Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ» У ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ» У ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна, Петрова Мария Петровна

Цель исследования - выявить особенности сформированности профессиональных компетентностей в рамках обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» у педагогов разных должностей сферы дополнительного образования детей (ДОД). В статье описаны подходы к решению задач реализации данной цели. Показаны результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы формирования и оценки профессиональных компетентностей педагогов сферы ДОД; даны определения ведущих понятий исследования «обобщенная трудовая функция», «трудовая функция», «компетенция», «компетентность»; обоснованы методы исследования, описан компьютерно-ориентированный кейс; представлены результаты оценивания уровня сформированности профессиональных компетентностей у педагогов разных должностей сферы ДОД, проведенного на базе МАНОУ «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» (ДДТ); выявлены и описаны профессиональные дефициты педагогических работников разных должностей; сделаны рекомендации по развитию профессиональных компетентностей и устранению профессиональных дефицитов. Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации инструмента оценки и выявлении особенностей сформированности профессиональных компетентностей у педагогов разных должностей. В результате исследования удалось выявить особенности профессионального уровня педагогического коллектива ДДТ, его сильные стороны и профессиональные дефициты, определить перспективы развития кадрового потенциала ДДТ с учетом возможностей самого коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна, Петрова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE COMPETENCE “TEACHING IN SUPPLEMENTARY GENERAL EDUCATION PROGRAMMES” АMONG TEACHERS IN THE FIELD OF CHILDREN’S SUPPLEMENTARY EDUCATION

The study aims to identify the features of professional competencies formation within the generalised job function “Teaching in Supplementary General Education Programmes” among teachers holding different positions in the field of children’s supplementary education (CSE). The paper describes the approaches to solving the tasks to reach the stated aim. The work shows the results of a theoretical analysis of the extent to which the issue of formation and assessment of professional competencies in CSE teachers has been developed; defines the key concepts of the study, i.e. “generalised job function”, “job function”, “competence”, “competency”; substantiates research methods, describes a computer-oriented case; presents the results of assessing the level of professional competencies formation among CSE teachers holding different positions, which was conducted at the Municipal Autonomous Non-Standard Educational Institution “Palace of Children’s Creativity named after F. I. Avdeeva” of the Urban District “The City of Yakutsk” (PCC); identifies and describes professional deficits of its teaching staff holding different positions; makes recommendations on the development of professional competencies and the elimination of professional deficits. Scientific novelty of the study lies in developing and testing an assessment tool and identifying the features of professional competencies formation among teachers holding different positions. As a result of the study, the researchers have been able to identify the specificity of the professional level of the teaching staff at the PCC, their strengths and professional deficits, to determine the prospects for the development of the personnel potential at the PCC, taking into account the capabilities of the teaching staff themselves.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ» У ПЕДАГОГОВ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

3 rpärnoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 2. С. 159-167 | 2022. Volume 7. Issue 2. P. 159-167

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Сравнительный анализ сформированности компетентности «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» у педагогов сферы дополнительного образования детей

Золотарева А. В., Петрова М. П.

Аннотация. Цель исследования - выявить особенности сформированности профессиональных ком-петентностей в рамках обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» у педагогов разных должностей сферы дополнительного образования детей (ДОД). В статье описаны подходы к решению задач реализации данной цели. Показаны результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы формирования и оценки профессиональных компетентностей педагогов сферы ДОД; даны определения ведущих понятий исследования «обобщенная трудовая функция», «трудовая функция», «компетенция», «компетентность»; обоснованы методы исследования, описан компьютерно-ориентированный кейс; представлены результаты оценивания уровня сформированности профессиональных компетентностей у педагогов разных должностей сферы ДОД, проведенного на базе МАНОУ «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» (ДДТ); выявлены и описаны профессиональные дефициты педагогических работников разных должностей; сделаны рекомендации по развитию профессиональных компетентностей и устранению профессиональных дефицитов. Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации инструмента оценки и выявлении особенностей сформированности профессиональных компетентностей у педагогов разных должностей. В результате исследования удалось выявить особенности профессионального уровня педагогического коллектива ДДТ, его сильные стороны и профессиональные дефициты, определить перспективы развития кадрового потенциала ДДТ с учетом возможностей самого коллектива.

EN

Comparative Analysis of the Formation of the Competence "Teaching in Supplementary General Education Programmes" among Teachers in the Field of Children's Supplementary Education

Zolotareva A. V., Petrova M. P.

