Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ПЛАТФОРМ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ПЛАТФОРМ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филимонова Юлия Витальевна, Путилов Артур Олегович

Рассматриваются программные платформы, применяемые образовательными учреждениями для организации дистанционного процесса обучения. Выявлены преимущества и недостатки использования каждого из приведенных программных продуктов. Определены наиболее адаптированные платформы, необходимые для проведения дистанционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOFTWARE PLATFORMS IMPLEMENTING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The article considers software platforms used by educational institutions for the organization of distance learning. The advantages and disadvantages of using each of the above software products are revealed. The most adapted platforms necessary for conducting distance learning have been identified.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ПЛАТФОРМ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА

Научная статья УДК 004

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-114-117 NIION: 2007-0083-1/22-097 MOSURED: 77/27-005-2022-01-296

Сравнительный анализ программных платформ, реализующих дистанционные образовательные технологии

Юлия Витальевна Филимонова1, Артур Олегович Путилов2

12 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 Filimooonova@mail.ru

2 artur-putilov@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются программные платформы, применяемые образовательными учреждениями для организации дистанционного процесса обучения. Выявлены преимущества и недостатки использования каждого из приведенных программных продуктов. Определены наиболее адаптированные платформы, необходимые для проведения дистанционных занятий.

Ключевые слова: информационные технологии, программные платформы, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, образовательный процесс

Для цитирования: Филимонова Ю. В., Путилов А. О. Сравнительный анализ программных платформ, реализующих дистанционные образовательные технологии // Криминологический журнал. 2022. N° 1. С. 114— 117. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-114-117.

Original article

Comparative analysis of software platforms implementing distance learning technologies

Yulia V. Filimonova1, Artur O. Putilov2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 Filimooonova@mail.ru

2 artur-putilov@mail.ru

Abstract. The article considers software platforms used by educational institutions for the organization of distance learning. The advantages and disadvantages of using each of the above software products are revealed. The most adapted platforms necessary for conducting distance learning have been identified.

Keywords: information technologies, software platforms, distance-learning technologies, distance learning, educational process

For citation: Filimonova Yu. V., Putilov A. O. Comparative analysis of software platforms implementing distance learning technologies. Criminological Journal. 2022;(1):114-117. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-114-117.

Информационные технологии используются повсеместно, они стали неотъемлемой частью нашей жизни — социальные сети, интернет магазины, безналичная оплата, электронное голосование — это только малая часть того, что ежедневно использует практически каждый человек. В современных реалиях человечество столкнулось с такой проблемой как дистанционное обучение, онлайн конференции, вебинары и собрания. В данной статье представлен

© Филимонова Ю. В., Путилов А. О., 2022

сравнительный анализ программных платформ, посредством которых реализуются дистанционные образовательные технологии.

Разберем наиболее популярные на данный момент платформы для дистанционного обучения, а именно Discord, Zoom, Skype, прямые трансляции в YouTube и Google Hangouts. Сравнительный анализ проведем на наличие или отсутствие следующих инструментов и характеристик:

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

1) платформа;

2) максимально возможное единовременное количество участников видеоконференции и общего чата;

3) демонстрация экрана;

4) передача данных;

5) объем аудитории при прямой трансляции;

6) наличие дополнительных функций;

7) ограничения бесплатной версии, при наличии платной.

Начнем наш анализ с такого программного обеспечения как Skype, релиз которого состоялся еще в далеком 2003 г., и его фактически можно считать первооткрывателем в данном направлении. Простота регистрации и использования в целом по состоянию на 2010 г. принесли программе более 663 млн пользователей. Программные клиенты Skype выпущены для macOS, iOS, Windows, Linux, Windows Phone, Open webOS, Android, PSP, Maemo, Xbox 360, PlayStation Vita, BlackBerry. Поддержка Skype была даже предусмотрена во многих современных телевизорах: LG, Panasonic, Philips, Samsung и др. Видеоконференция поддерживает одновременное использование до 50 пользователей, которым предоставляется возможность общения по средствам общего текстового чата. Помимо этого, каждый из участников имеет право на демонстрацию своего экрана. Версия Skype for business поддерживает прямые трансляции, где максимальный объем аудитории достигает 10 тыс. Качество видеоизображения поддерживает разрешение до 1080р. К дополнительному функционалу относится допустимость размытия фона, а также создание автоматических субтитров, что значительно упрощает восприятие информации при снижении качества связи из-за возросшего трафика.

