Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОТИПА ЛИЧНОСТИ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНОЙ (КОНФЛИКТНОЙ) СИТУАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОТИПА ЛИЧНОСТИ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНОЙ (КОНФЛИКТНОЙ) СИТУАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способы совладающего поведения / психотип личности / темперамент / акцентуированный тип личности / эмоциональные проявления / старшеклассники / психолого-педагогический класс / общеобразовательный класс / methods of coping behavior / personality type / temperament / accentuated personality type / emotional manifestations / high school students / psychological and pedagogical class / general education class

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куимова Наталья Николаевна, Кочиева Елена Михайловна, Шабалин Артём Александрович

В статье представлен анализ взаимосвязи психотипа личности и способы совладающего поведения старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогическом и общеобразовательном классе. Под психотипом личности авторы изучают такие показатели как: темперамент, характер, эмоциональные проявления. В дальнейшем авторы изучают взаимосвязь между способом совладающего поведения в конфликте и психотипом личности, то есть какие индивидуально-типологические свойства личности (качественные показатели и их характеристики) позволяют осуществлять конструктивную стратегию поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических и общеобразовательных классов. Располагая информацией о психотипе личности старшеклассника у нас есть возможность спрогнозировать его возможное поведение в трудной (конфликтной) ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the relationship between personality psychotype and methods of coping behavior of high school students studying in psychological, pedagogical and general education classes. Under the personality psychotype, the authors study such indicators as: temperament, character, emotional manifestations. In the future, the authors study the relationship between the method of coping behavior in conflict and the psychotype of the individual, that is, what individual-typological properties of the personality (qualitative indicators and their characteristics) allow the implementation of a constructive strategy of behavior in conflict situations of high school students studying in psychological, pedagogical and general education classes. Having information about the psychotype of a high school student’s personality, we have the opportunity to predict his possible behavior in a difficult (conflict) situation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОТИПА ЛИЧНОСТИ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНОЙ (КОНФЛИКТНОЙ) СИТУАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССОВ»

профессионально важным качеством. Поэтому сотрудники МЧС обладают достаточно развитым самоконтролем, позволяющий им качественно выполнять свою деятельность.

Можно заключить, что в результате проведенного корреляционного анализа были выявлены обратные статистически значимые связи между самоконтролем, приступами гнева, склонностью к суицидальными реакциям и агрессивностью у сотрудников МЧС. Чем выше самоконтроль, тем ниже приступы гнева, склонность к суицидальным реакциям и агрессивность.

Выводы. Таким образом, по результатам корреляционного анализа определено, что существует значимая обратная взаимосвязь между самоконтролем, суицидальными реакциями, приступами гнева и агрессивностью, а именно чем выше самоконтроль, тем ниже проявления гнева, ниже склонность к суицидальным реакциям и ниже агрессивность. Следовательно, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь самоконтроля и деструктивных форм поведения, а именно чем выше самоконтроль, тем ниже склонность к суицидальным реакциям, ниже агрессивность и приступы гнева, подтвердилась.

Литература:

1. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции: учебное пособие для психологов, студентов и педагогов / В.И. Моросанова. - Москва: Московский гор. психолого-педагогический ун-т, 2015. - 277 с. - ISBN 978-5-905986-94-9

2. Николаенко, О.Н. Стратегия самоконтроля личности: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / О.Н. Николаенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 18 с.