Abstract. The study aims to identify the features of professional competencies formation within the generalised job function "Teaching in Supplementary General Education Programmes" among teachers holding different positions in the field of children's supplementary education (CSE). The paper describes the approaches to solving the tasks to reach the stated aim. The work shows the results of a theoretical analysis of the extent to which the issue of formation and assessment of professional competencies in CSE teachers has been developed; defines the key concepts of the study, i.e. "generalised job function", "job function", "competence", "competency"; substantiates research methods, describes a computer-oriented case; presents the results of assessing the level of professional competencies formation among CSE teachers holding different positions, which was conducted at the Municipal Autonomous Non-Standard Educational Institution "Palace of Children's Creativity named after F. I. Avdeeva" of the Urban District "The City of Yakutsk" (PCC); identifies and describes professional deficits of its teaching staff holding different positions; makes recommendations on the development of professional competencies and the elimination of professional deficits. Scientific novelty of the study lies in developing and testing an assessment tool and identifying the features of professional competencies formation among teachers holding different positions. As a result of the study, the researchers have been able to identify the specificity of the professional level of the teaching staff at the PCC, their strengths and professional deficits, to determine the prospects for the development of the personnel potential at the PCC, taking into account the capabilities of the teaching staff themselves.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220035

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

Введение

В последнее время активно обсуждается мнение, что нигде качество образования не может превысить качество подготовки педагога. От владения педагогом своими профессиональными компетенциями зависит уровень достижения обучающимися актуальных образовательных результатов, заданных Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3, Национальным проектом «Образование» и другими стратегическими документами, регламентирующими государственную образовательную политику России (Паспорт Национального проекта..., 2018). Это утверждение относится ко всем категориям педагогических работников, в том числе и к педагогам дополнительного образования. Система дополнительного образования детей (ДОД) в России переживает время стратегических преобразований, которые невозможны без грамотного кадрового обеспечения. Содержание современных дополнительных общеобразовательных программ определяется не стандартом, а социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов и реализуется в городских и сельских организациях дополнительного образования детей, общеобразовательной школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждении среднего профессионального образования, учреждениях культуры, спорта, молодежных структурах, государственно-частных организациях (Методика непрерывного профессионального развития., 2022).

В реализации программ дополнительного образования детей участвуют педагогические работники таких должностей, как педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, тренер-преподаватель, которые в разной степени могут выполнять образовательные и педагогические функции. Кроме того, педагогический состав сферы ДОД отличается широким спектром принадлежности к разным направлениям деятельности - культура, спорт, техника, туризм и др. Поскольку дополнительное образование не имеет стандартов, не ограничено временными рамками, очень многое в содержании и организации образовательного процесса зависит от знаний педагога, его умений использовать разнообразные возможности образования для развития ребенка.

Таким образом, в сфере дополнительного образования, как ни в какой другой, существуют серьезные проблемы реализации педагогических функций педагогами разных должностей. Требования к осуществлению педагогической деятельности задаются квалификационными характеристиками, профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Профессиональный стандарт., 2021) и другими нормативными документами. Сегодня достаточно остро стоят вопросы уровня и качества овладения педагогами своими профессиональными компетенциями, что обусловливает актуальность разработки темы исследования.

В рамках описанного в данной статье исследования мы решали следующие задачи:

- представить основные понятия, связанные с профессиональной деятельностью педагога в соответствии с профессиональным стандартом в рамках компетентности «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»;

- определить уровень владения педагогами разных должностей сферы дополнительного образования детей профессиональными компетенциями в рамках обобщенной трудовой функции (ОТФ) «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (на примере Дворца детского творчества имени Ф. И. Авдеевой городского округа «город Якутск»);

- выявить профессиональные дефициты педагогов разных должностей сферы дополнительного образования детей;

- предложить рекомендации по устранению выявленных дефицитов.

Теоретическая база исследования. Итак, сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что эффективность реализации программ дополнительного образования детей во многом зависит от качества сформированности профессиональных компетенций педагогических кадров. Немногие отечественные ученые, исследующие проблему подготовки и профессионального развития специалистов для системы дополнительного образования детей, пытались выстроить разные модели их подготовки (Концепция и модели., 2014; Дополнительное образование., 2022; Березина, 2007; Голованов, 2016; Евладова, Золотарева, 2017; Лебедев, 2004). Определенный интерес представляет некоторый зарубежный опыт в области подготовки специалистов внешкольной сферы или неформального образования Европы, в том числе Европейской ассоциацией организаций неформального образования детей и молодежи (EAICY) (Non-Formal and Informal Education., 2005), а также исследований кадрового обеспечения сферы ДОД на постсоветском пространстве (Золотарева, 2021). Вместе с тем, нами не было встречено ни одного целостного исследования данной проблемы, имеющего определенный практический выход на создание системы профессиональной подготовки кадров для внешкольного (дополнительного) образования, ни в России, ни на мировом уровне.

