Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА'

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Евгений Прокофьевич

Аналитическая статья посвящена анализу экономической ситуации в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДВФО) Российской Федерации. Цель статьи - оценить экономический потенциал субъектов ДВФО в связи с ожидаемой реализацией в регионе Программы территорий опережающего развития. Реализация цели предусматривает решение следующих задач: - анализ в динамике основных макроэкономических показателей; - обоснование различной структуры консолидированных бюджетов субъектов; - оценка источников формирования инвестиционного потенциала территорий ДВФО; - оценка возможности реализации планируемых территорий опережающего развития в регионе. Начиная с 2005 г. позитивные сдвиги в экономическом развитии наблюдались до 2012 г. практически во всех субъектах ДВФО. Темп роста валового регионального продукта (ВРП) по ДВФО составил в среднем около 6,0%. ВРП на душу населения в регионе за прошедшие годы вырос в 1,6 раза. Но, уже в 2012 г. рост ВРП прекратился во многих субъектах. Наиболее низкими показателями характеризуются Приморский край, Амурская область, Еврейская автономная область. Фактически это наиболее бедные регионы с позиции обеспеченности богатыми, валютоемкими природными ресурсами. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов ДВФО плохо коррелируется с структурой доходов в целом по Российской Федерации. Основную долю доходов в бюджетах составляют налоги на доходы физических лиц. Наибольший удельный вес налогов на прибыль сохраняется в субъектах, наделенных востребованными природными ресурсами: Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ. Снижение экономической активности в субъектах ДВФО в конечном итоге привело к дефициту консолидированных бюджетов в 2013 г., в целом в ДВФО - 40,2 млрд рублей. Нарушение экономической сбалансированности обусловило снижение темпов инвестирования в основной капитал ДВФО. В первую очередь это коснулось субъектов, не имеющих эффективных природных ресурсов и достаточно эффективного промышленного потенциала. Доля собственных средств в инвестировании монотонно выросла с 28,1% в 2010 г. до 35,7% в 2013 г. Удельный вес иностранных инвестиций в основном капитале региона незначителен (в основном, горнорудная промышленность и сфера топливно-энергетических ресурсов). Продолжается отток населения из региона. Так, население Приморского края сокращается, несмотря на принятые Правительством РФ меры по формированию инфраструктуры края (строительство качественных дорог, федерального университета). В настоящее время Правительство РФ принимает ряд мер по преодолению сложившихся негативных тенденций в субъектах ДВФО. Одно из направлений - формирование территорий опережающего развития. Анализ содержания предлагаемых ТОР, в частности, в Приморском крае, показал, что за исключением разве что ТОР «Надеждинский», все они в лучшем случае могут рассматриваться как проекты. Принятое правительственное решение по территориям опережающего развития ДВФО (от 12.02.2015) в целом неплохо соответствует фактическому состоянию экономических условий в ДВФО с учетом сущности содержания понятия таких территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OPPORTUNITIES AND REALITIES ECONOMIC DEVELOPMENT OF FAR EASTERN REGION

Analytical article analyzes the economic situation in the regions of the Far Eastern Federal District (FERD) of the Russian Federation. The purpose of the article - to evaluate the economic potential of the Far East for the state of advanced development of territories.Implementation goal provides the following tasks:- Analysis of the dynamics of key macroeconomic indicators;- Justification of different structure of the consolidated budgets of subjects;- Assessment of the sources of investment potential areas Far East;- Evaluation of the feasibility of the planned areas of priority development in the region. Since 2005, the positive developments in the economic development were observed up to 2012 in almost all regions of the FERD.The growth rate ofgross regionalproduct (GRP) in the FERDhas averagedabout 6.0%. GRP per capita in the region over the past years has increased by 1.6 times.But already in 2012GRP growth stopped in many subjects. The lowest rates are characterized Primorsky Krai, Amur Oblast, Jewish Autonomous Region. In fact, it is the poorest regions in terms of ensuring rich, valyutoemkimi natural resources.The structure of the consolidated budget revenues subjects FERD poorly correlated with the structure of income in the whole of the Russian Federation. The main share of budget revenues consists of taxes on personal income. The largest share of taxes on profits retained in the subjects endowed with natural resources demand: Sakhalin Region, the Republic of Sakha (Yakutia), Chukotka Autonomous Okrug. Decline in economic activity in the FERD subjects ultimately led to the consolidated budget deficit in 2013, as a whole in the Far East - 40.2 billion Rubles.Violation of the economic slowdown led to a balance investing in fixed capital Far East. This primarily affected subjects who do not have effective natural resources and industrial potential sufficiently effective. The share of equity in the investment monotonically increased from 28.1% in 2010 to 35.7% in 2013. The share of foreign investment in the equity capital of the region is negligible (mainly mining industry and energy resources).The region continues to out-migration.Thus, the population of the Primorsky Krai is reduced, despite the measures taken by the Russian government to build infrastructure of the region (the construction of good roads, Federal University).Currently, the Government of the Russian Federation has taken several measures to overcome the existing negative trends in the regions of Far East.Formationof priority developmentareasis oneof the directions.Analysis of the content of the proposed APD, in particular, in the PrimorskyKrai, showed that except maybe APD "Nadezhdinskii", all of them can be regarded as projects.The decision of the Government on the territory of priority development (12.02.2015) pretty well correspond to the actual state of economic conditions in the Far East, taking into account the nature of the notion the territory of priority development.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА»

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT OF THE FAR EAST

Жариков Евгений Прокофьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика» Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток, Россия. E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Аналитическая статья посвящена анализу экономической ситуации в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДВФО) Российской Федерации. Цель статьи - оценить экономический потенциал субъектов ДВФО в связи с ожидаемой реализацией в регионе Программы территорий опережающего развития. Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

- анализ в динамике основных макроэкономических показателей;

- обоснование различной структуры консолидированных бюджетов субъектов;

- оценка источников формирования инвестиционного потенциала территорий ДВФО;

- оценка возможности реализации планируемых территорий опережающего развития в регионе.

