Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И УЗБЕКИСТАНА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
881
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / пандемия / стратегия / развитие / экономический рост / tourism / pandemic / strategy / development / economic growth
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И УЗБЕКИСТАНА»

Нарзуллаева У.Н.

ведущий специалист Института бюджетно -налоговых исследований при Министерстве финансов Республики

Узбекистан

umidahonnarzullaeva@gmail.com

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

И УЗБЕКИСТАНА

Ключевые слова: туризм, пандемия, стратегия, развитие, экономический рост.

Keywords: tourism, pandemic, strategy, development, economic growth.

Регион Центральной Азии обладает широким спектром исторического и культурного наследия, уникальной кухней и местными традициями, богатой и неизведанной сетью городов и уникальными природными богатствами, выходящими за национальные границы.

В 2019 году страны Центральной Азии, участвующие в ЦАРЭС \ приняли 424 миллиона внутренних туристов и 41 миллион иностранных туристов. Внутренние туристы и посетители из соседних стран внутри региона путешествуют в основном с деловыми целями и для посещения друзей и родственников, особенно с короткими поездками продолжительностью 2-3 дня. Иностранных туристов из дальних стран, привлекают, в первую очередь, культура и религия, а затем уж природа, приключения и бизнес.

Культурное достояние стран Центральной Азии предоставляет уникальные возможности для культурных базовых турне, связывающих различные страны ЦА. Отметим, что в 2019 году рынок исламского, паломнического туризма оценивался в 175 миллиардов долларов США (без учета хаджа и умры), из которых на Центральную Азию приходится лишь небольшая доля - 7%, в основном сосредоточенная в Узбекистане и Азербайджане 2.

Глобальное распространение COVID-19 в начале 2020 года серьезно повлияло на сектор туризма не только региона Центральной Азии, но всего мира.

Согласно расчетам Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), общее снижение прибытий международных туристов в 2020 году варьировало от 58 до 78%, в зависимости от того, когда были сняты ограничения на поездки. Это может привести к потере экспортных доходов от туризма на сумму от 910 до 1,2 триллиона долларов США и поставить под угрозу до 120 миллионов рабочих мест в индустрии туризма3.

Как и ожидалось, внутренний и внутрирегиональный туризм восстановился быстрее, чем международный. Несмотря на тяжелые последствия глобальной пандемии COVID-19, она создала новые модели и тенденции в туристическом секторе, особенно в краткосрочной перспективе. К ним относится рост внутреннего и регионального туризма, а также использование цифровых технологий.

Разработанные региональные стратегии туризма стран Центральной Азии до 2030 года прогнозируют изменения в предпочтениях путешественников в сторону более близких, безопасных и малолюдных направлений, одновременно, предлагая долгосрочный план развития региона как туристического центра, который будет предлагать посети-

„4

телям множество уникальных впечатлений .

Таким образом, внутренний и внутрирегиональный туризм является более востребованной альтернативой, поскольку автомобили и поезда, являются предпочтительным и безопасным видом транспорта, позволяющим избежать контактов с большими группами людей. Виллы, дачи, горные зоны отдыха или другие единицы размещения с самообслуживанием, соответствующие требованиям социальной удаленности, будут пользоваться наибольшим спросом как в период восстановления, так и после.

Данная тенденция также может быть использована и для региональных моделей деловых поездок. Дальние авиаперелеты потенциально возобновятся в быстром темпе только после того, как снизятся риски заражения, и пандемия COVID-19 будет взята под контроль медиков.

В 2019 году регион Центральной Азии отправил 70 миллионов выезжающих туристов, но принял только 41 миллион туристов. Международный туризм в регионе (как въездной, так и выездной) сконцентрирован в соседних странах, особенно в России.

1 В настоящее время в ЦАРЭС участвуют 11 стран региона - Узбекистан, КНР, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан, Афганистан (с 2005 г.), Пакистан, Туркменистан (с 2010 г.) и Грузия (с 2016 г.), а также международные организации доноры: АБР, Всемирный банк, ЕБРР, МВФ, Программа развития ООН, Исламский банк развития.

2

CAREC tourism strategy 2030. 2020. - September. - https://www.adb.org/ru/documents/carec-tourism-strategy-2030

3

Барометр международного туризма / ЮНВТО. - Мадрид, 2020. - Т. 18, № 5.

4 CAREC tourism strategy 2030. - https://www.adb.org/news/carec-endorses-long-term-strategy-promote-safe-sustainable-and-inclusive-tourism.

Более трех четвертей от общего числа прибывших из-за рубежа, - это представители четырех стран: Казахстана (23,6%), Кыргызской Республики (20,2%), Грузии (18,6%) и Узбекистана (16,3%).

Из общего числа прибывших туристов 91% прибыли из соседних стран, из которых две трети прибывают из других центрально-азиатских стран, участвующих в ЦАРЭС (рис. 1). В 2020 году Узбекистан посетило 1 млн. 504 тыс. туристов, которым оказано услуг на сумму 261 млн. долларов1.

