Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ В ГРУППАХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ И В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ В ГРУППАХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ И В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазин Артём Михайлович, Глазина Юлия Алексеевна, Ползикова Евгения Викторовна, Кучеренко Ирина Михайловна, Поддубная Татьяна Николаевна

Важность и необходимость изучения групповой эффективности в спортивном туризме поясняется ее серьезной значимостью для дальнейшего представления о том, как увеличить успешность и усилить эффективность в спортивной карьере у профессиональных спортсменов, а также любительских команд, занимающихся спортивным туризмом. Установленное в исследовании достоверное различие между группами спортсменов, специализирующихся в спортивном туризме и в игровых видах спорта, по показателю групповой эффективности «единство» указывает на роль систематического участия в совместной деятельности для его становления. Данные исследования указывают на необходимость продолжения феномена групповой эффективности с целью обоснования психологического сопровождения спортивных команды, направленного на повышения эффективности их деятельности в условиях тренировок и соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глазин Артём Михайлович, Глазина Юлия Алексеевна, Ползикова Евгения Викторовна, Кучеренко Ирина Михайловна, Поддубная Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF GROUP EFFECTIVENESS AND SELF-EFFICACY, SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND PERSONAL PARAMETERS IN GROUPS OF ATHLETES SPECIALIZING IN SPORTS TOURISM AND IN GAME SPORTS

The importance and necessity of studying group effectiveness in sports tourism is explained by its serious significance for further understanding of how to increase success and enhance efficiency in a sports career for professional athletes, as well as amateur teams engaged in sports tourism. The significant difference established in the study between groups of athletes specializing in sports tourism and in game sports, according to the indicator of group effectiveness "unity" indicates the role of systematic participation in joint activities for its formation. These studies indicate the need to continue the phenomenon of group effectiveness in order to justify the psychological support of sports teams aimed at improving the effectiveness of their activities in training and competition.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ В ГРУППАХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ И В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА»

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ показывает, что выступление трех ведущих Российских клубов в ЛЧ УЕФА за период сезонов с 2003/2004 по 2019/2020 годов более чем достойное по среднему числу забитых и пропущенных мячей. Пожалуй, лучше обстоят дела только у Испанской Примеры. Стоит отметить, что даже при довольно стабильных отрезках матча, наши команды зачастую проваливают начало второго тайма и тратят много физических и эмоциональных сил в оставшихся отрезках, чтобы добиться положительного результата, что мы и видим на наших графиках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столбиков, Д.Г. Аналитика профессионального футбола. Реалии сегодняшнего дня: практическое пособие / Д. Г. Столбиков. - Екатеринбург: [б. и.], 2020. - 130 с.

REFERENCES

1. Stolbikov, D.G. (2020), Analytics of professional football. The realities of today: practical guide, Yekaterinburg:

Контактная информация: gmarat_68@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2021

УДК 796.082.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУППОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ В ГРУППАХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ И В

ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Артём Михайлович Глазин, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Алексеевна Глазина, преподаватель гуманитарного колледжа, Евгения Викторовна Ползикова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Михайловна Кучеренко, кандидат географических наук, доцент, Татьяна Николаевна Поддубная, доктор педагогических наук, доцент, Олег Валентинович Шпырня, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация

Важность и необходимость изучения групповой эффективности в спортивном туризме поясняется ее серьезной значимостью для дальнейшего представления о том, как увеличить успешность и усилить эффективность в спортивной карьере у профессиональных спортсменов, а также любительских команд, занимающихся спортивным туризмом. Установленное в исследовании достоверное различие между группами спортсменов, специализирующихся в спортивном туризме и в игровых видах спорта, по показателю групповой эффективности «единство» указывает на роль систематического участия в совместной деятельности для его становления. Данные исследования указывают на необходимость продолжения феномена групповой эффективности с целью обоснования психологического сопровождения спортивных команды, направленного на повышения эффективности их деятельности в условиях тренировок и соревнований.

Ключевые слова: показатели групповой эффективности и самоэффективности, спортивный туризм, игровые виды спорта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p95-101

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF GROUP EFFECTIVENESS AND SELF-EFFICACY, SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND PERSONAL PARAMETERS IN GROUPS OF ATHLETES SPECIALIZING IN SPORTS TOURISM AND IN GAME

SPORTS

Artem Mikhailovich Glazin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Ale-kseevna Glazina, the teacher of the Humanities College, Evgeniya Viktorovna Polzikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Mikhailovna Kucherenko, the candidate of geographical sciences, senior lecturer, Tatiana Nikolaevna Poddubnaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Valentinovich Shpyrnya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and

Tourism, Krasnodar

Abstract

The importance and necessity of studying group effectiveness in sports tourism is explained by its serious significance for further understanding of how to increase success and enhance efficiency in a sports career for professional athletes, as well as amateur teams engaged in sports tourism. The significant difference established in the study between groups of athletes specializing in sports tourism and in game sports, according to the indicator of group effectiveness "unity" indicates the role of systematic participation in joint activities for its formation. These studies indicate the need to continue the phenomenon of group effectiveness in order to justify the psychological support of sports teams aimed at improving the effectiveness of their activities in training and competition.

