ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
УДК 338.22
БСИ 10.24866/1815-0683/2020-1/79-87 С. В. ГУБАРЬКОВ*, Е. С. ТИХОМИРОВА**
Современное состояние
и перспективы развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа
ГУБАРЬКОВ Сергей Викторович -доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики. [email protected].
GUBARKOV S. V. - Associate professor, Doctor of Economic Sciences, Professor. Department of Economic Theory and World Economy.
ТИХОМИРОВА Екатерина Сергеевна - главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров кадровой службы. [email protected].
TIKHOMIROVA E. S. - Principal State Customs Inspector of the Department of public service and personnel Human Resource Service.
Рассмотрены вопросы финансирования инновационных проектов в Дальневосточном федеральном округе. Представлен рейтинг регионов ДВФО по степени инновационности развития. Отражены параметры рейтинга Ассоциации инновационных регионов России для субъектов ДВФО. Выделены перспективы развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа.
Ключевые слова: инновационная среда, инвестиции, инновационные проекты, инновационная деятельность, инновационная политика, АТР, ДВФО.
S. V. GUBARKOV, E. S. TIKHOMIROVA
The Current Situation and Prospects for the
Development of the Innovation Environment in
the Subjects of the Far Eastern Federal District
The issues of financing innovative projects in the Far Eastern Federal District are considered. The rating of the Far Eastern Federal District regions according to the degree of in-novativeness of development is presented. The rating parameters of the Association of innovative regions of Russia for the subjects of the Far Eastern Federal District are reflected. The prospects for the development of innovative environment in the subjects of the Far Eastern Federal District are highlighted.
Keywords: innovation environment, investments, innovation projects, innovation, innovation policy, Asia-Pacific, Far Eastern Federal District.
В современных экономических условиях развитие инновационной деятельности
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.
** Дальневосточное таможенное управление. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 48. Far Eastern Customs Directorate. 48, Gogolya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690014.
на уровне предприятий, регионов и государства является важным условием повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Инновационная деятельность позволяет разрабатывать актуальные проекты, создавать новые или изменять существующие системы (техническую, технологическую, информационную, социальную, экономическую), что способствует повышению качества создаваемой продукции и оказываемых услуг. Для реализации инновационных проектов необходимо обеспечить привлечение инвестиций от отечественных и иностранных инвесторов. Грамотно выбранные источники финансирования инновационных проектов не только способствуют ускорению темпов инновационного развития экономики региона, но и в целом обеспечивают сбалансированное развитие региональной инновационной системы.
Для финансового обеспечения инновационного развития экономики на федеральном, региональном и местном уровнях требуется эффективная система финансирования, действующая благодаря объединению институтов, инструментов и механизмов привлечения инвестиций в инновационную сферу. Этот процесс возможен при создании эффективных форм взаимодействия между субъектами инновационной деятельности, движении финансовых потоков от источника к получателю на разных этапах инновационного процесса [7]. На объем и структуру финансирования инновационных проектов влияют характер инновационной и инвестиционной политики государства, инновационная активность предпринимательского сектора, инвестиционная привлекательность региона, отраслевая структура хозяйства, производственная специализация компаний. Вышеперечисленные факторы во многом зависят от состояния инновационной среды региона.
Изучению вопросов инвестирования в инновационные проекты в процессе формирования инновационной среды в регионах посвящены работы М. П. Бурова, О. Н. Маргалитадзе [1], Е. С. Иванченко, О. Г. Иванченко [4], М. А. Купричева [7], Л. В. Шабалтиной [12] и др. Вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности регионов, освещены в работах И. М. Годайло, У У Уваровой [2], Т. М. Зориной [3], Л. Е. Намятовой [8], А. А. Тарелкина [10] и др. Вместе с тем высокий динамизм инновационных процессов в инновационной среде обуславливает необходимость в дополнительных теоретических исследованиях в области оценки условий ее формирования в регионах.
