Научная статья на тему 'Сравнительный анализ психологических характеристик школьников-подростков из разных образовательных организаций'

Сравнительный анализ психологических характеристик школьников-подростков из разных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2021
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / EDUCATION ORGANIZATIONS / EDUCATION PROCESS / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN / COMPARATIVE ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Афанасьева Ольга Павловна

Рассматриваются результаты сравнительного анализа психологических характеристик школьников-подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и образовательной оздоровительной организации. Выявлены значимые различия между психологическими характеристиками подростков, обучающихся в данных общеобразовательных учреждениях. Определены психологические детерминанты прогнозируемой успешности учебной деятельности школьников-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Афанасьева Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS STUDYING AT DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article performs a comparative analysis of psychological characteristics of adolescent schoolchildren studying at mainstream schools and at rehabilitation and education centers. The article displays significant differences in psychological characteristics between adolescents studying at mainstream schools and adolescents studying at rehabilitation and education centers. The article defines psychological determinants of education success of adolescents studying at rehabilitation and education centers.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ психологических характеристик школьников-подростков из разных образовательных организаций»

УДК 159.9

В.А. Губин, О.П. Афанасьева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассматриваются результаты сравнительного анализа психологических характеристик школьников-подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и образовательной оздоровительной организации. Выявлены значимые различия между психологическими характеристиками подростков, обучающихся в данных общеобразовательных учреждениях. Определены психологические детерминанты прогнозируемой успешности учебной деятельности школьников-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации.

об^рз ате ны изаги, л л ологические характери-

© Губин В.А., Афанасьева О.П., 2014 у И

с......... ащ_____я, ср__________________ _________ __________________________енностей, становление

личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на сегодняшний день смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка («от успешной школы - к успехам ребенка»), его социальная зрелость, проявляемая в индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками (с младшими и старшими детьми, с взрослыми) и в социальном поведении.

Многие современные российские подростки имеют установку на успех и воспринимают его как ценность 1. Однако в силу общей незрелости личности, которая находится в стадии своего активного развития и совершенствования, подросток на пути к успеху встречает самые разные препятствия, обусловленные возрастными особенностями, несформированностью Я-концепции и лич-ностно-эмоциональной нестабильностью.

В этой связи необходима помощь специалистов - педагогов, психологов, социальных работников, обеспечивающая профессиональную поддержку процесса становления целостной, гармоничной и успешной личности. Особенно актуальной является проблема успешности ребенка в учебной деятельности в условиях образовательных оздоровительных организаций, где необ-

1 Губин В.А., Клопова О.В. Психологические факторы успешности обучения мальчиков-подростков из неполных семей // European Social Science Jornai : междунар. науч. журнал. М. : Изд-во МИИ Наука, 2013. Т. 1, № 11/38. С. 81-87.

ходимо максимально эффективно совмещать оздоровительный и образовательный процессы 2.

В реалиях образовательной среды современного общества остро выражено противоречие между высокими требованиями к формированию успешного учащегося-подростка в условиях образовательной оздоровительной организации и недостаточностью работ по изучению и развитию эмоциональных и личностных характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков, обучающихся в таком учреждении.

Успешное обучение учащихся-подростков в образовательной оздоровительной организации согласно нашему исследованию возможно на основе выявления и развития самооценки, индивидуальных ценностных предпочтений и коррекции школьной тревожности. С этой целью в ходе проводившихся экспериментов были выявлены психологические характеристики учащихся-подростков, проведен сравнительный анализ психологических характеристик школьников, проходящих обучение в образовательной оздоровительной организации и общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явились положения комплексного и деятельностного подходов, позволяющие в процессе образования выделить и учесть основные психологические характеристики, определяющие успешность школьников-подростков 3.

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс научных методов, адекватных объекту и предмету исследования, в частности: теоретический анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование; анализ школьных журналов; констатирующий, формирующий эксперименты, которые носили лонгитюдный характер; матема-тико-статистические методы для обработки полученных результатов.

В исследовании принимало участие 80 подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, и 80 подростков, обучающихся в оздоровительной образовательной организации.

