Научная статья на тему 'Сравнительный анализ различных видов интеграции бизнес сообщества, науки и образования: Актуальные аспекты становления'

Сравнительный анализ различных видов интеграции бизнес сообщества, науки и образования: Актуальные аспекты становления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочерга Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены аспекты модернизации науки, высшего образования, интеграционные процессы науки и бизнеса в условиях социально-экономических изменений информационного общества, глобализации экономики, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на развитие интеграционных процессов, вместе с тем, интенсивность таких процессов явно недостаточная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кочерга Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DIFFERENT KINDS OF INTEGRATION OF THE BUSINESS COMMUNITY, SCIENCE AND EDUCATION: TOPICAL ASPECTS OF FORMATION

The article examines the aspects of modernization of science, higher education, the integration of business and science in terms of social and economic changes in information society, economic globalization, the rapid development of information and communication technologies. Socio-economic and political processes of Russia have significantly influenced the development of integration processes and continue to do so, although, the intensity of those processes is not enough.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ различных видов интеграции бизнес сообщества, науки и образования: Актуальные аспекты становления»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТЕГРАЦИИ БИЗНЕС СООБЩЕСТВА, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ

УДК 33

Наталья Сергеевна Кочерга,

аспирант кафедры Финансов и налогообложения, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Эл. почта: NKocherga@mesi.ru

В статье рассмотрены аспекты модернизации науки, высшего образования, интеграционные процессы науки и бизнеса в условиях социально-экономических изменений информационного общества, глобализации экономики, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. ^циально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на развитие интеграционных процессов, вместе с тем, интенсивность таких процессов явно недостаточная.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, образование, интеграция, социально-экономическое развитие, бизнес.

Natalia S. Kocherga,

Post-graduate student, Department of Finance and Taxation, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: NKocherga@mesi.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF DIFFERENT KINDS OF INTEGRATION OF THE BUSINESS COMMUNITY, SCIENCE AND EDUCATION: TOPICAL ASPECTS OF FORMATION

The article examines the aspects of modernization of science, higher education, the integration of business and science in terms of social and economic changes in information society, economic globalization, the rapid development of information and communication technologies. Socio-economic and political processes of Russia have significantly influenced the development of integration processes and continue to do so, although, the intensity of those processes is not enough.

Keywords: public-private partnerships, education, integration, socio-economic development, business.

Введение

Как показывает опыт экономического развития ряда зарубежных стран, качественно новая фаза развития рыночных отношений предполагает применение новой особой формы взаимодействия государства и частного бизнеса. Эта особая форма, обозначаемая обычно за рубежом термином Public Private Partnership (PPP), в российской экономической литературе определяется категорией «государственно-частное партнерство». Хотя любое партнерство, как правило, основано на равноправии сторон, в ГЧП ведущая роль принадлежит государству, и это соответствует интересам развития народного хозяйства России.

Законодательное определение государственно-частного партнерства появилось в 2005 году в разделах Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих типы собственности, а также в Конституции Российской Федерации о признании и защите форм собственности.

В условиях социально-экономических изменений информационного общества, глобализации экономики, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий одной из приоритетных задач государства ставится обеспечение высокого качества образования на основе широкого применения технологий электронного образования и соответствия современным потребностям развития личности, общества и государства.

Новая экономика основывается в первую очередь на знаниях и информационных технологиях, которые превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития. При этом речь идет как о всемирной доступности знаний, так и об изменении их структуры - с акцентом на умении разбираться в быстро возрастающем потоке информации, на повышении квалификации, профессионализма при одновременном расширении кругозора и развитии творческих способностей.

Основной целью документа «Основы политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденного в 2002 году, является интеграция образования, науки и бизнеса, направленного на формирование таких положительных эффектов как: повышение инновационного потенциала российской экономики, конкурентоспособности отечественных предприятий, развитие научно-образовательного сектора в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики [5].

Целью Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования [6].

Теоретическая трактовка интеграции науки, образования и производства

Следует признать, что многочисленные представители различных наук признают своим долгом рассматривать интеграцию науки, образования и производства, и дать теоретическую трактовку этих влияний. Изобилие подобных определений свидетельствует об актуальности и востребованности

_

обществом процесса получения знаний и самосовершенствования. Приведем те, которые, на наш взгляд, являются наиболее удачным.

