Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ В СТРАНАХ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ В СТРАНАХ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧИТЕЛЯ / ЭТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Наталия Александровна, Новокрещенов Илья Владимирович, Камка Светлана Васильевна, Николенко Ольга Игоревна

В статье представлены результаты исследования профессиональных стандартов учителей, стабильно демонстрирующих высокие показатели согласно результатам PISA, в таких странах, как Китай (Шанхай), Сингапур, Канада (Онтарио), Финляндия, Англия и Новая Зеландия. В целях поиска ответа на вопрос, что делает профессиональные стандарты действующим инструментом развития профессионального мастерства педагогов, изучались практики разработки, реализации и развития профессиональных стандартов учителя. Исследование включало анализ, сопоставление и выявление общих и уникальных особенностей профессиональных стандартов учителей стран-лидеров, а также методических материалов, рекомендаций и документов, представленных в открытом доступе на сайтах министерств (департаментов) образования и высших учебных заведений названных стран. Для изучения опыта применения профессиональных стандартов были рассмотрены аналитические отчеты, доклады, информационные бюллетени и методические материалы, опубликованные международными организациями по тематике профессиональных стандартов в образовании и профессионального развития педагогов - Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Национальный центр образования и экономики, McKinsey & Company, SEAMEO INNOTECH, Научно-исследовательский институт международного и сравнительного образования, экономический форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». В результате исследования были определены характерные подходы к разработке профессиональных стандартов, позволяющих применять их как механизм для решения задач образовательной политики страны (территории); повышения статуса учителя и престижа профессии; карьерного и профессионального роста учителя; формирования системы оценки профессионального развития учителя; формирования этических норм профессии. Результаты и выводы проведенного исследования могут явиться основой для развития профессиональных стандартов в образовании и моделирования системы учительского роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Наталия Александровна, Новокрещенов Илья Владимирович, Камка Светлана Васильевна, Николенко Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF APPLICATION OF THE TEACHER PROFESSIONAL STANDARD IN COUNTRIES WITH HIGH INDICATORS OF EDUCATION QUALITY

This article presents the results of a study of teachers' professional standards in countries that consistently perform well according to PISA results, including China (Shanghai), Singapore, Canada (Ontario), Finland, England, and New Zealand. In order to find an answer to the question of what makes professional standards a development instrument of teachers' professional skills, practices of design, implementation, and development of teachers' professional standards were studied. The study included an analysis, comparison, and identification of common and unique features of professional standards for teachers in the leading countries, as well as methodological materials, recommendations, and documents publicly available on the websites of ministries (departments) of education and higher education institutions of the countries studied. Analytical reports, reports, newsletters and methodological materials published by international organizations on professional standards in education and professional development of teachers - World Bank, Organization for Economic Cooperation and Development, National Center for Education and Economics, McKinsey & Company, SEAMEO INNOTECH, Research Institute of International and Comparative Education, Economic Forum "Asia-Pacific Economic Cooperation" were reviewed to study the experience of applying professional standards. The study identified characteristic approaches to the development of professional standards, which allow its application as a mechanism for solving the problems of educational policy of the country (territory); increasing the teacher’s status of and the prestige of the profession; teacher’s career and professional growth; formation of a system for evaluating the teacher’s professional development; formation of ethical standards of the profession. The results and conclusions of the study can be the basis for the development of professional standards in education and modeling the system of teacher growth.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ В СТРАНАХ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ»

Человек и образование. 2022. №1. С. 19-32.

Научная статья УДК 371.13

doi: 10.54884/S181570410019957-7

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ В СТРАНАХ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

Наталия Александровна Киселева1, Илья Владимирович Новокрещенов2, Светлана Васильевна Камка3*, Ольга Игоревна Николенко4.

1 2 Департамент образования и науки города Москвы, Москва, Россия

3,4 Корпоративный университет московского образования, Москва, Россия

1 KiselevaNA@mos.ru, https://orcid.org/0000-0001-7139-0665

2 NovokreschenovIV@mos.ru, https://orcid.org/0000-0003-3624-6515

3 * KamkaSV@mioo.ru, https://orcid.org/0000-0001-7575-0875

4NikolenkoOI@mioo.ru, https://orcid.org/0000-0002-4503-1711

Аннотация. В статье представлены результаты исследования профессиональных стандартов учителей, стабильно демонстрирующих высокие показатели согласно результатам PISA, в таких странах, как Китай (Шанхай), Сингапур, Канада (Онтарио), Финляндия, Англия и Новая Зеландия. В целях поиска ответа на вопрос, что делает профессиональные стандарты действующим инструментом развития профессионального мастерства педагогов, изучались практики разработки, реализации и развития профессиональных стандартов учителя. Исследование включало анализ, сопоставление и выявление общих и уникальных особенностей профессиональных стандартов учителей стран-лидеров, а также методических материалов, рекомендаций и документов, представленных в открытом доступе на сайтах министерств (департаментов) образования и высших учебных заведений названных стран. Для изучения опыта применения профессиональных стандартов были рассмотрены аналитические отчеты, доклады, информационные бюллетени и методические материалы, опубликованные международными организациями по тематике профессиональных стандартов в образовании и профессионального развития педагогов - Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Национальный центр образования и экономики, McKinsey & Company, SEAMEO INNOTECH, Научно-исследовательский институт международного и сравнительного образования, экономический форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». В результате исследования были определены характерные подходы к разработке профессиональных стандартов, позволяющих применять их как механизм для решения задач образовательной политики страны (территории); повышения статуса учителя и престижа профессии; карьерного и профессионального роста учителя; формирования системы оценки профессионального развития учителя; формирования этических норм профессии. Результаты и выводы проведенного исследования могут явиться основой для развития профессиональных стандартов в образовании и моделирования системы учительского роста. Ключевые слова: профессиональные стандарты учителя, этический стандарт учителя, развитие профессионального мастерства, система учительского роста, карьерный рост, корпоративная культура.

