Сравнительный анализ развития сфер индивидуальности учащихся сельских и городских школ
В. В. Белкина, Л. А. Щелкунова
Статья посвящена исследованию индивидуальных особенностей учащихся сельских и городских школ. Выявлены закономерности развития семи сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной).
Ключевые слова: индивидуальный подход, сущностные сферы человека: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, саморегуляции и экзистенциальная.
Analysis of Pupil’s Individual Characteristics in Urban and Rural Area Schools
V. V. Belkina, L. A. Shchelkunova
This article is devoted to analyzing individual characteristics of children at schools in urban and rural areas. The logic of development of seven personality spheres (intellectual, motivational, emotional, volitional, object-practical, self-regulation and existential) was pointed out.
Key words: individual approach, spheres of personality: intellectual, motivational, emotional, volitional, object-practical, selfregulation and existential.
Духовный кризис человеческой цивилизации на рубеже третьего тысячелетия наглядно показывает, что именно жизненные позиции и ориентации человека, посредством которых он вступает в отношения с миром, способствуют формированию навыков социального взаимодействия, служат главной целью и движущей силой социального прогресса. «Антропологическая катастрофа» (В. В. Розанов) XX столетия не снизила потребностей в духовности, морали, нравственных ценностях, гармонии чувств и поступков, слова и дела, чувства и общения. В отличие от предшествующей психолого-педагогической ориентации на унифицированную социализацию личности, нивелирующей ее индивидуальность, происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека (Н. М. Борытко, Ю. А. Гагин, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, М. И. Рожков). На основе этой тенденции возникла концепция педагогики индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк), в которой перед педагогами поставлены задачи развития самого обучающегося, его индивидуальности посредством «системы сфер человеческого сознания и субъективности его мира». Каждая из сфер индивидуальности требует философского осмысления, психологического наполнения и педагогического проникновения в сущность ее формирования.
Индивидуально-ориентированный подход является одним из наиболее эффективных в современных образовательных условиях и предполагает, в первую очередь, опору на индивидуальные
особенности школьников. Однако реализация этого подхода возможна только при учете особенностей образовательного учреждения и его воспитанников в целом. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей реализации индивидуального подхода в различных образовательных учреждениях.
Для решения этой задачи в марте 2007 г. было проведено исследование по изучению развития сфер индивидуальности учащихся сельских и городских школ Ярославской области. Для этого преподавателями кафедры педагогических технологий (на основе методики О. С. Гребенюка) был разработан опросник «Мониторинг развития индивидуальности учащихся». Опросник состоял из 35 шкалированных вопросов и предполагал изучение степени развития семи сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной). Участникам опроса предлагалось выразить степень согласия с утверждениями по 4-балльной шкале.
Опрос был организован студентами 3 курса института педагогики и психологии на базе семи сельских и трех городских школ. Всего было опрошено 163 учащихся 7-11 классов сельских школ и 172 городских школьника того же возраста.
Обработка результатов опроса предполагала подсчет среднего балла по каждой сфере, при этом происходила дифференциация по классам и полу респондентов. Полученные результаты в обобщенном виде представлены в таблице № 1.
Таблица 1
В. В. Белкина, Л. А. ЩелкуноВ8
Пол Результаты по сферам (средний балл)
Интеллектуальная Мотивационная Эмоциональная Волевая Предметно- практическая Саморегуляции Экзистенциальная Средний балл
Учащиеся сельских школ (7-11 кл. )
Девочки 2,6 2,8 3,1 2,7 2,6 2,9 2,9 2,8
Мальчики 2,4 2,6 3,1 2,7 2,4 2,7 3,1 2,8
В среднем: 2,5 2,7 3,1 2,7 2,5 2,8 3,0 2,8
Учащиеся городских школ (7-11 кл. )
Девочки 2,6 2,4 3,0 2,6 2,2 2,6 3,1 2,6
Мальчики 2,5 2,3 2,7 2,5 2,4 2,7 2,6 2,5
В среднем: 2,6 2,4 2,9 2,6 2,3 2,7 2,9 2,6
Обобщенные результаты мониторинга развития индивидуальности учащихся сельских и городских школ
Как видно из предложенной таблицы, средний балл развития всех сфер индивидуальности сельских и городских школьников находится на среднем уровне, при этом разница в средних показателях мальчиков и девочек либо отсутствует вообще (в сельских школах), либо незначительна (в городе). Интересно, что средний балл учащихся сельских школ несколько выше, чем у их городских сверстников. Вероятно, связано это с камерностью сельского образа жизни, малой наполняемостью классов в обследуемых учреждениях. В небольших сельских школах каждый ребенок на виду как в учебное время, так во внешкольной работе. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Все это обеспечивает большие возможности для реализации индивидуального подхода.
