оценке влияния определенных экономических факторов на поведение бизнеса в экономических исследованиях принято изолировать их от влияния других факторов. В таких случаях экономисты формируют утверждения и делают выводы с оговоркой - «при прочих равных условиях».

В экономическом анализе прием измерения влияния ограниченного количества факторов называется приемом элиминирования. Метод элиминирования широко используется

в экономических исследованиях и является одним из важнейших инструментов детерминированного факторного анализа, а также анализа резервов повышения эффективности. При этом оценивают изменение значения результативного признака (показателя) под влиянием изменения отдельного фактора или нескольких факторов, фиксируя в неизменном состоянии значения других факторов. Это решает отдельные, очень важные задачи экономического анализа и открывает возможности аналитику выявлять отклонения, изменения или резервы роста эффективности под влиянием определенных показателей, при этом учитывая тот факт, что компании функционируют в реальности под одновременным влиянием большого множества факторов. Все эти факторы предопределяют среду функционирования бизнеса.

Для анализа вариации целевых показателей бизнеса компании и ее влияния на уровень развития компании в целом, на наш взгляд, целесообразно применять анализ сечений гиперповерхностей, так как это осуществляется в соответствии с принципами метода достижимых целей [19].

Применение данного аналитического инструмента основано на определении области вариации двух показателей, в то время как остальные показатели зафиксированы на определенном уровне, то есть исключен учет их влияния. Поле вариации двух выбранных показателей называют в данном подходе сечениями гиперповерхности. Если сделать несколько сечений при разных уровнях значений элиминируемых показателей, то можно представить все сечения в одной системе координат и получить диалоговую карту развития [20], как это схематично представлено на рис. 2. Как видно, четыре сечения гиперповерхности, сформированные бизнес-средой, обозначены различными оттенками. Каждое сечение сформировано для визуальной оценки поля вариации двух определенных показателей в результате элиминирования влияния всех других показателей системы. При этом порядок осуществления сечений выстроен таким образом, что сначала представлено сечение с низкими значениями элиминируемых показателей. Поэтому поле вариации для первого сечения является наиболее широким.

Далее требования к значениям элиминируемых показателей увеличиваются, а значит, сокращается поле вариации рассматриваемых показателей. В результате после объединения всех сечений на одной системе координат формируется диалоговая карта развития, которая дает комплексную характеристику бизнес-среды организации с точки зрения возможностей бизнеса по двум показателям при различных сочетаниях других.

Такой анализ позволяет описать и наглядно представить аналитику те возможности, которые сформированы бизнес-средой.

Используя данные, представленные в табл. 1, можно проанализировать среду функционирования компании «Роснефть» как область вариации показателей экономической устойчивости. Например, такой анализ можно выполнить с помощью сечений по двум показателям -производительности труда и рентабельности продаж. Так, если сечение осуществляется без учета ограничений по остальным показателям, представленным в табл. 1, то лидерами в 2014 г. становятся компании Statoil и Exxon Mobil. Компания Statoil, как уже было отмечено, имеет наибольшую рентабельность продаж, а компания Exxon Mobil - наибольшую производительность труда. Таким образом, эти две компании формируют контур, в пределах которого возможна вариация по указанным показателям. Сам контур,

означает недоминируемое множество состояний производительности труда и рентабельности продаж, то есть множество эталонных состояний, к которым должны стремиться остальные нефтяные компании. Сечение гиперповерхности по показателям производительности труда и рентабельности продаж представлено на рис. 3. Также здесь отмечена компания «Роснефть», которая находится внутри контура.

Как видно, компания «Роснефть» должна принять определенные меры для достижения эталонного уровня экономической устойчивости. В частности, эти меры должны быть направлены на повышение рентабельности продаж. Это может быть более предпочтительным, поскольку достижение такой цели могло бы стоить компании меньших усилий, чем достижение лидерства в производительности труда.