Начиная с 2005 г. позитивные сдвиги в экономическом развитии наблюдались до 2012 г. практически во всех субъектах ДВФО. Темп роста валового регионального продукта (ВРП) по ДВФО составил в среднем около 6,0%. ВРП на душу населения в регионе за прошедшие годы вырос в 1,6 раза. Но, уже в 2012 г. рост ВРП прекратился во многих субъектах. Наиболее низкими показателями характеризуются Приморский край, Амурская область, Еврейская автономная область. Фактически это наиболее бедные регионы с позиции обеспеченности богатыми, валютоемкими природными ресурсами.

Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов ДВФО плохо коррелируется с структурой доходов в целом по Российской Федерации. Основную долю доходов в бюджетах составляют налоги на доходы физических лиц. Наибольший удельный вес налогов на прибыль сохраняется в субъектах, наделенных востребованными природными ресурсами: Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ. Снижение экономической активности в субъектах ДВФО в конечном итоге привело к дефициту консолидированных бюджетов в 2013 г., в целом в ДВФО - 40,2 млрд рублей.

Нарушение экономической сбалансированности обусловило снижение темпов инвестирования в основной капитал ДВФО. В первую очередь это коснулось субъектов, не имеющих эффективных природных ресурсов и достаточно эффективного промышленного потенциала. Доля собственных средств в инвестировании монотонно выросла с 28,1% в 2010 г. до 35,7% в 2013 г. Удельный вес иностранных инвестиций в основном капитале региона незначителен (в основном, горнорудная промышленность и сфера топливно-энергетических ресурсов).

Продолжается отток населения из региона. Так, население Приморского края сокращается, несмотря на принятые Правительством РФ меры по формированию инфраструктуры края (строительство качественных дорог, федерального университета).

В настоящее время Правительство РФ принимает ряд мер по преодолению сложившихся негативных тенденций в субъектах ДВФО. Одно из направлений - формирование территорий опережающего развития.

Анализ содержания предлагаемых ТОР, в частности, в Приморском крае, показал, что за исключением разве что ТОР «Надеждинский», все они в лучшем случае могут рассматриваться как проекты.

Принятое правительственное решение по территориям опережающего развития ДВФО (от 12.02.2015) в целом неплохо соответствует фактическому состоянию экономических условий в ДВФО с учетом сущности содержания понятия таких территорий.

Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ, субъект Федерации, валовой региональный продукт, инвестиции, основной капитал, источники финансирования, территории опережающего развития, проекты.

Evgenie P. Zharikov, Professor, Department of the International Economic Relations, School for Economics and management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

NEW OPPORTUNITIES AND REALITIES ECONOMIC DEVELOPMENT OF FAR EASTERN REGION

Analytical article analyzes the economic situation in the regions of the Far Eastern Federal District (FERD) of the Russian Federation. The purpose of the article - to evaluate the economic potential of the Far East for the state of advanced development of territories.Implementation goal provides the following tasks:

- Analysis of the dynamics of key macroeconomic indicators;

- Justification of different structure of the consolidated budgets of subjects;

- Assessment of the sources of investment potential areas Far East;

- Evaluation of the feasibility of the planned areas of priority development in the region.

Since 2005, the positive developments in the economic development were observed up to 2012 in almost all regions of the FERD.The growth rate ofgross regionalproduct (GRP) in the FERDhas averagedabout 6.0%. GRP per capita in the region over the past years has increased by 1.6 times.But already in 2012 GRP growth stopped in many subjects. The lowest rates are characterized Primorsky Krai, Amur Oblast, Jewish Autonomous Region. In fact, it is the poorest regions in terms of ensuring rich, valyutoemkimi natural resources.

The structure of the consolidated budget revenues subjects FERD poorly correlated with the structure of income in the whole of the Russian Federation. The main share of budget revenues consists of taxes on personal income. The largest share of taxes on profits retained in the subjects endowed with natural resources demand: Sakhalin Region, the Republic of Sakha (Yakutia), Chukotka Autonomous Okrug. Decline in economic activity in the FERD subjects ultimately led to the consolidated budget deficit in 2013, as a whole in the Far East - 40.2 billion Rubles.

Violation of the economic slowdown led to a balance in-vesting in fixed capital Far East. This primarily affected subjects who do not have effective natural resources and industrial potential sufficiently effective. The share of equity in the investment monotonically increased from 28.1% in 2010 to 35.7% in 2013. The share of foreign investment in the equity capital of the region is negligible (mainly mining industry and energy resources).

