УДК 347.1
Иванова Т.К. аспирант кафедра гражданского права Башкирский государственный университет
Россия, г. Стерлитамак СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ И КАБАЛЬНЫХ
СДЕЛОК
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ квалифицирующих признаков подозрительных и кабальных сделок, выявлены общие характерные черты и различия данных недействительных сделок.
Ключевые слова: недействительные сделки, оспаривание сделок должника, подозрительные сделки, кабальные сделки.
Ivanova T. K.
post-graduate student of the Department of civil law
Bashkir state University Russia, Sterlitamak COMPARATIVE ANALYSIS OF SUSPICIOUS TRANSACTIONS AND ONEROUS TRANSACTION
Annotation. The article presents a comparative analysis of the qualifying features of suspicious transactions and onerous transaction, identified common characteristics and differences of these invalid transactions.
Keywords: invalid transactions, challenging the debtor's transactions, suspicious transactions, onerous transaction.
Одной из негативных для гражданского оборота тенденций последних лет является заключение несостоятельными должниками в преддверии, а в ряде случаев и в период банкротства неэквивалентных, убыточных сделок на невыгодных условиях. Юридическая сила подобных сделок впоследствии оспаривается, поскольку они имманентно способствуют уменьшению потенциальной конкурсной массы и ущемляют в конечном итоге имущественные права кредиторов должника.
В современном российском законодательстве специальные основания недействительности сделок несостоятельного должника, установлены главой III. 1 «Оспаривание сделок должника» Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве, Федеральный закон от 26.10. 2002 г. № 127-ФЗ)429.
Согласно п. 1 ст. 61.1 Закона о банкротстве сделки должника и других лиц, совершенных за счет должника могут признаваться недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по
429 О несостоятельности (банкротстве) [федер. закон № 127-ФЗ: принят Государственной Думой 27 сентября 2002 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 октября 2002. - № 43. - Ст. 4190.
тексту - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ)430, а также по основаниям и в порядке указанным в Федеральном законе от 26.10. 2002 г. № 127-ФЗ.
Глава Ш.1 Закона о банкротстве содержит основания недействительности подозрительных сделок (статья 61.2) и сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами (статья 61.3).
Арбитражным судом неэквивалентные сделки должника могут быть признаны недействительными как подозрительные сделки.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ сделки, совершенные на невыгодных условиях могут при наличии соответствующего основания оспариваться как кабальные (статья 179).
Введение в законодательство о несостоятельности (банкротстве) положений о подозрительных сделках вызвало конкуренцию применения оснований недействительности сделок. Такая конкуренция имеет место в случаях совершения должником, находящимся в тяжелых обстоятельствах, сделок на невыгодных условиях.
Следовательно, вопросы разграничения требований, основанных на ст. 179 ГК РФ и ст. 61.2 Закона о банкротстве, а также сравнительного анализа подозрительных и кабальных сделок являются актуальными и востребованными. Заинтересованные лица при наличии подобных требований нередко сталкиваются с проблемами как теоретического, так и нормативно-регулятивного, а также правоприменительного характера.
Закон о банкротстве выделяет две категории подозрительных сделок: подозрительные сделки при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки (п. 1 ст. 61.2) и подозрительные сделки, совершенные должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов (п. 2 ст. 61.2). Проблемы разграничения подозрительных и кабальных сделок возникают при совершении должником сделок с признаками неравноценного встречного исполнения обязательств.
Неравноценное встречное исполнение обязательств имеет место в случаях:
если цена сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки;
любой передачи имущества или иного исполнения обязательств, если рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определенную с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств.
430 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: [федер. закон № 51-ФЗ: принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5
декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301
В первом случае наряду с ценой сделки в целях установления наличия неравноценного встречного исполнения обязательств сопоставляются и иные условия. В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. № 63431 при сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота.
Во втором случае неравноценного встречного исполнения обязательств рыночная стоимость предмета сделки соотносится со стоимостью встречного предоставления.
Кабальную сделку (п. 3 ст. 179 ГК РФ) законодатель определяет как сделку, которую лицо было вынуждено совершить на крайне невыгодных условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась.
И подозрительные, и кабальные сделки относятся к разряду оспоримых сделок. В соответствие с Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. № 63 (ред. от 06.06.2014 г.)432 сделки, признаваемые недействительными по основаниям, установленным главой Ш.1 Закона о банкротстве являются не ничтожными, а оспоримыми.
