Научная статья на тему 'Программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации'

Программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
861
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATION EFFECTIVENESS / PECULIARITIES OF ADOLESCENT DEVELOPMENT / EDUCATIONAL HEALTH CENTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Афанасьева Ольга Павловна

В статье рассматриваются условия реализации авторской программы психолого-педагогического сопровождения учащихся-подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации. Целью программы является снижение тревожности, страхов, нервно-эмоционального напряжения, оптимизация самооценки учащихся, формирование индивидуальных ценностных приоритетов, способности к самовосприятию и самовоспитанию, развитие эмоциональной и мотивационной сфер личности. Основными принципами, на которых построена программа, являются принципы сотрудничества и диалога, реализованные в ее структуре и содержании с учетом особенностей младшего и старшего подросткового возраста. Разработка и апробация данной программы осуществлялась в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата психологических наук. В статье представлена структура и краткое содержание программы, приводятся результаты оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Афанасьева Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUAL DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS RESPONSIBLE FOR ACADEMIC ACHIEVEMENT IN CHILDREN WHO STUDY AT SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH HEALTHCARE ENVIRONMENT

The article focuses on the implementation of a program of psychological and pedagogical assistance to adolescent students who get education at health centers. The program is aimed at reducing anxiety, fear, and emotional tension, building self-esteem, improving learning skills, promoting emotional and motivational development. The program relies on the principles of student teacher and student-student cooperation and takes into consideration the peculiarities of adolescent development. The program was developed and tested as a part of thesis research for the degree of PhD in psychology. The article sums up the program and provides effectiveness assessment results.

Текст научной работы на тему «Программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации»

УДК 376

В.А. Губин, О.П. Афанасьева

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются условия реализации авторской программы психолого-педагогического сопровождения учащихся-подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации. Целью программы является снижение тревожности, страхов, нервно-эмоционального напряжения, оптимизация самооценки учащихся, формирование индивидуальных ценностных приоритетов, способности к самовосприятию и самовоспитанию, развитие эмоциональной и мотивационной сфер личности. Основными принципами, на которых построена программа, являются принципы сотрудничества и диалога, реализованные в ее структуре и содержании с учетом особенностей младшего и старшего подросткового возраста. Разработка и апробация данной программы осуществлялась в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата психологических наук. В статье представлена структура и краткое содержание программы, приводятся результаты оценки ее эффективности.

психолого-педагогическое сопровождение, успешность обучения, психологические характеристики учащихся-подростков, образовательная оздоровительная организация.

© Губин В.А., Афанасьева О.П., 2015

в рамках Федерального государственного стандарта смысловым ориентиром

становится развитие личности ребенка («от успешной школы — к успехам ребенка»), социальная зрелость, проявляемая в индивидуальной и совместной деятельности как со сверстниками, так и с младшими и старшими детьми и с взрослыми и в социальном поведении.

Успешность является ценностной категорией, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается его представление о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности — педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, как жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована данная потребность у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность

педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности успешности обучения, представляется особенно значимой.

С точки зрения психологических критериев успешность учебной деятельности определяют физическое и психическое здоровье, положительная мотивация к учению, положительное отношение к школе, социальная адаптированность, адекватность самооценки, индивидуальные ценностные приоритеты личности.

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие личности, возникает стремление к самостоятельности и известной «независимости». Анализ идей активного саморазвития представлены в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.С. Мухиной и др.).

В нашей работе мы исходим из определений понятия «сопровождение», представленных в работах И.В. Дубровиной и М.Р. Битяновой \ которые различают психологическую службу как систему организации психологической помощи детям и психологическое сопровождение ребенка как деятельность по созданию благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.

Неразработанность подходов к организации психологической службы в образовательных оздоровительных организациях, с одной стороны, и необходимость оказания специализированной психологической помощи учащимся-подросткам с низким уровнем успеваемости — с другой, определили необходимость создания модели психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности таких детей.

