Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копуш Д.-Х.М., Тарба Т.О., Захарова И.А.

Актуальность исследования обусловлена возросшим значением государственных корпораций в условиях трансформации мировой экономики, на сегодняшний день государственные корпорации следует рассматривать как институты развития экономики. Международная практика показывает, что государственные корпорации являются мировыми игроками и входят в число крупнейших компаний мира. В статье рассмотрены особенности деятельности зарубежных и российских государственных корпораций. В работе использованы сравнительные, системные и структурные методы исследования. На основе исследования эволюции государственных корпораций в России, выделены основные тенденции и ключевые проблемы деятельности государственных корпораций. Государственные корпорации в России являются относительно новыми бизнес-структурами, которые занимают лидирующее положение на рынке, решая экономические и социальные проблемы государства. Наличие ресурсов у государственных корпораций делает их субъектами региональной экономики, что способствует социально-экономическому развитию регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Копуш Д.-Х.М., Тарба Т.О., Захарова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PARTICIPATION OF PUBLIC CORPORATIONS IN REGIONAL DEVELOPMENT

The relevance of the study is due to the increased importance of state corporations in the context of the transformation of the world economy; today, state corporations should be considered as institutions for the development of the economy. International practice shows that state corporations are global players and are among the largest companies in the world. The article considers the features of the activities of foreign and Russian state corporations. The work uses comparative, systemic and structural research methods. Based on a study of the evolution of state corporations in Russia, the main trends and key problems of the activity of state corporations are highlighted. State corporations in Russia are relatively new business structures that occupy a leading position in the market, solving the economic and social problems of the state. The availability of resources from state corporations makes them subjects of the regional economy, which contributes to the socio-economic development of the regions.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

Сравнительный анализ участия государственных корпораций в региональном развитии

fO

сч

0 сч

01

о ш m

X

3

<

m О X X

Копуш Дан-Хаяа Мергеновна

аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, kopushdm@gmail.com Тарба Тимур Омариевич

аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, tarba.to@yandex.ru Захарова Ирина Александровна

к.э.н., доцент кафедры регионального и муниципального управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, zakharova@spa.msu.ru

Актуальность исследования обусловлена возросшим значением государственных корпораций в условиях трансформации мировой экономики, на сегодняшний день государственные корпорации следует рассматривать как институты развития экономики. Международная практика показывает, что государственные корпорации являются мировыми игроками и входят в число крупнейших компаний мира. В статье рассмотрены особенности деятельности зарубежных и российских государственных корпораций. В работе использованы сравнительные, системные и структурные методы исследования. На основе исследования эволюции государственных корпораций в России, выделены основные тенденции и ключевые проблемы деятельности государственных корпораций. Государственные корпорации в России являются относительно новыми бизнес-структурами, которые занимают лидирующее положение на рынке, решая экономические и социальные проблемы государства. Наличие ресурсов у государственных корпораций делает их субъектами региональной экономики, что способствует социально-экономическому развитию регионов. Ключевые слова: государственные корпорации, управление государственными корпорациями, государственная политика, корпоративный сектор экономики.

Введение

Государственные корпорации (также - Госкорпорации, ГК) играют значительную роль в мировой экономике. По данным Международного валютного фонда. на долю Госкорпораций приходится около 20% инвестиций, 5% занятости и до 40% валового внутреннего продукта (далее - ВВП) стран мира [25]. На сегодняшний день деятельность Госкорпораций остается значительной в сферах промышленного производства и обработки, топлива и энергетики, а также военно-промышленного комплекса во всем мире. Воззрения относительно минимальной роли государства в экономике в 1980-х гг., идеология свободного рынка, провозглашенные Президентом США Р. Рейганом и Премьер-министром Великобритании М. Тэтчер, продолжают доминировать в западной экономической мысли. Несмотря на то, что идеологической основой рыночной экономики является минимальное или полное отсутствие государственного вмешательства, существование государственных корпораций является распространенным явлением. Во многих странах государственные корпорации в стратегически важных отраслях все чаще рассматриваются как инструменты ускоренного развития и глобальной экономической экспансии.

Стоит отметить, что Госкорпорации играют важную роль в отечественной экономике, в том числе и в региональном развитии. Деятельность Госкорпорации в регионе способствует формированию устойчивой экономической среды территории, научно-технологическому развитию и разработке инноваций. Государственные корпорации влияют на совершенствование инвестиционной привлекательности субъектов, привлекая иных субъектов хозяйственной деятельности. Место государственных корпораций в региональном развитии также определяется их значением на региональном рынке труда, обеспечением вакантных мест для населения.

