Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты сохранения физической активности пожилых людей в образовательном контексте'

Социально-педагогические аспекты сохранения физической активности пожилых людей в образовательном контексте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / БУДУЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / FUTURE SOCIAL WORKERS / SENIORS / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прядко Любовь Александровна

В данной статье рассматриваются социально-педагогические аспекты сохранения физической активности пожилых людей, среди которых овладение средствами самостоятельного использования средств физической культуры и укрепления здоровья для обеспечения их полноценной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прядко Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and educational aspects of keeping up physical activity of older people in the educational aspect

This article explores the social and pedagogical aspects of keeping up physical activity of older people including physical education and health to ensure their full life.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты сохранения физической активности пожилых людей в образовательном контексте»

затруднившихся ответить (31,3 %) и ответивших «нет» (28,7 %) на этот вопрос.

«Психологи» отличаются от двух других типов тем, что среди респондентов этой группы отсутствуют те, кто негативно относится к своему собственному вероятному долгожительству. Хотят долго жить (90 лет и старше) 66,6 % психологов, затруднились ответить — 33,3 %.

Среди респондентов, желающих долго жить, были выделены их личные причины, побуждающие к долголетию. Результаты опроса показали, что у представителей всех типов в мотивации на долголетие главенствуют семейные ценности: «хочется как можно дольше пожить с родными и близкими» — 66 % и «хочется успеть больше сделать для детей и внуков, помочь им в жизни» — 52 %, «страх смерти» как мотив долгой жизни выбрали лишь 12 % респондентов (табл. 4).

Отрицание долгой жизни также связано с семейным окружением — наиболее частые ответы «не хочется быть в тягость родным и близким», «боюсь одиночества, беспомощности» (табл. 5).

У «медиков» и «социальных работников» примерно одинаковое частотное распределение по вариантам ответов на вопрос об антимотивах долгожительства. Психологи на этот вопрос не отвечали, так как среди них нет тех, кто не хочет жить долго (табл. 5).

Выводы

1. Ответы респондентов показали, что, на их взгляд, не существует главного фактора долгожительства, только комплекс факторов определяет этот феномен.

2. Основными проблемами, осложняющими жизнь нынешних долгожителей, сотрудники социально-медицинской сферы считают одиночество и проблемы со здоровьем.

3. У большинства респондентов-сотрудников социально-медицинской сферы, взаимодействующих с долгожителями, отсутствуют ориентации на долгую жизнь, только 33,3 % хотят жить 90 лет и старше. Однако существенное влияние на этот признак оказывают функциональные обязанности сотрудника. Было выявлено, что наиболее частое отрицание долгой жизни свойственно медикам, наиболее редкое — психологам.

4. Большинство сотрудников боится одиночества, болезней и быть в тягость близким в предполагаемом возрасте долгожителей.

Наша гипотеза оказалась верна: у большинства сотрудников социально-медицинской сферы, взаимодействующих с долгожителями, отсутствуют ценностные ориентации на долголетие. Однако самих долгожителей сотрудники характеризуют преимущественно положительно

Библиографический список

1. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — Самара, 1995. — 327 с.

ПЛОТНИКОВА Юлия Сергеевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2011 г.

© Ю. С. Плотникова

УДК 37.013.42 : 364.465 Л. А. ПРЯДКО

Омский государственный технический университет

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

В данной статье рассматриваются социально-педагогические аспекты сохранения физической активности пожилых людей, среди которых овладение средствами самостоятельного использования средств физической культуры и укрепления здоровья для обеспечения их полноценной жизнедеятельности.

Ключевые слова: физическая активность, будущие социальные работники, пожилые люди, профессиональная деятельность.

В настоящее время для практической социальной работы с лицами пожилого возраста актуальными являются вопросы здоровьесберегающего образа жизни. В процессе старения двигательная активность пожилых людей резко снижается, они ведут малоподвижный образ жизни, вследствие чего становятся социально уязвимыми и менее защищены. Поэтому

вся система социальной поддержки пожилых людей должна быть направлена на сохранение и поддержание их здоровья и способности к самообслуживанию.

