Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ДВФО'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ДВФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВФО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова Анастасия Егоровна

В статье представлен анализ внешнеэкономической деятельности регионов ДВФО. В качестве основы анализа и оценки были приняты показатели открытости региональной экономики, а также оценки инновационного потенциала региона. Показаны в каких регионах, какие системы управления внешнеэкономической деятельности существуют, также рассмотрены регулирующие ВЭД документы. Сформулированы предложения для регионов ДВФО с целью эффективного использования внешнеэкономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Попова Анастасия Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ДВФО»



SCIENCE TIME

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ДВФО

Попова Анастасия Егоровна, Научный руководитель: Кладкина С.Н. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

E-mail: anastasia_popova_2014@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ внешнеэкономической деятельности регионов ДВФО. В качестве основы анализа и оценки были приняты показатели открытости региональной экономики, а также оценки инновационного потенциала региона. Показаны в каких регионах, какие системы управления внешнеэкономической деятельности существуют, также рассмотрены регулирующие ВЭД документы. Сформулированы предложения для регионов ДВФО с целью эффективного использования внешнеэкономического потенциала

Ключевые слова: ДВФО, внешнеэкономическая деятельность, инновационный потенциал, системы управления ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства, поскольку создает основы для формирования выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень региональных образований. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности [1].

Инновационная и внешнеэкономическая деятельность в значительной степени обусловливают друг друга. Без разработки и внедрения инновационной продукции отечественные предприятия не смогут быть конкурентоспособными на мировом рынке. В свою очередь, не развивая сферу внешнеэкономических

SCIENCE TIME

отношений, сотрудничества с другими участниками мирового товарообмена, российским организациям сложно повышать уровень инновационной активности. Опыт развитых стран показывает, что именно экспортно ориентированные предприятия выступают системным интегратором материальных, финансовых и кадровых ресурсов разного уровня, становятся основными потребителями изобретений и нововведений мелкого бизнеса, основными инициаторами прогрессивных структурных сдвигов в экономике[2].

Для данной работы в качестве объекта исследования выбраны субъекты Дальневосточного федерального округа (ДВФО), многие из которых обладают сходными показателями внешнетороговой деятельности и проблемами в области внешнеэкономического развития.

В первую очередь была проанализирована оценка текущего состояния внешнеэкономической деятельности регионов Дальневосточного федерального округа.

Таблица 1

Показатели оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона

Алгоритм расчета Значение РС(Я) Камчатский край Приморски й край Хабаровски й край Амурская область Магаданск ая область Сахалинска я область ЕАО ЧАО

Уровень открытости ра"иональной экономики

Кэ=(Э/ВРП * 100% Значимость экспорта для экономики региона Кэ=5048,98 .'5691,3*10 0%=88% Кэ=522,19/ 1315,60*10 0%=39,7% Кэ=3970,51 5756,2*10 0%=68,9% Кэ= 14 37,66 /4736,9* 10 0%=30,4% Кэ=383,24/ 2112,2* 100 %= 18,10% Кэ=453,08/ 884,9*100% =51% 16696Д1/6 737,8*100% =247% Кэ=2 3,62/3 78,9*100%= 62% Кэ=138Д'4 69,9* 100%= 29,4%

Кн = (И/ВРП)*10 0% Значимость импорта для экономики региона Ки=74,60/5 691 j "100% = 1,31% Ки=87,17/1 315,60*100 %=6,6% Ки=7590,39 5756,2*10 0%=131,Я6 % Ки=813,61/ 4736,9*100 %=17Д% Ки=502,17/ 2112,2* 100 %=23,8% Ки=112,82/ 884,9*100% =12,7% Ки= 1306,51 /6737,8*10 0%= 19,4% Ки=70,54/3 78,9*100%= 18,6% Ки= 126,57/ 469,9*100% =26,9%

К эи = Э/И Больше 1, характериз уетуровень внешнеторг овой самообесп ценности рациона Кэи=5 048,9 8/74:60=67: 7 Кэи=522,19 .'87,17=5,9 Кэи=3970,5 1/75 90,39= 0,5 Кэи= 143 7,6 6/813,61=1, 8% Кэи=383,2 502,2=0,8 Кэи=453,08 /112,82=4 Кэи=16696, 2/1306,5=1 2,8 Кэи=23,62' 70,54=0,33 Кэи=138Д8 /126,57=1,1 %

