Рис.1 Примеры логических связей тем, изучаемых в курсе правоведения с другими учебными дисциплинами
И задача формирования правосознания студента в течение всего периода обучения в вузе физической культуры состоит в построении образовательной кривой, проходящей через все указанные дисциплины. Выделение в курсах этих дисциплин модулей, содержащих темы права, закрепление за ними определенного количества кредитов, прописанных в данной учебной дисциплине и формирование на их основе общего УМК.
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ-НОВИЧКОВ (13-15 ЛЕТ) В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ
Л.А. Егоренко, Л. Я. Андреева
Одной из наиболее актуальных тем спорта в настоящее время является подготовка резерва. Исследования в области спортивной подготовки детей и юношества названы приоритетным направлением в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовки согласно Постановлению проблемного совета по физической культуре Российской Академии образования (Ю.Д. Железняк, П. К. Петров, 2002).
Подбор тренировочных средств и методов, соответствующих подготовленности юношей в академической гребле, рациональное построение тренировочных занятий, знание особенностей и закономерностей в подготовке, имеют существенное значение в воспитании гребцов-академистов.
Академическая гребля относится к циклическим видам спорта, для которых характерно значительное проявление выносливости и скоростно-силовых
способностей. Комплексное развитие этих способностей требует применения широкого круга средств и методов подготовки. При этом многие вопросы по развитию основных физических способностей у юных гребцов еще недостаточно полно изучены, требуют научного обоснования, особенно в современных условиях.
Последние годы подчеркивается необходимость увеличения главным образом объемов, а не интенсивности тренировочных нагрузок при занятиях с юношами, в том числе по силовой подготовке (С. П. Семенов, 1980; В. Г. Ни-китушкин, И. С. Епишев, 2004). Рекомендуется через выносливость «идти» к развитию других физических качеств.
Однако не всегда принимается во внимание, что возраст 13-15 лет благоприятен не только для развития аэробных способностей, но и быстроты, гибкости, ловкости, координации движений. Оптимальное соотношение компонентов физической подготовки необходимо считать фактором повышения тренированности новичков. Учитывая актуальность данного вопроса целью нашего исследования является - изучение системы физической подготовки юношей-новичков в академической гребле.
Большинство работ по вопросам юношеского спорта, рассматривающих подготовку и обучение гребцов - академистов, выполнены достаточно давно (А.Ф. Дунаев 1973; Г.А. Гущин 1973; Л.И. Иванов, 1976; Л.А. Егоренко 1978; С.П. Семенов, 1980 и другие). В вопросе оптимального содержания отдельных сторон подготовки начинающего спортсмена одни специалисты указывают на необходимость уже на первом году занятий добиваться четкого выполнения отдельных элементов техники, соблюдая правильную форму движений, другие придерживаются иного мнения и связывают эффективность начальной подготовки не с правильностью формы движений, а с количеством приобретенных самых разнообразных двигательных умений и навыков, с развитием физических способностей.
Требует конкретизации представления о начальной физической подготовке в академической гребле у юношей. Необходимо уточнить возможность развития выносливости в сочетании со скоростной подготовкой. Одни специалисты указывают на целесообразность развития на первых этапах многолетнего совершенствования выносливости в основном аэробного характера, при чем некоторые подчеркивают, что стайерская специализация в юном возрасте -предпосылка последующих успехов и в спринте. Другие же, напротив, считают, что большой объем длительной равномерной работы исключает изначальную ценность детского спорта - удовлетворять потребность в движениях в эмоционально окрашенной форме.