Всемирная организация здравоохранения определяет активную старость как «процесс оптимизации возможностей в плане здоровья, повышения каче-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Результат опроса пожилых людей, обслуживаемых на дому КЦСОН «Пенаты» г. Омска

Количество опрошенных по возрастам Не выходят из дома Самостоятельно выходят из дома, но испытывают трудности:

при ходьбе при подъеме по лестнице выходят в сопровождении

65-70 (24 %) 10 % 25 % 25 % 15 %

71-75 (30 %) 15 % 30 % 30 % 20 %

76-80 (24 %) 18 % 35 % 35 % 25 %

81-85 (22 %) 23 % 40 % 40 % 30 %

ства жизни по мере старения» [1]. На директивном уровне учитываются факторы здоровья человека в течение всей жизни для разработки глобальной, национальной политики в отношении пожилых и установления ориентиров исследований старения. При этом основной установкой Всемирной организации здравоохранения является относительная самостоятельность пожилых в плане продуктивного вклада в жизнь своих семей и общин, для чего они должны обладать достаточно хорошим здоровьем. В связи с этим, приоритетным направлением деятельности социальных служб в работе с пожилыми людьми является организация такой среды их обитания, чтобы у них всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Взаимосвязь социальноэкономических факторов и состояния здоровья человека, определяющих способность человека к функционированию в обществе включает такое понятие, как «качество жизни» [2]. В то же время для сохранения удовлетворительного жизненного потенциала указанной категории граждан одним из условий, необходимых для поддержания качества жизни, является повышение двигательной активности, значительное место в которой занимают различные средства и формы физической культуры. Вот почему одной из основных задач социального обслуживания пожилых людей является обучение их самостоятельному использованию рекомендуемых форм физической культуры. Физическая активность и посильная трудовая деятельность являются условиями поддержания достаточного уровня жизни старшего поколения. Ощущение защищенности, уверенность в завтрашнем дне, ответственность за свою и чужую жизнь способствуют продлению активного долголетия и сохранению удовлетворительного жизненного потенциала и являются основной целью социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет основную задачу социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста — это максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защиты их прав и законных интересов [3]. Это связано с тем, что в пожилом, и особенно в старческом возрасте, происходит закономерное и естественное снижение двигательной активности, процесс постепенной утраты адаптационных возможностей ускоряется и приближается старость, а с ней и все старческие недуги. Возрастающие с годами ослабление здоровья, физическое одряхление, вынужденное затворничество и изоляция ставят пожилых и престарелых людей всё в большую зависимость от

посторонней помощи, они все больше нуждаются в опеке и заботе. Кроме этого, физическая немощь является одной из причин одиночества.

При этом двигательная активность и регулярные физические упражнения играют решающую роль в замедлении процессов старения, поддержании здоровья пожилых людей и в их социальной адаптации к новым условиям жизни.

Физическая активность человека — это главный фактор сохранения и укрепления его здоровья и ничем не заменимое универсальное средство замедления старения организма. Именно двигательная активность является основой здорового образа жизни, и именно она лежит в основе всех других компонентов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья человека таких как правильный распорядок дня, самодисциплина, режим работы и отдыха, а также сон и питание.

Физическая активность и посильная трудовая деятельность выступают условиями, необходимыми для поддержания достаточного уровня жизни старшего поколения, причем большое значение имеет рациональная организация повседневной жизнедеятельности, в том числе физические нагрузки. Организация режима дня и двигательной активности, соответствующей возрасту и возможностям, позволят пожилым людям самим себя обслуживать, не полагаясь на постороннюю помощь. Поэтому для практического осуществления вышеуказанных аспектов по здоровьесберегающему образу жизни социальные работники должны в первую очередь думать о физическом здоровье клиентов социальных служб. При этом для этих людей необходимо включать какую-либо форму физической активности в повседневную жизнь (утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированную ходьбу, суставную и дыхательную гимнастики и т.д.).

