Научная статья на тему 'Сравнительный анализ применения различных методов развития максимальной силы у юношей 15 лет в академической гребле на общеподготовительном этапе подготовительного периода'

Сравнительный анализ применения различных методов развития максимальной силы у юношей 15 лет в академической гребле на общеподготовительном этапе подготовительного периода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
465
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ применения различных методов развития максимальной силы у юношей 15 лет в академической гребле на общеподготовительном этапе подготовительного периода»

9. Рогозкин, В.А. Генетические маркеры физической работоспособности человека / В.А. Рогозкин, И.Б. Назаров, В.И. Казаков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. - С. 34-36.

10. Association of angiotensin-converting enzyme gene I/D polymorphism with change in left ventricular mass in response to physical training / H.E. Montgomery, P. Clarkson, C.M. Dollery, K. Prasad, M.A. Losi, H. Hemingway, D. Stat-ters, M. Jubb, M. Girvain, A. Varnava, M. World, J. Deanfield, P. Talmud, J.R. McEwan, W.J. McKenna, S. Humphries // Circulation. - 1997. - V. 96. - P. 741747.

11. Human angiotensin I-converting enzyme gene and endurance performance / S. Myerson, H. Hemingway, R. Budget, J. Martin, S. Humphries, H. Montgomery // J. Appl. Physiol. - 1999. - V. 87. - P. 1313-1316.

12. Peroxisome proliferator-activated receptor a gene regulates left ventricular growth in response to exercise and hypertension / Y. Jamshidi, H.E. Montgomery, H-W. Hense, S.G. Myerson, I.P. Torra, B. Staels, M.J. World, A. Doering, J. Erdmann, C. Hengstenberg, S.E. Humphries, H. Schunkert, D.M. Flavell // Circulation - 2002. - V. 105. - P. 950-955.

13. PPARalpha gene variation and physical performance in Russian athletes / I.I. Ahmetov, I.A. Mozhayskaya, D.M. Flavell, I.V. Astratenkova, A.I. Komkova, E.V. Lyubaeva, P.P. Tarakin, B.S. Shenkman, A.B. Vdovina, A.I. Netreba, D.V. Popov, O.L. Vinogradova, H.E. Montgomery, V.A. Rogozkin // Eur J Appl Physiol.

- 2006. - V. 97 (1). - P. 103-108.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЫ У ЮНОШЕЙ 15 ЛЕТ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ НА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Л.А. Егоренко, Л.Я. Андреева

Большое значение для практики гребного спорта имеет вопрос распределения тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовых способностей юных гребцов, методы и порядок развития силовых способностей. Силовые способности гребца проявляются в максимальном усилии, которое он может развивать на лопасти весла, в скорости наращивания усилий, в способности проявлять силу в условиях утомления.

Установлено, что базой для развития силовых способностей гребца является развитие максимальной силы. В практике тренеры используют различные методы развития максимальной силы в подготовке юношей в академической гребле.

В результате анализа литературы и обобщения опыта работы тренеров нами были выявлены два наиболее распространенных варианта развития максимальной силы: метод повторных непредельных усилий и метод прогрессивно возрастающих сопротивлений - разновидность метода повторных усилий.

Задачей эксперимента являлось провести сравнительный анализ динамики уровня развития силовых способностей у юношей 15 лет в академической гребле при использовании различных методов, направленных на достижение высокого уровня максимальной силы и способности гребцов реализовать максимальное усилие при гребле в бассейне.

В эксперименте принимали участие две группы гребцов, по 10 человек в каждой. Спортсмены имели от 1 юношеского до 1 разряда, стаж гребли - 2-3 года. Эксперимент проводился на общеподготовительном этапе в период с 1 сентября 2006 года по 15 января 2007 года.

Перед началом педагогического эксперимента показатели уровня физического развития и физических способностей у юных спортсменов были равны (Р>0,05).

