Научная статья на тему 'Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся'

Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
710
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОЖИДАНИЯ / GIFTEDNESS / SUCCESS / PERFECTIONISM / EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новгородова Екатерина Федоровна

В наши дни явление перфекционизма остается на пике исследовательской активности. При этом выборке одаренных перфекционистов уделяется недостаточно внимания. В этой связи был осуществлен обзор зарубежных и отечественных научных публикаций, отражающих разные точки зрения на взаимоотношения перфекционизма и одаренности. Также на материале современных эмпирических исследований автор рассматривает явление перфекционизма через призму социальных ожиданий от одаренных и академически успешных детей и подростков. Проанализированы представления и установки родителей и учителей в отношении учащихся, идентифицированных как одаренные. Замечено, что завышенные ожидания приводят не только к нарастанию перфекционизма учеников, но также ингибируют академическую деятельность и фру-стрируют их психосоциальное развитие. Показана необходимость учета широкого спектра потребностей таких детей (социальных и эмоциональных, а не только интеллектуальных). Сделан вывод о целесообразности психолого-педагогической поддержки, содействующей самопринятию одаренных перфекционистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTIONISM AS A RESULT OF SOCIAL EXPECTATIONS OF GIFTED AND HIGH ACHIEVING STUDENTS

The paper contains a review of Russian and oversees research on the relation between perfectionism and giftedness. The phenomenon of perfectionism is analysed through the prism of social expectations for gifted and academically successful children and adolescents based on latest empirical research. The implicit expectations and attitudes of parents and teachers towards students identified as gifted and successful are outlined. The conclusion is made about the necessary taking into account of the social and emotional needs of these children, as well as the appropriateness of psychological and pedagogical support promoting their self-acceptance.

Текст научной работы на тему «Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся»

Экспериментальная площадка

перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся

Е. Ф. Новгородова

в наши дни явление перфекционизма остается на пике исследовательской активности. При этом выборке одаренных перфекционистов уделяется недостаточно внимания. в этой связи был осуществлен обзор зарубежных и отечественных научных публикаций, отражающих разные точки зрения на взаимоотношения перфекционизма и одаренности. Также на материале современных эмпирических исследований автор рассматривает явление перфекционизма через призму социальных ожиданий от одаренных и академически успешных детей и подростков. Проанализированы представления и установки родителей и учителей в отношении учащихся, идентифицированных как одаренные. замечено, что завышенные ожидания приводят не только к нарастанию перфекционизма учеников, но также ингибируют академическую деятельность и фру-стрируют их психосоциальное развитие. Показана необходимость учета широкого спектра потребностей таких детей (социальных и эмоциональных, а не только интеллектуальных). Сделан вывод о целесообразности психолого-педагогической поддержки, содействующей самопринятию одаренных перфекционистов.

Ключевые слова: одаренность, успешность, перфекционизм, ожидания.

Постановка научной проблемы

Анализ публикационной активности россий- Об авторе: ских и англоязычных авторов позволяет констати- Новгородова ровать факт неуклонно возрастающего Екатерина Федоровна научно-исследовательского интереса к проблеме аспирант Балтийского перфекционизма личности. Это обеспечило не федеральногоуниверси-только понимание парадоксальной природы данного явления [Талаш, 2012], но и позволило эмпирически верифицировать его амбивалентную Адрес для переписки: роль в субъективном благополучии носителя ул. Александра Невского, [новгородова, 2015]. Таким образом, современ- д.14, ная психология содержит отчетливый дуализм в г Калининград'

понимании перфекционизма, зафиксированный в Е-тац: 39р^^@дтаих0т дихотомии «конструктивность — деструктивность».

однако до сих пор проблема оптимизации качества жизни перфекционистов имеет актуальный научный статус. При этом особого внимания ББК886

У У м УДК 159.9

тета им. И.Канта, Россия, Калининград.

Социальные явления. 2016 (6)

заслуживают одаренные дети. во-первых, это обусловлено тем, что данная популяция является квинтэссенцией социального прогресса, источником инноваций, носителем перспектив нации и стратегическим ресурсом будущего россии. во-вторых, важную роль играет чувствительность подрастающего поколения к внешним ожиданиям, своеобразная подверженность авторитетам и ведомость социальным предписаниям. в-третьих, если в западных странах ведутся регулярные исследования качества жизни одаренных перфекционистов, то в отечественной психологии разработка данной проблемы находится на начальном этапе. в связи с вышеизложенным целесообразно обобщить имеющиеся научные факты о роли завышенных социальных ожиданий от академически успешных и одаренных учащихся в формировании у них перфекционных черт. Полученные данные послужат прочной основой для психолого-педагогической поддержки и обеспечения благополучия одаренной молодежи.

