ООО «Ай Эм Си Монтан» УДК 621; 622; 622.4/6
Эффективность недропользования:
основные принципы Кодекса публичной отчётности о ресурсах и запасах в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
С.Б. Никишичев, к.э.н., директор ООО «Ай Эм Си Монтан», компетентное лицо FIMMM, эксперт ОЭРН_
Уже 12 лет в России и странах СНГ ведущие горнодобывающие компании и холдинги проводят оценку ресурсов и запасов согласно международным стандартам. Компания IMC Montan стояла у истоков этой работы и продолжает деятельность в направлении развития систем отчетности, чему и посвящена настоящая статья*.
Наиболее распространённая из применяемых систем -Кодекс JORC, входящий в CRIRSCO (Комитет, регулирующий отношения в отчётности по ресурсам и запасам твердых минеральных ресурсов). Необходимость проведения оценки запасов связана с тем, что фактически горногеологический аудит является форматом, понятным для любого внешнего инвестора, и позволяет оценить горнодобывающее предприятие доходным методом. То есть понятно отобразить все аспекты, связанные с недропользованием, и указать не только извлекаемые объёмы полезного ископаемого по категориям, но и сформировать реалистичную модель денежных потоков в результате отработки месторождения.
Именно такие документы либо в исходном формате, близком к Бизнес-плану, либо в формате Отчёта Компетентного лица, используемого при проведении IPO, либо в составе Feasibility Study используются инвесторами для определения инвестиционных рисков при финансировании ресурсных проектов. Очевидно, что чем понятнее и достовернее отображена информация о месторождении и горнодобывающем предприятии, тем проще складывается работа с потенциальными инвесторами.
Функцией любых систем и Кодексов публичной отчётности о ресурсах и запасах полезных ископаемых являются:
- отображение достоверной информации о минеральных ресурсах;
- идентификация рисков, связанных с добычей и переработкой;
- определение эффектов, достигаемых в результате отработки. Цель, достигаемая при реализации этих функций, - привлечение инвестиций, развитие промышленности и регионов, и получение прибыли.
Пользователями таких систем являются не только Недропользователь и Инвестор, но и Государство.
Роль Государства, имеющего в собственности все природные богатства и недра страны, по примеру России, является
* В статье использованны материалы презентации проекта Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (Т.С. Токтабаев) на 7-м горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Центральная Азия 2016 (19-21 апреля 2016 г., Астана, Казахстан).
О КОМПАНИИ
Компания IMC Montan работает в России и странах СНГ с 1992 г., предоставляя консультационные услуги горнодобывающим и металлургическим предприятиям.
Основные направления деятельности международной группы IMC включают аудит ресурсов и запасов, подготовку горнодобывающих компаний к IPO, проектирование горных предприятий до уровня Feasibility Study, разработку планов развития территорий, обеспечение безопасности и экологичности горного производства, а также повышение производительности и обоснование развития как добывающих, так и перерабатывающих предприятий.
Спектр консалтинга IMC Montan охватывает твердые полезные ископаемые, все типы месторождений и полный цикл жизнедеятельности ГОКа - с момента зарождения проекта освоения месторождения и строительства предприятия, до момента его ликвидации и полной рекультивации.
С 1 января 2014 года деятельность IMC Montan в России, странах СНГ и Монголии осуществляется через российское юридическое лицо ООО «Ай Эм Си Монтан», акционерами которого выступили крупнейшие международные консалтинговые компании Deutsche Montan Technologie GmbH (Германия) и White Young Green Pic. (Великобритания).
очень важным аспектом. Перед любым государством встаёт вопрос собственного определения «Рационального природопользования». В случае с твёрдыми полезными ископаемыми государство должно решать, что является наиболее важным -«Полнота использования недр» или «Экономическая целесообразность освоения недр». Очень часто возникает конфликт этих понятий, поскольку первое может нести ущерб текущей экономике страны, а второе - ущерб потомкам.