Государственные корпорации в мировой экономике

В зарубежных странах существует множество терминов, обозначающих государственные корпорации (таблица 1). Идея создания государственных корпорация предполагает, что они являются независимыми акторами, вне зависимости от того, что они частично или полностью принадлежат государству. Госкорпорации создавались как некоммерческие государственные организации, которые преобразовывались в компании, ориентированные на получение прибыли.

Таблица 1

Подходы к определению компаний с государственным участием в

№ Страна Определение ГК

1 Новая Зеландия Государственные предприятия (state-owned enterprises)

2 Австралия Государственные бизнес-предприятия (government business enterprises)

3 США Государственная корпорация (Federal Government Cooperation)

4 Норвегия Государственная компания (state owned company)

5 Малайзия Компания,связанная с правительством (government-linked company)

6 Южная Корея финансово-промышленная группа (chaebol)

7 Япония финансовая клика/ капитаны японской промышленности (zaibatsu).

Источник: составлено авторами

Цели создания Госкорпораций и методы управления различаются в зависимости от организационной культуры государства. К примеру, южнокорейские чеболи и российские Госкорпорации значительно различаются по степени привязки к органам власти, инструментам контроля их деятельности и формой организации бизнеса. Их общей чертой является принцип принятия решений стратегии развития организаций и достижении целей на основе теории доминантной структуры [9]. М. Портер рассматривает Госкорпорации как конкурирующие фирмы на международном уровне, деятельность которых зависит от экономической среды и политики страны и его конкурентных преимуществ [22]. По данным Всемирного банка в странах с развивающейся экономикой создание ГК было обусловлено требованиями кредитных организаций в рамках «структурной перестройки», которая предполагает открытие экономики страны, приватизацию государственных организаций и иные изменения в финансовой системе государства [27].

Спецификация деятельности государственных корпораций преимущественно представлена теми секторами экономики, которые предоставляют особо важные услуги для бизнеса и населения, и вносят непосредственный вклад в экономический рост. Наиболее распространенными отраслями являются: производство энергетики и обслуживание объектов топливно-энергетического комплекса, железнодорожные перевозки, водоснабжение, а также телекоммуникационные и цифровые услуги.

Многие крупные государственные корпорации, расположенные в развивающихся и развитых странах, являются глобальными игроками и входят в число крупнейших компаний мира. На табл.2 показаны крупнейшие государственные корпорации мира. Так, в Азиатских странах более 50% наиболее масштабных компаний являются государственными корпорациями [23].

Таблица 2

Кр /пнейшие государственные корпорации мира, 2021-2022

№ Название Общие (совокупные) активы) млн. долл. Страна Сфера деятельности

1 Federal National Mortgage Association (Fannie Mae) $3, 248 США Финансирование ипотечных займов

2 Federal Home Loan Mortgage Corporation (Freddie Mac) $2,203 США Финансирование ипотечных займов

3 China National Petroleum Corporation $600 Китай Нефтегазодобыча

4 Electricité de France S.A. (EDF) $323 Франция Электроэнергетика

5 Canada Mortgage and Housing Corporation $244 Канада Финансирование ипотечных займов

6 China Mobile Communications Corporation $223 Китай Телекоммуникации

7 Beijing State-Owned Assets Management Co. (BSAM) $200 Китай Управление государственными активами в области инвестиций

8 China Railway Construction Corporation $140 Китай Железнодорожный транспорт

9 China Communications Construction Group $139 Китай Строительство объектов транспортной инфраструктуры

10 China Railway Group Limited $129 Китай Строительство автомобильных и железных дорог

Источник: составлено авторами на основе [26]

В странах Ближнего Востока (Алжир, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия) государственные корпорации энергетического сектора играют ключевую роль при формировании доходной части государственного бюджета (более 50%) [24].

Следует выделить положительные и негативные стороны деятельности Госкорпораций. Среди положительных аспектов стоит выделить:

1. Стимулирование и финансирование инновационной деятельности;

2. Предоставление социально-значимых услуг населению;

3. Развитие рынка труда на территории;

4. Управление стратегически важными отраслями экономики и обеспечение национальных интересов страны.

В связи с отраслевой спецификацией Госкорпорации предоставляют социально-значимые услуги населению по доступным тарифам. К примеру, в сфере предоставления услуг по обеспечению электричеством, водоснабжением и др.

