Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМФОРТНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / EMOTIONAL COMFORT / ADOPTION OF OTHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курашева А.Е.

Статья посвящена проблеме сравнительного анализа социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского вуза. Исследование проводилось при помощи «Методики диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого, в качестве респондентов выступили 30 студентов первого курса и 30 студентов пятого курса медицинского вуза. Полученные результаты могут найти применение в психологическом сопровождении студентов первого курса и создании различных тренинговых программ для студентов младших курсов, общей целью которых является повышение адаптационного потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTARION OF FIRST AND FIFTH YEAR MEDICAL STUDENTS

The article is devoted to the problem of a comparative analysis of the socio-psychological adaptation of first and fifth year medical students. The study was conducted using the «Methods of diagnosis of socio-psychological adaptation» by K. Rogers and R. Diamond in the adaptation of A.К. Osnitsky, 30 first-year students and 30 fifth-year medical students acted as respondents. The results can be applied in the psychological support of first-year students and in the creation of various training programs for undergraduate students, whose overall goal is to increase students adaptive potential.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 159.99

Курашева А.Е. студент 3 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет научный руководитель: Глазева М.А., к.психол.н.

доцент Россия, г. Оренбург

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО КУРСОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме сравнительного анализа социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского вуза. Исследование проводилось при помощи «Методики диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого, в качестве респондентов выступили 30 студентов первого курса и 30 студентов пятого курса медицинского вуза. Полученные результаты могут найти применение в психологическом сопровождении студентов первого курса и создании различных тренинговых программ для студентов младших курсов, общей целью которых является повышение адаптационного потенциала студентов.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, эмоциональная комфортность, принятие других.

Kurasheva A.E.

3rd course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg Scientific advisor: Glazeva M.A. candidate of psychological Sciences, professor assistant COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTARION OF FIRST AND FIFTH YEAR MEDICAL STUDENTS Abstract. The article is devoted to the problem of a comparative analysis of the socio-psychological adaptation of first andfifth year medical students. The study was conducted using the «Methods of diagnosis of socio-psychological adaptation» by K. Rogers and R. Diamond in the adaptation of A.К. Osnitsky, 30 first -year students and 30 fifth-year medical students acted as respondents. The results can be applied in the psychological support of first-year students and in the creation of various training programs for undergraduate students, whose overall goal is to increase students adaptive potential.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, emotional comfort, adoption of others.

В настоящее время проблема социально-психологической адаптации студентов вуза остается одной из наиболее актуальных тем исследований. Это связано с тем, что при поступлении в высшее учебное заведение происходит кардинальная смена обстановки: завершается сепарация от родительской семьи, происходит переезд на новое место жительства, студента окружает новый коллектив, появляется новая учебная программа и расписание, новые требования к внешнему виду и учебной подготовке и многое другое. Социально-психологическая и образовательная среда вуза постоянно претерпевает изменение: каждый семестр студенты изучают новые учебные дисциплины на новых кафедрах с незнакомыми преподавателями. Таким образом, адаптация студентов в вузе происходит постоянно на фоне изменения как социально-психологической и образовательной среды вуза, так и их собственной личности.

В нашем исследовании мы исходим из понимания социально-психологической адаптации как взаимодействия личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы [1]. К. Роджерс и Р. Даймонд выделяли шесть компонентов социально-психологической адаптации:

1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется.

2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны.

3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности-враждебности к другим людям (это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе, либо критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе).

4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого (преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни, либо наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний).

5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях (подавление и превосходство, либо склонность к подчинению, мягкость, покорность) [1].

Цель исследования: сравнительный анализ социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского вуза.

В качестве методов исследования использовались метод тестирования

(«Методика диагностики социально -психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого); методы обработки данных с использованием методов математической статистики (критерий Ц-Манна-Уитни).

Исследование проводилось в 2018 году на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. В качестве испытуемых выступили студенты 1 и 5 курсов медицинского вуза в возрасте от 18 до 22 лет. Всего в исследовании приняло участие 60 испытуемых (30 студентов первого курса и 30 студентов пятого курса).

Таблица 1

Статистическое сравнение социально-психологической адаптации

Показатель социально-психологической адаптации и эмп. для 1 курса и эмп. для 5 курса Сравне ние суммы рангов р-уровень значимости

Шкала «Адаптация» 607,5 292,5 Ю<Я5 р<0,05

Шкала «Принятие других» 513,5 386,5 Ю<Я5 р>0,05

Шкала «Интернальность» 630,5 269,5 Ю<Я5 р<0,01

Шкала «Самоприятие» 616 284 Ю<Я5 р<0,01

Шкала «Эмоциональная комфортность» 610 290 Ю<Я5 р<0,01

Шкала «Стремление к доминированию» 542,5 357,5 Ю<Я5 р>0,05

По итогам статистической обработки показателей социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского вуза получены следующие результаты:

- «Интернальность» выше у студентов пятого курса (р<0,01);

- «Самоприятие» выше у студентов пятого курса (р<0,01);

- «Эмоциональная комфортность» выше у студентов пятого курса (р<0,01);

- «Адаптация» выше у студентов пятого курса (р<0,05).

Это означает, что к пятому курсу студенты уже заняли и приняли свою позицию в коллективе и наладили стабильные отношения с окружающими, также в их жизни преобладают положительные эмоции, они ощущают благополучие своей жизни и считают, что сами несут ответственность за происходящие в их жизни события. Полученные данные могут быть объяснены тем, что студенты пятого курса медицинского вуза приближаются к завершению юношеского возраста и переходу к новому периоду жизни -молодости, у них могут быть сформированы перспективы на будущее, более высокие (по сравнению со студентами младших курсов) осознанность,

ответственность, самоконтроль. Несмотря на постоянно обновляющиеся в вузе условия, студенты пятого курса способны более эффективно приспосабливаться к различным требованиям среды и взаимодействовать с этой средой без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликтов.

Таким образом, в результате исследования социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского вуза обнаружены статистически достоверные различия в уровне интернальности (р<0,01), самоприятия (р<0,01), эмоциональной комфортности (р<0,01) и адаптации (р<0,05) - данные показатели у студентов пятого курса достоверно выше, чем у студентов первого курса медицинского вуза.

Использованные источники: 1. Власова Т.А. Социально-психологическая студентов младших курсов к условиям обучения в вузе// Вестник ЧГПУ, 2009. - №1. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-mladshih-kursov-k-usloviyam-obucheniya-v-vuze.

УДК: 597.2/.

Курбанова А.И., к.биол.н.

доцент

кафедра «Общей биологии и физиологии»

Пиржанова А.М. студент 1- курса магистратуры специальность «Ихтиология и гидробиология»

Кунисов Б.М. студент 2- курса магистратуры специальность «Ихтиология и гидробиология» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАРАЗИТОФАУНЫ РЫБ БАССЕЙНОВ АРАЛЬСКОГО МОРЯ

Аннотация

В статье рассматриваются современное состояние паразитофауны рыб бассейнов Аральского моря. В связи с резким понижением уровня воды и осолонением Аральского моря и деградацией водных экосистем в Приаралье происходит сокращение районов распространения многих паразитов и уменьшение численности их хозяев.

Ключевые слова: экологическая катастрофа, Амударья,

Сырдарья,реофильные, эвригалинные, экотопаразиты, гидробионт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.