The region continues to out-migration.Thus, the population of the Primorsky Krai is reduced, despite the measures taken by the Russian government to build infrastructure of the region (the construction of good roads, Federal University).

Currently, the Government of the Russian Federation has taken several measures to overcome the existing negative trends in the regions of Far East.Formationof priority developmentareasis oneof the directions.

Analysis of the content of the proposed APD, in particular, in the PrimorskyKrai, showed that except maybe APD "Nadezhdinskii", all of them can be regarded as projects.

The decision of the Government on the territory of priority development (12.02.2015) pretty well correspond to the actual state of economic conditions in the Far East, taking into account the nature of the notion the territory of priority development.

Keywords: Far East Federal District, the subject of the Federation, the gross regional product, investments, fixed assets, sources of financing, the territory of priority development projects.

Наблюдается очередная активизация деятельности Правительства Российской Федерации по развитию российского Дальнего Востока (РДВ), на сей раз довольно небеспочвенная и являющаяся продолжением принятых и отчасти уже реализованных направлений фундаментальных основ развития экономики региона. Значительные отечественные капиталовложения уже вложены, особенно в Приморский край. Поэтому перед новым витком или

этапом дальнейшего экономического освоения РДВ оценим произошедшие изменения в регионе, тем более, что реализация следующего этапа будет происходить в значительно затрудненных условиях из-за замедления развития экономики в целом по России.

Позитивные сдвиги в экономическом развитии ДВФО наблюдались до 2012 г. практически во всех субъектах ДВФО. Темп роста ВРП в целом по ДВФО составил в среднем около 6,0%.

В 2010-2011 гг. темп роста ВРП был еще выше: в Приморском крае -9,5%, Еврейской автономной области (ЕАО) - 10,9%. Но уже в 2012 г. индекс ВРП к 2011 г. составил менее 100% в Приморском крае, Амурской области, Сахалинской области и Чукотском автономном округе (ЧАО). В других субъектах ДВФО темпы роста также значительно снизились, особенно в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае. В целом по ДВФО индекс физического объема ВРП к 2011 г. составил 98,6% [1]. Подъем экономики региона до 2012 г., особенно Приморского края, в значительной мере был обусловлен масштабными финансовыми вливаниями в связи с подготовкой Саммита АТЭС Владивосток-2012.

Для оценки потенциальных возможностей субъектов ДВФО рассмотрим ВРП на душу населения (табл. 1). Из нее следует, что в течение 2005-2012 гг. ВРП на душу населения в ДВФО вырос в 1,6 раза. При этом в ЧАО он почти удвоился, а в Сахалинской области - утроился. Несмотря на то, что ВРП в субъектах увеличился в среднем в 1,4 раза, однако, с учетом базы (ВРП на душу населения в 2005 г.), значительные успехи достигнуты только в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, отчасти - Камчатском крае.

Таблица 1

Валовой региональный продукт на душу населения (в ценах 2005 г., тыс. руб.) [1]

ДВФО 2005 2010 2011 2012 2012/2011, 2012/2005,

и его субъекты % раз

Дальневосточный федеральный округ 127,2 185,0 206,5 203,7 98,6 1,6

Республика Саха (Якутия) 191,9 223,0 260,3 266,9 102,5 1,4

Камчатский край 129,2 176,7 182,3 187,1 102,6 1,4

Приморский край 92,5 132,7 144,1 134,5 93,3 1,4

Хабаровский край 116,3 145,1 152,3 152,7 100,3 1,3

Амурская область 88,6 118,7 139,8 134,9 96,5 1,5

Магаданская область 157,8 208,8 237,5 236,6 99,6 1,5

Сахалинская область 230,3 539,9 619,2 612,8 99,0 2,7

Еврейская автономная область 77,3 98,6 115,2 115,5 100,3 1,5

Чукотский автономный округ 237,1 424,2 452,1 453,3 100,3 1,9

Аутсайдерами по ВРП на душу населения в ДВФО являются Приморский край, Амурская область, ЕАО. Фактически это наиболее бедные регионы с точки зрения обеспеченности богатыми, валютоемкими природными ресурсами. В Сахалинской области к таким валютоемким ресурсам относятся нефть и биоресурсы, в ЧАО - золото и серебро, в Республике Саха (Якутии) - алмазы и золото, в Магаданской области - золото. Другие субъекты РДВ обладают менее востребованными и менее эффективными природными ресурсами по сравнению с указанными выше территориальными образованиями. Среди выделенных аутсайдеров Амурская область и ЕАО не имеют из-за географического положения прямой доступности к биоресурсам. Приморский край хотя и имеет выход в Японское море, но промысловые запасы рыбы и морепродуктов дислоцируются в водах других субъектов ДВФО и открытом океане, что затрудняет получение квот на их вылов и удорожает к ним транспортную доступность.

Сложившаяся структура хозяйственной деятельности в субъектах ДВФО пропорционально отражается на формировании их финансовых ресурсов. В частности, особенности структур формирования доходов консолидированных бюджетов территорий отражены в табл. 2.