Далее предлагается применять способ элиминирования для учета влияния других показателей экономической устойчивости компании. Если показатель соотношения капитальных и текущих затрат принять на уровне не менее 0,14, то компании Exxon Mobil и «Роснефть» должны быть исключены из такой области вариации. Сечение вариации производительности труда и рентабельности продаж при условии, что соотношение капитальных и текущих затрат составляет не менее 0,14, представлено на рис. 4. Компания Statoil в данном варианте становится лидером не только по рентабельности продаж, но и по производительности труда.

Если менеджмент компании «Роснефть» считает, что следует рассматривать развитие организации в данном сечении, то необходима реализация мер для достижения соотношения капитальных и текущих затрат не менее 0,14, не снижая при этом уровня остальных показателей.

Если дополнить ограничение для показателя рентабельности активов на уровень не менее 4%, то компания Statoil исключается из поля вариации, поскольку рентабельность активов компании всего 2,35%.

Сечение вариации производительности труда и рентабельности продаж при условиях, когда соотношение капитальных и текущих затрат составляет не менее 0,14 и рентабельность активов не менее 4%, представлено на рис. 5. Как видно, лидерами в этой области вариации становятся компании «Газпромнефть» и «ЛУКОЙЛ». Компания «Газпромнефть» имеет наибольшую

рентабельность продаж, а компания «ЛУКОЙЛ» -наибольшую производительность труда.

Если объединить все сечения на одной системе координат, то получим визуальное представление среды функционирования компании «Роснефть» по показателям экономической устойчивости, которое согласно методу достижимых целей называют диалоговой картой развития. Такая визуализация области вариации показателей экономической устойчивости нефтяных компаний представлена на рис. 6.

Измерение влияния среды на деятельность организации мы предлагаем рассматривать через возможные значения экономических показателей отдельных компаний, которые ограничиваются пределами достижения средой функционирования.

Среда - это сложная система, которая подчиняется основным принципам системного подхода. Одним из принципов систем является то, что они развиваются и направлены на совершенствование.

Все субъекты бизнеса, как и их среда, направлены на совершенствование хозяйственной деятельности, повышение ее эффективности. Поэтому очевидно, что по большому количеству показателей деятельности субъекты бизнеса однонаправлены.

Если среда ограничивает возможности эффективного хозяйствования субъектов бизнеса, которые могут выражаться однородными показателями, то средой нужно называть все возможные значения данных показателей. Иными словами, среда определяет множество потенциальных состояний субъектов бизнеса.

Рассмотрим особенности характеристик среды функционирования бизнеса с точки зрения ее развития. Графически ее можно изобразить в виде расширяющейся воронки, представленной на рис. 7. По мере развития, совершенствования бизнеса возможности альтернативных способов функционирования сужаются. Выделим уровни совершенства бизнеса.

1. Минимально допустимый уровень развития. Это представители со слабым менеджментом, недостаточным опытом хозяйствования, поскольку мало осведомлены о более эффективных способах работы. Такие состояния, могут принимать, вероятно, вновь созданные организации, а также недостаточно мотивированные коллективы. Этот уровень представлен наиболее широкой частью воронки

(рис. 7), что говорит о высокой вероятности вхождения состояния организаций в данный кластер в случае отсутствия грамотно организованной работы и профессионального менеджмента компании. Разумеется, это не значит, что в действительности большинство компаний находится на данном уровне. Наоборот, поскольку каждая компания стремится к совершенству, то она будет стараться избегать данного уровня развития.

2. Традиционный уровень развития. Он присущ организациям с наиболее типичным уровнем эффективности (однородный вид экономической деятельности, региональный, социальный аспекты, природные условия и пр.).

3. Передовой уровень развития. Это организации с наиболее привлекательным уровнем показателей эффективности. Характеризуются высоким уровнем профессионализма менеджмента, применяемых технологий, высокой мотивацией труда работников.

