Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
тенденции / индустрия гостеприимства / автоматизация / респонденты / развитие / trends / hospitality industry / automation / respondents / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Б.А.

В работе изложены результаты анализа тенденций развития индустрии гостеприимства в России и за рубежом с учетом динамики основных показателей спроса, результатов социологических опросов, а также сопоставления данных тенденций с общемировыми, основанными на результатах имеющихся экспертных мнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаров Б.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT TRENDS IN HOSPITALITY INDUSTRY IN RUSSIA AND ABROAD

Paper presents the results of an analysis of trends in the development of the hospitality industry in Russia and abroad, taking into account the dynamics of the main indicators of demand, the results of sociological surveys, as well as a comparison of these trends with global ones, based on the results of existing expert opinions.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 338.46

Назаров Б.А.

студент 2 курса магистратуры Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация: в работе изложены результаты анализа тенденций развития индустрии гостеприимства в России и за рубежом с учетом динамики основных показателей спроса, результатов социологических опросов, а также сопоставления данных тенденций с общемировыми, основанными на результатах имеющихся экспертных мнений.

Ключевые слова: тенденции, индустрия гостеприимства, автоматизация, респонденты, развитие.

В условиях обостряющейся конкуренции все большее значение приобретает обеспечение инновационного, качественного подхода к обеспечению сервиса, имеющего определенные позитивные отличия как с технической, так и с маркетинговой точек зрения. Особое значение развитие имеет для индустрии гостеприимства, как активно развивающегося направления бизнеса, которое, тем не менее, уже на сегодняшний день отличается высоким уровнем конкуренции и ростом требовательности со стороны потребителей.

Для начала следует определить само понятие индустрии гостеприимства для целей выявления тенденций её развития. Согласно позиции Белоусовой И.С., индустрия гостеприимства представляет собой межотраслевой комплекс, специализирующийся на размещении и обслуживании приезжающих в определенную местность людей. Соответственно, данный комплекс будет включать в себя как совокупность предприятий гостинично-ресторанного бизнеса, так и тесно связанных с ними предприятий, имеющих развлекательную,

деловую, оздоровительную направленность, а также их обслуживание (изготовление снаряжения и сувениров) [1, с. 184]. Согласно статистике развития гостинично-ресторанного бизнеса в России, наблюдается замедление темпов увеличения объемов потребления услуг такого рода (таблица 1) [2], [3].

Таблица 1. Статистика показателей развития спроса на услуги гостинично-ресторанного бизнеса в России.

2019 2020 2021 2022 2023

Численность посещений объектов питания (млн.) 2856,2 2190,8 2772,3 3100,9 3456,7

Динамика посещений объектов питания (%) - -23,3 26,5 11,9 11,5

Объем рынка гостиничных услуг (млн. ночевок) 157,2 122 167,4 196,9 202,1

Динамика объема рынка гостиничных услуг (%) - -22,4 37,2 17,6 2,7

При этом, следует отметить, что, согласно результатам исследований, объем чека в ресторанном бизнесе в 2023 году по сравнению с 2022 годом вырос не значительно (на 11%). При этом, в гостиничном бизнесе России средний чек покупок в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, согласно результатам исследований, проведенных «Платформа ОФД», сократился на 18%, в то время как число бронирований выросло на 35% [5]. Это свидетельствует о том, что россияне готовы путешествовать и пользоваться услугами индустрии гостеприимства, однако делают это более экономно.

При этом, согласно результатам опроса, полученного Институтом общественного мнения, на 2023 год сохранялась тенденция превосходства уровня комфортабельности отдыха в гостинично-ресторанных комплексах за рубежом, нежели в России. Так, только 4% респондентов отметило превосходство комфортабельности, удобства оказываемых услуг российской индустрии гостеприимства по сравнению с зарубежной (рисунок 1) [7].

40 -

35 -

30 -

25 -

20 -

15 -

10 -

53 1

35

Определенно в Скорее в России Приблизительно России на одном уровне

Скорее за рубежом

Определенно за рубежом

Нигде

Рис. 1 Результаты опроса клиентов гостинично-ресторанных комплексов по вопросу сравнения комфортности проживания в России и за рубежом.