3. Одинцова, М.А. Психология экстремальных ситуаций: учебник и практикум для вузов / М.А. Одинцова, Е.В. Самаль. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 294 с. - ISBN 978-5-534-16773-3

4. Сидоров, Н.Р. Психология девиантного поведения / Н.Р. Сидоров // Вестник практической психологии образования. -2008. - Том 5. - № 2. - С. 47-51

5. Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. -Москва: Смысл, 2015. - 319 c.-ISBN 978-5-89357-253-7

6. Петровский, В.А. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания / В.А. Петровский, Е.М. Черепанова // Вопросы психологии / Ред. A.M. Матюшкин, A.B. Брушлинский. - 1987. - №5. - С. 48-56

Психология

УДК 159.9.072.432

кандидат психологических наук, доцент Куимова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Кочнева Елена Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шабалин Артём Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОТИПА ЛИЧНОСТИ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНОЙ (КОНФЛИКТНОЙ) СИТУАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССОВ

Аннотация. В статье представлен анализ взаимосвязи психотипа личности и способы совладающего поведения старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогическом и общеобразовательном классе. Под психотипом личности авторы изучают такие показатели как: темперамент, характер, эмоциональные проявления. В дальнейшем авторы изучают взаимосвязь между способом совладающего поведения в конфликте и психотипом личности, то есть какие индивидуально-типологические свойства личности (качественные показатели и их характеристики) позволяют осуществлять конструктивную стратегию поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических и общеобразовательных классов. Располагая информацией о психотипе личности старшеклассника у нас есть возможность спрогнозировать его возможное поведение в трудной (конфликтной) ситуации.

Ключевые слова: способы совладающего поведения, психотип личности, темперамент, акцентуированный тип личности, эмоциональные проявления, старшеклассники, психолого-педагогический класс, общеобразовательный класс.

Annotation. The article presents an analysis of the relationship between personality psychotype and methods of coping behavior of high school students studying in psychological, pedagogical and general education classes. Under the personality psychotype, the authors study such indicators as: temperament, character, emotional manifestations. In the future, the authors study the relationship between the method of coping behavior in conflict and the psychotype of the individual, that is, what individual-typological properties of the personality (qualitative indicators and their characteristics) allow the implementation of a constructive strategy of behavior in conflict situations of high school students studying in psychological, pedagogical and general education classes. Having information about the psychotype of a high school student's personality, we have the opportunity to predict his possible behavior in a difficult (conflict) situation.

Key words: methods of coping behavior, personality type, temperament, accentuated personality type, emotional manifestations, high school students, psychological and pedagogical class, general education class.

Введение. В современном мире участникам образовательной среды предъявляются высокие требования для достижения успешного результата и при этом остановятся субъектом этого процесса. Современному старшекласснику нужно использовать большое количество внутренней энергии, чтобы соответствовать требованиям и критериям, которые предъявляет образовательная среда. Старшеклассникам необходимо развивать свои личностные качества, более глубоко изучать и раскрывать свои внутренние личностные ресурсы. При взаимодействии в образовательном пространстве обучающиеся получают необходимый опыт межличностных отношений и тем самым раскрывают свои индивидуальные особенности.

Образовательная среда - широкое понятие, включающее в себя совокупность возможностей обучения, воспитания и развития личности. С точки зрения формирования сопротивляемости в образовательной среде в своем исследовании мы опираемся на трактовку, данную В.А. Левиным, который рассматривает ее как систему влияния и условий для

формирования личности. Причем отмечается важность влияния на формирование личности локальной образовательной среды, которая способствует установлению тесных разноплановых психологических взаимосвязей между субъектами [7].

Образовательную среду можно рассматривать, как сосредоточение межличностного взаимодействия ее участников. Взаимодействие касается форм организации учебной деятельности в образовательном учреждении и внеучебной при взаимодействии участников учебного процессы за пределами школы. В образовательной среде можно выделить составляющие, такие как преподаватель, обучающийся, родители и связи, которые организуются между ними при решении образовательных задач. Связи, которые сформировались в образовательном пространстве между его участниками развиваются и совершенствуются долгое время, на всем протяжении образовательного процессе. Такие связи формируются между преподавателем и обучающимся, преподавателем и преподавателем, преподавателем и родителями обучающегося, а также внутри личности преподавателя, обучающегося и его родителями. Конечно же, где есть взаимодействие: внутриличностное, межличностное и межгрупповое, личности и коллектива возникают противоречия, которые формируют трудные, конфликтные и кризисные ситуации. Участники образовательного процесса имеют свой темперамент, характер, свою эмоциональную реакцию, определенные индивидуальные психологические особенности развития. Все это компоненты определенного психотипа личности, которые влияют и определяют вариант поведения в трудной, конфликтной ситуации. Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия [11, С. 15].