Говоря о достоинствах сервиса, необходимо отметить возможность звонков, хоть и платных, на стационарные и мобильные номера по всему миру, которые осуществляются путем подстановки номера своего мобильного телефона в CALLER ID. Одна Skype преимущественно используют при проведении индивидуальных консультаций или же немногочисленных совещаний, что обусловлено ограничением непрерывного общения более четырех часов, а назначенные разработчиками, лимиты безопасности, предусматривают объем групповых видеозвонков не более 10 часов в день и 100 часов в месяц.

Google Hangouts — программное обеспечение, разработанное компанией Google, и заменяющее собой сразу три системы для мгновенного обмена сообщениями: «Google Talk», «Google+ Чаты» и сервис видеочатов «Google+ Видеовстречи», а также он-лайн-трансляцию через Youtube. Основной функционал данного продукта веб, а также присутствует поддержка приложения на устройствах платформы IP-hone и Android. Максимальное количество участников конференции достигает 250, но при этом общий чат предполагает только 150 пользователей. Поддержка функций демонстрации экрана, а также прямой трансляции с объемом аудитории до 100 тыс. Разрешение видео на уровне 720р.

Одним из основных преимуществ данного продукта это возможность интеграции с календарем и почтой Gmail, что, в свою очередь, позволяет автоматически генерировать ссылку на комнату Google Hangouts, при назначении встречи через календарь Google. Для начала работы не требуется дополнительная регистрация или активация — наличие ак-каунта Google предполагает автоматическую регистрацию в Hangouts, что естественно исключает проблемы, связанные с переходом между платформами, и упрощает процесс синхронизации истории чатов и видеозвонков. Однако во время всеобщей пандемии, в условиях нестабильной связи и перегруженного трафика, сервис не отличился высокой отказоустойчивостью видеоконференций. И хотя локальные собрания могут автоматически транслироваться на YouTube, бесплатная версия ставит ограничение на количество участников не более 10.

На очереди программное обеспечение, которое за считанные дни стало стандартом де-факто для проведения дистанционных образовательных технологий, а именно Zoom. За счет сегмента образования, практически полностью перешедшего на удаленное обучение, даже в новостях отмечался лавинообразный рост пользователей данной платформы. Кроме того, сервис нередко используют для осуществления контакта слушателей с докладчиками в перерывах между выступлениями и после них, на более масштабных мероприятиях. Zoom поддерживает такие платформы как Mac, Windows, Linux, IOS и Android. Поддерживает до 1 тыс. участников видеоконференции и 500 участников в общем чате, что является бесспорным лидерством в этом направлении. Прямые трансляции с поддержкой качества видео 720р

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА

реализуются по средствам интеграции с Facebook и YouTube. К дополнительному функционалу можно отнести подмену фона на видео, запись мероприятия, как в локальную систему, так и в облако, а также демонстрацию любого приложения с iPhone или iPad

Таким образом, можно сказать, что Zoom ориентирован на достаточно объемные по количеству пользователей встречи, и в отличие от свои конкурентов, потребляет сравнительно немного трафика. Также к плюсам стоит отнести функцию «поднятия руки» и различные инструменты организатора, которые позволяют управлять общением по видео в целом. Наличие функции записи мероприятия как в локальную систему, так и в облако. Что касается недостатков, то они объясняются наличием платной версии, которая ставит различные ограничения в зависимости от выбранного тарифного плана. Например, в бесплатной версии Zoom видеовстречи возможны в объеме до 100 человек и длительностью не более 40 минут.

На очереди проприетарный бесплатный мес-сенджер с поддержкой IP-телефонии и видеоконференций Discord. Первоначально созданный для поклонников компьютерных игр, однако в период массового перехода на удаленное взаимодействие, стал применяться с целью проведения онлайн мероприятий и осуществления дистанционного обучения. На больших онлайн-конференциях используется в качестве многоканального средства общения между участниками, параллельно взаимодействующими с основной лекцией.

