ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
РОДИТЕЛЬСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
А.Д. АНДРЕЕВА* ФБГНУ «Психологический институт РАО», Москва
В статье феномен родительского перфекционизма рассматривается в контексте функционального состояния чувства ответственности за воспитание и образование детей. Представлена авторская методика, позволяющая определить общий уровень родительского перфекционизма с позиции конструктивности/деструктивности. Методика дает возможность также выделить профиль родительского перфекционизма, то есть его преобладающую направленность на ребенка, на окружающих или на самого себя, что имеет существенное значение для практики психологической работы с ребенком и его семьей.
Ключевые слова: родительский перфекционизм, чувство ответственности, конструктивность перфекционизма, направленность родительского перфекционизма, мотивационная основа родительского перфекционизма.
Введение
Трудно найти родителей, которые не желали бы для своих детей самого лучшего - условий жизни, воспитания, образования, будущего жизненного успеха. Стремление родителей как можно лучше подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, сделать их уверенными и конкурентоспособными членами общества обусловлено чувством родительской ответственности перед детьми, осознанием сложности и изменчивости современного мира.
Высокие цели требуют от человека значительного напряжения моральных и физических сил, материальных затрат, активного участия в реализации поставленных перед собой задач. Это в полной мере относится как к взрослым, то есть родителям, так и к детям, основной обязанностью
© Андреева А.Д., 2015.
* Для корреспонденции:
Андреева Алла Дамировна
канд. психол наук, зав. лабораторией научных основ детской практической психологии ФГНУ «Психологический институт» РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: [email protected]
которых является прилежное и добросовестное освоение тех знаний и умений, которые понадобятся им в будущем. Прекрасно, когда родительские усилия и заботы действительно помогают детям достичь высоких результатов в учебе, закладывая фундамент будущих жизненных и профессиональных успехов. Но бывает и так, что мечты и планы родителей оказываются чрезмерными для ребенка, требуют от него такого истощающего напряжения всех сил, которое приводит в конечном итоге не к успеху, а к хроническим неудачам и эмоциональному неблагополучию.
В какой момент чувство родительской ответственности за будущее ребенка утрачивает свой позитивный, созидательный потенциал, превращаясь в препятствие на пути благополучного развития и становления его личности? Как известно, чувство ответственности относится к категории высших нравственных чувств человека, связанных с переживанием им своего отношения к людям, обществу, самому себе и имеющих для него личностную значимость [7]. Именно в этой личностной значимости чувств и кроется опасность их трансформаций, искажений и нарушения функциональности.
Дисфункция чувства родительской ответственности может привести как к низкой заинтересованности в ребенке, граничащей с равнодушием и попустительством, так и к чрезмерному вмешательству взрослых в жизнь ребенка, вплоть до нарушения личностных границ, к гипертрофированной заботе о его успехах и достижениях. Такое избыточное погружение в жизнь ребенка, склонность ставить перед ним самые высокие цели и предъявлять жесткие требования по их достижению обычно квалифицируются как родительский перфекционизм.
Перфекционизм рассматривается в психологии как многомерный феномен, проявляющийся в стремлении индивида устанавливать для себя или для других самые высокие стандарты жизни и деятельности, занимающий в структуре личности различные позиции - от системы убеждений и потребностей до психологических защитных механизмов. Перфекционизм может быть как конструктивным, стимулирующим субъекта к достижению высоких результатов, так и деструктивным, приводящим к нарушению деятельности и межличностных отношений, закрепляющим дисфункциональные установки человека или его семьи [3, 6].
Где же проходит граница между чувством родительской ответственности, нормальным желанием жизненного успеха для своего ребенка и тем уровнем родительского перфекционизма, который представляет собой, по сути дела, форму проявления психологического насилия? Можно ли как-то измерить уровень родительского перфекционизма и определить, находится ли он в пределах конструктивности, или достиг такого уровня, при котором никакая продуктивная деятельность уже невозможна? Для этого нам представляется необходимым, прежде всего, попытаться дать психологическую характеристику родительского перфекционизма и возможных форм его проявления.
Родитель-перфекционист наиболее высокие требования предъявляет не к себе и
не к другим людям, а, в первую очередь, к своим детям. Тревогу за их будущее, а с ней и неудовлетворенную потребность в собственной социальной успешности он пытается восполнить сегодняшними успехами детей, навязывая им свои представления об успешности, свои приоритеты, вкусы, интересы, задавая желательный для себя уровень достижений, манипулируя родительской любовью как наградой за детские успехи. Родители-перфекционисты вполне искренни в своих переживаниях - они действительно так чувствуют, неудачи (по их меркам) детей их очень огорчают, они используют все доступные средства для повышения детских достижений в учебе или спорте, художественных занятиях или внешней красоте - требования, давление, родительскую любовь, а порой и наказания, оскорбления, унижения. По-видимому, этот родительский перфекционизм можно рассматривать как один из механизмов психологической защиты их собственной самооценки, позитивного отношения к самим себе. Прощая себе собственное несовершенство, мирясь с ограниченностью своих сил и способностей, они не позволяют этого своим детям. Не позволяют не ради лучшего будущего этих детей, а ради преодоления собственных психологических проблем.