Конфликтная ситуация представляет собой совокупность разнонаправленных мнений на одно и тоже событие между двумя участниками этого события или группой лиц. При конфликтной ситуации возникает определенный алгоритм действия, который по мнению Гришиной Н.В. можно характеризовать, как конфликтное поведение «заключается в противоположно направленных действиях, в которых реализуются процессы мыслительной, эмоциональной и волевой сфер оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в конфликтной ситуации в большой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, то есть взаимообуславливаются, то в любом конфликте они обязательно приобретают характер взаимодействия» [3, С. 24].

Изучением вопроса типологии и психотипа личности занимались многие отечественные исследователи: К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганушкин, А.Г. Асмолов, О.П. Елисеев, Б.Г. Ананьев, В.П. Моросанова, П.П. Павлов, Русалов В.М., Мерлин B.C., В.П. Волков, С.К. Нартова-Бочавер и др., а также зарубежные исследователи: Г. Айзенк, Р.Б. Кеттелл, Г. Оллпорт, Э. Кречмер, Э. Фромм, К.Г. Юнг, К. Бриггс, И. Бриггс-Маерс, В. Вундт.и и др.

Конфликт как социально-психологический феномен, его сущность, структура и типология изучалась в трудах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, Н.И. Леонова, Е.А. Родионовой и пр. Проблема выбора стратегии поведения в конфликте рассматривается в работах многих авторов (Скотт Дж. Г., Томас К., Кеннет Р., Гришина Н.В. и др.) и отдельно рассматривается вопрос относительно личностных факторов возникновения конфликтов (Громова О.Н., Кричевский Р.Л., Анцупов А.Я., Шипилов А.И. и др.). Особую важность преадаптации также описывает академик А.Г. Асмолов, констатируя невозможность достаточного прогнозирования для сохранности человека как системы в призме эволюционного развития. Автор заключает, что невозможно предопределить все риски и устранить их. Единственное возможное решение имеется в преадаптации как способности личности быть готовой, в когнитивном контексте, к любому из стечений обстоятельств [8].

В нашей работе мы рассматриваем конфликтные ситуации, которые могут возникать в процессе образовательной деятельности между субъектами образовательной среды. Так как конфликт в образовательной среде можно определить, как две разные точки зрения на одну и туже ситуацию между участниками данного процесса.

Изложение основного материала статьи. По нашему мнению, участники образовательного процесса, в данном случае, обучающиеся, постоянно сталкиваются с конфликтными ситуациями при взаимодействии в образовательной среде. Способы поведения в трудной (конфликтной) ситуации зависят от определенных факторов внешних и внутренних. Для нашего исследования мы подобрали личностный комплексный социометрический тест - разработанный вначале 1980-х годов в СССР, представляющий собой батарею личностных тестов, состоящую из трех анкет. Первая часть предназначена для определения 12 типов личности (вариант юнгианской типологии), вторая - характерологических особенностей (акцентуации по К.Леонгарду и склонность к невротическим состояниям), третья - оценка выраженности различных эмоциональных проявлений. Тесты независимы друг отдруга имогут использоваться по-отдельности. Автор: A.A. Зворыкин (1983). На изучения особенностей поведения в конфликте, мы выбрали тест на способы совладающего поведения, WCQ (Лазаруса).

В диагностическом исследовании принимали участие учащиеся 11 - классов (11ПП - психолого-педагогический класс и llOO - общеобразовательный класс) МБОУ Школа №169, г. Нижнего Новгорода. Были получены данные респондентов в количестве 40 человек, возраст 16-17 лет, 19 юношей и 21 девушек, возраст 16-17 лет.