Для цитирования: Киселева Н.А., Новокрещенов И.В., Камка С.В., Николенко О.И. Сравнительный анализ применения профессионального стандарта учителя в странах с высокими показателями по качеству образования // Человек и образование. 2022.№ 1. с.19-32. http://dx.doi.org/ http:// dx.doi.0rg/10.54884/S181570410019957-7

Original article

COMPARATIVE ANALYSIS OF APPLICATION OF THE TEACHER PROFESSIONAL STANDARD IN COUNTRIES WITH HIGH INDICATORS OF EDUCATION QUALITY

Natalia A. Kiseleva1, Ilya V. Novokreschenov2, Svetlana V. Kamka3 *, Olga I. Nikolenko4

1 2Moscow Department of Education and Science, Moscow, Russia 3,4 Corporate University of Moscow Education, Moscow, Russia 1 KiselevaNA@mos.ru, https://orcid.org/0000-0001-7139-0665 2NovokreschenovIV@mos.ru, https://orcid.org/0000-0003-3624-6515 3* KamkaSV@mioo.ru, https://orcid.org/0000-0001-7575-0875 4NikolenkoOI@mioo.ru, https://orcid.org/0000-0002-4503-1711

Abstract. This article presents the results of a study of teachers' professional standards in countries that consistently perform well according to PISA results, including China (Shanghai), Singapore, Canada (Ontario), Finland, England, and New Zealand. In order to find an answer to the question of what makes professional standards a development instrument of teachers' professional skills, practices of design, implementation, and development of teachers' professional standards were studied. The study included an analysis, comparison, and identification of common and unique features of professional standards for teachers in the leading countries, as well as methodological materials, recommendations, and documents publicly available on the websites of ministries (departments) of education and higher education institutions of the countries studied. Analytical reports, reports, newsletters and methodological materials published by international organizations on professional standards in education and professional development of teachers - World Bank, Organization for Economic Cooperation and Development, National Center for Education and Economics, McKinsey & Company, SEAMEO INNOTECH, Research Institute of International and Comparative Education, Economic Forum «Asia-Pacific Economic Cooperation» were reviewed to study the experience of applying professional standards. The study identified characteristic approaches to the development of professional standards, which allow its application as a mechanism for solving the problems of educational policy of the country (territory); increasing the teacher's status of and the prestige of the profession; teacher's career and professional growth; formation of a system for evaluating the teacher's professional development; formation of ethical standards of the profession. The results and conclusions of the study can be the basis for the development of professional standards in education and modeling the system of teacher growth.

Key words: professional standards for teachers, ethical standards for teachers, development of professional skills, teacher development system, career development, corporate culture. For citation: Kiseleva N.A., Novokreschenov I.V., Kamka S. V., Nikolenko O.I. Comparative analysis of application of the teacher professional standard in countries with high indicators of education quality// Man and education. 2022; (1): pp.19-32. (In Russ). http://dx.doi.org/ 10.54884/S181570410019957-7

Введение. В отчете McKinsey, посвященном анализу лучших систем школьного образования мира, была использована широко цитируемая впоследствии фраза: «Качество системы образования не может превышать качество ее учителей» [1]. Так, повышение качества преподавания было принято как основополагающий принцип развития образовательных систем. В фокусе внимания стран-участниц исследования PISA также находится влияние качественного преподавания на улучшение образовательных результатов детей. Как следствие, особое значение придается стандарту учителя, как

документу, регулирующему профессиональную деятельность педагогов. В СМИ и профессиональном сообществе продолжаются дискуссии о роли стандартов для учителей. С одной стороны, обсуждается их необходимость, с другой - наблюдается нехватка эмпирических доказательств того, что они действительно повышают качество преподавания.

Вместе с тем все чаще стандарты рассматриваются как значимый фактор повышения качества преподавания и, как следствие, результатов обучения детей. Исследователи Л. Дарлинг-Хаммонд, Дж. Хэтти, Л. Ингварсон

и К. Роу [2, 3, 4, 5, 6] утверждают, что повышение качества преподавания необходимо для улучшения результатов обучения. Так, ряд исследователей выявили общие черты стран с самыми высокими результатами, оказалось, что успех в PISA связан в том числе и со строгой политикой в отношении найма, развития и удержания высококвалифицированных учителей [1, 5, 7]. Повышенный интерес к обозначенным вопросам, касающимся уровня профессионализма учителей, высококачественного преподавания, а также определения его показателей и индикаторов, послужил импульсом к разработке данного исследования.

Результаты исследования. Профессиональный стандарт как механизм решения задач образовательной политики страны (территории).

Обзор профессиональных стандартов показал, что практика разработки и применения стандартов разнится от страны к стране. Например, в Финляндии стандарт учителей отсутствует как таковой, а у постоянных лидеров рейтинга PISA Шанхая и Сингапура стандарты представлены не в виде нормативного документа со сводом требований и набором компетенций, а в виде комплексных систем. В Англии и Новой Зеландии приняты профессиональные стандарты на национальном уровне, в то время как в Канаде каждая провинция самостоятельно разрабатывает стандарты в соответствии с особенностями и задачами своей территории.

