Научная статья на тему 'Сравнительный анализ перфекционизма молодых людей, обучающихся в учреждениях разного профессионального уровня'

Сравнительный анализ перфекционизма молодых людей, обучающихся в учреждениях разного профессионального уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / PERFECTIONISM / EDUCATIONAL SYSTEM / PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новгородова Екатерина Федоровна

В статье сопоставлены проявления перфекционизма учащихся различного образовательного уровня (начальное, среднее и высшее профессиональное). Обнаружены кардинальные отличия в перфекционных устремлениях молодых людей, получающих разное образование. Лидирует в выраженности перфекционизма контингент училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of perfectionism of young people from institutions of various professional level

The paper concerns the manifestation of students’ perfectionism depending on their educational level. The sample includes students of different educational institutions (elementary professional education, secondary and higher vocational education). 259 male and 261 female (N=520) aged from 16 to 22 (middle age 18±1,8) were examined. Research method used is "Multidimensional Perfectionism Scale" by V.A. Yasnaya and S.N. Enikopolov. The conclusion is made about significant differences perfectionism of young people receiving different education. Among colleges minimum levels of perfectionism were diagnosed. The maximum expression of perfectionism is reached in self-reports of representatives from elementary professional schools, that actualizes psychological support for awareness of their own opportunities and limitations. An intermediate position is occupied by university students

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ перфекционизма молодых людей, обучающихся в учреждениях разного профессионального уровня»

Е. Ф. Новгородова

(Комсомольск-на-Амуре)

Сравнительный анализ перфекционизма молодых людей,

обучающихся в учреждениях разного профессионального уровня

В статье сопоставлены проявления перфекционизма учащихся различного образовательного уровня (начальное, среднее и высшее профессиональное). Обнаружены кардинальные отличия в перфекционных устремлениях молодых людей, получающих разное образование. Лидирует в выраженности перфекционизма контингент училищ.

За последние годы наметилась удручающая тенденция: молодежь, получив профессиональную квалификацию, трудоустраивается вовсе не по приобретенному профилю. Масштабы этого явления раскрывает Федеральная служба государственной статистики [12], по данным которой 60% россиян работают не по специальности. То есть колоссально большое количество молодых людей предпочитают перечеркнуть многолетнее обучение и уйти из профессии, не получив и минимального практического опыта. Это отражается в злободневном фольклоре о том, что преподаватели обычно говорят своим выпускникам: «Картошку фри и колу, пожалуйста».

С одной стороны, эта ситуация, возможно, связана с вынужденным отказом от запланированной учащимися карьерной траектории в связи с низким спросом фактической профессиональной принадлежности на рынке труда. Замечено, что современные старшеклассники испытывают затруднения в прогнозировании актуальной и высокооплачиваемой работы [6]. Однако профессии из ряда отраслей общественно полезной деятельности остаются стабильно востребованными (образование, медицина, юриспруденция, строительство и т.д.]. При этом молодые специалисты предпочитают, чтобы будущая должность отвечала их высоким амбициям, а работодатели зачастую не в состоянии это удовлетворить. В итоге непомерные запросы увеличивают безработицу и переход в другую профессиональную нишу среди молодежи.

С другой стороны, это может быть обусловлено недостаточной личностной зрелостью абитуриентов и выпускников учреждений, предоставляющих образовательные ус-

луги. По этому поводу в студенческой среде ходит байка о том, что «вчера учителя от нас требовали отпрашиваться по нужде, а сегодня хотят, чтобы мы твердо знали чему, посвятить всю свою жизнь». Во многом данная проблема объясняется периодом моратория, то есть отсрочкой от интеграции во взрослую жизнь [14]. Это кризисный этап развития между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят сложные процессы обретения идентичности и нового отношения к миру. На этом временном отрезке молодые люди, запаздывающие с принятием зрелых обязательств, активно экспериментируют с ролями, оценивая их социальную приемлемость. Психологический мораторий также характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны молодежи.

В этих условиях становятся актуальными чертами молодых людей самодетерминация и самосовершенствование, поскольку они способствуют управлению своей жизнью и обеспечению комфортной социальной ниши. Оба этих аспекта представлены в феномене перфекционизма личности. Научно-педагогическая литература интерпретирует это явление как тенденцию личности предъявлять высокие требования к себе на пути к идеалу.