Полученные результаты при обследовании групп респондентов, представлены в таблицах: (Таблица № 1,2, 3).

Таблица №1

Способы совладающего поведения по WCO (Лазаруса) Всего 11ПП, в % Всего 1ЮО, в % Типология личности Всего 11ПП, в % Всего 1ЮО, в %

Конфронтация 5 5 Мышление интроверта 5 5

Дистанцирование 35 40 Мышление экстраверта 20 22

Эмоциональный интроверта 15 18

Самоконтроль 15 5 Мышление экстраверта 8 3

Эмоциональный интроверт 7 2

Социальная поддержка 10 5 Мышление экстраверта 5 2

Эмоциональный интроверт 5 3

Принятие 15 5 Эмоциональный интроверт 8 3

ответственности Практичный экстраверт 7 2

Эмоциональность интроверта 6 7

Бегство - Избегание 10 10 Практическое мышление экстраверта 4 3

Планирование решения проблемы 5 15 Эмоциональность интроверта, уравновешенное восприятие 3 8

Практичный экстраверт 2 7

Положительная переоценка 5 15 Мышление экстраверта практическое 5 15

В таблице №1 показано, что способ конфронтации выбирают 5% обучающийся 111111 класса и 5% обучающийся 1ЮО класса, способ дистанцирования выбирают 35% обучающихся 111111 класса и 40% обучающихся 1ЮО класса, способ самоконтроль выбирают 15% обучающихся 111111 класса и 5% обучающийся 1ЮО класса, способ социальной поддержки выбирают 10% обучающихся 111111 класса и 5% обучающийся 1ЮО класса, способ принятия ответственности выбирают 15% обучающихся 111111 класса и 5% обучающийся 1ЮО класса, способ бегства и избегания выбирают 10% обучающегося 111111 класса и 10% обучающихся 11 ОО класса, способ планирование решения проблемы выбирают 5% обучающийся 111111 класса и 15% обучающихся 1ЮО класса, способ положительная переоценка выбирают 5% обучающийся 111111 класса и 15% обучающихся 1ЮО класса.

Для определения межличностного взаимодействия в образовательной среде были изучены преобладающие типы личности обучающихся 111111 класса и 1ЮО класса. Полученные данные показывают, что из 20 респондентов 11ПП класса и 20 респондентов 11 класса выраженный тип, мышление экстраверта и мышление экстраверта практическое имеют 51% обучающихся 11ПП класса и 54% обучающихся 1ЮО класса. Такой тип мышления обладает способностью принимать решение после предположений последствий конфликтной ситуации, используя при этом рациональные факты и пытаются удерживать свои эмоции под контролем. У 49% обучающихся 11ПП класса и 46% обучающихся 1ЮО класса выраженный тип, мышление интроверта и эмоциональность интроверта. Обладатель данного типа личности очень мягкий человек, который излишне переживает о чувствах других. Мы предполагаем, что при возникновении конфликтной ситуации обучающийся будет активно искать решение проблемы, либо броситься в бегство.

Таблица №2

Способы совладающего поведения по WCO (Лазаруса) Всего 11ПП, в % Всего 1ЮО, в % Характер (акцентуация) Всего 11ПП, в % Всего 1ЮО, в %

Конфронтация 5 5 Гипертимные черты, аффективная неустойчивость 5 5

Дистанцирование 35 40 Гипертимные, тревожно мнительные черты 21 23

Астенические, ригидные черты 14 17

Самоконтроль 15 5 Тревожно-мнительные черты 10 3

Аффетивно-неустойчевые 5 2

Социальная поддержка 10 5 Астенические черты 7 3

Истеройдные черты 3 2

Принятие ответственности 15 5 Гипертимные черты 9 2

Аффективные черты 6 3

Бегство - Избегание 10 10 Тревожно мнительные, астенические черты 6 7

Эпитимные, аффективно-неустойчевые 4 3

Планирование решения проблемы 5 15 Ригидные черты 1 5

Гипертимные черты 4 10

Положительная переоценка 5 15 Навязчивые состояние, гипертимные черты 5 15

В таблице №2 показано, что способ конфронтации выбирают 5% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ дистанцирования выбирают 35% обучающихся 11ПП класса и 40% обучающихся ОО класса, способ самоконтроль выбирают 15% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ социальной поддержки выбирают 10% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ принятия ответственности выбирают 15% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ бегства и избегания выбирают 10% обучающихся