В своей диссертации Шмайло О .Н. отмечает, что современная высшая школа России представляет собой социальный институт общества, имеющий своей целью трансляцию знаний, норм, ценностей и эталонов культуры подрастающим поколениям для того, чтобы обеспечить преемственность культуры и необходимую российскому обществу сплоченность и стабильность, без чего невозможны преодоление системного кризиса страны и успешное развитие рыночных отношений [17]

Социология рассматривает образование в качестве прямого или косвенного социального воздействия, результатом которого выступает сознательное принятие человеком общепринятых правил и норм поведения, моделей профессионального и личностного развития, требующихся для занятия достойного места в обществе.

По мнению Саниной А. А. «... наука влияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но и по другим каналам - через экономику, организацию и т.д.», отмечая, что редко, когда в одном лице встречаются ученые-исследователи и инженеры (П.Л. Капица, С.П. Королев). Это связано с тем, что «в сферу науки, как области не входит выполнение конструкторских разработок в производственной практике. Это область прикладных исследований». В развитии интегративных комплексов заинтересованы не только научный сектор, но участники производственного сектора, для бизнеса качество образования и квалификация работника крайне важны, так как помимо квалификаций, влияющих на качество труда, формируется и общая культура [4].

По мнению же В.М. Бородянского «. даже самые «инженерные» физики и химики все же остаются больше теоретиками, а самые «теоретические» инженеры - практиками» [1, с 49].

Попытки крупных ученых стать на время инженерами или предпринимателями далеко не всегда успешны и достигают ожидаемых результатов. Например, неудачный

дебют А. Эйнштейна в роли конструктора самолетов в 1915 г. [2], а также попытка Й.А. Шумпетера применить экономические познания в деятельности на посту президента частного банка, завершившаяся банкротством [3, с. 13].

Можно сделать вывод, что даже крупные ученые терпят неудачи и крах в производственном процессе и бизнесе, несмотря на огромный багаж теоретических знаний.

В связи с этим возникает необходимость создания интегративных комплексов, позволяющих инженерам-практикам получать дополнительные теоретические знания в условиях постоянного развития инновационных технологий.

Государственная политика в области развития науки и технологий

Так же необходимость создания интеграционных комплексов в образовании исходит из политических, нормативно-правовых и социально-культурных условий [4].

В этом заинтересованно не только бизнес-сообщество, но и государство в равной степени. Поддержка таких направлений, как научно-технические разработки, забота об интеллектуальном потенциале страны, стимулирование развития инноваций на стыке наук, способствует развитию научно-интеллектуального и образовательного секторов. Такая поддержка государства направлена на создание технопарков, инновационных фирм, бизнес-инкубаторов.

Приоритетными направлениями государственной политики в области развития науки и технологий (исходя из документа «Основы политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу») стали следующие:

1) развитие фундаментальной науки;

2) совершенствование государственного регулирования;

3) формирование национальной информационной системы;

4) повышение эффективности использования результатов научно-технических разработок;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

6) интеграция науки и образования;

7) развитие международного научно-технического сотрудничества [5].

В документе «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года» сказано: «. мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается прежде всего наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе функциональных исследований в сочетании с эффективной инновационной системой, целостной государственной политики и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности» [7].

В передовых, промышленно-развитых странах инвестиции в интеллектуальной капитал считаются перспективным и эффективным способом реализации ресурсов. Так как Россия обладает мощным интеллектуальным потенциалом необходимо проводить исследования и разработки, которые будут отвечать насущным потребностям предпринимательского сектора и активно использоваться в Российской экономике.

Точнее всего сформулировать то, как необходимо осуществлять подготовку специалистов могут конечные потребители услуг образовательных учреждений - организации и предпринимательский сектор. Поэтому государство может делегировать полномочия по частичному формированию образовательных программ и компетенций в первую очередь организациям, обладающим финансовыми возможностями и заинтересованными и получении на выходе специалистов, полностью соответствующих постоянно изменяющимся потребностям в условиях рыночной экономики. Но такое взаимодействие невозможно без нормативно-правовой базы. По оценкам специалистов, законодательство Российской Федерации в этой области еще не устоялось, но находится на стадии формирования. Отсутствует единый кодифицированный федеральный акт, который бы полностью разъяснял правовые механизмы процесса

интеграции науки, образования и бизнес-сообщества. Отсутствует система взаимосвязанных нормативных документов, регулирующих взаимоотношения этих трех структур. На данный момент существуют правовые формы, регламентирующие вопросы, связанные с интеграцией бизнеса, науки и образования:

1. Законы, нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность: ФЗ «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

2. Законы, нормативно-правовые акты, регулирующие научную деятельность: ФЗ «О науке и государственной научно технической политике» (1996 г.).