Общие объемы нагрузок, направленные на развитие основных физических способностей, в обеих группах были одинаковы. Объемы работы по развитию силовых способностей группы №2 были увеличены, по сравнению с объемами группы №1, вследствие того, что при занятиях для развития максимальной силы методом прогрессивно возрастающего сопротивления требуется больше времени, чем при тренировке методом повторных непредельных усилий. Данные представлены на рисунке 1.

Обе группы спортсменов использовали одинаковые силовые упражнения:

- упражнения со штангой;

- гребля в гребном бассейне;

- упражнения с преодолением собственного веса (различные гимнастические силовые упражнения).

35

30

25

20

15

10

5

Распределение тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовых способностей у юношей 15 лет в общеподготовительном

этапе

□ группа N 1

□ группа N 2

IX

Х

XI

XII

месяцы

0

Рис. 1 Объем нагрузок силовой направленности групп №1 и № 2 в часах

Исследование тренировочных занятий с направленностью на развитие силовых способностей в первой группе.

Развитие максимальной силы

Юноши первой группы выполняли упражнения со штангой методом повторных непредельных усилий с использованием штанги весом 60-70% от максимального. Число повторений в каждом упражнении - 6-10, выполнялось 2-4 подхода в двух сериях. Использовались упражнения: тяга штанги руками в

положении лежа на груди, приседания со штангой на плечах, подрыв штанги до груди. Интервал отдыха между подходами - 2 минуты, между сериями - 5 -7 минут. Количество серий было доведено до 3-х, затем увеличивался вес снаряда. Нами было проанализировано 7 занятий.

Характеристика тренировочного занятия, направленного на _________развитие максимальной силы в группе №1__________

Продолжительность занятий мин. Основное направление Основное средство, используемое в тренировке Основной метод Объем тренировочной нагрузки

120 Развитие максимальной силы Штанга 40-50 кг Повторных непредельных усилий б тонн

Хронометраж тренировочного занятия (рис. 2) говорит о том, что в процессе тренировки ЧСС колеблется от 100 до 130 уд./мин., что соответствует направленности тренировочной нагрузки.

Динамика ЧСС тренировочного занятия, направленного на развитие абсолютной силы

мин

Рис. 2. Показатели ЧСС при занятиях, направленных на развитие максимальной силы у юношей группы №1

О хорошей переносимости нагрузки у юношей можно судить по результатам функциональной пробы с 20 приседаниями. Характер приспособительных реакций у всех спортсменов протекал по нормотоническому типу. Данные реакции сердечно-сосудистой системы на дополнительную нагрузку представлены в таблице №1.

Таблица 1

Результаты функциональной пробы, характеризующие переносимость выполненной нагрузки по развитию силовых способностей юношей ________________________первой группы_________________________

Испытуемый ЧГС в покое АД в покое Реакция ЧГС АД на 1 мин. Реакция ЧГС и АД на 2 мин. Реакция ЧГС и АД на 3 мин.

і. 13 120/80 Чте -17 АД -150/75 Чте -13 АД -130/80 Чте -13 АД -120/80

2. 12 130/90 Чте -16 Чте -15 Чте -12

АД -140/90 АД -130/90 АД -130/90

3. 12 120/70 ЧСС -17 АД -160/70 ЧСС -12 АД -140/70 ЧСС -12 АД -140/70

4. 14 120/80 ЧСС -20 АД -150/70 ЧСС -17 АД -140/80 ЧСС -14 АД -140/80

5. 12 115/80 ЧСС -22 АД -140/70 ЧСС -12 АД -120/80 ЧСС -11 АД -115/80

6. 13 120/80 ЧСС -20 АД -140/80 ЧСС -12 АД -130/80 ЧСС -11 АД -120/80

7. 11 110/70 ЧСС -20 АД -120/70 ЧСС -12 АД -110/70 ЧСС -11 АД -110/70

8. 11 130/80 ЧСС -20 АД -160/80 ЧСС -12 АД -140/80 ЧСС -11 АД -130/80

9. 12 120/70 ЧСС -20 АД -145/70 ЧСС -15 АД -125/70 ЧСС -11 АД -120/70

10. 12 120/70 ЧСС -19 АД -135/70 ЧСС -13 АД -125/70 ЧСС -12 АД -120/70

Исследование тренировочных занятий с направленностью на развитие силовых способностей во второй группе.