11ПП класса и 10% обучающихся llOO класса, способ планирование решения проблемы выбирают 5% обучающихся 11ПП класса и 15% обучающихся llOO класса, способ положительная переоценка выбирают 5% обучающихся 11ПП класса и 15% обучающихся 1ЮО класса.

Для определения межличностного взаимодействия в образовательной среде были изучены акцентуирующие черты характера личности обучающихся 11ПП класса и 11 ОО класса. Полученные данные говорят о том, что из 20 респондентов 11 ПП класса и 20 респондентов 1ЮО класса выраженные гипертимные черты имеют 44% респондентов 11I1I1 класса и 55% респондентов 1ЮО класса, такой тип акцентуации выражается в постоянно повышенном эмоциональном фоне, жажде общения, стремлении начинать, какие-то важные дела, но при этом не доводить их до конца. У 16% респондентов 11ПП класса и 10% респондентов 1ЮО класса, тип с выраженными тревожно-мнительными чертами характера, ученик с такими чертами отличается низкой самооценкой. Возможно, обучающийся будет следовать уже проверенным способам достижения результата, даже если они не дают желаемый результат. У 22% респондентов 11ПП класса и 25% респондентов 1ЮО класса выражены астенические и ригидные черты характера, ученик обладает быстрой сменой настроения, проявляется быстрая утомляемость, сильным сопротивлением и неспособностью к трансформации мнения и действий, что может негативно сказаться на результате выполняемых учебных задач. У 15% респондентов 11ПП класса и 10% респондентов 1ЮО класса выражены ригидные и аффективные черты характера. Обучающийся обладает консервативными взглядами, а именно, не привык пересматривать принятые ранее решения и плохо адаптируется к динамике изменяющейся обстановки, которая возникает в учебной деятельности и при общении с другими участниками учебного процесса. Данная реакция может помешать увидеть более эффективный способ поведения в конфликтной ситуации требующая немедленного принятии решения.

Таблица № 3

Способы совладающего поведения по WCO (Лазаруса) Всего 11ПП, в % Всего 1ЮО, в % Эмоции Всего 11ПП, в % Всего 1ЮО, в %

Конфронтация 5 5 Стыд и застенчивость 5 5

Дистанцирование 35 40 Стыд и застенчивость 24 31

Радость, сострадание 11 9

Самоконтроль 15 5 Стыд и застенчивость 7 3

Вина и раскаяние 8 2

Социальная поддержка 10 5 Интерес и возбуждение 6 3

Радость, сострадание 4 2

Принятие ответственности 15 5 Сочувствие и сострадание 10 3

Радость 5 2

Бегство - Избегание 10 10 Стыд, застенчивость 6 7

Вина и раскаяние, презрение 4 3

Планирование решения проблемы 5 15 Сочувствие и сострадание 3 9

Интерес, радость 2 6

Положительная переоценка 5 15 Интерес и возбуждение 5 15

В таблице №3 показано, что способ конфронтации выбирают 5% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ дистанцирования выбирают 35% обучающихся 11ПП класса и 40% обучающихся 1ЮО класса, способ самоконтроль выбирают 15% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ социальной поддержки выбирают 10% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающийся 1ЮО класса, способ принятия ответственности выбирают 15% обучающихся 11ПП класса и 5% обучающихся 1ЮО класса, способ бегства и избегания выбирают 10% обучающихся 11ПП класса и 10% обучающихся 1ЮО класса, способ планирование решения проблемы выбирают 5% обучающихся 11ПП класса и 15% обучающихся 1ЮО класса, способ положительная переоценка выбирают 5% обучающийся 11ПП класса и 15% обучающихся 1ЮО класса.