Из данных таблицы 2 следует, что структура доходов консолидированных бюджетов субъектов ДВФО плохо корреспондируется со структурой доходов в целом по Российской Федерации. Из основных налоговых поступлений за рассматриваемый период основную долю доходов в бюджетах составляли налоги на доходы физических лиц. Однако, если в 2005 г. их доля в бюджете субъектов ДВФО в среднем превышала долю в федеральном бюджете, то в 2013 г. существенно уменьшилась, за исключением, пожалуй, Приморского края. Стабильная доля налогов на доходы с физических лиц в Приморском крае свидетельствует о слабых позитивных сдвигах в развитии экономики территории. Это подтверждается и данными, характеризующими долю налогов на прибыль в консолидирующем бюджете края.

Наибольший удельный вес налогов на прибыль сохраняется в субъектах, наделенных востребованными природными ресурсами: Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), ЧАО. В 2013 г. в бюджете ЧАО удельный вес налога на прибыль резко снизился, но был в значительной степени компенсирован прочими поступлениями. Снижение налога на прибыль в ЧАО было вызвано, в частности, замедлением темпов роста производства. В 2013 г. снизилась добыча серебра на 13,3%; обрабатывающей промышленности на 10,0%; выпуска мяса и субпродуктов в 3,7 раз (за счет снижения убоя оленей), рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных на 9,7% (за счет снижения квоты, сокращения количества предприятий, осуществляющих вылов, и слабого подхода лососевых), цельномолочной продукции на 6,0%. В итоге в 2013 г. прибыль рентабельных организаций (по полному кругу) оказалась меньше в фактических ценах на 35,1%, чем по итогам 2012 г. Снижение данного показателя для Амурской области и в большей степени для Хабаровского края обусловлено стихийным бедствием, постиг-

шим эти территории в 2013 г. Для восстановления инфраструктуры и оказания социальной помощи были выделены средства, в том числе и из федерального бюджета, что нашло отражение в показателе «доля безвозмездных поступлений» в бюджетах этих субъектов [2].

Таблица 2

Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов российского Дальнего Востока в 2005/2013 годах1, %

РФ До- Из них

и субъекты хо- Налоги на Налог на Налоги на Безвоз- Прочие

ДВФО ды, прибыль доходы имущество мездные поступ-

всего организаций физических лиц поступления ления

Российская

Федерация 100 31,8/21,1 23,6/30,6 8,4/11,0 14,7/19,3 21,5/18,0

Республика Саха

(Якутия) 100 14,6/13,7 15,0/16,5 4,7/6,1 30,8/47,3 34,0/16,4

Камчатский

край 100 5,0/2,8 24,2/21,9 3,4/2,8 51,4/64,7 16,0/7,8

Приморский край 100 12,4/10,9 29,7/30,0 7,5/9,5 30,5/33,3 19,9/16,3

Хабаровский край 100 13,3/10,7 31,0/23,1 8,6/10,2 22,0/32,4 25,2/23,6

Амурская область 100 9,7/10,7 24,6/19,3 8,6/6,2 41,5/52,9 15,6/10,9

Магадан-

ская

область 100 7,1/11,2 19,6/24,4 6,5/3,7 51,4/45,6 15,4/15,1

Сахалин-

ская

область 100 15,5/38,6 35,6/18,7 6,1/3,1 19,9/10,6 22,9/29,0

ЕАО 100 5,8/8,2 22,3/18,2 3,2/4,3 53,3/60,3 15,4/9,0

ЧАО 100 53,4/9,9 10,3/22,5 2,2/4,7 30,2/23,5 3,9/39,4

Снижение экономической активности в субъектах ДВФО в конечном итоге привело к дефициту консолидированных бюджетов в 2013 г. (млрд рублей): ДВФО - 40,2; Республика Саха (Якутия), Приморский край, ЧАО - от 10,4 до 9,5; Хабаровский край - 3,7; Амурская область - 3,0. С профицитом в 0,6 млрд рублей исполнен в 2013 г. лишь бюджет Камчатской области [3].

Нарушение экономической сбалансированности обусловило снижение темпов инвестирования в основной капитал ДВФО (табл. 3). В первую очередь это коснулось субъектов, не имеющих высокоэффективных природных ресурсов и достаточно эффективного промышленного потенциала:

1 Рассчитано на основе данных источника [1].

ЕАО, Приморского края; во-вторых, но в меньшей степени, - субъектов без высокоэффективных ресурсов, но с определенным промышленным потенциалом: Хабаровский край, Амурская область. Республика Саха (Якутия), ЧАО, Сахалинская область, Магаданская область, ведущих добычу валю-тоемких ресурсов, имеющих больше возможностей поддерживать основной капитал на определенном техническом уровне путем регулирования инвестиционной деятельности.

