© Е В. Шевченко, 2013
УДК 338
Е.В. Шевченко
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И КАНАДСКОГО СТАНДАРТОВ ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЁТНОСТИ О ЗАПАСАХ И РЕСУРСАХ ТВЁРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Рассмотрены основные международные стандарты классификации запасов и ресурсов твёрдых полезных ископаемых. Особое внимание уделено сравнительному анализу российского и канадского стандартов публичной отчётности о состоянии минерально-сырьевой базы горньгх предприятий. Рассмотрены основные особенности кодекса НАЭН и возможные последствия его внедрения в российскую геологическую практику.
Ключевые слова: классификация запасов и ресурсов твёрдых полезных ископаемых, международные стандарты публичной отчётности, кодекс НАЭН.
В международной практике основным документом, позволяющим оценить состояние минерально-сырьевой базы горного предприятия, является отчёт о минеральных ресурсах и запасах, составляемый с целью выхода предприятия на IPO (Initial Public Offering)1 и получения банковских кредитов. В большинстве случаев эти отчёты формируется на основе того или иного национального кодекса, соответствующего шаблону CRIRSCO [1].
Международный комитет CRIRSCO (Combined Reserves International Reporting Standards Committee) был образован в 1994 году с целью разработки унифицированного подхода к публичной отчетности о состоянии минерально-сырьевой базы горных компаний. [3]. Формат отчётности, разработанный комитетом, получил широкое признание среди представителей мировой горной промышленности в качестве международного стандарта отчётности о результатах геологоразведочных работ, запасах полезных ископаемых и деклараций об активах, включаемых в число документов, необходимых для прохождения процедуры листинга на фондовых рынках2 [1].
Шаблон CRIRSCO основывается на трёх главных принципах: прозрачности, значимости и компетентности. Принцип прозрачности предполагает представление в отчёте достаточного количества ясной и однозначной информации. Принцип значимости ориентирован на потенциальных инвесторов и предполагает, что в отчётности содержится необходимая информация для того, чтобы инвесторы могли высказывать обоснованные суждения о состоянии
1 IPO или «первое публичное предложение» - первая публичная продажа акций акционерного общества неограниченному кругу лиц [4]
2 Листинг - совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленным биржей условиям и требованиям. Ценные бумаги признаются прошедшими процедуру листинга после осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировочный лист первого или второго уровня. [5]
геологоразведочных работ, минеральных ресурсов, о которых сообщается в отчёте, и принимать соответствующие решения. В соответствии с принципом компетентности, составление отчётности должны проводить лица с надлежащим уровнем квалификации и опыта. Они же должны нести ответственность за результаты этой работы [1].
Основными кодексами, соответствующими формату отчётности CRIRSCO, являются австралийский JORC Code (Joint Ore Reserve Committee), южноафриканский SAMREC CODE (South African Mineral Committee), западноевропейский REPORTING CODE, кодекс США SME GUIDE ( Society for Mining, Metallurgy and Exploration), чилийский CERTIFICATION CODE, канадский CIM GUIDELINES NI 43-101 (Canadian Institute of Mining, Metallurgy and Petroleum).
Так, например, нормативный документ National Instrument (NI) 43-101 был издан Канадскими Управляющими по Ценным Бумагам (Canadian Securities Administrators) 19 октября 2001 и вступил в силу с 1 февраля 2001 г. (пересмотрен и переиздан 8 февраля 2002 г. и 24 января 2003 г.).
Целью NI 43-101 является обеспечение ответственности менеджмента горных компаний перед инвесторами за счёт повышения чёткости информации в материалах, которые они публикуют, а также профессиональной ответственности за цифры и геолого-экономическое обоснование целесообразности освоения месторождений.
Этот документ близок к российскому технико-экономическому обоснованию (ТЭО), но имеет ряд существенных отличий. Главное состоит в том, что целевая аудитория канадского ТЭО не государство, а инвестор (табл. 1) [6].