В Шанхае, стабильно занимающем лидерские позиции в PISA, еще в 1980-х годах была разработана система учительского роста, определяющая требования к учителю, его профессиональному развитию, преподавательской деятельности и оцениванию. Принципом реформирования системы стало понимание того, что ключом к высокой успеваемости для шанхайских учеников были первоклассные учителя, организованные и поддерживаемые таким образом, чтобы побуждать их становиться лучше и лучше в своей работе. Учителя Шанхая находятся в иерархической системе профессиональных уровней, представленной в

виде карьерной лестницы, состоящей из 13 уровней: начальный (11-13 уровни), средний (8-10 уровни), старший (1-7 уровни); на старшем уровне учитель может преподавать в университете (1-4 - профессор, 5-7 -доцент) [8]. По мере продвижения вверх по лестнице наращиваются требуемые компетенции, а учителя несут все большую ответственность, например, выступая в качестве наставников для других учителей. Переход с одного уровня на другой не является автоматическим, а определяется выдающейся практикой.

Похожая система применяется другим лидером PISA - Сингапуром, она также управляет профессиональным развитием учителя, определяет необходимые знания, навыки и компетенции. Система компетенций была разработана межправительственной организацией министерств образования стран Юго-Восточной Азии SEAMEO. Так, например, учителя в Сингапуре должны демонстрировать владение предметом, аналитическое мышление, инициативность и творческий подход к преподаванию. Но стоит отметить, что набор профессиональных стандартов Сингапура, применяемых к учителям, не закреплен национальным правительством в законе, кроме того, данная система характеризуется высоким уровнем динамичности. Отличительной особенностью модели Сингапура в сравнении с Шанхаем является векторное развитие учителей. В Китае педагоги развиваются по единой траектории - от начального уровня к старшему, хотя далеко не каждый учитель достигает высшего уровня, например, высочайшее звание «Мастер-преподаватель», считающееся исключительной честью, получает 0,1% учителей. В Сингапуре же педагог растет и развивается в одном из трех векторов: учитель (педагогическая деятельность), лидер (управленческая деятельность) или специалист (работа в министерстве).

В отличие от Сингапура, в Англии стандарты установлены на национальном уровне и связаны с законами об образовании. Введение профессионального стандарта в Англии было призвано установить и обеспе-

чить минимальный стандарт преподавания и профессионального поведения педагога -зафиксировать уровень сформированности необходимых компетенций и требования к организации его профессиональной подготовки. Стандарты используются в основном для оценки работы учителей, а также применяются при рассмотрении дел о серьезных нарушениях.

Дж. Сакс разделяет стандарты на регулятивные, направленные на стандартизацию профессиональной практики и основанные на контроле и строгой подотчетности, и развивающие стандарты, которые направлены на развитие профессионального суждения учителя на индивидуальном уровне и непрерывное совершенствование в профессии [9]. Изучая профессиональный стандарт Англии, К. Колл выявила, что его особенностью является смешанный подход: соединение регулятивного и развивающего стандарта [10]. Такой подход позволил создать стандарт, на основе которого каждый учитель может разработать карту для собственного развития, нацеленного на непрерывное совершенствование педагогической практики.

Подобный подход наблюдается также и в Новой Зеландии. В 2006 году страна приняла набор стандартов преподавания, которые учителя должны уметь использовать в своей практике и подтверждать их соблюдение, чтобы «защитить качество преподавания в Новой Зеландии» [11]. Стандарты учителя специально разработаны так, чтобы каждый педагог мог применять их в соответствии с контекстом, в котором он работает. Особенное значение придается социально-культурному контексту страны, а в стандартах ряд принципов и ценностей сформулирован терминологией языка маори, имеющей приблизительное толкование на английском языке. К примеру, учитель должен демонстрировать приверженность принципам ШапдаШа whenuatanga (что обозначает педагогический процесс, ориен-

тированный на аутентичный учебный контекст с его естественным и социально-культурным окружением) и партнерства в рамках Те ИгШ о ШагШапд! (Договор Вай-танги) в учебной среде.

В Канаде отсутствует стандарт учителя на национальном уровне, каждая провинция самостоятельно устанавливает профессиональные стандарты и ориентируется на социальные, культурные, этнографические и экономические потребности и условия территории. В Онтарио, провинции с наиболее высокими и стабильными образовательными результатами, профессиональные стандарты представляют собой рамки принципов, которые описывают знания, навыки и ценности, присущие профессии учителя. Важнейшей целью стандартов является объединение учителей в сообщество, которое разделяет единое видение, язык и понимание учительской профессии.

Совершенно иной принцип в отношении стандартизации наблюдается в Финляндии, где присутствует более мягкий и творческий подход в отличие от других стран. Финские учителя считаются профессионалами, независимыми и полностью ответственными за свою работу в классе, в связи с этим им не предъявляются требования, и не предусмотрен контроль. Жесткий отбор в университет (специальный экзамен для абитуриентов педагогических вузов), высокий уровень подготовки во время учебы и обязательное наличие степени магистра позволяют сделать кандидатов на должность учителя сильнейшими профессионалами.

Таким образом, отправной точкой при разработке профессионального стандарта всегда является контекст страны или ее региона. Например, модель стремительно развившегося менее чем за полвека Сингапура отличается динамичностью и адаптивностью; не менее динамичный Шанхай также представил гибкую модель и закрепляет за учителями их высочайший статус. В Канаде и Новой Зеландии важное значение имеют

1 Договор Вайтанги является одним из определяющих документов социального устройства страны, он не вносит законодательные указания, но представляет собой изложение принципов создания национального государства.

национальные и социально-культурные особенности, а в Финляндии - независимость и свобода учителей.