Keywords: indicators of group effectiveness and self-efficacy sports tourism, game sports.

В нашем исследовании приняли участие спортсмены, занимающиеся спортивным туризмом (27 респондентов), и спортсмены, занимающиеся игровыми видами спорта (73 респондента). Командная эффективность определялась по методике Шорта и соавторов [3], адаптированной нами. Индивидуальная самоэффективность устанавливалась по методике Маддукса и Шеера, позволяющей определить самоэффективность в деятельности и в общении. Для установления специфики исследуемых феноменов дополнительно исследовались показатели уровня развития спортивных команд как социальных групп и групповая мотивация, а также показатели структуры мотивации личности. Полученные данные подвергались корреляционному анализу. При рассмотрении результатов проведенных диагностик, первой из которых является методика «групповая мотивация» было выявлено, что в первой группе испытуемых среднее значение показателей выше, чем во второй группе (рисунок 1).

Рисунок 1 - Показатели групповой мотивации в группах представителей спортивного туризма(1) и игровых

видов спорта (2) (баллы)

После обработки полученных данных мы определили, что группы спортсменов по средним значениям показателей находятся в пределах 49-74 баллов, а это, в свою очередь говорит о том, что группы слабо мотивированы к достижению цели [4]. Но в группе

спортсменов, занимающихся спортивным туризмом, данные показатели немного выше, чем в игровых видах спорта. Однако различие между группами не является статистически достоверным.

При проведении диагностики самоэффективности была применена методика, разработанная Маддуксом и Шеером, выявляющая оценку человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения [1]. После прохождения методики, состоящей из 23 утверждений, были установлены показатели, которые свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной. Данные при оценке своего потенциала в командной деятельности и в сфере общения двух команд представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Показатели индивидуальной самоэффективности в группах представителей спортивного туризма и игровых видов спорта (% от максимального балла)

При оценке расчетов очень важно отметить, что данные утверждения позволяют выявить уровень самоэффективности в предметной деятельности и в сфере межличностного общения [5]. Так как в норму входят показатели средних значений в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15, то из данных можно сделать вывод о том, что значения уровня самоэффективности в командном взаимодействии обеих групп располагаются в интервале от 0 до +33 баллов, это является нормой. А в сфере общения - в интервале от +4 до +6. Структурировав все данные можно составить таблицу, в которой указываются показатели со средними значениями и отклонениями по группе спортивного туризма, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Средние значения показателей самоэффективности в группе спортсменов,

занимающихся спортивным ту ризмом

Показатель Самоэффективность в сфере:

Предметной деятельности Межличностного общения

Среднее значение по шкале 29,85 4,59

Среднее квадратичное отклонение 22,98 9,32

Число испытуемых 27 27

Таким же способом мы можем составить таблицу, исходя из данных по группе спортсменов игровых видов спорта, представленные в таблице 2.

Таким образом, показатели, лежащие в этих пределах, свидетельствуют о том, что в группе туристов и спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, присутствует заниженная самооценка при оценивании своего потенциала в сфере межличностного общения. Статистически достоверных различий между группами спортсменов по показателю групповой мотивации не установлено [6].

Таблица 2 - Средние значения показателей самоэффективности в группе спортсменов игровых видов спорта (баллы)_

Показатель Самоэффективность в сфере:

Предметной деятельности Межличностного общения

Среднее значение по шкале 32,50 5,52

Среднее квадратичное отклонение ±31,39 ±11,63

Показатель Самоэффективность в сфере:

Предметной деятельности Межличностного общения

Число испытуемых 63 63

После проведения методики диагностики мотивационной структуры личности, касающиеся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека, определили следующие показатели, представленные на рисунке 3. Показатели, выраженные в процентах от максимально возможного балла, представляются графически в виде моти-вационного профиля. На графике по горизонтали обозначаются шкалы, а по вертикали проценты. Рассматривая шкалы двух групп, можно сказать, что они сильно не отличаются, а в некоторых показателях, в таких, например, как жизнеобеспечение и творческая активность показатели почти равны. После обработки данных по методике уровня развития группы, которая дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы, мы можем сделать заключение о том, что в группе туристов показатели во взаимодействии с командой ниже, чем в команде игровых видов спорта, а также в сфере общения вторая команда превосходит первую. При оценке результатов следует учитывать, что 67-81 балл - коллектив, 6650 баллов - автономия, 49-34 - кооперация, 33-20 - ассоциация, 19 баллов и менее -диффузная группа. Показатели уровня развития групп представителей спортивного туризма и игровых видов спорта представлены в таблице 3. Проанализировав все имеющиеся данные в таблице 3, мы можем заметить, что диапазон баллов не отличается существенно в группах спортсменов, занимающихся спортивным туризмом и игровыми видами спорта. Согласно полученным данным спортсмены обеих исследуемых групп оценивают свои команды как группы-коллективы [2].