Модель психологического сопровождения подростка обусловливается специфичностью условий его пребывания в образовательной оздоровительной организации. Условия в свою очередь определяются объективными признаками пребывания ребенка в образовательной оздоровительной организации:

1) функциями, реализуемыми образовательной оздоровительной организацией (социальная адаптация (социализация), лечебно-оздоровительная, образовательная (развивающая), досуговая и методическая); важно отметить и компенсаторную функцию, имея в виду положение ребенка в санатории, где происходит совмещение воспитательных процессов, осуществляемых в семье, в школьных и подростковых коллективах;

2) объективными трудностями, связанными с психологическими особенностями формирования и развития личности подростка во временном коллективе, которые сводятся к следующему:

- нарушаются привычные коммуникативные связи подростка с семьей, друзьями и устоявшаяся система отношений; в новой обстановке ему приходится устанавливать отношения и со сверстниками, и со взрослыми;

- меняется весь стиль жизнедеятельности, когда вместо учебы — отдых, с соблюдением режима дня, которого у многих не было, с необходимостью подчиняться мнению и желанию коллектива группы в 53-62 человека и, как следствие, умение сотрудничать и находить компромисс;

1 Рабочая книга школьного психолога / под ред И.В. Дубровиной. М., 2010 ; Битяева М.Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1997. 298 с.

- пребывание в образовательной оздоровительной организации каждый подросток связывает со своими мотивами и представлениями, и если они не реализуются, то ребенок может потерять интерес к такому виду оздоровительной организации.

Таким образом, разработка программы психолого-педагогического сопровождения в значительной мере обусловлена спецификой оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов, режим пребывания, условия временного коллектива и пр.).

В соответствии с выявленными в ходе исследования психологическими характеристиками, определяющими успешность учебной деятельности учащихся-подростков, была разработана комплексная программа, состоящая из пяти относительно самостоятельных подпрограмм, направленных на формирование у подростков навыков саморегуляции и самокоррекции психоэмоционального состояния, умения социального взаимодействия, развития ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, коррекции школьной тревожности и оптимизации самооценки 2.

В представленной модели направления деятельности совпадают с основными видами работы психологической службы системы образования. Однако содержательное направление каждого из блоков заметно отличается от аналогичных видов деятельности педагога-психолога в образовательной организации.

Основу модели составляет операциональный блок, включающий в себя четыре подблока: диагностический, коррекционный, консультативный, информационный 3.

Диагностический блок включает в себя следующие диагностические процедуры: диагностическую беседу, предварительное выявление учащихся-подростков с низким уровнем успеваемости, контроль результативности обучения, индивидуальную и групповую диагностику психологических особенностей и динамику развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности.

Коррекционный блок включает в себя программы, техники и приемы оказания психологической помощи и поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков и направленных на оптимизацию самооценки, развитие умений социального взаимодействия и общения, формирование индивидуальных ценностных предпочтений, коррекция школьной тревожности.

Консультационный блок включает в себя консультирование подростков и родителей по проблемам обучения, консультирование педагогов и медицинского персонала.

2 Губин В.А. Сравнительный анализ психологических характеристик школьников-подростков из разных образовательных организаций / В.А. Губин, О.П. Афанасьева // Вестник Рязанского гос. Ун-та: Науч. жур. Рязань, 2014. № 3. С. 34-42.

3 Губин В.А., Афанасьева О.П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации // Ярославский педагогический вестник : науч. журнал. Ярославль, 2014. Т. 2 : Психолого-педагогические науки. № 3. С. 270-272.

Информационный блок включает в себя «Основы школы здоровья» для

подростков, встречи и беседы с родителями, семинары с медицинским и педагогическим персоналом.

Для работы с низкоуспевающими учащимися-подростками обязательными являются программы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Содержание коррекционного блока

Программа Цель

Психология общения Формирование коммуникативной компетенции, сплочение коллектива, развитие уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона

Познай самого себя Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я»

Учимся общаться Формирование гуманного отношения к одноклассникам

От нравственного выбора к жизненному пути (на основе программы А.И. Шемшуриной) Помощь подростку в самоопределении, осознании отношений с окружающим миром, в выборе жизненной позиции, нравственных критериев

Коррекции тревожности у подростков Снижение уровня тревожности у подростков, обучение основным методам саморегуляции для снятия внутреннего психоэмоционального напряжения

Формирующий эксперимент проводился нами на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения восстановительного центра детской ортопедии и травматологии «Огонек».

