УДК 332.1 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-100-105
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ
МОРЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЗОБОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЯКОВЛЕВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ современного состояния гостиничного бизнеса в стране, развивающейся в тесной взаимосвязи с рынком туристских услуг, на котором протекают процессы глобализации и интеграции, оказывающие самое непосредственное влияние на региональный гостиничный бизнес. В исследовании рассматриваются важнейшие категории рынка - спрос и предложение, которые обеспечивают действие рыночного механизма. Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года, подвержен сезонным колебаниям. Производство гостиничного продукта требует высоких материальных затрат при существенно меньших переменных затратах. Обоснованы основные тенденции гостиничного бизнеса: фитнес-центры, правильное, здоровое питание, специальная зона для общения и бесплатный Wi-Fi, которые необходимо учитывать для привлечения как можно большего количества клиентов. Анализируются основные статистические показатели деятельности коллективных средств г. Тамбова. Авторами проведено региональное исследование рынка гостиничных услуг, составлен рейтинг популярности объекта (гостиницы) на сайтах ВооЫ^.сот, TripAdvisor, 101 отель, который основывается на отзывах путешественников и отражает положение гостиницы по отношению к конкурирующим предприятиям в регионе. Оценка гостиничных услуг является важным преимуществом гостиницы, которая предоставляет гостю необходимую информацию о соответствии объектов индустрии гостеприимства потребительским ожиданиям и предпочтениям. Динамика показателей регионального гостиничного хозяйства свидетельствует о необходимости улучшения качества материально-технической базы предприятий, проведения оптимизации технологических процессов, создание широкого спектра дополнительных услуг. Выделены проблемы, решение которых зависит от внедрения основных тенденций гостиничного сервиса в процесс обслуживания гостя.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, тенденции развития, клиент, гость, услуги, региональные предприятия
Гостиничный рынок является перспективным, капиталоемким проектом с длительным сроком окупаемости, гостиница позволяет инвестору иметь в собственности дорогой и перспективный с точки зрения будущей доходности объект. Цены на гостиничную недвижимость зависят от многих факторов: расположения, оформления интерьеров, качества ремонта, состава и состояния номерного фонда, наличия инфраструктуры, численности персонала, площади гостиничной территории и т. п. Конечно, важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение, достижение сбалансированности ме-
жду спросом и предложением обеспечивается действием рыночного механизма.
Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года, подвержен сезонным колебаниям. Производство гостиничного продукта требует высоких материальных затрат при существенно меньших переменных затратах. Постоянные затраты не зависят от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а переменные зависят. Это требует привлечения в сезон большого дополнительного персонала, который не заинтересован в нужной степени в своевременном и качественном обслужи-
вании. Кроме того, нехватка средств на постоянные затраты снижает качество гостиничного продукта.
Согласно прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Российская Федерация войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Ее доля на рынке туристских услуг составит 3 % (47,1 млн чел). К 2020 г. количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7 %. На первом месте окажется Китай (8,7 %), на втором -США (6,5 %), на третьем - Франция (5,9 %) [1]. По мнению экспертов [2], Россию наряду с Китаем, Бразилией и Индией в течение ближайших нескольких лет также будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора. При поступательном развитии национальной экономики и бурном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок.
В 2016 г. гостиничная индустрия России значительно увеличила свои позиции, как показывает статистика, что большинство граждан предпочли отдыху за рубежом российские курорты, спрос на которые возрос на 37 % по сравнению с показателями предыдущих лет. Стоит отметить и интерес иностранных туристов к нашей стране. В текущем году количество прибытий в Россию увеличилось в среднем на 40 % [3], и можно также отметить, что гостиничный бизнес на сегодняшний день активнее всего развивается в Сочи, Москве и Санкт-Петербурге.
По данным Российской гостиничной ассоциации (РГА) [4], на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70 % всего оборота гостиничного рынка России. В настоящее время в Москве наибольшим спросом пользуются 2-3-звездные отели, в которых загрузка достигает 80 % в год. Однако, несмотря на дефицит качественного гостиничного сервиса эконом-класса, столица делает акцент на создание отелей для путешественников с высоким достатком.