В работах некоторых авторов по гребному спорту (А. Ф. Дунаев, 1973, С. Е. Дьяков, 1973, В. П. Филин, 1982) отмечается, что выносливость достигает максимальных темпов роста в старшем школьном возрасте, и они рекомендуют (не через скорость к выносливости, а через выносливость к скорости и воспитанию других качеств). Анализ опыта работы тренеров показал, что в практике подготовки юных гребцов в настоящее время применяются достаточно большие объемы тренировочных нагрузок. Например, данные, полученные С. П. Семеновым по объемам тренировочных нагрузок, выполняемых юношами, занимающимися академической греблей, отражают объемы работы начинаю-
щих спортсменов по общефизической и специальной подготовке и количество скоростной гребли. Полученные С. П. Семеновым данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры тренировочных нагрузок у гребцов 12-13 лет. (Семенов С. П., 1980)
Параметры тренировочных нагрузок Пер- вая груп- па Первая группа Прирост в % Вторая группа Вто- рая груп- па Прирост в процентах
Возраст 12 13 % 12 13 %
Количество трен. дней 224 230 2,64 228 241 5,54
Количество занятий 242 267 9,82 270 306 12,50
Количество часов всего 627 748 17,33 740 917 21,36
В т. ч. по ОФП т. ч. СФП 359 268 412 337 13,74 22,8 380 360 437 480 13,95 28,57
Общий объем гребли в км 1072 1340 22,22 1620 2630 47,52
В т. ч. в скоростной гребле в км 204 308 40,62 304 673 75,53
Среднее кол-во км за час гребли (км-час) 5,33 5,30 0,56 6,00 7,30 19,53
Соотношение сред-в СФП и ОФП (в %) 42.70 -57.30 45.00 -35.00 - 48.65 -51.35 52.35 -47.65 -
Существенен вопрос о соразмерности развития физических качеств. А. В. Обухов (1985) считает необходимым одновременно развивать разные физические качества на всех этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства. Вполне обоснованы и рекомендации учитывать сенситивность детского и подросткового возраста для развития гибкости, быстроты и координационных способностей и именно им и необходимо уделять особое внимание. Н.Ж. Булгакова (1986) подчеркивает, что наступление сенситивного периода являются сигналом для аккордного применения тренировочной работы, направленной на развитие наиболее «благоприятных» качеств.
Особенностью планирования отдельных занятий на первом этапе многолетнего совершенствования является их комплексность, в большей степени соответствующая психическим и функциональным особенностям детей. Опыт работы с начинающими спортсменами показывает, что комплексные тренировки способствуют развитию практически всех физических способностей. Особенно они эффективны при развитии скоростно-силовых качеств.
Не полностью разработан вопрос о структуре годичной тренировки юных гребцов. В соответствии с хрестоматийным подходом выделяются: под-
готовительный, соревновательный и переходный периоды. Однако такая классическая схема «работает» лишь на определенном отрезке многолетней подготовки. Авторы Т. В. Михайлова и А. Н. Беркутов (2004) в примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ справедливо указывают на то, что в соответствии с общими задачами для групп начальной подготовки в академической гребле (12-13 лет) соревновательный период в годичном цикле не выделяется.
На наш взгляд, важным представляется развитие у начинающих гребцов 13-15 лет гибкости и подвижности в суставах, которые зависят от тренировочных нагрузок при сочетании силового и стретчингового порядка. Под подвижностью понимается амплитуда движения в одном суставе (В.П. Губа, 2003). Активная подвижность достигает самых высоких показателей для сустава независимо от соматического варианта развития подростка. Вопросы, касающиеся развития подвижности у юношей, специализирующих в академической гребле, и ее влияние на овладение техникой гребли практически не изучались.
При анализе специальной литературы по вопросу подготовки юношей в академической гребле выявлены общие закономерности: постепенно повышать нагрузки в тренировочном процессе юных гребцов, не форсировать нагрузки, развивать аэробные возможности организма, закладывать фундамент физической и технической подготовленности, использовать широкий круг средств для развития основных двигательных умений и навыков.
Рассмотренные в данной работе исследования по гребле академической проводились 20-25 лет тому назад, были эффективны, своевременны и не вызывают сомнений, однако сегодня одни положения требуют уточнения, дополнения, другие - новых исследований, новых подходов: ведь в спорте произошли перемены, тем более, что речь идет о юношеском возрасте.
Для дальнейшего исследования представляют интерес следующие проблемы в подготовке юношей:
1. Возрастное развитие физических способностей юных гребцов и соответствие возрастных особенностей развития физических качеств гребцов в сравнении с рекомендациями, оптимальными сроками формирования этих качеств у детей согласно положениям возрастной физиологии.
2. Определение допустимых объемов тренировочных нагрузок для начинающих спортсменов 13-15 лет.
3. Поиск новых путей воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, их оптимизация и совершенствование в условиях тренировок в настоящее время.
Практическое использование полученных результатов в ходе будущих исследований по развитию подвижности суставов у юных гребцов, поиску оптимизации путей воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, позволит с новых позиций подходить к построению тренировочных программ и режимов соревнований спортсменов младшей и старшей возрастных групп в академической гребле.
Литература
1. Агеев Ш.К. Исследование периодических изменений специальных фи-
зических качеств гребцов./ Сборник научных трудов. Актуальные проблемы спортивной тренировки. -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1979. с. 57-60.
2. Академическая гребля. / Под общей редакцией доктора Эрнеста Хер-бергера.- М.: Физкультура и спорт, 1979. 182 с.