Исследование проблемы подготовки и профессионального развития педагогических кадров неразрывно связано с проблемой формирования и оценки профессиональных компетенций. Вопросы формирования актуальных профессиональных компетенций педагогических работников сферы ДОД многоаспектны и в настоящее время исследуются с точки зрения профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов для системы дополнительного образования детей, их общего профессионального развития (Калиш, 2000; Евладова, Логинова, 2002; Логинова, 2008; Морозова, 2002), а также как профессионально-педагогические качества, определяющие профессиональную готовность и формирование профессиональной компетентности педагога (Н. П. Ансимова, В. Н. Белкина, М. В. Блинкина, Т. Н. Гущина, А. В. Золотарева, Л. Ю. Круглова, М. И. Рожков, С. Б. Серякова, О. А. Сизова, Н. С. Толстоухова) (Цит. по: Мухамедьярова, 2021).

Методы исследования. Для диагностики уровня сформированности у педагогов сферы ДОД профессиональных компетентностей и выявления их дефицитов в исследовании был использован кейс, разработанный коллективом

Ярославской научной школы исследователей проблем дополнительного образования детей под руководством профессора А. В. Золотаревой (Концепция и модели., 2014). Кейс включает в себя комплект из 44 тестовых заданий для оценки освоения педагогами всех трудовых функций ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам», а следовательно, сформированности профессиональных компетентностей. Совокупность контрольных заданий представлена в стандартизованной форме, обладающей необходимыми системообразующими статистическими характеристиками и обеспечивающей надежные и валидные оценки концептуально выделенной переменной измерения. Радикальное отличие тестовых заданий от обычных заданий состоит не в форме представления вопросов и ответов, а в опоре на теорию педагогических измерений системно-деятельностных внешних проявлений и поступков (Золотарева, Буданова, 2020).

Тестовые задания, использованные в исследовании, представляют собой компетентностно-ориентированные ситуации, которые должен разрешить тестируемый в соответствии с требованиями обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», выбрав вариант своего решения. Система тестирования предлагает один правильный ответ (оценка - 2); один неправильный ответ (оценка - 0) и три частично правильных ответа (оценка - 1).

Важно также то, что кейс является цифровым оценочным инструментом в системе тестирования на платформе ЭРАСКОП, что позволяет оперативно провести тестирование и получить статистические данные в форме, удобной для обработки (Буданова, Золотарев, 2020). Все участники тестирования имеют свободный доступ к платформе.

Результаты тестирования можно оценить с использованием уровней сформированности компетентностей, показанных в Таблице 1.

Таблица 1. Уровни сформированности профессиональных компетентностей педагогических работников сферы ДОД

Уровень Кол-во баллов

Высокий 2,0 - 1,81

Выше среднего 1,8 - 1,41

Средний 1,4 - 1,01

Ниже среднего 1,0 - 0,61

Низкий 0,6 - 0,0

Показатель профессионального дефицита рассчитывается от контрольной точки - 1,4 балла и ниже (средний, ниже среднего и низкий уровни).

В результате тестирования каждый респондент получает средний балл оценки по каждой компетентности, характеризующий уровень ее освоения, а также индивидуальную рекомендацию (форматированный короткий текст - что педагог умеет делать, что не умеет делать, чему еще надо научиться, освоить в рамках содержания данного тестового задания), что позволит педагогу разработать программу своего профессионального развития и/или устранения своих профессиональных дефицитов. По результатам тестирования администрация образовательной организации может принимать решение о формировании заявки на повышение квалификации педагогов по устранению этих дефицитов (Формирование и оценивание., 2018).

Практическая значимость исследования. Результаты исследования профессиональных компетентностей педагогических работников можно использовать в процессе будущего развития Дворца детского творчества имени Ф. И. Авдеевой городского округа «город Якутск», в частности:

- разрабатывать новые дифференцированные программы профессионального развития педагогических работников, направленные на устранение их профессиональных дефицитов;

- сформировать группы высококвалифицированных педагогов по должностям для реализации разного содержания образования, определить их как преподавателей курсов или семинаров для реализации этого содержания;

- открывать стажировочные площадки, тьюторские программы на базе лучших практик высококвалифицированных педагогов;

- разрабатывать программы развития организаций ДОД, в том числе программ развития кадрового потенциала организации;

- разрабатывать и реализовать индивидуальные программы профессионального развития педагогов (или ИОМ).

