Научная статья на тему 'ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ'

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
444
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозов М.А., Морозова Н.С.

Использование современных цифровых технологий в индустрии туризма и гостеприимства уже давно является общепризнанным трендом, оказывающим ключевое воздействие на многие бизнес-процессы в этой сфере деятельности. В статье отмечается, что российские предприятия туристской и гостиничной индустрии успешно внедряли и использовали многие зарубежные цифровые разработки, однако в связи с ухудшением геополитической обстановки и введением санкционных ограничений против нашей страны ситуация на рынке IT-технологий кардинальным образом изменилась. Ряд широко известных на мировом туристском и гостиничном рынке систем бронирования прекратили свою деятельность в России, также покинули российский рынок международные гостиничные цепи. В этих условиях стали актуальными вопросы импортозамещения в сфере туризма и гостеприимства. Целью статьи является анализ применения цифровых технологий в гостиничной и туристской индустрии и изучение направлений и перспектив импортозамещения в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AND DIGITALIZATION IN THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN NEW REALITIES

The use of modem digital technologies in the tourism and hospitality industry has long been a recognized trend that has a key impact on many business processes in this field of activity. The article notes that Russian enterprises of the tourism and hotel industry have successfully implemented and used many foreign digital developments, however, due to the deterioration of the geopolitical situation and the introduction of sanctions against our country, the situation in the IT technology market has changed dramatically. A number of well-known booking systems in the world tourism and hotel market have ceased their activities in Russia, and international hotel chains have also left the Russian market. Under these conditions, the issues of import substitution in the field of tourism and hospitality have become relevant. The purpose of the article is to analyze the use of digital technologies in the hotel and tourism industry and to study the directions and prospects for import substitution in this area.

Текст научной работы на тему «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»

EDN: CYLBEM

М.А. Морозов - д.э.н., профессор, академик РАЕН, профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия,

M.A. Morozov - doctor of economics, professor, academician of RANS, professor of the hotel and tourism management department of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia,

Н.С. Морозова - д.э.н., профессор, профессор кафедры туризма и гостиничного дела, Российского нового университета, Москва, Россия,

N.S. Morozova - doctor of economics, professor of the department of tourism and hospitality of the Russian New University, Moscow, Russia.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ IMPORT SUBSTITUTION AND DIGITALIZATION IN THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN NEW REALITIES

Аннотация. Использование современных цифровых технологий в индустрии туризма и гостеприимства уже давно является общепризнанным трендом, оказывающим ключевое воздействие на многие бизнес-процессы в этой сфере деятельности. В статье отмечается, что российские предприятия туристской и гостиничной индустрии успешно внедряли и использовали многие зарубежные цифровые разработки, однако в связи с ухудшением геополитической обстановки и введением санкционных ограничений против нашей страны ситуация на рынке IT-технологий кардинальным образом изменилась. Ряд широко известных на мировом туристском и гостиничном рынке систем бронирования прекратили свою деятельность в России, также покинули российский рынок международные гостиничные цепи. В этих условиях стали актуальными вопросы импортозамещения в сфере туризма и гостеприимства. Целью статьи является анализ применения цифровых технологий в гостиничной и туристской индустрии и изучение направлений и перспектив импортозамещения в этой сфере.

Abstract. The use of modern digital technologies in the tourism and hospitality industry has long been a recognized trend that has a key impact on many business processes in this field of activity. The article notes that Russian enterprises of the tourism and hotel industry have successfully implemented and used many foreign digital developments, however, due to the deterioration of the geopolitical situation and the introduction of sanctions against our country, the situation in the IT technology market has changed dramatically. A number of well-known booking systems in the world tourism and hotel market have ceased their activities in Russia, and international hotel chains have also left the Russian market. Under these conditions, the issues of import substitution in the field of tourism and hospitality have become relevant. The purpose of the article is to analyze the use of digital technologies in the hotel and tourism industry and to study the directions and prospects for import substitution in this area.

Ключевые слов: туризм, гостеприимство, новая реальность, импортозамещение, цифровые технологии, цифровизация.