Экспериментальную группу составили учащиеся-подростки 10-13 лет, обучающиеся в школе образовательной оздоровительной организации - Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии "Огонек"». Контрольную группу составили учащиеся-подростки 10-13 лет, обучающиеся в муниципальном образовательном учреждении «Ломоносовская средняя общеобразовательная школа № 3».

Первый блок был предназначен для индивидуальной работы с подростками по методике Ш. Шварца «Изучение индивидуальных ценностных пред-

2 Афанасьева О.П., Бар Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в оздоровительном образовательном учреждении // Образовательная среда современного общества : хрестоматия / НИЦ АРТ. СПб., 2013. С. 158-161.

3 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 2003. 544 с.

почтений» (Schwartz Values Survey), методике А.М. Прихожан «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению», шкале самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тесту типа отношения к болезни (ТОБОЛ) «Психологическая диагностика отношения к болезни» Л.И. Вассермана.

Второй блок был предназначен для группового тестирования. В ходе проведения исследования использовались следующие психодиагностические методики: многофакторный личностный опросник Кеттелла (вариант С), психологический тест «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясина), тест школьной тревожности Филлипса.

Анализируя структуру личности подростков (результаты по методике Р. Кеттелла), можно заключить, что учащиеся-подростки образовательной оздоровительной организации по сравнению со сверстниками, обучающимися в общеобразовательной школе, имеют более высокие показатели по следующим шкалам: В - интеллект (t = 5,14 при p < 0,05); Е - подчиненность-доминантность (t = 7,26 при p < 0,05); F - сдержанность-экспрессивность (t = 5,03 при p < 0,05); G - низкая-высокая нормативность поведения (t = 2,41 при p < 0,05); H - робость-смелость (t = 2,81 при p < 0,05); I - жесткость-чувствительность (t = 2,47 при p < 0,05); L - доверчивость-подозрительность (t = 3,41 при p < 0,05); M -практичность-мечтательность (t = 3,72 при p < 0,05); N - прямолинейность-дипломатичность (t = 2,76 при p < 0,05); O - спокойствие-тревожность (t = 2,76 при p < 0,05); Q1 - консерватизм-радикализм (t = 5,35 при p < 0,05); Q2 - конформизм-нонконформизм (t = 2,90 при p < 0,05). Кроме того, они более комфортно чувствуют себя в школе, имеют более высокие показатели мотивацион-ной деятельности (t = 3,66 при p < 0,05) и познавательной активности (t = 2,57 при p < 0,05) при более высоких показателях реактивной (t = 11,67 при p < 0,05) и личностной тревожности (t = 0,81 при p < 0,05) по сравнению со сверстниками, обучающимися в общеобразовательной школе.

Таким образом, в отличие от подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, подростки, обучающиеся в оздоровительной образовательной организации, более самостоятельны, независимы, настойчивы, упрямы, иногда конфликтны, часто отказываются от признания власти, склонны к авторитарному поведению, для них эмоционально значимы социальные контакты. Для представителей данной выборки важна экспрессивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, разумность.

Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям, ориентированность на свой внутренний мир, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость, подверженность настроению, страх, неуве-

ренность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой, собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, возбужденность, раздражительность. Вероятно, эти проявления связаны с отрывом от семьи, необходимостью проживания во временном детском коллективе, с течением заболевания, отношением к заболеванию в семье 4

Исследование ценностных ориентаций школьников-подростков проводилось с помощью методики Ш. Шварца.

Важным объектом анализа в работе по методике Шварца является степень приоритетности той или иной ценности в индивидуальной ценностной иерархии респондента. По итогам опроса мы получили для каждого респондента 21 оценку значимости каждой из включенных в анкету ценностей по шкале от 1 до 6.

Из таблицы 1 следует, что существуют статистические различия по шкалам конформности, традиций, щедрости, власти и безопасности.

Таблица 1

Статистически значимые различия в исследовании ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Учащиеся Учащиеся оздоровительной

общеобразовательной образовательной

Шкала школы организации ^критерий

N = 80 N = 80

М ± т М ± т

Конформность 14,63 ± 0,53 11,260 ± 0,36 -5,26

Традиции 15,20 ± 0,50 13,030 ± 0,46 -3, 22

Щедрость 12,44 + 0,57 10,36 + 0,42 -2,93

Власть 12,29 + 0,47 10, 96 + 0,36 -2,25

Безопасность 16,60 + 0,63 13,98 + 0,56 -3,13

Следует отметить, что показатели по всем шкалам у школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, выше. Это можно объяснить постоянством образовательной системы, высокими нормативными требованиями, особенностями постоянного педагогического коллектива и учеников в классе.