Нами было проведено анкетирование 250 пожилых людей — клиентов отделений социально-бытового обслуживания на дому Комплексного центра социального обслуживания населения города Омска «Пенаты». Из них: 60 человек в возрасте 65 — 70 лет, 75 человек в возрасте 71 — 75 лет, 60 человек в возрасте 76 — 80 лет, 55 человек в возрасте 81 —85 лет. Опрос показал, что большинство из них могут самостоятельно выходить из дома, но при этом испытывают трудности при подъеме по лестнице, при ходьбе и нуждаются в сопровождении (табл. 1).

При этом проведенное анкетирование по вопросам желания заниматься утренней гимнастикой, закаливанием, самомассажем, дозированной ходьбой и ходьбой по лестнице показало, что в возрасте 65 — 70 лет 75 % не только выполняют утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, самомассаж, занимаются ходьбой по лестнице, дозированной

□ угр.гимнастика

□ самомассаж В закаливание

□ дозированная ходьба

□ ходьба по лестнице

□ потребность в информации

Рис. 1. Двигательный режим пожилых людей, обслуживаемых на дому КЦСОН «Пенаты» г. Омска

ходьбой (прогулки), но и хотели бы получить информацию о методике проведения различных форм двигательной активности. Многие респонденты занимаются физическими упражнениям и самостоятельно, но в возрасте 76 — 85 лет уже 80 % нуждаются в информации о различных формах двигательной активности и хотели бы получить её от социальных работников (рис. 1). В связи с изложенным одной из основных задач социального обслуживания пожилых людей является обучение их самостоятельному использованию различных форм физической культуры в режиме дня для сохранения удовлетворительного жизненного потенциала указанной категории граждан. Этот аспект является одним из необходимых для поддержания качества жизни старшего поколения, повышения двигательной активности, степени самообслуживания.

Социальные работники, осуществляющие взаимодействие с пожилыми людьми — клиентами отделений социально-бытового обслуживания на дому, в первую очередь должны думать о социальном здоровье своих подопечных, включающем достаточный уровень физического и психического состояния. Так, Е. И. Холостова (2002 г.) во многих своих работах отмечает, что именно социальный работник, осуществляющий непосредственный контакт с пожилым человеком, «призван своевременно разрешать трудности клиента, преодолевать возникающие социальные противоречия с целью гармонизации общественных отношений, снижения социальной напряженности, коррекции личных или социальных проблем». При этом, по мнению автора, профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала всегда взаимодействует со своим клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов, в том числе и по социальной реабилитации, и применяет конкретные методы, учитывая интересы пожилых людей [4, 5].

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер, так как она аккумулирует в себе элементы смежных профессий: психолога, педагога, медработника

и, в том числе, на наш взгляд, и специалиста по физической культуре или владеющего этими знаниями социального работника. Зачастую специалист по социальной работе выполняет роль педагога, которая заключается в передаче информации, знаний и умений пожилым людям о повышении двигательной активности, выполнению посильных комплексов физических упражнений, ходьбы, а также навыкам самоконтроля при самостоятельном выполнении. В. Г. Бочарова отмечает, что каждому социальному работнику необходимы знания о развитии и поведении человека. В то же время автор подчеркивает необходимость педагогической компетентности

социальных работников, а следовательно и подготовленности [6]. По нашему мнению, сюда должна войти и готовность их к использованию средств физической культуры для сохранения двигательной активности пожилых людей.

При этом специалист по социальной работе может эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции только в том случае, если он владеет большим кругом знаний и умений, соответствующих квалификационной характеристике должности «Специалист по социальной работе», среди которых и нормы санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения, пропаганды здорового образа жизни. Содержание подготовки будущих специалистов социальной работы должно быть адекватным современным требованиям. Кроме того, приобщение к общественным ценностям, в том числе и физической культуры, утверждение принципов здорового образа жизни и их практическая реализация средствами физической культуры для будущих специалистов является одной из наиболее важных задач.

