СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.4.051.63
Паршина В.В.
Преподаватель, Российский государственный социальный университет (филиал в г.Люберцы)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
МОЛОДЫХ И ПОЖИЛЫХ ИНВАЛИДОВ
В статье анализируются основные проблемы, возникающие у лиц с ограниченными возможностями двух категорий населения, преимущественного, молодого и пожилого возраста. Раскрывается специфика и особенности психологических изменений, потребностно-мотивационной сферы у представителей данных групп, а также личностный потенциал в различных сферах жизнедеятельности.
Ключевые слова: инвалидность, пожилые люди, молодые люди, социально-психологические проблемы.
Инвалидность всегда тяжело переживается человеком и является дестабилизирующим фактором в жизни любой личности. Однако такие характеристики, как пол, возраст, характер и т.д. формируют некоторую специфику в переживании проблем, вызванных инвалидизацией.
В разных возрастных периодах проявление инвалидности имеет свои особенности. Она накладывает различия как на объективные стороны повседневной жизни, привнося собой определённые ограничения, так и на субъективное психологическое состояние человека, в свою очередь, оказывая влияние на социальные связи и отношения человека. Переживание инвалидности пожилыми и молодыми людьми отличается с точки зрения их жизненных перспектив и остроты переживаний.
Инвалидность среди людей в возрасте 55-65 лет является распространённым явлением, что вызвано наличием у человека нескольких зачастую хронических заболеваний, профессиональных болезней, накопленных за всю жизнь вредных веществ в организме. Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями [1, с. 79]: возрастные изменения организма хотя и не являются болезнью в медицинском смысле, но вызывают ощущение болезненности, недужности, немощи. В процессе старения и инвалидизации страдает и психика.
Снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются помять и внимание, уменьшается способность радоваться и эмоционально реагировать на события жизни, появляется своеобразный старческий консерватизм.
Эти изменения психики, выраженные в большей или меньшей степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека. Инвалидность только усугубляет их, делает острее, выраженнее. Это меняет личность человека в той или иной степени, вызывая и социальный аспект психологических проблем — это и есть социально-психологические проблемы.
У молодых людей адаптивность, то есть способность к приспособлению в изменившихся условиях, находится на более высоком уровне, нежели у пожилых лиц. Огромный урон этому свойству личности наносит инвалидность. Невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих молодых инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка, у части не формируется чувство доверия к миру.
В связи с этим нередко инвалиды детства воспринимают людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые люди, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, не живут полной жизнью, у них не формируется достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего являются их замкнутость, отгороженность от людей [2, с. 23].
Это огромные социально-психологические трудности, выступающие барьерами, которые весьма сложно преодолеть. У пожилых инвалидов во многих случаях сам факт старения и целый ряд сопутствующих ему сложных жизненных ситуаций, к которым относится и деятельности, изменение стереотипа жизни и возникшие финансовые трудности, развитие недугов и болезней, ограничивающих физические возможности и вызывающих ощущение немощи, неспособность самостоятельно справляться с бытовыми проблемами, страх перед будущим, осознание неизбежности приближающейся смерти — вот далеко не полный перечень психологических проблем, с которыми сталкивается пожилой человек, и которые усугубляются переживанием инвалидности.
Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте.
В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и других [4, с. 29].
У молодых людей впереди вся жизнь, и инвалидность нередко перечёркивает множество возможностей, что является огромной психологической травмой, особенно если инвалидность приобретена в сознательном возрасте вследствие катастроф и иных травмирующих событий.
Если молодой человек является инвалидом с детства, он более терпим к ситуации ограниченности возможностей, но, тем не менее, как минимум к 18 годам его потребности будут распространяться на профессионально-трудовую сферу, личностно-семейную, а также образовательную. Ограничения в таких приоритетных сферах могут с большой вероятностью привести к возникновению и обострению психологических проблем, возникновению агрессивности, апатичности, депрессивных состояний, суицидального риска и других негативных проявлений субъективного переживания психологических сложностей, вызванных инвалидностью. Эти сложности в свою очередь вызовут проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, что и обуславливает возникновение комплекса социально-психологических проблем.
В отличие от пожилого, молодой инвалид прекрасно понимает, что его возраст наиболее подходит для построения карьеры, семьи, получения образования, профессии, приобретения социальных связей и отношений и всего, что делает жизнь насыщенной, успешной и современной.
В современной науке социально-психологические вопросы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой [5, с. 113]. Пожилой возраст, подкреплённый наличием инвалидности, едва ли не синонимичен термину «социально-психологическая проблема». Это неразрывно связанные проблемы.
Одиночество как психологическое явление связано с особенностями мышления. У членов семьи из разных поколений представление о различных сферах жизни разное, соответствующее каждому возрасту. Пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях детей и внуков, труднее найти взаимопонимание, а друзей становится все
меньше. Не находя единомышленников, старики не могут выразить все свои мысли и чувства, а если и могут, то часто остаются не понятыми [6, с. 125].
Для молодых людей с инвалидностью проблема одиночества связана прежде всего с недостатком общения по причине неуверенности в себе, замкнутости, смущения за какие-либо внешние недостатки и т.д. Молодые инвалиды в первую очередь нуждаются в общении со сверстниками, которые заняты построением семьи, карьеры, учёбой или развлекательной деятельностью, в условиях которой молодые инвалиды нередко ограничены, и именно поэтому по причине несовпадения возможностей, приоритетов и мест посещения общение между молодыми неинвалидами (это лица, по факту не признанные инвалидами и являющиеся относительно здоровыми) и инвалидами часто бывает ограничено.
Молодому инвалиду сложнее найти партнёра для создания отношений и семьи, и друзей. Их нередко окружают лишь родственники и они «заперты в четырёх стенах», вследствие чего замкнутость и некоммуникабельность культивируется и усугубляется, а молодой человек становится озлобленнее на весь мир, упуская все возможности для компенсации ограниченных возможностей и развития различных навыков.
В силу характерологических особенностей пожилым с консервативными взглядами, а в особенности имеющим инвалидность, довольно трудно перестроиться практически в любой деятельности [3, с. 136]. Молодые же люди не так консервативны во взглядах и оценках, легче приспосабливаются и надеются на лучшее — в отличие от пожилых; их память не нарушается (если речь не идёт о специфическом нарушении интеллекта и психических процессов). Многих молодых людей инвалидность «ломает», причиняя острые переживания, в связи с чем, очевидно, что актуальность психологической помощи и социально-психологической реабилитации несомненна.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что потенциал молодых инвалидов практически во всех сферах жизнедеятельности гораздо выше, чем аналогичный у инвалидов пожилого возраста. У пожилых инвалидов уже построена семья, трудовая деятельность не является жизненно необходимой, нет потребности в получении образования; для них инвалидность является менее травмирующим фактором, так как пожилой возраст предполагает наличие у человека ухудшения физического здоровья в определённой степени.
Молодой же человек, получая инвалидность или сталкиваясь с различными ограничениями по её причине, испытывает отчаяние, особенно если инвалидность резко перечёркивает возможности и перспективы; однако и для компенсации утраченных возможностей молодые люди имеют больше внутренних ресурсов в отличие от пожилых. Именно поэтому реабилитационные мероприятия в отношении молодых инвалидов являются особенно целесоообразными и актуальными: молодёжь это будущее страны, её капитал.
Литература
1. Психология старости и старения [Текст] : / Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
2. Стуре Т. К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов [Текст] Л. Ф. Обухова, М. Н. Гуслова // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 40-49.
3. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 296 с.
4. Холостова Е. И. Социальная реабилитация [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 348 с.
5. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. — 224 с.