В настоящее время наблюдается усиление внимания государства к вкладу регионов в создание условий для ускоренного развития российской экономики. Так, согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, одной из важнейших задач пространственного развития РФ является «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации,
в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе»1 (курсив наш. - С. Г., Е. Т.).
Характеристика нового подхода к развитию субъектов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) обозначена в 2017 г. при внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В указанном документе отмечено, что «новая модель развития Дальнего Востока основана на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ, услуг), производимых на территории Дальневосточного федерального округа, создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития»2.
Вместе с тем структура инвестиций в субъектах ДВФО во многом отражает отраслевую диспропорцию региональных экономик, связанную с доминированием добывающих предприятий. Инвестиционный климат в субъектах Дальневосточного федерального округа не соответствует задачам ускоренного и инновационного развития, что обуславливает потребность в совершенствовании условий его формирования [4]. Привлекательность Дальневосточного региона для иностранных инвесторов является низкой вследствие высоких рисков и издержек производства, слабой развитости потребительского рынка и отсутствия наукоемких технологий.
Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность оценки состояния инновационной среды в субъектах ДВФО с целью определения перспектив ее развития.
Цель данной работы - оценить современное состояние и определить перспективы развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа.
Совершенствование системы управления ресурсным обеспечением развития регионов является важной задачей в условиях перехода российской экономики на инновационный путь. Для эффективного развития регионов необходимо формирование благоприятной инновационной среды.
1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/552378463 (дата обращения: 11.11.2019).
2 О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: постановление Правительства РФ от 30.03.2017 № 365. URL: http://docs.cntd.ru/document/420395549 (дата обращения: 11.11.2019).
По мнению Л. В. Шабалтиной, «состояние инновационной среды региона определяется инновационной и инвестиционной политикой, интенсивностью конкурентной борьбы, инновационной активностью и восприимчивостью субъектов инновационной деятельности, формированием потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию» [12].
На современном этапе развития Дальневосточного федерального округа для усиления его взаимодействия со странами АТР необходимо обеспечить привлечение инвестиций в инновационные проекты.
Для реализации инновационных проектов на Дальнем Востоке с начала 2016 по 2018 г. в экономику региона было привлечено 2,209 трлн руб., из них более 1,4 трлн руб. - в проекты 20 территорий опережающего развития (ТОР), созданных в регионе [5]. С 2015 г. ежегодно во Владивостоке проводится Восточный экономический форум (ВЭФ)3. Главными целями и задачами форума являются: содействие ускоренному развитию экономики ДВФО, активное международное сотрудничество со странами АТР с привлечением экспертов для оценки потенциала региона и демонстрация инвестиционной привлекательности ДВФО.
Определяющим фактором роста инвестиций, в том числе иностранных, в Приморском крае является реализация новых инструментов развития торговых и инвестиционных отношений: это ТОР и свободный порт Владивосток. В Приморье функционирует 4 ТОР («Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», «Нефтехимический»), направленных на формирование «новой экономики» региона. Статус резидента ТОР и свободного порта Владивосток для инвесторов обеспечивает привлекательные условия налогообложения и высокую скорость прохождения различных процедур.
По данным АО «Корпорация развития Дальнего Востока», в Приморье на 18 сентября 2019 г. зарегистрировано 1 470 резидентов свободного порта Владивосток с проектами на сумму 1 847 млрд руб. и планами создания 70 064 рабочих мест, в ТОР - 377 резидентов с планами создания 61 581 рабочих мест. За 2018 г. резиденты открыли и запустили в работу 57 новых предприятий с инвестициями 6,4 млрд руб. и созданием 2 288 рабочих мест. Данная ситуация отражает положительную динамику в сравнении с 2017 г., когда был реализован всего 31 инвестиционный проект. Общий объем инвестиций резидентов составляет более 981 млрд руб. [5].
