Научная статья на тему 'Сравнительный анализ социальной политики У. Чавеса (2007-2011)'

Сравнительный анализ социальной политики У. Чавеса (2007-2011) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ВЕНЕСУЭЛА / VENEZUELA / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLITICS / БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО / POVERTY AND INEQUALITY / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH SERVICE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЕ МИССИИ / SOCIAL MISSIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Русакова Т.Ю.

Правительство У. Чавеса в период с 2007 по 2011 гг. продолжило борьбу с бедностью и безработицей, растущим продуктовым и жилищным дефицитом, а также приняло комплекс мер, направленных на дальнейшее повышение доступности образования и медицинского обслуживания. Однако действия правительства в сфере социальной политики носили в основном адресный, фрагментарный характер и были направлены на достижение краткосрочных эффектов перед грядущими президентскими выборами, которые состоятся в октябре 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the years of 2007–2011 Venezuela’s government continued the battle with poverty and unemployment, growing nutritional and housing deficit. Also some measures have been adopted to make education and health service more accessible for the population of the country. Thus the government activity in the sphere of social politics has had fragmented character and has been recepient-oriented to achieve shortterm effects to win presidential elections in October 2012.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ социальной политики У. Чавеса (2007-2011)»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ У. ЧАВЕСА

(2007-2011)

Т.Ю. Русакова

Главными направлениями социальной политики У. Чавеса в период с 2007 по 2011 г. стали борьба с бедностью и безработицей, растущим продуктовым и жилищным дефицитом, а также меры, направленные на дальнейшее повышение доступности образования и медицинского обслуживания.

В конце 2011 г. венесуэльская неправительственная организация ПРОВЕА зафиксировала ухудшение уровня жизни венесуэльцев в 17 штатах государства из 23, а также сокращение государственных расходов на социальную политику; она составляет всего 3,4% от ВВП, в 2006 г. этот показатель составлял 6,4% от ВВП1. Таким образом, расходы на социальную политику за последние пять лет снизились почти в два раза.

Национальный институт статистики предоставил данные, согласно которым в период с 2007 по 2011 г. бедность уменьшилась всего на 0,1% по сравнению с периодом 1999 по 2006 г. Фактически ее уровень остался без изменений, что контрастирует с показателем 21,6% — именно на столько меньше стало бедного населения в стране с 1999 по 2006 г.

Обнародованный Национальным институтом статистики документ также раскрывает и другие цифры. В частности, согласно индексу «Линия бедности» число бедных домохозяйств выросло на 0,6% в первой половине 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составило 27,4%2. Число семей, живущих в условиях крайней бедности, в первом полугодии 2010 г. составляло 7,3%, а в соответствующий период 2011 г. этот показатель составил — 7,6%3.

По данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки, в 2010 г., ВВП на душу населения вырос на 4,8% для региона в целом. При этом высокие темпы роста в одних странах соседствовали с падением ВВП В Венесуэле же было зарегистрировано уменьшение процента от ВВП на душу населения на 2,9% про сравнению с 2009 г4.

В последние четыре года борьба с бедностью, которую проводит боливарианское правительство, начинает «пробуксовывать»: сказывается нехватка средств для решения этой серьезной социальной проблемы, так как 3,4% ВВП, выделяемых правительством на социальную сферу, явно недостаточно.

Продолжился рост доступности образования. В 2011 г. начальное образование получили на 1,8% населения больше, чем в прошлом году, хотя динамика замедлилась, так как в 2009 г. этот показатель составлял 6,8%. Среди позитивных тенденций в сфере образования стоит отметить увеличение процента людей, получающих среднее специальное образование, на 7,6% по сравнению с периодом прошлого года5.

Фактор, препятствующий доступности образования, — это отсутствие достаточного числа государственных школ, предлагающих населению две ступени образования — от начального к среднему. Например, если частных школ, где обучение проходит непрерывно с первого по девятый класс, 10,6%, то среди правительственных школ их не более 1%6. Поэтому количество человек, получающих начальное образование в государственных школах, за год снизилось на 0,6%, а в

130

сравнительный анализ локального опыта

частных возросло на 2,3%. По сравнению с 2002 г. количество учащихся в правительственных школах снизилось на 5,7%, а число учащихся частных школ возросло на18,4%. Тенденция получать как начальное, так и среднее образование в частных школах, а не в правительственных особенно видна в столичном округе, там число учащихся частных школ возросло на 14,4%. Схожую тенденцию можно также наблюдать еще в 12 штатах страны7.

Самая главная проблема государственного школьного образования — это нехватка учителей, особенно математики, физики, химии и биологии. Кадровые проблемы и отсутствие необходимого числа государственных школ, где возможно обучение с первого по девятый класс, сильно затрудняет доступность школьного образования.

В период 2007—2008 гг. по настоящее время число подготовительных школ (preescolar) выросло на 15,6%, обычных школ — на 15,1%8. За 2012 г. боливарианское правительство планирует построить семь новых школ. Также выросло число так называемых «симонситос» — учреждений дошкольного образования и пребывания детей от 0 до 6 лет. Однако число детей, посещающих «симонситос», упало на 37,7% по сравнению с предыдущим годом.

