Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ОНЛАЙН-ОПРОС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукманова Наталия Борисовна, Пухов Дмитрий Николаевич, Малинин Александр Владимирович, Самигуллина Гузалия Закирзяновна

В статье представлены результаты онлайн-опроса студентов с использованием информационно-аналитической системы «Мониторинг физической активности населения Российской Федерации». По результатам самооценки в ходе онлайн-опроса 212 студентов проанализированы факторы: «предпочтения по видам спорта», «физическая подготовленность», «субъективное благополучие», «состояние здоровья». Определены особенности физической активности студентов во внеучебное время, а также факторы способствующие или препятствующие физической активности у студентов во внеучебной деятельности по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукманова Наталия Борисовна, Пухов Дмитрий Николаевич, Малинин Александр Владимирович, Самигуллина Гузалия Закирзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SELFASSESSMENT OFPHYSICAL ACTIVITY FACTORS IN STUDENTS DURING EXTRA-EDUCATIONAL TIME

The article presents the results of an online survey of students using the information and analytical system "Monitoring of physical activity of the population of the Russian Federation". According to the results of self-assessment in the course of an online survey of 212 students, the following factors were analyzed: "preferences for sports", "physical fitness", "subjective well-being", "and state of health". The features of physical activity of students during extracurricular time, as well as factors that promote or hinder physical activity of students in extracurricular activities in physical culture are determined.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ»

5. Loginov, D.V. (2021), "The main aspects of software and methodological support of sports training of university teachers to meet the standards of the TRP complex", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 51-53.

6. Moskovchenko, O.N., Bezrukikh, V.V. and Amosova, D.R. (2017), "Introduction to a healthy lifestyle of the population of Krasnoyarsk", Problems of the quality of physical culture and health-saving activities of educational organizations. Collection of articles of the 7th International Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, pp. 123-130.

7. Poboronchuk, T.N. and Martirosova, T.A. (2020), "Acmeological aspect of the process of formation of professionally applied physical culture in a technical university", Olympic sport, physical culture, health of the nation in modern conditions: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference (Lugansk, May 14, 2020), Lugansk, Vol. 2, pp. 76-86.

8. Rakhmatov, A.I. (2020), "Pedagogical activity of a teacher of physical culture at a university", Topical issues of modern pedagogy: materials of the XIII International Scientific Conference (Kazan, June 2020), Young Scientist, Kazan, pp. 55-57.

Контактная информация: deniska-loginov-1900@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2022

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Наталия Борисовна Лукманова, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Дмитрий Николаевич Пухов, научный сотрудник, Александр Владимирович Малинин, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург; Гузалия Закир-зяновна Самигуллина, кандидат биологических наук, Институт гражданской защиты, Удмуртский государственный университет, Ижевск

Аннотация

В статье представлены результаты онлайн-опроса студентов с использованием информационно-аналитической системы «Мониторинг физической активности населения Российской Федерации». По результатам самооценки в ходе онлайн-опроса 212 студентов проанализированы факторы: «предпочтения по видам спорта», «физическая подготовленность», «субъективное благополучие», «состояние здоровья». Определены особенности физической активности студентов во внеучебное время, а также факторы способствующие или препятствующие физической активности у студентов во внеучебной деятельности по физической культуре.

Ключевые слова: факторы физической активности, студенты, онлайн-опрос, физическая подготовленность, состояние здоровья, субъективное благополучие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p256-261

COMPARATIVE ANALYSIS OF SELF-ASSESSMENT OF PHYSICAL ACTIVITY FACTORS IN STUDENTS DURING EXTRA-EDUCATIONAL TIME

Natalia Borisovna Lukmanova, the candidate of biological sciences, docent, senior researcher, Dmitry Nikolaevich Pukhov, the researcher, Alexander Vladimirovich Malinin, the researcher, Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture; Guzalia Zakirzyanovna Samigullina, the candidate of biological sciences, Civil Protection Institute, Udmurt State University, Izhevsk

Abstract

The article presents the results of an online survey of students using the information and analytical system "Monitoring of physical activity of the population of the Russian Federation". According to the results of self-assessment in the course of an online survey of 212 students, the following factors were ana-

lyzed: "preferences for sports", "physical fitness", "subjective well-being", "and state of health". The features of physical activity of students during extracurricular time, as well as factors that promote or hinder physical activity of students in extracurricular activities in physical culture are determined.

Keywords: physical activity factors, students, online survey, physical fitness, health status, subjective well-being.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование программ физической активности студентов, как учебных, так и внеучебных приобретает большое значение в университетах, ориентированных на пропаганду здорового образа жизни и вовлечение студентов в различные физкультурные и спортивные занятия. Планирование и реализация программ, мотивирующих студентов быть более ответственными за свое здоровье, способствующих повышению физической активности отмечают многие исследователи.

В период студенчества физическая активность способствует не только гармоническому физическому развитию в целом, но и является фактором, способствующим вовлечению и формированию стойкой потребности в физкультурных занятиях в долгосрочной перспективе. Учитывая значимость физической активности в профилактике различных хронических заболеваний, в том числе ожирения, а также недостаточный уровень физической активности современной студенческой молодежи, исследования на предмет выявления факторов, препятствующих (способствующих) физической активности студентов являются актуальными.

