Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В РОССИИ И США'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / менторинг / молодой педагог / начинающий учитель / наставник / mentoring / mentor / mentee / novice teacher / young teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна

Цель данного исследования заключается в сравнении содержательно-технологического аспекта реализации наставничества над молодыми педагогами в России и США. Данная статья отражает основные сходства и различия в рассматриваемом аспекте наставничества в изучаемых странах. В статье приведены аргументы, подкрепляющие тезис о важности роли наставника в процессе профессионального становления молодого педагога. Выявленные в ходе исследования особенности могут стать основой для совершенствования локальных программ наставничества в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study is to compare the content-technological aspects of novice teachers mentoring in Russia and the United States. This article contains the description of the main peculiarities and common aspects in the considered aspect of mentoring in the studied countries. The article presents arguments confirming the thesis about the importance of the role of a mentor in the process of a novice teacher professional development. The features revealed in the course of the study can be used while working out local mentoring programmes in schools.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В РОССИИ И США»

требует приложения немалых усилий и занимает много времени, но это того стоит, когда видишь, с каким азартом и интересом работают обучающиеся.

Выводы. Современные образовательные технологии - это система обучения с использованием методов, форм и средств в образовательном процессе для достижения желаемого результата.

Признаки образовательных технологий нового поколения:

- характер и последовательность действий обучаемого отвечает конкретному педагогическому замыслу, основанном на деятельностном подходе к обучению;

- организационная цепочка действий строго согласована с целями для обеспечения намеченных результатов;

- педагог отказывается от практики объект-субъектного взаимодействия с обучающимися в пользу субъект-субъектного;

- процесс обучения основан на моделировании ситуаций поиска, открытия знаний и анализа их практической ценности;

- формирует целеполагание, рефлексию, адекватную оценку результатов деятельности;

- формирует личностные качества для адаптации в социуме;

- значительной частью технологии являются диагностические процедуры, позволяющие системно проводить само- и взаимоконтроль знаний.

И уже сегодня мы можем выделить очень много организационных и педагогических моделей образовательной практики для повышения эффективности образования по всей стране. Ожидаемые результаты: обеспечение высокого качества образовательного процесса, овладение обучающимися ключевыми компетентностями, сформированность потребности в здоровом образе жизни - возможны при деятельностном подходе к сочетанию в педагогической практике традиционных и современных образовательных технологий.

Литература:

1. Загвязинский, В.И. и др. Педагогический словарь: учебное пособие / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008 - 343 с.

2. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М.: Проспект, 2009. - 21 с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2010,- 58 с.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2009. - 217 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность / В.А. Сластенин. - М.: Издательство Мастер. -2011.-90 с.

Педагогика

УДК 37.013.74

старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Игнатьева Екатерина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Базарнова Надежда Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В РОССИИ И США

Аннотация. Цель данного исследования заключается в сравнении содержательно-технологического аспекта реализации наставничества над молодыми педагогами в России и США. Данная статья отражает основные сходства и различия в рассматриваемом аспекте наставничества в изучаемых странах. В статье приведены аргументы, подкрепляющие тезис о важности роли наставника в процессе профессионального становления молодого педагога. Выявленные в ходе исследования особенности могут стать основой для совершенствования локальных программ наставничества в образовательных организациях.

Ключевые слова: наставничество, менторинг, молодой педагог, начинающий учитель, наставник.

Annotation. The purpose of the study is to compare the content-technological aspects of novice teachers mentoring in Russia and the United States. This article contains the description of the main peculiarities and common aspects in the considered aspect of mentoring in the studied countries. The article presents arguments confirming the thesis about the importance of the role of a mentor in the process of a novice teacher professional development. The features revealed in the course of the study can be used while working out local mentoring programmes in schools.

Key words: mentoring, mentor, mentee, novice teacher, young teacher.