Keywords: tourism, hospitality, new reality, import substitution, digital technologies, digitalization.

Введение

В настоящее время цифровизация выступает одной из основных тенденций, меняющих общество и бизнес. Влияние цифровизации на современную экономику сравнимо с уровнем эффекта от промышленной революции. Цифровизацию принято определять как изменения, связанные с применением цифровых технологий во всех аспектах человеческого общества. В сфере туризма и гостеприимства существенное влияние информатизации начало ощущаться с середины шестидесятых годов прошлого века с появлением глобальных систем бронирования и первых коммерческих веб-сайтов. Впоследствии цифровые технологии позволили повысить уровень комфорта путешественников при осуществлении бронирования и поиска информации об отелях, дали существенный толчок развитию сектора онлайн-бронирования, позволив множеству гостиничных предприятий расширить область присутствия и привлечь большое число новых гостей из разных стран. Цифровизация является одним из факторов, определяющих уровень конкурентоспособности туристских и гостиничных предприятий.

В связи с этим актуальной задачей является исследование внедрения цифровых технологий и изучение ключевых направлений импортозамещения в индустрии туризма и гостеприимства с учетом новых реалий.

Цель исследования

Целью исследования является анализ внедрения цифровых технологий в индустрию туризма и гостеприимства, а также выявление основных направлений и возможностей импортозамещения в этой сфере.

Современное состояние изученности проблемы

В настоящее время вопросы изучения цифровизации достаточно активно исследуются в научной литературе, в том числе в работах Аксенова В.А., Носакова И.В., Аксенова С.В. [1], Карплюк М., Богомоловой Е.С. [3] и других [9, 17].

В условиях новой реальности стали активно исследоваться вопросы импортозамещения в различных сферах экономической деятельности, в том числе, в работах Белобрагина В.Я. [2], Мерджа-новой Л.З., Демироглу Н.Б. [5], Поповой И.Н., Сергеевой Т.Л. [11] и других [12, 13]. Следует отметить ряд статей, посвящённых изучению импортозамещения в сфере туризма, в том числе труды Костина К.Б., Березовской А.А. [4], Редькиной Е.М. [14], Харченко Д.Е., Лебедевой С.А. [15]. Однако изменение геополитической ситуации в 2022 году привело к появлению новых проблем в индустрии туризма и гостеприимства, которые необходимо изучать и находить варианты импортозамещения.

Материалы и методы

При проведении исследования были использованы системный, монографический, статистический методы анализа. На их основе были проанализированы основные направления внедрения цифровых технологий в индустрию туризма и гостеприимства, а также возможности импортозамещения в этой сфере.

На сегодняшний день уже практически ни одно предприятие сферы туризма и гостеприимства не обходится без использования GDS (Global Distribution System), электронного документооборота, электронной почты, автоматизированных противопожарных систем, систем видеонаблюдения и других плодов развития цифровых технологий. Перечисленные элементы на сегодняшний день уже едва ли могут называться инновациями в полной мере, поскольку плотно вошли в обиход, однако развитие технологий не стоит на месте, рынок туристских и гостиничных услуг развивается, конкуренция между предприятиями растет, а глобализация создает дополнительные препятствия для развития малых предприятий и небольших гостиничных цепей. Все это обусловливает важность внедрения цифровых инноваций с целью повышения конкурентоспособности, формирования преимуществ, оптимизации бизнес-процессов и улучшения качества обслуживания туристов и гостей отелей во всех регионах нашей страны [16].

Цифровая трансформация - это словосочетание уже достаточно прочно вошло в обиход и стало не менее популярным, чем Big Data и искусственный интеллект. Термин цифровая трансформация начали применять в конце 1990-х годов для описания первого подключения клиента к компании через веб-сайт или другой цифровой канал. По мере развития Интернета компании начали объединять все процессы и устройства в сети. Почти каждая компания прошла цифровую трансформацию, чтобы научиться использовать данные, удерживать таланты, увеличивать свои доходы и внедрять инновации.