4. Эталонный уровень. Это абсолютные лидеры бизнес-среды. Организации с невероятными показателями эффективности, достичь которых возможно только с применением прорывных технологий производства и управления.

Согласно принципу необходимого разнообразия Эшби при повышении качества управления уменьшается энтропия состояний управляемого объекта [21]. Именно поэтому энтропия состояний эффективности субъектов хозяйствования представлена в виде воронки. Ось развития потенциала бизнеса направлена в сторону более совершенного уровня развития (рис. 7), то есть с развитием более совершенных форм функционирования воронка альтернативных состояний сужается и, казалось бы, должна быть в итоге достигнута точка, то есть наивысший уровень развития - эталонное состояние. Однако это не так. Как видно, кроме направлений развития в сторону совершенства бизнеса есть направления развития в сторону создания новых форм функционирования бизнеса, не

предусматривающие существенного изменения совокупной эффективности. То есть возникают новые альтернативы функционирования без изменения уровня развития, а только за счет расширения разнообразия. Это говорит о том, что на эталонном уровне точки не будет, а будет несколько эталонных состояний. К тому же, согласно закону Эшби, отсутствие энтропии состояний, то есть единственно правильное

эталонное состояние может быть достигнуто лишь в случае, когда на любое воздействие внешней и внутренней среды система управления предприятием будет способна адекватно отреагировать. Так, исходя из принципа необходимого разнообразия, постоянный процесс прямого или косвенного воздействия внешней и внутренней среды должен вызывать соответствующие непрерывные количественные и качественные изменения организационной и функциональной структур предприятия, его подсистем и элементов. На практике в реальных социально-экономических системах разнообразие состояний объекта управления и внешней среды настолько велико, что достижение такого соответствия практически невозможно. Именно поэтому используется принцип управления воздействием на ключевые факторы.

Кроме разнообразия необходимо учитывать и соответствие силы возмущающего воздействия силе и качеству управляющего воздействия. Если такого соответствия нет, то на предприятии не достигается состояния полного управления с энтропией, равной нулю. Поэтому экономическим системам наиболее соответствует случай неполной

3

управляемости .

С точки зрения временного фактора эталонные состояния не постоянны. По мере развития потенциала бизнеса формы функционирования устаревают и переходят на другой, более отдаленный от эталонного и низкий уровень развития бизнеса. Это говорит о том, что адаптивные бизнес-модели находятся в выигрышном положении, поскольку учитывают изменение среды функционирования бизнеса. Непрерывный процесс развития способов и технологий производства, технологий управления хозяйством, возможностей внешней среды предусматривает альтернативные состояния на всех уровнях развития бизнеса, в том числе и на эталонном.

Изложенные положения также подтверждаются и в принципах оценки компаний, реализующих модель совершенства EFQM4. Такая оценка, согласно подходу данной бизнес-модели, применяется в трех основных случаях [22]: когда организация сама проводит оценку своего менеджмента - оценка первой стороной; когда организация проводит оценку менеджмента своих

3 Системный анализ и принятие решений / под ред.

В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. М.: Высшая школа, 2004. 616 с.

4 EFQM (European Foundation for Quality Management) -Европейский фонд управления качеством. Создан в 1987 г. 14 ведущими европейскими компаниями.

партнеров (поставщиков, потребителей) - оценка второй стороной; когда организация намерена получить официальное внешнее признание соответствия своего менеджмента критериям модели - оценка третьей стороной.

В рассматриваемом контексте нас интересует внешняя, независимая оценка третьей стороной, когда устанавливается уровень развития компании в результате оценки ее соответствия модели.