Таблица 3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах [1], % к предыдущему году

РФ, ДВФО и его субъекты 2005 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация 110,2 106,3 110,8 106,8 99,8

Дальневосточный 107,4 106,1 126,5 88,1 80,5

федеральный округ

Республика Саха (Якутия) 130,2 63,8 136,9 103,0 89,6

Камчатский край 112,0 118,7 96,0 106,1 90,0

Приморский край 129,3 121,3 134,1 62,8 54,8

Хабаровский край 101,8 152,2 107,8 94,7 73,8

Амурская область 94,7 119,5 131,3 91,4 97,1

Магаданская область 105,3 99,9 104,6 134,2 108,9

Сахалинская область 101,7 111,2 132,6 93,5 97,5

ЕАО 154,5 в 2,0 р. 121,6 92,5 47,7

ЧАО 61,4 33,9 170,3 174,3 55,7

В 2010-2013 гг. наблюдалась положительная тенденция в формировании структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В частности, в ДВФО доля собственных средств в инвестировании монотонно выросла с 28,1% в 2010 г. до 35,7% в 2013 г. (в РФ с 41,0% до 45,3%). Достаточно устойчив этот показатель в Республике Саха (Якутия), (в среднем 44,2%), Сахалинской области (39,3%), Хабаровском крае (при постоянном росте в 2013 г. он составил 36,9%). Среди привлеченных средств велика доля бюджетных средств, их доля в общих инвестициях в ДВФО около 24,0%. В основном это средства федерального бюджета (около 70,0%). Кредиты банков составляют менее 7,0%.

Доля иностранных инвестиций в основной капитал региона незначительна. В первую очередь иностранный капитал идет в горнорудную промышленность и сферу топливно-энергетических ресурсов: Республика Саха (Якутия), ЧАО, Сахалинская область. После саммита АТЭС Владивосток-

2012 наметился активный приток иностранных инвестиций в Приморский край, которые в 2013 г. составили более 1,7 млрд долл. (из них прямые -1,1 млрд долл.), что почти в три раза больше поступивших в течение 20102012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение инвестиций в основной капитал по субъектам ДВФО в

2013 г. более подробно представлено в табл. 4. Из нее следует, что в пер-

вую очередь обеспечиваются условия добычи полезных ископаемых и их транспортировки. В целом по ДВФО в 2010-2013 гг. среднегодовая структура инвестиций по видам основных фондов такова: «Здания (кроме жилых) и сооружения» - около 60,0%; «Машины, оборудование, транспортные средства» - 25,0%.

Таблица 4

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2013 году [1], %

РФ и субъекты ДВФО Инвестиции, всего Из них по видам деятельности, наиболее финансируемым

добыча полезных ископаемых транспорт и связь производство и распределение э/энер-гии, газа и воды обрабатываю-щие про-изво-дства образование, здраво-охранение и социальные ус-луги2

Российская Федерация 100 31,9 26,2 10,2 8,0 4,7

Республика Саха (Якутия) 100 39,8 24,2 15,9 0,4 4,9

Камчатский край 100 7,7 30,6 4,0 7,9 9,6

Приморский край 100 1,6 31,1 9,0 15,6 10,2

Хабаровский край 100 10,8 25,1 6,2 31,0 3,2

Амурская область 100 10,1 54,9 12,9 0,6 4,6

Магаданская область 100 51,0 10,9 24,4 0,1 1,2

Сахалинская область 100 67,3 13,6 4,2 0,3 2,8

ЕАО 100 17,5 36,0 17,8 0,9 9,5

ЧАО 100 56,8 10,3 12,0 0,1 3,3

Экономическое развитие субъектов ДВФО, социальные преференции, компенсирующие в том числе суровые климатические условия, так или иначе воздействуют на демографическую ситуацию в регионе. Тяжелые годы первых лет перестройки, неравноценность условий проживания по сравнению с западными районами РФ вызвали значительный отток населения с российского Дальнего Востока. Демографическая ситуация продолжает ухудшаться, особенно в Приморском крае и Амурской области (табл. 5).

2 Инвестиции, с одной стороны, в образование, с другой - в здравоохранение и предоставление социальных услуг в ДВФО составили в 2013 г. по объемам 50:50.

Колебания численности населения в Амурской области обусловлены в том числе привлечением рабочей силы на строительство инфраструктурных объектов (автомобильная дорога «Амур», нефтепровода ВСТО), Бу-рейской ГЭС и т.п., а затем их выбытием по окончании строительства. На отток населения также влияют постоянные наводнения, а сельское хозяйство области является отраслью специализации, в которой занято более 13,0% населения.

Несколько другая ситуация в Приморском крае. Во-первых, край беден природными ресурсами [4]. Во-вторых, в первые годы перестройки на волне эйфории был разрушен производственный потенциал, значительно (если не кратно) сильнее, чем в других субъектах ДВФО. В-третьих, не принималось никаких мер по формированию какой-либо целенаправленной экономической политики по развитию территории края и т.д. В результате на протяжении уже более десяти лет не изменяется численность занятых в экономике, которая составила в 2013 г. 978,5 тыс. человек (в 2006 г. -979,1 тыс. человек). В рассматриваемый период постоянно из года в год около 30,0% трудовых ресурсов в крае не востребованы. В итоге Приморский край, несмотря на относительно выгодное географическое положение, наличие незамерзающих портов и выхода на страны АТР оказался одним из самых бедных, о чем свидетельствуют и самый низкий показатель производства ВРП на душу населения, и доля дотаций в консолидированном бюджете.