С позиций государства и макроэкономики, безусловно, нужно принимать во внимание тенденцию смены технологических укладов цивилизации на более прогрессивные и развитые технологии, в том числе переход на возобновляемые источники энергии. Это приводит к постепенному изменению баланса потребления ресурсов, а некоторые минеральные ресурсы могут либо оказаться вовсе невостребованными, либо будут использованы другим образом (например, переход к глубокой переработке энергетических углей).
Таким образом, Государству тоже очень важно понимать реальную ситуацию, связанную с развитием того или иного месторождения. Своевременное принятие решения о поддержке Недропользователя или о направлении государственных инвестиций в развитие месторождений (например, посредством реализации ГЧП) позволяет достичь наибольшей эффективности. Развитие ГЧП и формирование макроэкономического эффекта (который зачастую в десятки раз превышает доход недропользователя) даёт возможность освоения «сложных» месторождений, развивает смежные отрасли,
создаёт рабочие места, даёт толчок развитию инфраструктуры регионов, что в совокупности влечёт рост ВВП и налоговых поступлений. Эти факторы необходимо учитывать при определении целесообразности освоения месторождений. Предоставление налоговых льгот, формирование федеральных и региональных программ по сути также является механизмом поддержки недропользователей.
До настоящего времени страны ЕАЭС достаточно успешно применяли советскую систему классификации запасов наряду с международными кодексами отчётности. Советская система классификации в зависимости от степени геологической изученности, успешно позволяет осуществлять контроль над использованием недр. Однако ужесточённые кондиции могут наносить ущерб как экономике недропользователя, так и ущерб на макроэкономическом уровне, а в некоторых случаях влияют на безопасность ведения горных работ (что весьма актуально для угольных шахт).
Руководства стран и ведомства, занимающиеся природными ресурсами, понимают, что наиболее эффективная модель реализации принципа «Рационального недропользования» будет достигаться при совершенном балансе интересов «Государство - Недропользователь - Инвестор».
Возвращаясь к международным форматам отчётности, напомним, что в настоящее время, CRIRSCO включает Кодексы: австралийский JORC + VALMIN, южноафриканский SAMREC + SAMVAL, европейский PERC, канадский CIMDS + национальный NI 43-101, чилийский Certification Code, американский SME Guide, а также недавно присоединившиеся российский Кодекс НАЭН, монгольский MRC Code и бразильский CBRR. Проходит регистрацию казахстанский Кодекс KAZRC. Республика Кыргызстан стоит на пороге разработки собственного кодекса.
Все указанные Кодексы и системы направлены на определение форматов предоставления отчётности о ресурсах и запасах, как Инвестору, так и Государству. Понятие «Компетентное лицо» очень важно для твёрдых полезных ископаемых, поскольку спектр вопросов, влияющих на эффективность отработки месторождений, очень широк. Поэтому перевод ресурсов в запасы осуществляется на основе модифицирующих факторов - от наличия полезного ископаемого в недрах Земли до формирования товарного продукта с положительной рентабельностью. При этом рассматривают все риски, связанные с добычей и переработкой. Именно этот принцип заложен в основу всех Кодексов публичной отчётности о твёрдых минеральных ресурсах.
Чтобы иметь возможность анализировать модифицирующие факторы, эксперты должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию и быть членами организаций списка ROPO. В таком случае CRIRSCO признаёт их как Компетентных лиц.
К обязательным условиям перевода ресурсов в запасы в случае положительного влияния модифицирующих факторов, в том числе экономики, относятся:
1. Наличие ресурсов категорий Measured, Indicated (подтверждается геологической документацией, моделью 3D);
2. Наличие правоустанавливающих документов (лицензия или договор, горный и земельный отводы, постановка запасов на Госбаланс, что является предметом дискуссий, и др.);
3. Наличие проектной проработки на уровне не ниже Pre-feasibility Study, доказывающей техническую и экономическую целесообразность отработки месторождения;
4. Желание и способность недропользователя отрабатывать месторождение (внутренний бизнес-план компании).