Рассмотрим основные положения порядка внешней оценки и признания соответствия модели EFQM. Для осуществления независимой внешней оценки предусмотрено участие экспертов, называемых валидаторами и асессорами, которые предварительно проходят специальную подготовку и аттестацию. Возможные пять уровней соответствия критериям модели EFQM, которым может соответствовать менеджмент компании, представлены на рис. 8. На наш взгляд, такая оценка характеризует хозяйственную деятельность компании в целом. Рассмотрим основные характеристики уровней соответствия модели совершенства EFQM [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый уровень (начальный) - стремление к совершенству (Committed to Excellence). На признание по первому уровню могут претендовать организации, добившиеся серьезных успехов в повышении качества своей продукции или услуг за счет эффективного менеджмента. Организации-участники на уровне стремления к совершенству получают начальный опыт применения модели EFQM. Оценка на этом уровне осуществляется по наиболее лояльному подходу.

Второй уровень - признанное совершенство (Recognized for Excellence). Для участия в процедуре признания соответствия второму уровню модели организации должны иметь сертификат признания на первом уровне либо подтверждение оценки своего менеджмента по критериям стандарта ISO 9004:2000, национальных премий по качеству или Европейской премии по качеству. То есть это достаточно ограниченная совокупность организаций-претендентов, каждая из которых детально оценивается в баллах, а также проводится их сравнительная оценка по отдельным видам деятельности. При этом успешный результат оценки соответствует уровню, превышающему 400 баллов.

Следующие более высокие три уровня признания совершенства по модели EFQM относятся к конкурсу на соискание Европейской премии по качеству. Разумеется, это еще более ограниченная

совокупность организаций, которые уже имеют признание на втором уровне либо были лауреатами национальных премий по качеству. Участие в данном конкурсе строго регламентировано, а оценка осуществляется в несколько этапов. При этом претенденты оцениваются на соответствие одному из следующих уровней совершенства: финалист, призер и победитель. Отличаются данные уровни оценкой их менеджмента по количеству набранных баллов. Любопытно, что жюри конкурса не всегда определяет организацию, которая соответствует уровню «победитель», как абсолютного лидера в своей категории. Это согласуется с утверждением, что наивысший уровень совершенства бизнеса может быть представлен несколькими альтернативами.

Оценка уровня бизнеса по критериям модели EFQM осуществляется не только для участия в конкурсе и получения официального внешнего признания. Широкое распространение в европейских странах получило использование критериев данной модели совершенства для внутреннего использования. Внутренняя самооценка помогает менеджменту принимать управленческие решения, позволяющие компании продвигаться по уровням совершенства к эталонному [23].

Таким образом, исследования в области аналитических измерений инновационных преобразований бизнеса в сторону продвижения его уровня развития к совершенству следует обобщать и развивать с учетом того, что формирование необходимого внутреннего потенциала компании осуществляется в результате взаимодействия с внешней средой, которая содержит все необходимые элементы для достижения эталонного уровня развития субъектов экономики. То, что внешняя и внутренняя среда современных компаний характеризуется высокой волатильностью, означает, что стремительно растет потенциал внешней бизнес-среды, значит, меняются стандарты функционирования субъектов бизнеса в сторону роста их совершенства.

Необходимость субъектов бизнеса не только в средствах адаптации к изменениям и требованиям внешней среды, но также и в способах влияния на внешнюю среду и использовании ее возможностей способствует развитию интеграционных процессов в экономике.

Рассматривая возможности более эффективной работы субъектов бизнеса, следует понимать, что компания в текущем режиме может использовать

только те резервы, которые ограничены сформированным уровнем совершенства бизнеса, иными словами, его внутренним потенциалом. В стратегическом же отношении компания может продвинуться к эталонному состоянию в результате реализации комплекса инновационных мер. В этом случае среда функционирования организации рассматривается как источник текущих и стратегических резервов роста ее экономических показателей. Для анализа вариации данных

показателей и ее влияния на уровень развития бизнеса в целом целесообразно применять инструменты анализа сечений гиперповерхностей. Вариация экономических показателей отражает энтропию состояний эффективности субъектов хозяйствования, которая может быть представлена в виде расширяющейся воронки. Такая воронка отражает непрерывный процесс развития возможностей внешней среды, альтернативные состояния на всех уровнях совершенства бизнеса.