Кмк = (Э -ИУВо Больше 0, характериз ует долю «чистого >:> экспорта во внешнеторг овом обороте Кмк=(5048, 98- 74,60)'5125 =0,97 Кмк=(522,1-87,17>'648= 0,67 Кмк=(3970, 51-7590 J 9} 11501—0,3 Кмк=(1437, 66- 813,61>'248 2=0,25 Кмк=(383,2-502,2)'884= 0,13 Кмк=(45 3,0 8- 112,82>'565 =0,6 Кмк=(16696 ,2- 1306,5)'180 02=0,85 Кмк=(23,62-70,54)/94— 0,4 Кмк=(13 8,2 8126,5 7)'26 5 =0,04

•—-

400

Оценка открытости экономики регионов проводилась на основе данных Росстата и Мирового каталога открытых данных за 2014г. А расчет базируется на системе показателей оценки внешнеэкономического потенциала регионов России С.Н. Блудовой [5].

В табл.1 приведены расчеты показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности регионов ДВФО. В результате расчетов определены:

- высокая значимость экспорта наблюдается у Сахалинской области -247%, Республики Саха (Якутия) - 88%, Приморского края - 68,9%, Магаданской области - 51%. Средняя значимость экспорта у Камчатского края -39,7%, Хабаровского края - 30,4%, Чукотского автономного округа - 29,4% и Амурской области - 18,1%. Низкие показатели у Еврейского автономного округа - 6,2%;

- высокая значимость импорта наблюдается в Приморском крае - 131%, у большинства регионов значимость импорта средняя, это Чукотский автономный округ - 26,9%, Амурская область - 23,8%, Сахалинская область - 19,4%, Еврейский автономный округ - 18,6%, Хабаровский край - 17,2%, Магаданская область - 12,7%. Низкие показатели импорта у Камчатского края - 6,6% и Республики Саха (Якутия) - 1,3%;

- достаточно высокая внешнеторговая самообеспеченность у регионов, кроме Приморского края, Амурской области и Еврейского автономного округа;

- доля «чистого» экспорта во внешнеторговом обороте достаточно высока у большинства регионов, это Республика Саха (Якутия)- (0,97), Камчатский край -(0,67), Хабаровский край - (0,25), Магаданская область - (0,6), Сахалинская область (0,85), Чукотский автономный округ - (0,04). Низкие показатели были выявлены у Приморского края - (-0,3), Амурской области - (-0,13), Еврейского автономного округа - (-0,4).

Далее проводится комплексная оценка инновационного потенциала. Важность включения в проблематику развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности инновационной составляющей объясняется тем, что в условиях перехода региональной системы к инновационной экономике дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности региона определяется не только спецификой уже реализуемых регионом внешнеэкономических связей, но также потенциалом его инновационного развития, который является одним из основополагающих факторов приспособления (адаптации) региона к изменениям внешней среды.

Согласно методике, Алексеева С.Г., сначала рассчитываются количественные значения отдельных потенциалов (как сумма величины соответствующих показателей) (табл.2), составляющих инновационный потенциал региона. Затем они сводятся в единый интегральный показатель,

рассчитываемый по формуле:

ип = Унп X КП X ТП X ФЭП X ИКС [6]

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей развития инновационного потенциала регионов ДВФО

Группы РС(Я) Камчатсо край Примерек й край Хабаровск й край Амурска; область Магадане ая облает] Сахалине» я область ЕАО ЧАО

Научный потенциал 2,53 3,61 4,12 2,44 1,51 4,81 1,33 0,47 0

Кадровыг потенциал 0,64 0,33 0,67 0,8 0,5 0,35 0,66 0,31 0,23

Техничесь й потенциал 3,616 2,331 3,146 2,612 2,74 3,133 6,211 2,763 4,081

Фин-экон. поте: циал 0,34 0,26 0,28 0,29 0,55 0,37 0,25 0,3 0,22

Инфорыа1 ионно -комм.поте циал 2,93 7,78 2,27 2,85 3,54 16,64 5,52 11,41 32,86

1Ш 1,422 1,412 1,407 1,333 1,321 2,005 1,497 1,066 0

Как видно из данных табл.2 и полученного результата инновационных показателей, уровень инновационного потенциала большинства регионов ДВФО. В структуре инновационного потенциала регионов ДВФО низкие показатели приходятся на кадровый и финансово-экономический потенциалы. Это объясняется тем, что с каждым годом уровень численности студентов в регионах уменьшается и это отрицательно влияет на показатель кадрового потенциала. Следующий показатель, на который следует обратить внимание - финансово-экономический потенциал. Финансово-экономический потенциал регионов пока еще находится на низком уровне, в связи с тем, что инвестирование внутренних затрат на исследования и разработки малы, по отношению к ВРП.