Анализируя результаты развития отдельных сфер, можно отметить, что у учащихся 7-11 классов и сельских, и городских школ в большей степени развиты эмоциональная и экзистенциальная сферы, а менее всего предметно-практическая. Пытаясь объяснить данный факт, можно обратиться к возрастным особенностям подростков. Многие ученые называют этот возрастной период периодом «бури и натиска», подчеркивая его большую важность и эмоциональную насыщенность. В этот период активно развивается эмоциональная сфера, происходит так называемая эмоциональная эмансипация - устранение
детской эмоциональной зависимости от родителей и взрослых и появление значимых эмоциональных отношений с другими людьми.
С другой стороны, экзистенциальная сфера функционально отвечает за самосознание человека, за ту позицию, которую он занимает в жизни. Она проявляется в способности человека осуществлять самоанализ и самооценку самого себя, соотносить себя как индивидуальность с другими индивидуальностями, осуществлять выбор своего жизненного пути, своей жизненной позиции, проявлять независимость и свободу в деятельности, поведении, общении, что дает человеку возможность выживания в цивилизованном мире.
Экзистенциальная сфера старшеклассника (14-16 лет) характеризуется комплексом таких качеств, как ценностные ориентации, жизненная позиция, позиция в учебной деятельности, способность к осуществлению нравственного выбора, которые отражают возрастные особенности ее проявления в учебной и других видах деятельности.
В исследовании экзистенциальной сферы использовались следующие средства:
1. Методика «Незаконченные
предложения», направленная на выявление позиции школьника в учебной деятельности.
2. Тест «Я-концепция творческого саморазвития» (С. Кулькевич).
3. Тест на самооценку качеств личности (Н. С. Пряжников).
В ходе изучения экзистенциальной сферы старшеклассников было установлено, что большинство (40 %) опрошенных подростков среди важных лично для них качеств на первое место поставили умение определять собственную жизненную позицию, осознанное самоуважение, умение смотреть на себя со стороны, сформированность навыков социального взаимо-
действия, то есть личностные позиции становятся более значимыми для старшеклассников. Многие (35 % сельских школьников) на первое место поставили такие душевные качества, как доброта, дружелюбие, сердечность, человечность.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей неповторимости, то есть постепенно формируется Я-концеп-ция. Ребенок начинает осознавать себя более свободным и независимым, поэтому высокая степень развития экзистенциальной сферы также вполне закономерна.
Сравнивая результаты мальчиков и девочек, можно отметить некоторую разницу, при этом в сельских и городских школах отличия наблюдаются по разным сферам. Например, наибольший разрыв показателей у представителей разных полов (0,5 баллов) наблюдается у учащихся городских школ в экзистенциальной сфере, при этом в сельских школах диапазон показателей развития данной сферы не является существенным. Возможно, это связано с более быстрым психосексуальным развитием девочек-под-ростков, а значит и с более интенсивным формированием у них экзистенциальной сферы личности.
Более низкий уровень развития предметнопрактической сферы обусловлен, вероятно, недостаточной сформированностью нервной системы подростка, что проявляется в его неспособности произвольно управлять своей деятельностью и поведением. Особенно низко, по результатам опроса, у школьников развит такой компонент предметно-практической сферы, как потребность самостоятельно добывать знания. В учебном процессе большинство старшеклассников занимают пассивную позицию - отсутствие любознательности, несформированность отношения к учебной деятельности, отсутствие стремления к профессиональному самоопределению, ориентация на восприятие чужих идей, а не на генерацию своих, равнодушие, незаинтересованность делами класса, школы (85 % у учащихся сельских школ и 72 % у учащихся городских школ).
Также можно наблюдать закономерность, связанную с меньшим диапазоном показателей мальчиков и девочек сельских школ практически по всем сферам. Возможно, данная закономерность обусловлена большей унифицированностью образа жизни на селе. Наличие общих традиций, совместное времяпрепровождение, ограниченность социального пространства создают
одинаковые условия для развития всех сущностных сфер.
При проведении исследования удалось выявить еще одну закономерность: показатели развития сущностных сфер у большинства детей прямо пропорциональны их школьной успеваемости. Чем выше средний балл школьных отметок, тем выше степень развития сфер индивидуальности как мальчиков, так и девочек сельских и городских школ. Это в большинстве случаев можно объяснить большей ответственностью, усидчивостью и усердием успешно обучающихся школьников, что приводит к большей осознанности обучения, и активностью при выборе заданий и способов действий.
Таким образом, несмотря на незначительную разницу средних показателей развития индивидуальности сельских и городских школьников, можно обнаружить отличия в развитии отдельных сфер и отличия между показателями представителей разных полов, связанные как с гендерными особенностями, так и с особенностями сельского и городского образа жизни. Не вызывает сомнений, что формирование и развитие всех сфер старшеклассников должно стать обязательной задачей всех педагогов.