Концепция перфекционизма вызвала мощный резонанс в российском психологическом обществе. Изначально перфекционный стиль личности безапелляционно рассматривался как фактор уязвимости душевными недугами (депрессивные и тревожные расстройства, суицидальные действия и т.д.]. Позднее выяснилось, что перфекционные ценности так или иначе представлены в массовом современном сознании. По мнению ряда отечест-

венных учёных, «перфекционизм - это не индивидуальная абсурдная склонность, а болезнь культуры нашего времени» [5, с. 43]. Более того, перфекционные тенденции сегодня постулируются как «религия XXI века, культ современного человечества» [9, с. 76].

В связи с этим контекст обсуждения проблематики перфекционизма постепенно расширился и стал внедряться широкий комплекс исследований на условно здоровой популяции. При этом наиболее популярной выборкой стали субъекты образовательного процесса. Во многом это определяется актуальностью раскрытия внутреннего потенциала учащихся и педагогов, что способствует их адаптации к постоянно изменяющимся условиям обучения в контексте модернизации всех уровней российской системы образования.

Вопросам самосовершенствования субъектов учебного процесса уделяли внимание многие видные исследователи (А. А. Бодалев, Е. И. Исаев, А. А. Леонтьев, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.]. Проблема перфекцио-низма в просвещении также затронула интересы большого количества ученых (Н. Г. Гара-нян, И. И. Грачева, Я. О. Жебрун, М. В. Ларских, М. В. Москова, Н. М. Мякишева, А. С. Седунова и др.].

Благодаря научным разработкам российских исследователей обнаружена роль образования в процессе развития перфекциониз-ма среди молодых людей. Так, обучение детей в престижных учреждениях в условиях высоких требований и жесткой конкуренции способствует формированию у них перфек-ционистских установок [10]. К тому же особенности обучающей деятельности учебного заведения, сложность программы и уровень образовательных стандартов могут быть детерминантами высокого уровня перфекцио-низма учащихся [8].

В социальной психологии образовательные системы относятся к категории больших групп, представители которых являются носителями общих установок и образцов поведения. В настоящее время даже поднимается вопрос о целесообразности выделения «социальной психологии образования» как самостоятельного научного направления [7]. При этом до сих пор малочисленны исследовательские программы, позволяющие сопоставить психологические портреты лиц, обучающихся в радикально отличающихся условиях,

и полностью отсутствует сравнение их пер-фекционных тенденций. Это делает целесообразным эмпирическую проверку предположения о различиях перфекционистских устремлений в зависимости от образовательного уровня индивида.

С целью сравнения проявлений перфек-ционизма учащейся молодежи нами было проведено исследование на выборке из 520 респондентов в возрасте от 16 до 22 лет. Среди них 259 юношей и 261 девушка. Выборку составили лица, обучающиеся в учреждениях различного уровня профессионализации: начальное (НПО], среднее (СПО] и высшее (ВПО] образование. Были обследованы 98 представителей училищ (16-18 лет], 185 студентов техникумов и колледжей (16-20 лет], а также 237 учащихся университетов (18-22 года]. Распределение испытуемых по уровню образования составило линии анализа и интерпретации исследования. Сбор эмпирических данных был организован в 2011-2012 учебном году.

Диагностика перфекционных тенденций личности осуществлялась по «Многомерной шкале перфекционизма», адаптированной В. А. Ясной и С. Н. Еникополовым [15]. Инструмент тестирует аддитивный показатель пер-фекционизма, складывающийся из четырех его параметров: обеспокоенность ошибками (негативные реакции на промахи в деятельности, интерпретация их как неуспеха и предположение, что за неудачей последует потеря уважения других людей]; организованность (придание повышенного значения порядку, сосредоточенность на важности и необходимости организованности]; родительская критика и сомнения в действиях (субъективно воспринимаемая чрезмерная критика совершаемых действий со стороны родителей наряду со склонностью чувствовать, что задуманное сделано недостаточно хорошо]; личные стандарты и родительские ожидания (установление для себя очень высоких норм и требований, придание им чрезмерного значения для самооценки вместе с тенденцией индивида считать, что его родители ставят перед ним слишком сложные цели].

Эмпирические материалы обрабатывались с использованием пакета математических программ Statistica 6.0. Применялся параметрический метод сравнения независимых выборок (^критерий Стьюдента]. Также анализировалась описательная статистика исследо-

Таблица 1

Процентное распределение испытуемых, демонстрирующих различные уровни перфекционизма

Параметры перфекционизма НПО СПО ВПО

Уровень выраженности перфекционизма

низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий

Обеспокоенность ошибками 13,3 63,3 23,5 14,6 67,6 17,8 16,9 66,7 16,5

Организованность 4,1 84,7 11,2 17,3 67,6 15,1 12,7 69,6 17,7

Родительская критика и сомнения в действиях 9,2 62,2 28,6 11,4 65,4 23,2 23,6 60,8 15,6

Личные стандарты и родительские ожидания 3,1 74,5 22,4 17,3 65,4 17,3 15,2 69,2 15,6

£ Перфекционизм 5,1 71,4 23,5 15,1 68,1 16,8 15,6 70,9 13,5

вания (средние арифметические показатели] и процентное распределение данных.