Основные понятия, связанные с профессиональной деятельностью педагога в соответствии с профессиональным стандартом

в рамках компетентности «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»

Для проведения нашего исследования мы уточнили и применили ряд понятий, связанных с профессиональной деятельностью педагога в соответствии с профессиональным стандартом, в том числе: обобщенная трудовая функция, трудовая функция, компетенция, компетентность.

Требования к профессиональной деятельности прописываются в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах и других документах. Понятия «обобщенная трудовая функция» и «трудовая функция» задают профессиональные стандарты. Эти два понятия взаимосвязаны и дополняют друг друга,

т.к. обобщенная трудовая функция (ОТФ) характеризует совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившуюся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе; трудовая функция (ТФ) - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (Золотарева, 2020).

Понятия «компетенция» и «компетентность» также взаимосвязаны. Мы понимаем под компетенцией внешние требования к осуществлению трудовых действий, предъявляемые нормативными (например, профессиональным стандартом) или административными (например, должностной инструкцией) документами; а под компетентностью - результат овладения соответствующей компетенцией, который проявляется в поведении, деятельности человека, становится его личностными качествами и свойствами. Соответственно, профессиональные компетентности характеризуются мотивационными, смысловыми, отношенческими, регуляторными составляющими наряду с когнитивными составляющими (знанием) и опытом (Зимняя, 2004).

Наш анализ позволил сделать вывод о том, что профессиональные компетенции педагогических кадров определяются нормативными документами, регламентирующими требования к уровню подготовки кадров, реализации трудовых функций, результатам профессиональной деятельности. Мы ориентировали наше исследование на положения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее -ПС ПДО) (Профессиональный стандарт..., 2021), в основу разработки которого положена методика функционального анализа деятельности путем ее последовательной декомпозиции на трудовые функции и, следовательно, на компетенции, которые должен освоить и реализовать педагог в процессе своей педагогической деятельности (Золотарева, 2017). Применяя разные термины, мы исходили из того положения, что компетенции становятся компетентностями, если педагог их освоил и реализует в своей профессиональной деятельности. Компетентность, которую мы оцениваем, может быть сформирована на разном уровне освоения или владения компетенцией.

Таким образом, наше исследования направлено на выявление сформированности профессиональных ком-петентностей педагога как интегральной характеристики, раскрывающей способность и готовность педагога реализовать обобщенные трудовые функции и трудовые функции, задающие требования к профессиональным компетенциям, а также решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (Ансимова, Золотарева, 2016).

Основными целями профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей являются: организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей обучающихся, удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья; организация свободного времени детей; профессиональная ориентация; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и др. (Золотарева, 2020).

В рамках профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Профессиональный стандарт., 2021) предлагаются три обобщенные трудовые функции и соответствующие им должности: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель); организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (методист, старший методист); организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (педагог-организатор) .

Для нашего исследования особый интерес представляет формирование и оценка уровня владения педагогом одной из главных обобщенных функций деятельности в сфере ДОД - «Преподавание по дополнительным образовательным программам», которую фактически выполняют педагогические работники разных должностей - и педагоги дополнительного образования, и методисты, и педагоги-организаторы, и отдельные сотрудники, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.

ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» включает следующие трудовые функции: организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

На изучение уровня сформированности профессиональных компетентностей, проявляющихся в овладении трудовыми функциями (компетенциями) данной ОТФ педагогическими работниками разных должностей сферы ДОД, определение наличия потребностей и способностей их реализовать, а также выявление профессиональных дефицитов, с ними связанных, и было направлено исследование, описанное в данной статье.

Оценка уровня владения педагогами разных должностей сферы дополнительного образования детей профессиональными компетенциями в рамках обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»

(на примере Дворца детского творчества имени Ф. И. Авдеевой городского округа «город Якутск»)

В исследовании профессиональных компетентностей педагога сферы ДОД, проведенного в 2022 году, приняли участие 140 педагогических работников Муниципального автономного нетипового образовательного учреждения

«Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» (далее - ДДТ): 108 педагогов дополнительного образования, 13 методистов, 10 педагогов-организаторов, 9 специалистов ДДТ (1 психолог, 7 концертмейстеров, 1 библиотекарь). Таким образом, все группы педагогических работников ДДТ получили возможность пройти тестирование по ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам».