Таблица 5

Численность населения в субъектах ДВФО, тыс. человек [1]

ДВФО и его 2005 2010 2011 2012 2013 2013- 2013-

субъекты 2012 2015

Дальневосточный

федеральный округ 6460 6285 6266 6252 6227 - 25 - 233

Республика Саха (Якутия) 954 958 956 956 955 - 1 + 1

Камчатский край 337 322 320 320 320 0 - 17

Приморский край 2007 1953 1951 1947 1938 - 9 - 69

Хабаровский край 1376 1343 1342 1342 1340 - 2 - 36

Амурская область 861 829 821 817 811 - 6 - 50

Магаданская область 170 156 155 152 150 - 2 - 20

Сахалинская область 521 497 495 494 491 - 3 - 30

Еврейская автономная область 182 176 175 173 171 - 2 - 11

Чукотский

автономный округ 52 51 51 51 51 0 - 1

Принятые Правительством РФ меры по формированию инфраструктуры края (строительство качественных дорог, красивых мостов, федерального университета) не дали главного - работы в соответствии со способно-

стями, наклонностями и достойной зарплаты. Результат - продолжающийся отток населения.

В настоящее время Правительством РФ активно принимается ряд мер по преодолению сложившихся негативных тенденций в субъектах ДВФО. Одно из направлений - формирование территорий опережающего развития (ТОР) на российском Дальнем Востоке. ТОР - это часть территории субъекта РФ, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для населения.

Таким путем Правительство через создание особых территорий пытается создать территории роста. Раньше, в 90-х годах ХХ века, пытались выделить «полюса» роста на базе отдельных отраслей. То рыбную отрасль пытались сделать «локомотивом» экономики Приморского края, то лесную. Создали свободную экономическую зону «Находка», но ничего не вышло. Причины неудач: во-первых, некомпетентность «создателей» (яркий пример - СЭЗ «Находка», когда она по сути стала тормозом развития; во-вторых, вопрос, откуда взять финансы; в-третьих, уровень условий (политических, экономических, правовых), которые будут обеспечивать функционирование ТОР.

Что уже имеется? Во-первых, политическая воля реализовать задуманное. Во-вторых, общие контуры статуса ТОР, которые Президент В. Путин наметил в послании к Федеральному собранию (пятилетние налоговые каникулы, льготная ставка страховых взносов, упрощенное прохождение таможни и т.д.) и которые в настоящее время обрели определенное содержание. Конкретная нормативная часть статуса прописана в Федеральном законе от 29.12.2014 № 47-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральном законе от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"». В общей сложности принято 16 федеральных законов, 4 кодекса РФ, отдельный закон об изменениях в налоговом кодексе. В совокупности законом предусматривается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который, во-первых, позволит обеспечить снижение издержек бизнеса на 40%, во-вторых, создаст конкурентные условия в сравнении со странами АТР. Однако многие вопросы остаются неясными, в частности, вопросы взаимодействия ТОР с создаваемыми особыми экономическими зонами и т.п. Вопросы управления ТОР в совокупности с методами являются одними из определяющих, а отечественного опыта практически нет. В-третьих, есть определенные предложения по формированию финансов для ТОР. В частности, это и создание фондов развития Сибири и Дальнего Востока за счет отчислений от экспорта природных ресурсов. Такие предложения были и раньше (разви-

тие производственного потенциала за счет накопления валютных поступлений от экспорта ресурсов), но почему-то они плохо реализовывались, так как есть и масса других неотложных задач, требующих оперативных вливаний финансов. А в сложившейся в последнее время обстановке (финансовой и внешнеэкономической) Минвостокразвитию трудно рассчитывать на сопутствующие благоприятные условия из-за ожидаемых трудностей формирования достаточно емкого как федерального бюджета, так и бюджетов проблемных территорий.

Согласно проведенному выше анализу, Приморский край - один из беднейших субъектов. Поэтому рассмотрим основные предложения и возможности по созданию ТОР на его территории. Согласно намечаемой к реализации программы формирования ТОР, в крае планируется создание следующих ТОР: «Нефтехимический» в Партизанском районе; «Заруби-но» - в Хасанском районе; «Остров Русский» - во Владивостокском городском округе; «Надеждинский» - в Надеждинском районе; «Михайловский» - в Михайловском районе.

ТОР «Надеждинский» (Промышленный парк «Надеждинский»). По мнению специалистов, он является наиболее подготовленным из намечаемых в Приморском крае. На площадке планируется реализовать проекты машиностроения, пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, производство строительных материалов, производственной логистики с 2,4 тыс. новых рабочих мест. Все проекты ориентированы на экспорт и импортозамещение. Планируемое финансовое обеспечение: 5,35 млрд рублей государственных инвестиций и 10,3 млрд частных средств. Строительство планируется начать в первом квартале 2015 г. [5].

ТОР «Михайловский». Планируется агропромышленный парк, на территории которого планируется разместить современные производства с полным циклом переработки, хранения и эффективной логистики сельскохозяйственной продукции, производимой в Приморье. Ожидается создание около 2 тыс. рабочих мест [6].

ТОР «Остров Русский». По словам полпреда Президента РФ в ДФВО Юрия Трутнева, на острове Русский создается ТОР научного, образовательного направления вместо особой экономической зоны (ОЭЗ), которая не показала свою эффективность и будет закрыта [7].

ТОР «Зарубино». В последнее время он рассматривается в связке с ТОР «Суходол», хотя географически они достаточно отделены. В ТОР «Зарубино» предполагается строительство перегрузочных комплексов в рамках развития морского порта «Зарубино». В ТОР «Суходол» - создание рыбопромышленного комплекса и строительство нового специализированного порта для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий» [8].