ООО «Ай Эм Си Монтан»
И государственная отчётность и международная, во многих странах сегодня ведутся параллельно. Это требует не только дополнительного времени и затрат недропользователя, но и вносит дисбаланс в отношения «Государство - Недропользователь - Инвестор».
Инвестор безусловно предпочитает использовать информацию, которая будет близка к текущему рынку, чётко и реально опишет состояние предприятия и перспективы развития месторождения. Учитывая, что государственная документация не всегда содержит актуальную рыночную информацию, создаются стандарты по гармонизации локальных систем с CRIRSCO. В России внедрена новая система классификации запасов и ресурсов УВС, ведётся работа по созданию новых Методических рекомендаций по классификации ТПИ. ОЭРН начало работу по внесению изменений в Кодекс НАЭН, который в сегодняшнем формате, к сожалению, пока не используется инвесторами.
Рассмотрим пример Казахстана, где происходит переход на KAZRC. Основная цель введения Кодекса - совершенствование законодательства и улучшение инвестиционного климата в сфере недропользования. Кодекс содержит не только принципы государственного регулирования и администрирования, но также направлен на представление инвесторам достоверной информации о месторождениях. За основу принята австралийская модель недропользования и использован основной принцип - «Презумпция добросовестности недропользователя». Государство отказывается от принудительного установления экономических и технических параметров разведки и разработки месторождений, за исключением вопросов экологии и промышленной безопасности. Радикально упрощается порядок лицензирования и предоставления информации о недрах, вплоть до интерактивного взаимодействия. Сокращается количество разрешительных документов и процедур, и, соответственно, сроки получения документации и начала промышленного освоения.
Таким образом, Недропользователь только по базовым регламентирующим показателям разрабатывает Проект и будет сам отвечать за рациональное недропользование с целью получения наибольшей прибыли, связанной с освоением месторождения. По мнению Государства, это позволит не только привлечь Инвесторов, но и достичь значительно большего макроэкономического эффекта для страны.
Бесспорно, в таких условиях очень важно иметь сильную, развитую и независимую систему публичной отчётности, которая позволит реально на начальном этапе определить риски и эффективность недропользования, а также избежать возникновения «синдрома обманутых инвесторов», который может оказать влияние на инвестиционный рейтинг всей страны.
Учитывая отмеченные современные тенденции в России, странах СНГ и ЕАЭС, напрашивается вывод об острой необходимости создания гибкой системы, учитывающей как интересы недропользования, так и интересы инвесторов и горнодобывающих компаний на всех уровнях: экономика, социальные отношения, охрана окружающей среды, безопасность ведения горных работ. Именно сегодня наличие такой системы приобретает наибольшую актуальность.
Единый Кодекс отчётности, разработанный не только по стандартам CRIRSCO, но и учитывающий все указанные факторы, не только заменит формирование множества локальных кодексов, но позволит действительно усовершенствовать отношения в недропользовании в нашей части Света, в том числе не только на постсоветском пространстве, но и с последующим участием дружественных стран: Монголии, Китая, Вьетнама, Индии и других.
ООО «Ай Эм Си Монтан»
Рис. 1 Цель создания Единого Кодекса
Единый Кодекс может быть сильным, содержать жёсткие принципы независимости оценок, учитывать недостатки действующих систем и особенности присоединившихся стран-участниц. Чётко выстроенная система позволит сформулировать и достичь правильного баланса во взаимоотношениях «Государство - Недропользователь - Инвестор». А именно это необходимо всем участвующим в недропользовании сторонам, и именно это позволит расширить объёмы инвестиций в освоение недр (рис. 1).
Впервые идея Единого Кодекса (условно EARC - Евразийский Кодекс отчётности) была публично озвучена на 1-м Евразийском Горно-геологическом форуме (2-4 февраля 2016 г., Минск, Республика Беларусь). Соответственно Республика Беларусь также поддерживает путь создания единой глобальной системы, которая должна быть значительно эффективнее локальных кодексов. На форуме была разработана и одобрена всеми присутствующими странами-участницами резолюция, поддерживающая начало этой работы в странах ЕАЭС. В России была создана Ассоциация недропользователей для стран ЕАЭС.