Очевидна активизация российских и международных гостиничных сетей в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу в 2018 г. В частности, запланировано строительство нескольких гостиниц в Москве (Four Points By Sheraton в аэропорту Внуково, Radisson Blu в МФЦ Novion на Олимпийском проспекте, Hyatt Regency VTB Arena Petrovsky Park на Ленинградском проспекте), а также в Нижнем Новгороде (Marriott), Саранске (Four Points by Sheraton), Ростове-на-Дону (Sheraton, Radisson). Еще одним стимулом для реализации новых проектов международных и национальных гостиничных операторов выступает рост въездного туризма со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Значительный рост отельного бизнеса отмечен в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), в Красноярске. Во всех перечисленных регионах, по мнению экспертов РГА [5], существует тесная взаимосвязь между отельерами и властями: последние выражают заинтересованность в создании мощной индустрии гостеприимства и пытаются привлечь инвесторов для реализации перспективных проектов в сфере гостиничного бизнеса.
Появились у клиентов и новые предпочтения и жизненные ориентиры, под которые гостиницам и отелям необходимо подстраиваться. Перечислим подробно основные тренды гостиничного бизнеса, которые игнорировать нельзя:
1. Интернет. Наличие хорошего, качественного, быстрого и желательно бесплатного Интернета, который заменил бутики и коммерческие зоны на территории отеля с товарами для путешествий, газетами и журналами, также он отодвинул телевизор и телевидение на задний план. Новостные программы, интересные фильмы и передачи теперь можно посмотреть в любое удобное время через Интернет.
2. Фитнес-центр. Зал для занятий спорта не обязательно должен быть большим, там может стоять несколько тренажеров, шведская стенка, велосипед и беговая дорожка, желательно, если кроме такого зала, в отеле есть еще бассейн или сауна.
3. Здоровое питание. Сейчас разница между национальной кухней и кухней других стран постепенно стирается. Блюда становятся низкокалорийными, в рацион добавляется больше овощей и фруктов. У туристов сейчас нет жестких требований к количеству и к качеству блюд. Они хотят питаться правильно. Сейчас во многих отелях сокращается количество блюд, подаваемых на завтрак. Желательно, если у отеля будут свои поставщики, поставляющие натуральные фермерские продукты, свежее мясо, овощи и фрукты.
4. Бесплатный трансфер из аэропорта до отеля и обратно. Стоимость бензина и транспортных услуг растет с каждым годом. Поэтому, если в стоимость проживания включен трансфер из аэропорта, то клиент выберет этот отель, даже если номер будет в нем дороже, чем в другом месте.
5. Развитие бюджетных брендов лайф-стайл. Еще 5 лет назад туристы предпочитали отдыхать в дорогих отелях с золотом и мрамором. Сегодня многие туристы стали отказываться от роскошных гостиниц и выбирают более бюджетные варианты. Особенно, это касается деловых путешественников, поскольку многие компании стали сокращать свои административные расходы, чтобы сохранить прежнюю норму прибыли. К примеру, в компаниях
Apple, Google и Microsoft даже менеджерам высокого ранга запрещено селиться в гостиницах категории 5*, так как это считается расточительством. В связи с этим гостиницам, работающим в формате 45* приходится развивать бюджетные бренды лайф-стайл для расширения своей клиентской базы. Они сохраняют основные услуги, отказываясь от менее востребованных и понижают ценник. Этот формат ориентирован, прежде всего, на семейных туристов, молодых людей, экотуристов и Backpack (туристов с рюкзаками). Так туристам, ведущим ЗОЖ, предлагается экономичная сантехника, экологичные материалы, экономичные лампы, дозаторы шампуня и многое другое. Это помогает клиентам вести привычный для них экологичный образ жизни, находясь на отдыхе, и, вместе с тем, удешевляет услуги отеля. Для Васкраск-туристов организовывают зону для общения и обмена впечатлениями от поездки.
6. Опен-лобби. Во многих гостиницах и отелях сейчас активно реализуется концепция «опен-лобби», когда зона ресепшен и ресторана совмещена и открыта, что позволяет гостям отеля проводить больше времени в неформальной обстановке, общаться друг с другом, в том числе в социальных сетях.
7. Дополнительные развлекательные услуги. Наличие комнаты, где можно поиграть в бильярд, пинг-понг или настольный теннис позволяет туристам знакомиться и общаться, и весело проводить время, находясь в отеле.