ТОР «Нефтехимический». В его основе - Восточная нефтехимическая компания (ВНХК) [9]. Планируется развитие в окрестностях ВНХК целого спектра производств, основанных на переработке его продукции. Но ВНХК

еще требуется запустить. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на 2020 год, второй - на 2022 год. Сырье - нефть, поступающая по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан». Большая часть продукции будет отправляться на экспорт в страны АТР.

Содержание предлагаемых ТОР показывает, что, за исключением разве что ТОР «Надеждинский», все они в лучшем случае «тянут» на проекты. Особенно пора уже в Приморском крае разобраться с морскими портами. Их обилие, занятие под них ограниченных морских акваторий с отторжением пляжей и мест отдыха без должного социально-экономического обоснования не может продолжаться бесконечно. Понятно, что для выживания каждая территория пытается хоть как-то использовать более-менее эффективные, с ее точки зрения, местные ресурсы, в том числе и акватории. В настоящее время это продолжается потому, что в Приморском крае отсутствует сбалансированный генеральный план развития территории. Так, если сегодня суммировать предложения по развитию портового хозяйства края, то окажется, что предлагаемые мощности значительно превосходят ожидаемую грузовую базу и т.д. и т.п.

Безусловно, специализация территорий тоже требует затрат, но пора учиться считать не только с позиции сегодняшнего дня, но и с позиции отдаленной перспективы. Если в мире, например, в Японии, прибрежные территории (300-500 метров от прибрежной полосы) власти стараются не использовать под застройки и даже их выкупают, если они давным-давно были официально выделены под определенные нужды, то в том же Приморском крае активности в этом направлении не наблюдается. Более того, освоение, в том числе и 20-метровой прибрежной полосы, для частных целей продолжается. Поэтому необходимо отметить, что мировой принцип обеспечения свободного доступа населения к морскому побережью никто не отменял.

Недавно было принято решение по ТОР ДВФО. Учитывая разную степень проработки материалов по ТОР, их готовность, спрос инвесторов на реализацию проектов на конкретных территориях и т.д., 12 февраля 2015 г. состоялось заседание правительственной Подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. По итогам ее работы приняты три заявленных в ДВФО ТОР:

- «Хабаровск» - площадь 716 га, специализация: промышленная, транспортно-логистическая, пищевая;

- «Комсомольск» - площадь 327 га, специализация: промышленная;

- «Надеждинский» - площадь 807 га, специализация: транспортная, легкая и пищевая промышленность.

Бюджетное финансирование ТОР будет осуществляться по линии государственных программ в объеме 6,2 млрд рублей (50,0% - федеральный бюджет, 50,0% - региональные бюджеты). Объем заявленных частных инвестиций составляет 50,48 млрд рублей [10]. Реализация утвержденных трех ТОР должна дать Дальнему Востоку порядка 7 тыс. современных рабочих мест.

Кроме того были приняты шесть инвестиционных проектов, в той или иной пропорциональной мере реализующих интересы других субъектов ДВФО. Пять из них связано с горнорудной промышленностью, один - со строительством в порту Ванино (Хабаровский край) транспортно-перегру-зочного комплекса для перевалки угля. Общий объем инвестиций по шести проектам 126,54 млрд рублей (40,0% уже осуществлено). Запрос на государственные инвестиции порядка 16,5 млрд рублей. Соотношение государственных инвестиций к частным достаточно оптимистично: 1: 7 [11].

Нужно отдать должное правительственной Подкомиссии. С точки зрения проведенного в статье анализа, принятое Правительством решение достаточно неплохо соответствует фактическому состоянию экономических условий в ДВФО с учетом сущности содержания понятия ТОР. Для оценки будущей эффективности рекомендованных к реализации ТОР требуются дальнейшие, более детальные исследования. Их результаты планируется рассмотреть в следующих публикациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14 _14pZMain.htm.

2. Итоги социально-экономического развития Чукотского автономного округа за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chukotka.org/upload/iblock/392/Itogi_SER_2013.doc.

3. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год / сост. Т. Г. Нестеренко, Р. Е. Артюхин, З. Г. Белякова. - М. : ОАО ИПЦ «Финпол», 2014. - 144 с.

4. Жариков, Е.П. Надежды и реалии развития экономики Приморского края // Азиатско-Тихоокеанский регион : экономика, политика, право. -2011. - № 2. - С. 37-44.

5. Приморская ТОР Надеждинского района вошла в число приоритетных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primame dia.ru/news/primorye/26.12.2014/411547/primorskiy-tor-nadezhdinskiy-voshel-v-chislo-prioritetnih-dlya-realiza.html.

6. Приморскими ТОРами заинтересовались японские компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primgazeta.ru/news/seaside-tori-became-interested-in-japanese-companiesprimgazeta.ru.

7. Трутнев обозначил особенности ТОРа на острове Русский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsvl.ru/vlad/2015/01/19/tor /#ixzz3UPGJ5YhM.

8. Проект терминала Суходол (Приморский край) получил положительное заключение государственной экоэкспертизы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portnews.ru/news/193629.

9. Россия : Правительство Приморья будет добиваться внесения ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» в число торов в феврале 2015 года

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ukrchem.dp.ua/2015/02/

04/rossiya-pravitelstvo-primorya-budet-dobivatsya-vneseniya-zao-vostochnaya-

nefteximicheskaya-kompaniya-v-chislo-torov-v-fevrale-2015-goda.html.