Соотношение перфекционизма и одаренности

обзор профессиональной литературы позволил обнаружить противоречивые научные данные о взаимосвязи одаренности и перфекцио-низма личности. Так, хотя большинство современных ученых характеризуют перфекционизм как неотъемлемую и проблемную черту одаренности [Chan, 2007; Freeman, 2008; Pyryt, 2007; Siegle & Schuler, 2000; Silverman, 2007; Christopher & Shewmaker, 2010; Богоявленская и Богоявленская, 2005; Ермаков и др., 2009; Комаров, 2015; Кулемзина, 2003; львовская, 2013], существует и оппозиционное мнение о том, что перфекционизм не должен включаться в спектр характеристик одаренной личности [Mendaglio, 2007].

Кроме этого, остается дискуссионным вопрос о причинно-следственных связях данных явлений: одни исследователи считают перфекционизм закономерным следствием одаренности, другие — первоисточником. Существует мнение, что перфекционизм как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата является личностной детерминантой интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте [мякишева, 2009]. Также замечено, что интенсивная одаренность, сопряженная с эмоциональной чувствительностью, увеличивает перфекционизм учащихся [mofield, 2012], в частности, такое его проявление, как «родительские ожидания и критика» [Kornblum & Ainley, 2005].

важно отметить, что ранее было многократно эмпирически верифицировано преобладание высоких перфекционных тенденций у одаренных учащихся [Baker, 1996; Chan, 2007; Dixon et al., 2004; Orange, 1997; Roberts & Lovett, 1994; Schuler, 2000; Kornblum & ainley, 2005; бородина и Ашрафбекова, 2016; львовская, 2013; мякишева, 2009]. однако вопреки сложившемуся распространенному убеждению есть результаты, указывающие на отсутствие различий в перфекцио-низме одаренных детей и контрольных выборок [Parker, 2000; Parker & mills, 1996]. Это свидетельствует о том, что частые сообщения о бульшем перфекционизме среди одаренных могут быть продуктом фантомных социальных ожиданий.

Е. Ф. Новгородова Социальные ожидания, перфекционизм и одаренность

завышенные ожидания, предъявляемые к одаренным детям и подросткам со стороны родителей и учителей, выделяются в качестве значимых, но малоисследованных факторов перфекционизма. независимо от того, насколько одарен ребенок, его всегда окружают мифические ожидания, оказывающие сильное давление на него и обрекающие на перфекционизм [Freeman, 2008].

ранее было убедительно показано, что родительские установки оказывают непосредственное влияние на перфекционизм своих детей [Parker, 2000; Flett & Hewitt, 1998; Flett et al., 1995; Rice et al., 1996; Speirs Neumeister et al., 2009; Speirs Neumeister & Finch, 2006]. в частности, чем интенсивнее выражен авторитарный стиль воспитания, тем выше перфекционизм потомков [Flett et al., 1995; Speirs Neumeister & Finch, 2006]. Кроме продуцирования социально-предписанного перфекционизма, это вызывает выученную беспомощность, тенденцию приписывать результаты внешним причинам [Flett & Hewitt, 1998] и уклонение от возможных неудач [Speirs Neumeister & Finch, 2006]. Также было продемонстрировано, что наиболее распространенной ценностью в семьях, воспитывающих одаренных перфекционистов, является «соответствие социальным ожиданиям» [Speirs Neumeister et al., 2009].

учеными также анализировались ожидания учителей о продуктивности одаренных студентов. Продемонстрировано, что позитивный перфекционизм (организованность и высокие личные стандарты) ассоциирован с рейтингами педагогов по поводу социального функционирования и лидерства учащихся, в то время как отрицательный пер-фекционизм (обеспокоенность ошибками и сомнения в своих действиях) дает прямо противоположные результаты [Chan, 2007].

Социальные представления, перфекционизм и одаренность

важным компонентом переживания людьми качества своей жизни является мировоззрение, отражающееся в социальных представлениях. в контексте заявленной научной проблемы обнаружена специфика представлений молодых перфекционистов о детско-родительских отношениях. Так, одаренные дети не только уверены в чрезмерной критичности своих родителей, но их уверенность в этом сильно повышается по мере взросления [Kornblum & Ainley, 2005]. К тому же «невротические» перфекционисты воспринимают своих родителей как ненадежных [rice et al., 1996].