К новейшим цифровым технологиям, которые выступают в качестве основы цифровизации туристской деятельности, относятся:

- технологии больших данных (Big Data), blockchain,

- искусственный интеллект (AI),

- технологии виртуальной и дополненной реальности,

- Интернет вещей (IoT),

- мобильные устройства,

- робототехника,

- машинное обучение и др.

Цифровые преобразования предполагают широкое использование современных технологий, но для того, чтобы трансформация была успешной, она также должна включать в себя и операционные изменения, в том числе принятие новой бизнес-модели, развитие корпоративной культуры или переоценку того, как компания приносит пользу своим клиентам. Например, недостаточно просто взять и ввести электронное меню в ресторане отеля, необходимо донести до гостя все нюансы использования нового формата меню, обучить персонал работе с новой системой и подготовиться к возможным рискам, только тогда преобразование можно будет считать состоявшимся. Немаловажное значение имеет повышение квалификации кадров и формирование цифровых компетенций персонала предприятий индустрии туризма и гостеприимства [6, 7].

Цифровая трансформация может помочь достичь многих целей: оптимизировать внутренние бизнес-процессы компании, повысить конкурентоспособность, снизить издержки за счет автоматизации рутинных процессов и др. Цифровая трансформация может помочь увеличить доходы за счет повышения привлекательности предприятия индустрии туризма и гостеприимства, роста посещаемости сайта и узнаваемости бренда, снижения издержек за счет автоматизации рутинных задач сотрудников и др. Следует учитывать, что с появлением категории так называемых цифровых туристов возрастают их требования к информационно-коммуникационному обеспечению туристских и гостиничных услуг [8].

В настоящее время существует несколько ключевых направлений в области цифровизации, наиболее активно развивающихся в сфере туризма и гостеприимства.

Одним из первых и наиболее распространенных инструментов цифровизации в сфере гостеприимства стало появление электронных карточек для попадания в номер гостиницы, использование подобного рода устройств позволило в первую очередь сэкономить на изготовлении ключей, в случаях утери или порчи такой карточки ее восстановление обходится значительно дешевле, быстрее и легче для персонала отеля, чем заказывать изготовление резервного ключа, также электронная система упростила создание мастер-ключа для персонала отеля. Все большее распространение получает бесконтактное заселение гостя, которое осуществляется через специальное мобильное приложение без прямого взаимодействия с сотрудниками службы приема и размещения.

Чат-боты - интеллектуальные онлайн-собеседники способны отвечать на наиболее популярные вопросы туристов и гостей отелей. Чат-боты помогают снизить нагрузку на операторов службы бронирования, а также благоприятно влияют на клиентский опыт от взаимодействия с предприятием туриндустрии, так как ответы на вопросы туристов происходят практически мгновенно. Безусловно бывают ситуации, в которых может потребоваться помощь персонала турфирмы или отеля, тогда чат-бот посылает сигнал на компьютеры сотрудников, ответственных за взаимодействие с туристами и гостями о том, что необходимо вмешаться в диалог и помочь решить тот или иной вопрос.

Получают широкое распространение голосовые помощники в номерах. В России наиболее популярным из таких решений является «Алиса» от компании «Яндекс», однако на сегодняшний день использование голосовых помощников в нашей стране больше ограничивается домашним применением, в то время как за рубежом появляются первые гостиничные номера с голосовым управлением. Так, например, в нескольких отелях сети Marriott существуют номера с голосовым помощником Alexa (Amazon) способным поставить будильник, заказать еду в номер, сообщить прогноз погоды, подобрать фильм или включить музыку. На этом возможности таких устройств не ограничиваются, при интеграции с интернетом-вещей они способны также регулировать уровень освещения, отопления или кондиционирования в номерах, что безусловно оказывает влияние на комфорт пребывания гостя.

