УДК 159.9 А. Г. Тейдер
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЗИЛЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается феномен резилентности личности человека как способности ответа на трудные жизненные ситуации, свойства приходить в прежнее состояние после потрясений. Выделены факторы резилентности, особое внимание уделено внешним социальным ресурсам, являющимся опорой для позитивного восприятия себя и окружающего мира. Проанализированы результаты психологического исследования связи внутренних личностных образований и резилентности личности в студенческом возрасте.
Ключевые слова: резилентность, студенчество, внутренние личностные образования, оптимизм восприятия будущего, самопринятие, принятие и поддержка друзей, семейный союз, страх совершения суицида.
Историко Резилентность как способность справляться, возвращаться в функциональное состояние после жизненных потрясений предполагает проживание ситуации и присвоение полученного опыта. Включённость в свои эмоциональные переживания, открытость даже серьёзным тяжёлым переживаниям и при этом способность восстанавливаться складываются из ценностей и ресурсов человека, базирующихся на доверии к миру и другим людям.
Резилентность - это процесс реакции на проблему, изменчивое состояние, которое может приобретаться и утрачиваться, например, с развитием коммуникативных навыков и умения управлять своими эмоциями, и формируется при её непосредственном возникновении[9].
Резилентные люди - люди с оптимистическими установками, преобладающим позитивным эмоциональным фоном, способные находить баланс между негативом и позитивом для сохранения психологического благополучия. Психологическая резилентность подразумевает внутреннюю уверенность, что проблемная ситуация разрешима, есть и рациональный оптимизм, выражающийся в устойчивой позиции, убеждении и установке: «Исправлюсь!». Устойчивость характеризуется пятью ключевыми компонентами: настойчивостью, сбалансированной перспекти-
Тейдер Ангелина Геннадьевна — ассистент кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
©Тейдер А. Г., 2024
вой, верой в то, что жизнь имеет смысл, уверенностью в себе и верой в индивидуальность.
В структурной модели С. Мадди резилентность показывает уровни взаимодействия факторов, подсистем, компонентов и поведенческих маркеров:
1. Наследственные факторы риска;
2. Стрессоустойчивость (психическое напряжение, естественные причины);
3. Стрессовые обстоятельства (острые деструктивные изменения, постоянное управление конфликтами);
4. Проблемы со здоровьем (неэффективное поведение, эмоциональное истощение, соматические расстройства);
5. Как установки жизнестойкости (гибкость, влияние, вызов);
6. Устойчивость (понимание ситуации, выявление возможностей, принятие решений);
7. Социальная поддержка по устойчивости (помощь, вдохновение);
8. Жизнестойкость как образ жизни (физические упражнения, расслабление, здоровая пища, лекарства [10].
Е. Б. Забелина, Е. К. Кузнецова описывают резилентность как «способность индивида успешно адаптироваться к стрессам и невзгодам» [5]. К. М. Ушаков рассматривает резилентность как «способность достигать успеха в трудных условиях, вопреки обстоятельствам» [11]. Э. Д. Миллер говорил о резилентности как о способности быстро восстанавливать физические и душевные силы [3].
Резилентность зависит как от внутренних человеческих ресурсов: способность человека эмоционально саморегулироваться в стрессовых ситуациях, степень физической, умственной и психологической жизнеспособности, так и от внешних факторов, влияющих на поведение человека, в частности, социальных [11].
К числу факторов, способствующих развитию резилентности в условиях поликультурной среды, можно отнести: социальную поддержку в семье и вне её, позитивную воспитательную среду в образовательной организации, способствующей формированию у обучающегося установки на соблюдение социальных норм, использующей эмоционально подкрепляющее воздействие, соблюдение при воспитании баланса между социальной ответственностью и стремлением к индивидуальному успеху [4].
Неоценимый вклад в развитие резилентности вносит окружение индивида, как социальное, так и семейное, в особенности его первые взаимоотношения с близким взрослым, формирование привязанности. Семья выступает местом, где тебя принимают любым, совсеми неудачами, и негативными эмоциями: «Я спокоен. Я дома. Я не боюсь.».
Социальная среда, социальное окружение, субкультура, социальное пространство определяют возникновение специфических условий
формирования резилентности личности. Актуальны такие признаки поведения личности, как уровень активности, осознанности, произвольности, ориентированные на минимизацию социальнодеструктивных проявлений в социальной среде и максимизацию создания оптимальных условий и.
Резилентность отличают два компонента: сопротивлениеинаправ-ленность в будущее, то есть, с одной стороны, свойство сохранять целостность под давлением и, с другой стороны, способность интегрировать воздействие и преодолевать его с помощью механизмов самовосстановления, что укрепляет личность и способствует её развитию [8].
Ведущими факторами резилентности являются: позитивное отношение, оптимизм, способность регулировать эмоции, способность воспринимать неудачу как форму полезной обратной связи. Ресурсы - это «средства, наличие и достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность - затрудняет». Так, ресурсы личности рассматриваются как один из аспектов совладания. Именно наличие определённых ресурсов помогает справляться личности со стрессовой ситуацией [6].