Несмотря на то, что государство неоднократно подчеркивает важность доступности и всеохватности среднего образования, за 2011 г., по данным Системы социальных показателей Венесуэлы (СИСОВ), зафиксировано падение государственных инвестиций в образование (в процентах от ВВП), а также падение реальных государственных расходов на одного учащегося.

В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» говорится, что по Образовательному индексу развития, который принимает во внимание четыре количественных аспекта: число детей, получающих начальное образование, уровень грамотности взрослого населения, про-

порции мужчин и женщин, получающих начальное образование и число учеников пятого года обучения в начальной школе, — в 2011 г. Венесуэла спустилась с 59-го места на 74-е9.

ПРОВЕА показывает также, что снизилось число участников образовательных миссий Робинсон 1 и 2, направленных на ликвидацию неграмотности среди взрослого населения, при этом возросло их количество выпускников, что свидетельствует об успешном выполнении миссиями своих функций.

Боливарианское правительство осознает значимость образования как инструмента по борьбе с дискриминацией и нетерпимостью. В 2009 г. администрация У. Чавеса решила реформировать существующую систему образования и приняла органический закон об образовании, где объявлялся светский характер образования, вводился новый регламент приема абитуриентов в университеты, закреплялись новые образовательные стандарты, общие как для государственных, так и для частных школ, ограничивалась роль католической церкви в учебном процессе10. Данный закон вызвал сильный общественный резонанс и критику оппозиции, из-за того, что в законе объявлялось, что государство берет на себя воспитательную функцию11. Это позволило сторонникам оппозиции заговорить об идеологизации и кубанизации образования в стране.

ЮНЕСКО отметила Венесуэлу как пятую страну в мире с самым большим числом поступивших в университет 83%12. Для ликвидации неравного доступа к образовательным услугам в 2007 г. был создан Боливарианский университет, куда принимают бесплатно всех желающих, невзирая на результаты выпускных экзаменов. Правительство планирует создать по крайней мере еще 24 боливарианских университета по всей стране. Однако государственная система высшего образования имеет похожие проблемы, что и школьное: нехватка пре-

131

COMPARATIVE POLITICS • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

подавателей на местах и, как следствие, низкое качество университетского образования и выпуск неквалифицированных специалистов.

Планы правительства в сфере здравоохранения за последние четыре года включали в себя расширить и больше облегчить доступ к медицинским услугам, в том числе и для самых обездоленных групп населения.

Государству не удалось реализовать цель, поставленную на 2011 г. Оно объявило о намерении вложить в здравоохранение сумму 10% от ВВП13. Последние статистические данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что государственное финансирование сферы здравоохранения в Венесуэле продолжает оставаться ниже мировых стандартов и ниже, чем в странах по региону. Средняя величина государственных расходов на здравоохранение составляет 12,6% от ВВП14 по региону в целом, в то время как в Венесуэле этот показатель составляет всего 5,4%15. В выражении на душу населения государственные расходы на здравоохранение в Венесуэле составляют 268 долл. США, в то время как этот же показатель на Кубе — 642 долл., в Уругвае — 457, Аргентине — 435, Чили — 335 и Бразилии — 317. Из-за недостатка финансирования нынешняя система здравоохранения Венесуэлы не в состоянии в полной мере удовлетворять нужды населения в медицинской помощи.

Проблемы в области государственного здравоохранения привели к увеличению спроса на услуги частной медицины. Только за 2011 г. обращение в частные клиники возросло на 55,1% по сравнению с 2010 г., согласно результатам исследования, проведенного Латиноамериканской ассоциацией частных систем здравоохранения (АЛАМИ)16.

Год от года растущая инфляция обостряет существующие проблемы в сфере здравоохранения. По данным Центрального банка Венесуэлы, в период с сентя-

бря 2010 по сентябрь 2011 г. индекс потребительских цен зафиксировал рост цен (на 58,5%)17 не только на медицинские услуги, но также и на медикаменты, медицинское оборудование и расходные материалы, 77% из которых закупается за границей.

Правительство попыталось решить эту проблему. В июне и августе 2011 г. президент несколько раз упоминал о возможных санкциях по отношению к частным клиникам из-за чрезмерного повышения цен на свои услуги. Тогда же Чавес поручил вице-президенту Э. Хауа вместе с Советом министров составить список нарушений частных клиник и частных страховых компаний. Следуя этому поручению, в июне 2011 г. была организована комиссия в составе министров иностранных дел, здравоохранения, образования, чтобы пересмотреть существующее законодательство в отношении частных клиник. В тот же день Институт защиты прав потребителя (Indepabis) объявил о получении 5017 жалоб на частные медицинские клиники и страховые компании за последние два года18, объявив, что примет соответствующие меры к тем компаниям, которые требуют от пациентов так называемый «страховой код» (подтверждение о наличии страховки от страховой компании, дающее право на обслуживание в клинике), к штрафам в размере до 5 тыс. налоговых единиц. Такая мера была вызвана рядом смертей, которые произошли из-за отказа медицинских клиник оказать первую помощь пациентам, так как у них отсутствовал страховой код, а на получение подтверждения от страховой компании ушло много времени19. Позднее запрещение требовать страховой код частным клиникам в случае оказания неотложной помощи было закреплено в законе о деятельности страховых компаний, что позволило снизить число смертей из-за промедления в оказании медицинской помощи.