В целом по обобщенным средним данным педагогические работники ДДТ продемонстрировали выше среднего уровень владения компетенциями ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП)» (Таблица 2). Отдельные работники владеют компетенциями на среднем уровне, низкий уровень владения не показал ни один из участников тестирования. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что коллектив демонстрирует согласованные данные оценки разных компетентностей по всем группам педагогических работников, что позволяет увидеть общую картину их сформированности и наличия профессиональных дефицитов у работников ДДТ.

Таблица 2. Средний балл освоения компетенций ОТФ «Преподавание по ДОП» педагогическими работниками ДДТ

1 группа - Педагоги 2 группа - Организаторы 3 группа - Методисты 4 группа - Специалисты

Средний балл 1,58 1,45 1,66 1,49

Наилучший результат сформированности профессиональной компетентности в рамках ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» демонстрируют методисты (средний балл - 1,66). Это говорит о том, что в ДДТ методическую деятельность ведут достаточно профессиональные педагогические кадры, которые лучше, чем другие работники, владеют основами преподавания по дополнительным общеобразовательным программам, а следовательно, они способны осуществлять методическое сопровождение педагогической деятельности.

Методисты ДДТ на высоком уровне демонстрируют сформированность компетентностей:

- умение взаимодействовать с членами педагогического коллектива при подготовке и проведении досу-говых мероприятий (2,0 б.);

- умение выявлять представления родителей обучающихся о задачах воспитания и обучения в процессе освоения ДОП (2,0 б.);

- умение подбирать различные формы при организации досуговых мероприятий с привлечением родителей (2,0 б.);

- умение создавать условия и мотивировать обучающихся к активному освоению выбранной образовательной программы (1,92 б.);

- умение организовывать индивидуальные консультации с родителями с целью информирования о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы (1,92 б.).

На уровне выше среднего методисты ДДТ демонстрируют компетентности:

- знание правил и технических приемов создания информационно-рекламных материалов о содержании дополнительной общеобразовательной программы;

- умение определять направления модернизации дополнительных общеобразовательных программ;

- умение использовать различные формы текущего контроля;

- умение разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения исходя из задач и особенностей образовательной программы;

- умение формировать предметно-пространственную среду учебного помещения в соответствии с нормативными документами;

- умение понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий;

- умение использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы организации деятельности обучающихся с учетом возраста;

- умение определять цели и задачи взаимодействия с родителями, планировать деятельность в этой области;

- умение использовать различные формы и способы организации совместной деятельности родителей с детьми;

- умение устанавливать взаимоотношения с родителями, разрешать конфликтные ситуации;

- умение подбирать формы и методы оценивания процесса и результата деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы;

- умение анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность;

- умение планировать образовательный процесс, занятия и циклы занятий с учетом особенностей группы обучающихся.

Педагоги дополнительного образования ДДТ продемонстрировали сформированность профессиональных компетентностей в рамках ОТФ «Преподавание по ДОП» на уровне выше среднего и среднем (средний балл - 1,58 б.). Ни один из педагогов не показал уровень ниже среднего и низкого, что говорит о достаточном профессионализме педагогического коллектива.

На уровне выше среднего педагоги ДО готовы и способны:

- выявлять интересы детей и их родителей в области ДОД, применять разные технологии мотивации обучающихся к активному освоению образовательной программы с учетом возраста, особенностей группы обучающихся;

- разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения в соответствии с задачами ДОП;

- организовывать досуговые мероприятия в соответствии с мотивами и интересами детей;

- организовывать совместную работу с родителями при освоении ДОП и организации досуговых мероприятий, разрешать конфликтные ситуации, проводить индивидуальные консультации для родителей;

- анализировать и интерпретировать результаты освоения обучающимися ДОП;

- вести учебную документацию на бумажных носителях.

Педагоги-организаторы ДДТ показали более низкий уровень сформированное™ компетентности «Преподавание по ДОП», чем методисты и педагоги ДДТ (средний показатель - 1,45 б.), совсем немного выше среднего уровня, однако есть значительный разброс в оценках - от высокого уровня (2,0 б.; 1,8 б.) - до ниже среднего (0,9 б.; 0,7 б.). Можно сделать вывод о недостаточно высоком и ровном профессионализме педагогов-организаторов, которые в соответствии с ПС ПДО (2021) (п. 3.3.3) имеют право организовывать дополнительное образование детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности, поэтому они должны владеть компетенциями преподавания по ДОП. Тестирование показало, что педагоги-организаторы ДДТ хорошо владеют лишь отдельными компетенциями, связанными с организацией досуговой деятельности в рамках ДОП: различными формами и способами совместной деятельности педагогов с детьми; установления взаимоотношений с родителями и разрешения конфликтных ситуаций.