Согласно NI 43-101, оценка запасов месторождения состоит из суммы запасов «доказанных» и «вероятных», которые в свою очередь подразделяются на вероятные, выявленные, оцененные и доказанные.
Под минеральными ресурсами понимается концентрация минеральных ресурсов (алмазов, твёрдых полезных ископаемых органического и неорганического происхождения, включая цветные и драгоценные металлы), представляющих экономический интерес, в недрах или на поверхности Земли в такой форме или количестве, предполагающем возможность и целесообразность промышленной обработки. Местоположение, количество, содержание, геологические особенности и протяжённость зоны минерализации минеральных ресурсов известны, оценены или основываются на определённых геологических признаках и знаниях. Минеральные ресурсы подразделяются на следующие категории в порядке увеличения геологической достоверности: предполагаемые (вероятные), выявленные и оценённые [2]. В понятие «минеральные ресурсы» входит оруденение, включая отвалы и хвосты, которое было определено и оценено в ходе геологического исследования и взятия проб, и в пределах которого минеральные запасы могут быть определены с учётом «изменяющихся факторов» - горных, технологических, экономических, маркетинговых, политических, социальных и правовых.
«Предполагаемыми минеральными ресурсами» или «вероятными» называют ту часть минеральных ресурсов, для которой запасы, качество и содержание полезного компонента можно оценить с низким уровнем достоверности. Их оценка
Таблица 1
Главные отличия российского и канадского ТЭО
Критерий Российское ТЭО Канадское ТЭО (N1 43-101) Примечания
1. Целевая аудитория Государство Инвестор Одной из важных задач N1 43101 является минимизация рисков и потерь инвесторов.
2. Финансирование Государство или частный инвестор Частный инвестор Финансирование геологоразведочных работ в Канаде осуществляется за счёт прямых или косвенных частных инвестиций на территории страны. То же относится к большинству канадских геологоразведочных компаний, функционирующих на территории других стран. Государство выдаёт единовременные гранты геологоразведочным компаниям на самой начальной стадии организации поисковых работ. [6]
3. Стадийность ГРР Есть Нет В российской практике рациональное разделение на стадии геологоразведочного процесса позволяло оптимизировать затраты на ГРР путем своевременного прекращения работ на малоперспективных участках и предотвращения преждевременных затрат на объектах, промышленно значение которых было возможно только в отдаленном будущем. В канадской практике большинство юниорских компаний сразу приступают к детальной разведке, как только получают хорошие результаты из лабораторий по данным бурения и по данным штуфного опробования отдельных обнажений [6]
4.Горно-геологическая модель Является отправной точкой для всех последующих геолого-экономических оценок [6] Появляется на последней стадии создания документа N1 43-101
5. Объект оценки Запасы Ресурсы
производится на основе геологических предположений, базирующихся на информации, собранной при изучении выходов коренных пород из траншей, шурфов и буровых скважин. Категория предназначена для охвата минерализо-
ванных зон, где были проведены предварительные работы по отбору и исследованию проб. Полученные данные не являются достаточными для определения непрерывного содержания полезного компонента и оконтуривания рудного тела. С проведением более детального изучения зон минерализации, как правило, большинство «предполагаемых ресурсов» можно перевести в категорию «выявленных» [2].
«Выявленные минеральные ресурсы» - это та часть минеральных ресурсов, для которых объём запасов, плотность (крепость), физические свойства, форма, качество и содержание полезного компонента могут быть оценены весьма достоверно. Зона минерализации может быть классифицирована как зона выявленных минеральных ресурсов, когда характер, качество, количество и распределение данных позволяет уверенно интерпретировать геологическую структуру и предполагать непрерывность минерализации [2]. Достоверность геологической информации позволяет использовать технические и экономические показатели для проведения релевантной экономической оценки целесообразности её отработки.