Введение профессиональных стандартов обусловлено решением определенных задач страны или региона. Лидерам Шанхаю и Сингапуру было важно выстроить систему, благодаря которой учителя могут непрерывно развиваться в профессии, что рассматривается как ключ к эффективному и первоклассному преподаванию. Первостепенной задачей стандарта Англии стало установление необходимого уровня, которого должны придерживаться в своей практике педагоги. Формирование профессионального сообщества, объединенного едиными ценностями и видением профессии, легло в основу разработки стандарта учителя Онтарио (Канада). Для Новой Зеландии приоритетом стало уважение и поддержание культурного наследия и разнообразия страны.

Профессиональный стандарт как механизм повышения статуса учителя и престижа профессии.

Во многих странах статус учителя не слишком высок и часто становится темой повестки дня в политике и СМИ. Профессия учителя не является привлекательной для молодых людей, в том числе для выпускников педагогических вузов. В ряде стран профессиональные стандарты были разработаны именно для решения данной проблемы - повысить статус учителя. Так, задачей предположительно первого органа, давшего начало движению профессиональных стандартов в образовании, - Национальной комиссии по педагогическому образованию и профессиональным стандартам США (основана в 1946 г.) - было повышение статуса преподавания до уровня профессии [10].

Внедрение стандартов в Англии, Онтарио и Новой Зеландии было обусловлено не только тем, чтобы задать высокий уровень педагогической практики учителя, но и поддержкой доверия общества к педагогической профессии. Разработка английского

профессионального стандарта базировалась на понимании того, что ничто не влияет на успеваемость детей так, как качество преподавания, и именно учителя несут ответственность за работу в классе и достижение образовательных результатов. Английский стандарт является гарантом того, что у каждого ребенка есть доступ к качественному преподаванию, а учитель действует в интересах своих учеников.

Стандарты Новой Зеландии дают целостное описание того, что представляет собой высококачественная педагогическая практика, и что значит быть учителем в своей страны. В Новой Зеландии статус учителя поддерживается пониманием того, какой он вносит вклад в развитие государства, помогая детям реализовать свой потенциал и готовя их к будущему. В профессиональном стандарте отражены не только ожидания относительно профессионализма учителя, но и его ответственность перед whanau2 и обществом.

Профессиональный стандарт Онтарио также опирается на ценностно-смысловые установки педагогической профессии. Созданный в 1997 г. Колледж учителей Онтарио позволил объединить педагогическое сообщество и сделать профессию учителя саморегулируемой. Учителя провинции пользуются доверием учеников, родителей, партнеров и общества, так как Колледж учителей гарантирует, что все учителя Онтарио являются высокообразованными профессионалами, которые руководствуются в своей ежедневной практике профессиональными стандартами.

В странах Азии учителя традиционно имеют высокий статус в обществе, поэтому введение стандарта скорее закрепляет эту роль и в большей степени определяет этапы профессионального развития учителя на основе принципов непрерывности. В Шанхае и Сингапуре система учительского роста мотивирует учителя постоянно двигаться вверх, развивать свой профессионализм и осваивать новые роли.

2 Расширенная семья (досл.), основная экономическая единица традиционного общества маори, может включать членов, не имеющих родственных связей.

В Англии, Канаде, Новой Зеландии в стандартах закреплены четко сформулированные требования, определяющие необходимый минимум; в Шанхае и Сингапуре представлены системы учительского роста, отличающиеся достаточной гибкостью и позволяющие учителю выбирать персональную траекторию в зависимости от уровня и выбранного вектора развития.

Профессиональный стандарт как механизм карьерного и профессионального роста учителя.

Профессиональные стандарты для учителей разрабатываются и внедряются в различных формах (как уже упоминалось ранее, в Шанхае и Сингапуре нет стандартов в привычном их понимании, они представлены в виде систем, направленных на рост, оценку и поощрение педагогов).

Шанхайская модель учительского роста представлена тремя компонентами: обучение, аттестация, профессиональный и карьерный рост - где каждый компонент усиливает другие. Непрерывное обучение позволяет наращивать знания и компетенции и двигаться вверх по карьерной лестнице; система аттестации направлена на оценку и поощрение работы учителя на каждом этапе; карьерная лестница направляет и мотивирует педагога в его развитии.

Применяемая в Сингапуре Расширенная система управления эффективностью Enhanced Performance Management System (EPMS) также представляет собой комплексную систему, включающую профессиональное развитие (и его планирование), оценку и мониторинг, что делает ее ключевым элементом стратегии развития учителей.

EPMS разработана как целостная и вместе с тем адаптивная к роли учителя система. Она устанавливает ряд профессиональных компетенций в качестве основы для оценки работы учителя в соответствии с тремя ключевыми областями результатов: 1) результаты учащихся - качественное обучение и развитие учащихся; 2) профессиональные результаты - профессиональное развитие себя и других; 3) организационные результаты - вклад в проекты и работу команд. В этих областях компетентность подразделяется на:

- индивидуальные качества (профессиональные ценности и этика),

- профессиональное мастерство (профессиональная практика, ориентированная на учеников и основанная на ценностях),

- навыки организации (видение и планирование),

- эффективное сотрудничество (навыки межличностного взаимодействия).

EPMS - это также инструмент самооценки для учителей, который помогает определить сильные стороны и точки роста, разрабатывать личные планы обучения и развития.

Профессиональный стандарт Англии представляет собой комплекс компетенций, которыми должен обладать учитель, но его особенность заключается в том, что он дает установки не только для набора профессиональных умений, но и относительно подходов и отношений в педагогической практике. Как и в других изученных странах, стандарт Англии разработан прежде всего как инструмент развития, с помощью которого каждый педагог может выстроить собственный маршрут обучения.