Введение. В настоящее время наставничество используется в образовании как эффективный способ ввода и адаптации молодого учителя к профессии. Наставник помогает молодому педагогу справиться с профессиональными и психологическими трудностями, возникающими в начале карьерного пути, и приобрести необходимые практические навыки непосредственно на рабочем месте. Сравнительный анализ реализации наставничества в различных странах обеспечивает теоретическую базу для создания новых и совершенствования имеющихся программ наставничества в России. Содержательно-технологический аспект реализации наставничества включается в себя: тип сопровождения, субъектность участников, формы реализации наставничества и применяемые технологии, квалификационные требования и мотивацию наставников, а также личностно-профессиональные характеристики наставников и наставляемых как критерий отбора для участия в реализации наставничества.

Изложение основного материала статьи. Общими чертами в составе содержательно-технологического аспекта реализации наставничества в России и США является тип сопровождения и двусторонний характер наставнических отношений. Исследования феномена наставничества показали, что наставничество включает в себя психолого-педагогическое и информационно-методическое сопровождение молодого педагога в период его адаптации к профессиональной деятельности. Информационно-методическое сопровождение включает в себя работу по подготовке к урокам, помощь при оформлении документов, составлении рабочих программ, помощь в отборе дополнительной и справочной литературы и др.

Помогая молодому педагогу влиться в трудовой коллектив, наладить контакты с родительским сообществом, знакомя его с условиями труда в образовательной организации, наставник осуществляем психолого-педагогическое сопровождение. Диагностика и предотвращение и/или способствование преодолению кризисов являются важными составляющими психолого-педагогического сопровождения начинающего учителя, так как именно кризисы часто служат причиной досрочного выхода из профессии.

Исходя из того, что наставничество носит двусторонний характер, наставник должен быть достаточно гибким для того, чтобы принимать во внимание мнение и идеи наставляемого [3]. Говоря о наставничестве, чаще всего упоминается, что это процесс добровольный, основанный на альтруистических побуждениях опытных педагогов. Хороший наставник полностью посвящает себя помощи начинающим учителям, добивается успеха и получает удовольствие от своей новой позиции. Преданные своему делу наставники проявляют себя и остаются в этой должности. Они понимают, что упорство точно так же важно для наставничества, как и для обучения школьников [10]. Такая преданность делу естественным образом проистекает из твердого убеждения, что наставники способны оказать значительное и положительное влияние на жизнь другого. Это убеждение связано с тем, что наставничество может быть настоящим вызовом, требующим значительных затрат времени и энергии [3].

Подготовка к реализации наставничества требует решения двух важных вопросов: отбора и мотивации наставников. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны, так как наставниками могут стать только высокомотивированные на эту деятельность опытные педагоги [7]. Безусловно, наставником может стать педагог, имеющий положительный опыт в этой профессии, а главное, готовый делиться своим опытом с новым поколением учителей. Что же может мотивировать высококвалифицированного специалиста тратить время и силы на адаптацию выпускников вуза к профессии?

В США существует два вида стимуляции наставников: материальная и нематериальная [1]. Материальная стимуляция может выплачиваться исходя из количества часов, запланированных для встреч наставника и наставляемого. Но наставник -это тот человек, который должен быть готов помогать своему подопечному тогда, когда он в этом нуждается, а не тогда, когда «пора». Исходя из индивидуальных особенностей человека количество времени, затраченного на решение возникающих у него проблем, может варьироваться. Соответственно, почасовая оплата - это формальный подход, при котором процесс наставничества может показать себя неэффективным. Чтобы деформализовать подход к материальной стимуляции наставников, применяется оценка через достижения их подопечных. Например, через успеваемость учеников молодого педагога.

Более того, в США наставничество часто осуществляется специальными организациями (ассоциациями, школами и др.), где наставник - это должность, которая подразумевает заработную плату. В таких организациях заняты педагоги, обладающие богатым педагогическим опытом и имеющие желание им делиться. Педагоги наставники не заняты осуществлением непосредственного обучения учеников школ, а только работой с молодыми педагогами, проходящими адаптационный период.