В современных реалиях цифровые технологии в индустрии туризма и гостеприимства развиваются быстрыми темпами, появляется множество новых устройств, включая голосовые помощники, умные дверные замки, многофункциональные зеркала, роботы-уборщики и многие другие. Одной из важных цифровых инноваций является машинное обучение (ML), т.е. процедура приобретения компьютерной системой определенных знаний для последующего их использования. Машинное обучение представляет собой методы и технологии, которые дают возможность в автоматическом режиме осуществлять поиск закономерностей при работе с большим объемом данных, позволяют выявить характеристики отеля, влияющие на удовлетворённость гостей, подбирать такие направления, на которые потенциальный турист купит путёвку с наибольшей вероятностью. На основе больших данных и машинного обучения можно создавать персонифицированные предложения, основываясь на предыдущем опыте гостя. Персонификация обслуживания обеспечивает повышение качества предоставляемых туристских и гостиничных услуг. Кроме того, машинное обучение может быть использовано при сегментации целевой аудитории, прогнозировании спроса, управлении доходностью и ценообразованием, мониторинге бренда и конкурентном анализе.

С того момента, когда турист осуществляет бронирование, до момента его фактического заселения обычно проходит какое-то время, в течение которого могут измениться обстоятельства и потенциальный клиент может отказаться от бронирования. С помощью технологий машинного обучения можно своевременно понять, какие действия совершит клиент при изменении обстоятельств и минимизировать потери от отказа от бронирования. Существуют сервисы по оптимизации почтовой рассылки, которые позволяют более точно определить целевую аудиторию для рассылки рекламы, метапоисковики, которые прогнозируют конверсию клиента, приходящего на сайт. Технологии машинного обучения могут также применяться в качестве составляющего элемента программ лояльности для формирования индивидуальных предложений с учетом особенностей потребностей и предпочтений конкретного гостя.

Allora - первый в мире проект системы бронирования, основанный на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения, за счет персонализации процесса бронирования для гостей по прямому каналу он решает задачу сокращения числа отмен бронирований. На сегодняшний день уже свыше 400 отелей по всему миру оценили преимущества использований этой системы; Zoe by Quicktext - чат-бот позволяет имитировать общение с настоящим консультантом и стимулировать

бронирование номеров, подбирая наилучшие варианты с учетом пожеланий гостя. Чат-бот собирает входные данные, анализирует и преобразует их в реальные решения.

Одной из инноваций в области роботизированных систем в гостиничном бизнесе стала разработка и применение роботов-ликвидаторов вирусов, так, например, отель Westing Houston запустил применение роботизированных систем для борьбы с микробами и дезинфекции хранящихся продуктов в гостинице. В этом отеле ежедневно трудятся два робота для поддержания ежедневной гигиены и обеззараживания номерного фонда, холла, конференц-зала, бара, кафе и ресторана. Роботы работают по определенным компьютерным алгоритмам и инструкциям для обнаружения микробов и борьбы с загрязнениями и вирусами, они оборудованы ML-программным обеспечением, что делает их самообучаемыми в рамках возложенных задач.

Методы машинного обучения и интеллектуального анализа данных позволяют предприятиям индустрии туризма и гостеприимства применять автоматизированные системы управления, где сотрудники могут предсказывать будущие условия развития через собранные данные и анализ клиентского опыта для планирования необходимых шагов. Технология машинного обучения является новым вектором в области социальных исследований, особенно в туризме и на сегодняшний день пока только начинается активное применение систем, построенных на ML-технологиях, в частности это связано как с определенным дефицитом кадров в этой области IT разработки, так и с достаточно высокой стоимостью построения подобных систем. Использование технологии машинного обучения дает возможность использовать прогрессивные инструменты для оценки и улучшения качества обслуживания, в особенности это важно в современных условиях, когда технологическое превосходство зачастую становится одним из важнейших факторов конкурентных преимуществ. Преимущества, открывающиеся с ML-программным обеспечением, крайне широки и позволяют обеспечить поиск информации по конкретному пункту назначения, бронирование через онлайн-системы с предварительно подобранными предложениями на основе предпочтений туриста, сравнение конкурирующих отелей, анализ отзывов, прогнозирование уровня отмены бронирования, распознавание подлинности отзывов, поиск подходящих средств размещения по фотографиям, автоматизация внутренних бизнес-процессов в туристских и гостиничных предприятиях. Поддержка и использование таких инструментов делает работу предприятий индустрии туризма и гостеприимства более гибкой, открывая новые возможности для повышения удовлетворенности туристов и гостей и автоматизации задач сотрудников предприятия.

