УДК 347.72(470+571)
Солодилова Мария Алексеевна аспирант
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОССИЙСКИХ ГОСКОРПОРАЦИЙ В МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (РОСКОСМОС, РОСАТОМ, РОСТЕХ)
Solodilova Maria Alekseevna
PhD Student, Financial University under the Government of the Russian Federation
THE STRATEGIC ROLE OF RUSSIAN STATE CORPORATIONS
IN MINIMIZING THE CONSEQUENCES OF THE œVID-19 PANDEMIC (ROSCOSMOS, ROSATOM, ROSTER
Аннотация:
В статье определяются сущность и целевые установки государственных корпораций России в условиях новой коронавирусной инфекции. Отмечается социальная ориентированность их деятельности. Рассматриваются два направления работы российских госкорпораций по минимизации последствий пандемии новой коронавирусной инфекции: обеспечение бесперебойной работы стратегически важных для страны объектов во время пандемии новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и безопасности сотрудников своих организаций, а также сохранение позиций организаций госкорпораций на рынке. Делается вывод о стратегической роли и уникальных возможностях российских госкорпораций в борьбе с новой коронавирусной инфекцией, которые должны стать одной из фундаментальных составляющих российской политики в области борьбы с биологическими угрозами.
Ключевые слова:
государственная корпорация, пандемия, COVID-19, коронавирус, глобальная угроза
Summary:
The study defines the essence and targets of state corporations in Russia. Their wide cross-sectoral scale of activity and international orientation are noted. Two areas of activity in the context of a new coronavirus infection are considered: protecting employees of their enterprises and maintaining the company's position, as well as directly participating in the fight against coronavirus. The author concludes that in modern conditions of a new coronavirus infection, the state corporations of Russia (primarily such as Rostec, Rosatom, Roskosmos) continue to carry out their activities both within the framework of the state and representing the state on the international arena. Their direct work to overcome the corona-virus is important and active. It consists both the components of the social policy carried out in relation to the employees of their enterprises, and the production of a wide range of products and the development of technologies that make it possible to reduce the negative manifestations of coronavirus infection in its impact on socio-political spheres, as well as to protect human health.
Keywords:
state corporation, pandemic, С0VID-19, coronavirus, global threat
Современный глобальный мир в силу своей взаимозависимости и транснационального единства предоставляет действующим в его масштабах субъектам уникальные возможности. Они выражаются в формировании общих глобальных пространств и процессов, вовлекающих акторов всех уровней в мировые процессы. Глобальный рынок обеспечивает выведение на международный уровень новейших технологий и создает условия для обеспечения запросов и возможностей для новых форматов кооперации. А сети глобальной коммуникации обеспечивают процесс общего информирования и вовлечения всех в одну информационную повестку.
Все указанные положительные проявления глобального мира приобретают особое значение в ситуации возникающих и актуализирующихся глобальных угроз, так как позволяют формировать основу для кооперации и формирования общего, наиболее эффективного их решения. Кроме того, они предоставляют дополнительные возможности для государственных акторов по расширению своих возможностей в масштабах международного пространства.
В условиях одной из последних и наиболее опасных для физического и психологического здоровья каждого человека глобальной угрозы - пандемии СОУЮ-19 - каждая из названных возможностей приобретает особое значение. Преодоление ее негативных проявлений и последствий предполагает включение в этот процесс максимально широкого числа субъектов и всех имеющихся у них ресурсов. К таким ресурсам в первую очередь относятся новейшие технологии и достижения в области медицины.
В рамках российской политической системы институтами, обладающими комплексом необходимых для борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекции возможностей, являются государственные корпорации. Социальная ориентированность, инновационность, высокая техноло-
гичность - те качества, которые позволяют предполагать осуществление госкорпорациями деятельности по минимизации последствий этой глобальной угрозы и делают ее рассмотрение актуальной целью данной статьи.
Задачи, которые можно определить для ее достижения, могут предполагать обозначение функций российских госкорпораций в государственной и международной системах и рассмотрение примеров их участия в процессе преодоления пандемии новой коронавирусной инфекции.
Соответственно, предметом статьи выступают направления работы российских государственных корпораций, направленные на минимизацию последствий пандемии новой коронавирусной инфекции.