Государственные корпорации помогают правительству контролировать стратегические отрасли экономики, которые при отсутствии надлежащего контроля и управления могут представлять серьезную опасность для населения. Положительным примером в рамках отечественной практики является атомная отрасль, когда государственная корпорация обеспечивает контроль и контролировало чувствительных отраслей, с целью нивелирования рисков для населения.

Помимо положительных аспектов, следует выделить некоторые недостатки государственных корпораций:

1. Риск высокого уровня коррупции;

2. Государственные корпорации подвержены политическому вмешательству в процессе принятия решений;

3. Монополизация отраслей.

В.А. Голышев среди проблем российских Госкорпораций выделяет следующие пункты: подверженность негативным факторам, низкая скорость принятия решений, менеджмент, ориентированный на освоение средств из федерального бюджета [4].

Государственные корпорации как субъекты экономической деятельности нацелены на получение финансовой выгоды. Они активно внедряют инновации в своей деятельности и используют новые подходы, механизмы и инструменты в управлении для формирования менеджмента корпорации. С другой стороны, деятельность государственных корпораций направлена на обеспечение национальных интересов и проведение политики протекционизма в стратегически важных отраслях. Однако в рамках управления деятельностью Госкорпораций следует соблюдать баланс в процессе принятия решений.

Государственные корпорации в России

Сектор ГК в российской экономике стал объектом значительных изменений в период трансформации. Российские политики применили довольно радикальный подход к изменениям в структуре экономических акторов, что подразумевает быструю смену собственников. Детальный анализ этих событий в период приватизации практически невозможен из-за отсутствия статистических данных за данный период.

Нормативное правовое регулирование деятельности ГК обеспечивается ФЗ от 12.01.1996 №7 «О некоммерческих организациях». Федеральный закон определяет правовой статус Госкорпораций и определяет их как «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ, и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций» [18]. Каждая из них действует на основании отдельного федерального закона. Контент-анализ нормативной правовой базы деятельности ГК определил общие организационные характеристики ГК России:

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

со

fO CS

0

CS

01

о ш m

X

3

<

m О X X

1. относительная независимость от государства-собственника;

2. исключительная монополия Госкорпорации на владение собственными активами;

3. наличие ограниченных обязательства по раскрытию информации перед публичной властью и гражданским обществом;

Активное участие государственных корпораций в экономике России позволяет определять их как институт экономической деятельности со сформированной корпоративной, организационной культурой, основной целью которой является получение прибыли с учетом национальных интересов государства.

Стоит отметить, что основная прибыль Госкорпораций формируется в дочерних компаниях. Так, санкции, направленные на Госкорпорации, упускают реальные цели (дочерние компании), которые не входят в категорию корпораций и, как следствие, практически не попадают под санкции.

Для Госкорпораций характерен процесс концентрации, в ходе которого они объединяют вокруг себя предприятия, занимая роль крупного конгломерата. К примеру, в 2018 году авиационный конгломерат «Объединенная авиастроительная корпорация» (далее - ОАК) вошел в состав госкорпорации «Ро-стех». Можно отметить, что в зарубежных СМИ такой шаг был расценен как попытку создать российский «Airbus» и как важную стратегию по укреплению российской аэрокосмической промышленности.

Для российских госкорпораций на сегодняшний день характерны следующие тенденции:

- активное развитие инновационной деятельности и R&D в Госкорпорациях [3, 7];

- внедрение новых инновационных моделей корпоративного управления [13,16];

- развитие социальной политики и применение принципов корпоративной социальной ответственности на региональном уровне;

Государственные корпорации играют значительную роль в развитии региона своего присутствия. По мнению А.А. Михе-ева, миссия ГК в региональном развитии заключается в «обеспечении эффективного взаимодействия бизнеса, государства и общества в приоритетных направлениях развития экономический рост региона и повысить качество жизни населения за счет консолидации ресурсов государства в рамках единой организационной структуры» [10]. Для реализации указанной задачи автор предлагает делегировать управление собственностью регионов Госкорпорациям в целях достижения интересов субъектов. Стоит рассмотреть взаимодействие Госкорпорации «Роскосмос» с регионами России. «Роскосмос» является органом управления по исследованию, освоению космического пространства, на корпорацию возложена ответственность по реализации государственной политики в области космической деятельности [21]. Роскосмос ведет активное взаимодействие с регионами России, на 2023 г. корпорация заключила соглашения о сотрудничестве с 23 субъектами [12]. В таблице 3 представлены сферы сотрудничества ГК «Роскосмос» с субъектами РФ.