8. Домашняя атмосфера и демократичные цены. В последние годы все большую популярность среди туристов приобретают хостелы. По мнению экспертов, в будущем они захватят большой кусок гостиничного рынка. Сейчас появились состоятельные путешественники, которые специально селятся в хостелах, чтобы лучше узнать страну, в которую они приехали. Кроме этого, почти во всех хостелах есть кухня, следовательно, возможность приготовить домашнюю еду, а не есть то, что им предлагают в ресторанах. Одно из главных преимуществ хостелов — низкая цена. Заплатить за проживание в нем сможет любой человек даже с маленькой зарплатой.
9. Снижение себестоимости услуг. Существует мнение, что стоимость проживания в гостиницах категории 4-5* можно удешевить. Гостиничный бизнес будет развиваться, если цены будут соответствовать уровню зарплат. Но цены снизить можно, так как стоимость проживания напрямую зависит от предлагаемых услуг и расходных средств. Можно сократить расходы на электричество, если использовать светодиодные лампы и энергосберегающие технологии.
Следовательно, сейчас обязательными атрибутами гостиниц стали фитнес-центры, правильное,
здоровое питание, специальная зона для общения и бесплатный Wi-Fi, которые направлены не только на привлечение как можно большего количества клиентов, но и на то, чтобы каждого постояльца сделать постоянным гостем.
В 2016-2017 гг. авторами статьи было проведено региональное исследование рынка гостиничных услуг, которое показало следующие результаты:
По исследованиям «Росстата», на конец ноября 2016 г. на территории Тамбовской области действовало 35 коллективных средств размещения (без малых предприятий и индивидуальных предпринимателей), в том числе 22 предприятия гостиничного типа и 13 специализированных средств размещения, среди которых: «АМАКС Парк-Отель», «Держа-винская», «Галерея» - свыше 100 номеров (средние), предназначенные для часто путешествующих по стране деловых людей, отдающих предпочтение комфорту и качеству услуг. Единственной сетевой компанией является «AMAKS Hotels&Resorts», под брендом AMAKS собраны бизнес-отели, туристические комплексы и курорты России и Белоруссии с более чем 5-тысячным совокупным номерным фондом. Основу сети AMAKS составляют наиболее востребованные на российском рынке гостиницы класса 3 звезды с едиными стандартами и федеральным брендом. «Театральная», «Славянская», «Гранд» и др. до 100 номеров (малые), применяют персонифицированный подход к гостям, создают атмосферу дома, что позволяет малым формам гостиничного бизнеса развиваться и быть конкурентоспособными в регионе. Основной сегмент -постоянные клиенты. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество средств размещения увеличилось на 3 предприятия.
Наибольшее их число, как и в прошлом году, находилось в городе Тамбове - 12 (34,3 % от общего числа), в том числе предприятия гостиничного типа - 10 (45,5 %) и специализированных средств размещения - 2 (15,4 % ).
Общее число мест коллективных средств размещения в январе-ноябре 2016 г. составило 3255 , что ниже прошлого года на 9,4 %.
Численность размещения лиц в коллективных средствах размещения по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. сократилось на 459 чел. или на 6,5 %, в том числе в специализированных средствах размещения сократилось на 950 чел. или на 15,5 %, а в предприятиях гостиничного типа увеличилось на 491 чел. или на 1,8 %. В результате численность размещения лиц в коллективных средствах размещения, в январе - ноябре 2016 г. составила 27700 человек, в предприятиях гостиничного типа было размещено 15674 человек, в специализированных местах размещения - 12126
человек. Наибольшую долю среди размещенных лиц составляют граждане России соответственно -99,1; 98,9; 99,4 %.
Доходы от предоставленных услуг коллективными средствами размещения за январь-ноябрь 2016 г. составили 172540,3 тыс. руб.
В среднем одна ночевка по области стоила 822,8 руб. По сравнению с 2015 г. увеличилась на 2,0 % (в фактически действующих ценах).
Число дней работы в коллективных средствах размещения январе ноябре текущего года в расчете на одно коллективное средство размещения составило 225 дней и по сравнению с 2015 г. уменьшилось на 24 дня [3].