«Оцененные минеральные ресурсы» - это минеральные ресурсы, для которых объём запасов, плотность (крепость), физические свойства, форма, качество и содержание полезного компонента могут быть оценены с высоким уровнем достоверности [2]. Эта оценка основывается на детальной и достоверной информации, собранной при проведении геологоразведочных работ, отборе проб и изучении обнажений коренных пород при строительстве траншей, шурфов, бурении густой сети скважин. Возможные отклонения от геологической оценки минеральных ресурсов этой категории не оказывают значительного влияния на экономическую целесообразность их отработки.
Существенным отличием канадского стандарта CIM GUIDELINES от других международных стандартов является то, что на стадии определения «вероятных» ресурсов могут проводиться предварительные экономические расчёты в целях внутреннего планирования дальнейших работ. Однако эта оценка не может быть опубликована в открытых источниках. Для инвесторов выполняется экономическая оценка, основанная на данных выявленных и оцененных ресурсов.
В российской практике используются два основных нормативных документа для составления отчётности: «Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» и «Методические Рекомендации» по ее применению. Эти документы являются достаточно полным системным описанием всех основных методических принципов ведения геологоразведочных работ в России, оценки минеральных запасов и их категоризации по степени геологической изученности, экономической значимости и подготовленности к промышленному освоению. Российская Классификация также определяет единые для Российской Федерации принципы государственного учета запасов, количество и качество которых, экономическая значимость, горнотехнические, технологические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой [1].
Российская система оценки запасов предъявляет в основном качественные требования к полноте изученности месторождений, обеспечивающие получение исходной информации для технико-экономического обоснования кондиций и подсчета запасов. При этом классификация определяет максимальный вероятностный потенциал запасов, который обеспечивает проектирование горнодобывающих предприятий с учетом сложившихся экономических условий [10].
По уровню геологической изученности в российской классификационной системе выделяются, в порядке уменьшения изученности, четыре категории запасов (А, В, С1, С2) и три категории прогнозных ресурсов (Р1, Р2, Р3) [1]
Запасы подсчитываются раздельно по категориям разведанности, способам отработки, по выделенным промышленным типам и сортам руд и их экономическому значению (выделяют балансовые и забалансовые запасы).
Таблица 2
Российская классификация запасов твёрдых полезных ископаемых
Категория запасов Характеристика запасов
А Подсчитываются только на разрабатываемых месторождениях по данным эксплуатационной разведки, горно-подготовительных и нарезных выработок. К ним относятся запасы, подготовленных или готовых к выемке блоков, отвечающие по степени изученности требованиям Классификации к этой категории. Для месторождений ряда полезных ископаемых со сложным геологическим строением, таких как золоторудные месторождения и месторождения серебра, категории А на стадиях разведки нет.
В Подсчитываются только на месторождениях 2-й группы сложности по геологическому строению. Контур запасов категории В должен быть проведен по разведочным выработкам, без экстраполяции, а основные горно-геологические характеристики рудных тел и качество руд в пределах этого контура определены по достаточному объему представительных данных. На разрабатываемых месторождениях запасы категории В подсчитываются по данным дополнительной и эксплуатационной разведки и пробам, взятых из горно-подготовительных выработок.
С1 Подсчитываются на участках месторождений, в пределах которых выдержана принятая для этой категории сеть скважин и горных выработок, а достоверность полученной при этом информации подтверждена на новых месторождениях результатами работ на участках детализации или данными эксплуатации на разрабатываемых месторождениях. Контуры запасов категории С1 определяются, как правило, по разведочным выработкам, а для наиболее выдержанных и крупных рудных тел - по геологически обоснованной мощности рудных тел и качеству руд.
С2 Подсчитываются по конкретным рудным телам, а при невозможности их геометризации определяются статистически в обобщенном контуре, границы которого определены по геологическим и геофизическим данным и подтверждены единичными скважинами или горными выработками.
Забалансовые (потенциально-экономические или прогнозные) запасы под-считываются и учитываются в том случае, если в технико-экономическом обосновании кондиций доказана возможность их сохранности в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.
В табл. 2 рассмотрены основные критерии отнесения запасов твёрдых полезных ископаемых к той или иной категории [11, 12].