Кроме того, «Роскосмос» реализует совместные инвестиционные проекты с Республикой Саха, Красноярским краем, Тверской и Свердловской областями в целях широкого распространения космической деятельности в российских регионах [14]. Основными регионами-партнерами организации являются субъекты, на территории которых расположены предприятия Госкорпорации «Роскосмос» по ракетостроительству (Омская область, Калининградская область, Самарская область, Красноярский край) и обслуживанию космодромов (Ар-

хангельская и Амурская области). Сотрудничество также организовано с регионами, подготавливающими военно-космических специалистов (Калининградская область и др.). Как отмечают российские исследователи, Госкорпорации являются одними из субъектов, которые заняты кадровым обеспечением конверсии и диверсификации специалистов в отраслях и регионах [8].

Таблица 3

Субъект РФ Сферы сотрудничества

Республика Крым Дистанционное зондирование земли, создание центра компетенций РК по использованию результатов космической деятельности

Омская область Научно-производственное сотрудничество, опытно-конструкторская работа (создание космического комплекса для исследований Луны), ракетостроение («Ангара-1.2», «Космос-3М»)

Ярославская область Инновационная деятельность в космической и авиационной отраслях, образовательное и научно-техническое сотрудничество, подготовка профильных кадров на базе «Ярославского радиозавода»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калининградская область Развитие, популяризация космической деятельности, повышение научного-технического и кадрового потенциала ОКБ «Факел», проект «Цифровая Земля»

Республика Саха Подготовка кадров, использование территории районов

Калужская область Научно-техническое и кадровое развитие ГК «Роскосмос», инновационная деятельность в регионе, проект «Цифровая Земля»

Кемеровская область Подготовка кадров на предприятиях ракетно-промышлен-ной отрасли, социально-экономическое развитие региона, создание региональной навигационно-информационной системы и Центра космических услуг

Республика Чувашия Создание Центра аэрокосмического образования, реализация проекта универсальной цифровой инфраструктуры управления экономикой региона, реализация политики импортозамещения

Республика Татарстан Социально-экономическое и инновационное развитие региона, популяризация космической деятельности, развитие научно-технического и кадрового потенциала предприятий Роскосмоса

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Направления сотрудничества ГК «Роскосмос» с регионами России

Источник: собственная разработка авторов

Среди ключевых направлений регионального сотрудничества стоит выделить реализацию проекта «Цифровая Земля» национальной программы «Цифровая экономика РФ». В рам-

ках проекта реализуется совместная деятельность по дистанционному зондированию земли (далее - ДЗЗ) с 8 субъектами РФ. ДЗЗ предполагает регулярное обеспечение информацией органам власти о состоянии территории и реализуемых видах деятельности на ней [6], с помощью данного инструмента в текущее время можно отслеживать загрязнение определённых территорий в рамках мусорных полигонов, нивелировать распространение очагов пожаров и многое другое, что несомненно оказывает положительное влияние на повышение социально-экономического благосостояния субъектов Российской Федерации.

Государственная корпорация Росатом.

Госкорпорация Росатом также взаимодействует с регионами по управлению объектами атомной и ядерной энергетики в субъектах Российской Федерации [19]. Взаимодействие с регионами Госкорпорации осуществляется в различных направлениях, таких как: реализация социальных и образовательных проектов, стимулирование научной деятельности, финансовая помощь и др.

Деятельность государственной корпорации играет значительную роль в формировании доходной части бюджета регионов. Так, по итогам 2018 г. Госкорпорация «Росатом» выплатила налоговые отчисления в размере 188,2 млрд рублей в бюджеты всех уровней 37 регионов - партнеров и 70 муниципальных образований [2].

«Росатом» реализует множество проектов по социально-экономическому развитию «Атомных городов». Так, проект «Атомный город» включает 21 город атомной промышленности и предполагает создание единой среды «город + предприятие + население».

Таблица4

Проекты регионального развития государственной корпорации «Росатом»

№ Название проекта Содержание проекта

1 #Росатомвместе Совокупность социальных проектов, направленных на улучшение социального самочувствия населения

2 Всероссийский творческий конкурс «Слава созидателям» Сохранение памяти о жителях атомных городов

3 Конкурс «Лучшие муниципальные практики» Выявление лучших практик в области муниципального управления и решении вопросов местного значения, социально значимых инициатив

4 Проект «Гражданин страны Росатом» Распространение интернет-портала и мобильного приложения «ГСР» для коммуникаций между властью, обществом для развития атомных-городов

5 Проект «Социальное проектирование. Акселератор социальных проектов» Обучение социальных предпринимателей, финансовая поддержка социальных проектов

6 Программа «Школа глав» Повышение квалификации глав городов: публичные выступления, психологические тренинги, бюджетирование