В августе комиссия постановила заморозить цены в частных клиниках на

132

сравнительный анализ локального опыта

всей территории страны на три недели с целью оценить структуру расходов на медицинские услуги и причины инфляции в этом секторе. Эта мера также отразилась в законе, принятом посредством президентского декрета о справедливых ценах, который вступил в силу в ноябре 2011 г. и имел своей целью регулировать товары и услуги всех частных экономических агентов и был согласован между Министерством здравоохранения, представителями венесуэльской ассоциации частных медицинских клиник и больниц в присутствии депутатов Национальной ассамблеи.

Данный закон вызвал большое недовольство у владельцев частных клиник20, которые справедливо полагали, что введением фиксированных цен на услуги частной медицины правительство пытается решить проблемы в сфере государственного здравоохранения, которое испытывает нехватку ресурсов для обновления устаревшей инфраструктуры, недостаток финансирования и кадровый голод. Например, президент республики и Министерство здравоохранения признали, что работы по ремонту в 152 больницах, которые правительство начало в 2007 г., в 2010 г. еще не были закончены, и в этих больницах медицинское обслуживание не велось21.

Из-за структурных проблем, которые испытывает венесуэльская сфера здравоохранения, намерение государства облегчить доступ населения к качественным медицинским услугам осуществляется в основном через адресные социальные программы, такие как миссия «Баррио Адентро», целью которой правительство ставило создание передвижных медицинских модулей, где бы работали кубинские врачи обособленно от существующих медицинских служб (14 000 врачей приехали в Венесуэлу на три года).

Этот амбициозный проект не достиг своей цели. Охват участников миссии сильно уменьшился начиная с

2006 г., а в 2009 г. правительство само признало, что в стране находятся 2149 медицинских модулей миссии, в которых нет медиков, а другие 1199 функционируют не в полную силу, ввиду отсутствия достаточно числа кадров (это от общего числа 4298 модулей миссии)22.

Миссия продолжилась вторым этапом — Баррио Адентро 2, что включает в себя 1146 центров общей диагностики, заменивших модули Баррио Адентро 1. Эти центры также обслуживаются кубинскими врачами. Причем меньше половины из них работают в полном объеме, а на функционирующие центры регулярно поступают жалобы на недостаток медикаментов и медицинского персонала.

Низкое качество государственных услуг в сфере здравоохранения привело к повышению числа обращений в частные клиники Венесуэлы, у кого есть возможность оплатить их услуги. Все это не способствует облегчению доступа к качественной и квалифицированной медицинской помощи различных групп населения, а сама венесуэльская система здравоохранения остается фрагментированной и нуждается в реформировании.

Венесуэльская система социального страхования наряду с системой здравоохранения также остается далеко не всеохватывающей. В течение 2011 г. боливарианское правительство принимало меры, направленные на включение большего числа людей в систему пенсий, был принят органический закон о системе социального страхования, но до сих пор более 50% населения Венесуэлы старше 60 лет не получают пенсии23.

За год до президентских выборов, которые пройдут 7 октября 2012 г., боливарианское правительство опубликовало закон «Великая Миссия», направленный на людей старшего возраста, которые не входят в систему социального страхования по причине невыплат или неполных страховых взносов и не могут получать пенсию24. Это дало оппозиции повод

133

COMPARATIVE POLITICS • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

обвинить Чавеса в «охоте за голосами». Миссия, по их мнению, должна поправить пошатнувшийся рейтинг президента (сейчас Чавеса поддерживают только 46% населения) и привлечь дополнительных сторонников25.

В 2011 г. У. Чавес объявил о разработке нового органического закона о труде, который должен установить новый порядок социальных выплат и об образовании фонда на основе денежных средств государственной корпорации ПДВСА и других иностранных нефтяных компаний, благодаря которому планируется решить проблему социальных выплат. Чавес подчеркнул, что этот фонд будет направлен тем «тысячам работников, которые не получили еще свою пенсию»26.

За последние четыре года поменялись приоритеты в социальной политике по отношению к национальным меньшинствам. Несмотря на принятие ряда новых законов в период с 2007 по 2011 г.27, призванных защищать их права и сохранять национальную и культурную идентичность, права индейских народностей продолжают ущемляться. Созданные правительством организации, административные органы с участием членов национальных меньшинств и адресные социальные программы не всегда способствуют защите и реализации прав индейских народностей.

Наоборот, согласно докладам Министерства по индейским народностям, представленным в период с 2007 по

2010 г. Национальной ассамблее, отмечается, что количество работ по созданию инфраструктуры и услуг в индейских поселениях не соответствует реальному положению дел, а политика государства не выражает интересы национальных меньшинств.

В частности, до сих пор не установлены границы земель индейских общин, несмотря на то, что в первые месяцы

2011 г. Министерство по делам индейских народностей организовывало ассамблеи по этому вопросу в рамках самих

индейских общин в разных районах страны, чтобы обсудить аспекты, связанные с процессом демаркации.