Теоретическую основу исследования составили два блока работ. Первые направлены на рассмотрение российских государственных корпораций, их особенностей и места в современной системе взаимодействия. Среди них можно назвать работы Г.И. Идрисова, С.Н. Крекотнева, А.А. Кинякина, А.С. Никитина, А.И. Татаркина, О.А. Романовой и многих других [1]. Вторые посвящены рассмотрению социально-политических последствий коронавирусной инфекции - исследования таких авторов как Т. Арзаматова, А.Н. Курюкин, А.А. Громыко [2].
Источниковой базой исследования стали нормативно-правовые документы Российской Федерации, а также информационные материалы, представленные государственными корпорациями на их сайтах и отражающие примеры их участия в преодолении новой коронавирусной инфекции.
Методологической базой статьи стал институциональный подход, позволяющий оценить роль госкорпораций как политических институтов, играющих определенную роль в современной национальной системе России и международной системе. Методы исследования представлены как общефилософским набором методик анализа, синтеза, сравнения, так и качественным анализом нормативно-правовых документов и информационных материалов.
Реализуя первую задачу работы - краткое определение функций российских госкорпораций в государственной и международной системах, дадим определение этим структурам. Согласно закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.01.2019 г.), госкорпорация представляет собой «не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданную для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [3].
На основе этого определения государственных корпораций легко заметить, что одним из основных направлений их работы является социально-политическая сфера, в том числе «оказание помощи беженцам, защита гражданских прав, охрана окружающей среды» [4]. Эти социальная ориентированность и политическая функциональность нашли свое выражение как в реальных проявлениях деятельности государственных корпораций, так и в масштабах их работы.
Подтверждением этому служат обозначенные в документах ГК цели их работы. Так, целью госкорпорации «Ростех», обозначаемой в каждом из ее отчетов, является «содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций» [5, с. 6].
В последнем отчете государственной корпорации «Росатом» значится, что на нее «возложены задачи проведения единой государственной политики в сфере ядерной энергетики, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации в области мирного использования атомной энергии» [6, с. 10]. Аналогичный документ госкорпорации «Роскосмос» содержит информацию о том, что она «осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, организует работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения» [7, с. 4].
Таким образом, в двух из трех приведенных цитат упоминается международная составляющая деятельности госкорпораций. Кроме того, в определении цели последней из них («Роскосмос») обозначается широкая, в том числе социально-экономическая направленность ее работы.
Одним из наиболее актуальных примеров практической социально-межотраслевой работы этой госкорпорации является проект опреснительного завода, предложенный властям Республики Крым. Проблема водоснабжения стала на момент 2020 г. одной из наиболее актуальных для этого региона [8].
Более масштабной и значимой является деятельность госкорпораций по минимизации последствий новой коронавирусной инфекции. Каждая из упомянутых нами организаций внесла свой вклад в эту работу.
В рамках этой работы можно выделить два направления. Первое заключается в организации мероприятий по недопущению распространения COVID-19 среди сотрудников организаций, входящих в состав ГК. Второе направление работы заключается в обеспечении общей адаптации работы госкорпораций к новым условиям глобального взаимодействия, осложненного проблемой
пандемии новой коронавирусной инфекции. В связи с масштабностью работы государственных корпораций число «подведомственных» им структур достигает нескольких сотен, а количество их работников измеряется сотнями тысяч, что делает это направление немаловажной составляющей политики государства по минимизации последствий новой коронавирусной угрозы.
Так, согласно сообщениям СМИ, еще в апреле 2020 г. «Роскосмос» запланировал покупку 100 тысяч масок на сумму 3 млн рублей, чтобы предупредить распространение коронавирусной инфекции среди своих сотрудников [9]. «Росатом» провел изоляцию оперативного персонала ядерных объектов для защиты от COVID-19 [10]. «Ростех» организовал тестирования сотрудников своих предприятий (общая их численность составляет порядка 600 тыс.) на коронавирус [11].
В этот же период руководство «Ростеха» обозначило, что новая коронавирусная инфекция не создает рисков для исполнения госзаказа, который имеет «высший приоритет» [12]. Тогда же в «Роскосмосе» отметили, что эта корпорация являлась практически единственным в мире космическим ведомством, которое продолжило работу в период коронавируса. Однако ему пришлось снизить цены на пусковые услуги, так как это дало возможность увеличить присутствие на международном рынке [13].
