Экспериментальная площадка
перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся
Е. Ф. Новгородова
в наши дни явление перфекционизма остается на пике исследовательской активности. При этом выборке одаренных перфекционистов уделяется недостаточно внимания. в этой связи был осуществлен обзор зарубежных и отечественных научных публикаций, отражающих разные точки зрения на взаимоотношения перфекционизма и одаренности. Также на материале современных эмпирических исследований автор рассматривает явление перфекционизма через призму социальных ожиданий от одаренных и академически успешных детей и подростков. Проанализированы представления и установки родителей и учителей в отношении учащихся, идентифицированных как одаренные. замечено, что завышенные ожидания приводят не только к нарастанию перфекционизма учеников, но также ингибируют академическую деятельность и фру-стрируют их психосоциальное развитие. Показана необходимость учета широкого спектра потребностей таких детей (социальных и эмоциональных, а не только интеллектуальных). Сделан вывод о целесообразности психолого-педагогической поддержки, содействующей самопринятию одаренных перфекционистов.
Ключевые слова: одаренность, успешность, перфекционизм, ожидания.
Постановка научной проблемы
Анализ публикационной активности россий- Об авторе: ских и англоязычных авторов позволяет констати- Новгородова ровать факт неуклонно возрастающего Екатерина Федоровна научно-исследовательского интереса к проблеме аспирант Балтийского перфекционизма личности. Это обеспечило не федеральногоуниверси-только понимание парадоксальной природы данного явления [Талаш, 2012], но и позволило эмпирически верифицировать его амбивалентную Адрес для переписки: роль в субъективном благополучии носителя ул. Александра Невского, [новгородова, 2015]. Таким образом, современ- д.14, ная психология содержит отчетливый дуализм в г Калининград'
понимании перфекционизма, зафиксированный в Е-тац: 39р^^@дтаих0т дихотомии «конструктивность — деструктивность».
однако до сих пор проблема оптимизации качества жизни перфекционистов имеет актуальный научный статус. При этом особого внимания ББК886
У У м УДК 159.9
тета им. И.Канта, Россия, Калининград.
Социальные явления. 2016 (6)
заслуживают одаренные дети. во-первых, это обусловлено тем, что данная популяция является квинтэссенцией социального прогресса, источником инноваций, носителем перспектив нации и стратегическим ресурсом будущего россии. во-вторых, важную роль играет чувствительность подрастающего поколения к внешним ожиданиям, своеобразная подверженность авторитетам и ведомость социальным предписаниям. в-третьих, если в западных странах ведутся регулярные исследования качества жизни одаренных перфекционистов, то в отечественной психологии разработка данной проблемы находится на начальном этапе. в связи с вышеизложенным целесообразно обобщить имеющиеся научные факты о роли завышенных социальных ожиданий от академически успешных и одаренных учащихся в формировании у них перфекционных черт. Полученные данные послужат прочной основой для психолого-педагогической поддержки и обеспечения благополучия одаренной молодежи.
Соотношение перфекционизма и одаренности
обзор профессиональной литературы позволил обнаружить противоречивые научные данные о взаимосвязи одаренности и перфекцио-низма личности. Так, хотя большинство современных ученых характеризуют перфекционизм как неотъемлемую и проблемную черту одаренности [Chan, 2007; Freeman, 2008; Pyryt, 2007; Siegle & Schuler, 2000; Silverman, 2007; Christopher & Shewmaker, 2010; Богоявленская и Богоявленская, 2005; Ермаков и др., 2009; Комаров, 2015; Кулемзина, 2003; львовская, 2013], существует и оппозиционное мнение о том, что перфекционизм не должен включаться в спектр характеристик одаренной личности [Mendaglio, 2007].
Кроме этого, остается дискуссионным вопрос о причинно-следственных связях данных явлений: одни исследователи считают перфекционизм закономерным следствием одаренности, другие — первоисточником. Существует мнение, что перфекционизм как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата является личностной детерминантой интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте [мякишева, 2009]. Также замечено, что интенсивная одаренность, сопряженная с эмоциональной чувствительностью, увеличивает перфекционизм учащихся [mofield, 2012], в частности, такое его проявление, как «родительские ожидания и критика» [Kornblum & Ainley, 2005].