3. Законы, нормативно-правовые акты, регулирующие инновационные процессы Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), Закон «Об информации, информационных технологий и защите информации» (2006 г.)

4. Законы, нормативно-правовые акты, регулирующие интеграционные процессы науки, образования и бизнеса: Закон «О государственных научных центрах РФ» (1993 г.), Указы президента РФ «О государственной поддержке интеграции высшего образования и науки» (1996 г.), «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» (1998 г.), Постановление правительства РФ «Об университетских комплексах» (2001 г.), Закон «Об автономных учреждениях» (2006 г.), Указ президента РФ «О федеральных университетах» (2008 г.).

5. Различные нормы бюджетного, налогового, гражданского законодательства, которые закрепляют основу правового статуса научных, образовательных и бизнес организаций, как юридических лиц регулирующие общие вопросы: Ст 48-64 ГК РФ, «О порядке создания юридических лиц», СТ 120 ГК РФ «Об основах правового полномочия учреждений.

По мнению специалистов, трудности в интеграции связанны с целым рядом факторов: негативные экономические явления, присущие

переходному периоду, социальная и экономическая нестабильности, дефицит финансовых средств, старение и несоответствие материальной технической базы современным потребностям науки и образования, тенденция к уменьшению численности молодых кадров в связи с низкой оплатой труда и потерей престижа (лишь 8% жителей страны считают профессию ученого престижной, в то время как в США 51%) [4]. Со стороны организаций трудности связаны с тем, что они находятся на стадии вовлечения в рыночную экономику. К тому же на сегодняшний день существует проблема в информационной среде: слабо связаны между собой информационные секторы.

Диверсификация науки, образования и бизнеса

В последние годы наметилась положительная тенденция в области инноваций: растет число малых инновационных предприятий, увеличиваются внутренние затраты на исследования и разработки.

Как считают многие авторы, специфическими условиями развития интеграционных процессов в науке, образовании и бизнесе в нашей стране является необходимость экономической перестройки этих социальных институтов в связи с развитием рыночных отношений [9,12].

Совершенно справедливо отмечено то, что актуальным становится поиск принципиально новых моделей интеграции, т. е. диверсификация источников финансирования научно-исследовательской работы, образовательных технологий (договоры с хозяйствующими субъектами, гранты, реализация научных разработок, экспертиза, информационные услуги, реализация патентов).

По мнению Т.А. Китовой и Т.Е. Кузнецовой диверсификация источников финансирования определяется особенностями и характером получения выгод от научно-образовательной деятельности (обществом в целом, государством, общественными организациями). Она достигается за счет использования гибких схем мобилизации внебюджетных средств (при использовании органами управления современных методов мониторинга и контроля) [10].

Особую роль в процессах диверсификации причисляют двум условиям:

1. Повышение спроса на технологические инновации.

2. Создание преимущественно с участием государства финансовых институтов, призванных стимулировать процессы коммерциализации. Пример тому появление первого американского технопарка, который появился по инициативе Стэнфордского университета по территориальной и функциональной интеграции малых фирм, занятых инновационной деятельностью.

Как показывает практика, в России существует значительный опыт в двусторонней интеграции образования и науки. Преподаватели в ВУЗах практически всегда занимаются исследовательской деятельностью, при университетах существуют НИИ, ориентированные на практическую деятельность. В то время, как трехсторонние отношения только начинают формироваться [4].

Бизнес и образование

В условиях рыночной экономики, с ее потребностями, стали появляться различные образовательные организации, предлагающие программы выходящие за рамки утвержденных государственных стандартов, но отвечающие современным потребностям рынка.

Бизнес начинает устанавливать перечень компетенций для выпускников профессиональных учебных заведений, т. к. его успех напрямую зависит от персонала, его навыков, умений и квалификации, а так же от способности оперативно и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия ведения хозяйственной деятельности.

Поэтому российский бизнес крайне заинтересован в реформе образования: ему нужны конкретные специалисты, и зачастую он готов финансировать их и поддерживать. Такая реформа, а именно тесное взаимодействие образования и бизнеса, необходима и специалистам, т. к. это повышает их конкурентоспособность, и, в какой-то степени, появляются гарантии трудоустройства после окончания вуза.