Кроме характеристик семейной атмосферы, научным сообществом были изучены представления родителей об образовательных целях для своих академически талантливых детей [ablard & Parker, 1997; Feldhusen & Kroll, 1985; воловикова и др., 2006]. выяснено, что дети родителей, ориентированных на высокую производительность, а не на понимание учебного материала, значительно чаще проявляют дисфункциональный перфекционизм (сочетание высокой озабоченности по поводу ошибок и сомнений в связи с совершаемыми действиями) [ablard & Parker, 1997]. Следовательно, родительские ожидания от образовательного процесса позволяют предсказать риск дезадаптации и будущей неуспеваемости потомков. Кроме того, большинство родителей одарен-

Социальные явления. 2016 (6)

ных детей воспринимают учебный план как не удовлетворяющий интеллектуальным потребностям своего ребенка и верят в то, что специальные классы и большие временные затраты на обучение необходимы для одаренной молодежи [Feldhusen & Kroll, 1985]. К тому же родительские перфекционистские установки сопряжены с высокими требованиями к своим потомкам и приводят к развитию эмоциональных нарушений у детей, обучающихся в гимназиях [воловикова и др., 2006]. итак, родители академически талантливых учеников часто подталкивают своих детей к высоким достижениям, что способствует развитию их перфекционизма и тревожности [Ablard & Parker, 1997].

Проведенный обзор литературы отчетливо демонстрирует взаимовлияние проблем перфекционизма и одаренности. Становится ясно, что завышенные социальные ожидания действительно продуцируют пер-фекционизм учащихся.

К тому же боязнь несоответствия надеждам окружающих людей оказывает дестабилизирующий и ингибирующий эффекты на академическую деятельность детей и подростков, идентифицированных как одаренные. Такие ученики часто испытывают сомнения по поводу своей роли в жизни референтного общества. одаренные студенты нередко чувствуют, что их ценят только за то, что они делают [Mofield, 2012], а не за то, кто они есть. Поскольку в погоне за выдающимися успехами и личными рекордами дети ориентируются на внешние ожидания, а не на собственные представления о счастье, это отдаляет их от своего «я». нереалистичные ожидания систематически высокой производительности от одаренных учащихся приводят не только к нарастанию их пер-фекционизма, но и к самоотчуждению.

Приходится констатировать, что в учебных программах для одаренных студентов часто игнорируются их особые потребности [mofield, 2012], в то время как для решения проблем перфекционизма в образовательном и семейном пространствах необходимо учитывать не только интеллектуальные, но и социальные и эмоциональные нужды одаренных детей. Так, например, было замечено, что одаренные учащиеся-пер-фекционисты испытывают желание отличиться в какой-либо другой сфере жизни, чем обучение [Bransky, 1989]. Поэтому академически успешным перфекционистам остро необходимы психосоциальная поддержка [Baker, 1996] и принятие [Lundh, 2004]. Это позволит раскрыть их потенциал и усилить достижения из пристрастия к познанию, а не из-за страха быть отвергнутым.

обнаруженные сведения представляют ценный материал для практического применения: при психологическом сопровождении учащихся-перфекционистов рационально акцентировать внимание на процессе принятия себя. С большой долей вероятности процесс самопринятия позволит субъекту постепенно осознавать собственные возможности и ограничения, рационально осуществлять целеполагание исходя из имеющихся ресурсов, зрело выстраивать межличностные связи, разумно относиться к своим и чужим недостаткам, а также отречься от необходимости отвечать ожиданиям других. Это предположение открывает широкие перспективы для дальнейшей научной разработки и психолого-педагогического экспериментирования.

Е. Ф. Новгородова

Список литературы

1 Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. — М.: МИОО, 2005. — 176 с.

2 Бородина В. Н., Ашрафбекова А. Х. Взаимосвязь перфекционизма и самоотношения одаренных старшеклассников // Вестник педагогических инноваций. — 2016. -№ 1. — С. 8489.

3 Воловикова С. В., Холмогорова А. Б., Галкина А. М. Родительский перфекционизм — фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. — 2006. — № 5. — С. 23-32.

4 Ермаков П. Н., Дикая Л. А., Кац Е. Б. Психофизиологические и психологические особенности одаренных старшеклассников, испытывающих психологические трудности // Российский психологический журнал. — 2009. — № 3. — С. 10-21.

5 Комаров Р. В. Введение в психологию одаренности. — М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2015. — 116 с.

6 Кулемзина А. В. Одаренные дети как группа риска по формированию невротического состояния // Сибирский психологический журнал. — 2003. — № 18. — С. 105-110.

7 Львовская Е. А. Связь перфекционизма с учебно-познавательной мотивацией у одаренных детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... магистр. — М., 2013.

8 Мякишева Н. М. Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

9 Новгородова Е. Ф. Роль перфекционизма в субъективном благополучии молодежи // Психологические исследования. — 2015. — № 44. — С. 12. URL: http://psystudy.ru.

10 Талаш Е. Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. — № 11. — С. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.