Как следствие отсутствия официального закрепления земель за индейскими общинами, продолжается вытеснение индейских народностей с мест их исконного проживания28. В результате индейцы перебираются в города в поисках лучшей доли, пополняя тем самым армию городской бедноты. Для того чтобы этого не происходило, необходимо наличие новых и эффективных социальных программ по улучшению положения индейцев, которые правительство пока не предложило, а бюджет, сверстанный на 2012 г., выделяет на каждого представителя национальных меньшинств сумму, равную 251 боливару в год (примерно 50 долл. США)29. Выделяемых средств едва ли хватит даже на удовлетворение базовых потребностей членов индейских общин.

Щедро финансируя масштабные социальные программы, боливарианское правительство не спешит бороться с преступностью, самой главной проблемой в стране, по мнению 91% венесуэльцев, согласно данным социологического опроса, проведенного чилийской компанией «Латинобарометро»30. Самый большой уровень преступности отмечается в столичном округе, где было зарегистрировано всего 28,32% случаев убийств.

Легкий доступ к огнестрельному оружию, культура насилия, давно укоренившаяся в менталитете, — все это служит причиной роста насилия и криминализации.

В 2011 г. неправительственной организацией «Обсервадор Венесолано де криминалидад» (ОВВ) был зарегистрирован рекорд за последние 12 лет — 57 убийств на сто тысяч человек, или 17 600 убийств за год, что делает Венесуэлу самой криминализованной страной наряду с Сальвадором и Гондурасом. «Даже в Мексике число убийств на 100 тысяч человек составляет 14, а в Бразилии —

134

сравнительный анализ локального опыта

23», — утверждает руководитель ОВВ Роберто Брисеньо Леон31. Самая опасная тенденция — это то, что 45% населения предпочитает вершить справедливость собственными руками, видя в этом альтернативу, чтобы покончить с преступ-ностью32. Корни преступности кроются в равнодушии властей к этой проблеме, и это провоцирует дальнейшее обострение криминогенной обстановки. Причем 15—20% преступлений, и это признает само правительство, совершается полицейскими, хотя правительство не дает официальных цифр о состоянии преступности в Венесуэле33.

Количество огнестрельного оружия — это фактор, напрямую влияющий на число убийств в стране. Согласно данным Комиссии по безопасности и обороне Национальной ассамблеи, на 27 млн населения страны приходится 12 млн единиц огнестрельного оружия34. Легкость его приобретения — основная причина насилия среди молодого населения от 15 до 24 лет.

За последние десять лет в правительстве Венесуэле сменилось десять министров по внутренним делам и правосудию, которые также отвечали и за гражданскую безопасность. Эта кадровая чехарда иллюстрирует отсутствие внятной стратегии правительства по поводу проблемы растущей криминализации страны. Сам президент в обращении к Национальной ассамблее в 2009 г. назвал меры по искоренению преступности «скромными» и поспешил обвинить «контрреволюционную буржуазию» в финансировании преступных группи-ровок35.

В 2011 г. Чавес объявил о создании Плана всеобщей гражданской безопасности, который был ориентирован на структурные изменения в полиции. Однако это не воодушевило экспертов. В частности, глава ОВВ Роберто Брисеньо Леон относится критически к планам правительства, считая, что изменения нужно начинать не с полицейских

рядов, а с глубоких изменений в венесуэльском обществе36. Также президентом страны было объявлено о создании военного подразделения «Народная гвардия» для более эффективной борьбы с преступностью в стране, чьей целью будет превентивная, гуманитарная функция. Новое подразделение будет применять «культуру социализма» в борьбе с криминалом, однако, в чем именно заключается «культура социализма», Чавес не объ-яснил37.

Был опубликован новый закон о запрещении проносить огнестрельное оружие в общественном транспорте, даже тем, у кого имеется официальное разрешение на ношение оружия38. Чавес уверен, что данный запрет поможет снизить уровень преступности до 7%, однако на конец 2011 г. число убитых на 100 тыс. жителей только возросло по сравнению с 2010 г.39

Еще одним шагом в борьбе с высоким уровнем преступностью в стране стало учреждение министерства по пенитенциарным учреждениям в июне 2011 г. Венесуэла имеет самое маленькое число заключенных по отношению к остальному населению во всей Латинской Америке и самое большое число убийств в тюрьмах40. Главной функцией нового министерства является «перевоспитание заключенных», а также контроль за соблюдением их прав41. За последние полгода видимых результатов в работе министерства не было.

Правительство тратит на внутреннюю безопасность в семь раз меньше средств, чем на закупку вооружений. На безопасность граждан внутри страны на 2012 г. выделено всего 3% бюдже-та42, что крайне мало при таком высоком уровне преступности, который сейчас есть в Венесуэле. В проекте бюджета также отсутствует статья на строительство тюрем, хотя даже существующих сейчас пенитенциарных учреждений не хватает на содержание заключенных в нестесненных условиях.

135

COMPARATIVE POLITICS • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

Недостаточные и неэффективные меры правительства по снижению уровня преступности в Венесуэле ведут к дальнейшему росту числа убийств в стране.

Куда большее внимание уделялось жилищной политике. Одна из причин такого повышенного внимания к проблеме жилищного дефицита в Венесуэле — это проливные дожди в конце 2010 г., которые оставили без крыши над головой 113 500 человек43.