До относительно недавнего времени использование роботов на рабочих местах в основном ограничивалось производственными линиями. Однако в секторе гостеприимства роботы с искусственным интеллектом, которые больше напоминают людей, являются одной из новых цифровых тенденций, и эти роботы могут выполнять ряд сложных интеллектуальных задач. Ярким примером является отель Henn-na в Нагасаки, оснащенный информационным роботом, который предоставляет туристическую информацию, робот на стойке регистрации способен интеллектуально общаться, робот-плащ хранит вещи постояльцев, а система распознавания лиц позволяет открывать и закрывать номер, исключая такую проблему как утеря ключа. Автоматизация и роботизация коснулись не только дверных систем и контроля микроклимата в помещениях. Отели внедряют в свой сервис роботов-доставщиков. Заказ помещают в специальный контейнер, и робот привозит заказ точно к двери номера заказчика. После этого робот звонит на номер телефона гостя и сообщает о доставке.

Широкое применение в индустрии гостеприимства находят технологии Интернета вещей (IoT). Они, в частности, позволяют измерять и контролировать температуру в каждом номере при помощи компьютера, что позволяет снизить затраты гостиницы на электроэнергию практически на 30%, например, отель Crowne Plaza в Нью-Йорке использует компьютеризированные термостаты и сенсоры присутствия в 790 номерах. При уходе гостя из номера сенсоры передают на компьютер сигнал о том, что комната пуста и отопление выключается. Когда гость возвращается в номер, сенсоры передают на компьютер сигнал о присутствии и включается отопление, температура в помещении максимально быстро поднимается до комфортной. Кроме системы контроля температуры в номере, существуют аналогичные системы, контролирующие интенсивность света в номере, работу кондиционера или увлажнителя воздуха.

Технологии распознавания, такие как Face ID, Touch ID, позволяют решить задачу по идентификации личности, они сравнивают данные, например снимок лица или отпечаток пальца, с данными, хранящимися в базе, и принимают решение о подтверждении личности или об отказе в подтверждении. В дальнейшем отели, вероятно, будут использовать распознавание лиц для автоматической авторизации платежей после выхода из ресторана или для того, чтобы сделать процесс выезда полно-

стью автоматизированным, избегая очередей, одним из ярких примеров внедрения элементов технологии распознавания является отель сети Marriott в Пекине.

В индустрии туризма и гостеприимства стали применяться блокчейн-платформы дистрибуции услуг, например такие как LockTrip и Travala. Платформа Locktrip предоставляет эксклюзивные услуги туризма и аренды помещений для проживания без комиссии и сервисных сборов. Взаиморасчеты между участниками платформы осуществляются путём криптовалютных платежей с возможностью конвертации в фиатные средства, что немаловажно, поскольку в большинстве стран мира криптова-люты не являются допустимым платежным средством для официальных расчетов. Travala.com - ведущая платформа бронирования жилья на основе блокчейна, охватывает более широкий круг пользователей за счет базовой поддержки международных валют, включая доллар США, евро, юань и др. С момента своего основания в 2017 году Travala.com зарекомендовала себя как один из лидеров в области широкого использования криптовалют для путешествий по всему миру, она стремится обеспечить более прозрачное ценообразование и повышенную безопасность в индустрии туризма, согласовать онлайн-бронирование поездок с универсальным принципом децентрализованной технологии. Ряд российских гостиниц подключились к ресурсам Travala и LockTrip. Travala представляет собой туристскую блокчейн-экосистему, которую называют криптовалютной службой бронирования. К ней подключено более чем 2000000 объектов недвижимости в 230 странах, она позволяет бронировать и оплачивать перелеты, мероприятия и проживание по всему миру с помощью криптовалют.

