Научная статья на тему 'Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта создания технологических платформ в ключевых отраслях народного хозяйства'

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта создания технологических платформ в ключевых отраслях народного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / TECHNOLOGY PLATFORM / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE-CYCLE / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злывко Ольга Владимировна, Лисин Евгений Михайлович, Стриелковски Вадим

Целью данной статьи является рассмотрение концепции создания отраслевых технологических платформ как механизма инновационного развития, позволяющего мобилизовать весь спектр доступных ресурсов в координированную систему, ориентированную на достижение заявленных приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики. Как инфраструктурный объект технологическая платформа является элементом национальной инновационной инфраструктуры, ориентированный на долгосрочное перспективное развитие в рамках применяемой методологии технологического форсайта. При этом обеспечивается достаточная гибкость организационной структуры для оперативного реагирования на изменения в динамичной конкурентной внешней среде. Рассматривается зарубежный и российский опыт применения концепции технологических платформ для решения задачи формирования инновационной среды, обеспечивающей поддержку высокотехнологичного развития национальной экономики, а также проводится сравнительный анализ созданных технологических платформ по отраслевому принципу с помощью метода попарных сравнений. Особое внимание уделяется вопросам определения места технологических платформ в инновационной политике государств, этапам реализации проектов по созданию технологических платформ, жизненному циклу, организационным схемам, формированию перечня приоритетных технологий и механизму государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Злывко Ольга Владимировна, Лисин Евгений Михайлович, Стриелковски Вадим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of social and economic development of the municipality based on the interaction of businesses and civil society

This article aims at scrutinizing the concept of creating technology platforms as a mechanism for innovation development that helps to mobilize the full range of available resources in a coordinated system and focuses on the achievement of the stated priorities of the national science, technology and innovation policy. Technology platform represents the part of the national innovation infrastructure that focuses on the methodology technological foresight. This provides sufficient flexibility of the organizational structure to respond quickly to changes in a dynamic competitive environment. The present article reviews foreign and Russian experience of the concept of technology platforms for the solution of the formation of an innovative environment for the support of high-tech development of the National Economy. Special attention is paid to determining the place of technology platforms in innovation policies, project implementation phases, life cycle, organizational charts, making a list of priority technologies and public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта создания технологических платформ в ключевых отраслях народного хозяйства»

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта создания технологических платформ в ключевых отраслях народного хозяйства

Management of social and economic development of the municipality based on the interaction of businesses and civil society

Злывко Ольга Владимировна

аспирант Московского энергетического института

111250, Москва, Красноказарменная ул., Д. 14

Zlyvko Ol'ga Vladimirovna

Krasnokazarmennaya Str. 14, Moscow, 111250, Russian Federation

Стриелковски Вадим

доктор наук, Институт экономических исследований, Факультет общественных наук, Институт Чарльза в Праге Оплеталова 26, 11000, Прага 1, Чешская Республика

Strielkowski Wadim

Opletalova 26, Praha 1, 11000, Czech Republic

Целью данной статьи является рассмотрение концепции создания отраслевых технологических платформ как механизма инновационного развития, позволяющего мобилизовать весь спектр доступных ресурсов в координированную систему, ориентированную на достижение заявленных приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики.

Как инфраструктурный объект технологическая платформа является элементом национальной инновационной инфраструктуры, ориентированный на долгосрочное перспективное развитие в рамках применяемой методологии технологического форсайта. При этом обеспечивается достаточная гибкость организационной структуры для оперативного реагирования на изменения в динамичной конкурентной внешней среде.

Рассматривается зарубежный и российский опыт применения концепции технологических платформ для решения задачи формирования инновационной среды, обеспечивающей поддержку высокотехнологичного развития национальной экономики, а также проводится сравнительный анализ созданных технологических платформ по отраслевому принципу с помощью метода попарных сравнений. Особое внимание уделяется вопросам определения места технологических платформ в инновационной политике государств, этапам реализации проектов по созданию технологических платформ, жизненному циклу, организационным схемам, формированию перечня приоритетных технологий и механизму государственно-частного партнерства.