важно отметить, что ранее было многократно эмпирически верифицировано преобладание высоких перфекционных тенденций у одаренных учащихся [Baker, 1996; Chan, 2007; Dixon et al., 2004; Orange, 1997; Roberts & Lovett, 1994; Schuler, 2000; Kornblum & ainley, 2005; бородина и Ашрафбекова, 2016; львовская, 2013; мякишева, 2009]. однако вопреки сложившемуся распространенному убеждению есть результаты, указывающие на отсутствие различий в перфекцио-низме одаренных детей и контрольных выборок [Parker, 2000; Parker & mills, 1996]. Это свидетельствует о том, что частые сообщения о бульшем перфекционизме среди одаренных могут быть продуктом фантомных социальных ожиданий.
Е. Ф. Новгородова Социальные ожидания, перфекционизм и одаренность
завышенные ожидания, предъявляемые к одаренным детям и подросткам со стороны родителей и учителей, выделяются в качестве значимых, но малоисследованных факторов перфекционизма. независимо от того, насколько одарен ребенок, его всегда окружают мифические ожидания, оказывающие сильное давление на него и обрекающие на перфекционизм [Freeman, 2008].
ранее было убедительно показано, что родительские установки оказывают непосредственное влияние на перфекционизм своих детей [Parker, 2000; Flett & Hewitt, 1998; Flett et al., 1995; Rice et al., 1996; Speirs Neumeister et al., 2009; Speirs Neumeister & Finch, 2006]. в частности, чем интенсивнее выражен авторитарный стиль воспитания, тем выше перфекционизм потомков [Flett et al., 1995; Speirs Neumeister & Finch, 2006]. Кроме продуцирования социально-предписанного перфекционизма, это вызывает выученную беспомощность, тенденцию приписывать результаты внешним причинам [Flett & Hewitt, 1998] и уклонение от возможных неудач [Speirs Neumeister & Finch, 2006]. Также было продемонстрировано, что наиболее распространенной ценностью в семьях, воспитывающих одаренных перфекционистов, является «соответствие социальным ожиданиям» [Speirs Neumeister et al., 2009].
учеными также анализировались ожидания учителей о продуктивности одаренных студентов. Продемонстрировано, что позитивный перфекционизм (организованность и высокие личные стандарты) ассоциирован с рейтингами педагогов по поводу социального функционирования и лидерства учащихся, в то время как отрицательный пер-фекционизм (обеспокоенность ошибками и сомнения в своих действиях) дает прямо противоположные результаты [Chan, 2007].
Социальные представления, перфекционизм и одаренность
важным компонентом переживания людьми качества своей жизни является мировоззрение, отражающееся в социальных представлениях. в контексте заявленной научной проблемы обнаружена специфика представлений молодых перфекционистов о детско-родительских отношениях. Так, одаренные дети не только уверены в чрезмерной критичности своих родителей, но их уверенность в этом сильно повышается по мере взросления [Kornblum & Ainley, 2005]. К тому же «невротические» перфекционисты воспринимают своих родителей как ненадежных [rice et al., 1996].
Кроме характеристик семейной атмосферы, научным сообществом были изучены представления родителей об образовательных целях для своих академически талантливых детей [ablard & Parker, 1997; Feldhusen & Kroll, 1985; воловикова и др., 2006]. выяснено, что дети родителей, ориентированных на высокую производительность, а не на понимание учебного материала, значительно чаще проявляют дисфункциональный перфекционизм (сочетание высокой озабоченности по поводу ошибок и сомнений в связи с совершаемыми действиями) [ablard & Parker, 1997]. Следовательно, родительские ожидания от образовательного процесса позволяют предсказать риск дезадаптации и будущей неуспеваемости потомков. Кроме того, большинство родителей одарен-
Социальные явления. 2016 (6)
ных детей воспринимают учебный план как не удовлетворяющий интеллектуальным потребностям своего ребенка и верят в то, что специальные классы и большие временные затраты на обучение необходимы для одаренной молодежи [Feldhusen & Kroll, 1985]. К тому же родительские перфекционистские установки сопряжены с высокими требованиями к своим потомкам и приводят к развитию эмоциональных нарушений у детей, обучающихся в гимназиях [воловикова и др., 2006]. итак, родители академически талантливых учеников часто подталкивают своих детей к высоким достижениям, что способствует развитию их перфекционизма и тревожности [Ablard & Parker, 1997].