Специалисты ДДТ (психологи, концертмейстеры, библиотекари) показали уровень сформированности компетентностей в рамках ОТФ «Преподавание по ДОП» несколько выше среднего (1,49 б.), а также некоторый разброс в оценках отдельных компетенций от высокого уровня (2,0 б.; 1,8 б.) до уровня ниже среднего (0,89 б.). Специфика профессиональной деятельности специалистов ДДТ (психологи, концертмейстеры и библиотекари) позволила им овладеть на уровне выше среднего компетенциями, которые они чаще, чем другие сотрудники ДДТ, применяют в профессиональной деятельности в соответствии с должностными инструкциями, такими как:

- умение применять технологии мотивации обучающихся и мотивировать их к активному освоению выбранной ДОП;

- умение устанавливать взаимоотношения с родителями, разрешать конфликтные ситуации;

- умение организовывать индивидуальные консультации с родителями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение определять формы и методы оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении ДОП;

- умение заполнять электронные базы данных об участниках образовательного процесса.

Выявление профессиональных дефицитов педагогов разных должностей сферы дополнительного образования детей

Анализ результатов исследования позволил выявить профессиональные дефициты, которые имеют педагогические работники ДДТ разных должностей.

Методисты ДДТ демонстрируют профессиональные дефициты, устранение которых необходимо включать в программы их профессионального развития, в том числе по вопросам:

- создания условий для инклюзивного образования, в т.ч. с обучающимися с ОВЗ;

- организации учебных занятий с учетом задач и особенностей образовательной программы;

- владения цифровыми инструментами при ведении документации и организации образовательного процесса.

Старшие педагоги и педагоги ДО также показали ряд профессиональных дефицитов:

- умение отбирать и формировать информацию (рекламу) о возможностях ДОП для привлечения обучающихся;

- умение организовывать групповые встречи с родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности;

- умение создавать условия для воспитания и развития обучающихся с ОВЗ;

- умение планировать образовательный процесс, учебные занятия, педагогические технологии с учетом задач и особенностей ДОП;

- умение применять цифровые образовательные технологии, вести документацию на электронных носителях.

Исследование показало наличие целого ряда профессиональных дефицитов у педагогов-организаторов ДДТ:

- умение отбирать и формировать информацию (рекламу) о возможностях ДОП для привлечения обучающихся;

- умение планировать образовательный процесс с учетом санитарно-гигиенических нор, минимизировать риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении ДОП и досуговых мероприятий;

- умение анализировать образовательную и досуговую деятельность;

- умение организовывать индивидуальную и групповую работу с родителями;

- умение планировать образовательную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с учетом задач и особенностей ДОП;

- умение разрабатывать и корректировать систему контроля и оценки освоения обучающимися ДОП, в том числе по результатам анализа ее реализации;

- умение применять цифровые образовательные технологии, вести документацию на электронных носителях (самая низкая средняя оценка в данной группе респондентов - 0,7 б.).

Специалисты ДДТтакже демонстрируют профессиональные дефициты в рамках ОТФ «Преподавание по ДОП»:

- умение формировать предметно-пространственную среду учебного помещения в соответствии с нормативными документами;

- владение основами санитарно-гигиенических норм, умение минимизировать риски для жизни и здоровья обучающихся;

- умение анализировать и корректировать систему контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, вести собственную оценочную деятельность;

- отдельные умения коллективного и индивидуального взаимодействия с родителями;

- владение цифровыми технологиями, умение ведения документации на электронных носителях.