Хабаровский край - субъект ДВФО с инвестициями на сумму 65 087,3 млн руб., далее следует Сахалинская область (63 796,6 млн руб.) и Республика Саха (Якутия) с инвестициями 59 527,2 млн руб. Около половины от общего объема инвестиций приходится на ассигнования из федерального бюджета [6].
3 О Восточном экономическом форуме: указ Президента РФ от 19.05.2015 № 250. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/39708.
Отметим важность реализации для Дальневосточного федерального округа таких масштабных инфраструктурных проектов, как ТОР и международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», реализуемые совместно Россией, КНР и частными партнерами [13].
Вышеназванные инновационные проекты планируются к реализации за счет бюджетных и внебюджетных средств (в том числе иностранного частного капитала). Доля участия государства в них составляет 58 %, иностранных инвесторов - 42 %. Правительство России поставило цель -до 2025 г. направить в регион 3,5 трлн руб., 80 % из которых составят деньги инвесторов [6].
В рамках Восточного экономического форума 6 сентября 2017 г. было подписано соглашение о создании фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) для развития инновационной системы, активного внедрения передовых технологий, повышения доли высокотехнологичной продукции в ВРП. Общий объем фонда на первом этапе деятельности составил 4,9 млрд руб. Около 70 % в равных долях внесли ФРДВ и РОСНАНО, 30 % составили взносы Российской венчурной компании (РВК). Средний размер одной инвестиции в проекты венчурной стадии составляет не более 100 млн руб., в проекты стадии роста - не более 1 млрд руб. Фонд представлен в форме инвестиционного товарищества, при этом РОСНАНО является управляющим партнером. В настоящее время общий размер активов Фонда составляет 59,6 млрд руб. [11].
Основной задачей ФРДВ в ДВФО является помощь в развитии современных предприятий с уникальными разработками в высокотехнологичных отраслях и привлечением дополнительного капитала в наиболее перспективные проекты (информационные технологии, робототехника, авиация, альтернативная энергетика, медицина и биотехнологии, космическая отрасль).
Согласно рейтингу Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) за 2018 г., Дальневосточный федеральный округ входит в число средних инноваторов (см. таблицу).
Оценка инновационного развития субъектов ДВФО в рейтинге АИРР проводится с учетом значения четырех компонентов: научные исследования и разработки; инновационная деятельность; социально-экономические условия инновационной деятельности, инновационная активность региона. Эксперты выделяют четыре региона в ДВФО, лидирующих в инновационном развитии: Хабаровский край, Республика Саха (Якутия) и Бурятия вошли в топ-50 рейтинга инновационных регионов России, а Приморье заняло 53 место.
На 1-м месте в рейтинге среди субъектов ДВФО находится Хабаровский край (25-е место в общем рейтинге). Данный субъект РФ является лучшим в ДВФО по компоненту «Инновационная деятельность» и по компоненту «Социально-экономические условия инновационной
деятельности». Республика Саха (Якутия) занимает 2-е место (45-е место в общем рейтинге). Республика Бурятия находится на 49-й строчке рейтинга. Четверку лидеров общего рейтинга замыкает Приморский край [9].
Рейтинг инновационных регионов ДВФО за 2018 г.
Ранг Группа Регион Изменение позиции в рейтинге к 2017 г.
25 Средне-сильные инноваторы Хабаровский край +5
45 Средние инноваторы Республика Саха (Якутия) -3
49 Республика Бурятия +7
53 Приморский край -9
66 Средне-слабые инноваторы Камчатский край -7
67 Сахалинская область +6
69 Магаданская область -1
73 Забайкальский край -2
77 Еврейская автономная область +2
79 Амурская область -1
84 Слабые инноваторы Чукотский автономный округ + 1
Составлено по: [9].
В группу средне-слабых инноваторов вошли Камчатский край (66-е место), Сахалинская область (67-е место), Магаданская область (69-е место), Забайкальский край (73-е место), Еврейская автономная область (77-е место) и Амурская область (79-е место). По мнению экспертов, Чукотский автономный округ занимает 84-е место.