This article aims at scrutinizing the concept of creating technology platforms as a mechanism for innovation development that helps to mobilize the full range of avail-

Лисин Евгений Михайлович

доцент Московского энергетического института, кандидат экономических наук 111250, Москва, Красноказарменная ул., д. 14

Lisin Evgeniy Mikhaylovich

Krasnokazarmennaya Str. 14, Moscow, 111250, Russian Federation

able resources in a coordinated system and focuses on the achievement of the stated priorities of the national science, technology and innovation policy.

Technology platform represents the part of the national innovation infrastructure that focuses on the methodology technological foresight. This provides sufficient flexibility of the organizational structure to respond quickly to changes in a dynamic competitive environment.

The present article reviews foreign and Russian experience of the concept of technology platforms for the solution of the formation of an innovative environment for the support of high-tech development of the National Economy. Special attention is paid to determining the place of technology platforms in innovation policies, project implementation phases, life cycle, organizational charts, making a list of priority technologies and public-private partnerships.

Ключевые слова: технологическая платформа, государственно-частное партнерство, инновационная инфраструктура, жизненный цикл, стратегическое планирование

Keywords: technology platform, public-private partnership, innovation infrastructure, life-cycle, strategic planning

1. Введение

Развитие инновационной инфраструктуры на национальном уровне привело к формированию новой концепции реализации и поддержки инновационной деятельности на всех этапах жизненного цикла инновации, основанной на стратегическом планировании. Такой концепцией стало создание технологических платформ в ключевых отраслях народного хозяйства, определяющих экономический рост и научно-техническое развитие государства.

Как элемент национальной инновационной инфраструктуры технологическая платформа представляет собой интеграцию науки и бизнеса с целью концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития, определенных в рамках долгосрочного научно-технологического прогноза по методике Форсайт. Источником привлечения

^ о

Н- cl

о <

О ^

с >

^ 8

<>х m ш О «

Q_ к

х со

S ° £ О

О S

в ?

< CL

н- >

О I-О н-

о ^

CD I

^L Ш

О CL

^ о

н- CL

о <

О ^

с >

<>х m ш О «

CL К

X со

S ° £ О

О S

Ö ?

долгосрочных инвестиции является механизм государственно-частного партнерства. По своеИ сути технологическая платформа представляет собоИ инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов, а также привлечения ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия промышленного бизнеса, науки и государства и совершенствование нормативно-правовой базы в области инновационного развития.

В основе технологической платформы лежит отраслевой принцип формирования тематических проектов. Реализация технологической платформы предусматривает разработку стратегической программы исследований, программы внедрения и распространения результатов исследований, формирование программ обучения и др. Особенностью технологических платформ является выработка и реализация долгосрочных приоритетов в масштабах отдельных отраслей национальной экономики на основе общего видения будущего данной отрасли, формируемого основными заинтересованными сторонами (наука, бизнес, государство, потребители). Во главе угла стоит организация производства инновационной продукции на основе критических и перспективных с точки зрения спроса научно-технических решений [1].

Технологические платформы создаются в тех отраслях, где масштабы и техническая сложность задач инновационного развития требуют, чтобы все заинтересованные стороны (промышленность, регулирующие структуры на всех уровнях, финансовые структуры, наука, общество) объединили свои усилия по организации и поддержке инновационного процесса от проведения научных исследований до выхода новой высокотехнологичной продукции на рынок в рамках приоритетных направлений развития отрасли. От существующих элементов инновационной инфраструктуры технологические платформы отличаются гибкой адаптивной организационной структурой, поскольку данный инфраструктурный объект изначально ориентирован на рыночные возможности и перспективный спрос.

Несмотря на единый подход и базовые принципы создания технологических платформ в ЕС и России есть ряд существенных отличий, определяющих развитие данных инфраструктурных элементов. Данные отличия вызваны различием в направленности государственной политики в научно-технической сфере, уровнях экономического развития, состоянии элементов национальных инновационных инфраструктур (в том числе законодательной базы) и развитии механизма государственно-частного партнерства.