При разделении запасов полезных ископаемых по категориям в качестве дополнительного показателя могут использоваться количественные и вероятностные оценки точности и достоверности определения основных подсчетных параметров.
В разное время учёными высказывались различные предположения по поводу достоверности таких оценок. Советские геологи В.М. Крейтер, К.Ё. По-жарицкий, В.И. Смирнов и другие выделяли три основные группы погрешностей, возникающих при оценке запасов: геологические погрешности (ошибки аналогии), технические погрешности и погрешности, связанные с применением различных методов подсчета запасов [13].
В проекте советской классификации 1939 г. были предусмотрены следующие допустимые предельные погрешности учитываемого количества запасов: для категории А1 ± 10 %, А2 ± 20 %, В1 ± 30 %, В2 ± 50 %. В 1956 г. немецкий геолог Г. Рэ предложил принимать ошибки в определении запасов по категории А1 ± 5 %, А2 ± 20 %, В ± 40 %, С1(-95)-(+100) %. В отечественной литературе более других известны оценки достоверности, предложенные В.М. Крейтером, в соответствии с которыми допустимые погрешности определения запасов для категории А составляют 15-20 %, В - 20-30 %, С1 - 30-60 %, С2 - 60-90 %. Однако ни один из вариантов погрешностей так и не был утвержден Государственной комиссией по запасам (ГКЗ). Это было связано, во-первых, с неясностью того, что отражают оценки достоверности: погрешности подсчета объема запасов, содержания полезного компонента в руде, объемного веса или неравномерности концентрации орудене-ния. Во-вторых, погрешности подсчета запасов зависят от методов проведения геологоразведочных работ и методов, используемых для подсчета запасов. С развитием основ геостатистики и появлением программ для компьютерного моделирования месторождений полезных ископаемых появилась возможность решить многие из этих вопросов и значительно повысить релевантность оценок [13].
Measured Indicated Inferred Unclassified
A-i-B
С1
С2
Р1
Р2 + РЗ
Рис. 4. Сопоставление российской классификации запасов и классификации по стандарту N1 43-101
Специалисты независимой международной консалтинговой компании SRK Consulting M. Armitage и R. Clayton предложили примерное сопоставление российской классификации с классификацией ресурсов по международным стандартам, в том числе и по канадскому стандарту^ 43-101 (рис. 4) [2].
Существенным является тот факт, что ресурсы категорий P1 - Р3 в практике зарубежных консультантов обычно не классифицируются, а полностью относятся к категории «вероятных», так как по обозначенным характеристикам они в принципе эквивалентны.
Таким образом, российский и канадский стандарты формирования геолого-экономической отчётности о запасах минеральных ресурсов имеют ряд существенных отличий:
1. Различные системы классификации запасов минеральных ресурсов, которые трудно сопоставимы;
2. Различный подход к финансированию и стадийности ведения геологоразведочных работ;
3. Различные объекты оценки;
4. Различные цели составления отчётности.
Российская классификационная система ввиду своей специфики не входит в число обязательных и общепризнанных биржевых документов. Это приводит к некоторым неприятным последствиям для отечественных горных компаний, которые хотят выйти на международный рынок.
Иностранные инвесторы мало знакомы с российской системой подсчета запасов и опытом разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. В результате отчеты о минеральных ресурсах и запасах российских горных компаний часто остаются невостребованными на зарубежных фондовых и финансовых рынках. Российские недропользователи вынуждены привлекать для составления публичной отчётности зарубежных Компетентных Лиц и аудиторские компании, оценки которых в некоторых случаях не в полной мере соответствуют реальному уровню геолого-экономической изученности минеральных активов российский горных предприятий [14].
В связи с этим некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (НП НАЭН, Россия) совместно с Обществом экспертов России по недропользованию (ОЭРН) и при участии ГКЗ и CRIRSCO был разработан российский аналог международных кодексов классификации запасов - Кодекс публичной отчётности о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасах твёрдых полезных ископаемых (Кодекс НАЭН) [15]. В основу Кодекса были положены Шаблон публичной отчетности CRIRSCO и «Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO».