В апреле 2017 г. нами был проведен анализ региональных предприятий проживания, на популярных сайтах онлайн бронирования. Рейтинг популярности объекта на сайтах Воок^.сот [6], TripAdvisor [7], 101 отель [8] основывается на отзывах путешественников и отражает положение гостиницы по отношению к конкурирующим предприятиям в регионе.
Крупнейший сайт Booking.com, имеет огромную базу предложений по поиску жилья по всему миру и самые доступные цены, которые могут удовлетворить даже студентов. Рейтинг отелей на Booking.com. проводится среди отелей, расположенных в одной местности. Соответственно, чем выше рейтинг отеля, тем выше в списке он будет находиться и первым попадет на глаза потенциального клиента. Общий рейтинг каждого объекта рассчитывается на основе оценок, которые гости Booking.com (по 10-ти бальной системе) ставят объекту размещения в шести категориях - чистота, месторасположение, персонал, комфорт, удобства и соотношение цена/качество. Помимо этого, у гостей есть возможность писать комментарии, которые помогают дать контекст и часто содержат полезную информацию о приятных впечатлениях, полученных во время отдыха, а также о минусах. На данном сайте представлены 32 варианта региональных предприятий проживания. Лидерами ретинга являются: гостиница «Театральная» - 9,4; отель «Ажур»
- 9,3; отель «Колизей» - 8,9; гостиница «Люкс» -8,6; гостиница «Тамбовская» - 8,5.
Группа компаний 101 Отель - Limited liability company «101Hotels» была основана как служба бесплатного бронирования гостиничных номеров. На сегодняшний день группа компаний 101 Отель -Limited liability company «101Hotels» входит в ТОП
- 5 лучших компаний в сфере бронирования гостиниц России. 101 Отель стал крупнейшим колл-центром, пользующимся популярностью не только у граждан России, но и у гостей из-за рубежа. На данном сайте зарегистрированы 26 региональных
предприятий проживания, которые заняли следующие позиции (по 5-ти бальной системе): гостиницы «Люкс», «Ажур» - 4,7; гостиница «Театральная» -4,6; гостиница «Славянская» - 4,5; гостиницы «Державинская», «Гранд», Планета Спа, Тамбовская - 4,4.
ТripAdvisor, крупнейший в мире сайт о путешествиях, позволяет туристам узнать о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться в поездке. TripAdvisor предлагает советы миллионов путешественников и широкий выбор вариантов планирования поездок, а также удобные ссылки на инструменты для бронирования, которые просматривают информацию на сотнях сайтов в поисках лучших цен на отели. Веб-сайты бренда TripAdvisor образуют крупнейшее в мире сообщество путешественников. Ежемесячно на сайты TripAdvisor заходят в среднем 390 млн посетителей, на данном сайте даны отзывы о 21 региональном предприятии (по 5-ти бальной системе). Рейтинг популярности объекта проживания на сайте следующий: гостиница «Театральная», «Ажур» - 5; гостиницы «Славянская», «Отель», «Люкс», «Колизей», «Макс» - 4; «Гранд» - 3,5. Следовательно, тройку региональных лидеров составили малые гостиницы «Театральная», отель «Ажур», отель «Колизей» и гостиница «Люкс», которые занимают ведущие позиции на сайте онлайн-бронирования по отношению к конкурирующим гостиничным предприятиям в г. Тамбове [9].
Проведенный анализ региональных гостиничных предприятий на популярных сайтах онлайн бронирования свидетельствует о том, что оценка гостиничных услуг является важным преимуществом гостиницы, которая предоставляет гостю необходимую информацию о соответствии объектов индустрии гостеприимства потребительским ожиданиям и предпочтениям. Следовательно, необходимо улучшение качества материально-технической базы региональных гостиничных предприятий, проведение оптимизации технологических процессов, создание широкого спектра дополнительных услуг, желательно ориентированных не только на гостей отеля, но и на местных жителей.
Таким образом, индустрия гостеприимства развивается очень стремительно, происходят изменения в приоритетах крупных отельных операторов в развитии собственных сетей, повышается уровень сервиса, происходит демократизация: гостиницы стараются привлечь не только VIP-клиентов, но и клиентов со средним достатком. Для регионального гостиничного бизнеса необходимо не просто координировать сложившуюся ситуацию на рынке гостиничных услуг, а прежде всего, внедрять основные тенденции гостиничного сервиса в процесс обслуживания гостя.