Таким образом, можно считать, что получение студентами специальности «Социальная работа» дополнительного учебного материала в рамках Государственного образовательного стандарта по сохранению двигательной активности пожилых людей, поможет будущему специалисту эффективно решать определенный круг профессиональных задач и успешно адаптироваться к его профессиональной деятельности.

Однако эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции возможно только в том случае, если он владеет большим кругом знаний и умений, соответствующих квалификационной характеристике должности «Специалист по социальной работе». Результатами освоения основной образовательной программы ВПО третьего поколения являются овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, в том числе и с пожилыми людьми

Результаты освоения основной образовательной программы ВПО третьего поколения определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять полученные знания, умения и использовать навыки в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Одна из профессиональных компетенций диктует (обязывает) быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

и социальных ресурсов клиента [7, 8]. Среди общекультурных компетенций наиболее важным аспектом, на наш взгляд, подтвержденный опытно-экспериментальной работой, является внедрение в жизнедеятельность пожилого человека методически правильного использования средств физического воспитания с целью укрепления здоровья и достижения должного уровня физической активности для повышения качества жизни этого контингента, а значит, и повышения качества социальной работы специалиста.

Библиографический список

1. Всемирная организация здравоохранения, Исполнительный комитет, ЕВ 115/29 2004, 115 сессия, пункт 4.15. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. gerontology. ru (дата обращения: 01.03.2011).

2. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология : учеб. пособие для вузов / Р. С. Яцемирская — М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // base. consultant. ru (дата обращения: 01.06.2011).

4. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. — М. : ИНФРА-М, 2002. — 427 с.

5. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми : учеб. пособие / Е. И. Холостова — М. : Дашков и К, 2003. —

295 с.

6. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика в системе научного обеспечения профессии «Социальная работа» / В. Г. Бочарова // Подготовка социальных педагогов в системе высшего образования. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы : матер. межд. науч.-практ. конф. (Москва, 2002). — Тюмень, 2003. — С. 4-11.

7. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 декабря 2009 года № 709 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. Ьивтеввргауо. ги (дата обращения: 01.06.2011).

8. Государственный стандарт высшего профессионального образования № 83 мжд / СП 10.03.2000г. — Режим доступа: http://eduscan. net/standaгt / 040101 (дата обращения: 01.06.2011).

ПРЯДКО Любовь Александровна, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 10.08.2011 г.

© Л. А. Прядко

УДК 6583 С. Н. АПЕНЬКО

К. В. ГИЛЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

КОММУНИКАЦИОННЫЙ АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Обоснована актуальность управления коммуникациями для предприятий сферы железнодорожного транспорта, находящихся на этапе реформирования и испытывающих потребность в оптимизации коммуникационных каналов и потоков. Коммуникационный аудит представлен как элемент управления коммуникациями, описаны его объекты и субъекты, основные методы. Приведены результаты коммуникационного аудита на предприятиях железнодорожной отрасли.

Ключевые слова: аудит, корпоративные коммуникации, сфера транспорта.

Система корпоративных коммуникаций на современном этапе выступает одним из ключевых факторов, определяющих как эффективность текущего функционирования предприятия, так и стратегическое его развитие. Управление корпоративными коммуникациями предполагает такие процедуры, как планирование коммуникаций в соответствии со стратегией, управление коммуникационными цепочками поставок, улучшение процесса обработки и подачи информации, повышение качества информационных сообщений, разработка и

реализация системы стандартизации информационного обмена, разработка и внедрение матрицы корпоративных коммуникаций, совершенствование межличностных коммуникаций и т.д. Основой для успешной реализации этих процедур является коммуникационный аудит, направленный на комплексную оценку состояния корпоративных коммуникаций, выявление отклонений от принятых стандартов и выработку мер по оптимизации коммуникаций. Вместе с тем необходимо отметить, что процедуры организации, проведения и оценки результатов ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.