По существу, кодекс НАЭН представляет собой алгоритм перевода российской информации о запасах и ресурсах в формат классификационной системы Шаблона CRIRSCO. Он состоит из свода минимальных требований, предъявляемых к Публичным Отчетам о результатах ГРР, ресурсах и запасах ТПИ, обеспечивающим возможность листинга и IPO акций российских горнопромышленных и геологоразведочных компаний на зарубежных фондовых рынках, а также получения ими банковских кредитов. [14]
1 j^Em ЩЙИI уРРВЕ ТВРПТ] ЗНЕН | ц ЕЗрЕ Результаты Геологоразведочных Минеральные ■ . !. -.:. ::■ =>■!:. -111/ Г*.г:': ■. ■■ :. заПасы Предполагаемые г —( ИМЙЕ*™ 1 _ -- 1 »III 1 *** 1 \ 1 Р e^.otdbrppnj-. тиинппш-ВЕйчзЦ зto-raуи-в:кид даргатингцвыт, ^PBEPEiJ, }*РП РГ, |И, РР_|г|аП^-1ьЯ Ц ПРЗЕ.Г BntiTEBUHi К фа^ЗРЗЕ 1
1
Рис. 5. Классификация ресурсов и запасов месторождений согласно Кодексу CIM Guidelines, Канада
Результаты Геологоразведочных Работ
Ресурсы ТПИ
1ipefl. полагаемые
УВЕПН-11ЕВЩ* ШЛЮТ
IHEHIitl II ц ЕЕРВИнРГТИ
6tiii|f..iEhht,iS
СиеиЭИНый
Запасы ТПИ
* Вероятные
До казенны ь? _______I
Р EDI-'.I jTD= ->i= тв *-an PM-BI^H t экий MM-BCKHJC, дарйт интишт,
-рЗЕЭЕьЛ. &*РЛОГН-ИО( Щ{, СDJiianiHbi M ПРЗЕ.ГВПь^ТБВИНь*
____^ i 'Из ^ пагт^р^': _>
Рис. 6. Классификация ресурсов и запасов месторождений согласно Кодексу НАЭН, Россия
Под публичной отчётностью понимают любые отчёты, «подготовленные с целью информирования инвесторов или потенциальных инвесторов и их советников о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и запасах». «Публичные Отчеты включают годовые и квартальные отчеты компаний, пресс-релизы, информационные меморандумы, технические документы, сообщения веб-сайта и публичные выступления, но не ограничиваются ими». Важно отметить, что перечень факторов, которые должны анализироваться при подготовке Публичным Отчётов, разработаны в соответствии с существующими в России требованиями к стадийности геологоразведочных работ, качеству и достоверности исходных данных и результатов их интерпретации. И
«детальность раскрытия этих факторов в Кодексе НАЭН несколько выше, чем в шаблоне CRIRSCO и национальных кодексах стран, входящих в семейство CRIRSCO». [14]
Различия в классификациях ресурсов и запасов по Кодексу НАЭН и CIM Guidelines иллюстрируют рис. 5-6 [8, 9].
Под «выявленными» понимаются запасы категории C2 на месторождениях всех групп сложности и запасы категории C1 на месторождениях 4-й группы сложности. «Измеренными» считаются запасы категории C1(A,B) на месторождениях 1-й, 2-й и 3-й групп сложности ( интегрированная категория C1(A,B) -это запасы категории С1 в сумме с запасами на участках детализации). В категорию «вероятных» входят эксплуатационные запасы на оцененных и разведанных месторождениях. Наконец, «доказанные» запасы - это эксплуатационные запасы на разведанных месторождениях.
Наиболее существенными являются следующие положения Кодекса НАЭН, отличающие его от CIM Guidelines и позволяющие учитывать российскую специфику. Во-первых, не допускается включение в состав публичного отчета сведений о запасах, если их оценка базируются на материалах компании, не прошедших процедуру государственной экспертизы и утверждения запасов в установленном порядке. Это связано с тем, что российским законодательством запрещена разработка месторождений без постановки запасов на государственный баланс [9].