10. Официально приняты три первых ТОР и шесть инвестиционных проектов Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://EASTRUS SIA.RU/NEWS/6742.

11. Подкомиссия кабмина РФ одобрила проект ТОР «Надеждинский» в Приморье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news /politics/13.02.2015/420791/podkomissiya-kabmina-rf-odobrila-proekt-tor-nadezhdinskiy-v-primore.html.

REFERE^ES

1. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2014 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2014]. Available at: http://www.gks. ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm (accessed 01 March 2015).

2. Itogi sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Chukotskogo avtonomnogo okruga za 2013 god [Results of the socio-economic development of the Chukotka Autonomous Okrug in 2013]. Available at: http://www.chukotka. org/upload/iblock/392/Itogi_SER_2013.doc (accessed 03 March 2015).

3. Ispolnenie federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii za 2013 god [Execution of the federal budget and the budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2013]. Moscow : Publ. and print. center «Finpol», 2014. 144 p.

4. Zharikov E.P. Nadezhdy i realii razvitiya ekonomiki Primorskogo kraya [Hopes and realities of economic development of Primorsky Krai]. Asia-Pacific region: the economy, politics, law, 2011, no. 2, pp. 37-44.

5. Primorskaya TOR Nadezhdinskogo raiona voshla v chislo prioritetnykh [Primorskiy APD Nadezhdinsky district is among the priority]. Available at: http://primamedia.ru/news/primorye/26.12.2014/411547/primorskiy-tor-nadezhdinskiy-voshel-v-chislo-prioritetnih-dlya-realiza.html (accessed 05 March 2015).

6. Primorskimi TORami zainteresovalis' yaponskie kompanii [Primorskiy APD interested in Japanese companies]. Available at: http://primgazeta.ru/news/ seaside-tori-became-interested-in-japanese-companiesprimgazeta.ru (accessed 05 March 2015).

7. Trutnev oboznachil osobennosti TORa na ostrove Russkii [Trutnev outlined the features of the APD on the Russian island]. Available at: http://www.newsvl.ru/vlad/2015/01/19/tor/#ixzz3UPGJ5YhM (accessed 05 March 2015).

8. Proekt terminala Sukhodol (Primorskii krai) poluchil polozhitel'noe zaklyuchenie go-sudarstvennoi ekoekspertizy [Terminal project Sukhodil (PrimorskyKrai) received a positive opinion of statehood-ekoekspertizy]. Available at: http://portnews.ru/news/193629 (accessed 07 March 2015).

В.К.Заусаев, Н.А. Кручак

9. Rossiya : Pravitel'stvo Primor'ya budet dobivat'sya vneseniya ZAO «Vostochnaya neftekhimicheskaya kompaniya» v chislo torov v fevrale 2015 goda [Russia: the government will seek to make Primorye JSC «Eastern Nye petrochemical company» in the number of APD in February 2015]. Available at: http://ukrchem.dp.ua/2015/02/04/rossiya-pravitelstvo-primorya-budet-dobivatsya-vneseniya-zao-vostochnaya-nefteximicheskaya-kompaniya-v-chislo-torov-v-fevrale-2015-goda.html (accessed 07 March 2015).

10. Ofitsial'no prinyaty tri pervykh TOR i shest' investitsionnykh proektov Dal'nego Vostoka [Formally adopted the first three areas of priority development and six investment projects of the Far East]. Available at: http://EASTRUSSIA.RU/NEWS/6742 (accessed 15 March 2015).

11. Podkomissiya kabmina RF odobrila proekt APD «Nadezhdinskii» v Primor'e [Cabinet Sub-Commission of the Russian Federation approved the draft APD «Nadezhdinsky» in Primorye]. Available at: http://primamedia.ru/ news/politics/13.02.2015/420791/podkomissiya-kabmina-rf-odobrila-proekt-tor-nadezhdinskiy-v-primore.html (accessed 15 March 2015).

Заусаев Вадим Константинович, доктор экономических наук, профессор, директор Дальневосточного научно-исследовательского института рынка при Министерстве регионального развития России, г. Хабаровск, Россия. E-mail: zausaev_inst@mail.ru

Кручак Наталья Андреевна, ученый секретарь, заведующая лабораторией по развитию инновационных и специальных экономических зон Дальневосточного научно-исследовательского института рынка при Министерстве регионального развития России, г. Хабаровск, Россия. E-mail: n_kruchak@mail.ru

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Сегодня на Дальнем Востоке России складывается достаточно сложная социально-экономическая ситуация. Несмотря на успешное развитие отдельных субъектов, численность постоянного населения, характеризующая социохозяйственный потенциал территории и являющаяся для Дальнего Востока геостратегическим фактором, продолжает сокращаться. Проведенные ранее исследования показали, что высокие темпы промышленного развития и реализация масштабных экономических проектов являются важным условием, но не достаточным не только для приращения населения, но и его элементарного сохранения. Необходимы иные меры и инструменты влияния на данный процесс. Создание территорий опережающего развития как раз может стать одним из стимулов повышения демографического потенциала, если будут содержать механизмы прямого воздействия на рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.