Система бронирования LockTrip также построена на технологии блокчейн и за счет объединения на одной платформе покупателей и продавцов обеспечивает минимизацию транзакционных расходов, которая в перспективе будет сведена к нулю. В системе доступны более 100000 отелей. Следует отметить, что в отличие от традиционных систем бронирования booking.com и Airbnb, где существует комиссия за предоставление услуг бронирования, система LockTrip отличается отсутствием посредников.

Австралийский сервис TravelbyBit был запущен в 2017 году как способ для путешественников использовать свою криптовалюту при бронировании поездок для путешествий. С момента получения инвестиций от Binance в 2018 году TravelbyBit превратился из небольшого стартапа в один из ведущих сервисов бронирования авиабилетов, ориентированных на криптовалюту, созданный для новой экономики и поколения блокчейнов.

Пандемия ускорила цифровую трансформацию индустрии туризма и гостеприимства. Элементы цифровизации успешно применяются как в России, так и за рубежом, ежегодно появляются новые технологии и инновационные инструменты, так или иначе оказывающие влияние на функционирование и развитие туристского и гостиничного бизнеса, открывая возможность для совершенствования качества предоставляемых услуг и оптимизации внутренних бизнес-процессов.

Дополненная реальность - это цифровая тенденция, которая имеет много общего с виртуальной реальностью, но там, где VR полностью меняет окружение пользователя, вместо этого AR улучшает реальное окружение, обычно с помощью графических или информационных наложений. Это может быть использовано представителями гостиничной индустрии, чтобы предложить клиентам ряд преимуществ, например развлекательные программы для юных путешественников в формате игр, квестов в дополненной реальности. Настенная карта в сочетании с приложением AR позволяет клиентам направлять свой телефон на участок карты и просматривать информацию о местных достопримечательностях.

Для повышения эффективности рекламных сообщений все больше используются технологии, которые на основе сведений о транзакциях своих клиентов персонализируют эти рекламные сообщения.

В России же передовые цифровые технологии пока не так широко распространены, однако многие традиционные элементы цифровизации, такие как ведение веб-сайта, аккаунтов в социальных сетях, электронные ключи доступа к номерам и другие применяются достаточно широко, пионерами в области внедрения новейших технологий как правило становятся представители крупных гостиничных цепей и отели в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и других.

Особую роль цифровые технологии имели в условиях пандемии за счет того, что они позволяют обеспечить бесконтактное обслуживание гостей. Например, в гостинице Radisson «Славянская» максимально автоматизированы бизнес-процессы внутри гостиницы, в частности, традиционная бумажная папка в номерах с информацией об отеле и предоставляемых услугах стала цифровой. В номерах были сделаны таблички с QR-кодом, при считывании которого гость может получить информацию по всем услугам и сервисам отеля. В мобильном приложении отеля содержится информация о ресторанах и магазинах на территории гостиницы, услугах спортивного центра, правилах пользова-

ния паркингом. Содержатся ответы на часто задаваемые вопросы, например, где распечатать посадочный талон, как подключиться к Wi-Fi, как открыть или закрыть сейф в номере или как работает находящаяся в номере кофемашина. По QR-коду гость получает актуальную информацию о достопримечательностях Москвы.

Кардинальное изменение геополитической ситуации в феврале 2022 года способствовало уходу многих IT-компаний из нашей страны. В частности, в сфере туризма и индустрии гостеприимства прекратили работу на территории России системы бронирования Booking.com, AirBnb, платежные системы PayPal, Paysera, гостиничные цепи Hyatt, Marriott, Hilton остановили инвестирование и открытие новых гостиниц, Sabre прекратила сотрудничество с Аэрофлотом, BlaBlaCar приостановили инвестиции.