По результатам обследования зафиксировано нормальное распределение данных по каждой из шкал (таблица 1]. Следовательно, большинство испытуемых каждой из образовательных систем обладают средним уровнем перфекционных тенденций личности.

Обнаружено специфичное положение респондентов, обучающихся в профессиональных училищах, поскольку они демонстрируют не только максимальную распространенность высокого уровня каждого из признаков, но и минимальную концентрацию людей с низкими значениями по шкалам. Это может быть связано с подростковым максимализмом, заключающимся в бескомпромиссных оценках и дихотомических рассуждениях.

Проанализируем выраженность каждого из аспектов перфекционизма.

Параметр «обеспокоенность ошибками» ярко проявляется в среде начальных профессиональных учреждений (НПУ) - 23,5% когорты обладают высоким уровнем признака. Интенсивно переживают по поводу неудачного опыта 17,8% учащихся сузов и 16,5% студентов вузов. На первый взгляд, различия по этому признаку очевидны, но при более детальном рассмотрении они не столь существенны за счет достаточно большого и равномерного количества респондентов на низком его уровне. Заметим, что негативные эмоции учащихся, связанные с совершаемыми ошибками, являются мощным фактором снижения удовлетворенности жизнью [3]. Это говорит о наименьшем уровне субъективного благополучия подростков из училищ.

Шкала «организованность» сообщает о

значимости регламентации жизнедеятельности преимущественно студентами высшей школы, затем - субъектами среднего профессионального звена и уже после этого - учениками НПУ. В то же время именно в среде училищ наиболее редко этот параметр представлен на низком уровне развития (4,1% от их общего числа]. Учитывая, что организованность значимо коррелирует с тревогой и субъективным ощущением, что что-то не так, как должно быть [1], молодежь ВПО и НПО наиболее подвержена этим стрессовым переживаниям.

«Родительская критика и сомнения в действиях» ярко выражены в сознании четверти обследованных лиц из техникумов и училищ, а также 15,6% респондентов университетов. Этот перфекционный аспект является важной психологической проблемой молодых людей, представляющих системы НПО и СПО. Особенно принимая во внимание тот факт, что высокий уровень семейной критики оказывает значительное влияние на возникновение психических расстройств и их неблагоприятное течение в детстве, отрочестве и юности [11]. При этом в образовательном пространстве вузов наименьший процент людей, считающих, что их действия критикуются со стороны значимого взрослого окружения.

Компонент «личные стандарты и родительские ожидания» представлен на высоком уровне развития в ответах каждого четвертого представителя училищ, каждого шестого студента техникумов и каждого седьмого учащегося университетов. Российские авторы высказали предположение о том, что совме-

Таблица 2

Средние арифметические показатели перфекционизма учащихся

Параметры перфекционизма НПО СПО ВПО

Обеспокоенность ошибками 29,9 28,6 28,5

Организованность 31,3 30,1 30,9

Родительская критика и сомнения в действиях 22,5 20,9 19,3

Личные стандарты и родительские ожидания 40,7 38,5 38,4

£ Перфекционизм 124,0 118,1 117,2

щение высоких эталонов с убежденностью человека в установлении слишком сложных целей со стороны родителей отражает особенности формирования перфекционизма [15]. Мировое научное сообщество поддерживает эту версию [2, 4]. Действительно, пер-фекционное целеполагание происходит из опыта взаимодействия с непостоянно проявляющими одобрение взрослыми, чья любовь условна и зависит от результатов деятельности потомка. Это позволяет нам засвидетельствовать фрустрацию потребности в принятии со стороны близкого окружения большой части респондентов.

Анализ средних показателей (таблица 2] демонстрирует доминирование абсолютно всех аспектов перфекционизма в самоотчетах респондентов из профессиональных училищ. Полученные сведения могут сообщать об их критическом состоянии, поскольку высокий уровень перфекционизма сопряжен с потенциальными отклонениями от нормального психического развития [5]. Это согласуется с литературными данными о том, что основная категория молодежи системы НПО составляет группу риска и требует особого внимания специалистов (учителей, мастеров, психологов, социальных педагогов, методистов] [13].