Развитие максимальной силы

Вторая группа тренировалась, используя метод прогрессивно-возрастающего сопротивления, при котором вначале определялся вес, который спортсмен может поднять 10 раз (он обозначался 10 ПМ). В первом подходе брался вес, равный половине веса от 10 ПМ, затем - % от 10 ПМ, а в третьем -10 ПМ. Использовались те же упражнения, что и в группе №1. Спортсмены выполняли в каждом подходе по 10 движений в трех сериях в каждом из трех упражнений. Интервал отдыха между подходами - 1-2 минуты, между сериями - 5-7 минут. Количество серий увеличивалось до 4-х, затем увеличивался вес снаряда. Показатели ЧСС колебались от 130-140 ударов в минуту во время работы с малыми весами до 150 - при работе в весами от 10 ПМ.

Характеристика тренировочного занятия, направленного на развитие __________________максимальной силы в группе №2___________________

Продолжительность занятий мин. Основное направление Основное средство, используемое в тренировке Основной метод тренировки Объем нагрузки

150 Развитие максимальной силы Штанга 30-45 кг Прогрессивно возрастающего сопротивления 8 тонн

Предлагаемую нагрузку юноши переносили хорошо, о чем свидетельствует результаты врачебно-педагогического наблюдения во время и после тренировки, а также данные самоконтроля спортсменов.

Характер приспособительных реакций у всех спортсменов протекал по нормотоническому типу. Данные реакции сердечно-сосудистой системы на дополнительную нагрузку представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты функциональной пробы, характеризующие переносимость выполненной нагрузки по развитию силовых способностей юношей ________________________второй группы_________________________

Испытуемый ЧСС в покое АД в покое Реакция ЧСС АД на 1 мин. Реакция ЧСС и АД на 2 мин. Реакция ЧСС и АД на 3 мин.

1. 10 110/70 ЧСС -19 АД -120/70 ЧСС -12 АД -110/70 ЧСС -10 АД -110/70

2. 12 120/70 ЧСС -20 АД -145/70 ЧСС -15 АД -125/70 ЧСС -11 АД -120/70

3. 11 130/80 ЧСС -18 АД -160/70 ЧСС -11 АД -140/80 ЧСС -11 АД -130/80

4. 11 115/80 ЧСС -19 АД -130/80 ЧСС -12 АД -125/80 ЧСС -11 АД -115/80

5. 12 120/70 ЧСС -19 АД -135/70 ЧСС -12 АД -125/70 ЧСС -11 АД -120/70

6. 10 125/75 ЧСС -16 АД -135/80 ЧСС -11 АД -130/80 ЧСС -11 АД -125/75

7. 13 130/90 ЧСС -19 АД -160/80 ЧСС -15 АД -150/80 ЧСС -13 АД -130/90

8. 10 115/75 ЧСС -16 АД -145/80 ЧСС -11 АД -140/80 ЧСС -10 АД -115/75

9. 10 110/70 ЧСС -16 АД -130/70 ЧСС -11 АД -110/70 ЧСС -10 АД -110/70

10. 11 120/80 ЧСС -18 АД -140/80 ЧСС -12 АД -130/80 ЧСС -11 АД -120/80

После 2,5 месяцев занятий была проведена контрольная тренировка по определению максимальной силы у занимающихся. Определялся вес штанги, который спортсмен может поднять один раз в каждом из трех упражнений. Были показаны следующие результаты в упражнениях со штангой:

1. Тяга штанги руками в положении лежа на груди:

в группе №1 - X - 63,75 ± 0,25 кг;

в группе №2 - Х- 65,00 ± 0,5 кг.

Достоверность по Т-критерию Уайта: при Т = 34,5; р<0,05

2. Приседание со штангой со штангой на плечах:

в группе №1 - Х - 80,00 ± 0,25 кг;

в группе №2 - Х - 85,5 ± 0,25 кг.