Литература
1. К 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров туризма - прогноз. URL: http://ria.ru/society/-20080927/151650618.html
2. Туризм как основной доход. URL: http://turistua.net/articles/270-turizm-kak-osnovnojjdokhod
3. Официальный сайт Росстата. URL: // http// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/.ru
4. Российская Гостиничная ассоциация. URL: http://rha.ru/ob-assotsiatsii/assotsiatsiya
5. Развитие гостиничного бизнеса в России. URL: http://prohotel.ru/review-152562/0/
6. URL: http://oficialnyi-sait.ru/booking-kom-na-russkom-yazyke/
7. URL: https://www.tripadvisor.ru
8. URL: http://www.101hotels.ru
9. Морева С. Н., Шевяков А. Ю., Зобова Е. В. Глобализация и интеграция гостиничного бизнеса // XXI век: фундаментальная наука и технологии: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. 23-24 янв. 2017 г. North Charleston, USA. Т. 2. С. 236-242.
References
1. K 2020 godu Rossiya vojdet v desyatku stran-liderov turizma - prognoz [By 2020 Russia will be includ-
ed into the ten leading countries of tourism - the forecast]. URL: http://ria.ru/society/-20080927/151650618.html
2. Turizm kak osnovnoj dokhod [Tourism as main income]. URL: http://turistua.net/articles/270-turizm-kak-osnovnojjdokhod
3. Ofitsial'nyj sajt Rosstata [Official site of Rosstat]. URL: http// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/-rosstat/.ru
4. Rossijskaya Gostinichnaya assotsiatsiya [Russian Hotel association]. URL: http://rha.ru/obassotsiatsii/assot-siatsiya
5. Razvitiye gostinichnogo biznesa v Rossii [Development of hotel business in Russia]. URL: http://prohotel.ru/review-152562/0Z
6. URL: http://oficialnyi-sait.ru/booking-kom-na-russkom-yazyke/
7. URL: https://www.tripadvisor.ru
8. URL: http://www.101hotels.ru
9. Moreva S. N., Shevyakov A. Yu., Zobova E. V. Globalizatsiya i integratsiya gostinichnogo biznesa [Globalization and integration of hotel business] // XXI vek: fundamental'naya nauka i tekhnologii: mat-ly XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 23-24 yanv. 2017 g. North Charleston, USA. T. 2. S. 236-242.
* * *
THE MAIN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN RUSSIA
MOREVA SVETLANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
ZOBOVA ELENA VALERYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
YAKOVLEVA LARISA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors carried out the analysis of the current state of hotel business in the country developing in close interrelation with the market of tourist services in which the processes of globalization and integration exerting the most direct impact on regional hotel business proceed and considered the most important categories of the market - supply and demand which provide action of a market mechanism. Demand for hotel services changeable, depends on season, is subject to seasonal fluctuations. Production of a hotel product demands high material inputs at significantly smaller variable expenses. Authors proved the main tendencies of hotel business: the fitness centers, the healthy, healthy nutrition, a special zone for communication and free Wi-Fi which needs to be considered for attraction as it is possible the bigger number of clients. Authors analyzed the main statistics of activity of collective means of Tambov, conducted a regional research of the market of hotel services, the popularity rating of an object (hotel) on the websites Âooking.com, TripAdvisor is, 101 hotels which bases on responses of travelers and reflect position of hotel in relation to competitor companies in the region. Assessment of hotel services is important advantage of hotel which provides to the guest necessary information on compliance of objects of the industry of hospitality to consumer expectations and preferences. Dynamics of indicators of regional hotel economy testifies to need of improvement of quality of material and technical resources of the enterprises, carrying out op-
timization of engineering procedures, creation of a wide range of additional services. Authors allocated problems which solution depends on introduction of the main tendencies of hotel service in process of service of the guest. Key words: industry of hospitality, development tendency, client, guest, services, regional enterprises
Об авторах:
Морева Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Зобова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Яковлева Лариса Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the authors:
Moreva Svetlana Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Service, Tourism and Trade Business Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Zobova Elena Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Service, Tourism and Trade Business Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Yakovleva Larisa Anatolyevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management, Marketing and Advertizing Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Т. 12, № 5, 2oi?