С учетом того, что в последние годы IT-инфраструктура стала критическим фактором конкурентоспособности и успешной работы любого предприятия в сфере индустрии туризма и гостеприимства, вопросы импортозамещения в этой сфере стоят очень остро. Если говорить об импортозаме-щении самих туристских продуктов, то оно проявляется в активном развитии внутреннего туризма и частично замещает те туристские поездки, которые граждане нашей страны совершали в недружественные теперь европейские страны. Что же касается специализированного программного обеспечения и цифровых технологий, то здесь ситуация сложнее. На сегодняшний день существует большое количество российских систем бронирования, таких как Ostrovok.ru, обеспечивающий возможность бронирования средств размещения в 220 странах мира, Bronevik.com (50 тысяч средств размещения в России и ближнем зарубежье), Суточно.ру (бронирование квартир, гостевых домов в России и ближнем зарубежье) и др. Однако они не обладают всем тем набором функциональных возможностей, которые имеются у зарубежных систем бронирования, доступная база средств размещения также меньше. Исходя из этого, наиболее перспективным вариантом импортозамещения видится создание национальной цифровой экосистемы внутреннего туризма, которая позволит сформировать единое информационно-коммуникативное пространство в сфере туризма [10].

Результаты

Проведенный анализ применения цифровых технологий в индустрии туризма и гостеприимства показал, что их использование позволяет коренным образом изменить формат обслуживания туристов и гостей отелей. Персонифицированный подход к каждому потребителю услуг является важнейшим факторов, привлекающим клиентов и обеспечивающих поддержание конкурентоспособности компании на рынке туристских услуг. Технологии искусственного интеллекта позволяют строить модели прогнозного поведения клиентов, предугадывать их желания и предпочтения, что позволит создавать туристские продукты, максимально отвечающие желаниям и потребностям путешественников. Сейчас блокчейн-технологии применяются в системах регистрации пассажиров и багажа в аэропортах, регистрации гостей и выдачи ключей в отелях. На блокчейн-платформе планируют проектировать и продвигать новые маршруты и объекты, контролировать деятельность туристических компаний и сбор данных для выявления существующих проблем и поиска решения для увеличения туристических потоков в регион.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показал, что цифровые технологии являются неотъемлемым атрибутом обеспечения конкурентоспособности туристской и гостиничной индустрии, повышением качества туристских и гостиничных услуг с учетом современных требований потребителей. Уход с российского рынка многих иностранных компаний привел к необходимости импортозамеще-ния в сфере туризма и гостеприимства как с точки зрения самих гостиничных и туристских продуктов, так и в области применения специализированных IT-технологий. Одним из предлагаемых вариантов импортозамещения является формирование национальной цифровой экосистемы внутреннего туризма, которая позволит создать единое информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее возможность получения всей необходимой информации о туристско-рекреационных ресурсах страны, возможность объединения всех участников внутреннего туристского рынка на единой цифровой платформе.

Источники:

1. Аксенов В.А., Носаков И.В., Аксенов С.В. Цифровизация экономики и развитие электронных услуг в сфере гостеприимства и туризма//

Гостиничное дело. 2022. № 6. С. 418-427.

2. Белобрагин В.Я. Импортозамещение как элемент устойчивого развития страны// Стандарты и качество. 2022. N° 8. С. 92-97.

3. Карплюк М., Богомолова Е.С. К вопросу о цифровизации гостиничного и туристского бизнеса в России// Гостиничное дело. 2022. N° 8.

С. 503-511.

4. Костин К.Б., Березовская А.А. Трансфер цифровых технологий в международной туристской индустрии// Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 2. С. 661-678.

5. Мерджанова Л.З., Демироглу Н.Б. Проблемы импортозамещения на рынке ГГ-технологий//Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2022. N° 3 (77). С. 72-77.

6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам// Высшее образование сегодня. 2017. N° 10. С. 13-17.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Цифровые коммуникации в образовательных и профессиональных стандартах// Человеческий капитал. 2022. Т. 1. № 12 (168). С. 184-190.

8. Морозов М.А., Морозова Н.С., Зворыкина Т.И. Новые требования к качеству туристских услуг в современных реалиях// Стандарты и качество. 2020. № 8. С. 104-108.

9. Морозова Н.С., Морозов М.М. Конкурентные преимущества в туризме и гостиничном бизнесе в условиях глобальной цифровизации// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 1. С. 60-64.

10. Морозов М.А., Морозова Н.С. Цифровая экосистема национального туризма и гостеприимства. В сборнике: Экономика и управление гостеприимством территории. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Кивари-ной, Н.Н. Юриной. Великий Новгород, 2021. С. 70-74.

11. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы //BENEFICIUM. 2022. № 2(43). С. 73-84.

12. Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции. Монография (2-е издание). Москва. - Дашков и К. - 2021.- 352 с.

13. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система. Монография (2-е издание). Москва. - Дашков и К.- 2020.- 605 с.

14. Редькина Е.М. Импортозамещение в туристской индустрии России: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 10. С. 57-60.

15. Харченко Д.Е., Лебедева С.А. Импортозамещение цифровых технологий в туристическом бизнесе в эпоху экономических трансформаций// Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 4. С. 2717-2730.

16. Morozov M.A., Morozova N.S., Belyanskiy V., Belyanskaya O., Yudina T. Tourism development of Russian territories: competitiveness, effectiveness and sustainability// Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Т. 8. № 4 (20). С. 875-881.

17. Morozov M.A., Morozova N.S., Morozov M.M., Moldazhanov M.B. Innovative development of the regional economy// Семей, 2019. References:

1. Aksenov V.A., Nosakov I.V., Aksenov S.V. Digitization of the economy and the development of electronic services in the field of hospitality and tourism // Hotel business. 2022. No. 6. S. 418-427.

2. Belobragin V.Ya. Import substitution as an element of the country's sustainable development // Standards and quality. 2022. No. 8. S. 92-97.

3. Karplyuk M., Bogomolova E.S. On the issue of digitalization of the hotel and tourism business in Russia // Hotel Business. 2022. No. 8. S. 503-511.

4. Kostin K.B., Berezovskaya A.A. Transfer of digital technologies in the international tourism industry // Economics, entrepreneurship and law. 2022. V. 12. No. 2. S. 661-678.

5. Merdzhanova L.Z., Demiroglu N.B. Problems of import substitution in the IT-technologies market//Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2022. No. 3 (77). pp. 72-77.

6. Morozov M.A., Morozova N.S. Approaches to assessing the compliance of educational programs with professional standards// Higher education today. 2017. No. 10. P. 13-17.

7. Morozov M.A., Morozova N.S. Digital Communications in Educational and Professional Standards// Human capital. 2022. Vol. 1. No. 12 (168). pp. 184-190.

8. Morozov M.A., Morozova N.S., Zvorykina T.I. New requirements for the quality of tourist services in modern realities // Standards and quality.

2020. No. 8. S. 104-108.

9. Morozova N.S., Morozov M.M. Competitive advantages in tourism and hotel business in the context of global digitalization // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2020. No. 1. S. 60-64.

10. Morozov M.A., Morozova N.S. Digital ecosystem of national tourism and hospitality. In the collection: Economics and hospitality management of the territory. Collection of materials of the international scientific-practical conference. Edited by M.V. Kivarina, N.N. Yurina. Veliky Novgorod,

2021, pp. 70-74.

11. Popova I.N., Sergeeva T.L. Import substitution in modern Russia: problems and prospects //BENEFICIUM. 2022. No. 2(43). pp. 73-84

12. Development of entrepreneurship: innovations, technologies, investments. Monograph (2nd edition). Moscow. - Dashkov and K. - 2021. - 352 p.

13. Entrepreneurship development: concepts, digital technologies, effective system. Monograph (2nd edition). Moscow. - Dashkov and K. - 2020. - 605 p.

14. Redkina E.M. Import substitution in the Russian tourism industry: problems and prospects // Society: politics, economics, law. 2022. No. 10. P. 57-60.

15. Kharchenko D.E., Lebedeva S.A. Import substitution of digital technologies in the tourism business in the era of economic transformations // Issues of innovative economics. 2022. V. 12. No. 4. S. 2717-2730.

16. Morozov M.A., Morozova N.S., Belyanskiy V., Belyanskaya O., Yudina T. Tourism development of Russian territories: competitiveness, effectiveness and sustainability// Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. V. 8. No. 4 (20). pp. 875-881.

17. Morozov M.A., Morozova N.S., Morozov M.M., Moldazhanov M.B. Innovative development of the regional economy// Semey, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.