7 Проект «Атомный диктант» Проведение онлайн-диктанта в целях популяризации атомной отрасли в атомных городах и иных регионах

8 Проект «Школа: серебряный возраст - всё впереди» Популяризация активного и творческого образа жизни среди старшего поколения, организация образовательных курсов

10 Проект «Школа: молодежь и цифровизация» Поддержка бизнес-проектов молодежи

11 Проект «Атомный вор-каут» Пропаганда здорового образа жизни, развитие дворовых видов спорта

Важным механизмом развития регионов и территориальных образований, где расположены предприятия Росатома, является внедрение статуса территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Рисунок 2. Территории опережающего социально-экономического развития Госкорпорации «Росатом» Источник: составлено авторами на основе [15]

На территории ТОСЭР действуют предприятия с узкой отраслевой специализацией: машиностроение, металлообработка, производство химической продукции и др., которые являются градообразующими и играют ключевую роль. Благодаря политике Росатома обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие этих территорий.

Вопросу присутствия Госкорпорации на муниципальном уровне уделен ряд работ российских исследователей [17,18]. Модель управления территориальным развитием по формуле «Предприятие» + «Город и население» + «Ресурсы» имеет ряд преимуществ. Во-первых, отмечается экономия инвестиций. Во-вторых, ресурсы Госкорпорации позволяют расширять сотрудничество с другими субъектами, бизнес-предприятиями. Наконец, система кадрового обеспечения и управления человеческими ресурсами в госкорпорациях позволяет обучать и привлекать высококвалифицированных специалистов. Практика показывает, что госкорпорации заинтересованы в формировании сбалансированной экосистемы территории. К примеру, Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» и «Атом-ТОР» активно продвигают развитие бизнес-инициатив в Томской области - ТОСЭР «Северск», и в Свердловской области - ТОСЭР «Новоуральск» [1].

ТОСЭР Росатома Общественный совет Росатома Проект "Атомные города"

Конкурс социальнвх проектов "»РОСАТОМВМЕСТЕ Проект "Школа Росатома" Проект "Территория культуры Росатома"

Платформа "Умный город" (Тамбовская область. Мичуринск)

Рисунок 3. Проекты Госкорпорации «Росатом» по взаимодействию

с регионами России

Источник: составлено авторами

В контексте оценки качества взаимодействия Госкорпораций и субъектов РФ стоит отметить высокую степень эффективности деятельности органов государственной власти субъектов для развития территорий благодаря перспективному планированию по различным отраслям.

О ГО А П.

Источник: составлено авторами на основе [5]

fO CS

0

CS

01

о ш m

X

3

<

m О X X

Государственные корпорации можно рассматривать как институты регионального развития. Их деятельность непосредственное влияет на социально-экономическое развитие территории:

1) Госкорпорации вносят существенный вклад в финансовую систему региона через налоговые платежи;

2) способствуют развитию кадрового потенциала региона путем предоставления целевого профессионального обучения преимущественно по специальностям деятельности Госкорпорации;

3) государственные корпорации способствуют научно-технологическому прогрессу, поддерживая региональные научно-исследовательские институты.

Однако несмотря на положительное влияние ГК могут возникать некоторые проблемы и риски регионального развития субъектов РФ (табл. 5).

Таблица 5

Бвв-анализ проблем деятельности государственных корпораций в регионах России

E - Economic S- Society G- Government

Снижение количества федерального земельного фонда из-за отведения территорий в пользу предприятий Госкорпораций Территориальные образования приобретают статус «закрытых автономных территориальных округов», что снижает уровень мобильности населения Государственные корпорации являются ключевыми региональными стейкхолдерами в процессе принятия политических, управленческих решений

Низкая диверсификация экономической специализации в регионах присутствия государственных корпораций Неоднородность развития государственных корпораций, ввиду дифференцированной степени вовлеченности руководителей субъектов РФ в развитие предприятий и предоставлении конкурентных преимуществ. Тенденция назначения на управленческие должности топ-менеджеров государственных корпораций с корпоративным стилем управления, отличающемся от особенностей регионального управления

Высокая амортизация основных фондов предприятий, что в свою очередь требуют дополнительные ассигнования средства для поддержания текущей деятельности, особенно если данные предприятия относятся к перечню стратегических. Экологические риски, эрозия почвы территорий, нерациональное использование природных ресурсов, интенсивное воздействие на окружающую среду Высокая санкционная нагрузка на предприятия Госкорпораций, создающая социальные, политические и экономические издержки для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Источник: собственная разработка авторов

Заключение

В заключение следует отметить, что российские государственные корпорации играют значительную роль на нескольких уровнях. В то время как российские рынки продолжают испытывать влияние санкций, российская экономика продолжает опираться на государственный сектор, который будет определяться государственными стратегиями и национальными интересами России. На международном уровне Госкорпорации России являются мировыми игроками и конкурентноспособ-ными фирмами в различных отраслях.