Экспериментальное исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе проводилось исследование психологических

характеристик учащихся-подростков с разным уровнем успешности в учебной

деятельности. В нем участвовало 80 учащихся-подростков 5-8 классов, обучающихся в школе образовательной оздоровительной организации.

Целью данного этапа являлось выявление психологических характеристик

учащихся-подростков в образовательной оздоровительной организации, определяющих успешность обучения.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялась апробация программы психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик учащихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации.

Участвовало на этом этапе эксперимента 30 низкоуспевающих учащихся-подростков 5-8 классов из образовательной оздоровительной организации, из них 15 низкоуспевающих учащихся-подростков относились к контрольной группе

и, согласно предъявляемым к этим участникам требованиям, имели схожие показатели в психологических характеристиках с учащимися экспериментальной группы.

Задачами на данном этапе стали:

1) разработка и апробация программы формирования адекватной самооценки учащихся-подростков с низким уровнем успеваемости;

2) разработка и апробация программ формирования у учащихся-подростков с низким уровнем успеваемости умений социального взаимодействия и общения;

3) разработка и апробация программы коррекции школьной тревожности;

4) разработка и апробация программы формирования у учащихся-подростков с низким уровнем успеваемости индивидуальных ценностных предпочтений.

Поскольку длительность пребывания подростков в образовательной оздоровительной организации составляла 61 день и пребывание было круглосуточным, то занятия по обязательным программам проводились ежедневно во внеурочное время в соответствии с режимом пребывания в данной организации и дополнялись декадными внеклассными мероприятиями и дополнительными занятиями по предметам. Таким образом, посещение непосредственно только коррекционных занятий являлось ежедневной психокоррекционной процедурой длительностью 60-80 минут. Помимо групповой работы по обязательным программам, на данном этапе эксперимента с подростками, родителями, педагогами и медицинским персоналом проводилась консультационная и информационная работа по программе «Основы школы здоровья».

На контрольном этапе был проведен сравнительный анализ средних значений психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков экспериментальной группы до и после эксперимента. Участниками этого этапа были 30 низкоуспевающих учащихся-подростков 5-8 классов из образовательной оздоровительной организации, из них 15 детей относились к контрольной группе и, согласно требованиям, предъявляемым к участникам эксперимента, не имели статистически значимых различий в психологических характеристиках с представителями экспериментальной группы.

Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик учащихся-подростков экспериментальной группы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик учащихся-подростков экспериментальной группы до и после эксперимента

Психологические характеристики ЭГ1, п = 15 ЭГ2, п = 15 t

М ± а М ± а р

Общая школьная тревожность 13,5 ± 2,4 10,0 ± 2,0 8,6 0,001

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3,6 ± 1,3 0,9 ± 0,9 8,6 0,01

Самооценка 5,1 ± 1,2 8,3 ± 1,8 -7,9 0,02

Щедрость 6,4 ± 2,3 9,3 ± 1,7 -9,3 0,001

Примечание. ЭГ1 — средние значения до эксперимента; ЭГ2 — средние значения после эксперимента; М — среднее значение; с — стандартное отклонение; t — значение критерия Стьюдента; р — уровень значимости различий.

В группе низкоуспевающих учащихся контрольной группы различий средних значений психологических характеристик до и после эксперимента не было обнаружено.