Нематериальная стимуляция, которая распространена в российской системе образования, может быть разнообразной. Одним из ее вариантов может быть конкурс на лучшего наставника, в котором принимают участие и наставники и наставляемые. Критериями оценки могут быть также результаты подопечных, их количество, отзывы. Говоря о нематериальной мотивации наставников, важно упомянуть, что для осуществления этой деятельности необходим внутренний порыв, желание делиться накопленным опытом, тратить время и силы на подготовку к встречам с наставляемым.

Несмотря на то, что большинство наставников сделали бы эту важную работу без всякого вознаграждения, нельзя игнорировать взаимосвязь между денежной компенсацией и самоотдачей. Материальная стимуляция наставнической деятельности служит подтверждением значимости и ценности наставничества для системы образования и государства в целом.

Реализация наставничества и в России, и в США чаще всего осуществляется индивидуально путем организации личных встреч наставника и наставляемого. В США такие встречи проходят с использованием различных технологий (менторинг, коучинг и др.). Технологичность наставничества в США обусловлена стремлением к четкой структуризации процесса и, как следствие, повышению эффективности. Применение технологии моделирования позволяет начинающему педагогу отработать приемы и методы обучения, а также отследить собственные реакции и модели поведения в реальных ситуациях общения с учениками, тем самым снизить уровень стресса и повысить уверенность в себе. Широкий спектр используемых технологий позволяет наставникам осуществлять всестороннюю работу с наставляемыми, делая процесс наставничества увлекательным и разнообразным.

Предъявление квалификационных требований к наставникам (в России) является признаком формализации наставничества, который не лишен рациональности. Педагог-наставник должен обладать необходимым багажом практических знаний и опыта, который он может передать молодому поколению педагогов. Наставник должен хорошо понимать структуру учебного процесса, видеть причинно-следственные связи между действиями учителя и ученика, уметь корректно реагировать на конфликтные ситуации в классе, правильно выстраивать работу с родительским сообществом. Все эти навыки могут быть доведены до совершенства только в процессе осуществления собственной профессиональной деятельности. Именно поэтому предъявление таких квалификационных требований, как стаж работы и наличие подтвержденных заслуг в сфере образования является важным критерием при отборе наставников в России.

В США большое внимание уделяется не формальным характеристикам наставника, а его личностно-профессиональным особенностям и навыкам, которые будут отражаться в выполнении необходимых для наставника функций.

Джеймс Роули в своем исследовании «Хороший наставник» («The Good Mentor») выделяет основные качества, которыми должен обладать наставник для успешного осуществления наставнической деятельности:

1) хороший наставник предан своему делу;

2) хороший наставник принимает начинающего учителя;

3) хороший наставник имеет квалификацию для оказания методической поддержки;

4) хороший наставник полезен в различных ситуациях межличностного взаимодействия;

5) хороший наставник постоянно чему-то учится;

6) хороший наставник вселяет надежду и оптимизм [2].

Все вышеперечисленные характеристики ментора как субъекта наставнических отношений абсолютно необходимы для успешной реализации программ адаптации молодых педагогов к профессии. Именно эти характеристики ложатся в основу формирования критериев отбора наставников для участия в программах адаптации молодых педагогов в США. В Российской Федерации существующие программы наставничества в большинстве своем не имеют четкого плана работы менторских пар, программ подготовки наставников и системы контроля успешности молодых педагогов после прохождения программ адаптации. Представленная концепция личности наставника позволяет составить четкую программу тренировки и подготовки менторов к осуществлению наставнической деятельности [5].

Личностно-профессиональные качества молодых педагогов не являются предметом отдельных исследований и критерием отбора участников наставнических программ в России.