В начале 2011 г. Чавес запустил миссию «Жилье», чтобы в кратчайшие сроки решить эту проблему. Как заявил сам президент, конечная цель миссии — создание 2 млн жилищ за период с 2011 по 2017 г.44 Министерство по жилищному строительству оценивает дефицит жилья в 2 млн 800 тыс., причем 800 тыс. — это ранчо, которые нужно будет снести, а два миллиона жилищ строятся «с нуля». Таким образом, эта цифра соответствует 13 млн жителей Венесуэлы, которые не обеспечены достойным жильем. По данным неправительственных организаций, официальные данные правительства занижены и число нуждающихся в жилье гораздо выше45.

Новая миссия состоит из нескольких этапов: 1) проведение переписи с целью выявления точного числа семей, нуждающихся в жилье; 2) выделение земель под строительство; 3) регистрация предприятий-подрядчиков, которые будут проводить строительные работы; 4) осуществление совместного финансирования работ государством и частными предприятиями; 5) удешевление строительных материалов.

Для реализации столь масштабного проекта были привлечены и другие страны. Так, министром энергетики и нефти Рафаэлем Рамиресом, который также является вице-президентом комиссии по территориальному развитию, была организована межправительственная комиссия Венесуэла — Китай, где Венесуэла запросила кредит в 4 млн долл. у банка

Китая для строительства жилья в Вене-суэле46, а на прошедшей в начале декабря межправительственной комиссии Россия — Венесуэла в Москве, государственная компания «Роснефть» взяла на себя обязательство принять участие в строении 30 тыс. жилищ в обмен на допуск к разработке богатого нефтяного месторождения в поясе Ориноко47.

За 9 месяцев функционирования миссии «Жилье» правительству пока не удалось решить проблему жилищного дефицита. Как обещал У. Чавес, за 2011 г. в эксплуатацию будут сданы 150 тыс. новых жилищ, однако к концу года реальная цифра составила всего 34 тыс.48 18 тыс. человек, пострадавших во время сильных ливней 2010 г., продолжают жить в убежищах49. Проблема таких низких темпов сдачи жилья — нехватка строительных материалов, от цемента до стекла и арматуры, а также отсутствие достаточного финансирования и юридической безопасности. Например, частные компании из-за перебоев с цементом вынуждены покупать его по завышенным ценам, что делает строительство домов для них крайне невыгодным.

На сайте министерства жилищного строительства приводятся другие цифры — построено не 34 тыс., а 85 тыс.50 Оппозиция обвиняет правительство в том, что вместо строительства домов высокого качества оно замещает ранчо на жилье низкого качества для экономии време-ни51, потому что за такое короткое время невозможно построить необходимое количество жилищ. Согласно оппозиционному правительству, большинство домов после ввода в эксплуатацию имеют проблемы с водоснабжением, подачей электричества и газа, потому что все это создавалось людьми, не имеющими достаточного опыта в строительстве. Следует отметить, что Центральный банк Венесуэлы прекратил публикацию цифр о темпах строительства начиная с третьего квартала 2011 г.

136

сравнительный анализ локального опыта

В 2012 г. правительство планирует построить 200 тыс. жилищ, однако, по расчетам «Транспаренсия Венесуэла», при заложенных в бюджет 12 млрд боливаров удастся построить только 47 тыс. домов52.

На конец 2011 г. инфляция в Венесуэле составила 27%53. Согласно венесуэльскому исследовательскому центру «Датаналисис», венесуэльцы больше половины своих доходов тратят на приобретение еды54. По данным Центра документации и социального анализа Венесуэльской федерации специалистов (Cendas-FVM), стоимость потребительской корзины составляет 3321 боливар, что на полторы тысячи больше, чем официальные цифры правительства. Согласно этим данным, минимальный оклад только на 46% покрывает стоимость потребительской корзины55.

Слишком высокие темпы инфляции снижают покупательскую способность населения. Отмечается снижение потребления риса на 7,6%, бананов на 19,2%, лука на 13,5%. Это объясняется также другими факторами — например, сложностью приобретения семян.

«Датаналисис» отмечает, что за 2011 г. недостаток продуктов питания в стране составляет 21%, меньше, чем в 2007 и 2008 гг., когда этот показатель составлял 33%56. Этот уровень дефицита не критичен, но есть продукты, которые являются стабильно дефицитными, это растительное масло, курица, сухое молоко, мясо и пшенная мука57.

Государство со своей стороны отрицает дефицит продуктов, утверждая, что «саботаж» выгоден самим производителям продуктов, чтобы взвинтить цены. Политика государства по отношению к этой проблеме — запуск очередной миссии «Питание» и ввод различных законов, которые регулируют цены на продукты и товары гигиены, чтобы затормозить инфляцию и спекуляцию.

Пабло Барайбар, президент Венесуэльской палаты индустрии продуктов питания Cavidea, заявил, что причины ин-

фляции и продуктового дефицита — это социальные программы в области обеспечения продуктов населения, потому что они не должны адресоваться 60% населения, так как только 18% из них находится действительно в критической ситу-ации58. Необходимо снизить социальную поддержку, чтобы оздоровить этот сектор производства.