Набор основных возможностей сервиса предоставляется бесплатно. При желании пользователю открывается возможность персонификации своего профиля за 4,99 долл. в месяц, что также позволяет передавать файлы большого объема и запускать ви-деостримы в формате 1080р при 60 кадрах в секунду (демонстрация экрана — 1080р@30fps или 720р@60fps). Помимо данного тарифа есть и более дорогой, включающий в себя буст-сервер.

Программное обеспечение на работает на базе таких платформ как Windows, MacOS, Linux, iOS и веб. Изначально количество участников конференции ровнялось десяти пользователям, однако в период пандемии было увеличено до 50. Как и все вышеперечисленные сервисы, Discord включает в себя наличие общего чата, демонстрацию экрана, а также передачу файлов объемом до 100 Мб.

GetCourse — это онлайн-сервис, объединяющий в себе полезные и необходимые инструменты, позволяющие создавать онлан-школы или образовательный проект. Тарификация сервиса напрямую зависит от количества подключенных пользователей, т. е. слушателей курса, авторизированных в системе, и при всем при том файловое хранилище требует отдельной оплаты. Помимо всех вышеперечисленных сервисов, GetCourse изначально создавался с целью онлайн-образования и заработка на этом рынке. Здесь открывается возможность создавать уроки и курсы, которые проводятся либо вживую, либо автоматически предоставляются подписчикам по заранее составленному расписанию.

Говоря о платформе GetCoutse, стоит отметить, что помимо основного функционала — веб, общение лектора и слушателя возможно реализовывать по средствам мобильных платформ, таких как Cha-tium. Количество участников конференции, которые параллельно состоят и в общем чате, доходит до отметки в 500 пользователей. Видеоконференции поддерживают такие функции как демонстрация экрана и прямая трансляция при качестве видео до 720р, общим объемом аудитории до 600 тыс. человек.

Определенно достоинством данной платформы, естественно помимо самих видеокурсов, которые хранятся некоторое заданное время, является наличие инструментария для выполнения заданий, мониторинга и многоуровневого управления пользователями.

Однако одним из главных минусов является тот факт, что у инструмента совершенно отсутствует бесплатная версия, хотя разработчики и предлагают пробную версию с ограничением до 1 тыс. пользователей.

Подводя итог всем вышеперечисленным сервисам, стоит сказать, что Zoom наиболее адаптирован для проведения дистанционных образовательных мероприятия, поскольку помимо простоты использования, имеет исчерпывающий перечень необходимых инструментов и наибольшее количество возможных участников. Также, несмотря на ограничение в десять пользователей, в качестве бесплатного инструмента удобен в использовании Google Hangouts, в котором по средствам автоматического транслирования видео в YouTube аудитория более не ограничивается.

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

Библиографический список

1. Никитин Н. А. Технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник С.-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2021. № 4. С. 182-194.

2. Черепанова К. А. Технология дистанционного обучения как трендовый подход в форме современных образовательных технологий // Вопросы педагогики. 2022. № 1-1. С. 309-313.

3. Шапиро К. В. Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий // Молодой ученый. 2016. № 19-1 (123). С. 42-45.

Bibliographic list

1. Nikitin N. A. Technology of development of readiness of full-time students to master the educational program using distance educational technologies // Bulletin of the Saint Petersburg University of the State Fire Department of the Ministry of Emergency Situations of Russian Federation. 2021. No. 4. P. 182-194.

2. Cherepanova K. A. Distance learning technology as a trend approach in the form of modern educational technologies // Questions of pedagogy. 2022. No. 1-1. P. 309-313.

3. Shapiro K. V. Network technologies for the organization of the educational process using distance learning technologies // Young scientist. 2016. No. 19-1 (123). P. 42-45.

Информация об авторах Ю. В. Филимонова — курсант факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя;

А. О. Путилов — временно исполняющий обязанности заместителя начальника кафедры естественнонаучных дисциплин учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the authors Yu. V. Filimonova — Cadet of the Faculty of Training Specialists in the Field of Information Security of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot';

A. O. Putilov—Acting Deputy Head of the Department of Natural Sciences of the Educational and Scientific Complex of Information Technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 24.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.