В профессиональных стандартах учителя канадской провинции Онтарио представлены принципы, описывающие компетенции и ценности, необходимые учителю в его практической деятельности. В этих стандартах сформулированы цели и устремления профессии, передающие коллективное видение профессионализма, которым руководствуются в своей повседневной практике учителя Онтарио. Принятый стандарт представляет четко выстроенную систему, состоящую из пяти стандартов, в каждый из которых заложен определенный набор компетенций: Приверженность ученикам, Профессиональные знания, Педагогическая практика, Лидерство в сообществе, Непрерывное профессиональное образование.

Аналогичный подход наблюдается в Новой Зеландии. Стандарты профессиональной деятельности педагога включают шесть составляющих и описание требуемых компетенций: Партнерство в рамках Договора Вайтанги; Профессиональное обучение; Профессиональные отношения; Культура, ориентированная на обучение; Педа-

гогический дизайн; Преподавание. Стандарты дают целостное описание того, что представляет собой высококачественная педагогическая практика и что значит быть учителем в Новой Зеландии. Стандарты специально разработаны так, чтобы каждый педагог мог применять их в соответствии с контекстом, в котором он работает, и помогают учителям выявлять и развивать выдающиеся практики.

Обзор стран показал, что применяемые стандарты или, в случае Сингапура и Шанхая, системы носят прикладной характер и созданы для того, чтобы учитель мог их применить в собственной практике и при выстраивании маршрута развития.

Профессиональный стандарт как механизм формирования системы оценки профессионального развития учителей.

Стандарты, принятые в изученных странах, являются ориентирами для выстраивания маршрута профессионального развития, главным инструментом выступает система оценки. Отличительная характеристика систем оценки - обязательное наличие обратной связи с учителем. Например, в Шанхае оценивание предусматривает различные формы обратной связи, прежде всего от директора школы, в том числе со стороны других учителей и учеников. Обратная связь и процедуры оценивания возложены на директора школы или ответственного за оценку (чаще заместителя директора). В силу того, что оценка строго подчинена стандарту, он является инструментом не только для учителя, но и для руководителя, благодаря которому он может проводить системную оценку профессионализма педагогического коллектива своей организации для дальнейшего принятия управленческих решений. Наиболее разработанной системой представляется EPMS, применяемая в Сингапуре, - ее главной особенностью является непрерывный характер:

В начале года учитель совместно с руководителем определяет цели и планы на год в соответствии с предложенной системой компетенций.

В течение года учитель обучается, руководитель проводит мониторинг процесса и

дает обратную связь (промежуточное оценивание), что позволяет учителю корректировать свой маршрут.

В конце года учитель оценивает себя согласно поставленным перед собой целям и получает обратную формирующую связь (итоговое оценивание).

Принципиальным моментом при выстраивании такой системы было «включение» педагога в процесс развития и оценки, предоставление ему возможности уточнять и корректировать процесс развития. Разработчики системы преследовали цель выработать принципиальную приверженность высоким стандартам учительского профессионализма, предоставив педагогам субъектную позицию в системе развития и оценки.

Изучение практик применения профессиональных стандартов показало, что система оценки учителей формируется в рамках существующего стандарта, строго подчинена ему, вместе с тем она не статичная, а гибкая и адаптивная, как и сами стандарты и системы учительского роста.

Профессиональный стандарт как механизм формирования этических норм профессии.

Обзор систем стран-лидеров показал важную особенность - каждый профессиональный стандарт в той или иной форме содержит в себе ценностный компонент, своеобразный этический кодекс учителя. Его задача - установить высокие стандарты этического поведения учителя в процессе воспитания и обучения детей.

Так, ценности заложены в системы Шанхая и Сингапура - с целью поддержания высокого статуса профессии систематически оценивается соблюдение учителем этики. Этические установки также встроены и в профессиональный стандарт учителя Англии, а сам документ базируется на понимании значительной роли педагога в обучении детей.

В Онтарио и Новой Зеландии этический стандарт сформулирован как отдельный от профессионального стандарта документ и является не дополнением, а равнозначным компонентом. Таким образом, вместе оба до-

Таблица 1

Канада Новая Зеландия

Забота: Приверженность учительской профессии:

Участники сообщества выражают свою приверженность благополучию и обучению студентов. Я буду поддерживать доверие общества к профессии учителя.

Доверие: Приверженность учащимся:

Профессиональные отношения участников сообщества с учащимися, коллегами, родителями и общественностью основаны на доверии. Я буду работать в наилучших интересах учащихся.

Уважение: Приверженность семьям и и^апаи:

Участники сообщества в своей профессиональной практике демонстрируют уважение к духовным и культурным ценностям, социальной справедливости, конфиденциальности, свободе, демократии и окружающей среде. Я буду уважать жизненно важную роль, которую играют семьи и whanau моих учеников в поддержке обучения их детей.

Порядочность: Приверженность обществу:

Участники сообщества проявляют честность в своих профессиональных обязательствах. Я буду уважать доверенную мне роль в обществе и то влияние, которое я оказываю на формирование будущего.

кумента определяют требования к профессионализму учителя. В Канаде и Новой Зеландии этические стандарты выглядят как профессиональные - документы, в которых сформулированы области в соответствии с педагогической деятельностью учителя и подробным описанием каждой из областей (Таблица 1) [11, 12]. Стоит отметить, что в стандарте Новой Зеландии ценности сформулированы понятиями на языке маори.

Обзор стандартов лидирующих систем показал, что этический компонент является механизмом трансляции как общекультурных и педагогических ценностей, формирующих ценностно-смысловые установки профессии учителя, так и корпоративных, объединяющих все педагогическое сообщество.

Профессиональный стандарт как механизм формирования корпоративной культуры.