Был принят закон о справедливых ценах, который вступил в силу в ноябре 2011 г. Он определяется правительством как мера по защите потребителя и снижения инфляции. На ряд продуктов и товаров установлены минимальные и максимальные цены, и выше цена быть не может. Правительство утверждает, что функция закона не в том, чтобы контролировать прибыли предприятий, но чтобы потребитель платил за продукты справедливую, а не завышенную цену59.

Такой закон грозит сделать продажу продуктов нерентабельной. Когда правительство стало бороться с ростом цен на продукты путем их фиксации, только в 2007 г. 20% магазинов, входящих в сети социальных супермаркетов «Меркаль», продающих основные продукты питания для бедных слоев населения, вышли из нее из-за того, что работали себе в убыток. Охват миссии уменьшился на 43% по сравнению с периодом 2006 г., а 63% бедного населения продолжало закупать продукты первой необходимости в частных супермаркетах60. Закон о справедливых ценах также может грозить дальнейшим ростом продуктового дефицита.

В период 2007 по 2011 г. действия правительства в сфере социальной политики и меры, направленные на решение социальных проблем, носили в основном адресный, фрагментарный характер и были направлены на достижение краткосрочных эффектов.

Неспособность правительства решить эти проблемы отнюдь не способствует сохранению рейтинга Чавеса и угрожает лишить его статуса самого популярного политика страны. Поэтому краткосрочные

137

COMPARATIVE POLITICS • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

адресные социальные программы (которых к концу 2011 г. насчитывалось около 30) служат инструментом для борьбы с растущим раздражением населения по поводу бытовых и экономических проблем и пока еще «работают», несмотря на их ярко выраженную патерналистскую направленность, непоследовательный характер и плохой контроль за их исполнением и излишнюю бюрократизированность61.

По сравнению с периодом 2002— 2006 гг., когда «социальные миссии» только начинали реализовываться, они, прежде всего, выступали в качестве новых, более эффективных инструментов социальной мобилизации тех слоев населения, на которых в своем политическом курсе ориентировался Чавес. Согласно результатам фокус-групп, проведенных компанией «Датаналисис» в 2002 г., большинство опрошенных отмечали «неясность сообщений президента». Респондентам не была ясна идея боливарианской революции62.

Чтобы донести идею своей политики, а также чтобы преодолеть последствия разрушительной для экономики страны всеобщей забастовки 2002—2003 гг., венесуэльское правительство озвучило новую стратегию общественного развития, которая включала в себя увеличение объемов государственного и частного инвестирования, а также разработку социальных миссий. Их организация рассматривалась президентом и его сторонниками как «структурированная социальная политика, направленная на включение бедных в производственную деятельность»63.

Несомненно, эти миссии, помимо повышения популярности Чавеса, послужили механизмом создания новых политико-социальных идентичностей, а также усиления социального порядка и повышения политического контроля за некоторыми социальными слоями. Это

были своеобразные механизмы «включения» в общественно-политическую деятельность той части населения, которая до этого была такой возможности лишена.

В настоящее же время ряд адресных социальных программ, запущенных в 2011 г., можно охарактеризовать в большей степени как средства «охоты» за голосами избирателей перед грядущими президентскими выборами в 2012 г. Меры, которые правительство предпринимает в борьбе с безработицей или бедностью, скорее декларативные. Например, в бюджете на 2012 г. полностью отсутствует статья на финансирование двух миссий — «Агро Венесуэла», которая призвана бороться с продуктовым дефицитом, и «Сабер и Трабахо», согласно которой правительство планирует создать 2 млн дополнительных рабочих мест64.

Боливарианское правительство отошло от масштабной программы социальных реформ и сфокусировалось на поисках внешнего врага. В значительной степени увеличились расходы на покупку оружия. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, Венесуэла потратила около 15 млрд долл. на приобретение оружия с 2005 г. В 2011 г. Россия одобрила кредит в 4 млрд долл. на оснащение Венесуэлы новыми видами воору-жений65.

ПРОВЕА обращает особое внимание в своем докладе, что в 2012 г. военные получат в 53,9 раза больше финансовых средств, чем женщины, или в 113,8 раза больше, чем национальные меньшинства. Военные расходы в бюджете 2012 г. увеличились на 198% по сравнению с 2011 г.66

С 2007 г. приоритеты правительства У. Чавеса изменились, и в настоящее время решению социальных проблем придается не такая высокая степень значимости, как ранее.

1 El Nacional, 09.12.2011. URL: http://www.el-nacionaLcom/noticia/13416/16/Provea:-La-lucha-contra-la-pobreza-se-estanco.html (дата обращения: 12.07.2012 г.)

138

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

2 Instituto Nacional de Estad stica. URL: http://www.ine.gov.ve/pobreza/menupobreza.asp (дата обращения: 12.07.2012 г.)

3 Ibidem.

4 CEPAL. Panorama social, 2011. URL: http://www.eclac.cl/publicaciones/xml/1/45171/CAPITULO_I_ no_editado.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

5 PROVEA. Informe anual 2011 URL: http://www.derechos.org.ve/pw/wp-content/uploads/06Educaci% C3%B3n.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

6 Ibidem.

7 Ibidem.

8 Entorno inteligente. 20.09.2011. URL: http://www.entornointeligente.com/articulo/1174615/VENE-ZUELA-Antes-de-noviembre-el-Gobierno-inaugurar%C3%83-23-Simoncitos (дата обращения:

12.07.2012 г.)