Согласно рейтингу АИРР, по компоненту «Научные исследования и разработки» можно отметить, что Приморский край среди субъектов ДВФО занимает 1-е место (0,50) - это объясняется высокой концентрацией образовательных организаций высшего образования и научных учреждений ДВО РАН в регионе. Следующая позиция принадлежит Хабаровскому краю (0,45), далее расположены Республика Саха (Якутия) (0,44), Республика Бурятия (0,43), Магаданская область (0,39), Камчатский край и Забайкальский край (0,38), Амурская область (0,37), Сахалинская область (0,33), Еврейская автономная область (0,31) и последнее место занимает Чукотский автономный округ (0,19) [9].
Рейтинг регионов по компоненту «Инновационная деятельность» представляет собой объединенную оценку интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования технологических, организационных и маркетинговых инноваций в субъектах ДВФО. Результаты рейтинга субъектов ДВФО позволяют заключить, что 1-е место среди субъектов ДВФО в данном блоке занимает Хабаровский край (0,47), на 2-м
месте расположена Сахалинская область (0,32), далее следуют Республика Бурятия (0,30), Приморский край (0,29), Камчатский край (0,28), Республика Саха (Якутия) (0,26), Магаданская область (0,23), Еврейская автономная область (0,22), Амурская область (0,20), Забайкальский край (0,19), и завершает рейтинг Чукотский автономный округ (0,17). Существенное отставание субъектов ДВФО от лидера рейтинга в рассматриваемом компоненте -Республики Татарстан (0,67) отражает более сложные условия ведения бизнеса, особенно инновационного, на территории Дальнего Востока.
Рассматривая компонент «Социально-экономические условия инновационной деятельности», отметим, что на 1-м месте среди субъектов ДВФО расположен Хабаровский край (0,44). Лидерские позиции Хабаровского края здесь в определенной степени обусловлены тем, что г. Хабаровск до декабря 2018 г. являлся столицей Дальнего Востока, что способствовало привлечению большего внимания (и, соответственно, финансовых потоков) федеральных органов власти к развитию данного региона. Республика Бурятия занимает 2-е место (0,42), затем следует Приморский край и Камчатский край (0,38), Сахалинская область (0,34), Магаданская область и Еврейская автономная область (0,33), Забайкальский край (0,32), Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ (0,29). На последнем месте находится Амурская область (0,28) [9].
Результаты рейтинга субъектов ДВФО по значению «Инновационная активность региона» указывают на то, что лидером является Республика Саха (Якутия) (0,54) с высокой инновационной активностью хозяйствующих субъектов. На 2-м месте расположен Хабаровский край (0,40), затем следует Республика Бурятия (0,31), Приморский край (0,21), Камчатский край (0,19), Забайкальский край и Сахалинская область (0,14), Магаданская область (0,11), Еврейская автономная область (0,10), Амурская область (0,08), Чукотский автономный округ (0,00).
Анализ состояния инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа демонстрирует слабую степень развития данного направления, несмотря на активную государственную инвестиционную политику и привлечение инвесторов в регион. Также следует отметить низкое развитие на Дальнем Востоке основных компонентов в рейтинге АИРР, значения которых в основном не превышают 50 % во всех регионах.
С целью инновационного развития экономики субъектов ДВФО необходимо улучшать инновационную среду и создавать эффективную инновационную инфраструктуру, которая будет способствовать восстановлению наукоемких отраслей в регионе и повышению качества жизни населения. Перспективы развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа, по нашему мнению, связаны с реализацией следующих мероприятий:
1. Ускорение темпов инновационного развития таких регионов ДВФО, как Чукотский автономный округ, Амурская область, Еврейская
автономная область, Забайкальский край и Магаданская область, максимально используя особенности их географического положения, ресурсную базу, транспортную инфраструктуру и т. д. Для реализации инновационного потенциала данных регионов требуется совместная работа инвесторов и инвестиционного совета региона, которые должны создать благоприятные условия для иностранного и российского капитала с учетом действующего законодательства.