1) На мезоуровне они способствуют научно-технологическому прогрессу, развитию приоритетных отраслей страны.

2) Региональное значение представлено влиянием Госкорпораций на социально-экономическое развитие субъектов.

3) На муниципальном уровне Госкорпорации реализуют проекты по развитию муниципалитетов и поддержке населения.

Однако, для осуществления эффективной деятельности Госкорпорации в регионах присутствия необходимо двухстороннее движения со стороны компетентных лиц субъектов Российской Федерации и соответствующих должностных лиц предприятий Госкорпораций, в том числе и воздействия головного GR.

В рамках внешнеэкономической деятельности в сфере военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и космоса, роль государственных корпораций тесно переплетена с геополитической обстановкой и требует специальных навыков и компетенций для максимального нивелирования потенциальных и текущих издержек.

Литература

1. «Атом-ТОР» и ТК Росатома «ТВЭЛ» определили планы по развитию ТОСЭР на 2021 год. Официальный сайт ГК «Росатом» [Электронный ресурс]. URL: https://rusatom-energy.ru/media/rosatom-news/atom-tor-i-topNvnaya-kompaniya-rosatoma-tvel-opredelili-plany-po-razvitiyu-toser-na-2021-god/ (дата обращения: 07.03.2023)

2. Взаимодействие с регионами. Официальный сайт «Госкорпорации Росатом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosatom.ru/sustainability/regions-interaction/ (дата обращения: 05.03.2023)

3. Гаврилюк А.В. Активизация инновационной деятельности Государственной корпорации «Ростех» и перспективы ее развития в экономическом пространстве ЕАЭС // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №60.

4. Голышев В.А. Особенности организации системы внутреннего контроля госкорпораций // Инновации и инвестиции. 2020. №2. С. 72-74

5. Гайд по социальным проектам, реализуемым союзом организаций атомной отрасли «Атомные города» 2023 г. Официальный сайт госкорпорации «Росатом» [Электронный ресурс]. URL: https://atomgoroda.ru/templates/atom/img/guide/guide_2023-02-07.pdf (Дата обращения: 06.03.2023)

6. Годовой отчет государственной корпорации «Роскос-мос» за 2020 год. Официальный сайт ГК «Роскосмос» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf (дата обращения: 05.03.2023)

7. Доброва К.Б., Добров П.П. Особенности государственного регулирования российских промышленных корпораций в процессе их инновационного развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №4-2 (24).

8. Ерошин С.Е., Щеглов Д.К., Тимофеев Д.К., Чириков С.А. Конверсия и диверсификация организаций оборонно-промышленного комплекса в контексте современных требований рынка труда // Инновации и интеллект. №2. 2022. С. 103-110

9. Зельднер А.Г., Осипов В.С. Российские государственные корпорации и южнокорейские чеболи: общее и особенное. ЦИТИСЭ. №3 (29). 2021. С. 323-331. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.25

10. Михеев А.А. Государственная корпорация как инструмент региональной экономической политики // Экономика и управление. 2008. №6(38). С. 125-129

11. Логиновский О.В., Халдин А.С., Шинкарев А.А. Влияние органов государственной власти субъектов РФ на развитие промышленных предприятий и корпораций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2020. №4. С. 135-143

12. Перечень соглашений о сотрудничестве между Госкорпорацией «Роскосмос» и ОИВ субъектов РФ. Официальный сайт ГК «Роскосмос» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/36729/ (дата обращения: 05.03.2023)

13. Пономарев В.И., Куприков Н.М. Ретроспективный анализ подходов к стратегическому управлению в целях повыше-

ния конкурентоспособности холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. №6

14. Роскосмос подписал договор с Якутией об импортоза-мещении. ИА «EastRussia». Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eastrussia.ru/news/roskosmos-podpisal-dogovor-s-yakutiey-ob-importozameshchenii/ (дата обращения: 07.03.2023)

15. ТОСЭР Росатома: в аспекте федеральных округов. Интернет-портал сообщества ТЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.energyland.info/analitic-show-233723 (дата обращения: 07.03.2023)

16. Чемезов С.В., Турко Н.И., Евтушенко О.Н. Тренды развития и инновационные практики формирования экосистемы ключевых компетенций производственной корпоративной системы для выхода на масштаб глобальной конкуренции // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. №6.

17. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Новый подход к развитию закрытых атомных городов // Регионалистика. 2021. №4. С. 2235

18. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. «Большой Саров»: о не самых очевидных стратегиях развития моногородов // Проблемы развития территории. 2022. №1. С. 10-26

19. Федеральный закон от 01.12.2007 №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» // Собрание законодательства РФ от 2007 г., №49, ст. 6078

20. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ от 1996 г., №3, ст. 145

21. Федеральный закон от 13.07.2015 №215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»» // Собрание законодательства РФ от 2015 г., №29, ст.4341 (ч.1)

22. Michael E. Porter, 1990 The original publisher is Free Press, a Division of Simon & Schuster Inc. Перевод на русский язык Квасюка И. В. и др., 1993

23. Le, T.-H., Park, D. and Castillejos-Petalcorin, C. (2021), "Performance comparison of state-owned enterprises versus private firms in selected emerging Asian countries", Journal of Asian Business and Economic Studies, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/JABES-08-2021-0116

24. Olugbade, O. A., Anderson, G., Atamanchuk, M., loannou, I., Kass-Hanna, T., Shi, W., & Wong, J. (2021). State-Owned Enterprises in Middle East, North Africa, and Central Asia: Size, Costs, and Challenges, Departmental Papers, 2021(019), A001.

25. State-Owned enterprises. International Finance Corporation. World Bank Group [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/topics_ext_content/ifc_exter nal_corporate_site/ifc+cg/topics/state-owned+enterprises (Дата обращения: 21.11.2022)

26. Top 85 Largest State Owned Enterprises Rankings by Total Assets [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.swfinstitute.org/fund-rankings/state-owned-enterprise (дата обращения: 22.12.2022)

27. World Bank. 2014. Corporate Governance of State-Owned Enterprises: A Toolkit. DOI: 10.1596/978-1-4648-0222-5. Washington, DC: World Bank. 390 стр.

Comparative analysis of the participation of public corporations in regional

development Kopush D.-Kh.M., Tarba T.O., Zakharova I.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The relevance of the study is due to the increased importance of state corporations in the context of the transformation of the world economy; today, state corporations should be considered as institutions for the development of the economy. International practice shows that state corporations are global players and are among the largest companies in the world. The article considers the features of the activities of foreign and Russian state corporations. The work uses comparative, systemic and structural research methods. Based on a study of the evolution of state corporations in Russia, the main trends and key problems of the activity of state corporations are highlighted. State corporations in Russia are relatively new business structures that occupy a leading position in the market, solving the economic and social problems of the state. The availability of resources from state corporations makes them subjects of the regional economy, which contributes to the socio-economic development of the regions.

Key words: public corporations, management of public corporations, public policy,

corporate sector of the economy. References

1. Atom-TOR and FC Rosatom TVEL have determined plans for the development of

TASED for 2021. Official site of State Corporation "Rosatom" [Electronic resource]. URL: https://rusatom-energy.ru/media/rosatom-news/atom-tor-i-toplivnaya-kompaniya-rosatoma-tvel-opredelili-plany-po-razvitiyu-toser-na-2021-god/ (date circulation: 07.03.2023)

2. Interaction with the regions. Official site of the State Corporation Rosatom

[Electronic resource]. Access mode: https://rosatom.ru/sustainability/regions-interaction/ (date of access: 03/05/2023)

3. Gavrilyuk A.V. Activation of innovative activities of the State Corporation "Rostec"

and the prospects for its development in the economic space of the EAEU // State Administration. Electronic Bulletin. 2017. No. 60.

4. Golyshev V.A. Features of the organization of the internal control system of state

corporations // Innovations and investments. 2020. №2. pp. 72-74

5. Guide on social projects implemented by the Union of Nuclear Industry

Organizations "Nuclear Cities" 2023. Official website of the state corporation "Rosatom" [Electronic resource]. URL:

https://atomgoroda.ru/templates/atom/img/guide/guide_2023-02-07.pdf (Date of access: 03/06/2023)

6. Annual report of the state corporation "Roscosmos" for 2020. Official site of the

State Corporation "Roscosmos" [Electronic resource]. URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf (date of access: 03/05/2023)

7. Dobrova K.B., Dobrov P.P. Features of state regulation of Russian industrial

corporations in the process of their innovative development // MIR (Modernization. Innovations. Development). 2015. No. 4-2 (24).