Достоверность по Т-критерию Уайта при Т = 30,5; р<0,05.

3. Подрыв штанги до груди:

в группе №1 - Х - 67,5 ± 0,5 кг;

в группе №2 - Х - 70,0 ± 0,25 кг.

Достоверность по Т-критерию Уайта : при Т = 36,0; р<0,05

Следовательно, различия, полученные в эксперименте, являются достоверными (р<0,05), что позволяет говорить о том, что методика развития максимальной силы методом прогрессивно возрастающего сопротивления в группе №2 за данный период времени оказалась более эффективной.

Спортсмены второй группы, занимаясь развитием силовых способностей по более щадящей для юношей методике развития максимальной силы, пока-

зали результаты лучше, чем юноши группы 1, при этом добавили к своим прежним результатам в среднем 5-5,5 кг, а в первой группе этот показатель был несколько ниже - в среднем 2,5 кг.

Мы считаем, что это подтверждает данные о том, что тренировка в развитии максимальной силы для юношей 15 лет методом прогрессивно возрастающего сопротивления является наиболее приемлемой и дает хорошие результаты в повышении силовых способностей. Группа №2 добилась большего прироста результатов по уровню развития максимальной силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обе группы два раза в неделю развивали специальные силовые способности при гребле в гребном бассейне. Выполнялась гребля с максимально сильными гребками, с лопастями увеличенной площади, при работе с паузой по схеме : 4 минуты - гребля с полным подъездом с паузой, затем отдых - 2 минуты. Таких повторений было по три в двух сериях. Интервал отдыха между сериями - 10 минут - заполнялся упражнениями на растягивание и с преодолением собственного веса. Частота сердечных сокращений во время силовой гребли с паузой составляла от 140 до 160 ударов в минуту, во время отдыха пульс восстанавливался до 110-120 ударов в минуту. У двух участников эксперимента ЧСС достигала в конце гребли 172 удара в минуту. Показатели ЧСС регистрировались с помощью пульсометров системы «Sigma - sport». Динамика ЧСС во время гребли в бассейне представлена на рисунке 3.

Динамика 4CC при силовой гребле в бассейне

и

2 15— у т ун н

Н 1—0 в ч у 50 C C Ч 0

1— 2— 3— 4— 5— 6— 7— минут

Рис. 3. Показатели 4CC при силовой гребле в бассейне

Характеристика тренировочного занятия, направленного на развитие максимальной силы при гребле в гребном бассейне групп №1 и №2

Продолжительность занятий, мин. Группа Основное направление Основное средство, используемое в тренировке Основной метод тренировки Объем нагрузки

Группа №1,2 -90 Развитие специальной максимальной силы Гребля в гребном бассейне с увеличенными по площади лопастями Повторный 5-6 км

В результате занятий в течение 4,5 месяцев (общеподготовительный этап) возросли силовые способности у юношей в обеих группах. Динамика показателей, характеризующих развитие максимальной силы, представлена в

таблице 3.

Таблица 3

Динамика показателей, характеризующих развитие максимальной силы в ____________________________группах №1 и №2_____________________________

Упражнение Начало эксперимента Р Конец эксперимента Р

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 8±1,1 0,05 12±0,8 0,1

Подъем ног в висе, кол-во раз 11±0,8 0,01 20±3,4 0,1

Тяга штанги руками в и. п. лежа, кг Гр. 1 - 62,5±1,5 Гр. 2 - 60,0±2,5 0,05 Гр. 1 - 67,0±0,5 Гр. 2 - 72,5±1,5 0,05

Приседания со штангой на плечах, кг Гр. 1 - 75,0±2,5 Гр. 2 - 80,0±0,5 0,05 Гр. 1 - 80,0±0,5 Гр. 2 - 88,5±3,5 0,05

Подрыв штанги до груди, кг Гр. 1 - 65,0±1,5 Гр. 2 - 67,5±1,5 0,05 Гр. 1 - 70,0±2,5 Гр. 2 - 77,5±2,5 0,05

