повышения их компетентности, а также расширения возможностей достижения жизненного успеха.
человек, на которого Еам хотелось бы быть похожим
г=0,49 г=0,46
самый интересный, имеющий много друзей, человек из Ваших знако мых профессионал, каким Вы хотите стать
Рис. Достоверные положительные связи между репертуарными образами в представлении студентов
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский, Г. А. Гуманитарный технолог : от идеи к воплощению // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10 (48). - С. 3-5.
2. Булавкина, Т.Д. Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания / Т.Д. Булавкина, Е.Д. Никитина, А.Л. Полов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 41-45.
3. Валицкая, А.П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд) // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 6 (44). - С. 29-33.
4. Гончаров, С.А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 5 (55). - С. 9-15.
5. Похилько, В.И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В.И. Похилько, Е.О. Федотова // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 151-157.
Контактная информация: mit.in.75 @шаі1.гц
УДК 796,01:61
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА И ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ ПО УРОВНЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Александр Павлович Михайловский, ассистент,
Благовещенский государственный педагогический университет,
Благовещенск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований студентов Благовещенского государственного педагогического университета. Рассмотрены различия здоровых студентов и студентов с последствиями детского церебрального паралича по уровню функционального развития и дви-
гательных способностей.
Ключевые слова: функциональное развитие, детский церебральный паралич, двигательные способности, двигательные качества.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STUDENTS WITH CONSEQUENCES OF THE CHILD’S CEREBRAL PALSY AND HEALTHY STUDENTS BY LEVEL OF FUNCTIONAL DEVELOPMENT AND MOTION ABILITIES
Alexander Pavlovich Mihajlovsky, the assistant,
The Blagoveshchensk State Pedagogical University
Annotation
The article gives the results of the research of students studying at the Blagoveshchensk State Pedagogical University. The differences between healthy students and students with consequences of the child's cerebral palsy by level of functional development and motion abilities have been shown.
Keywords: functional development, child's cerebral palsy, motion ability, motion qualities.
Для понимания механизмов взаимосвязи движения и функциональных возможностей организма большое значение имеют исследования, раскрывающие значимость мышечного массива в становлении и формировании вегетативных функций организма, механизмы взаимодействия моторики и вегетатики. В ходе исследований установлена тесная взаимосвязь между деятельностью сердечно-сосудистой системы и особенностями функций скелетных мышц. Было показано, что развитие мышц является существенным фактором, постепенно увеличивающим энергетические ресурсы организма и его рабочие возможности.
Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц», энергетический фонд и функциональное состояние различных органов и систем в каждом возрастном периоде находятся в тесной зависимости от особенностей функционирования скелетной мускулатуры. При этом, чем интенсивнее двигательная активность в границах допустимого оптимума, тем более выражены основные факторы, увеличивающие энергетические ресурсы, функциональные возможности и продолжительность жизни организма.
Объем двигательной активности людей с последствиями детского церебрального паралича будет индивидуальным и зависит от разных факторов классификации клинических форм, возраста, пола, конституции, образа жизни и условий быта, уровня физической подготовленности. Для каждого индивидуума возможен определенный диапазон уровня двигательной активности, необходимый для нормального развития и функционирования организма.
Патология двигательных нарушений требует коррекции и компенсации в процессе обучения двигательным действиям. Для этого необходима программа физической реабилитации и, что обусловливает необходимость проведения специальных исследований двигательной активности студентов I-III курсов с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) в поздней резидуальной стадии.
Нами было проведено определение уровня двигательных способностей и функционального развития юношей-инвалидов с последствиями ДЦП и их здоровых сверстников.
Контроль уровня нарушения двигательных способностей инвалидов осуществлялся с помощью методики (SFTR) измерения объема движений в суставах. Методика SFTR по изменению объема движений в суставах в сагитальной, во фронтальной, трансверсальной плоскостях и ротации позволила получить исходные данные и возможности формирования необходимого объема жизненно важных движений Полученные результаты измерения объема движений в суставах у юношей-инвалидов с последствиями ДЦП свидетельствуют о недостаточном уровне их подвижности.
Для верхних конечностей такой объем движений можно считать удовлетворительным, он позволяет выполнять бытовые и трудовые навыки. Это подтверждает и анализ полученных данных запаса у инвалидов жизненно необходимых умений и на-
выков. При этом 64,5% инвалидов самостоятельно, без всякой помощи выполняют действия по одеванию, раздеванию, туалету, 85,2% не нуждаются в посторонней помощи при принятии пищи. Около половины инвалидов зависят от посторонней помощи в бытовой деятельности.