Таблица 1

Показатели экономической устойчивости крупнейших нефтяных компаний мира в 2014 г. Table 1

Indicators of economic sustainability of the largest oil companies in the world in 2014

Показатель Exxon Mobil PetroChina Газпром нефть Роснефть Statoil ЛУКОЙЛ

Производительность труда, 5410 730 685 618 637 291 575 232 4 234 841 1 307 044

долл./чел.

Коэффициент финансовой 0,52 0,55 0,54 0,33 0,39 0,73

независимости

Рентабельность активов, % 9,34 5,01 6,92 4,3 2,35 4,26

Рентабельность продаж, % 11,64 6,74 15,1 10,78 18,05 10,8

Коэффициент 1,17 0,96 0,77 0,68 0,65 1,3

оборачиваемости активов

Соотношение капитальных 0,11 0,15 0,23 0,11 0,24 1,44

и текущих затрат

Удельные затраты на НИОКР 0,24 0,97 0,23 0,6 0,49 0,3

в выручке, %

Источник: [18] Source: [18]

Рисунок 1

Среда функционирования бизнеса и использование ее потенциала Figure 1

Business environment and the use of its capacity

Рисунок 2

Сечения по двум показателям при элиминировании влияния других показателей в многоцелевых системах Figure 2

Cross-section by two indicators when eliminating the influence of other indicators in multi-purpose systems

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Сечение поля вариации производительности труда и рентабельности продаж нефтяных компаний за 2014 г. Figure 3

Cross-section of the variation field in labor productivity and profitability of oil companies' sales for 2014

Рисунок 4

Сечение поля вариации производительности труда и рентабельности продаж нефтяных компаний за 2014 г. при соотношении капитальных и текущих затрат не менее 0,14

Figure 4

Cross-section of the variation field in labor productivity and profitability of oil companies' sales for 2014 at minimum 0.14 ratio of capital and current costs

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Сечение поля вариации производительности труда и рентабельности продаж нефтяных компаний за 2014 г. при соотношении капитальных и текущих затрат не менее 0,14 и рентабельности активов не менее 4%

Figure 5

Cross-section of the variation field in labor productivity and profitability of oil companies' sales for 2014 at minimum 0.14 ratio of capital and current costs and minimum 4 percent of return on assets

Рисунок 6

Диалоговая карта развития для анализа области вариации показателей экономической устойчивости нефтяных компаний за 2014 г.

Figure 6

Interactive map of development to analyze the field of variations in economic sustainability of oil companies for 2014

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 7

Расширяющаяся воронка развития бизнеса Figure 7

Expanding funnel of business development

Рисунок 8

Уровни совершенства по модели EFQM Figure 8

Levels of excellence by the EFQM model

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Бариленко В.И. Роль экономического анализа в инновационной экономике // Инновационное развитие экономики. 2013. № 1. С. 16-21.

2. Султанова М.К. Вопросы учета и оценки нематериальных активов коммерческих организаций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7. С. 633-636.

3. Султанова М.К. Оценка стоимости нематериальных активов в условиях конвергенции международной и российской систем финансовой отчетности // Управленческий учет. 2016. № 2.

4. Сорокина А.В. Формирование системы стратегического управления как фактор эффективности развития компании // Транспортное дело России. 2015. № 6. С. 123-125.

5. Аллахвердиева Л.М. Управление персоналом в малом бизнесе: специфика личного фактора // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7. С. 976-979.

6. Терешина Н.П., Сорокина А.В. Повышение эффективности управления развитием корпорации на основе формализации стратегических инициатив // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 78-80.

7. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

8. PorterM.E. Competitive Advantage of Nations: Creating and Sustaining Superior Performance. Simon and Schuster, 2011, 896 p.

9. Ферова И.С., Кожинова Т.В., Шорохов Р.Г., Таненкова Е.Н., Шкарпетина Е.В. Промышленные кластеры и их роль в развитии промышленной политики региона. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. 248 с.