Необходимое условие для реализации идеи создания Единого Кодекса - прямая поддержка заинтересованных сторон и органов власти, а также создание рабочей группы и единого комитета государств ЕАЭС.
Многолетний опыт работы IMC Montan в проектах развития месторождений с использованием международных систем отчётности о ресурсах и запасах, позволяет сделать неко-
Особенности недропользования стран ЕАЭС
S
Подходы к экономической оценке
Система Оценки Greenfield проектов
Рис. 2 Предварительная основа формирования Единого Кодекса
торые предложения по усилению Единого Кодекса в сравнении с действующими, и повысить интерес к нему со стороны CRIRSCO и внешних инвесторов.
Одним из существенных пробелов в формировании отчётности является отсутствие рекомендаций по экономической оценке, в связи с чем допустимы случаи искажения результатов. Мы считаем, что можно чётко сформировать позиции, которые необходимо учитывать в стандартах отчётности, например: периоды оценки, была ошибка дисконта, прогнозирование цен, изменение капитализации компании в зависимости от категорий запасов, влияние степени передела товарной продукции, влияние исторических капитальных затрат и другие важные параметры.
Другой сложный вопрос - отсутствие системы оценки юниорных компаний и проектов Greenfield (проекты начатые «с нуля», которые не имеет каких-либо ограничений, налагаемых предыдущей работой). Для некоторых компаний, для SpbEX и MOEX были предложены основы системы, включающей критерии готовности компаний к оценке/листингу, сравнительную оценку основных параметров, влияющих на развитие месторождения, точки роста капитализации (проекты IMC Montan и Ernst & Young). При этом все понимают, что разработка и внедрение такой системы позволит создать благоприятный инвестиционный климат в сфере ведения поисковых и геологоразведочных работ.
Учитывая эти моменты, предварительная основа формирования Кодекса может выглядеть как показано на рис. 2.
Единый Кодекс (условное название на схеме EARC) должен учитывать:
1. Основу семейства CRIRSCO - НАЭН + JORC + PERC;
2. Корреляцию с советской системой классификации;
3. Корреляцию с новой классификацией ТПИ (РФ);
4. Привязку к сложности месторождения и типам полезного ископаемого;
5. Экономическую составляющую;
6. Безопасность ведения горных работ;
7. Факторы и эффект социальной значимости и охраны окружающей среды;
8. Рекомендации по оценке юниорных компаний и проектов Greenfield;
9. Рекомендации по использованию 3D моделирования;
10. Локальные приложения для стран-участниц.
Если данные принципы найдут отражение в новой системе, Единый Кодекс действительно будет нужен и интересен мировому сообществу.
Системная и целенаправленная работа в области усовершенствования недропользования должна учитывать, что только вовлечение всех заинтересованных сторон: Государства, Недропользователя, Инвесторов, а также профессиональных сообществ и международных горных консультантов, позволит достичь правильного баланса и определить принципы «Рационального недропользования».
Qfa IMC Montan
125047, Москва, ул. Чаянова, д. 22 строение 4 тел.: +7 (495) 250-6717 • факс: +7 (499) 251-5962 e-mail: [email protected] www.imcmontan.ru
Зачем нужен Единый Кодекс
1. Усиление системы недропользования стран «нашей части Света» -для ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТОРА необходим сильный механизм.
2. Регулирование и БАЛАНС взаимоотношений «ГОСУДАРСТВО -
- НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - ИНВЕСТОР».
ГОСУДАРСТВО:
- Контроль над использованием недр - полнота использования недр (?).
- Получение макроэкономического эффекта от разработки и рост ВВП.
- Создание рабочих мест.
- Развитие городов и территорий.
- Развитие смежных отраслей.
- Охрана окружающей среды. НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ:
- Получение максимальной прибыли от разработки.
- Безопасность работы.
- Социальная ответственность и публичность. ИНВЕСТОР:
- Безопасность инвестиций - прозрачность в представлении данных и идентификация инвестиционных рисков.