На контрольном этапе был также проведен сравнительный анализ средних значений психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик учащихся-подростков до и после эксперимента

Психологическая ЭГ, п = 15 КГ, п = 15 t Р

характеристика М ± с М ± с

Общая школьная тревожность: - до эксперимента - после эксперимента 13,5 ± 2,4 10,0 ± 2,0 13,3 ± 3,1 12,6 ± 2,9 -0,3 2,8 0,8 0,001

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих: - до эксперимента - после эксперимента 3,6 ± 1,3 0,9 ± 0,9 3,5 ± 1,4 3,3 ± 1,2 -0,3 5,9 0,8 0,01

Окончание таблицы

Самооценка: - до эксперимента - после эксперимента 5,1 ± 1,2 8,3 ± 1,8 4,9 ± 1,4 5,6 ± 1,3 -0,4 -4,8 0,7 0,02

Щедрость: - до эксперимента - после эксперимента 6,4 ± 2,3 9,3 ± 1,7 6,2 ± 1,5 7.0 ± 1,1 -0,3 -4,4 0,8 0,001

Примечание. ЭГ — экспериментальная группа; КГ — контрольная группа; 1 — средние значения до эксперимента; 2 — средние значения после эксперимента; М — среднее значение; с — стандартное отклонение; t — значение критерия Стьюдента; р — уровень значимости различий.

Таким образом, как показало проведенное нами исследование, программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик учащихся-подростков образовательной оздоровительной организации с низким уровнем успеваемости оказалась эффективной. Оценка эффективности реализации программы позволила выявить статистически достоверные различия средних значений психологических характеристик в экспериментальной и контрольной выборках учащихся-подростков с низким уровнем успеваемости при поступлении и по окончании эксперимента.

Полученные экспериментальные данные демонстрируют положительную динамику развития всех характеристик, определяющих успешность учебной деятельности, выделенных в процессе констатирующего эксперимента как нуждающихся в оптимизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]. — М. : Совершенство, 1997. — 298 с.

2. Губин, В.А. Сравнительный анализ психологических характеристик школьников-подростков из разных образовательных организаций [Текст] / В.А. Губин, О.П. Афанасьева // Вестник Рязанского государственного университета : науч. журнал. — Рязань, 2014. — № 3. — С. 34-42.

3. Губин, В.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации [Текст] / В.А. Губин,

0.П. Афанасьева // Ярославский педагогический вестник : науч. журнал. — Ярославль, 2014. — Т. 2 : Психолого-педагогические науки. — № 3. — С. 270-272.

4. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. — М.,

2010.

REFERENCES

1. Bityanova, M.R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole [Organization of psychological work in schools]. — М. : Perfection, 1997. — 298 p.

2. Gubin, V.A. Sravnitel'nyy analiz psikhologicheskikh kharakteristik shkol'nikov-podrostkov iz raznykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Comparative analysis of the psychological characteristics of adolescent students from different educational institutions] / V.A. Gubin, O.P. Afanasyeva // Bulletin of the Ryazan State University named after S. A. Yessenin. 2014. — № 3. — P. 34-42.

3. Gubin, V.A. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye podrostkov, obuchayushchikhsya v usloviyakh obrazovatel'noy ozdorovitel'noy organizatsii [Psycho-pedagogical support of teenagers enrolled in terms of improving the educational organization] / V.A. Gubin, O.P. Afanasyeva // Yaroslavl Pedagogical Gazette: scientific magazine. — Yaroslavl, 2014. — V. 2 : Psycho-pedagogical science. — № 3. — P. 270-272.

4. Rabochaya kniga shkol'nogo psikhologa [Workbook school psychologist] /ed. by

1.V. Dubrovina. — М., 2010.

V.A. Gubin, O.P. Afanasyeva

GRADUAL DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS RESPONSIBLE FOR ACADEMIC ACHIEVEMENT IN CHILDREN WHO STUDY AT SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH HEALTHCARE ENVIRONMENT

The article focuses on the implementation of a program of psychological and pedagogical assistance to adolescent students who get education at health centers. The program is aimed at reducing anxiety, fear, and emotional tension, building self-esteem, improving learning skills, promoting emotional and motivational development. The program relies on the principles of student teacher and student-student cooperation and takes into consideration the peculiarities of adolescent development. The program was developed and tested as a part of thesis research for the degree of PhD in psychology. The article sums up the program and provides effectiveness assessment results.

Psychological and pedagogical support, education effectiveness, peculiarities of adolescent development, educational health center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.