Литература
Гинзбург Л. О педагогической прозе. Л.: Художественная литература, 1977.
Гордер Ю. Апельсиновая девушка. СПб: Амфора, 2007.
Солоницына Л. Кинематографисты и чиновники встретились во второй раз // СК-Новости. 2011. Февр.
Стейнбек Д. Избр. произв. в 2-х т. Т.2. М: Художественная литература, 1981.
Толстой Л .Н. Собр. тч. в 22-х т. Т.8. М., 1981.
Literature
Ginsburg, L. (1977). On the pedagogical prose. Leningrad: Literature.
Gorder, Y. (2007). Orange girl. St. Petersburg: Amfora, 2007.
Solonitsyna, L. (2011). Filmmakers and officials met for the second time. SK-News. 2011. Febr.
Steinbeck D. (1981). Works. Vol.2. M: Fiction, 1981.
Tolstoy, L.N. Coll. Works. Vol. 8. Moscow, 1981.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
С. С.Бекназарова
Comparative analysis of the introduction of elements of media education in the learning process
Saida Beknazarova,
Ph.D. student of Tashkent University of Information Technology
(Tashkent, Uzbekistan)
Abstract: The author's conclusion after a comparative analysis (in which as an experiment in remote physics course, for the group, consisting of 25 students was held a lecture on «Electro-magnetism», in two ways, one of which contained elements of media education): the progress of students in applying the elements of media education on the subject has increased by 8% compared to the assimilation of electronic distance learning lectures. It should be noted that the new approach of training students would be appropriate to introduce elements of media education in order to get the desired result learning students.
Key words: media education, media literacy, film education, professional activity, university students.
Современный урок, в том числе урок с применением информационно- коммуникационных технологий, - это не однообразная и единая структурно- содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности (с точки зрения медиаоб-разования) учащихся, владеть уме-
ниями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность
преподавателя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.
При анализе урока необходимо, прежде всего, решить, целесообразно ли применение дистанционного образования [Смыслы..., 2007; Хуторской, 2006] на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям аудитории, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Работа и поведение учащихся на уроке также важные составляющие комплексного анализа дистанционного урока.
При оценке необходимо определить, как использование элементов медиаобразования отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации лично-стно-ориентированного подхода в обучении. Чтобы медиаобразова-ние было успешным, то есть выполняло свое предназначение и готовило новые поколения к жизни в медиатизированном обществе, оно должно быть, прежде всего, доступным. Причем это относится в равной степени к профессиональному и непрофессиональному видам.
В постановлении № 351 Министерства Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 13 сентября 2010
года, в разделе 1.1 было постановлено: «в целях применения современных инновационных технологий в образовании, в Ташкентском Университете информационных технологий в осеннем семестре 20102011 учебного года, по указанным в приложении предметам, в качестве эксперимента, организовать применение элементов дистанционного обучения», в соответствии с первым приложением постановления, для студентов первого курса группы 225-10 ИАТ(р) бакалавриата, в осеннем семестре по курсу «Физика», был разработан экспериментальный учебный план по внедрению элементов дистанционного образования в учебный процесс.
В связи с этим на сайте университета были открыты электронные курсы по предметам Физика, Строение информации и алгоритмы, Сетевые операционные системы, Методы интеллектуального обоснования информации. Электронный курс «Физики» содержит полный комплект обучающих лекций, практических, семинарских заданий, виртуальный лабораторный практикум на двух языках: узбекском, русском.
Нами был проведен экспериментальный сравнительный анализ двух уроков дистанционного образования, на примере курса Физики, лекции «Электромагнетизм». Рассматривая содержание лекции, с точки зрения медиаобразования, особое внимание в ее проектировании необходимо уделить этапу подбору ключевых слов. Ключевые слова станут определенным скелетом лекции, вокруг которого будет размещаться остальная ин-
формация. Если лекция содержит тематические разделы, то желательно подбирать ключевые слова так, чтобы запросы соответствовали теме. Неправильное составление семантического ядра может привести к тому, что содержание лекции будет неполным.
Лекция должна содержать теоретические вопросы применения интерактивных технологий в образовании и методические аспекты подготовки образовательного контента для новой образовательной среды. В свою очередь интерактивные технологии должны содержать обучающее программное обеспечение, мультимедийные технологии, презентации, проекционное оборудование, электронные интерактивные доски, которые представляют возможности для развития мультимедийной грамотности аудитории.
Рассматривая основные характеристики данной системы дистанционного образования, можно отметить, что она содержит лишь курсы, по которым студенты могут заниматься и делать заметки, но, к сожалению обратной связи, т.е. оценивания полученных знаний обучающихся нет.