2. Формирование сети крупных технопарковых зон на Дальнем Востоке, что будет способствовать созданию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
3. Увеличение числа инновационных малых и средних наукоемких предприятий, которые позволят более эффективно использовать интеллектуальный потенциал ДВФО и ускорят процесс оформления охранных документов на объекты интеллектуальной собственности.
4. Совершенствование научно-производственной базы и инновационной инфраструктуры дальневосточных образовательных организаций высшего образования (ООВО) с целью ускорения трансфера результатов сектора исследований и разработок в российскую и мировую экономику.
5. Расширение действующих и создание новых инструментов и форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере, характеризующейся высоким уровнем риска и стоимостью инвестиций, что обуславливает необходимость объединения усилий различных заинтересованных сторон в процессе реализации инновационных проектов.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы в области формирования дополнительных стимулов, обеспечивающих повышение инновационной активности субъектов инновационной деятельности.
7. Ускорение темпов подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере наукоемких инновационных технологий за счет интеграции усилий научных организаций ДВО РАН и ведущих ООВО в субъектах ДВФО.
8. Создание стимулов для расширения взаимодействия бизнес-сообщества, ООВО, научных учреждений с целью разработки и реализации совместных программ инновационного развития Дальневосточного федерального округа.
9. Повышение качества инновационной и инвестиционной политик в субъектах ДВФО за счет усиления общественного контроля на этапе формирования программных мероприятий и их последующей реализации.
Таким образом, реализация перспективных направлений развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики макрорегиона и ускорению темпов его социально-экономического развития.
Список литературы
1. Буров М. П., Маргалитадзе О. Н. Улучшать инвестиционный климат в России и форсировать привлечение инвестиций в научно-технологическое развитие страны // Экономические системы. 2016. № 4. С. 54-56.
2. Годайло И. М., Уварова Е. Е. Инвестиционный климат региона: содержание, структура и проблемы формирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 3. С. 236-242.
3. Зорина Т. М. Инвестиционный климат региона // Проблемы учета и финансов. 2017. № 25. С. 23-27.
4. Иванченко О. Г., Иванченко Е. С. Источники финансирования развития реальной экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 3. С. 129-140.
5. Инвестиционная карта Дальневосточного федерального округа. URL: https://investmap.erdc.ru/ (дата обращения: 20.09.2019).
6. Инвестиционный портал Приморского края. URL: https://invest.primorsky. ru/ru/about/#cover (дата обращения: 13.11.2019).
7. Купричев М. А. Анализ системы финансирования инновационной деятельности в России // Дискуссия. Экономические науки. 2018. № 3 (33). С. 41-47.
8. Намятова Л. Е. Инвестиционный климат и инвестиционный имидж России // Теория и практика мировой экономики. 2017. № 3. С. 5-9.
9. Рейтинг инновационных регионов России. Версия 2018. М.: Ассоциация инновационных регионов России, 2019. 53 с.
10. Тарелкин А. А. Инвестиционный климат и инвестиционная инфраструктура в промышленном секторе экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 9. С. 20.
11. Фонд развития Дальнего Востока. URL: https://www.fondvostok.ru/ (дата обращения: 17.11.2019).
12. Шабалтина Л. В. Формирование инновационной среды региона // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2015. № 1 (54). С. 170-176.
13. Юсупова И. А. Современное состояние и перспективы формирования инновационной среды Дальневосточного федерального округа // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Между-нар. науч.-практ. конф. Комсомольск-на-Амуре, 2016. С. 146-150.
© Губарьков С. В., Тихомирова Е. С., 2020 © Gubarkov S. V., Tikhomirova E. S., 2020
Для цитирования:
Губарьков С. В., Тихомирова Е. С. Современное состояние и перспективы развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного федерального округа // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1(90). С. 79-87.