Подозрительные сделки недействительны по специальным основаниям, а кабальные - по общим, установленным параграфом 2 главы 9 ГК РФ. Основания недействительности сделок, предусмотренные главой Ш.1 Закона о банкротстве, являются специальными по отношению к основаниям, предусмотренным ГК РФ. Особенность норм данной главы, заключается в необходимости, с одной стороны, использования общегражданских оснований недействительности сделок, а с другой - в наличии особых пороков в сделках несостоятельного должника, приобретающих правовое значение в рамках отношений банкротства. Недействительна сделка, которая не соответствует основной цели законодательства о несостоятельности -соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника.
Проявлением специфического порока подозрительных сделок, отраженных в п. 1 ст. 61.2 Закона о банкротстве, является, как уже указывалось, неравноценное встречное исполнение обязательств контрагентом должника.
Пороком кабальной сделки является вынужденность совершения сделки на крайне невыгодных условиях. Данный порок является основанием недействительности кабальной сделки при наличии следующего юридического состава: 1) стечение тяжелых обстоятельств у потерпевшего; 2) крайне невыгодные для потерпевшего условия совершения сделки; 3)
431 Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС Консультант Плюс
432 Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. № 63 (ред. от 06.06.2014 г.) «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» // СПС Консультант Плюс
причинная связь между стечением у потерпевшего тяжелых обстоятельств и совершением сделки на крайне невыгодных условиях; 4) осведомленность другой стороны о наличии тяжелых обстоятельств; 5) недобросовестное поведение контрагента потерпевшего, воспользовавшегося наличием данных обстоятельств.
Как указывает А.Я. Рыженков «Потерпевший по сделке должен доказать наличие всех квалифицирующих признаков такой сделки в совокупности, позволяющих признать ее кабальной. Взятый в отдельности каждый из этих факторов не порождает недействительности сделки по основанию кабальности»433.
Таким образом, сходство пороков недействительности подозрительных и кабальных сделок заключается в невыгодности условий совершения сделки для одной из сторон, очевидной и явной неравноценности встречного предоставления. И подозрительные и кабальные сделки являются сделками неэквивалентными.
Многие исследователи (Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, А.Я. Рыженков и др.) кабальные сделки относят к сделкам с пороками воли. Вынужденность совершения сделки на крайне невыгодных условиях является проявлением несвободной воли лица. Потерпевший находится под влиянием таких факторов (тяжелые обстоятельства и их стечение), которые неблагоприятно влияют на процесс формирования его воли. В данном случае имеет место так называемая упречность (дефектность) воли лица, совершающего сделку.
На наш взгляд, кабальную сделку в определенной степени можно отнести и к сделкам с пороками содержания, поскольку одним из конструктивных элементов кабальной сделки являются крайне невыгодные условия сделки. Как известно, совокупность условий сделки составляет ее содержание.
Подозрительная сделка в большей степени относится к сделкам с пороками содержания. Диспозиция нормы п. 1 ст. 61.2 Закона о банкротстве не содержит в качестве конструктивного элемента вынужденность совершения должником сделки с неравноценным встречным исполнением обязательств контрагентом.
Подозрительная сделка может быть совершена должником намеренно в целях «спасения активов», вывода имущества из оборота посредством совершения сделок с «дружественными» кредиторами.
Как отмечает О.В. Сысоева «кабальная сделка не касается случаев, когда должник сам умышленно продал свое имущество по заниженной цене»434.
Вместе с тем должник, находящийся под угрозой банкротства, может совершать невыгодные сделки в целях восстановления платежеспособности
433 Рыженков А.Я. Юридический состав кабальной сделки: Проблемы теории и практики // Вестник пермского университета. 2012. Вып. 2 (16). С. 153
434 Сысоева О.В. Подозрительные сделки: понятие, виды // Юрист. 2011. № 18. С. 29.
без намерения в дальнейшем ущемить имущественные интересы кредиторов в случае необратимой несостоятельности.
В судебной практике до нормативной регламентации подозрительных сделок имели место случаи применения правил о кабальных сделках к сделкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Возможность применения нормы статьи 179 ГК РФ к предпринимательским сделкам весьма спорна, поскольку в этих случаях трудно разграничить тяжелое экономическое положение субъекта права и его коммерческие, а также организационные просчеты.