8. Eroshin S.E., Shcheglov D.K., Timofeev D.K., Chirikov S.A. Conversion and

diversification of organizations of the military-industrial complex in the context of modern labor market requirements // Innovations and intelligence. No. 2. 2022. S. 103-110

9. Zeldner A.G., Osipov V.S. Russian state corporations and South Korean chaebols:

common and special. CITISE. No. 3 (29). 2021, pp. 323-331. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.25

10. Mikheev A.A. State Corporation as an Instrument of Regional Economic Policy //

Economics and Management. 2008. No. 6(38). pp. 125-129

11. Loginovsky O.V., Khaldin A.S., Shinkarev A.A. Influence of public authorities of

subjects of the Russian Federation on the development of industrial enterprises and corporations // Bulletin of SUSU. Series: Computer technologies, control, radio electronics. 2020. №4. pp. 135-143

12. List of cooperation agreements between the State Corporation "Roscosmos" and

the OIV of the constituent entities of the Russian Federation. Official site of the State Corporation "Roscosmos" [Electronic resource]. URL: https://www.roscosmos.ru/36729/ (date of access: 03/05/2023)

13. Ponomarev V.I., Kuprikov N.M. A retrospective analysis of approaches to strategic

management in order to increase the competitiveness of holding companies in the military-industrial complex // Problems of Economics and Legal Practice. 2016. №6

14. Roskosmos signed an agreement with Yakutia on import substitution. IA "EastRussia". News. [Electronic resource]. URL: https://www.eastrussia.ru/news/roskosmos-podpisal-dogovor-s-yakutiey-ob-importozameshchenii/ (date of access: 03/07/2023)

15. TASED of Rosatom: in the aspect of federal districts. Internet portal of the fuel and

energy complex community [Electronic resource]. URL: http://www.energyland.info/analytic-show-233723 (date of access: 03/07/2023)

16. Chemezov S.V., Turko N.I., Evtushenko O.N. Development trends and innovative

practices of forming an ecosystem of key competencies of the production corporate system to reach the scale of global competition // Problems of Economics and Legal Practice. 2016. №6.

17. Faikov D.Yu., Baidarov D.Yu. A new approach to the development of closed nuclear cities // Regionalistics. 2021. №4. pp. 22-35

18. Faykov D.Yu., Baidarov D.Yu. "Bolshoy Sarov": about not the most obvious strategies for the development of single-industry towns // Problems of territory development. 2022. №1. pp. 10-26

19. Federal Law of December 1, 2007 No. 317-FZ "On the State Atomic Energy Corporation "Rosatom"" // Collected Legislation of the Russian Federation of 2007, No. 49, Art. 6078

20. Federal Law of January 12, 1996 No. 7-FZ "On Non-Commercial Organizations" //

Collection of Legislation of the Russian Federation of 1996, No. 3, Art. 145

21. Federal Law of July 13, 2015 No. 215-FZ "On the State Corporation for Space Activities Roscosmos" // Collected Legislation of the Russian Federation of 2015, No. 29, Article 4341 (part 1)

22. Michael E. Porter, 1990 The original publisher is Free Press, a Division of Simon

& Schuster Inc. Translation into Russian by I. V. Kvasyuka et al., 1993

23. Le, T.-H., Park, D. and Castillejos-Petalcorin, C. (2021), "Performance comparison

of state-owned enterprises versus private firms in selected emerging Asian countries", Journal of Asian Business and Economic Studies , Vol. ahead-of-print no. ahead of print. https://doi.org/10.1108/JABES-08-2021-0116

24. Olugbade, O. A., Anderson, G., Atamanchuk, M., Ioannou, I., Kass-Hanna, T., Shi,

W., & Wong, J. (2021). State-Owned Enterprises in Middle East, North Africa, and Central Asia: Size, Costs, and Challenges, Departmental Papers, 2021(019), A001.

25. State-owned enterprises. Internnational finance corporation. World Bank Group

[Electronic resource]. URL:

https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/topics_ext_content/ifc_external_corporate _site/ifc+cg/topics/state-owned+enterprises (Accessed 11/21/2022)

26. Top 85 Largest State Owned Enterprises Rankings by Total Assets [Electronic

resource]. Access mode: https://www.swfinstitute.org/fund-rankings/state-owned-enterprise (Accessed: 12/22/2022)

27. World Bank. 2014. Corporate Governance of State-Owned Enterprises: A Toolkit.

DOI: 10.1596/978-1-4648-0222-5. Washington, DC: World Bank. 390 pages

X X О го А С.

X

го m

о

to о to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.