Для определения межличностного взаимодействия в образовательной среде были изучены акцентуирующие эмоциональные реакции учеников 11ПП класса и 1ЮО класса. Полученные данные говорят о том, что из 20 респондентов 11ПП класса и 20 респондентов 1ЮО класса, проявляют эмоции сочувствие и сострадание 18% респондентов 11ПП класса и 17% респондентов 1ЮО класса, обучающийся умеет понимать эмоции остальных учеников или друзей, что может положительно сказаться на анализе и принятии решения в конфликтной ситуации. Однако, учащийся, который проявляет сочувствие, в какой-то трудной жизненной ситуации, может не всегда восприниматься правильно человеком по отношении, к которому проявляется эта реакция, данная позиция может подкрепить его расстройство и его негативные эмоции. У 15% респондентов 11ПП класса и 13% респондентов 1ЮО класса проявляются эмоция радости, учащиеся с активными положительными эмоциями, с хорошим настроением, ощущают удовольствие от своей учебной деятельности. Это может передаваться другим участникам образовательной среды. У 11% респондентов 11ПП класса и 18% респондентов 1ЮО класса проявляются эмоции интереса и возбуждения - это положительные эмоции, которые мотивируют учащихся на развитие и формирование новых навыков и умений, что способствует их развитию. Такой ученик глубоко погружается в свою учебную деятельность, однако при выборе поведения в конфликте он может увлечься самой конфликтной ситуацией, а не способом выхода из неё. У 56% респондентов 11ПП класса и 52% респондентов 1ЮО класса проявляются эмоции стыда, вины и раскаяния. Учащийся с преобладанием таких эмоции постоянно занимается самокопанием. Что может привести к проявлению агрессии по отношению к нему, т.е. учащийся сам может провоцировать возникновение конфликтной ситуации.

Выводы. В данном исследовании ставилась цель, сравнить учащихся 11ПП класса и 1ЮО класса по выбору стратегии поведения в конфликте, найти сходство и различия. Наибольшее количество обучающихся 35% ПП класса и 40% ОО класса при выборе способа поведения в конфликтной ситуации «Дистанцирование» обладают определенными свойствами личности, а именно, способностью принимать решение на месте, удерживать эмоции под контролем. Однако быстро принятое решение, иногда, может только инициировать расширение и ожесточение поведения участников в конфликтной ситуации. При этом данный тип обладает повышенной активностью, тревожно-мнительными и астеническими чертами, имеет склонность к рассуждению и с быстро меняющейся самооценкой. Данные обучающиеся могут, как посочувствовать,

проявить эмпатию участникам конфликтной ситуации, так и проявлять радостные и положительные эмоции, при этом оказывать положительное влияние при передаче позитивных эмоций другим обучающимся.

Стратегию поведения в конфликтной ситуации «Самоконтроль» выбирают 15% обучающихся 1111 класса и 5% обучающихся ОО класса, данные обучающиеся обладают следующими свойствами личности: используют максимальное количество внутренних ресурсов для удержания своих эмоций и действий под контролем, постоянно отслеживают сказанные ими слова. При использовании данного вида поведения в конфликтной ситуации они не смогут дать волю своим чувствам и действиям для того, чтобы выразить и отстоять свою точку зрения, а также буду принимать импульсивное поведение противоположной стороны, как неприемлемое поведение. Возможно предположить, что данную стратегию поведения выбирают обучающиеся 111111 класса, так как знания, которые они получают позволяют им смотреть на ситуацию с разных сторон и выбирать различные варианты поведения в конфликтной ситуации для достижения поставленной цели. Обе группы обучающихся могут проявить сочувствие, испытать чувство вины за свои действия, но и обладают способностью, а именно, проявляют доброжелательность и милосердие.