1

0

Соответственно, на сегодняшний день индустрия гостеприимства в России обладает меньшей конкурентоспособностью по сравнению с зарубежным предложением в части комфортабельности, удобства проживания. Именно поэтому в качестве перспектив развития индустрии гостеприимства важное значение будет иметь определение тенденций развития за рубежом и их значимость для российской индустрии с учетом уже сложившихся здесь тенденций.

Согласно результатам исследований агентства санаторного и курортного маркетинга DigitalWill и издания Welcome Times в мире сформированы следующие основные тенденции развития индустрии гостеприимства:

- персонализация предложений, направляемых по результатам коротких опросов, формируемых через push-уведомления, историю приобретений и системы лояльности,

- ориентация на оздоровление - 78% опрошенных респондентов ответило, что возвращались в отели, где лучше спали и лучше себя чувствовали, а 55% -анализировали отзывы на предмет наличия комментариев по качеству сна в отелях,

- work-to-life balance - рост популярности совмещения туризма и работы определяет необходимость развития коворкинга и иных индивидуальных услуг, позволяющих сделать пространства отелей и ресторанов гибридными -например, трансформация конференц-залов под коворкинг,

- ставка на впечатления - в гостинично-ресторанном бизнесе акцент делается на обеспечение необычных впечатлений от интерьера или кухни за счет размещения новых технических решений (инновационных систем подачи еды, освещения, новых услуг),

- рост доли OTA в продажах индустрии - все большую популярность приобретают онлайн-платформы для бронирования и управления отдыхом, оплаты услуг и мониторинга затрат,

- автоматизация маркетинга в индустрии и переход к бесконтактным услугам - использование специализированного программного обеспечения для коммуникаций с гостями, мониторинга очередности и числа необходимых услуг, координации бизнес-процессов внутри организаций,

- внедрение искусственного интеллекта в системы обслуживания -развитие практики внедрения цифровых помощников на базе искусственного интеллекта для обеспечения сервисной поддержки гостя, подбора блюд в комплексе или же оказания отдельных алгоритмичных услуг в сфере обслуживания роботами [8].

Ряд указанных тенденций наблюдается и в России, однако отечественная индустрия гостеприимства имеет ряд отличительных особенностей с точки зрения их реализации:

- развитие и рост популярности отелей эконом и middle-класса - россияне все больше ориентируются на сочетание цены и качества, ориентируясь на минимальные затраты для проживания и готовность отказаться от ряда дополнительных услуг, чтобы удешевить стоимость проживания,

- рост популярности онлайн-сервисов - активно набирает популярность бронирование номеров в отелях и столиков в ресторанах через онлайн-платформы, при этом, достаточную результативность демонстрируют и функции

онлайн-предзаказа услуг ко времени (особенно, приготовления блюд в ресторанах, подачи ужина в отелях, уборки и т.п.),

- развитие делового и М1СЕ-туризм - в последние годы наблюдается развитие туризма деловой направленности, требующего наличия ряда специфичных услуг и обязательного наличия ряда технических средств,

- развитие систем автоматизации и технических цифровых решений - в системы управления все чаще внедряются СЯМ-порталы либо более специфичные версии программного обеспечения, позволяющего обеспечить автоматизацию бизнес-процессов и взаимодействие с клиентом [4].

При этом, данные тенденции напрямую связаны с критериями выбора, осуществляемыми самими потребителями услуг сферы гостеприимства, определяя степень значимости для них тех или иных условий и факторов (рисунок 2) [6].

По результатам исследований компании ОпеТ^^Тпр, проведенных в 2023 году, для россиян наиболее значимыми остаются наиболее значимыми такие критерии, как расположение и стоимость проживания, а также визуальное оформление номера, помещения. Удобства в номере/ресторане имеют значение лишь в 43% случаев, остальные же критерии составили менее трети от общего объема по уровню значимости среди опрошенных свидетелей.