На втором этапе эксперимента в конце общеподготовительного периода было проведено тестирование в бассейне. Спортсмены выполняли греблю в течение 30 секунд при разных темпах: 20 гребков в минуту, 22 гребка, 24 гребка, 26 и 28 гребков в минуту, 30 и 32 гребка в минуту. Кроме этого выполнялось десять гребков максимально. Регистрировалась мощность проводки, темп гребли и частота сердечных сокращений. Тестирование проводилось с помощью программы телеметрического контроля кинематических и динамических характеристик гребли, разработанной В.В. Клешневым и апробированной на многих национальных командах гребцов - академистов, в том числе и в сборной команде России. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средняя мощность при гребле в бассейне с изменением темпа гребли

Темп гребли, кол-во гребков в минуту Группа №2 Средняя мощность, ватт Группа №1 Средняя мощность, ватт Р

20 179,2 178,8 >0,05

22 191,4 191,2 >0,05

24 203,4 201,2 >0,05

26 219,0 218,4 >0,05

28 234,8 231,4 >0,05

30 243,4 241,0 >0,05

32 253,2 246,2 >0,05

Максимально 272,4 255,8 >0,05

Из полученных данных очевидно, что с повышением темпа гребли мощность проводки увеличивается. Нами была проведено определение коэффициентов корреляции для выявления меры зависимости мощности гребли от силовых показателей максимальной силы мышц рук, ног и спины в группах №1 и №2 . Между показателями максимальной силы и мощностью гребли существует достоверная связь (г = 0,722 при р < 0,05) у юношей в обеих группах. Наибольшая корреляционная связь обнаружена у спортсменов группы 2 между показателями максимальной силы ног и спины и максимальным темпом гребли ( г = 0,655 при р < 0,05 ). У юношей группы 1 наиболее тесная корреляци-

онная связь проявилась при гребле в темпе 24-28 гребков в минуту с показателями максимальной силы ног (г = 0,587 при р < 0,05). Максимальная сила рук имеет наиболее достоверную связь при повышении темпа гребли до 30-32 гребков в минуту, так, в группе спортсменов №2 при темпе гребле 32 гребка в минуту г = 0,975 при р < 0,05.

По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Метод повторных непредельных усилий обеспечивает развитие силовых способностей, дает хороший эффект в развитии максимальной силы без значительного увеличения мышечной массы спортсмена.

2. Метод прогрессивно возрастающего сопротивления также обеспечивает прирост максимальной силы, кроме этого, за счет более высокого темпа движений при работе с легкими весами способствует развитию способности к выполнению движений в максимальном темпе и развитию силовой выносливости, уменьшает натуживание во время выполнения силовых упражнений и более комфортен в психологическом плане, т. к. спортсмен работает с непредельными весами.

3. Между показателями максимальной силы мышц и мощностью гребли в бассейне существует достоверная связь.

4. Наиболее тесная связь обнаружена между максимальной силой ног и спины и греблей в максимальном темпе при выполнении 10 гребков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 214 с. : ил.

2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002.

3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва : Академия, 2002. - 264 с.

4. Жмарев, Н.В. Тренировка гребцов / Н.В. Жмарев. - Москва : Физкультура и спорт, 1981. - 110 с.

5. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей / В.Н. Курысь. -Москва : Советский спорт, 2004. - 264 с.

6. Неминущий, Г.П. Исследования адаптационных реакций юных гребцов / Г.П. Неминущий, Ю.Д. Певзнер // Гребной спорт : ежегодник. - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - С. 54-58.

7. Птушкин, Г.М. Концентрированное распределение нагрузок силового характера в годичном цикле при подготовке гребцов 17-18 лет / Г.М. Птушкин, А.Г. Сираев // Гребной спорт : ежегодник. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - С. 33-36.

8. Теория и методика физической культуры / под ред. проф. Ю.Ф. Ку-рамшина. - Москва : Советский спорт, 2004. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.