Опора на психологические ресурсы позволяет сохранять устойчивость в преодолении нестабильности, неопределённости, сложности и неоднозначности мира, в среде которого реализуется процесс жизнедеятельности [2]. Существование определённых ресурсов, потенциалов расширяет поле деятельности личности, делая возможным достижение значимых целей в жизни.
Д. А. Леонтьев относит к психологическим ресурсам устойчивости прежде всего ценностно-смысловые ресурсы, наличие которыхдаёт субъекту чувство опоры и уверенность в себе, устойчивую самооценку ивнутреннее право на активность и принятие решений [7]. Ценности и смыслы человек усваивает прежде всего в семье, в которой родился, затем уже в социальном окружении. Для личности, пережившей конфликт, исцеляющим является диалогическое общение, которое строится по принципу доверительного взаимодействия с другими. Вовлечённость человека в сеть доверия и взаимопонимания является необходимым условием для исцеления личности, восстановления её жизнеспособности на духовном уровне.
Социально-позитивные проявления оптимизма - это благоприятное или приближенное к нем психическое состояние, переживание благополучия, сопряжённое с позитивным отношением к себе и к окружающему, активностью в познании себя, других людей и мира в целом, а также уверенностью в успешном разрешении возникающих трудностей и противоречий. Негативными проявлениями оптимизма могут выступать неадекватная критичность по отношению ксебе, дисгармоничные отношения с другими людьми, пассивность и ригидность как самоуверенность или, наоборот, неверие в собственные силы [6].
С целью установления различий содержания психологических ресурсов у студентов с разным уровнем резилентности нами было проведено исследование с помощью краткой шкалы резилентности Б. Смита (в адаптации В. И. Марковой, Л. А. Александровой, А. А. Золотарёвой) и опросника «Причины для жизни» М. Линехан (в адаптации К. А. Чистопольской, Н. И. Колачева, С. Н. Ениколопова,
Е. Л. Николаева, С. Э. Дровосекова). Участие в исследовании приняли 97 студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема г. Биробиджана в возрасте от 18 до 22 лет.
У студентов с низким уровнем резилентности установлен преимущественно средний уровень фактора «Оптимизм восприятия будущего», низких показателей в этой группе не выявлено, что мы объясняем оторванностью сознания данных студентов от мира и реальных трудностей, их желанием верить в благоприятный исход ситуации, несмотря на объективные обстоятельства.
120% 80%
100% 80%
80%
60%
40% 0%
20% 0%
0%
40% 40%
60% 40%
60% 40%
0% 0% 0%
100%
0
Ж
S
&
&
.ё1
&
■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень
Рис. 1. Факторы по опроснику «Причины для жизни» М. Линехан у студентов с низким уровнем резилентности
■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень
Рис. 2. Факторы по опроснику «Причины для жизни» М. Линехан у студентов со средним уровнем резилентности
При среднем уровне резилентности возникают высокие показатели по шкалам: семейный союз, принятие и поддержка со стороны друзей и страх совершения суицида.
Лидирующими опорами у респондентов с высоким уровнем резилентности являются факторы «Самопринятие», «Семейный союз» и «Принятие и поддержка со стороны друзей», что говорит о связанности данных факторов, что подтверждается результатами корреляционного анализа Пирсона.
Рис. 3. Факторы по опроснику «Причины для жизни» М. Линехан у студентов с высоким уровнем резилентности
Самопринятие у студентов коррелирует со всеми шкалами исследования, в том числе с резилентностью личности, это единственная связь с умеренной силой, при которой мы можем говорить о связи способности преодолевать препятствия и переживать трудности с принятием себя, своих как положительных, так и отрицательных характеристик, эмоций, мыслей и аспектов поведения.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа связи резилентности и внутренних личностных образований по опроснику «Причины для жизни» М. Линехан
Оптимизм восприятия будущего 0) S н « К S Он С О S <Й и Страх совершения суицида ей 2 о и *й 3 К « 0) S ф и Принятие и поддержка со стороны друзей л н и о К н К 0) е S ей <и Он
Коэффициентыкорреляции г(эмп) (г=0/2дляР<0,05 иг=0,27 для P<0,01)
Оптимизм восприятия будущего 1
Самопринятие 0,62* 1
Страх совершения суицида 0,28 0,29* 1
Семейный союз 0,39* 0,61* 0,24 1
Принятие и поддержка со стороны друзей 0,47* 0,53* 0,12 0,55* 1
Резилентность 0,23 0,39* 0,0 0,24 0,12 1
Таким образом, резилентность связана в первую очередь с самопринятием, которое, в свою очередь, коррелирует со всеми факторами опросника «Причины для жизни»: оптимизм восприятия будущего-0,62, семейный союз - 0,61, принятие и поддержка со стороны друзей -
0. 53. страх совершения суицида - 0,29.
Социальные ресурсы, близкое окружение чрезвычайно важно в формировании и развитии резилентности как переменных, обуславливающих принятие себя. Резилентность необходимо развивать в тече-ниежизни, так как это свойство организма поможет студентам в дальнейшей жизни позитивно и продуктивно реагировать на ситуационные обстоятельства окружающего мира.