По мнению ряда авторов в настоящее время отечественная наука,

_

образование и бизнес находятся на стадии формирования эффективных форм интеграции, которые выстраиваются по сетевому, а также и по иерархичному принципу. Такое взаимодействие уравнивает его участников, сетевая форма взаимодействия позволяет учитывать особенности национального рынка. Суть его в том, что большинство руководителей при решении вопросов предпочитает уже не только личное, но и институциональное взаимодействие, т.е. неформальные коммуникации, возможности для осуществления которых по существующим каналам связи, в том числе основанным на современных технологиях, качественно меняются. Это решается путем систематических личных контактов и использования социальных сетей, основанных в основном вузами.

Современным и перспективным направлением ГЧП являются гранты и грантовые программы в виде безвозмездного финансирования конкретных направлений деятельности: академических курсов и программ, мероприятий и исследований, научной деятельности, проектов, стипендиальных программ и др. Очень активную деятельность проводят в этом направлении благотворительные фонды. Это повышает доступность образования, способствует его модернизации, предоставляет новые возможности для соискателей [14].

Предприятия не в меньшей степени заинтересованы в помощи вуза или ссуза при создании инфраструктуры подготовки и повышения квалификации кадров. Это первоочередные объекты для работы в области государственно-частного партнерства. Они могут представлять собой либо отдельные структуры, либо структурные подразделения, призванные заниматься чаще всего короткими программами профессионального обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного и школьного образования

Как известно, самая проблемная сфера в России - это обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в этом

направлении в разных регионах наиболее успешно развиваются концессии. Пример наиболее масштабной программы - это целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2015 годы», которая реализуется в Ханты-Мансийском автономном округе [16].

Программа предусматривает создание условий для государственно-частного партнерства в целях обеспечения доступности услуг в области дошкольного образования, а также поддержку деятельности организаций малого и среднего бизнеса в области дошкольного образования и реализацию учреждениями образования мер по повышению энергетической эффективности. В рамках программы до 2013 года построено и реконструировано свыше 150-ти объектов, в числе которых не только детские сады, но и другие учреждения образования. Суммарная мощность всех этих объектов составляет около 45-ти тысяч мест.

Так же уже существуют довольно успешные проекты на базе учебных заведений, которые активно осуществляют свою деятельность не только как образовательные организации, но и как бизнес-единицы и «кузницы кадров».

Таким примером может послужить Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 (далее КИГМ) №23, который в результате укрупнения по территориально-отраслевому принципу реализует 30 основных профессиональных образовательных программ по 10 группам направлений подготовки на шести отделениях, расположенных на территории Восточного административного округа Москвы. «Крупные образовательные комплексы способны при эффективном взаимодействии с объединениями работодателей обеспечить ведущие отрасли городского хозяйства квалифицированными рабочими и специалистами за счет формирования совместного с предприятиями и организациями кластеров по видам экономической деятельности для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров квалифицированного труда».

На базе вышеуказанного колледжа была создана лаборатория мини-химчистки, что стало возможным благодаря адресной инвестиционной программе Москвы на 2013-

2015 гг., привлечению средств работодателей и внебюджетных доходов колледжа. Совместно с партнерами в сфере клининговой деятельности реализованы предпринимательские и социальные проекты, реализуются программы ДПО, проводятся различные конкурсы для работников предприятий данной отрасли.

Заключение

Данный опыт помог выявить, что остается много вопросов, которые требуют достаточно серьезной проработки:

1. Нормативно-правовое сопровождение образовательной и производственной деятельности.

2. Формирование консолидированного территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров.

3. Эффективность механизма определения отраслевых требований к содержанию обучения.

4. Методическое сопровождение реализации интегрированных и сетевых программ обучения.

В программном документе Ми-нобрнауки России «Стратегия развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» профессиональная подготовка кадров рассматривается как зона совместной ответственности и комплексного партнерства образовательных учреждений и бизнес-сообщества [13]. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет на базе образовательных учреждений создавать необходимую инфраструктуру подготовки кадров совместно с работодателями, как по основным, так и по «длинным» и «коротким» программам обучения [6].

По словам З.Г. Даниловой «В 2013 году в московском регионе впервые апробировался порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам в целях возмещения затрат на получение образования работниками в профессиональных образовательных организациях... КИГМ №23 апробировал эту эффективную схему взаимодействия с социальным партнером колледжа ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют» по подготовке 15 рабочих по профессии 151902 Станочник.