Поскольку физическая активность в разные периоды онтогенеза человека может варьироваться в процессе спортивной, профессиональной или бытовой деятельности, очевидно, что выбор разных организационных форм физической активности имеет зависимость от пола, возраста студентов и мотивационных предпочтений. Учебные занятия по программе вуза, так и внеучебные занятия (индивидуальные или групповые) играют важную роль для формирования потребностей в физической активности в период студенчества, а анализ индивидуальных особенностей, субъективного благополучия и самооценка воспринимаемого уровня физической активности с позиций студента является целесообразной.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования проведен онлайн-опрос с использованием информационно -аналитической системы «Мониторинг физической активности населения Российской Федерации» (номер свидетельства RU2021614447) при участии 212 студентов мужского пола, возраст 18-23 лет.

В соответствии с основной гипотезой был определен основной критерий для сравнения результатов анкетирования студентов - «внеучебные занятия физической культурой и спортом». Респонденты были разделены на две группы, отличающиеся по форме организации внеучебной физической активности (ФА). Первую группу составили студенты, занимающиеся ФА в спортивных клубах и секциях от 1 до 4-х часов в неделю, - «ФА организованная» во вторую группу вошли студенты, которые использовали самостоятельные занятия физической культурой от 1 до 4-х часов в неделю - «ФА самостоятельная».

Обработка результатов анкетирования и последующий анализ проводился с использованием х2 для статистической оценки достоверности различий. Были проанализированы ответы респондентов (рисунок 1) по десяти переменным, позволяющим определить самооценку студентов по: предпочтительным видам спорта для внеучебных занятий, субъективному благополучию, состоянию здоровья, уровню развития базовых двигательных действий и физической подготовленности.

Рисунок 1 - Схема ценностно-мотивационных компонентов (факторов) физической активности

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показали результаты исследования ФА во внеучебное время, при использовании студентами разных организационных форм имеются существенные отличия. Так, общий уровень ФА, судя по ответам на вопрос: «Сколько дней за последние 7 дней Вы занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день?» выше у студентов группы «ФА организованная», и составляет в среднем 4 дня, у студентов группы «ФА самостоятельная» - 3 дня.

Предпочтительные виды физкультурно-спортивной деятельности определялись по ответам студентов на вопросы: «Занимаетесь ли Вы в свое свободное время командными видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол)?», «Занимаетесь ли Вы в свое свободное время индивидуальными видами спорта (теннис, гимнастика, единоборства, легкая атлетика, плавание)?». У 49% студентов группы «ФА организованная» предпочтительными видами являются командные игровые виды спорта, в то время как только 21,3% студентов группы «ФА самостоятельная» отдают предпочтение этим видам спорта. Индивидуальные виды спорта выбирают 36% студентов группы «ФА организованная» и 19,7% студентов группы «ФА самостоятельная». Остальные студенты в качестве вида физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время вероятно выберут фитнесс и оздоровительные технологии.

■ группа11 ■ группа I

Рисунок 2 - Предпочтительные виды физкультурно-спортивной деятельности в группах сравнения (в процентах)

Самооценка студентами уровня развития физических качеств (рисунки 3, 4) показала, что имеются отличия в группах сравнения. Достоверные отличия результатов показаны в самооценке развития силы (р<0,01; х2=11,341), развития быстроты (р<0,01; Х2=9,210), развития выносливости (р<0,05; х2=13,277).

60 50 40 30 20 10 0

(группа I)

Сила

Быстрота Выносливость Гибкость Координация

■ Высокий "Хороший "Средний "Низкий

Рисунок 3 - Самооценка уровня развития физических качеств у студентов группы «ФА организованная» (в

процентах)

Как показано на рисунке 3 в группе «ФА организованная» студенты оценивают преимущественно на высоком и хорошем уровне такие физические качества как: сила, быстрота, выносливость, координация. Уровень развития гибкости оценивается студентами преимущественно, как хороший и средний.

(группа II)

80 60 40 20 0

59

-525-

49,2

8,2

-3,3. и 1,6 -

Сила

Быстрота

Выносливость

Гибкость

3,3

Координация

■ Высокий ■ Хороший "Средний "Низкий

Рисунок 4 - Самооценка уровня развития физических качеств у студентов группы «ФА самостоятельная» (в

процентах)

На рисунке 4 представлены результаты самооценки студентами уровня физической подготовленности в группе студентов «ФА самостоятельная». Преимущественно на хорошем и среднем уровне оцениваются студентами такие физические качества, как: сила, быстрота, выносливость. Координация оценивается студентами преимущественно на среднем уровне, а гибкость на среднем и низком уровне.