Такое положение в меньшей степени зависит от возможности проявления двигательной способности, а в большей степени определяется социальнопсихологической позицией молодых инвалидов, которая возникает вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей. Конечно, такая позиция не является характерной абсолютно для всех детей. В ряде случаев связанные с инвалидностью переживания, наоборот, вызывают у инвалидов желание преодолевать трудности, прилагать волевые усилия, проявлять требовательность к себе, стремление к самодисциплине, к тренированности для укрепления мышечной силы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения двигательных способностей.
Однако для развития этих качеств индивидуальности необходима целенаправленная педагогическая работа. Студентам-инвалидам с последствиями ДЦП необходима многоплановая специальная реабилитационная программа, направленная на развитие их двигательной сферы, занятия ЛФК, специальные подвижные и спортивные игры, плавание. Очень полезно привлекать учеников к индивидуальным и коллективным спортивным соревнованиям по специальным тренировочным программам для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Резерв функциональных возможностей у инвалидов с последствиями ДЦП определяет уровень развития основных двигательных качеств.
С помощью различных тестов мы определяли координационные и скоростносиловые способности, быстроту реакции, скоростно-силовую выносливость (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования двигательных возможностей юношей с последствиями
ДЦП и здоровых сверстников
Двигательные качества Инвалиды п=48 Х±а Здоровые п=46 Х±а Достовер- ность различий Разница В %
Координационные способности 6,04±2,76 31,2±1,5 р<0,01 416
Динамическая координация (очки) 6,31±0,41 15,22±0,5 р<0,01 141
Скоростно-силовые способности (м) 4,41±0,72 6,42±0,36 р<0,01 45
Быстрота реакции 12,22±1,3 5,41±0,28 р<0,01 125
Определение координационных способностей как одного из качеств, развитие которого с возрастом нарушается, имеет немаловажное значение в бытовой и спортивной деятельности. При проведении тестирования уровень координационных способностей определялся максимальным количеством отбиваний волейбольного мяча от стены двумя руками в положении сидя на стуле. Было установлено, что в отдельно взятом упражнении развитие этого качества у инвалидов с ДЦП в 5,2 раза ниже по сравнению с показателями здоровых сверстников.
Показатель динамической координации, который являлся одним из компонентов ловкости, определялся с помощью теста Озорецкого (подсчитывалась максимальная сумма очков при попадании резиновым мячом правой и левой рукой в мишень), свидетельствовал о низких результатах. Уровень динамической координации у юно-шей-инвалидов в данном упражнении был ниже, чем у здоровых студентов в 2,4 раза. В этом случае существует необходимость специальной корректировки этого двигательного качества, основу которой могут составлять подвижные и спортивные игры.
Результаты метания набивного мяча весом 1 кг из-за головы информировали нас об уровне развития скоростно-силовых способностей. Различия в данном упражнении между инвалидами и здоровыми юношами составило 45%.
Определение быстроты реакции заключалось в фиксации вертикально падающей палки пальцами кисти после того, как по команде исследователя она начинала
падать. На палку наносились сантиметровые деления. Чем меньше расстояние она пролетала, тем выше уровень реакции. Показатели этого качества в данном упражнении у юношей-инвалидов по сравнению со здоровыми сверстниками были ниже в 2,3 раза (см. табл. 1).
Развитие таких важных и необходимых физических качеств, как гибкость, координационные и скоростно-силовые способности, имеет прямую связь с положительными показателями коррекционной и реабилитационной работы со студентами с последствиями ДЦП в поздней резидуальной стадии.
Особое внимание мы уделяли исследованию функций сердечно-сосудистой системе, поскольку она очень быстро реагирует на изменение окружающей и внутренней среды организма. Исследование сердечно-сосудистой системы позволило определить уровень физической подготовленности, а также подобрать реабилитационную двигательную программу и оценивать ее эффективность. Для оценки функций сердечнососудистой системы мы использовали показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления.
Частота сердечных сокращений в состоянии покоя у студентов с последствиями детского церебрального паралича увеличена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками в среднем на 10-15 уд. в мин.
При одной и той же работе различных мышечных групп, составляющих значительную часть всей мускулатуры тела, сокращение сердца оказывается чаще при работе меньших мышечных групп. Инвалиды с последствиями ДЦП большую часть движений в быту при самообслуживании, передвижении выполняют за счет мышц верхних конечностей, что выступает одним из факторов повышенной частоты сердечных сокращений.