Далее в статье рассматриваются результаты проведенного исследования европейского и российского опыта создания технологических платформ, проводится его сопоставление на основе применения метода попарных сравнений.

2. Европейский опыт создания технологических платформ

Впервые концепция технологической платформы (ТП) была применена Европейской комиссией в 2003 г. в Плане инвестиций («Investing in Research: An Action Plan for Europe») в качестве одного из средств реализации Лиссабонской стратегии по достижению доли в 3% от ВВП инвестиций в исследования и разработки с использованием механизма государственно-

частного партнерства. Но существенное развитие данная концепция получила позже при разработке Европейской Седьмой рамочной программы (7РП), когда ее основные положения были серьезно методологически доработаны, а сама концепция ТП стала ключевым инструментом реализации 7РП.

7РП является основным финансовым инструментом Европейского союза поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также международного академического сотрудничества практически во всех ключевых научных областях, достижения в которых будут определять будущий социально-технологический уклад общества. Мероприятия программы 7РП были приняты к реализации в 2007 г. и будут завершены к 2013 г. Фактически все тематики проектов, включенные в мероприятия, предполагают международную научно-техническую кооперацию стран Европы и направлены на расширение сфер и объемов проведения совместных исследований, повышение их конкурентоспособности и коммерциализации результатов научно-технических исследований и разработок. В глобальном замысле программа должна создать условия для развития внутренних европейских рынков результатов научных исследований, технологий и инновационной продукции.

Как уже отмечалось выше, особенностью 7РП является структурная организация предполагаемых тематических приоритетов в технологические платформы [2]. Это привело к широкому распространению ТП в Европе, что позволяет на данный момент ее рассматривать как один из ключевых элементов современной инновационной инфраструктуры. Согласно 7РП технологические платформы создают своим участникам (во главе с промышленностью) площадку для выявления приоритетов в различных областях исследований и подготовки планов действий по ряду технологических направлений в средне- и долгосрочной перспективе [3].

В настоящее время действует 36 европейских технологических платформ по следующим направлениям: энергетика (7), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (9), биоэкономика (6), промышленность (9), транспорт (5) [4].

Процесс создания ТП осуществляется по принципу восхождения «снизу вверх» при непосредственной поддержке Еврокомиссии. Формирование технологической платформы, как правило, инициируется крупным бизнесом, промышленными концернами, отраслевыми объединениями, играющими основную роль в ее создании. Представители данных групп входят в Группу высокого уровня (High Level Group), созданную по решению Еврокомиссии. Для разработки технологической платформы инициаторы образуют Консультативный комитет (Advisory Committee), участниками которого являются представители Еврокомиссии, научного сообщества, малого и среднего бизнеса, объединения потребителей, некоммерческие организации. Одновременно формируются Национальные группы поддержки (National Support Groups) из представителей заинтересованных стран и регионов. Для разработки научной составляющей технологической платформы создается Научный совет (Scientific Council), куда входят ведущие эксперты по данной проблеме, представляющие академическую и прикладную науки.

Каждая технологическая платформа обладает уникальными особенностями процесса создания и индивидуальными методами работы. Тем не менее анализ

опыта деятельности европейских ТП показывает, что каждая из платформ проходит три стадии в своем развитии. Причем успешное окончание каждой из стадий является необходимым условием наступления следующей.

На первой стадии, стадии создания, во главе с представителями промышленности собираются вместе все заинтересованные участники с целью согласовать общее видение по вопросу будущего развития технологий. В результате формируется документ, содержащий общее видение конкретной технологии, ее цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Данный документ объясняет необходимость объединения усилий участников ТП для ее развития. На первой стадии также устанавливаются организационные принципы работы ТП [2].