Во-вторых, сырьевой потенциал месторождения, квалифицируемый в российской системе по категории «забалансовые запасы» (категории Р1 и Р2), конвертируется в классификационную систему Кодекса в качестве «исчисленных» или «измеренных» ресурсов, в соответствии со степенью их геологической изученности. При изменении конъюнктуры рынка (повышении стоимости товарной продукции, снижении себестоимости или изменении налоговых льгот) эти категории могут быть переведены в категории «вероятных» или «доказанных» запасов.
В-третьих, в Кодексе конкретизированы требования к установлению граничных параметров (кондиций) для оконтуривания и оценки ресурсов, при этом надежность кондиций привязана к стадиям технико-экономических исследований, существующим в российской системе геолого-экономической оценки месторождений. [14]
В-четвёртых, в российской классификации предусмотрена количественная оценка точности и достоверности оценки запасов. Для оценки уровня неопределенности Кодекс НАЭН рекомендует руководствоваться предельно допустимыми погрешностями оценки подсчётных параметров в объеме подсчётного блока и месторождения в целом, предложенными к применению решением ОЭРН. Кроме того, в Кодекс включена рекомендация по количественной оценке вероятности утраты проектом прибыльности и установлению верхних пределов зон допустимого, критического и катастрофического рисков, обусловленных интегральным влиянием совокупности погрешностей разведки и экономической оценки месторождения.
В-пятых, для учета специфики законодательной системы в области недропользования в Кодексе НАЭН усилены требования к Компетентному Лицу3. В
3 Компетентным Лицом, согласно, международным стандартам, называют человека, являющегося «корпоративным членом, регистрантом или лицензиатом признанной профессио-
частности, в Кодексе указано, что «Компетентное Лицо должно знать законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области недропользования в объеме, достаточном для учета правовых модифицирующих факторов при оценке категоризации ресурсов и запасов, а также желателен опыт в проведении аудита материалов по геолого-экономической оценке месторождений и подсчету запасов». [14]
В целом, несмотря на сохранение стадийности ГРР и некоторые различия в терминологии, кодексы НАЭН и CIM Guidelines (NI 43-101) сопоставимы, что создаёт позитивные предпосылки для упрощения документооборота соответствующих процедур для функционирующих на территории России канадских горных компаний, повышения инвестиционной привлекательности некоторых месторождений для осуществления прямых иностранных инвестиций в их освоение и создание совместных предприятий, а также выхода российских компаний на международные рынки.
В настоящее время на территории России функционируют следующие крупные канадские горные компании [16]:
- Kinross Gold (основной актив - золото-серебряное месторождение «Купол» в Чукотском АО);
- High River Gold Mines Ltd. (основной актив - полиметаллическое месторождение «Березитовое» в Амурской области, перспективный актив - серебряное месторождение «Прогноз» в Республике Саха);
- Barrick Gold Corporation (основный актив - месторождение золота «Многовершинное» в Хабаровском крае);
- Silver Bear Resources Inc. (основной актив - месторождение серебра «Ман-газейское» в Республике Саха);
А также одна из ведущих инжиниринговых компаний Канады - Wardrop Engineering.
Преимуществами новой системы классификации Ю.А. Подтуркин и В.А. Коткин [14] считают возможность выработки единых подходов к отчётности о запасах и ресурсах российскими и зарубежными специалистами; увеличение доступности и релевантности получаемой информации о запасах и ресурсах российских месторождений для иностранных специалистов и заинтересованных лиц; исключение дублирующих работ по оценке запасов за счет использования уже имеющихся результатов детальной работы российских специалистов; развитие отечественной системы аудита, доступного для бизнеса любого масштаба и создание предпосылок для увеличения капитализации российских недр. Среди положительных тенденций введения кодекса НАЭН стоит также отметить формирование в России института Компетентных Лиц, объединяющий специалистов по подготовке отчётности о минерально-сырьевых активах российских компаний на основе Кодекса.