Проанализируем обнаруженные отличия с помощью статистических данных, представленных в таблице 3, опираясь на средние арифметические значения переменных.

Результаты вновь позволяют сделать вывод о том, что измеряемые признаки намного сильнее представлены в среде представителей училищ. В отличие от студентов среднего специального образования для подростков начальной профессионализации характерна большая степень выраженности ряда черт: зацикленность на дисциплинированности; убежденность в предвзятом отношении со стороны значимых других и недоверие к качеству выполненных задач; предъявление к себе высоких требований вместе с уверенностью в установлении чрезмерно сложных целей со стороны референтных лиц; компуль-сивные попытки достижения совершенства.

В сравнении со студентами высших учебных заведений ученики НПО заметно интенсивней беспокоятся по поводу внешней критики и качества сделанной работы, придают чрезмерное значение установленным эталонам и предполагают существование высоких надежд со стороны субъективно значимых персон, импульсивно стремятся к идеалу.

При сравнении перфекционных установок

Таблица 3

Уровни значимости различий перфекционных тенденций

Параметры перфекционизма НПО СПО ВПО НПО СПО ВПО

Обеспокоенность ошибками

Организованность 0,022

Родительская критика и сомнения в действиях 0,021 0,000 0,003

Личные стандарты и родительские ожидания 0,003 0,000

£ Перфекционизм 0,000 0,000

учащихся систем СПО и ВПО замечено преобладание лишь одного параметра среди студентов сузов, что говорит об их опасениях по поводу оценочных суждений и качества продуктов своей деятельности. Это может служить свидетельством более рационального выстраивания процесса самосовершенствования студентами вузов. Поскольку в группах учащихся техникумов и университетов диагностированы минимальные уровни перфек-ционных тенденций, это позволяет предполагать низкую вероятность психических анома-

лий в образовательном пространстве этих заведений.

Основной вывод из проведенной научно-исследовательской работы заключается в гиперболизированном стремлении к совершенству контингента профессиональных училищ. Это подтверждает статус группы риска данной социальной общности и делает целесообразным психолого-педагогическую поддержку трудных подростков системы НПО по вопросу осознания собственных возможностей и ограничений.

Литература

1. Coles, M. E., Frost, R. O., Heimberg, R. G, & Rheaume, J. (2003). "Not just right experiences": perfectionism, obsessive-compulsive features and general psychopathology. Behaviour Research and Therapy, 41(6), 681-700.

2. Maloney, G. K., Egan, S. J., Kane, R. T., & Rees, C. S. (2014). An Etiological Model of Perfectionism. PLoS ONE 9(5): e94757. doi: 10.1371/ journal.pone.0094757

3. Bas, A. U., (2011). Dimensions of perfectionism in elementary school-aged children: Associations with anxiety, life satisfaction and academic achievement. Education and Science, 36(162), 261-272.

4. Воликова С. В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22. -№ 2. - С. 94-99.

5. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4. - С. 18-48.

6. Дёмин Ю. А. Профессиональный выбор молодежи и рынок труда // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2012. -Иркутск: Издательство Байкальского государственного университета экономики и права, 2012. - С. 291-296.

7. Крушельницкая О. Б., Орлов В. А., Сачкова М. Е, Социальная психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2013. - № 2. - С. 1-14.

8. Ларских М. В., Васильева Ю. Е., Бурлак Е. Ю. Высокие образовательные стандарты вуза как один из факторов формирования высокого перфекционизма студента // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 38. - С. 110-117.

9. Парамонова В. В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен // Развитие личности. - 2009. -№ 1. - С. 64-78а.

10. Тарханова П. М. Исследование влияния макро- и микросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи // Культурно-историческая психология. - 2014. - № 1. - С. 88-94.

11. Холмогорова А. Б., Воликова С. М. Эмпирические психологические исследования семейных факторов психических расстройств // Современная терапия психических расстройств. - 2007. - № 3. -С. 33-42.

12. Что показал опрос Росстата об отношении россиян к труду // Российская газета : [офиц. сайт]. - URL: http://www.rg.ru/2012/08/ 13/laykam.html (дата обращения 22.04.2015).

13. Шульга Т. И. Психология учащихся начального профессионального образования: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и пре-дисл. А. В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

15. Ясная В. А., Еникополов С. Н. Апробация шкал измерения пер-фекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. - 2009. - № 1. - С. 101-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.