На второй стадии разрабатывается Стратегический план исследований (Strategic research agenda), который определяет исследования и технологическое развитие приоритетов на среднесрочный и долгосрочный период, определяя направления исследований в рамках конкретной ТП, сроки и цели ее достижения. Разработку данного плана координирует Консультативный комитет, включающий участников ТП. В некоторых случаях в разработку плана могут быть включены страны-члены ЕС через «зеркальные группы» (Mirror groups), отражающие интересы отдельных государств в области выбора приоритетов. Одновременно формируется План реализации стратегии (Deployment strategy), который определяет необходимые условия для ликвидации разрыва между текущим состоянием технологического сектора и будущим внедрением. Принимается во внимание, к примеру, необходимость привлечения частных и государственных инвестиций, реализации соответствующих показательных мероприятий, проведения тренингов и обучений, пр. В рамках данной стадии разрабатывается также дорожная карта исследований и разработок с указанием конкретных временных и финансовых параметров для достижения стратегических целей, которые были установлены на первой стадии.

На третьей стадии происходит реализация Стратегического плана преимущественно через механизм исследовательских программ Евросоюза. Одновременно Еврокомиссия использует План для определения приоритетов при подготовке заявок для последующих научных программ.

Технологическая платформа носит открытый характер и является гибким образованием, дающим возможность в ходе ее реализации присоединения новых участников и отстранения старых [Там же].

В зависимости от того, на какой стадии развития находится технологическая платформа, роль Евроко-миссии различна. На начальной стадии формирования ТП ее роль заключается в продвижении концепции самой платформы, она способствует процессу определения Видения и Стратегического плана исследований, выступая в качестве наблюдательного и консультативного органа. На данной стадии именно Еврокомиссия несет организационные расходы, в то время как на более поздних стадиях основным источником финансирования становится частный сектор.

В ходе 7РП Еврокомиссией были приняты положения о Совместных технологических инициативах (Joint Technology Initiatives), когда стало ясно, что традиционный механизм рамочной программы (индивидуальные проекты с небольшим числом участников) не подходит для осуществления крупномасштабных проектов, включающих различные группы участников.

< CL Н- > о I-

О н-I— О

О ^

о V

ш 0

Впервые на европейском уровне стали проводиться научные исследования с участием промышленности, научного сообщества и органов государственной власти с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) [3]. Правовой формой такого партнерства могут стать совместные предприятия, принадлежащие ЕС, представленной Евро-

комиссией, и промышленным предприятиям. Подоб- з 5

ное объединение должно соответствовать следующим ° <

критериям: ° ^

• представлять область технологии, стратегически важную для Европы, с четко намеченными резуль- Щ татами; ^^

^ ш

• ее деятельность должна быть нацелена на преодоле- о ^ ние существующего рыночного спада в отрасли; >х ^

• демонстрировать доходную часть на европейском о х уровне и готовность промышленности брать на себя о ^ долгосрочные финансовые обязательства; ^ ^

• представить убедительные доказательства того, что ^ ™ существующие механизмы не позволяют достичь ^ о желаемых результатов. ^ < Программа Совместных технологических инициатив с >

действует на принципах Рамочной программы инно- ^ о

<>х m ш О « п к

вационных исследований ЕС, включающей несколько этапов: конкурс заявок, их оценка, отбор проектов, переговоры и подписание контрактов между участниками проекта, отчет о результатах. ^ " С учетом текущего развития стратегических пла- ^ § нов исследований технологических платформ в ЕС © ^ были выделены следующие направления, создание « технологических инициатив в которых является осо- х бенно важным:

• топливные элементы и водород;

• аэронавтика и воздушный транспорт;

• инновационные лекарственные препараты;

• нанотехнологии;

• вычислительные системы.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы по особенностям формирования европейских технологических платформ:

1. Наличие сильной команды лидеров, обладающей высоким уровнем доверия и способностью объединить и организовать работу всех участников технологической платформы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Обеспечение открытости, прозрачности и информационной доступности для всех заинтересованных организаций вне зависимости от их размера без доминирования какой-либо группы, способной лоббировать свои интересы. Добровольный Кодекс деловой этики предусматривает ротацию членов Консультативного совета.

3. Индивидуальность подхода к формированию организационной структуры технологической платформы. Каждая ТП имеет свои особенности, историю создания и принципы функционирования.

4. Технологические платформы выстраиваются в рамках четкой финансовой модели, в основе которой лежит ГЧП.