В свое работе мы учитываем минимальные требования основ электронного обучения, образовательный контент которого представляет собой по отношению к учебному курсу: содержательную часть (лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия); контролирующую часть (задания, тесты и т.п.); информационно-справочную часть (словари, справочники, дополнительные материалы); электронную библиотеку
Особое внимание, как было сказано выше, необходимо уделить тестированию в электронном обучении. Проблема оценки качества подготовки в электронном обучении стоит очень остро. Тестирование для электронного обучения - мощное средство для контроля знаний. Кроме всех прочих преимуществ, есть возможность автоматической обработки результатов тестирования. Для того чтобы преподаватель смог оценить эффективность данного метода обучения, ему следует организовать обратную связь с обучающимися, основными формами организации обратной связи студента и преподавателя - форумы и чаты (проектирование тематики и содержания форума, способы ведения беседы в формате форума, организация курсов в формате форума, проектирование электронных рассылок предусматривается преподавателем).
Эксперимент был проведен у студентов группы первого курса, факультета Информационных технологии в он-лайн режиме. После проверки усвоения учебного материала было проведено анкетирование студентов, на основе разработанной анкеты, в которой студенты ответили на 10 вопросов.
Для проверки того, целесообразно ли внедрять элементы меди-аобразования в экспериментальный урок, преподавателю рекомендуется провести анализ современных информационных и коммуникационных, медиаобразователь-ных технологий на занятии на тему «Электромагнетизм» по разработанной схеме (таб.1).
Таб. 1. Анализ современных информационных и коммуникационных, медиаобразовательных технологий на занятии на тему «Электромагнетизм »
Тема: Краткое содержание лекционного материала модуля: «Электромагнетизм»
1. ИКТ в образовании. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Современная система образования: новая парадигма, проблемы и задачи. Цели программы по информатизации образования. Повышение квалификации преподавателей и формирование информационной культуры студентов. Формирование информационных образовательных ресурсов Вопросы: - Какие могут быть разработаны проекты, выполненные с помощью ИКТ? - Как можно использовать веб -технологии? - Как информационные технологии влияют на образование? - Что дают нам коммуникативные технологии, сетевое образование? - Какова роль учителя в эпоху информатизации? - Каким должен быть преподаватель в информационном обществе? - Какие задачи современного образования? Рекомендуемые ресурсы: - Интернет-журнал «Вопросы информатизации образования» «Перспективы информатизации образования» - htto://www.mediaaram.ru/infolit/ Информационная грамотность (терминологический словарь, руководящие документы, учебные программы, электронная библиотека, ссылки на электронные ресурсы в сети) httD://vww.informika.rurtext/exhibit/Dortal/2008/04/doc1
doc Селегков С.Н., Днепровская Н.В. «Открытые образовательные ресурсы и их применение в учебном процессе» - htto://vio.fio. ru/vio 24/cd site/Articles/art 1 10.htm Шапиро К.В. «Противоречия классно-урочной системы обучения и современных потребностей общества в образовании»
Тема Краткое содержание лекционного материала модуля: «Электромагнетизм»
2. Медиаобразование, как основа взаимодействия с масс-медиа: из истории развития педагогического движения, зарубежный опыт, отечественный опыт Медиаобразование: история развития, цели, клюю-чевые понятия медиаобразования в образовательном процессе. Стандарт медиаобразования, интегрированного в предмет Физика. Вопросы: - Какие источники информации вы знаете? Какие источники информации относятся к медиа? Из каких СМИ можно получать достоверную информацию, приведите факты в поддержку своего ответа? - Что такое медиаобразование? - О чем гласит Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982)? - Какие рекомендации разработаны в Парижской программе по медиаобразованию (Париж, ЮНЕСКО, 21-22 июня 2007)? - Можно ли считать медиаобразование основой информатизации образования? Почему? Рекомендуемые ссылки: http://www.med iaaram.ru/documents/documents 23.
html Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982) http://school- sector.relarn.ru/efim/3Dlease/2008/Dl 2008 04.htm
Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию (Париж, ЮНЕСКО, 21-22 июня 2007) h tt р: //www. med iaaram.ru/
Тема: Краткое содержание лекционного материала модуля: «Электромагнетизм»
3. Классификация мультимедийных образовательных средств Мультимедиа как образовательный программный продукт. Специфика разработки мультимедийных продуктов, их функции и свойства. Формы занятий, на которых целесообразно использовать мульти медийные приложения. Вопросы: - Что представляют собой мультимедийные приложения как образовательный программный продукт. - Специфика разработки мультимедийных приложений, их функции и свойства. - Каковы их преимущества по сравнению с «традиционными» обучающими программами. - Формы занятий, на которых целесообразно использовать ЦОРы.