Стоимость ночн 73% Наличие лоджии, балкона или террасы 10%

рас моложе н и е 65% ■ Количество звезд 9% ■

Внешний вид номера/ 51% Адаптирован ностъ 5% |

к в а рт и р ь-./к л 1С ты под потребности детей

Удобства в номере 43% Спортивная и оздоровительная 5%

(фен. телевизор, душ, инфраструктура

кондиционер и пр.) (спортзал, бассейн, спа. массаж)

Отзывы других постояльцев 36% Парковка 5% 1

25% Ада рттпрованн ость 3% 1

Наличие интернета год потребности людей с ограниченными возможностями

Питание 24% 3% 1

Экологическая направленность

Вид из окна 15% Возможность размещения 2%

С животными

Территория объекта 11%

размещений Другое 1% 1

Рис. 2 Степень значимости критериев выбора организаций для размещения в сфере гостеприимства среди россиян.

Именно поэтому, основными тенденциями развития сферы гостеприимства в России будет являться удешевление конечной стоимости отдыха при необходимости обеспечения визуально эстетичной обстановки отеля/ ресторана, а также выбор близости расположения общественно значимых объектов от планируемого места размещения организации. Кроме того, в качестве основной тенденции следует обеспечить внедрение своих предложений в цифровую онлайн-среду для обеспечения персонализации предложения и обеспечения свободы управления гостем перечня услуг, которые он планирует заказать. Кроме того, исходя из общемировых и российских тенденций остается значимым внедрение систем автоматизации бизнес-процессов, желательно, с возможностью подключения к ним самого клиента, который мог бы управлять заказом со своего устройства без привлечения персонала. Такая позиция позволила бы оптимизировать обще хозяйские затраты и уровень заработной платы, рационализировать затраты человеческого труда как в гостином, так и в ресторанном направлениях бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белоусова, И. С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства / И. С. Белоусова // Молодой ученый. -2015. № 11 (91). С. 1183-1185;

2. Анализ рынка гостиничных услуг в России в 2019-2023 гг., прогноз на 2024-2028 г../ Демоверсия аналитического обзора «BisinesStat» [Электронный ресурс]// URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm= 1716111489&tld=ru&lang=ru&name=hotels_r ussia_demo_businesstat.pdf_(дата обращения: 16.05.2024);

3. Анализ рынка кафе и ресторанов в России в 2019-2023 гг., прогноз на 20242028 г. / Демоверсия аналитического обзора «BisinesStat» [Электронный ресурс]// URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1716111758&tld=ru&lang=ru&name=cafes_an d_restaurants_russia_demo_businesstat.pdf_(дата обращения: 15.05.2024);

4. Михальцова В. Гостиничное дело в России — основные тенденции развития 2023 [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://vc.ru/u/1003331-viktoriya-mihalcova/697742-gostinichnoe-delo-v-rossii-osnovnye-tendencii-razvitiya-2023;

5. Оленькова А. Цифра недели: на 18% снизился средний чек в российских гостиницах/ Электронное издание «СберБанк-бизнес Live» [Электронный ресурс]// URL: https://sberbusiness.live/publications/tsifra-nedeli-na-18-snizilsia-srednii-chek-v-rossiiskikh-gostinitsakh_(дата обращения: 17.05.2024);

6. Ратникова Е. Опрос: россияне о главных критериях выбора жилья на отдыхе/ Официальный сайт автоматизированной системы управления гостинницами и отелями «Bnovo» [Электронный ресурс]// URL: https://bnovo.ru/blog/russians-told-about-the-main-criteria/ (дата обращения: 17.05.2024);

7. Насколько комфортно отдыхать в российских отелях? Мнение постояльцев/ Официальный сайт Института общественного мнения

[Электронный ресурс]// URL: https://iom.anketolog.ru/2021/12/28/issledovanie-potrebitel-skih-predpochtenij-v-segmente-otelej-2021_(дата обращения: 18.05.2024); 8. Главные тренды гостеприимства в 2024 году/ Официальный сайт интернет-издания «Welcome Times» [Электронный ресурс]// URL: https://welcometimes.ru/opinions/glavnye-trendy-gostepriimstva-v-2024-godu_ (дата обращения: 16.05.2024)

Nazarov B.A.

South Federal University (Rostov-on-Don, Russia)

COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT TRENDS IN HOSPITALITY INDUSTRY IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract: paper presents the results of an analysis of trends in the development of the hospitality industry in Russia and abroad, taking into account the dynamics of the main indicators of demand, the results of sociological surveys, as well as a comparison of these trends with global ones, based on the results of existing expert opinions.

Keywords: trends, hospitality industry, automation, respondents, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.