3. Российский опыт создания технологических платформ

На сегодняшний день в России сложились благоприятные условия для формирования и реализации приоритетов научно-технологического развития на основе концепции технологических платформ, а именно: • утрата Россией некоторых конкурентных позиций в области науки, технологий и техники, устаревание

< CL

н- >

О I-

О ^

О I _

О •

о ^

CD ^

^L Ш

О CL

^ О

н- CL

о <

О ^

с >

^ 8

<>х m ш О « о_ к х m

S ° £ О

О S

Ö ?

основных производственных фондов и материально-технической базы науки;

• российский бизнес не оказывает существенного влияния на развитие стратегически важных направлений исследований и разработок, поскольку недостаточно заинтересован в долгосрочных проектах;

• достаточно низкая инновационная активность предприятий промышленного производства;

• фрагментарность в науке и производстве как следствие недостаточного развития сектора научно-технических исследований и промышленного производства в течение длительного периода времени [5].

В настоящее время основной задачей на пути создания российских технологических платформ является разработка методической основы, включающей в себя положительный опыт европейских стран, а также учитывающей особенности национальной инновационной системы, необходимость встраивания в нее данного концепта. Тем не менее на сегодняшний день уже создан определенный задел в данной области, хотя программы ГЧП пока еще не разработаны.

Предполагается, что формирование и реализация отраслевых технологических платформ будет осуществляться в соответствии со следующими общими принципами:

• четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

• значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;

• ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач экономического развития;

• вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;

• ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;

• активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;

• прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников;

• ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации технологической платформы [Ibid.].

Основными целями создания российских технологических платформ являются следующие:

• повышение результативности технологической модернизации за счет развития научно-производственных партнерств;

• расширение потребителей результатов научно-технических исследований и разработок, поддерживаемых государством;

• улучшение условий для распространения в экономике передовых технологий;

• привлечение частного капитала в инновационную сферу;

• консолидация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития;

• развитие системы научных и производственных связей;

• определение приоритетности для социально-экономического развития различных научно-технологических направлений [6].

В рамках реализации проекта технологических платформ предполагается выделение трех этапов: разработка перспективного облика сектора на долгосрочную перспективу, разработка стратегической программы исследований, создание плана внедрения стратегической программы исследований.

На первом этапе оцениваются ключевые факторы развития отрасли, в которой формируется ТП, определяются стратегические цели и возможные пути технологической модернизации, сроки их реализации, формируются направления проведения исследований и разработок.

На втором этапе определяются приоритеты в проведении исследований и разработок, выявляются основные потенциальные участники платформы, определяются перспективные кооперационные связи, научно-производственные цепочки, консорциумы, направления развития научной инфраструктуры, дается оценка необходимого финансового обеспечения программы.

На третьем этапе разрабатываются предложения по источникам финансирования, осуществляется создание организационной структуры для мониторинга прогресса и проблем, уточнения необходимых направлений исследований, составляются правила взаимодействия предприятий науки и промышленной сферы. Также разрабатывается дорожная карта, в которой определяются пути достижения стратегических целей ТП и требуемые ресурсы [7].

В России инициатором создания технологических платформ, как правило, являются отраслевые министерства, использующие данный концепт для управления инновационным развитием отрасли в рамках приоритетных технологий. Но при этом они также могут создаваться по инициативе крупного бизнеса и ведущих научно-исследовательских учреждений.

С целью обеспечения наиболее эффективных коммуникаций и взаимодействия государства, бизнеса и науки по вопросам научно-технического и инновационного развития формируется Перечень технологических платформ, который утверждается Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. По состоянию на 2012 г. Перечень включает 30 технологических платформ по следующим направлениям: медицинские и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, авиакосмические технологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика, технологии транспорта, технологии металлургии и новые материалы, добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка, электроника и машиностроение, экологическое развитие, промышленные технологии [8].

Институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ оказывают федеральные органы исполнительной власти. Общее руководство и координацию работы осуществляет Рабочая группа по развитию государственно-частного партнерства в инновационной сфере, которую возглавляет заместитель министра экономического развития Российской Федерации. В состав Рабочей группы входят представители Аппарата Правительства Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также представители заинтересованных государственных финансовых институтов развития, научных организаций и высших учебных заведений, эксперты. Организационное и методическое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской

Федерации. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Рабочей группы в части координации работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Анализ российского опыта создания технологических платформ показывает, что можно выделить ряд общих для них организационных особенностей.

• Наличие высшего руководящего органа ТП, состоящего из руководителей высшего звена ведущих членов платформы.

• Назначение координатора для оперативного управления платформой. Организация-координатор осуществляет организационное, информационное обеспечение взаимодействия участников технологических платформ.

• Действующий секретариат, регулирующий входы, выходы и взаимодействие участников технологической платформы.

• Формирование Наблюдательного совета. В Наблюдательный совет входят представители государственных организаций, министерств и ведомств, госкорпораций, институтов развития и др. Его задачей является обеспечение связи ТП с властными структурами, элитами и обществом.

• Формирование Научного (Научно-технического) совета, состоящего из ведущих специалистов по приоритетным отраслевым направлениям. Он является связующим звеном с экспертным и научным сообществом.

4. Сравнительный анализ европейского и российского опыта создания технологических платформ

При проведении сравнительного анализа будем считать, что особое внимание в государственной инновационной политике ЕС и России уделяется тем отраслям народного хозяйства, к которым принадлежит наибольшее количество созданных технологических платформ. Для их сравнительной оценки будем применять метод попарных сравнений.

В настоящее время в ЕС действует 36 европейских технологических платформ. По состоянию на 2012 г. перечень российских технологических платформ включает 30 направлений. При этом в ЕС и России есть ряд приоритетных направлений научно-технологического развития, которым уделяется особое внимание при формировании технологических платформ. Несмотря на отличия в государственной инновационной политике, они носят схожий характер и определяют развитие следующих отраслей народного хозяйства: энергетика, информационно-коммуникационные технологии, биоэкономика, промышленность, транспорт.

Отраслевая принадлежность технологических платформ ЕС и России, а также их тематики представлены в табл. 1.

Составим матрицу попарных сравнений и определим вес каждой из данных отраслей в формировании технологических платформ для ЕС и России (табл. 2, 3). В качестве оценок будем брать количество технологических платформ, созданных в отрасли. При этом весовой коэффициент будет определяться как среднегеометрическая оценка по строкам матрицы в отношении к средней суммарной оценке.

По аналогии дадим количественную оценку реализации государственных инновационных программ

< CL

I— >

О I—

о ^

5. Заключение

О I _ (

О •

ЕС и России по созданию технологических платформ по каждой отрасли в отдельности. В итоге получим результирующую табл. 4.

Как видно из приведенных вычислений наибольшую оценку по методу попарных сравнений набрала государственная инновационная политика по созданию Я ^

Ш

технологических платформ ЕС, что объясняется более ^ широким диапазоном представления технологических платформ по отраслям народного хозяйства. ° < Что касается применения концепции технологических платформ в России, то, несмотря на большую работу, проделанную в данном направлении за по- Щ ^ следние несколько лет, национальная инновационная инфраструктура все еще отстает от западной не Оо_ только по отраслевому охвату, но и организационно- >х ^ методической базе и программам государственно- о х частного партнерства. о ^

^ о Н- о_ о < о Ц

В ближайшем будущем отраслевые технологические с= > платформы будут полностью определять облик нацио- ^ о

<>х m ш О « п к

_ О О S

нальных инновационных систем ведущих мировых держав, а значит, также организационно-инвестиционные механизмы поддержки и осуществления инновационной деятельности. Но, несмотря на бурное развитие ^ о данных элементов инновационной инфраструктуры все еще сохраняется достаточное число ключевых © вопросов в области организационно-методического обеспечения создания, функционирования и поддержки технологических платформ. Особое внимание здесь нужно уделить развитию программ ГЧП, которые, по сути, составляют краеугольный камень данного инновационного концепта.

Также очень важно обеспечить для ТП достаточную самостоятельность при выборе наиболее подходящей организационной структуры управления. Как показал приведенный анализ, одни платформы могут выстраиваться по принципу горизонтальной интеграции и требуют участия большого количества сторон. Другие, вертикально интегрированные, — меньшего количества сторон, привлекая других участников только для решения специализированных вопросов.

Новосоздаваемые технологические платформы должны базироваться на ряде ключевых принципов, определяющих структуру и функционирование данных инфраструктурных объектов независимо от вида государственной инновационной политики. К ним можно отнести: наличие сильной команды лидеров (координаторов технологической платформы); открытость, прозрачность и информационная доступность; индивидуальность организационной структуры; участие национальных органов власти; государственно-частное партнерство.

Литература

1. Konnola T., Salo A., Brummer V. Foresight for European coordination: developing national priorities for the Forest-Based Sector Technology Platform // International Journal of Technology Management. 2011. Vol. 54, N 4. P. 438-459.

2. Общие сведения о 7 рамочной программе ЕС / Российский национальный контактный центр «Биотехнологии, сельское хозяйство, пища»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fp7-bio.ru/7-framework-program/about/.

3. Jovane F., Westkamper E., Williams D. The ManuFuture Road: towards competitive and sustainable high-value-added manufacturing // Springer-Verlag. 2009. P. 1-261

4. Individual ETPs: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cordis.europa.eu/technology-platforms/individual_ en.html.

< со н- > о н-

Таблица 1

сг

О I _

о .

V : О :

О ^ V х т =с

^ ш

О ^

о X =с 3 о I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ I

СО ш

х т

со I-

^ О

н- о_

О <

О ^

с >

* г

<>х т ш

О « к

х т

2 ° £ О

О 2 © ?

Сравнительное сопоставление технологических платформ ЕС и России по отраслевой принадлежности и направлению исследований и разработок

№ Отрасль Направления исследований и разработок

ЕС Россия

1 Энергетика (7/7) Экологически чистые тепловые электростанции Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности

Энергосети будущего (SmartGrids) Интеллектуальная энергетическая система России

Ветровая энергетика Малая распределенная энергетика

Фотогальваника Перспективные технологии возобновляемой энергетики

Экологически безопасные технологии атомной энергетики Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах

Альтернативные источники отопления и охлаждения Управляемый термоядерный синтез

Биотопливо Технологии добычи и использования углеводородов

2 ИКТ (9/7) Интеллектуальные системы Национальная программная платформа

Наноэлектроника Развитие российских светодиодных технологий

Интегральная спутниковая система Национальная информационная спутниковая система

Мобильные и беспроводные системы связи СВЧ-технологии

Робототехника Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение

Интеграция интеллектуальных систем Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа

Фотоника Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектрон-ные технологии — фотоника

Сетевое программное обеспечение и ^-сервисы

Сетевые и электронные коммуникационные технологии

3 Биоэкономика (6/4) Здоровое питание Биоиндустрия и биоресурсы

Нанотехнологии в медицине Медицина будущего

Растения будущего Биоэнергетика

Лесное хозяйство Радиационные технологии в медицинской диагностике

Разведение и размножение скота

Изучение вирусных инфекций животных

4 Промышленность (9/7) Сталелитейные технологии Материалы и технологии металлургии

Экологически безопасное освоение полезных ископаемых Технологическая платформа твердых полезных ископаемых

Промышленные технологии будущего Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем

Текстильная промышленность будущего Текстильная и легкая промышленность

Экологически безопасная химия Глубокая переработка углеводородных ресурсов

Передовые конструкционные материалы и технологии Новые полимерные композиционные материалы и технологии

Безопасная промышленность Технологии экологического развития

Строительство

Водоснабжение и санитария

5 Транспорт (5/5) Исследования в области авиации Авиационная мобильность и авиационные технологии

Исследованиям в области железных дорог Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт

Исследования в области автомобильных дорог Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог

Космос Национальная космическая технологическая платформа

Морская торговля Освоение океана

Таблица 2

Матрица попарных сравнений отраслевой принадлежности ТП ЕС

Энергетика ИКТ Биоэкономика Промышленность Транспорт Вес

Энергетика 1,00 0,78 1,17 0,78 1,40 0,12

ИКТ 1,29 1,00 1,50 1,00 1,80 0,40

Биоэкономика 0,86 0,67 1,00 0,67 1,20 0,05

Промышленность 1,29 1,00 1,50 1,00 1,80 0,40

Транспорт 0,71 0,56 0,83 0,56 1,00 0,02

Е 5,14 4,00 6,00 4,00 7,20 1,00

< CL

н- >

о I-

О I _ (

О • v : о ;

о ^

CD ^

^L ш

О cl

о X ^ 3 о I s I

СО ш

х m

cl I-

^ О

н- cl

О <

О Ц

с >

S 2

<>х m ш О «

Q_ к

х m

S ° £ О

О S © ?

CL

Матрица попарных сравнений отраслевой принадлежности ТП России

Таблица 3

Энергетика ИКТ Биоэкономика Промышленность Транспорт Вес

Энергетика 1,00 1,00 1,75 1,00 1,40 0,31

ИКТ 1,00 1,00 1,75 1,00 1,40 0,31

Биоэкономика 0,57 0,57 1,00 0,57 0,80 0,02

Промышленность 1,00 1,00 1,75 1,00 1,40 0,31

Транспорт 0,71 0,71 1,25 0,71 1,00 0,06

Е 4,29 4,29 7,50 4,29 6,00 1,00

Таблица 4

Результирующая оценка реализации государственных инновационных программ ЕС и России по созданию отраслевых технологических платформ

Весовой коэффициент Оценка ТП Вес оценки ТП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕТП РТП ЕТП РТП ЕТП РТП

Энергетика 0,12 0,31 0,50 0,50 0,0576 0,1540

ИКТ 0,40 0,31 0,62 0,38 0,2523 0,1161

Биоэкономика 0,05 0,02 0,77 0,23 0,0411 0,0043

Промышленность 0,40 0,31 0,62 0,38 0,2523 0,1161

Транспорт 0,02 0,06 0,50 0,50 0,0107 0,0286

Е 0,6142 0,4191

5. Brummer V., Konnolla T., Salo A. Foresight within ERA-NETs: Experience from the preparation of an international research program

6. Порядок формирования перечня технологических платформ от 3.08.2010 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrans.eit.ru/upload/doc/poradok_formirovan_ techplatform.pdf.

7. О формировании технологических платформ в Российской Федерации / Министерство экономического развития Российской Федерации. 2012 г.: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.center-inno.ru/files/ru/materials/ library/tarasenko.pdf.

8. Перечень технологических платформ от 21.02.2012 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mrgr.org/ upload/iblock/748/perechen_tp.pdf.

References

1. Konnola T., Salo A., Brummer V. Foresight for European coordination: developing national priorities for the Forest-Based Sector Technology Platform. International Journal of Technology Management, 2011, vol. 54, no. 4, pp. 438-459.

2. General overview of European 7th Framework Program, Russian National Contact Point on Biotechnology, Food and Agriculture. Available at: http://www.fp7-bio.ru/7-framework-program/about/.

3. Jovane F., Westkamper E., Williams D. The ManuFuture Road: towards competitive and sustainable high-value-added manufacturing. Berlin, Springer-Verlag, 2009. 261 p.

4. Individual ETPs. Available at: http://cordis.europa.eu/tech-nology-platforms/individual_en.html.

5. Brummer V., Konnolla T., Salo A. Foresight within ERA-NETs: Experience from the preparation of an international research program. Technological Forecasting and Social Change, 2008, vol. 75, no. 4, pp. 483-495.

6. The procedure for forming the list of technology platforms of Aug. 03, 2010. Available at: http://mintrans.eit.ru/upload/ doc/poradok_formirovan_techplatform.pdf.

7. Ministry of Economic Devlopment of the Russian Federation "On the formation of technology platforms in the Russian Federation". 2012. Available at: http://www.center-inno.ru/ files/ru/materials/library/tarasenko.pdf.

8. A list of technology platforms of Feb. 21, 2012. Available at: http://mrgr.org/upload/iblock/748/perechen_tp.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.