Возникают вопросы, на которые нет однозначных ответов в цивилистике и судебной практике. Является ли угроза банкротства обстоятельством, относящимся или приближенным к обстоятельствам непреодолимой силы? Может ли неплатежеспособность считаться тяжелым обстоятельством?
В любом случае убытки, вызванные экономическими просчетами не должны покрываться за счет других участников оборота ссылками на кабальность сделок.
Субъектом активной исковой легитимации в кабальных сделках является потерпевший. В соответствии с п. 3 ст. 179 ГК РФ кабальная сделка может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
В подозрительных сделках субъектом активной легитимации является внешний или конкурсный управляющий, в отдельных случаях - временная администрация финансовой организации. В соответствии с п. 1 ст. 61.9 Закона о банкротстве подавать заявление об оспаривании сделки может внешний или конкурсный управляющий по своей инициативе от имени должника или по решению собрания кредиторов (комитета кредиторов). В силу п. 3 ст. 61.9 Закона о банкротстве в случаях, установленных законом, заявление об оспаривании сделки должника может быть подано временной администрацией финансовой организации.
Спор о признании кабальной сделки недействительной и применении последствий ее недействительности рассматривается в исковом порядке.
Процедура разрешения спора о признании подозрительной сделки недействительной может быть квалифицирована как квазиисковая. Закон о банкротстве устанавливает, что заявления об оспаривании сделок должника подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве должника (п.1 ст. 61.8). Хотя законодатель определяет место данной процедуры в процессе по делу о несостоятельности, сущность этой процедуры - исковая, поскольку в ее основе заложен спор о праве.
Срок исковой давности по требованию о признании кабальной сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет один год, устанавливается и исчисляется по правилам ст. 181 ГК РФ.
В отношении подозрительных сделок законодатель устанавливает так
называемый период «подозрительности», являющийся необходимым условием признания сделки несостоятельного должника недействительной. В соответствии с п. 1 ст. 61.2 Закона о банкротстве подозрительная сделка, совершенная по признаку неравноценного встречного предоставления, может быть признана недействительной, если она совершенна должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 179 ГК РФ в случаях признания кабальной сделки недействительной применяются последствия недействительности сделки, установленные ст. 167 ГК РФ. Таким образом, в качестве общего последствия недействительности кабальной сделки устанавливается двусторонняя реституция. Кроме того, в качестве дополнительного последствия предусматривается возмещение потерпевшему другой стороной причиненных убытков (п. 4 ст. 179 ГК РФ).
Последствием недействительности подозрительной сделки (ст. 61.6 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ) является специальная, «банкротная» реституция, особенность которой обусловлена необходимостью возврата в конкурсную массу полученного от должника по недействительной сделке и приобретением контрагентом должника после такого возврата права требования к должнику в порядке и очередности, установленными Законом о банкротстве. Данные последствия также не исключают кумулятивное применение возмещения убытков и кондикционных требований.
Таким образом, подозрительные и кабальные сделки имеют следующие общие характерные черты: оспоримость сделки, невыгодность условий сделки для одной из сторон, очевидная и явная неравноценность встречного предоставления и как следствие неэквивалентность сделки, продолжительность добанкротного периода «подозрительности» и срока исковой давности по кабальным сделкам.
Подозрительные и кабальные сделки различаются по характеру оснований недействительности, степени влияния волевого критерия на основания недействительной сделки, по юридическому составу фактических обстоятельств, обуславливающих порочность сделки, субъектам активной легитимации, характеру последствий недействительности, порядку рассмотрения заявлений о признании сделки недействительной.
Использованные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: [федер. закон № 51-ФЗ: принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301
2. О несостоятельности (банкротстве) [федер. закон № 127-ФЗ: принят Государственной Думой 27 сентября 2002 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 октября 2002. - № 43. - Ст. 4190
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 (ред. от 06.06.2014) «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» // СПС Консультант Плюс
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы Ш.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС Консультант Плюс
5. Рыженков А.Я. Юридический состав кабальной сделки: проблемы теории и практики // Вестник пермского университета - 2012. - Вып. 2 (16). - С. 151 -159
6. Сысоева О.В. Подозрительные сделки: понятие, виды // Юрист - 2011. - № 18. С. 24 - 29