SCIENCE TIME

Таблица 3

Наличие в регионах системы управления ВЭД

Правительственный профильный орган (орган при правительстве) Самост.программные документы по ВЭС(страгегии, концепции, программы)

Регионы ДВФО Министе рство Управл ение Агенте те о Департа мент Комите т Комисс ия

Амурская область + Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на период 2014 - 2020 годы", Концепция развития внешнеэкономической деятельности Амурской области на 2011-2020гг.

Еврейская автономная область + Нет

Камчатски Стратегия развития внешнеэкономического и международного сотрудничества Камчатского края с зарубежными странами.

б край Государственная программа Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2018 годы"

Магаданска я область + Государственная программа Магаданской области "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы"

Приморски б край + Государственная программа Приморского края «Развитие туризма е Приморском крае» на 2013-2020 годы».

Концепция внешних связей Республики Саха (Якутия) до 2020г.

Республика Саха (Якутия) + Государственная программа Республики Саха (Якутия) "международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы"

Стратегический план Министерства по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия) на 2012-201 б гг

Сахалинска я область + Государственной программы Сахалинской области "Развитие внешнеэкономической, межрегиональной и международной деятельности в Сахалинской области" на 2014-2018гг.

Хабаровски б край + Государственная программа Хабаровского края «Развитие международной, межрегиональной и выставочно — конгрессной деятельности Хабаровского края» на 20162020гг.

Чукотский автономны й округ + Нет

Как показал анализ, именно отсутствие единой структуры по управлению ВЭД, стратегий и программ развития ВЭД, соответствующего законодательства в значительной степени тормозят развитие ВЭД многих регионов. Данный фактор, а именно, наличие четко сформулированной стратегии дальнейшего развития региональной ВЭД, а также определенного механизма по ее управлению, кроме остальных различий в специализации, уровне развития экономики, наличия

•—-

403

всевозможных ресурсов способствуют более эффективному осуществлению внешнеэкономических связей. Таким образом, первоочередной задачей региональных органов власти тех субъектов, в которых внешнеэкономический потенциал задействован не полностью, а эффективность ВЭД далека от оптимальной, но имеются значительные резервы для ее дальнейшего развития и наиболее полного задействования ее возможностей для повышения уровня социально-экономического развития и роста его благосостояния необходима разработка комплекса мероприятий по развитию региональной ВЭД на основе функционирования организационного-экономического механизма управления.

Во всех анализируемых регионах (кроме Еврейского и Чукотского автономных округов) разработана и успешно реализуется региональные программы, концепции, стратегии развития ВЭД. Следует предположить, что именно этот фактор, кроме остальных различий в специализации производства, уровне развития экономики, наличии всевозможных ресурсов, способствует более эффективному осуществлению внешнеэкономических связей анализируемыми регионами. Поэтому, на наш взгляд, администрации Еврейского и Чукотского автономного окуругов целесообразно разработать и внедрить в практику управления региональной экономикой программу развития ВЭД.

Литература:

1. Оборина Е.Д. Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона: дис. ... канд. экон наук: 08.00.14 - Мировая экономика / Пермск. гос. ун-т . Екатеренбург, 2011. 21 с.

2. Мингалева Ж. Инвестирование прогрессивных структурных сдвигов в промышленности // Экономика региона. - 2006. - № 3 (7). - С. 81.

3. Официальная статистика. Внешняя торговля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики.

4. Внешняя торговля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knoema.ru Мировой каталог открытых данных.

5. Блудова С.Н. О классификации регионов РФ на основе оценки внешнеэкономического потенциала. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// science.ncstu.ru/articles/econom/8/41.pdf/file_download. -

6. Алексеев С.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2 (30).

7. Официальный сайт Правительство Магаданской области. [Электронный ресрус]. - Режим доступа: http://www.49gov.ru/documents/one/index.php?id=7581.

8. Официальный сайт Губернатор и правительство Сахалинской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsakhalin.ru/?id=313.

SCIENCE TIME

9. Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/.

10. Официальный сайт Правительство Камчатского края. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://kamchatka.gov.ru/.

11. Официальный сайт Правительства Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.sakha.gov.ru/.

12. Официальный сайт Правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.khabkrai.ru/.

13. Официальный сайт Чукотского автономного округа. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://чукотка.рф.

14. Официальный портал органов государственной власти Еврейского автономного округа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eao.ru/.

15. Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/.

16. Официальный сайт Правительства Амурской области. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.amuro

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.