Согласно ряду исследователей, значительную роль при реализации стандартов играют профессиональное сообщество и корпоративная культура. Так, по мнению Г. Сайкса и П. Пластрика, стандарт необходим не только для принятия решений и координации действий в профессиональной прак-

тике, но и для создания единого ценностно-смыслового поля [13]. Чтобы учителя действовали в соответствии со стандартами, они должны быть причастны этим стандартам. К. Туинамуана подчеркивает значимость культуры внутри профессионального сообщества для эффективного применения стандартов; а также она отмечает, что культуру можно изменять в случае необходимости [14].

Анализ показал, что в изученных системах есть понимание существенной роли профессионального педагогического сообщества и его влияния на качество обучения детей. Так, профессиональное взаимодействие отражено в стандартах и системах проанализированных стран, более того, навыки, (например, умение работать в команде, выстраивать эффективные взаимоотношения, умение договариваться и сотрудничать), а также опыт и результаты, связанные с профессиональным взаимодействием, являются критериями оценки педагогов.

Например, в Шанхае работа профессионального сообщества - обязательный элемент профессиональной деятельности учителя, на что выделяется значительное количество времени в течение рабочего дня.

Культура профессионального взаимодействия поддерживается развитой системой наставничества: вне зависимости от стажа за каждым шанхайским учителем закреплены два наставника - педагогический и предметный. Только у учителей, имеющих звание «Мастер-преподаватель», отсутствуют наставники, тем не менее они находятся в постоянном сотрудничестве со своими коллегами [8].

В Сингапуре внедрение инновационной и комплексной системы стало возможным благодаря наличию единого педагогического учебного заведения - Национального института образования. Это учреждение помимо управления педагогическим образованием обеспечивает единообразие и соответствие подходов в образовании в этом небольшом суверенном городе-государстве.

Одним из индикаторов профессионализма учителя в Англии является его взаимодействие в профессиональном сообществе - педагоги оцениваются по вкладу в работу сообщества, внимание уделяется и развитию лидерского потенциала педагогов. В Новой Зеландии Договор Вайтанги, уважение культурного наследия коренных народов, а также семьи и учащихся являются ценностно-образующим элементом сообщества.

В Финляндии само сообщество в некотором смысле является стандартом - сильная корпоративная культура задает норму высокого профессионализма, а сообщества (как внутришкольные, так и межшкольные) определяют стратегии своего развития и являются главным ресурсом обучения педагогов.

Канадская провинция Онтарио также пошла по пути развития педагогов через сильное профессиональное сообщество, центром которого является Колледж учителей Онтарио, который можно назвать корпоративным университетом. Это учреждение является центром развития, обучения, взаимодействия, исследований, разработок и аттестации. Учителя в Онтарио - члены сообщества высококвалифицированных специалистов. Можно сказать, что они принадлежат «элитному клубу профессиона-

лов», - каждый учитель в Онтарио для допуска в профессию обязан быть членом сообщества Колледжа и платить ежегодный взнос. Колледж в свою очередь предоставляет все ресурсы для развития учителей и поддерживает высокий статус учительской профессии. Важно отметить, что именно Колледж является разработчиком профессиональных стандартов учителей Онтарио.

Выводы. Анализ профессиональных стандартов учителей в странах с высокими результатами по качеству образования позволил определить характерные подходы к их разработке, которые позволяют применять стандарт как инструмент развития профессионального мастерства педагогов.

В лидирующих системах, согласно результатам обзора, профессиональные стандарты выступают гарантами качества преподавания, которые устанавливают необходимый уровень для учителей относительно их профессионально-педагогической деятельности. В первую очередь такой подход обеспечивает допуск в профессию действительно достойных кандидатов. Также наличие действующих профессиональных стандартов повышает уровень доверия общественности к педагогам и учительской профессии в целом.

Социально-экономический и культурный контексты задают подход к разработке и развитию стандартов. Более того, в одной стране на разных ее территориях могут действовать свои собственные стандарты, как, например, в Китае, Великобритании и Канаде, а в Шанхае и Сингапуре стандарты применяются на муниципальном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение профессиональных стандартов обусловлено решением определенных задач страны или региона. Лидерам Шанхаю и Сингапуру было важно выстроить систему, благодаря которой учителя могут непрерывно развиваться в профессии, что рассматривается как ключ к эффективному и первоклассному преподаванию. Первостепенной задачей стандарта Англии стало установление необходимого уровня, которого должны придерживаться в своей практике педагоги. Формирование профессионального сообщества, объединенного едиными

ценностями и видением профессии, легло в основу разработки стандарта учителя Онтарио (Канада). Для Новой Зеландии приоритетом стало уважение и поддержание культурного наследия и разнообразия страны.

К другой важной особенности проанализированных стандартов относится их гибкость и адаптивность - профессиональные стандарты не устанавливаются раз и навсегда. Принципиально важным стало понимание, что задачи и условия в современном мире постоянно меняются, а работать приходится в условиях нечетких задач [15]. Поэтому важно, чтобы стандарт «шел в ногу со временем» и учителя могли готовить подрастающее поколение к будущему с опорой на современные знания, опыт и исследования.

Важно отметить, что в изученных странах стандарты и системы адаптивны не только к современным условиям, но и к потребностям и ролям педагогов на каждом этапе их профессионального развития. Стандарт в таком случае в меньшей степени выступает как регулятивный документ и в большей - как инструмент развития профессионального мастерства, с помощью которого учитель может самостоятельно (или совместно с руководителем, наставником или тьютором) выстроить маршрут собственного развития.

Для руководителей школ и органов управления стандарт выступает как инструмент, который позволяет проводить мониторинги, оценку или аттестацию педагогического состава и принимать управленческие решения относительно развития кадрового потенциала организации или территории.