Таблица 3 - Средние показатели уровня развития группы у спортсменов, специализирующихся в туризме и командных видах спорта_

Группа испытуемых Среднее значение Стандартное отклонение

Туризм (п= 27) 53 ±18,85

Игровые виды спорта (п= 63) 52,72 ±12,08

Охарактеризовать данный коллектив можно следующим образом, внутри команды высокое внутреннее единство, именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней. В ней происходят процессы обособления эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако данная группа может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп, замкнет свои цели внутри себя и начнет осуществлять свои цели за счет других групп (команд). В этом случае может возникнуть групповой эгоизм и группа превращается в группу-корпорацию, т.е. лжеколлектив. Отнесение спортсменами своей команды к группам-коллективам является достаточно редким явлением. Возможно, полученные результаты связаны с тем, что спортсмены, принимавшие участие в исследовании, несколько преувеличили уровень развития своей команды как социальной группы. Это указывает на значимость команд для спортсменов и на стремление в связи с этим представить свои команды в максимально благоприятном свете. Помимо этого в исследуемых группах преобладают спортсмены юношеского возраста, для которых характерна сильная ориентация на группу, в которую они входят. С этим также может быть связана, скорее всего, завышенная оценка уровня социально-психологического развития своих команд.

При рассмотрении данных диагностической методики, ориентированной на изучение мотивационной структуры личности, которая охватывает самые разные составляющие индивидуальной мотивации спортсменов, данные по показателям можно представить в виде графика (рисунок 3).

Рисунок 3 - Показатели «мотивационной структуры личности» в группах представителей спортивного туризма и игровых видов спорта (% от максимального балла)

Как показано на рисунке 3, у спортсменов, представляющих как спортивный туризм, так и игровые виды спорта, наиболее высоки показатели стремления к комфорту и общению, то есть показатели мотивации, снижающие активность в процессе подготовки. Параметры мотивации, отражающие стремление к активности и самореализации ниже, чем показатели, отражающие стремление спортсменов обеспечить свое благополучие ценой минимальных усилий. Исключение составляет только показатель стремления к творческой активности, который приближается к границе средних и высоких значений. Установленные особенности мотивации спортсменов могут быть причиной их неготовности с полной отдачей включаться в достижение командного результата [7].

При рассмотрении методики коллективной эффективности, адаптированной нами, мы проанализировали результаты и можем привести средние значения по каждому показателю у группы спортсменов, занимающихся самодеятельным туризмом и игровых видов спорта с помощью диаграммы (рисунок 4).

Рисунок 4 - Показатели коллективной эффективности у представителей спортивного туризма и игровых видов

спорта (баллы)

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о том, что в игровых видах спорта данные показатели наиболее выражены, чем в группах, занимающихся спортивным туризмом. Однако оценка достоверности различий между показателями двух групп показала, что статистически достоверными являются различия только по показателю коллективной эффективности «единство».

Таким образом, подведя итог по всем имеющимся методикам, сравнивая коллективные характеристики, можно сказать, что очень большое внимание необходимо уделять взаимоотношениям в команде, не только во время тренировочного процесса, а также за его пределами. Необходимо следить за тем как группа себя воспринимает, и какие пред-

почтения отдает при работе с тренерским составом и коллегами по команде.

Группа должна чувствовать уверенность в своей команде, также как и в себе, должна помогать друг другу, потому что без взаимовыручки в тренировочном и соревновательном процессе не получится добиться наивысшего результата.

Одним из итогов исследования является подтверждение выдвинутой гипотезы о взаимосвязи коллективной эффективности спортивной группы от компетентности ее членов в общении. Предположение о взаимосвязи коллективной эффективности с уровнем социально-психологического развития спортивной команды не нашло подтверждения в данном исследовании.

Как было сказано выше, это может быть связано с тем, что исследуемые параметры измерялись в группах спортсменов, специализирующихся в командных видах спорта, но не являющиеся членами постоянно существующих команд. Подтверждение либо опровержение данного компонента выдвинутой гипотезы требует дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордиенко Г.С. К вопросу о самоэффективности личности в контексте профессиональной деятельности / Г.С. Гордиенко//Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 4. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/04/89145 (дата обращения 10.10.2021).