Стратегию поведения «Планирование решение проблемы» выбирают 5% обучающихся ПП класса и 15% обучающихся ОО класса эти обучающиеся обладают такими свойствами личности, как целеустремленность, мобилизованность своих ресурсы для поиска алгоритма действия по выходу из конфликтной ситуации, аналитической обработки причин сложившейся ситуации. Они неспособны к изменению в поведении, плохо адаптируются к новым условиям, обладают неспособностью изменять систему личных убеждений, при этом обладают взрывной активностью. Данные обучающиеся обладают повышенной потребностью узнать, что-то новое, возможно при решении конфликта испытать положительные эмоции, тем самым зарядить радостным настроением всех окружающих. Мы можем видеть, что данную стратегию выбирают больше учащихся llOO класса, можно предположить, что они выбирают ее исходя из определенного опыта, сейчас. Тогда, как обучающиеся 11ПП класса, обладающие достаточно полными знаниями о вариантах поведения в конфликтных ситуациях, смогут использовать ее в будущем, когда они увидят конфликтную ситуацию с разных позиций.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва, 2002. - 591 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия: Смысл, 2007. - 528 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

4. Гулевич, O.A. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия: направления и результаты исследований / O.A. Гулевич // Вопросы психологии. - 2004. -№6. - С. 103-118

5. Дидковская, Л.Г. Причины конфликтов и пути их преодоления / Л.Г. Дидковская // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2009. - № 7,- С. 7-15

6. Дорохова, A.B. Разрешение конфликтов / A.B. Дорохова. - Москва: Академия, 2008. - 192 с.

7. Дунаева, Н.И. Формирование сопротивляемости личности студентов в условиях современной образовательной среды / Н.И. Дунаева, П.А. Гордеева, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Том 11. -№ 1.-С. 10.

8. Кисляков, П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию / П.А. Кисляков, А.-Л.С. Меерсон, П.А. Егорова // Вестник Мининского университета. -2020.-Том 8,-№2.-С. 11.

9. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард - Москва: Феникс, 1989. - 375 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии / Н.И. Леонов - Ижевс: Удмурт, ун-т, 2001. - 122 с.

11. Овчинников, Б.В. Ваш психологический тип / Б.В. Овчинников, К.В. Павлов, ИМ. Владимирова. - Спб.: «Андреев и сыновья», 1994. -236 с.

12. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва, 2001. - 365 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук Ланская Ирина Алексеевна

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

О ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье рассматривается соотнесение понятий эмпатия и коммуникация в социономических профессиях. Изучается взаимосвязь коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов. Решение заявленного вопроса является необходимым для определения того, какие навыки следует развивать у студентов-юристов. В итоге это поможет повысить качество их подготовки и, в целом, сделает работу юриста более эффективной. Эмпатия - существенная часть профессионализма юриста и его коммуникативной культуры. Эмпатия позволяет быть внимательным к близким и коллегам, друзьям и партнерам и т.д. Наличие эмпатии у специалистов социометрических профессий является обязательным. Для специалистов, работающих с людьми формирование адекватных эмпатических реакций становится обязательным условием качественной профессиональной подготовки. В статье приведены данные исследования, которое проводилось с участием студентов одного из юридических вузов Нижнего Новгорода. Представлен количественный и качественный анализ эмпирических данных, сделаны выводы.

Ключевые слова: эмпатия, коммуникативные способности, эмпатические способности, юристы, коммуникативные и организаторские склонности.

Annotation. The article studies the correlation of the concepts of empathy and communication in socionomic professions. The relationship between the communicative and empathic abilities of future lawyers is studied. A solution to the stated question is necessary to determine what skills should be developed in law students. As a result, this will help improve the quality of their training and, in general, make the work of a lawyer more effective. Empathy - is an essential quality of lawyers as well as an important part

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.