Этический кодекс учителя в том или ином виде присутствует в каждой из изученных систем. Он позволяет установить высокие стандарты этического поведения учителя и подтвердить значимость его роли в процессе воспитания и обучения детей. Этическая часть стандарта основывается на педагогических, общекультурных и корпоративных ценностях и регулирует профессиональное поведение и взаимоотношения с коллегами, родителями и общественностью.

Чтобы профессиональный стандарт действительно стал инструментом развития, учителя должны быть к нему причастны и разделять ценности и установки профессиональной культуры. Этот элемент был заложен в систему управления эффективностью в Сингапуре, чтобы учителя могли принимать участие в собственном развитии и оценке. Благодаря такому подходу учителя становятся сопричастными системе и разделяют ее ценностные ориентиры. Также в изученных странах внедрение и реализация стандартов стали возможными в том числе благодаря развитому профессиональному сообществу. Например, в Онтарио профессиональные стандарты были разработаны с целью объединить педагогов большой провинции в сильнейшее профессиональное сообщество, а Колледж учителей стал центром этого сообщества и профессиональной культуры. Похожим центром стал Национальный институт образования, который позволил обеспечить единообразие и соответствие подходов в образовательной системе Сингапура. Таким образом, внедрение, реализация и развитие профессиональных стандартов требуют активного взаимодействия с профессиональным сообществом - так стандарты имеют потенциал стать основополагающим инструментом формирования корпоративной культуры.

Заключение. В результате исследования определены характерные подходы к разработке профессиональных стандартов, которые позволяют применять их как:

1. Механизм для решения задач образовательной политики страны (территории): профессиональный стандарт разрабатывается с ориентацией на задачи и потребности страны или территории; при разработке учитывается социально-экономический и культурный контекст страны (территории); в государствах с большим населением или площадью стандарты разрабатываются и применяются отдельными территориями самостоятельно, например, в Онтарио (Канада), Шанхае (Китай), Англии (Объединенное Королевство).

2. Механизм повышения статуса учителя и престижа профессии: Профессиональный

стандарт устанавливает высокие требования, чтобы в профессию допускались только подходящие для этого кандидаты, он является гарантом качественного преподавания.

3. Механизм карьерного и профессионального роста профессии: профессиональный стандарт выступает в качестве ориентира для разработки маршрута развития профессионального мастерства учителей; в соответствии с профессиональным стандартом выстраивается система учительского роста, таким образом, он объединяет в единую систему обучение, оценку, стимулирование и карьерное развитие педагогов; важными характеристиками профессионального стандарта являются гибкость и адаптивность относительно как задач системы образования, так и потребностей и роли учителя; он разрабатывается таким образом, чтобы учитель мог применять его в ежедневной педагогической деятельности и профессиональном развитии.

4. Механизм формирования системы оценки профессионального развития учителя: профессиональный стандарт задает четкие рамки для выстраивания системы оценивания (аттестации) учителей; гибкость профессионального стандарта позволяет адаптировать систему оценки в зависимости от роли, задач и уровня учителя; профессиональный стандарт разработан в том числе для выстраивания системы мониторинга и оценки педагогического состава школы или системы образования, на его основании принимаются управленческие решения.

5. Механизм формирования этических норм профессии: профессиональный стандарт является носителем ценностно-смысловых установок профессии учителя; этический компонент стандарта формируется на основе педагогических, общекультурных и корпоративных ценностей.

Список источников

1. Barber, M., and Mourshed, M., How the world's best-performing schools come out on top Available at: [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey. com/~/media/mckinsey/industries/public%20 top.pdf (Accessed: 21 December 2020). (Дата обращения: 21.12.2020).

2. Darling-Hammond, L., Teacher Quality and Student Achievement: A Review of State Policy Evidence [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/ publication/240273279_Teacher_Quality_and_Student_Achievement_A_Review_of_State_ Policy_Evidence (Дата обращения: 19.07.2021).

3. Hattie, J., Teachers Make a Difference, What is the research evidence? [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/252090858_Teachers_ Make_a_Difference_What_is_the_research_evidence (Дата обращения: 19.07.2021).

4. Ingvarson, L., Rowe, K., Conceptualising and Evaluating Teacher Quality: Substantive and Methodological Issues [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www. researchgate.net/publication/253974056_Conceptualising_and_Evaluating_Teacher_Quality_ Substantive_and_Methodological_Issues (Дата обращения: 19.07.2021).

5. Ingvarson, L., Reid, K., Buckley, S., Kleinhenz, E., Masters, G., Rowley, G., Best Practice Teacher Education Programs and Australia's Own Programs. [Электронный ресурс] // Australian Council for Educational Research. URL: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?ar ticle=1014&context=teacher_education (Дата обращения: 19.07.2021).

6. Kleinhenz, E., Ingvarson, L., Standards for Teaching; Theoretical Underpinnings and Applications [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate. net/publication/43328197_Standards_for_Teaching_Theoretical_Underpinnings_and_ Applications (Дата обращения: 19.07.2021).

7. Geoff, N., Raising the professional status of teaching [Электронный ресурс] // Australian Council for Educational Research. URL: https://research.acer.edu.au/columnists/11/ (Дата обращения: 19.07.2021).

8. Камка С.В., Модель учительского роста на муниципальном уровне [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/334131122 (Дата обращения: 21.12.2020).

9. Sachs, J., Teacher Professional Standards: A Policy Strategy to Control, Regulate or Enhance the Teaching Profession? [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www. researchgate.net/publication/227035651_Teacher_Professional_Standards_A_Policy_ Strategy_to_Control_Regulate_or_Enhance_the_Teaching_Profession (Дата обращения: 19.07.2021)

10. Call, K., Professional Teaching Standards: A Comparative Analysis of Their History, Implementation and Efficacy // Australian Journal of Teacher Education, 2018. № 43 (3). pp 93-108.