В американских программах менторинга объединение наставнических пар происходит исходят из сходства интересов, запросов, личностных качеств наставника и молодого педагога, что способствует установлению доверительных отношений в паре наставник - наставляемый и, как следствие, плодотворной совместной работе. Личная заинтересованность молодого педагога в своем профессиональном развитии является ключевым фактором успешности его профессиональной адаптации, следовательно, необходима диагностика уровня мотивации, ответственности, самоорганизации молодого педагога на начальном этапе входа в профессию.

Анализ методических источников США позволяет выделить основные аспекты диагностики личности молодого педагога при отборе для участия в программах менторинга:

- личная ответственность и заинтересованность;

- осознанность выбора профессии;

- дисциплина;

- самоорганизация;

- способность адекватно воспринимать критику и обратную связь.

Выводы. Таким образом, проведенное сравнительное исследование содержательно-технологического аспекта реализации наставничества в России и США (представлено в Таблице 1) позволяет наглядно продемонстрировать сходства и различия в содержании наставнических программ в России и США. Выявленные особенности программ менторинга в США могут стать основой доя совершенствования наставнических программ в России с учетом ментальной и организационной специфики.

Таблица 1

Содержание компонента РФ 1 США

Субъектность участников Двусторонний характер наставнических отношений

Тип сопровождения Психолого-педагогическое и информационно-методическое

Форма реализации наставничества Индивидуальная, групповая, коллективная Преимущественно индивидуальная

Мотивация наставников Преимущественно нематериальная Материальная и нематериальная

Квалификационные требования к наставнику Опыт работы от 5 лет, высшая квалификационная категория, наличие наград, методических публикаций и других формальных показателей эффективности работы педагога-наставника. Конкретных требований к квалификации наставника не предъявляется.

Технологичность наставничества Программы наставничества не предусматривают использования специальных технологий. Чаще всего используется консультирование, дискуссия, анализ деятельности и т.п. Менторские сессии, коучинг, моделирование, наблюдение, обмен идеями.

Личностно-профессиональные характеристики наставляемых Личностно-профессиональные качества наставляемых не являются предметом отдельных исследований. Личная ответственность и заинтересованность; осознанность выбора профессии; дисциплина; самоорганизация; способность адекватно воспринимать критику и обратную связь.

Литература:

1. Malderez, A. New ELT professionals / A. Malderez II English Teaching Professional. - 2001. -№19. - С. 57-58

2. Rowley, D. The Good Mentor / D. Rowley // Supporting New Teachers. - 1999. - Vol. 56 (6).

3. Smith, A. Mentoring for experienced school principals: Professional Learning in a safe place / A. Smith H Mentoring and Tutoring. - 2007. - №15 (3). - C. 277-291

4. Игнатьева, E.B. Личностно-профессиональные качества начинающего педагога как критерий отбора для участия в реализации наставничества / Е.В. Игнатьева // Актуальные проблемы профессионального образования: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Саранск: МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2022. -С. 50-55

5. Игнатьева, Е.В. Профессионально-личностные качества наставника начинающего учителя (анализ подходов США) / Е.В. Игнатьева, Е.Д. Синева // Инновационная деятельность в образовании сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - С. 54-57

6. Игнатьева, Е.В. Формирование автономной личности молодого учителя: роль наставника / Е.В. Игнатьева, Н.Д. Базарнова, A.B. Лабазова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77-2. - С. 193-195

7. Илалтдинова, Е.Ю. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога / Е.Ю. Илалтдинова, И.Ф. Фильченкова, C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2017,- Т.З (20).

8. Малинин, В.А. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета: электронный журнал. -2023.-T.il (1).

9. Папуткова, Г.А. Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов / Г.А. Папуткова, ИВ. Головина, Т.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета: электронный журнал. - 2022. -Т. 10 (4).

10. Фролов, В.А. Система педагогических условий профессионального роста будущего учителя / В.А. Фролов, H.A. Горячева, Н.Д. Федякова // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 134-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.