Проведенный обзор литературы отчетливо демонстрирует взаимовлияние проблем перфекционизма и одаренности. Становится ясно, что завышенные социальные ожидания действительно продуцируют пер-фекционизм учащихся.
К тому же боязнь несоответствия надеждам окружающих людей оказывает дестабилизирующий и ингибирующий эффекты на академическую деятельность детей и подростков, идентифицированных как одаренные. Такие ученики часто испытывают сомнения по поводу своей роли в жизни референтного общества. одаренные студенты нередко чувствуют, что их ценят только за то, что они делают [Mofield, 2012], а не за то, кто они есть. Поскольку в погоне за выдающимися успехами и личными рекордами дети ориентируются на внешние ожидания, а не на собственные представления о счастье, это отдаляет их от своего «я». нереалистичные ожидания систематически высокой производительности от одаренных учащихся приводят не только к нарастанию их пер-фекционизма, но и к самоотчуждению.
Приходится констатировать, что в учебных программах для одаренных студентов часто игнорируются их особые потребности [mofield, 2012], в то время как для решения проблем перфекционизма в образовательном и семейном пространствах необходимо учитывать не только интеллектуальные, но и социальные и эмоциональные нужды одаренных детей. Так, например, было замечено, что одаренные учащиеся-пер-фекционисты испытывают желание отличиться в какой-либо другой сфере жизни, чем обучение [Bransky, 1989]. Поэтому академически успешным перфекционистам остро необходимы психосоциальная поддержка [Baker, 1996] и принятие [Lundh, 2004]. Это позволит раскрыть их потенциал и усилить достижения из пристрастия к познанию, а не из-за страха быть отвергнутым.
обнаруженные сведения представляют ценный материал для практического применения: при психологическом сопровождении учащихся-перфекционистов рационально акцентировать внимание на процессе принятия себя. С большой долей вероятности процесс самопринятия позволит субъекту постепенно осознавать собственные возможности и ограничения, рационально осуществлять целеполагание исходя из имеющихся ресурсов, зрело выстраивать межличностные связи, разумно относиться к своим и чужим недостаткам, а также отречься от необходимости отвечать ожиданиям других. Это предположение открывает широкие перспективы для дальнейшей научной разработки и психолого-педагогического экспериментирования.
Е. Ф. Новгородова
Список литературы
1 Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. — М.: МИОО, 2005. — 176 с.
2 Бородина В. Н., Ашрафбекова А. Х. Взаимосвязь перфекционизма и самоотношения одаренных старшеклассников // Вестник педагогических инноваций. — 2016. -№ 1. — С. 8489.
3 Воловикова С. В., Холмогорова А. Б., Галкина А. М. Родительский перфекционизм — фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. — 2006. — № 5. — С. 23-32.
4 Ермаков П. Н., Дикая Л. А., Кац Е. Б. Психофизиологические и психологические особенности одаренных старшеклассников, испытывающих психологические трудности // Российский психологический журнал. — 2009. — № 3. — С. 10-21.
5 Комаров Р. В. Введение в психологию одаренности. — М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2015. — 116 с.
6 Кулемзина А. В. Одаренные дети как группа риска по формированию невротического состояния // Сибирский психологический журнал. — 2003. — № 18. — С. 105-110.
7 Львовская Е. А. Связь перфекционизма с учебно-познавательной мотивацией у одаренных детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... магистр. — М., 2013.
8 Мякишева Н. М. Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2009.
9 Новгородова Е. Ф. Роль перфекционизма в субъективном благополучии молодежи // Психологические исследования. — 2015. — № 44. — С. 12. URL: http://psystudy.ru.
10 Талаш Е. Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. — № 11. — С. 79-87.