3. Александров И. И., Лукашук Ю. К., Усоскин Э. Г., Шишкин Н. Н., Егоренко Л. А., Кузнецова С. Л., Литвинова Н. Н. Исследование особенности адаптации организма юных спортсменов к напряженной мышечной деятельности на основе показателей энергетического обмена. / Сборник “Механизмы адаптации спортсменов к специфической мышечной деятельности”. (Сборник трудов сектора физиологии). -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1976. с. 16-24.
4. Алексеенко Э. М. Сила, техника, скорость. Статья. Журнал “Гребной спорт в России”. -М,1998. N 1. с. 22-23.
5. Алешин В. С. Тренировки и планирование в академической гребле. / Методическое пособие. - М.: Советский спорт, 1989. 89 с.
6. Беленков А. Г. Выносливость. Статья в журнале “Гребной спорт в России”. -М, 1998. N 1. с. 18-20.
7. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 191 с.
8. Гребной спорт./ Под общей редакцией Емчука И. Т. - М.: Физкультура и спорт, 1976. с. 203-215.
9. Губа В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта// Теория и практика физической культуры. - 2000. - N 9. -с. 28-31.
10. Дунаев А. Ф. Анализ и оценка тренировочных нагрузок в академической гребле : Сб. науч. тр. / ЛНИИФК Методика и техника подготовки гребцов. - Л., 1978. - с.123.
11. Егоренко Л. А. Ульрих Е. С. Исследования переносимости тренировочных нагрузок юношами 15-17 лет в академической гребле. / Сборник научных трудов. Методика и техника подготовки гребцов. -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1978. с. 10-16.
12. Егоренко Л. А. Исследование подготовки юношей гребцов в условиях общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля. Автореферат. Диссертация к. п. н. - Л, 1978. 24 с.
13. Жмарев Н. В. Тренировка гребцов. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
111 с.
14. Картошкин Ю. В. Воробьев А. А. Селуянов В. Н. Статья “Контроль функциональной подготовленности. / Сборник. - М.: Журнал “Гребной спорт в России”, 2000. N 3. с. 31-32.
15. Кирсанов В. А. Клешнев В. В. Техника и биомеханика академической гребли. - Спб: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1996. 45 с.
16. Клешнев В. В. Эпштейн А. М. Особенности гребли на эргометрах и их значение
17. Прогнозирование изменения состояния гребцов. Гребной спорт. Ежегодник, 1986. с. 41.
18. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ и школ высшего спортивного мастерства. Гребля академическая, Москва, 2004.
19. Сема А. А. Исследование средств специальной силовой подготовки
гребцов в подготовительном периоде. / Сборник научных трудов. Актуальные проблемы спортивной тренировки. - Л.: Ленинградский научно-
исследовательский институт физической культуры, 1979. с. 64-68.
20. Ширковец Е. А. и Сасс А. Г. Классификация тренировочных нагрузок в академической гребле. Ежегодник “Гребной спорт”.- М.: Физкультура и спорт, 1975 с. 29-31.
ПЛАВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
А.И.Крылов, С.В.Кононов
Совершенно очевидно, что плавание - это важный и необходимый двигательный навык, и каждый человек должен уметь плавать. Для того чтобы научиться относительно свободно и безопасно чувствовать себя в воде не нужно обладать особыми способностями. Но, тем не менее, большое количество несчастных случаев с детьми школьно возраста ежегодно происходит из-за того, что пострадавшие не умели плавать. Эта проблема стала сегодня настолько актуальной, что нашла свое отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где в ст. 15 п. 5. указано, что Органы исполнительной власти различных уровней в области образования и здравоохранения, а также руководители дошкольных и других образовательных учреждений должны обеспечить высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создать условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать.
В связи с этим, массовому обучению плаванию в нашей стране уделяется большое внимание. Плавание включено в школьную программу по физическому воспитанию и как обязательный раздел спортивно-массовой работы в летних спортивно-оздоровительных лагерях для школьников и подростков. Особое место плавание занимает в системе физического воспитания обучающихся средних и высших профессиональных учебных заведений как вид специальной прикладной физической подготовки.
Но вместе с тем, нельзя рассматривать обучение навыкам держаться на воде и преодолевать вплавь необходимые для спасения жизни расстояния как одну из главных задач школьной программы, потому что плавание является мощным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Тем более что плавание как спорт наиболее соответствует детскому возрасту. Дети в возрасте 7-9 лет хорошо осваивают технику спортивных способов плавания и могут принимать участие в различных детских соревнованиях. В большей степени это объясняется возрастными анатомофизиологическими особенностями детей и подростков, которые могут проявляться наилучшим образом в специфических условиях водной среды.
Гибкость и подвижность в суставах позволяет ребятам быстрее осваивать технику спортивных способов плавания, причем техника эта наиболее