60 50 40 30 20 10 0

54

Высокий

Низкий

Хороший Средний

■ I группа ■ II группа

Рисунок 5 - Результаты самооценки общего уровня физической подготовленности в группах сравнения

1/1 А

26,2

Достоверные отличия результатов в группах сравнения (рисунок 5) показаны в самооценке студентами общего уровня физической подготовленности (р<0,01; ^2=12,409). Так, в группе «ФА организованная» 85% студентов оценивают свой уровень физической подготовленности как «высокий» и «хороший». В группе студентов «ФА самостоятельная» уровень физической подготовленности, судя по самооценке студентов ниже: 47,5% студентов оценивают свой уровень подготовленности, как «хороший», 46% - «средний» и 6,6% - «низкий».

Оценка субъективного благополучия по методике «Лестница Кантрила» с 10-балльной шкалой показала, что у студентов группы «ФА организованная» средний уровень самооценки собственного благополучия находится в области «успеха», и составляет 7,2 балла, в группе студентов «ФА самостоятельная» самооценка собственного благополучия несколько ниже, и составляет 6,2 балла (рисунок 6).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

высокая средняя низкая

■ I группа ■ II группа

Рисунок 6 - Оценка субъективного благополучия по методике «Лестница Кантрила» в группах сравнения

На рисунке 6 показано распределение ответов респондентов групп сравнения (шкала сравнения баллов: высокий уровень - от 7 до 10 баллов, средний - от 4 до 6 баллов, низкий - от 0 до 3-х баллов).

Анализ ответов респондентов об уровне здоровья в настоящее время показал, что различия между группами достоверны (р<0,01; ^2=11,341). Так, 82% студентов группы «ФА организованная» оценивают как «хорошее» и «довольно хорошее», при этом 74,4% студентов группы «ФА самостоятельная» оценивают своё здоровье как «довольно хорошее» и «среднее».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ самооценки студентов по показателям ценностно-мотивационных компонентов физической активности показал более высокую оценку показателей субъективного благополучия, состояния здоровья, уровня развития базовых двигательных действий и физической подготовленности в группе студентов, занимающихся физической активностью во внеучебное время в организованных группах. Группа студентов, занимающихся в организованных группах, чаще выбирают командные игровые виды спорта. Самооценка физической подготовленности характеризуется более высокими оценками субъективного восприятия развития силы, быстроты, выносливости и координации, развитие гибкости студенты оценивают преимущественно как «хороший» и «средний». В группе студентов, самостоятельно организующих свою внеучебную деятельность по физической культуре, самооценка уровня подготовленности показала недостаточный уровень развития силы, выносливости и гибкости, судя по большому количеству средних и низких значений.

Проведенное исследование позволило выявить предпочтительные виды физкуль-турно-спортивной деятельности и особенности самооценки уровня физической подготовленности, благополучия и здоровья у студентов при разной организации внеучебных за-

нятий по физической культуре и спорту. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ по совершенствованию физической активности студентов во внеучебное время с учетом факторов, стимулирующих или ограничивающих физическую активность студентов.

Контактная информация: dpuhov@spbniifk.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2022

УДК 371.321

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Виктор Павлович Лукьяненко, доктор педагогических наук, профессор, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь; Наталья Владимировна Лукьяненко, кандидат педагогических наук, доцент, Аслан Маметбиевич Дауров, кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Аннотация

Использование цифровых ресурсов в образовательном процессе находится в полном соответствии с современными тенденциями по созданию наиболее благоприятных педагогических условий, образовательной среды, способствующей повышению качества образовательной деятельности. Одним из таких ресурсов может служить персональный сайт педагога. По мнению авторов статьи необходимость и высокая эффективность использования персонального сайта в учебном процессе обусловлена возможностями оперативного доступа к лекционному материалу без бумажного носителя, к учебным заданиям по подготовке к семинарским занятиям, контрольным тестам и заданиям для самостоятельной работы, в том числе в режиме «offline» и др. Благодаря использованию ресурсов персонального сайта обеспечиваются более удобные условия взаимодействия со студентами, которые является особенно полезными для студентов-заочников, студентов-задолжников или обучающихся по индивидуальным планам.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, образовательный процесс, персональный сайт, педагогическая деятельность, учебные занятия, вуз, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p261-265

USING THE PERSONAL WEBSITE OF THE TEACHER IN THE EDUCATIONAL

SPACE OF THE UNIVERSITY

Viktor Pavlovich Lukyanenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, North Caucasus Federal University, Stavropol; Natalia Vladimirovna Lukyanenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Asian Mametbievich Daurov, the candidate of pedagogical sciences, do-cent, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Abstract

The use of digital resources in the educational process is in full compliance with modern trends in creating the most favorable pedagogical conditions, an educational environment conducive to improving the quality of educational activities. One of these resources can serve as a personal website of a teacher. According to the authors of the article, the need and high efficiency of using a personal website in the educational process is due to the possibility of prompt access to lecture material without paper, to training tasks for preparing for seminars, control tests and tasks for independent work, including in the «offline» mode, etc. Thanks to the use of the resources of the personal website, more convenient conditions for interaction with students are provided, which are especially useful for part-time students, indebted students or students studying according to individual plans.

Keywords: digital resources, educational process, personal website, pedagogical activity, training sessions, university, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.