В таблице 2 представлены результаты исследования ценностных ориента-ций подростков на уровне нормативных идеалов.

Таблица 2

4 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.

Статистически значимые различия в исследовании ценностей на уровне нормативных идеалов

Шкала Учащиеся общеобразовательной школы N = 80 Учащиеся оздоровительной образовательной организации N = 80 t-критерий

M ± m M ± m

Конформность 16,1 ± 0,58 18,79 ± 0,56 3,27

Традиции 16,70 ± 0,67 19,10 ± 0,75 2,38

Щедрость 21,34 ± 0,65 23,60 ± 0,62 2,52

Статистически значимые различия обнаружены по шкалам конформности, традиций, щедрости, при этом показатели у подростков, обучающихся в оздоровительной образовательной организации, выше. Вероятно, это связано с вынужденной необходимостью проживания в оздоровительной организации, частой сменой коллектива сверстников, отрывом от семьи 5.

Таким образом, в обоих случаях значимые ценности конформности, традиций и щедрости выражены сильнее, а ценности стимуляции, гедонизма, достижения и самостоятельности - слабее.

Подростки отличаются более высокими значениями всех ценностей, относящихся к категории сохранения, и менее высокими значениями ценностей, относящихся к открытости, изменениям, активной самореализации.

На уровне индивидуальных предпочтений у подростков, обучающихся в различных условиях, в иерархии ценностей на значимых позициях различий нет. Ценности универсализма, безопасности и конформности занимают первые позиции.

На уровне нормативных идеалов ценности универсализма и безопасности одинаково занимают первые позиции. Следующими по значимости идут ценности самостоятельности (у подростков оздоровительной образовательной организации) и щедрости (у подростков, обучающихся в школе). Возможно, это связано с возрастными особенностями.

Исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению подростков проводилось с помощью теста А.М. Прихожан и теста школьной тревожности Филлипса.

В таблице 3 представлены результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению по методике А.М. Прихожан.

Таблица 3

Статистически значимые различия в исследовании эмоционального отношения к учению

5 Афанасьева О.П., Бар Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в оздоровительном образовательном учреждении.

Шкала Учащиеся общеобразовательной школы N = 80 Учащиеся оздоровительной образовательной организации N = 80 ^критерий

М + т М + т

Познавательная активность 25,98 + 0,47 27,65 + 0,61 2,57

Мотивационная Деятельность 25,94 + 0,53 28,40 + 0,41 3,66

Гнев 17,26 + 0,68 15,00 + 0,52 -2,64

Тревожность 20,13 ± 0,51 19,84 ± 0,50 -0,40

Показатели познавательной активности и мотивационной деятельности выше у подростков, обучающихся в оздоровительной образовательной организации, что связано, скорее всего, с необходимостью совмещать обучение с оздоровительным процессом и стремлением поддерживать уровень успеваемости в различных условиях обучения. Однако, несмотря на это, они менее тревожны и реже проявляют гнев.

Результаты диагностики школьной тревожности по Филлипсу показали нам следующие результаты.

Учащиеся оздоровительной образовательной организации менее подвержены переживанию социального стресса ^ = -6,12), имеют более низкий уровень фрустрации потребности в достижении успеха ^ = -2,97), отличаются более высокой физиологической сопротивляемостью стрессу ( t = -3,48), им менее свойственно испытывать страх самовыражения, проверки знаний ^ = -2,21), они не боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, комфортно чувствуют себя при общении с учителями ^ = -2,73) и в целом менее тревожны по отношению к школе, чем подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе.

На наш взгляд, такое эмоциональное реагирование связано с тем, что учащимся приходится в силу заболевания менять условия обучения, адаптироваться к ним, они имеют опыт проживания и обучения во временных коллективах, всегда могут и умеют себя проявить в незнакомой обстановке.

Исследование самооценки уровня тревожности проводилось с помощью методики Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.