Таким образом, в рамках первого выделенного нами направления «антикоронавирусной» деятельности госкорпораций ими выполняется политика защиты сотрудников своих предприятий. Кроме того, они реализуют общую координацию деятельности своих предприятий, направленную на сохранение рабочих темпов и на поддержание позиций в рамках экономики своей страны и за рубежом.
Второе направление деятельности ГК заключается в непосредственной борьбе с новой ко-ронавирусной инфекцией не только в рамках своей корпорации, но также в России и во всем мире. Вклад в эту деятельность российских госкорпораций является фундаментальным, так как обусловлен их ориентацией на использование новейших технологий, в том числе в области медицины и производства медицинской техники.
Например, еще в начале пандемии генеральный директор «Росатома» заявил о том, что все компании этой государственной корпорации, «специализирующиеся на медицинской тематике и оборудовании, ищут производственные и интеллектуальные возможности для быстрой переориентации на выпуск оборудования и расходных материалов, которые необходимы медикам для борьбы с коронавирусом» [14].
Основными разработками «Росатома» в этом направлении стала возможность реализации 3D-печати клапанов для аппаратов искусственной вентиляции легких, дефицит которых ощутили ряд стран мира весной 2020 г., а также качественная стерилизация медицинских масок и стерилизация медицинских инструментов с помощью озона [15].
Кроме того, специалисты Физико-энергетического института имени Лейпунского (входит в «Росатом») предложили идею дезинфекции легких с помощью ультрафиолета, что также могло бы стать важной составляющей борьбы с коронавирусной инфекцией.
Еще одной госкорпорацией, обладающей уникальными возможностями по внесению вклада в борьбу с COVID-19, является «Ростех». Его деятельность крайне разнопланова и затрагивает различные сферы жизни россиян. Помимо поставок медицинской техники, непосредственно направленной на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, такой как тепловизоры, обеззаражи-ватели воздуха, аппараты ИВЛ, специалистами «Ростеха» был разработан телемедицинский сервис, позволивший в десять раз увеличить число медицинских онлайн-консультаций [16].
Для диагностики COVID-19 «Ростехом» было поставлено более 2 млн микропробирок, партия защитных боксов, более 600 инфузионных насосов. В регионы РФ были направлены противовирусные комбинезоны нового типа для медиков [17]. В июле 2020 г. были проведены испытания устройств, позволяющих выявлять в воздухе помещений различные вирусы и бактерии, в том числе коронавируса [18].
Кроме того, в производимых «Ростехом» вертолетах «Ансат» была одобрена установка инфекционных боксов, предназначенных для транспортировки больных COVID-19. А сингапурским Центром зарубежного продвижения российских высокотехнологичных компаний и представительств «Ростеха» была организована поставка в Россию 40 тонн средств для борьбы с коронавирусом [19]. Таким образом, даже в период пандемии эта госкорпорация развивает международное сотрудничество и представительство РФ за рубежом.
Делая общий вывод, стоит отметить, что в современных условиях новой коронавирусной инфекции госкорпорации России (в первую очередь «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») продолжают реализовывать свою деятельность как внутри государства, так и в рамках его представительства на международной арене. Их непосредственная деятельность по минимизации последствий коронавируса может быть условно разделена на два направления:
• реализация социальной политики, проводимой в отношении сотрудников своих предприятий и направленной на обеспечение их индивидуальной защиты;
• производство широкого спектра продукции и разработка технологий, позволяющих снижать негативные последствия коронавирусной инфекции.
Их работу можно определить как одну из важных составляющих процесса минимизации последствий пандемии COVID-19. В качестве практических рекомендаций по ее развитию можно обозначить такие направления деятельности:
• сохранение рабочих мест в организациях ГК, являющееся важной составляющей социально-экономической стабильности в государстве;
• продолжение политики контроля над состоянием здоровья и его сохранением для сотрудников организаций ГК, реализуемой руководством госкорпораций;
• наращивание «медицинского сегмента» продукции и «медицинскоориентированных» технологий в деятельности даже не профильных ГК (например, «Росатом»);
• реализация проектов, предполагающих международную кооперацию и усиление взаимной помощи субъектов различных государств в минимизации последствий коронавируса.
Перечисленные направления деятельности государственных корпораций, как и многие другие, должны стать одной из фундаментальных составляющих российской политики в области борьбы с биологическими угрозами, так как предполагают использование их специализированных ресурсов.