10. Асланиди В.Л., Пожарницкая О.В. Развитие нефтегазового комплекса республики Саха (Якутия) // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 4. С. 247-249.

С. 100-107.

11. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1. С. 151-157.

12. Васильева З.А., Лихачева Т.П. Инновационные факторы экономического роста территорий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 108 с.

13. Hamilton L., Webster P. The International Business Environment. USA, Oxford University Press, 2015, 448 p.

14. Литвиненко И.Л. Инновационная система России: отечественная и зарубежная оценка // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 2. С. 64-70.

15. Ускова Т. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 440 с.

16. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Устойчивое социально-экономическое развитие региона: ключевые аспекты // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3. С. 272-276.

17. Helms M.M., Nixon J. Exploring SWOT Analysis: Where Are We Now? A Review of Academic Research from the Last Decade. Journal of Strategy and Management, 2010, vol. 3, iss. 3, pp. 215-251. doi: 10.1108/17554251011064837

18. Мухетдинова В.В., Самохина Е.В. Международный бенчмаркинг компаний нефтегазовой отрасли // Новые технологии - нефтегазовому региону. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. С. 148-151.

19. Лотов А.В. Декомпозиция задачи аппроксимации оболочки Эджворта - Парето // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2015. Т. 55. № 10. С. 1681-1693.

20. Lotov A.V., Bushenkov V.A., Kamenev G.K. Interactive Decision Maps: Approximation and Visualization of Pareto Frontier. Springer Science & Business Media, 2013, 310 p.

21. Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. London, Chapman & Hall, 1956, 295 p.

22. Иванов А.А., Шевченко С.Ю. Многокритериальная оценка концепций измерения результативности в управлении предприятием // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. № 3. С. 66-75.

23. Сорокина А.В., Басыров М.А. Модельная самооценка премируемого качества // Мир транспорта.

2013. Т. 11. № 2. С. 96-101.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Business Performance

BUSINESS ENVIRONMENT AS A SOURCE OF INTERNAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF A BUSINESS Roman R. CHUGUMBAEV', Nina N. CHUGUMBAEVAb

a Moscow State University of Railway Engineering, Moscow, Russian Federation [email protected]

b Moscow State University for Humanities and Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 20 June 2016 Received in revised form 18 July 2016

Accepted 11 August 2016

JEL classification: M10, M20, M21

Keywords: SWOT analysis, excellence model, benchmarking

Abstract

Importance The article presents a study of specific features of contemporary business environment and their impact on the development of analytical tools for business performance management. Objectives The purpose of this article is to clarify methodological principles of the analysis of business environment that are necessary to develop the scientific bases of benchmarking the company's performance aimed at achieving the competitive leadership.

Methods We describe the possibilities of applying the elimination technique to analyze the environment of business operation and visualize its results, and propose using the method of achievable targets (MDTs) to realize these opportunities. The work presents an alternative understanding of the relationship of the main components of SWOT analysis, and employs the structuring of companies by their compliance with the criteria of the EFQM excellence model. Results The business environment is identified as a source of current and strategic reserves of economic indicators growth and as a factor determining a set of potential states of business entities. The entropy of these states of business entities is presented in the form of a funnel, which shows a variety of alternatives of functioning and their development. We identify a vector for systematization of accumulated knowledge in the field of analysis of the environment of functioning, and its further development.

Conclusions The study opens prospects for a more reasonable estimation of target values of economic activity, a better definition of current and strategic reserves of possible economic potential and achievement of leadership position of the organization in its operation environment.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Barilenko V.I. [The role of economic analysis in the innovative economy]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2013, no. 1, pp. 16-21. (In Russ.)

2. Sultanova M.K. [Issues related to accounting for and valuation of intangible assets of commercial organizations]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 7, pp. 633-636. (In Russ.)

