Научная статья на тему 'Исследование тренировочных нагрузок на гребном тренажере «Сoncept -2» в подготовке юношей-новичков в академической гребле'

Исследование тренировочных нагрузок на гребном тренажере «Сoncept -2» в подготовке юношей-новичков в академической гребле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
722
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егоренко Л. А., Андреева Л. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование тренировочных нагрузок на гребном тренажере «Сoncept -2» в подготовке юношей-новичков в академической гребле»

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА ГРЕБНОМ ТРЕНАЖЕРЕ «CONCEPT -2» В ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ-НОВИЧКОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

Л.А. Егоренко, Л. Я. Андреева

Академическая гребля относится к циклическим видам спорта, для которых характерно значительное проявление выносливости и скоростно-силовых способностей. Комплексное развитие этих способностей требует применения широкого круга средств и методов подготовки. При этом большинство вопросов по методике развития основных физических способностей у юных гребцов с применением гребного тренажера практически не изучены.

В последние годы в подготовке гребцов академистов, в том числе у юных спортсменов возникла необходимость включать в тренировочные нагрузки специальный тренажер «Concept -2». Такая необходимость связана с тем, что уже в возрасте 15 лет спортсмены должны выполнять контрольные нормативы и выступать в соревнованиях на гребных тренажерах - эргометрах на различных дистанциях от 500 до 4000 метров. Поскольку в настоящее время не существует данных по применению гребных тренажеров в круглогодичной подготовке юных гребцов, целью нашего исследования явилось определение допустимых объемов нагрузки в использовании тренажера «Concept -2» в подготовке юношей новичков (12-13 лет) и младших юношей (14-15 лет).

В проведении исследования участвовали спортсмены двух групп: первая группа -первый год обучения, юноши 12-13 лет, вторая - юноши 14-15 лет второго года обучения.

В первой группе задачами нашей работы были:

- ознакомить занимающихся с тренажером «Concept -2» в целом;

- разучить основы техники гребли на тренажере;

- подготовить занимающихся к контрольным испытаниям на дистанции 500 метров.

Во второй группе решались следующие задачи:

- развитие скоростно-силовых способностей;

- развитие специальной выносливости;

- отработка темпа гребли и мощности гребка;

- подготовка занимающихся к соревнованиям на гребных тренажерах на дистанции 1000 метров.

Исследования проводились в период с 1 сентября 2005 года по 30 декабря 2005 года. Состав первой группы: количество - 8 человек, средний возраст - 13 лет, средний рост - 173 см, средний вес 55,7 кг. Состав второй группы: количество - 6 человек, средний возраст - 15 лет, средний рост - 182 см, средний вес - 68 кг. У испытуемых первой группы ЧСС составила в среднем 80 ударов в минуту в покое, а во второй - 62-70 ударов в минуту в покое, что в целом соответствует данным физиологов (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2004).

До начала занятий все спортсмены прошли диспансеризацию. В процессе занятий осуществлялись наблюдения за частотой сердечных сокращений в период работы и восстановления. В период исследования со всеми занимающимися проводились функциональные пробы в динамике: измерялись ЧСС в

покое, артериальное давление в покое, выполнялись 20 приседаний и измерялись ЧСС и артериальное давление сразу после нагрузки, на второй и третьей минутах восстановления.

В группе новичков первого года обучения в течение первых четырех микроциклов занимающиеся ознакомились с гребным тренажером и разучили основы техники гребли на нем. В следующих двух микроциклах тренажер для этих занимающихся применялся в комплексных тренировках, которые включали в себя упражнения на растягивания и различные упражнения с собственным весом и поэтому гребля на «Concept -2» не являлась утомительной нагрузкой.

В последующих микроциклах юноши преодолевали отрезки от І50 до 250 метров, которые занимали время на прохождение их от 30-35 сек. на дистанции І50 метров и до б0 сек. на дистанции 250 метров, что соответствует рекомендациям В.Г. Никитушкина и И.С. Епищева ( 2004). По мере подготовленности спортсмены первой группы проходили четыре-пять повторений по І50 метров с интервалом отдыха 5-7 минут или 3-4 повторения по 250 метров с интервалом отдыха 7-І0 минут. При этом после пассивного отдыха в течение 3-4 минут в остальное время занимающиеся выполняли упражнения на расслабления и растягивание.

ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ ГРЕБЛИ НА КОРОТКИХ ОТРЕЗКАХ ГРУППЫ №1

МИН :СЕК 01:47,1 01:48,9 01:50,6 01:52,3 01:54,0 01:55,8 01:57,5 01:59,2 02:01,0

График № 1

Анализ полученных данных показал, что большинство юношей демонстрируют стабильную скорость на коротких отрезках, средняя скорость постоянно повышается. После нагрузки пульс составлял в среднем 174 удара в минуту, а в период восстановления - через 2-3 минуты снижался до 126-132 ударов в минуту, что свидетельствует о переносимости данной нагрузки. Однако, учитывая значительное воздействие таких нагрузок на организм юных спорт-

МЕСЯЦЫ

9 10 11 12

сменов, они применялись нечасто, через два микроцикла.

На основании педагогических наблюдений, анализа дневников и планов тренировки, было установлено, что в сумме за период с начала сентября по конец декабря юноши новички, выполняя греблю на отрезках разной длины на гребном тренажере, прошли в сумме от 3,5 км до 5 км.

Результаты контрольных испытаний - гребля на дистанции 500 метров на гребном тренажере «Concept -2» показали рост подготовленности занимающихся, что дает основание полагать, что такие нагрузки для начинающих юношей приемлемы. Средняя скорость на дистанции 500 метров выросла с 2.0І.0 мин до L4S.9 мин. Полученные данные приведены на графике № І.