Эти новые программы направлены на ослабление нагрузки на региональные бюджеты путем использования многоканального Финансирования систем подготовки кадров».

Совместное использование разнообразных ресурсов государства и бизнеса в сфере подготовки кадров в рамках процесса государственно-частного партнерства в сфере образовании принесет существенные выгоды всем участникам социально-экономических отношений.

Литература

1. Бродянский В. М. Основы специальности. М.: МЭИ, 1984;

2. Зелиг К. А. Эйнштейн. М.: Ато-миздат, 1966. - 196 с.;

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.;

4. Санина А.Г. Условия интеграции науки, образования и бизнеса в современной России // Социологические исследования. 2010. -№ 7. - С. 122-129;

5. Основы политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 30.03.2002 № ПР-576);

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

7. Президент Российской Федерации молодым ученым и специалистам [электронный ресурс]. URL: http://www.youngscience. ru/753/820/979/index.shtml;

8. Интернет-сайт Президента Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru;

9. Шудегов В.Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. -№ 25(313);

10. Китова Г.А., Кузнецова Т.Е. Интеграция науки и образования в экономике знаний [электронный ресурс] URL: http://emag.iis.ru/arc/

infosoc/emag.nsf/BPA/74a5f1ab7f97 0f44c32571e300472ac6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Административно-управленческий портал [электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru;

12. Стронгин Р.Г., Максимов Г. А. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. - 2005. - No 1. - С. 3-14;

13. Программный документ Минобрнауки России «Стратегия развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» [электронный ресурс] URL: http:// минобрнауки. рф/media/events/ files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf;

14. Государственно-частное партнерство [электронный ресурс] URL: http://www.anspa.ru/ncd-1-9-535/ news_publications.html;

15. Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования [электронный ресурс] URL: www.akvobr.ru/gosudarstvenno_ chastnoe_partnerstvo.html;

16. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года № 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 20102013 годы и на период до 2015 года»;

17. Шмайло О.Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Астрахань, 2009.

References

1. Brodyansky V.M. Basics specialty. M .: MEI, 1984;

2. Zelig K.A. Einstein. M.: Atom-izdat, 1966. - 196 p.;

3. J. Schumpeter Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy / foreword. V.S. Avtonomova - M .: Eksmo, 2007. - 864 p.;

4. Sanina A.G. Conditions of integration of science, education and business in modern Russia // Sociological studies. 2010. - № 7. - pp. 122-129;

5. Basic Policy of the Russian Federation in the field of science and technology for the period up to 2010 and beyond (approved by the President of the Russian Federation 30.03.2002 № PR-576);

6. Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation»;

7. The President of the Russian Federation for young scientists and engineers [electronic resource]. URL: http:// www.youngscience.ru/753/820/979/ index.shtml;

8. Internet site of the President of the Russian Federation [electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru;

9. Shudegov VE. Integration of science and education as a prerequisite for innovation development of the Russian economy. Higher vocational education and personnel policy in modern Russia // Analytical Bulletin of the Federation Council. 2006. - № 25 (313);

10. Kitova G.A., Kuznetsova T.E. Integration of science and education in the knowledge economy [electronic resource] URL: http://emag.iis.ru/arc/ infosoc/emag.nsf/BPA/74a5f1ab7f97 0f44c32571e300472ac6

11. Administrative Management Portal [electronic resource] URL: http://www.aup.ru;

12. Strongin R.G., Maximov G.A. Experience of integration of education and science // Higher education in Russia. - 2005. - № 1. - pp. 3-14;

13. The program document of the Russian Ministry «Strategy of development of the training and qualifications of forming applications in the Russian Federation for the period up to 2020» [electronic resource] URL: http://MHHo6pHayKH.p$/media/events/ files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf;

14. Public-Private Partnership [electronic resource] URL: http://www. anspa.ru/ncd-1-9-535/news_publica-tions.html;

15. Public-private partnerships in vocational education [electronic resource] URL: www.akvobr.ru/go-sudarstvenno_chastnoe_partnerstvo. html;

16. Resolution of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra on July 8, 2010 № 160-p «On Target Program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra» New School of Ugra for 2010-2013 and for the period up to 2015»;

17. Shmaylo O.N. Methodical system of preparation for the Mathematical Olympiad in a technical college: the dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. - Astrakhan, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.