При исследовании показателей деятельности дыхательной системы инвалидов с последствиями ДЦП наблюдаются изменения по сравнению со здоровыми сверстниками (табл. 2).
Таблица 2
Показатели функциональных различий дыхательной системы юношей-
инвалидов с последствиями ДЦП в поздней резидуальной стадии
Показатели деятельности дыхательной системы Инвалиды п=48 Х±а Здоровые п=46 Х±а Разница в % Достоверность различий
Жизненная емкость легких (л) 3,029±0,03 3,97±0,02 31 р<0,01
Частота дыхания (в 1 мин.) 19,8±1,3 15,8±1,8 25 р<0,01
Максимальная вентиляция легких (л) 135,2±2,9 175±3,1 29 р<0,01
Резерв вентиляции (л) 61,7±1,4 81,7±2,1 32 р<0,01
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) у студентов-инвалидов в среднем составила 3,029±0,03 (л), что меньше на 31% по сравнению со здоровыми сверстниками. С ростом и развитием ЖЕЛ увеличивается, как и ее составляющие (дыхательный объем, резервный объем вдоха и выдоха), а также изменяются соотношения между ними. Повышение ЖЕЛ и резервного объема вдоха обусловливает значительную вентиляцию легких и удовлетворение кислородного запроса. По мере развития изменяется режим дыхания, длительность дыхательного цикла, время соотношения между вдохом и выдохом, глубиной и частотой дыхания.
У студентов с ДЦП частота дыхания увеличена на 25%, максимальная вентиляция легких уменьшена на 29%; при этом показатели резерва вентиляции были ниже на 32% по сравнению со здоровыми.
Несомненно, активная мышечная деятельность нормализует кардиореспиратор-ную систему при условии систематических занятий физическими упражнениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лянной, М.О. Физическая реабилитация старшеклассников-инвалидов с по-
следствиями детского церебрального паралича в поздней резидуальной стадии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Лянной М.О. - Малаховка, 2003. - 180 с.
2. Фурман, Ю.Н. Физиология оздоровительного бега / Ю.Н. Фурман. - Киев : Здоров'я, 1994. - 208 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 797.212.4
ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ПАРАЛИМПИЙСКОГО ПЛОВЦА В ФАЗЕ «ВХОД В ВОДУ - СКОЛЬЖЕНИЕ» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТАРТА С
ТУМБЫ
Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор,
Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ольга Сергеевна Пацек, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Представлены результаты научного обобщения авторского опыта работы по техникотактической подготовке высококвалифицированных спортсменов в паралимпийском плавании при выполнении фазы «вход в воду - скольжение» при стартовом прыжке с тумбы.
Ключевые слова: гидродинамическое качество паралимпийского пловца, старт с тумбы, фаза «вход в воду - скольжение», критерии оценки.
PARALYMPIC SWIMMERS HYDRODYNAMIC QUALITY IN “ENTRY INTO THE WATER - GLIDE” PHASE ON PEDESTAL STARTS ACCOMPLISHMENT
Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Sergeevna Patsek, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The data of scientific generalization of authors’ work experience in technical and tactic top-level sportsmen’s preparation in Paralympics swimming at carrying out the phase “entry into the water - glide” at pedestal dive start have been presented.
Keywords: Paralympics swimmer hydrodynamic qualities, pedestal dive start, “entry into the water - glide” phase, estimation criteria.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что на изменение скорости любого тела в воде ведущую роль играет гидродинамическое сопротивление. Причем гидродинамическое сопротивление зависит от многих факторов, но, прежде всего от формы тела, что важно для пловцов с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Представляется, что скорость паралимпийского пловца (с отклонениями по зрению и поражению опорнодвигательному аппарату) в фазе «вход в воду - скольжение» подчиняется гидродинамическому закону сопротивления движению при условии сохранения спортсменом качественной удобообтекаемой формы тела, а любое изменение формы тела будет влиять на скорость. Известно также, что при входе пловца в воду скорость тела достигает порой до 5 м/с [1]. В этой связи, чрезвычайно важно как можно дольше сохранять эту полученную скорость на стартовом отрезке дистанции.
Задача исследования: разработать критерии оценки гидродинамического качества паралимпийского пловца в процессе выполнения фазы «вход в воду - скольже-