11. Our Code, Our Standards [Электронный ресурс] // Teaching Council of Aotearoa New Zealand. URL: https://teachingcouncil.nz/assets/Files/Code-and-Standards/Our-Code-Our-Standards-Nga-Tikanga-Matatika-Nga-Paerewa.pdf (Дата обращения: 20.05.2021).

12. Standards for the Teaching Profession (2000) [online] // Available at: https://www.oct.ca/-/ media/PDF/Standards%20Poster/OCTStandardsFlyerENPUBLISH.pdf (Accessed: 20 May 2021).

13. Sykes, G., Plastrik, P. Standard setting as educational reform [Электронный ресурс] // Education Resources Information Center. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED358068. pdf (Дата обращения: 19.07.2021).

14. Tuinamuana, K., Teacher Professional Standards, Accountability, and Ideology: Alternative Discourse [Электронный ресурс] // Education Resources Information Center. URL: https://ro.ecu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1660&context=ajte (Дата обращения: 19.07.2021).

15. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности [Электронный ресурс] НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/385631158.pdf (Дата обращения: 21.05.2021).

References

1. Barber, M. and Mourshed, M. (2007) How the world's best-performing schools come out on top. Available at: https://www.mckinsey.eom/~/media/mckinsey/industries/public%20 top.pdf (Accessed: 21 December 2020).

2. Darling-Hammond, L. (2000) 'Teacher quality and student achievement: a review of state policy evidence'. Education Policy Analysis Archives, 8(1). Available at: https://www.research-gate.net/publication/240273279_Teacher_Quality_and_Student_Achievement_A_Review_of_ State_Policy_Evidence (Accessed: 19 July 2021).

3. Hattie, J. (2003) Teachers make a difference, what is the research evidence? Available at: https://www.researchgate.net/publication/252090858_Teachers_Make_a_Difference_What_ is_the_research_evidence (Accessed: 19 July 2021).

4. Ingvarson, L., Rowe, K. (2008) 'Conceptualising and evaluating teacher quality: substantive and methodological issues', Australian Journal of Education, 52(1) [online]. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/253974056_Conceptualising_and_Evaluating_Teacher_ Quality_Substantive_and_Methodological_Issues (Accessed: 19 July 2021).

5. Ingvarson, L., Reid, K., Buckley, S., Kleinhenz, E., Masters, G., Rowley, G. (2014) Best practice teacher education programs and Australia's own programs. Available at: https://research. acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=teacher_education (Accessed: 19 July 2021).

6. Kleinhenz, E., Ingvarson, L. (2007) Standards for teaching; theoretical underpinnings and applications. Available at: https://www.researchgate.net/publication/43328197_Standards_ for_Teaching_Theoretical_Underpinnings_and_Applications (Accessed: 19 July 2021).

7. Geoff N. (2015) Raising the professional status of teaching. Available at: https://research.acer. edu.au/columnists/11/ (Accessed: 19 July 2021).

8. Kamka, S.V. (2020) Model of teacher growth at the municipal level. Available at: https://www. hse.ru/edu/vkr/334131122 (Accessed: 21 December 2020). (In Russ.)

9. Sachs, J. (2005) Teacher professional standards: a policy strategy to control, regulate or enhance the teaching profession? Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/227035651_Teacher_Professional_Standards_A_Policy_Strategy_to_Control_Regulate_ or_Enhance_the_Teaching_Profession (Accessed: 19 July 2021).

10. Call, K. (2018) 'Professional teaching standards: a comparative analysis of their history, implementation and efficacy', Australian Journal of Teacher Education, 43(3). pp 93-108.

11. Our code, our standards (2017). Available at: https://teachingcouncil.nz/assets/Files/Code-and-Standards/Our-Code-Our-Standards-Nga-Tikanga-Matatika-Nga-Paerewa.pdf (Accessed: 20 May 2021).

12. Standards for the Teaching Profession (2000) [online] // Available at: https://www.oct.ca/-/ media/PDF/Standards%20Poster/OCTStandardsFlyerENPUBLISH.pdf (Accessed: 20 May 2021).

13. Sykes, G. and Plastrik, P. (1993) Standard setting as educational reform. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Teacher Education and American Association of Colleges for Teacher Education.

14. Tuinamuana, K. (2011) 'Teacher Professional Standards, Accountability, and Ideology: Alternative Discourse', Australian Journal of Teacher Education, 36(12). Available at: https:// ro.ecu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1660&context=ajte (Accessed: 19 July 2021).

15. Universal competencies and new literacy: from slogans to reality (2020). Available at: https:// ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/385631158.pdf (Accessed: 20 May 2021). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 16.03.2022.

The article was received on 15.12.2021; approved after reviewing on 20.01.2022; accepted for publication on 16.03.2022.

Информация об авторах: Киселева Наталия Александровна

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Новокрещенов Илья Владимирович

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Камка Светлана Васильевна

Кандидат педагогических наук, заместитель директора Корпоративного университета московского образования

Николенко Ольга Игоревна

Заместитель начальника Управления оценки и сертификации Корпоративного университета московского образования

Information about the authors:

Kiseleva Natalia Aleksandrovna

Deputy Head of the Moscow Department of Education and Science Novokreschenov Ilya Vladimirovich

Deputy Head of the Moscow Department of Education and Science Kamka Svetlana Vasilievna

PhD in Pedagogic sciences, Deputy Director of the Corporate University of Moscow Education Nikolenko Olga Igorevna

Deputy Head of the Assessment and Certification Department of the Corporate University of Moscow Education

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.