С точки зрения национальной экономики, появляется возможность оценки влияния недропользования на экономическое и техническое развитие государ-
нальной организации (включая взаимно признанные международные профессиональные организации), предусматривающей дисциплинарные процедуры, обеспечивающие возможность приостановления либо лишения членства». [2,7] «Компетентное Лицо должно обладать не менее чем пятилетним опытом работы на объектах тех же геолого-промышленных типов месторождений и по тому же профилю работ, которые ему предстоит выполнять». [7]
ства и регионов в исторической перспективе в условиях ускоряющейся глобализации рынков, а также оценки финансового потенциала страны и конкретизации направлений совершенствования законодательной базы в этой области. Последнее особенно актуально в связи со стратегическими планами освоения перспективных месторождений нефти, газа и драгоценных металлов на севере России и Дальнем Востоке с привлечением международных инвестиций.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство по гармонизации стандартов отчётности России и CRIRSCO/ ФГУ «ГКЗ», CRIRSCO, Москва 2010 г. — 112 с. / http://dmtgeosciences.ca/uploads/original/ crirsco_1355438002.pdf
2. CIM Definition Standards on Mineral Resources and Mineral Reserves. Prepared by the CIM Standing Committee on Reserve Definitions. Adopted by CIM Council, November 14, 2004
3. Стандарт JORC и доступ к мировым финансовым рынкам. Краткий обзор и практические аспекты. http://www.jorc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=1
4. Первичное публичное предложение/ ru.wikipedia.org/wiki/Первое публичное предложение.
5. Листинг (Ценные бумаги) / ru.wikipedia.org/wiki/Листинг_(ценные_бумаги)
6. С. Тихомирова. Канадское ТЭО - National Instrument 43-101 / http://g-to-g.com/index.php?version=rus&module=11&page=7#four)
7. Кодекс Австралазии для составления отчётов о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и рудных запасах (Кодекс JORC). Подготовлен Объединённым Комитетом по Запасам Института Горной Промышленности и Металлургии Австралазии, Австралийским Институтом Наук о Земле и Советом по Полезным Ископаемым Австралазии (JORC), декабрь 2004. - 61 с./ geoland.hobbi-t.ru/files/norm033.doc
8. Mineral Reserves Reporting Standards / http://technology.infomine.com/reviews/ report-ingstandards/welcome.asp?view=full
9. Российский Кодекс публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых (Кодекс НАЭН) / Москва, 2011 г., 63 стр./ http://www.geokniga.org/books/2713
10. Заключение рабочей группы / www.mnr.gov.ru/upload/iblock/afc/0163_uelrjd.rtf
11. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев) / Министерство природных ресурсов Российской Федерации- М.: 2005. - 58 с.
12. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Серебряные руды. Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р., Москва, 2007. - 44 с.
13. Пешков А. А., Мацко Н.А. Доступность минерально-сырьевых ресурсов / http://ecopages.ru/bulleten/view.html&page=3&id=51
14. Подтуркин Ю.А., Котин В.А. Россия - полноправный член Объединенного комитета по международным стандартам отчетности о запасах твердых полезных ископаемых/ «Золото и технологии» № 1(15)/февраль 2012 г./ http://zolteh. ru/index. php?dn= news&to=art&id=422
15. Отчёт по результатам 6-го заседания Московского Горного Клуба МАЙНЕКС «Инвестиционная ценность минеральных ресурсов России», ноябрь 2011 г. /http:// www.minexforum.com /ru/2011/11/21/6th-minex-club-report/
16. Деловая Канада. Тома XVII - XVIII. Спецвыпуск. - Справочники ПОЛПРЕД. Совет ветеранов МИД РФ. - М.,2009 г. - 151 с. / http://polpred.com/free/country/2185_demo.pdf
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Шевченко Екатерина Валентиновна - аспирант, [email protected], Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».