4.Интернет ресурсы как средство коммуникации. Основные типы поисковых программ в сети Интернет. Электронная почта и другие сетевые службы Характеристика услуг Internet по передаче информации. Основные системы доступа к ресурсам Internet. Возможности новых информационных технологий в образовательной деятельности, развитие умений и навыков работы с компьютером для сбора, обработки и хранения информации. Новые формы обучения при использовании интернет-технологий. Рекомендуемые ссылки: - Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник
- Прохоров А. От ARPAnet до INTERnet (краткая история Интернета) // Компьютер пресс. 2000. № 2. С. 9-17. - Федоров A. Internet в цифрах и фактах // Компьютер пресс. 2000. № 2. С. 18-28. - http://wvw.rusedu.info/Article842.html Урок Филипповой Е.В. «Поиск информации в глобальной Сети»
Тема: Краткое содержание лекционного материала модуля: «Электромагнетизм»
5. Сетевые образовательные сообщества Функции, свойства образовательных интернет-ресурсов. Знакомство с образовательными интернет-ресурсами. Сетевые образовательные сообщества. Рекомендуемые ссылки: Обсуждение различных типов интернет-ресурсов, их функции и свойства: http://www. uznav-Drezidenta.ru/ сайт «Президент России - гражданам школьного возраста» http://window.edu ru/A'indow/librarv?P mode=1&p astr=%DO
%B8%D0%BD% D1 %8 4%D 0%B E% D1 %8 0%D 0%BC% D0%
B0%D1 %86%DG%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%DQ%
B0%D1 %8F+ Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам art.ioso.ru http://www.eidos.ru/index.htm Центр дистанционного образования «Эйдос».
6. Информационная безопасность Агрессивный контент. Обеспечение защиты обучаемого в Интернете Видеоматериалы: Безопасность дома: источники http://www, microsoft, со m/rus/ athome/securitv/videos/d
efault.mspx
7. Правовые и этические нормы использования ресурсов Сетевая субкультура. Интернет и образование Рекомендуемые ссылки: http://vio.fio.ru/vio 14/cd site/articles/art 1 3.htm
Кордонский M., Найдорф M. Net-культура или Да, культура? Сетевая культура http://www. npstoik.ru/vio/inside. php?ind=articles&
article kev=162 Бражник A.B. Культура видится на расстоянии. И по Сети...
Тема: Краткое содержание лекционного материала модуля: «Электромагнетизм»
8. Ресурсы самообразования. Дистанционное образование Дистанционное образование: развитие и проблемы, преимущества и недостатки. Рекомендуемые ссылки: - http://www. ito.su/1998/3/polat. html - Полат Е.С.Интернет в системе дистанционного обучения иностранным языкам. - Хуторской A.B. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2006. 304 с. - Смыслы и цели образования: инновационный аспект / Под ред. А. В. Хуторского, it.: ИНЭК, 2007. 300 с. - http://www. rusedu.info/A.rticle796.html Дистанционное образование: мифы и реальность - Источник материала - Сайт о бесплатном образовании http://www.npstoik.ru/vio/iriside.php?ind=articles&
article key=284 Михайлова Инна Викторовна «Дистанционное обучение в средней школе: плюсы и минусы»
По результатам анкетирования студентов была составлена диаграмма, в которой показано отношение студентов к разработанной модели урока с применением элементов медиаобразования.
После того, как был проведен сравнительный анализ, в котором в качестве эксперимента, в рамках дистанционного курса Физики, для группы, состоящей из 25 студентов была проведена лекция по теме «Электромагнетизм» двумя способами, одна из которых содержала элементы медиаобразования. По
данным выше приведенной диаграммы, можно заметить, что успеваемость студентов при применении элементов медиаобразования по данной теме повысилась на 8% по отношению к усвоению электронной лекции дистанционного обучения. Хотелось бы отметить, что в новом подходе обучения студентов было бы целесообразно внедрять элементы медиа-образования, чтобы получить желаемый результат усвоения учебного материала обучающимся.
Диаграмма 1. Сравнение занятий со студентами университета с использованием элементов медиаобразования и дистанционного
обучения*
100
80 60 40 20 0
Заинтере-сованость
Доступность Успеваемость
□ Лекция 1. □ Лекция 2.
* где: Лекция 1 - Дистанционный курс, Лекция 2 - занятие с применением элементов медиаобразования.
Литература
Смыслы и цели образования: инновационный аспект / Под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. 300 с.
Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2006. 304 с.
Literature Khutorskoy, A.V. (Ed ). (2007). Meaning and purpose of education: an innovative aspect. Moscow: INEC, 300 p..
Khutorskoy, A.V. (2006). Internet at school. Workshop on distance learning. Moscow: Russian Academy of Education, 2006. 304 p.