Из таблицы 4 следует, что у подростков, обучающихся в оздоровительной образовательной организации, повышена реактивная тревожность, что, вероятно, связано с адаптационным процессом в новом коллективе, новыми ожиданиями относительно исхода заболевания.

Таблица 4

Статистически значимые различия

в исследовании самооценки уровня тревожности

Шкала Учащиеся общеобразовательной школы Учащиеся оздоровительной образовательной организации 1- критерий

М ± т М ± т

Реактивная тревожность 31,18 ± 0,75 44,70 ± 0,89 11,67

Личностная тревожность 46,03 ± 0,72 46,91 ± 0,82 0,81

Исследование отношения к заболеванию проводилось с помощью методики ТОБОЛ.

Отношение к болезни у подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной организации, носит позитивный характер (гармоничный тип 1 = 3,32 при р < 0,05), эмоциональное отношение к здоровью выражено у них сильнее (1 = 2,05 при р < 0,05), что обусловлено, вероятнее всего, спецификой организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание лечебного и учебного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива и пр.). В обеих группах испытуемых доминирует эргопатический тип (уход от болезни в деятельность). Значимые ценности конформности (1 = -5,26 при р < 0,05), традиций (1 = -3,22 при р < 0,05) и щедрости (1 = -2,93 при р < 0,05) на уровне индивидуальных предпочтений выражены сильнее у учащихся-подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Эти же ценности на уровне нормативных идеалов выражены сильнее у учащихся-подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной организации.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что между учащимися-подростками с разными условиями образовательного процесса существуют значимые различия. Личностные особенности, способствующие успешной адаптации в среде подростков, выражены сильнее у учащихся оздоровительной образовательной организации. Эти дети более комфортно чувствуют себя в школе с временным коллективом, имеют более высокие показатели мотивационной деятельности и познавательной активности, мотивации учения. Отношение к болезни у них носит достаточно позитивный характер, эмоциональное отношение к здоровью выражено сильнее, что, скорее всего, обусловлено спецификой организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание лечебного и учебного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива и пр.). В обеих группах испытуемых доминирует эргопатический тип (уход от болезни в деятельность). Значимые ценности конформности, традиций и щедрости выражены сильнее, а ценности стимуляции, гедонизма, достижения и самостоятельности - слабее. Подростки отличаются более высокими значениями всех ценностей, относящихся к категории сохранения, и менее высокими

значениями ценностей, относящихся к открытости изменениям, активной самореализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева, О.П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в оздоровительном образовательном учреждении [Текст] / О.П. Афанасьева, Н.С. Бар // Образовательная среда современного общества : хрестоматия / НИЦ АРТ. -СПб., 2013. - С. 158-161.

2. Губин, В.А. Психологические факторы успешности обучения мальчиков-подростков из неполных семей [Текст] / В.А. Губин, О.В. Клопова // European Social Science Jornai : между-нар. науч. журнал. - М. : Изд-во МИИ Наука, 2013. - Т. 1, № 11/38. - С. 81-87.

3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 544 с.

REFERENCES

1. Afanasyeva, O.P. Psychological and pedagogical maintenance of teenagers in self-improving educational institutions [Text] / O.P. Afanasyeva, N.S. Bar // Educational environment of modern society : Anthology. - Saint-Petersburg, 2013. - P. 158-161.

2. Gubin, V.A. Psychological factors of successful education of teenagers from one parent-families [Text] // European Social Science Journal. - 2013. - Vol. 1, №11/38. - P. 81-87.

3. Stolyarenko, L.D. Pedagogical psychology [Text]. - Added edition. - Rostov-on-Don : Phoenix, 2003. - 544 p.

V.A. Gubin, O.P. Afanasyeva

COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS STUDYING AT DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article performs a comparative analysis of psychological characteristics of adolescent schoolchildren studying at mainstream schools and at rehabilitation and education centers. The article displays significant differences in psychological characteristics between adolescents studying at mainstream schools and adolescents studying at rehabilitation and education centers. The article defines psychological determinants of education success of adolescents studying at rehabilitation and education centers.

education organizations, education process, psychological characteristics of schoolchildren, comparative analysis, psychological characteristics, personality development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.