Анализ результатов тестирования позволил увидеть достаточно большой разброс в овладении отдельными

компетенциями педагогическими работниками разных должностей, представленный ниже:

- умение отбирать информацию о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы с целью привлечения обучающихся - сформировано на уровне выше среднего у методистов (1,69 б.), на уровне ниже среднего у педагогов-организаторов (0,9 б.). У старших педагогов эта компетентность сформирована почти также высоко, как у методистов, а вот у педагогов ДОД - практически на границе уровня ниже среднего (1,14 б.). При этом следует отметить, что информационное обеспечение дополнительного образования находится на низком уровне в целом в российской системе ДОД и, следовательно, требует совершенствования информационных компетенций педагогов;

- умение формировать предметно-пространственную среду учебного помещения в соответствии с нормативными документами на уровне выше среднего сформировано у методистов (1,77 б.); на уровне ниже среднего -у специалистов (0,89 б.), видимо, у них не было потребности формировать среду, хотя такая задача достаточно актуальна сегодня для любой должности и любого вида профессиональной деятельности в сфере ДОД. Вместе с тем и старший педагог ДО, и педагог ДО владеют этой компетенцией лишь на среднем уровне, что требует ее развития для решения современных задач создания новых мест ДОД, техносферного развития ДОД и т.д.;

- несмотря на то, что работа с родителями является важной составляющей педагогической деятельности, сотрудники ДДТ демонстрируют достаточно низкий уровень умения организовывать групповые встречи с родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности: даже методисты показывают уровень на грани профессионального дефицита (1,46 б.), на уровне ниже среднего владеют этой компетенцией старшие педагоги ДО и педагоги ДО (1,13 б.); педагоги-организаторы (1,1 б.); специалисты ДДТ (0,89 б.);

- серьезной проблемой организации педагогической деятельности является умение планировать образовательный процесс с учетом санитарно-гигиенических норм. Педагогические работники ДДТ недостаточно владеют этой компетенцией. Лучше всего проявили себя, как всегда, методисты (1,46 б.), хотя это уровень чуть выше границы профессионального дефицита. На низком уровне показали это умение педагоги ДО (1,28 б.); педагоги-организаторы (1,1 б.); специалисты (1,0 б.);

- одной из важных и самых дефицитных компетентностей педагогических работников ДДТ, продемонстрированных в нашем исследовании, можно считать умение планировать образовательный процесс, занятия, циклы занятий с учетом задач и особенностей образовательной программы. Это фактически базовая компетенция педагога, которой он должен обязательно овладеть. Но наши исследования показали, что педагогические работники всех должностей демонстрируют наличие профессионального дефицита, даже методисты (1,38 б.); а также педагоги (1,14 б.); педагоги-организаторы (1,1 б.); специалисты (1,0 б.). Вероятно, это та компетентность, которую надо развивать у педагогов в первую очередь;

- еще один профессиональный дефицит педагогических работников ДДТ, который можно считать достаточно распространенным в сфере ДОД, как и в системе образования в целом, - умение вести плановую документацию на бумажных и электронных носителях. Работники всех должностей ДДТ показывают эту компетентность на уровне ниже грани профессионального дефицита: методисты - 1,31 б.; педагоги - 1,1 б.; педагоги-организаторы - 0,7 б.; специалисты - 1,1 б. Развитие этой компетентности необходимо осуществлять одновременно с развитием цифровой образовательной среды ДОД.

Рекомендации по устранению профессиональных дефицитов педагогов разных должностей сферы дополнительного образования детей

Анализ результатов тестирования позволил увидеть потенциал педагогического коллектива ДДТ, который можно и нужно использовать для профессионального развития сотрудников разных должностей в рамках программы развития кадрового потенциала ДДТ, курсов повышения квалификации, внутриорганизационного обучения и других форм обучения сотрудников.

Методисты ДДТ, владея на достаточно высоком уровне рядом компетенций педагогической деятельности в сфере ДОД, могут обучать и консультировать педагогических работников ДДТ, а также сотрудников других организаций, реализующих ДОП в рамках лицензии на дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по вопросам:

- направления разработки, планирования и модернизации ДОП;

- использования различных форм оценки и контроля результатов реализации ДОП;

- развития мотивации обучающихся к деятельности по ДОП;

- формирования предметно-пространственной среды в соответствии с нормативными документами;

- организации досуговых мероприятий с детьми с учетом возраста, особенностей взаимодействия в коллективе, выбора обоснованных форм организации деятельности;

- организации работы с родителями (постановка целей и задач взаимодействия, использование различных форм совместной деятельности родителей с детьми и др.).

Старшие педагоги и педагоги ДДТ могут быть включены в реализацию процесса ДПО или в организацию стажировки и наставничества по таким вопросам, как:

- применение технологий выявления интересов и мотивации обучающихся к активному освоению образовательной программы с учетом запроса, возраста, особенностей группы;

- оснащение учебного помещения в соответствии с задачами ДОП и нормами охраны жизни и здоровья обучающихся;

- организация совместной работы с родителями, родителей с детьми в рамках ДОП;

- анализ и интерпретация результатов освоения обучающимися ДОП;

- документационное обеспечение деятельности педагога дополнительного образования.