Рисунок 1.

Въездные туристы в страны ЦАРЭС, 2019 г. (тыс. поездок)2

Выездной туризм менее сконцентрирован, чем въездной, тем не менее, туристы из четырех стран ЦАРЭС составляют две трети от общего числа: из КНР (23,3%), Узбекистана (17,9%), Казахстана (15,6%) и Азербайджана (10,2%). 83% из общего числа выезжающих туристов едут в другие соседние страны (рис. 2).

Однако в передвижениях между странами есть некоторые заметные различия. Например, почти все выезжающие из Узбекистана туристы едут в другие страны Центральной Азии, в то время как только 4,5% туристов Пакистана путешествуют в пределах региона ЦА. К другим основным направлениям выезжающих туристов относятся Иран, Республика Корея, Российская Федерация и Турция3.

Рисунок 2.

Выездные туристы из стран ЦАРЭС, 2019 г. (тыс. поездок)4

Туризм в регионе ЦА представлен, в основном, внутрирегиональным туризмом. В 2019 году в основном востребованы были Узбекистан (29,9%) и две провинции Китайской Народной Республики (КНР) - Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский автономный район (53,4%).

1 https://uzbektoшrism.шz/rШnewsMew?id= 1541

2

https://www.adb.org/news/carec-endorses-long-term-strategy-promote-safe-sшstainable-and-inclшsive-toшrism

3 Там же.

4 https://www.adb.org/news/carec-endorses-long-term-strategy-promote-safe-sшstainable-and-inclшsive-toшrism

Узбекистан востребован по такому немаловажному фактору, как безопасность городов и страны (по показателю Всемирного индекса закона и порядка). Показатель Узбекистана составил 92 балла из 100 возможных баллов. Такой же коэффициент присвоен Норвегии, Австрии, Швейцарии и Объединенным Арабским Эмиратам. Первое место по этому показателю занимает Сингапур (97 баллов). Второе место (97 баллов) у Туркмении, третье (94 балла) - у Китая 1. Узбекистан находится в списке самых безопасных стран в мире в отношении личной безопасности, охраны пр а-вопорядка и путешествий.

С 1 июня 2020 года в «зеленых» и «желтых» регионах Узбекистана возобновился внутренний туризм. С учетом санитарных норм работу начали туроператоры, турагентства, средства размещения, объекты культуры, культурного наследия и другие. Это предусмотрено указом Президента РУз Ш.М. Мирзиеева от 28 мая «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии».

Президент подчеркнул, что для начала необходимо разрешить внутренний туризм между регионами с «зеленым» уровнем карантина. Он дал указания по организации в горных районах и на побережье озер баз отдыха с использованием легких конструкций. Затем он предложил сформировать список стран со стабильной ситуацией по ко-ронавирусу и постепенно восстанавливать с ними туристические связи.

Регион Центральной Азии расположен между несколькими крупнейшими экономическими регионами мира, такими как Европа, Северо-Восточная Азия и Ближний Восток. Несколько столиц и крупных городов (Алматы, Баку, Бишкек, Хух-Хото, Исламабад, Карачи, Ташкент и Урумчи) в регионе ЦАРЭС имеют уникальный потенциал круглогодичного отдыха выходного дня и деловых возможностей. С 2016 года этот рынок рос в среднем на 8,3% в год, и прогнозируется, что к 2030 году он будет опережать темпы роста мирового туристического сектора 2.

В заключении мы можем отметить, что региональное сотрудничество в области туризма может способствовать укреплению экономических, социальных и культурных связей между странами, тем самым улучшая имидж региона и делая его более привлекательным для иностранных гостей и инвестиций.

«Посредством постепенной реализации региональных инициатив, Стратегия ЦАРЭС по туризму до 2030 года поможет региону оправиться от СОУГО-19 и, в долгосрочной перспективе, утвердиться в качестве устойчивого, безопасного и доступного туристического направления», отметил вице -президент Азиатского банка развития (АБР) Шик-син Чен3.

Развитие регионального подхода в туристической отрасли создает более широкий рынок спроса и предложения туристических услуг и предлагает большее разнообразие и более широкий спектр впечатлений для путешественников и туристов. Общей целью регионального сотрудничества является повышение уровня жизни населения стран Центральной Азии, в частности Узбекистана, а также ускорение инклюзивного экономического роста в регионе.

1 https://шz.spшtniknews.rш/20201029/Uzbekistan-voshel-v-desyatkш-bezopasnykh-stran-mira-po-reytingш-Gallшps-15284602.html

2

https://www.adb.org/news/carec-endorses-long-term-strategy-promote-safe-sшstainable-and-inclшsive-toшrism

3

Туристическая Стратегия ЦАРЭС 2030 для содействия безопасному, устойчивому и инклюзивному туризму. - http://www. newscentralasia.net/2020/12/08/19th-mjnisterial-conference-carec-adb-ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.