В группе второго года обучения, начиная с первого тренировочного микроцикла, последовательно решались все задачи, поставленные на этом этапе подготовки. Микроциклы с І по 4 номера были направлены на развитие общей и специальной выносливости посредством гребли на гребном тренажере. Для чего использовалось прохождение дистанции 3-4 км с ЧСС во время работы до Іб0 ударов в минуту. Начиналось прохождение с одного отрезка, затем, по мере роста тренированности спортсменов количество отрезков увеличивалось до 2-3 прохождений с интервалом активного отдыха в І5-20 минут, который заполнялся спокойной греблей в бассейне или выполнением упражнений для мышц брюшного пресса, упражнениями на расслабление и растягивание. Частота сердечных сокращений во время работы и восстановления фиксировалась с помощью пульсометра «Sigma Sport». Восстановление пульса происходило на 3-5 минуте после прохождения отрезка. При таких тренировках происходило параллельно с развитием выносливости отработка темпа гребли, который соответствовал гоночному темпу гребли в основной лодке на длинную дистанцию.

Для отработки мощности проводки и развития скоростно-силовых способностей применялись отрезки от 250 метров до 750 метров, после прохождения которых ЧСС достигала до 172-186 ударов в минуту, но через 2-3 минуты отдыха снижалась до 114-120 ударов в минуту. За период тренировок с сентября по конец декабря юноши второй группы в сумме выполнили греблю на коротких отрезках от 10 до 12 км.

Анализ полученных данных показал, что в повторных тренировках стабильная скорость на коротких отрезках при гребле на «Concept -2» сохранялась при суммарном их прохождении 1500-2000 метров.

Самочувствие спортсменов по окончанию занятий было удовлетворительное. Об этом свидетельствует достигнутое полное восстановление работоспособности и функционального состояния через сутки. Нам представляется, что гребцы 14-15 лет успешно справляются с подобными нагрузками при гребле на гребном тренажере. Показатели изменения средней скорости на отрезке 500 метров в группе второго года обучения возросли с 1.41.1 мин. до 1.35.9 мин. Данные представлены в графике № 2.

После нагрузки скоростно-силовой направленности на следующей тренировке юноши выполняли аэробную работу восстановительного характера (бег, гребля, лыжи). Гребля на отрезках проводилась один раз в недельном микроцикле.

Педагогические наблюдения показали, что при повторном прохождении отрезков 250-500 метров стабильность результатов сохраняется при прохождении юношами суммарного объема 1500 -2000 метров. Адекватность подобной нагрузки, подготовленность организма занимающегося подтверждают характер изменений и продолжительность функциональных сдвигов. При прохождении суммарного объема более 2000 метров с максимальной интенсивностью юноши показывают результаты с тенденцией к снижению скорости гребли и мощности гребка, у них нарушается координация движений в технике гребли. При этом с падением скорости гребли у юношей появляются признаки резкого утомления: повышается артериальное давление до значительных величин, возникает чувство подташнивания, головокружение. Все это свидетельствует о недостаточной подготовленности юношей 14-15 лет к подобной нагрузке. Характер изменений и продолжительность функциональных сдвигов также указывает на неадекватность тренировочных нагрузок к большим объемам скоростно-силовой работы максимальной интенсивности. Поэтому допустимый объем скоростно-силовой работы на гребном тренажере «Concept -2» для указанного возраста следует считать порядка 2000 метров в суммарном объеме.

Положительным моментом использования гребных тренажеров в подготовке юношей является «динамическое соответствие», которое включает основные принципы: амплитуда и направление движения, величина динамического усилия, быстрота проявления максимума усилий, режим работы мышц соответствуют основному двигательному действию (В. Г. Никитушкин, И. С. Епищев, 2004).

Литература

1. Александров, И.И. Исследование особенности адаптации организма юных спортсменов к напряженной мышечной деятельности на основе показа-

телей энергетического обмена / И.И. Александров, Ю.К. Лукашук, Э.Г. Усо-скин, Н.Н. Шишкин, Л.А. Егоренко, С.Л. Кузнецова, Н.Н Литвинова / «Механизмы адаптации спортсменов к специфической мышечной деятельности» //Сборник трудов сектора физиологии - Л.: Ленинградский научно-

исследовательский институт физической культуры, 1976. - С. 16-24.

2. Алексеенко, Э.М. Сила, техника, скорость / Э.М. Алексеенко // Гребной спорт в России -М.: 1998.- N 1.- С. 22-23.

3. Беленков, А.Г. Выносливость / А.Г. Беленков // Гребной спорт в России -М.: 1998. - N 1. - С. 18-20.

4. Дунаев, А.Ф. Анализ и оценка тренировочных нагрузок в академической гребле /А.Ф. Дунаев: Сб. науч. тр. / ЛНИИФК Методика и техника подготовки гребцов. - Л.: 1978. - С.123.

5. Егоренко, Л.А. Исследования переносимости тренировочных нагрузок юношами 15-17 лет в академической гребле / Л.А. Егоренко Л.А. Е.С. Ульрих / Сборник научных трудов. Методика и техника подготовки гребцов. -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1978. - С. 10-16.

6. Егоренко, Л.А. Исследование подготовки юношей гребцов в условиях общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля / Л.А. Егоренко Автореферат. дисс. канд. пед. наук. - Л.: 1978. - 24 с.

7. Кирсанов, В.А. Техника и биомеханика академической гребли / В.А. Кирсанов, В.В. Клешнев - Спб: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 45 с.

8. Прогнозирование изменения состояния гребцов // Гребной спорт. Ежегодник, 1986. - с. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.