Список литературы
1. Акваба Е. О. Феномен резильентности в современном российском обществе / / Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4, №5. С. 55-60.
2. Бабичкова Е. С. Модель психологических ресурсов устойчивости психических состояний личности в затруднённых условиях жизнедеятельности / / Ярославский педагогический вестник. 2022. №5(128). С. 132-143.
3. Бакиев Д. Р. Феномен резильентности в период пандемии covid-19 / / Студенческий. 2022. №21(191). С. 30-32.
4. Бичурина С. У. Резильнтность личности в условиях поликультурной среды / / Национальная безопасность и молодёжная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 21-22 апреля 2021года. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. С. 168-174.
5. Дерюгина Н. И. .Модель социально-психологических ресурсов жизнеспособно-
сти личности в структуре психологического благополучия человека / / Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сборник тезисов участников шестой Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л. Ф. Обуховой, Москва, 13-14 декабря 2018года. М.: Московский государственный психолого-
педагогический университет, 2018. С. 503-507.
6. Духновский С. В. Оптимизм: ресурсидевиация личности // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Т. 4, №2(11). С. 122-128.
7. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / / СПЖ. 2016. №62. С. 18-37.
8. Ортега Э. Н. М. Резилентность как ресурс взросления // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов, Хабаровск, 22-25 ноября 2016 года / под ред. Е. Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. С. 378-382.
9. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы / / Мирнау-ки. Педагогика и психология. 2020. №3.
10. Черкашин О. А. Резильентностькакметакомпетенциябудущихспециалистов по социальной работе / / Человек. Наука. Социум. 2021. № 4(8). С.300-311.
11. Черкашин О. А., Васюк А. Г. Стрессоустойчивость как структурный компонент резильентности / / Человек. Наука. Социум. 2022. № 4-2(12). С. 219-241.
•Jc -Jc -Jc
Teider. Angelina.G.
COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNAL PERSONALITY FORMATIONS IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PERSONALITY RESILIENCE
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
The article examines the phenomenon of human personality resilience as the ability torespond to difficult life situations, the ability to return to its former state after shocks. The factors ofresilience are highlighted, in particular attention is paid to external social resources, which are thesupportforapositiveperceptionofoneselfandtheworld.Theresultsofapsychologicalstudyofthe relationship between internal personality formations and personality resilience in college age areanalyzed.
Keywords: resilience, students, internal personal education, optimism of perception of thefuture, selfacceptance, acceptanceand support offriends, familyunion, fear of committing suicide.
References
1. Akvazba E. O. The phenomenon of resistance in modern Russian society / / Russian Economic Bulletin, 2021, vol. 4, no. 5, pp. 55-60.
2. Babichkova E. S. Model of psychological resources for the stability of mental states of aperson in difficult living conditions // Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2022, no. 5(128), pp. 132-143.
3. Bakiev D. R. The phenomenon of resistance during the pandemic covid-19 / / Student: electron. scientific Journal, 2022, no 21(191).
4. Bichurina S. U. Personality resistance in a multicultural environment / / National securityand youth policy: cybersocialization and transformation of values in the VUCA world: proceeding softhe International Scientificand Practical Conference, Chelyabinsk, April 21-22, 2021. Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2021, pp. 168-174.
5. Deryugina N. I. Model of socio-psychological resources of personality viability in the structure of human psychological well-being // Cultural and historical approa-chin modern development alpsychology: achievements, problems, prospects: Collection of abstract sof participantsofthesixth All-Russian scientific and practical conference on Developmental Psychology dedicated to the 80th anniversary of the birth of Professor
L. F. Obukhova, Moscow,December 13-14, 2018, Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2018,pp. 503-507.
6. Dukhnovsky S. V. Optimism: a resource and deviation of personality / / Bulletin of the Kaluga University. Series 1. Psychological sciences. Pedagogical sciences. 2021, vol. 4, no. 2(11), pp. 122-128.
7. Leontiev D. A. Self-regulation, resources and personal potential / / SPZH, 2016, no. 62, pp. 18-37.
8. Ortega E. N. M. Resilience as a resource of growing up // The meaning, functions and significance of various branche sofpractical psychology inmodern society: a collection of scientific papers, Khabarovsk, November 22-25, 2016 / edited by E. N. Tkach. Khabarovsk: Pacific State University, 2017, pp. 378-382.
9. Selivanova O. A., Bystrova N. V., Derecha I. I., Mamontova T. S., Panfilova
O.V.Studying the phenomenon of resistance: problems and prospects / / The world of science. Pedagogyandpsychology, 2020, no. 3.
10. Cherkashin O. A. Resilience as a meta-competence of future specialists in social work //Man. Science. The society, 2021, no. 4(8), pp. 300-311.
11. Cherkashin O. A., Vasyuk A. G. Stressresistance as a structuralcomponent ofresis-tance//Man. Science. Thesociety, 2022, no. 4-2(12), pp. 219-241.
•Jc -Jc -Jc