Заключение

Таким образом, интерпретация результатов исследования позволила увидеть адекватную картину профессионального уровня педагогического коллектива ДДТ, выявить его сильные стороны и профессиональные дефициты, определить перспективы развития ДДТ с учетом возможностей самого коллектива. В целом анализ показал, что в ДДТ сформирован высококвалифицированный состав методической службы, которая способна сопровождать развитие педагогических кадров других должностей. На должность методиста ДДТ чаще всего переводятся опытные педагоги, имеющие большой опыт и стаж работы. Педагоги дополнительного образования также показали достаточно высокий уровень сформированности профессиональных компетентностей, хотя и демонстрируют отдельные дефициты.

Состав педагогов ДДТ представляет собой неоднородный коллектив молодых и опытных педагогов с разным уровнем образования. На более низком уровне профессионального развития показали себя педагоги-организаторы. Анализ позволил увидеть, что данная проблема объясняется недостаточным опытом и стажем команды педагогов-организаторов, работающих в ДДТ. Специалисты ДДТ (психологи, концертмейстеры, библиотекарь), несмотря на то, что непосредственно не преподают по программам ДОД, показали неплохой профессиональный уровень, особенно в части компетенций их непосредственной должностной деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования. Оценочный инструмент, на основе которого проводилось данное исследование, показал, что его можно использовать в других организациях, реализующих программы ДОД для оценки сформированное™ профессиональных компетенций педагогических кадров и выявления их профессиональных дефицитов.

Источники | References

1. Ансимова Н. П., Золотарева А. В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5.

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: уч.-метод. пособие. М.: Диалог культур, 2007.

3. Буданова Д. С., Золотарев А. С. Интеграционная платформа онлайн-обучения для организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования // Образовательная панорама. 2020. № 2 (14).

4. Голованов В. П. Дополнительное образование детей как сфера личностного развития: сб. ст. / науч. ред. и сост. В. П. Голованов. М.: Новое образование, 2016.

5. Дополнительное образование детей: история и современность: уч. пособие для вузов / отв. ред. А. В. Золотарева. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2022.

6. Евладова Е. Б., Золотарева А. В. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: уч.-метод. пособие. Ярославль, 2017.

7. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: уч. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

9. Золотарева А. В. Кадры внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. М.: Де Либри, 2021.

10. Золотарева А. В. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: проблемы и решения. М.: Русское слово - учебник, 2020.

11. Золотарева А. В. Результаты апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: риски и возможности // Вестник образования. 2017. № 11.

12. Золотарева А. В., Буданова Д. С. Результаты оценки сформированности метапредметных компетенций педагогов городских и сельских школ // Педагогика сельской школы. 2020. № 4 (6).

13. Калиш И. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: дисс. ... к. пед. н. М., 2000.

14. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.

15. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

16. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. М.: Мегаполис, 2008.

17. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей: уч. пособие / под науч. ред. А. В. Золотаревой. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2022.

18. Морозова Н. А. Дополнительное образование: структурно-организационное, содержательное, кадровое обеспечение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

19. Мухамедьярова Н. А. Формирование метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей: дисс. ... к. пед. н. Ярославль, 2021.

20. Паспорт Национального проекта «Образование»: утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://edu.gov.ru/national-project

21. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утвержден приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 г. № 652н; зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 2021 г. № 66403.

22. Формирование и оценивание метапредметных компетенций педагога в условиях дополнительного профессионального образования: уч. пособие / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль, 2018.

23. Non-Formal and Informal Education in Europe / ed. by R. Clarijs. Prague, 2005.

Информация об авторах | Author information

RU

Золотарева Ангелина Викторовна1, д. пед. н., проф. Петрова Мария Петровна2, к. пед. н.

1 Сочинский государственный университет

2 Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой городского округа «город Якутск»

EN

Zolotareva Angelina Viktorovna1, Dr Petrova Mariya Petrovna2, PhD

1 Sochi State University

2 Palace of Children's Creativity named after F. I. Avdeeva of the Urban District "The City of Yakutsk"

1 ang_gold@mail.ru, 2 petrovamp@bk.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.02.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.

Ключевые слова (keywords): дополнительное образование детей; профессиональная компетентность педагога; трудовая функция; дополнительные общеобразовательные программы; профессиональные дефициты педагогических работников; children's supplementary education; professional competency of a teacher; job function; supplementary general education programmes; professional deficits of teaching staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.