9 Informe de Seguimiento de la EPT en el Mundo 2011. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/0019 21/192155s.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

10 Gackstter Nichols E., Morse J.K. Venezuela. California, Greenwood Publishing Group, 2010, p. 233.

11 El Nuevo Herald. 15.08.2009. URL: http://www.elnuevoherald.com/2009/08/15/520344/chavez-promulgo-nueva-ley-de-educacion.html (дата обращения: 12.07.2012 г.)

12 Ministerio del Poder Popular para la Educacin Universitaria. URL: http://www.mppeu.gob.ve/web/ index.php/organizacion/estadisticas (дата обращения: 12.07.2012 г.)

13 Comisin de Administraci n de Divisas. URL: http://www.cadivi.gob.ve/saladeprensa/noticias/976-venezuela-destina-casi-10-del-pib-a-la-inversion-social.html (дата обращения: 12.07.2012 г.)

14 По состоянию на 2008 г.

15 Panorama social de Am rica Latina. Cepal, 2011. URL: http://www.eclac.cl/publicaciones/xml/1/45171/ CAPITULO_I_no_editado.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

16 Asociaci n venezolana de sistemas privados de salud. Sistema de Aseguramiento en Venezuela. Participaci n del sector privado. URL: http://www.alami.org/modulos.php?mod=documentos3&fn=5970ce332198ba ece7cde000c7169bf0&cat=17 (дата обращения: 12.07.2012 г.)

17 Indices de precios al consumidor. Banco Central de Venezuela. www.bcv.org.ve

18 Informe 21. 13.06.2011. URL: http://informe21.com/augusto-montiel/indepabis-registra-5017-denun-cias-clinicas-privadas-caracas-los-ultimos-dos-anos (дата обращения: 12.07.2012 г.)

19 Informe 21. 24.06.2011. URL: http://informe21.com/clinicas-privadas-venezuela/asamblea-nacional-investigara-irregularidades-clinicas-clave-seguros (дата обращения: 12.07.2012 г.)

20 Informe 21. 16.08.2010. URL: http://informe21.com/clinicas-privadas-venezuela/bbc-mundo-alerta-aprobacion-ley-introducir-regulaciones-clinicas-privada (дата обращения: 12.07.2012 г.)

21 PROVEA. Informe anual 2011.URL: http://www.derechos.org.ve/pw/wp-content/uploads/09Salud.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

22 Hern n Lugo Galicia: Ch vez: Un ejrcito de batas blancas llegar en 2010. El Nacional, 05.10.09

23 PROVEA. Informe anual 2011. URL: http://www.derechos.org.ve/pw/wp-content/uploads/10S eguri-dadSocial.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

24 URL: http://www.talcualdigital.com/nota/visor.aspx?id=63403(дата обращения: 12.07.2012 г.)

25 Ibidem.

26 URL: http://www.infolatam.com/2011/11/13/venezuela-chavez-anuncio-una-nueva-ley-del-trabajo-y-el-lanzamiento-de-un-bono-petrolero/ (дата обращения: 12.07.2012 г.)

27 Ministerio del Poder Popular para los Pueblos Ind genos. Memoria y Cuenta 2010. URL: http://minpi. gob.ve/web/images/stories/enlaces/memoria2010.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

28 PROVEA. Informe anual 2011. URL: http://www.derechos.org.ve/pw/wp-content/uploads/08P ueblosInd%C3%ADgenas.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

29 Transparencia Venezuela. Nuestro Presupuesto 2012. URL: http://www.transparencia.org.ve/Home-(1)/Noti-ciaPiincipal/Presupuesto-2012--Deficitario,-discrecional-y-opac.aspx (дата обращения: 12.07.2012 т)

30 Latinobar metro. Informe Latinobar mentro 2011. URL: http://www.latinobarometro.org/latino/LAT-Contenidos.jsp (дата обращения: 12.07.2012 г.)

31 Informe 21.25.08.2011. URL: http://informe21.com/actualidad/homicidios-siguen-ascenso-venezuela-cada-vez-mas-violenta (дата обращения: 12.07.2012 г.)

32 Ibidem.

139

COMPARATIVE POLITICS • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 2 (8) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Informe 2011. 26.02.2010.URL: http://informe21.com/actualidad/cien-mil-homicidas-se-encuentran-libres-venezuela-segun-observatorio-violencia (дата обращения: 12.07.2012 г.)

URL: http://www.elpais.com/articulo/portada/Caracas/guerra/nombre/elpepusoceps/20100418elpeps por_9/Tes (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Ibidem.

Ibidem.

CNN. 18.11.2011. URL: http://www.cnn.mx/mundo/2011/11/18/hugo-chavez-pone-a-militares-a-combatir-la-inseguridad-en-venezuela (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Wradio.com. 25.11.2011. URL: http://www.wradio.com.co/noticias/internacional/venezuela-prohibe-las-armas-en-transporte-publico-en-lucha-contra-violencia/20111125/nota/1583888.aspx (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Ibidem.

Informe 21. 16.06.2011. URL: http://informe21.com/actualidad/roberto-briceno-leon-advierte-espiral-violencia-pais (дата обращения: 12.07.2012 г.)