Ссылки:
1. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. М., 2016. 160 с. ; Кинякин А.А. Проблемы взаимоотношения власти и бизнеса в современной России. М., 2008. 210 с. ; Крекотнев С.Н. Государственная промышленная политика современной России: общенациональный и региональный аспекты: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 24 с. ; Никитин А.С. Взаимодействие государства и бизнеса в процессе выработки и реализации государственной промышленной политики в Российской Федерации: дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 189 с. ; Та-таркин А.И. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. 2014. № 2. С. 9-21.
2. Арзаматова Т. Первые уроки первой пандемии XXI столетия // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2020. Вып. 57 (73). С. 2-12 ; Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 5-13. 10.15211/vestnikieran22020413 ; Курюкин А.Н. COVID-19 как вызов политической системе и демократии в России и мире // Власть. 2020. № 5. С. 275-280. 10.31171 /vlast.v28i5.7616.
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Крекотнев С.Н. Указ. соч.
5. Годовой отчет государственной корпорации «Ростехнологии» за 2008 год [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://rostec.ru/upload/iblock/069/069710a61 bdf4acba5f26fc14f9832b7.pdf (дата обращения: 12.02.2021 ).
6. Итоги деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2019 год [Электронный ресурс] // Госкорпорация «Росатом». URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/033/03395b2a9751 b4fcd385d746a2f9df15.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
7. Годовой отчет государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2019 год [Электронный ресурс] // Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». URL: https://www.roscos-mos.ru/media/img/2020/Sep/book.go-2019.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
8. Крымские власти получили инвестпроект опреснительного завода от Роскосмоса [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. URL: https://www.crimea.kp.ru/online/news/4116222/ (дата обращения: 12.02.2021).
9. Роскосмос для борьбы с коронавирусом закупит 100 тыс. масок на 3 млн рублей [Электронный ресурс] // Новости в России и мире - ТАСС. URL: https://tass.ru/kosmos/8349189 (дата обращения: 12.02.2021).
10. Росатом изолирует оперативный персонал ядерных объектов и будет тестировать на коронавирус больше людей на своих предприятиях и в атомных городах [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4310357 (дата обращения: 12.02.2021).
11. Ростех организовал тестирование работников своих предприятий на коронавирус [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://rostec.ru/news/rostekh-organizoval-testirovanie-rabotnikov-svoikh-predpriyatiy-na-koronavirus/ (дата обращения: 12.02.2021).
12. Рисков для исполнения госзаказа на фоне эпидемии коронавируса нет [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://ros-tec.ru/news/riskov-dlya-ispolneniya-goszakaza-na-fone-epidemii-koronavirusa-net/ (дата обращения: 12.02.2021 ).
13. Космические пуски в России под угрозой из-за коронавируса [Электронный ресурс] // Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире | DW. URL: https://www.dw.com/ru/космические-пуски-в-россии-под-угрозой-из-за корона-вируса^-53090003 (дата обращения: 12.02.2021).
14. Росатом переводит борьбу с коронавирусом на ультра-современные технологии [Электронный ресурс] // Все о законах РФ - Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/economics/rosatom-perevodit-borbu-s-koronavirusom-na-ultra-sovremennye-tekhnologii.html (дата обращения: 12.02.2021).
15. Там же.
16. Телемедицинский сервис Ростеха позволил врачам увеличить число онлайн-консультаций в 10 раз [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://rostec.ru/news/telemeditsinskiy-servis-rostekha-pozvolil-vracham-uvelichit-chislo-onlayn-konsultatsiy-v-10-raz/ (дата обращения: 12.02.2021).
17. Ростех начал поставлять в регионы противовирусные комбинезоны нового типа [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://rostec.ru/news/rostekh-nachal-postavlyat-v-regiony-protivovirusnye-kombinezony-novogo-tipa/ (дата обращения: 12.02.2021).
18. Ростех испытал устройства для выявления коронавируса в воздухе [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://ros-tec.ru/news/rostekh-ispytal-ustroystva-dlya-vyyavleniya-koronavirusa-v-vozdukhe/ (дата обращения: 12.02.2021).
19. «Швабе» и Российско-Сингапурский Деловой Совет доставили в Россию средства для борьбы с коронавирусом [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://rostec.ru/news/shvabe-i-rossiysko-singapurskiy-delovoy-sovet-dostavili-v-rossiyu-sredstva-dlya-borby-s-koronaviruso/ (дата обращения: 12.02.2021).
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна