Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА УЧРЕЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА В РОССИИ И КИТАЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА УЧРЕЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА В РОССИИ И КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

405
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ / СУВЕРЕНИТЕТ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СТРАНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сонин Вадим Вадимович

Вступая в социалистический этап своего развития, Россия и Китай приняли соответственно конституции 1918 г. и 1954 г. Эти два конституционных момента имеют важное исследовательское значение, так как именно тогда оба государства впервые успешно решили задачу по практическому учреждению конституции, в определенном смысле продемонстрировав значение народного суверенитета и заложив основы социалистического типа конституции. Наряду с позитивными результатами, эти акты конституционного правотворчества породили ряд проблем, с которыми ученые сталкиваются до сих пор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА УЧРЕЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА В РОССИИ И КИТАЕ»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

сравнительный анализ

первого опыта учреждения конституций социалистического типа

в россии и китае в.в. Сонин*

Вступая в XX веке в социалистический этап своего развития, Россия и Китай приняли соответственно конституции 1918 г. и 1954 г., что имеет важное значение, так как именно тогда оба государства впервые успешно продемонстрировали значение народного суверенитета, заложив основы социалистического типа конституции. Схожесть двух учредительных процессов обусловливается: активной политической борьбой, в которой проходило принятие конституций, отсутствием сложившихся учредительных институтов (в отличие от, например, хронологически более близкого, но проходившего в иных условиях принятия Конституции СССР 1936 г.). Наряду с позитивными результатами, эти два акта конституционного правотворчества породили ряд проблем, с которыми ученые сталкиваются до сих пор. Каковы различия в порядке принятия буржуазных и социалистических конституций, каковы особенности учредительной власти и учредительных органов при социализме? И, наконец, какой момент можно считать «конституционным моментом» в двух указанных случаях?

Конституция РСФСР 1918 г. Данная Конституция стала первой в мире социалистической конституцией. Процедуры ее разработки и принятия заложили определенные стандарты для последующих социалистических конституций в СССР и других странах. Процесс её принятия конструировался на абсолютно новой теоретической основе и системе ценностей, что предопределяет важность установления специфики данного процесса по сравнению с западными моделями учредительной власти.

Слабость и ряд допущенных Временным правительством политических просчетов привели к его падению в результате Октябрьской революции 1917 г. В результате — к власти пришло социалистическое правительство под руководством большевиков. Правительство Ленина хотя и не отказалось от созыва Учредительного собрания (УС), но по мере укрепления авторитета советов изменяло свою позицию относительно его природы и полномочий. До 1917 г. большевики считали УС оптимальным способом разрешения вопроса о власти. Затем Ленин в «Апрельских тезисах» выдвинул идею о новом типе государства — республике Советов, одновременно указав, что революция и жизнь отодвинули УС на второй план [1].

В 1917 г. Ленин не считал возможным передать решение вопроса о государственной власти УС, он был против его упразднения, выдвинув тезис о республике Советов с временным сохранением УС. Ленин подчеркивал, что интересы социалистической революции выше законных полномочий УС, выше

* Сонин Вадим Вадимович — докторант университета Цинхуа (Пекин, КНР). E-mail: sonin_vv@ dvfu.edu.ru

доводов формального права. 3 января 1918 г., перед открытием УС, ВЦИК в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» провозгласил принадлежность государственной власти трудящимся массам и сформированным из их представителей советам, установив что УС является одним из органов советского государства и должно признать неограниченную власть советов. Только при этих условиях УС может участвовать в решении основополагающих вопросов социалистического строительства. Фактически Ленин сделал в адрес Учредительного собрания «последнее предупреждение», оставшееся проигнорированным. 6 января УС было распущено по указанию ВЦИК, на чем и завершился короткий период буржуазного конституционного движения, Россия вступила в эпоху социалистической конституции.

Вышеупомянутая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» стала не только программным документом ленинского правительства, адресованным УС, но также с 7 января по 10 июля 1918 г. играла роль конституции, получившей наименование «Малой конституции РСФСР» [1]. В 1918 г. Советская власть уже имела на своем счету некоторые успехи; изменения в социальной структуре, государственном аппарате и иных сферах требовали обобщения в конституционном акте. Однако ввиду того, что целый ряд преобразований еще не был завершен, система местных советов не была сформирована, а международная обстановка оставалась чрезвычайно тяжелой, ленинское правительство не находило возможным принять полноценную конституцию. В конечном итоге было принято решение разработать и принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», первоначальный вариант которой был составлен лично В.И. Лениным, а затем был передан на рассмотрение и утверждение ВЦИК и Съезда Советов.

Всероссийский съезд советов в качестве единственного высшего органа государственной власти коренным образом отличался от парламента в системе разделения властей. Съезд Советов обладал всей полнотой государственной власти (в том числе и полномочиями по учреждению конституции), вследствие этого в социалистическом государстве отсутствует понятие специального учредительного органа. В рамках западной учредительной теории учредительная власть рассматривается как часть или продолжение народного суверенитета, в социалистической же теории учредительная власть была «национализирована» и обращена в один из видов государственной власти. Этим обусловлены значительные различия между Съездом Советов и прежним Учредительным собранием.

В апреле 1918 г. ВЦИК организовал комиссию по подготовке конституции во главе с Я.М. Свердловым. Большинство членов комиссии принадлежали к РКП(б), из числа других партий в работе над конституцией участвовали только представители эсеров. Всего комиссией было обсуждено четыре проекта конституции, в том числе два проекта, предложенных эсерами, были отклонены, из двух проектов, выдвинутых большевиками, поддержку комиссии получил проект И.В. Сталина. Кроме того, отдельный проект конституции был разработан наркоматом юстиции. Проекты комиссии ВЦИК и Наркомю-ста поступили на рассмотрение ЦК РКП(б), по результатам которого проект комиссии по подготовке конституции был рекомендован к представлению Съезду для утверждения. 10 июля 1918 г. проект конституции, подготовленный

ВЦИК, был принят пятым Всероссийским Съездом Советов. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» была полностью включена в текст Конституции 1918 г.

Процесс разработки и принятия Конституции РСФСР 1918 г. отчетливо продемонстрировал специфику социалистической учредительной теории, в том числе определяющую роль правящей партии, «национализацию» учредительной власти, осуществление учредительной власти высшим органом государственной власти. Процедуры принятия первой в мире социалистической конституции заложили стандарты для принятия последующих конституций социалистических государств, а также оказали значительное влияние на конституционное развитие ряда стран Восточной Европы в постсоциалистический период.

Разработка и принятие Конституции КНР 1954 г. Коммунистический режим, установившийся к 1949 г. на территории материкового Китая, отказался от преемственности с предыдущими режимами Цинской монархии и Китайской Республики в качестве основания собственной легитимности; объявил об утрате гоминьдановским правительством доверия народа; провозгласил Конституцию Китайской Республики 1946 г. не имеющей юридической силы. Согласно стратегии Коммунистической партии Китая (КПК), легитимность новой власти должна была основываться непосредственно на народном волеизъявлении. Учредительный процесс начался в КНР в 1949 г. и проходил при участии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) и Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). В целом данный процесс начался с момента образования КНР 1 октября 1949 г. и прошел два этапа: подготовительный этап и этап принятия Конституции 1954 г. Несмотря на противостояние КПК и Гоминьдан, КПК не оказалась в политической изоляции и привлекла к работе над конституцией ряд демократических партий и организаций. Это, с одной стороны, укрепило легитимность режима, с другой — уменьшило негативное воздействие однопартийного режима на формирование конституционных документов.

С 21 по 30 сентября 1949 г. в Бэйпине состоялось первое заседание НПКСК первого созыва, в котором приняло участие 585 представителей от 45 организаций (14 партий и движений, 9 районов, 6 армейских подразделений и 16 иных организаций) [3]. Было объявлено, что НПКСК временно осуществляет функции ВСНП до его созыва, а также провозглашено создание Китайской Народной Республики.

29 сентября НПКСК принял «Общую программу НПКСК» и закон «Об организации центрального правительства» [3, с. 208]. В «Общей программе» была закреплена природа и формы организации государственной власти КНР, порядок организации вооруженных сил, экономическая, культурная, национальная и внешняя политика, утвержден принцип народного суверенитета [4, с. 282].

Чень Дуаньхун назвал «Общую программу» первой китайской конституцией, хотя процесс ее принятия и принявший орган обнаруживают серьезные расхождения с общей практикой осуществления учредительной власти. Во-первых, члены НПКСК были не избраны на всеобщих выборах, но делегированы рядом организаций, что не позволяет основывать его легитимность непосредственно на народном волеизъявлении. Цзи Поминь указывает, что НПКСК представлял собой «масштабное собрание, в котором не участвовали контрреволюционные элементы, но которое представляло все силы китайского народа, в том числе

перешедших на сторону революции из контрреволюционного лагеря демократов-патриотов». «Хотя НПКСК и отличался от ВСНП, однако фактически приобрел качество всенародного представительного органа» [5].

По нашему мнению, данные утверждения находятся в противоречии друг с другом, так как в отсутствие части политических сил, даже контрреволюционной направленности, НПКСК не мог считаться собранием сил всего китайского политического спектра. Однако, с политической точки зрения, в подконтрольном коммунистам НПКСК были представлены определенные демократические силы. Поэтому можно считать, что НПКСК 1949 г. — это ленинский идеал Учредительного собрания 1918 г.

В 1953 г. в рамках подготовки принятия конституции начался процесс выборов в ВСНП. В соответствии с законом 1953 г. «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей всех уровней» все граждане КНР, достигшие восемнадцатилетнего возраста, независимо от национальной, половой, профессиональной принадлежности, религиозных убеждений и т.д., обладали правом избирать и быть избранными. Тем не менее, в соответствии с законом избирательных прав были лишены: душевнобольные; землевладельцы и контрреволюционные элементы, не изменившие своей социально-политической принадлежности [6].

В результате подготовительной работы к 24 августа в 25 провинциях, автономном районе Внутренняя Монголия, 14 городах центрального подчинения были проведены выборы в собрания народных представителей, а также были избраны представители в ВСНП. Отдельные районы, в том числе Тибет, не избрали, но делегировали своих представителей в ВСНП. Нормы представительства были установлены следующим образом: 1 депутат от 800 тыс. человек для провинций и 1 депутат от 100 тыс. человек для городов центрального подчинения и городов провинциального подчинения с населением более 500 тыс. человек. Всего по территориальному принципу в ВСНП было избрано 1136 представителей, 60 представителей были избраны от вооруженных сил, а также 30 представителей от зарубежной диаспоры.

Сразу после открытия ВСНП приступило к рассмотрению выдвинутого ЦК КПК и Народным советом Китая проекта конституции; после длительного обсуждения и внесения поправок Конституция КНР была принята единогласно. Конституция 1954 г. наметила цели и задачи переходного периода, закрепила институт собраний народных представителей, сформировала систему органов власти, управления, правосудия и контроля. Конституция КНР 1954 г. стала первой китайской конституцией социалистического типа, но не социалистической конституцией в полном смысле, она явилась конституцией переходного периода [4, с. 290].

Процесс разработки и принятия Конституции КНР 1954 г. продемонстрировал специфику социалистического подхода к учреждению конституции, в том числе решающую роль правящей партии, сосредоточение учредительной власти в руках высшего органа государственной власти, «национализацию» учредительной власти. С другой стороны, в сравнении с Конституцией РСФСР 1918 г., первая китайская конституция социалистического типа отразила развитие теории и практики социалистического учредительства. Конституция и выборы превратились (по крайней мере, формально) в определенную ценность в рамках правовой системы социализма. В процессе принятия первой кон-

ституции КНР было реализовано межпартийное сотрудничество; хотя данный межпартийный диалог был, по выражению И.В. Сталина, «милостью» по отношению к другим партиям, он, по крайней мере, сохранил возможность для многопартийной политической деятельности.

Учредительная власть: динамизм и легитимность конституции. Принятые Конституции РСФСР и КНР впервые обозначили народ в качестве источника легитимности власти. Однако за финальным конституционным моментом принятия конституций скрывается достаточно длительный «конституционный период», включающий подготовку многочисленных документов. Указанные «конституционные периоды» начались с момента создания соответственно РСФСР и КНР и завершились в момент принятия конституций. По нашему мнению, категория «конституционный период» («учредительный период») больше подходит для отображения процесса учреждения конституции и связанных с этим вопросов конституционно-правовой теории.

Оба описанных учредительных процесса несут на себе зримые приметы социализма, принципиально отличаясь от предшествовавшей и последующей западной учредительной практики. Социалистическая теория учредительства восприняла радикальную трактовку народного суверенитета, отказалась от разделения властей и обособления учредительной власти, сконструировав единый высший орган государственной власти и наделив его полномочиями по учреждению конституции. Напротив, западная конституционная теория исходит из того, что учредительная власть реализуется в условиях отсутствия государственной власти или, по крайней мере, независимо от нее; поэтому учредительная власть не может считаться одним из видов власти государственной. Исходя из этого, процесс учреждения конституции на Западе предполагает созыв учредительного собрания, отдельного от всего государственного механизма, тогда как социалистическая теория «национализировала» учредительную власть и не видит необходимости в специальном учредительном органе. Фактически в процессе учреждения конституции при социализме не существует учредительной власти и учредительного органа как таковых, имеет место лишь функция (полномочие) высшего органа государственной власти по учреждению конституции. Более того, история конституционализма на Западе демонстрирует множество случаев совпадения моментов учреждения конституции и основания государства, составляющих норму, согласно которой момент учреждения конституции и есть момент создания государства, поэтому учредительное собрание (конвент) учреждает не только конституцию, но и государство. Вне западной конституционной традиции (в том числе при социализме) существо вопроса о государстве, вопроса о власти лежит вне конституции и решается прежде ее принятия; конституция служит лишь ретроспективным и формальным закреплением достигнутого политического состояния. Поэтому при социализме учредительная власть, национализированная и контролируемая правящей партией, опирается на уже существующее государство и государственный механизм.

Кроме того, в марксистской трактовке сущности права динамизму конституции придается приоритетное значение по сравнению с ее стабильностью, что является одной из причин частоты принятия и изменения конституций в социалистических государствах. Подробное регулирование экономической основы государства и многочисленные программные положения предопре-

деляют необходимость регулярного внесения изменений в социалистические конституции. Это также привело к превращению конституции из договора между государством и обществом фактически во внутренний документ государственной администрации. Иными словами, социалистическая конституция для достижения необходимого уровня динамизма пожертвовала частью собственной легитимности. В сравнении с этим, формирование специализированных учредительных органов в западной конституционной традиции было обусловлено именно стремлением усложнить процесс принятия и изменения конституции, гарантировать ее стабильность.

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и «Общая программа НПКСК» в качестве провозвестниц конституций 1918 и 1954 г. также сыграли важную роль, поэтому первая из них удостоилась у современников наименования «малой конституции». В этой связи следует отметить: предшествовавшую французской конституции 1791 г. «Декларацию прав человека и гражданина»; Союзный договор СССР, предварявший Конституцию СССР 1924 г.; китайские Временную конституцию 1911 г. и Временную конституцию для периода политической опеки 1931 г., а также ряд других актов конституционного характера.

По нашему мнению, сущность и функции этого типа конституционных документов до настоящего времени не получили должного внимания в научной литературе, хотя временные и подготовительные конституционные акты не только важны сами по себе, но и составляют значимый компонент процесса учреждения конституции. Момент принятия конституционных документов подготовительного характера приближается к моменту основания государства, а их основной задачей является обеспечение государственной целостности и решение иных безотлагательных конституционно-правовых вопросов до принятия конституции (например, права человека в 1789 г. во Франции, единство государства в 1992 г. в России и т.д.).

В унитарных государствах принятие таких документов требует консолидации классов, общественных организаций и политических партий, тогда как федеративные государства заручаются также поддержкой субъектов федерации. Подготовительные конституционные документы зачастую принимаются в чрезвычайных обстоятельствах, что нередко причиняет известный урон их легитимности, в том числе и за счет использования процедур, не вполне отвечающих стандартам правового государства. Наконец, при принятии конституции подготовительные конституционные документы служат идеологической основой проектируемых конституционных текстов, а в ряде случаев включаются в текст конституции, либо, по выражению профессора Гао Цюаньси, составляют единый корпус конституционных актов [2].

В целом необходимо отметить, что вопросы, поставленные в процессе принятия первых конституций РСФСР и КНР, актуальны и по сей день, предоставляя пищу для размышлений современным исследователям конституционного права. К примеру, при разработке перспективного конституционного закона «О Конституционном Собрании РФ» будет нелишним учесть уроки и опыт социалистической эпохи. Только анализ с новых теоретических позиций учредительного опыта социализма позволит обнаружить и по достоинству оценить достижения нового российского конституционализма. Несомненно, что

и китайские ученые-конституционалисты заинтересованы в переосмыслении социалистического опыта учреждения конституции с учетом новых теоретических подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития советской конституции. — М. : Изд-во «Наука», 1982. С. 29.

2. Гао Цюаньси. Момент учреждения конституции. — Гуйлинь : Изд-во Педагогического университета Гуанси, 2012. С. 12.

3. Лу Дэшэн. Очерк истории китайского конституционализма. — Пекин : Китайское изд-во «Чанань», 2004. С. 207.

4. Сюй Сянминь. История китайского конституционализма. — Циндао : Издательство Морского университета Циндао, 2002. С. 280.

5. Цзи Поминь. Конституционализм и фундамент государства. — Гонконг : Изд-во «Дафэн», 2007. С. 38.

6. Хань Даюань. Конституция 1954 г. и китайский конституционализм. — Чанша : Хунаньское народное изд-во, 2004. С. 150.

русские учёные о политическом и историческом значении тихого океана

в.в. Постников*

Развитие российского Дальнего Востока (РДВ) — важнейшее направление современной государственной политики, что обусловливает необходимость идеологического обеспечения процесса формирование позитивного представления у населения России о значении Тихоокеанского региона для развития страны. В этой связи важны идеи и аргументы крупнейших учёных прошлого относительно важности Тихоокеанского региона для России на современном этапе.

Научная мысль XVIII—XIX вв. Первые научно-практические сведения о тихоокеанском побережье Азии русские получили в XVII в., когда Россия ещё не представляла себя реалистично на карте мира и не придавала большого значения морской политике.

Корень идей о закреплении на Тихом океане находится в имперской идеологии Петра I, считавшего, что России необходимо развивать морское могущество — путь к участию в международной политике и экономической, культурной жизни. Главными для Петра I были балтийское и черноморское направления развития морских сил, общение с Европой. Тихоокеанское направление оказалось второстепенным, но оставалось в поле зрения власти. Основным событием тихоокеанской политики в то время стала организация камчатских экспедиций (1725—1742 гг.), в ходе которых были основаны Охотский порт, Петропавловск-Камчатский, открыты земли Северо-Западной Америки.

Научно-идеологическое обоснование тихоокеанского направления российской политики XVIII в. представил «титан» российской науки М.В. Ломо-

* Постников Валентин Валентинович — сотрудник Тихоокеанского военно-морского института, г. Владивосток. E-mail: postnikofr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.