TeleSur. 26.07.2011. URL: http://www.telesurtv.net/secciones/noticias/95685-NN/chavez-designa-a-diputada-iris-varela-ministra-de-servicios-penitenciarios/ (дата обращения: 12.07.2012 г.) Transparencia Venezuela. Nuestro Presupuesto 2012. URL: http://www.transparencia.org.ve/Boleti-nes-(1)/Mensual/Informe-Nuestro-Presupuesto-Octubre-Noviembre-2011.aspx (дата обращения:

12.07.2012 г.)

El Pas, 30.11.2010. URL: http://www.elpais.com/articulo/internacional/intensas/lluvias/Venezuela/cau-san/29/muertos/miles/damnificados/elpepuint/20101130elpepuint_46/Tes (дата обращения: 12.07.2012 г.) URL: http://www.chavez.org.ve. URL: http://www.chavez.org.ve/temas/noticias/chavez-%E2%80% 9Cmision-vivienda-venezuela%E2%80%9D-se-inaugurara-12-abril/ (дата обращения: 12.07.2012 г.) PROVEA. Informe anual 2011.URL: http://www.derechos.org.ve/pw/wp-content/uploads/12Vivienda. pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

URL: http://www.mvh.gob.ve/index.php?option=com_content&view=category&id=45&layout=blog &Itemid=81 (дата обращения: 12.07.2012 г.)

La.rusiahoy.com. 09.12.2011. URL: http://la.rusiahoy.com/articles/2011/12/09/rusia_accede_a_la_ex-plotacion_del_mayor_yacimiento_petrolifero_en_ve_13160.html (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Tal Cual. 12.12.2011. URL: http://www.talcualdigital.com/nota/visor.aspx?id=63201 (дата обращения:

12.07.2012 г.)

Tal Cual 29.11.2011. URL: http://www.talcualdigital.com/nota/visor.aspx?id=62541 (дата обращения:

12.07.2012 г.)

Ministerio del Poder Popular para Vivienda y H bitat. URL: http://www.mvh.gob.ve/index. php?option=com_content&view=article&id=658:gran-mision-vivienda-ha-realizado-85527-viviendas-dignas-en-el-pais&catid=45:mision-vivienda-venezuela&Itemid=81 (дата обращения: 12.07.2012 г.) Tal Cual 14.11.2011. URL: http://www.talcualdigital.com/nota/visor.aspx?id=61699 (дата обращения:

12.07.2012 г.)

Transparencia Venezuela. Nuestro Presupuesto 201. URL: 2 http://www.transparencia.org.ve/Boleti-nes-(1)/Mensual/Informe-Nuestro-Presupuesto-Octubre-Noviembre-2011.aspx (дата обращения:

12.07.2012 г.)

El Universal. 19.09.2011. URL: http://www.eluniversal.com/2011/09/19/la-inflacion-en-venezuela.shtml (дата обращения: 12.07.2012 г.)

PROVEA. Informe Anual 2011. URL: http://www.derechos.org.ve/pw/wp-content/uploads/04Ali mentaci%C3%B3n.pdf (дата обращения: 12.07.2012 г.)

www.cendasfvm.org. URL: http://www.cendasfvm.org/noticias/noticia4.html (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.07.2012 г.)

El Nacional, 30.03.11.URL: http://www.entornointeligente.com/articulo/1100998/786-de-los-venezo-lanos-paga-mas-por-alimentos (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Ibidem.

El Universal. 11.09.2011. URL: http://www.eluniversal.com/economia/110928/cavidea-fija-posicion-sobre-impacto-de-ley-de-costos (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Tal cual. 29.11.2011. URL: http://www.talcualdigital.com/Nota/visor.aspx?id=61227&tipo=AVA (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Цит. по: Krauze, E. El poder y el delirio. Mexico, 2008. P. 311.

140

61

62

63

64

65

66

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

Появился ряд новых министерств: министерство жилищного строительства, министерство социальной экономики, министерство высшего образования, министерство пенитенциарных учреждений. Gomez Sanchez I. El papel de las misiones sociales en la construction de identidades politicas en Venezuela// Revista Venezolana de Economia y Ciencias Sociales. 2007. Vol.13. No.1. P. 30. McCoy J., Myers D. The Unraveling of Representative Democracy in Venezuela. Baltimore, 2004. P. 252. Giordani, J. Venezuela, desarrollo nacional y desarrollo social. III Cumbre de la Deuda Social, Ministerio de Planificaci n y Desarrollo. — Caracas, 2004: URL: http://www.mpd.gob.ve/noticias/des-soc_des-nac. htm (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Transparencia Venezuela. Nuestro Presupuesto 2012 . URL: http://www.transparencia.org.ve/AreasEs-trategicas-(2)/Informe-Nuestro-Presupuesto_-2012.aspx (дата обращения: 12.07.2012 г.)

ЦАМТО. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2011/1109/100010289/detail. shtml (дата обращения: 12.07.2012 г.)

Transparencia Venezuela. Nuestro Presupuesto 2012. URL: http://www.transparencia.org.ve/AreasEs-trategicas-(2)/Informe-Nuestro-Presupuesto_-2012.aspx (дата обращения: 12.07.2012 г.)

141

COMPARATIVE POLITICS • 2 (8) / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.