2. Горобинский М.А. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека / М.А. Горобинский, С.М. Ветвицкая // Международный студенческий научный вестник. -2017. - № 6. - URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17850 (дата обращения 10.10.2021).

3. Погорелов, А. А. Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности / А.А. Погорелов // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2015. - № 4 (129). - С. 140-145.

4. Терехова Т.А. Эмпирическое исследование жизнестойкости как ресурса личности в контексте этнических особенностей / Т.А. Терехова, Е.Л. Трофимова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - Т. 19. - С. 96-102.

5. Хижняк Ю.В. Самоэффективность как психологический капитал личности в профессиональной деятельности / Ю.В. Хижняк // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2016. - № 37. - С. 58-61.

6. Чаплин А.В. Факторы, влияющие на самоэффективность личности / А.В. Чаплин, С.С. Шацкая // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-6. - С. 991993. - URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9552 (дата обращения 10.10.2021).

7. Шацкая С.С. Повышение самоэффективности субъекта в результате снижения самооценки другого субъекта в совместной деятельности / С.С. Шацкая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10709 (дата обращения 10.10.2021).

REFERENCES

1. Gordienko, G.S. (2019), ''On the question of self-efficacy of personality in the context of professional activity'', Modern scientific research and innovation, No. 4, available at: http://web.snauka.ru/issues/2019/04/89145 (accessed 10 October 2021).

2. Gorobinsky, M.A. and Vetvitskaya, S.M. (2017), ''Self-esteem: features of its formation and significance in human life'', International Student Scientific Bulletin, No. 2, available at: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17850 (accessed 10 October 2021).

3. Pogorelov, A.A. (2015), ''Self-efficacy as a predictor of effective and safe behavior of a person'', Proceedings of the Southern Federal University. Technical sciences., No. 4 (129), pp. 140-145.

4. Terekhova, T.A., Trofimova E.L. (2017), ''Empirical study of resilience as a resource of personality in the context of ethnic characteristics'', News of Irkutsk State University, Vol. 19, pp. 96-102.

5. Khizhnyak, Yu.V. (2016), ''Self-efficacy as a psychological capital of a person in professional activity'', Intellectual potential of the XXI century: stages of cognition, No. 37, pp. 58-61.

6. Chaplin, A. V., Shatskaya S.S. (2015), ''Factors influencing the self-efficacy of personality'' , International Journal of Experimental Education, No. 116., pp. 991-993, available at http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9552 (accessed 20 October 2021).

7. Shatskaya, S.S. (2016) "Increasing the self-efficacy of a subject as a result of a decrease in the self-esteem of another subject in joint activities", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10709

Контактная информация: anepopernyak@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2021

УДК 371.72

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марина Юрьевна Глухова, кандидат педагогических наук, Сургутский государственный

педагогический университет, Сургут

Аннотация

Статья посвящена проблеме мотивации занятий физической культурой в старшем школьном возрасте. Целью исследования является выявление мотивов и отношения школьников к урокам физической культуры, к физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня. Актуальность темы заключается в том, что ориентация учащихся на освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Традиционные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в силу ряда причин не приносят ощутимого результата, более того — теряют свою популярность, что отношение к урокам, с возрастом у школьников меняется в отрицательную сторону. Понимание положительного влияния занятий физической культурой и спортом не приводит к увеличению времени, которое ребенок тратит. Практической значимостью исследования является возможность использования учителями новых видов физической культуры, ориентируясь на интересы школьников. Формирование у школьников компетенций ведения здорового жизни, применение различных кейс-технологий, проектов для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой в урочное и внеурочное время. В опросе приняли участие 56 респондентов с использованием Google-анкеты: обучающиеся 16-17 лет г. Сургута.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p101-104

STUDY OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG THE HIGHER

SCHOOL STUDENTS

Marina Yurievna Glukhova, the candidate of pedagogical sciences, Surgut State Pedagogical

University, Surgut

Abstract

The article is devoted to the problem of motivation in physical culture classes at higher school age. The aim of the research is to find out the motives and attitude of pupils to the lessons of physical culture, to physical culture and sport activities in the daily regime. The urgency of the topic lies in the fact that the orientation of students in mastering the program of physical culture requires the orderly impact on their intellectual, emotional-volitional and attitudinal environment, since the modern concept of personal physical culture is associated not only with the development of motor qualities, health, but also the breadth and depth of human knowledge, his motivation and worldview in the sphere of physical culture and sports activity. Traditional forms of physical education and sports-mass work for a number of reasons do not bring tangible results, moreover - lose their popularity that the attitude to the lessons, with age in schoolchildren changes in the negative side. Understanding the positive impact of physical education and sports does not lead to an increase in the time the child spends. The practical significance of the study is the possibility of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.