3. Sultanova M.K. [Valuation of intangible assets under convergence of international and Russian financial reporting systems]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2016, no. 2, pp. 100-107. (In Russ.)

4. Sorokina A.V. [Shaping the strategic management system as a factor of company's efficient development].

Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2015, no. 6, pp. 123-125. (In Russ.)

5. Allakhverdieva L.M. [Staff management in small businesses: Specifics of a personal factor]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 7, pp. 976-979. (In Russ.)

6. Tereshina N.P., Sorokina A.V. [Strengthening the efficiency of management of corporate development based on strategic initiatives formalization]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2014, no. 1, pp. 78-80. (In Russ.)

7. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.

8. Porter M.E. Competitive Advantage of Nations: Creating and Sustaining Superior Performance. Simon and Schuster, 2011, 896 p.

9. Ferova I.S., Kozhinova T.V., Shorokhov R.G., Tanenkova E.N., Shkarpetina E.V. Promyshlennye klastery i ikh rol' v razvitii promyshlennoi politiki regiona [Industrial clusters and their role in the development of industrial policy in the region]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publ., 2013, 248 p.

10. Aslanidi V.L., Pozharnitskaya O.V. [Developing the oil and gas complex of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanii: ot teorii kpraktike = Topical Research Areas: From Theory to Practice, 2015, no. 4, pp. 247-249. (In Russ.)

11. Maisak O.S. [SWOT analysis: Object, factors, strategy. The problem of searching for ties between factors]. Prikaspiiskii zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii = Caspian Journal: Management and High Technology, 2013, no. 1, pp. 151-157. (In Russ.)

12. Vasil'eva Z.A., Likhacheva T.P. Innovatsionnye faktory ekonomicheskogo rosta territorii [Innovative factors of economic growth of territories]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publ., 2012, 108 p.

13. Hamilton L., Webster P. The International Business Environment. Oxford University Press, USA, 2015, 448 p.

14. Litvinenko I.L. [Innovation system of Russia: Domestic and foreign rating]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta = Vestnik of Moscow State Institute of Humanities and Economics, 2013, no. 2, pp. 64-70. (In Russ.)

15. Uskova T. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Managing the sustainable development of the region]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS Publ., 2009, 440 p.

16. Kiyanova L.D., Litvinenko I.L. [Sustainable socio-economic development of the region: Key aspects].

Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 3, pp. 272-276. (In Russ.)

17. Helms M.M., Nixon J. Exploring SWOT Analysis: Where Are We Now? A Review of Academic Research from the Last Decade. Journal of Strategy and Management, 2010, vol. 3, iss. 3, pp. 215-251. doi: 10.1108/17554251011064837

18. Mukhetdinova V.V., Samokhina E.V. Mezhdunarodnyi benchmarking kompanii neftegazovoi otrasli. Vkn.: Novye tekhnologii - neftegazovomu regionu [International benchmarking of companies operating in the oil and gas industry. In: New technologies to the oil and gas region]. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ., 2015, pp. 148-151.

19. Lotov A.V. [Decomposition of approximation of the Edgeworth-Pareto hull]. Zhurnal vychislitel'noi matematiki i matematicheskoi fiziki = Computational Mathematics and Mathematical Physics, 2015, vol. 55, no. 10, pp. 1681-1693.(In Russ.)

20. Lotov A.V., Bushenkov V.A., Kamenev G.K. Interactive decision maps: Approximation and visualization of Pareto frontier. Springer Science & Business Media, 2013, 310 p.

21. Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. London, Chapman & Hall, 1956, 295 p.

22. Ivanov A.A., Shevchenko S.Yu. [Multi-objective evaluation of concepts to measure performance in enterprise management]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Sen: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of South Ural State University, Series Economics and Management, 2014, no. 3, pp. 66-75. (In Russ.)

23. Sorokina A.V., Basyrov M.A. [Model self-assessment quality]. Mir transporta = World of Transport, 2013, vol. 11, no. 2. pp. 96-101. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.