Эмоциональное давление на ребенка могут оказывать оба родителя, однако материнский перфекционизм оказывается значительно более патогенным, нежели отцовский. Так, в ряде исследований [8, 9] установлена значимая корреляция уровня перфекционизма матерей и детей обоего пола, в то время как для отцов такой закономерности обнаружено не было. Это, по-видимому, связано с невысокой личностной значимостью для большинства отцов сферы детских достижений. Проведенное нами исследование показало, что матери учащихся начальной школы демонстрируют более высокую ответственность в сфере образования и воспитания детей, чем отцы и другие родственники. Вопросы образования
и воспитания ребенка имеют для матерей высокую значимость; для отцов (и других родственников) эта область жизни ребенка (и семьи) не имеет преимущественного значения и выступает как зона умеренной ответственности, наравне с другими областями жизни семьи и ее членов.
Родительский перфекционизм принято квалифицировать как разновидность семейной дисфункции, как фактор, провоцирующий развитие эмоционального неблагополучия у ребенка [1, 2, 4].
Опираясь на многолетний опыт консультативной работы с детьми, чьи переживания по поводу школьных неудач вызывали острую эмоциональную реакцию и приводили к дезорганизации учебной деятельности, мы попытались охарактеризовать наиболее ярко проявляющиеся формы родительского перфекционизма, дав им условные описательные наименования.
Истинный перфекционизм характеризуется стремлением родителя к достижению ребенком действительно высоких результатов в значимой для семьи области - образовании, спорте, музыке и др. Отличная успеваемость, высокие места на предметных олимпиадах и творческих конкурсах, спортивные победы приносят родителям истинное удовлетворение, чувство гордости не только за ребенка, но и за себя. Ребенка активно поощряют, поддерживают, он чувствует, что любим и ценен, однако эта родительская любовь условна и прямо пропорциональна его успешности. Как истинные перфекционисты, такие родители прилагают все возможные усилия для того, чтобы ребенок не снизил планку своих достижений, чтобы он всегда был самым лучшим и самым успешным. Они не скупятся на затраты, связанные с дополнительными учебными занятиями или тренировками, готовы пожертвовать своим временем для создания необходимых ребенку условий, но его малейшая неудача вызывает у них глубокое огорчение, граничащее с разочарованием. Далеко не всегда эти переживания демонстрируются открыто, но
ребенок всегда тонко чувствует, насколько он сегодня «любим» своим родителем-пер-фекционистом.
Демонстративный перфекционизм, свойственный родителям с истероидными чертами, отличается от описанного выше тем, что для этих родителей важны не столько реальные достижения ребенка, сколько общественное признание. Они тоже любят своего ребенка как «самого лучшего», но не требуют от него больших усилий. Они скорее работают на создание имиджа успешного ребенка, заботясь о его внешнем виде, разнообразных атрибутах благополучия и привилегированности. Учебные неудачи ребенка не оставляют таких родителей равнодушными, однако они стараются минимизировать их налаживанием личных отношений с педагогами, добиваясь для ребенка каких-либо преференций. Если же наладить необходимый «контакт» с учителем не удается, то эти родители убеждают себя и своего ребенка в предвзятом к нему отношении, в несправедливости выставляемых оценок, а то и вовсе в преднамеренной травле. Превращая ребенка в орудие борьбы со школой, демонстративные перфекционисты не думают о возможных психологических последствиях этой войны. Боясь признать собственную «родительскую несостоятельность», не желая снизить планку своих притязаний, они, прежде всего, защищают себя, свою самооценку, представление о себе как социально успешном человеке.
Псевдоперфекционизм - форма родительского перфекционизма, наименее опасная по своим последствиям для эмоционального благополучия ребенка, но не менее патогенная в плане пробуждения у него таких негативных чувств, как зависть, нездоровое соперничество, недоброжелательность, лживость.
Псевдоперфекционисты способны смириться с невысокими достижениями своих детей и не обладают демонстративными чертами личности, которые подталкивали бы их к активной борьбе за статус ребенка в школьном социуме, однако поддержка,
оказываемая ими своим детям, столь же малопродуктивна, как и у других родите-лей-перфекционистов.
Псевдоперфекционисты озабочены, в первую очередь, укреплением собственного представления о своем ребенке как успешном, способном, трудолюбивом, но не получающем должной оценки своих достижений из-за недоброжелательного отношения к нему педагогов. Они охотно принимают на веру оправдания ребенка, что сосед по парте своими вопросами помешал ему хорошо написать контрольную работу, что учительница его не любит и занижает отметки, что он не успел хорошо ответить на уроке потому, что прозвенел звонок и т.д. Такие родители всегда находят объяснения детским неудачам во внешних обстоятельствах, обесценивают достижения других детей, избегают личных встреч с педагогами, но охотно жалуются на несправедливое и предвзятое отношение к ребенку в школе. Ребенок нарабатывает свои, по сути мани-пулятивные, способы совладания с ситуациями неуспеха, помогающие ему без труда сохранить расположение родителей, получить от них поддержку и сочувствие, избежать критики и наказаний.
Очевидно, что описанные выше формы проявления родительского перфекциониз-ма отражают направленность перфекцио-нистских устремлений родителей на самого ребенка, на окружающих людей, либо на самого себя. Иначе говоря, успешность ребенка, восхищение окружающих или личный идеализированный образ своего ребенка становятся для родителя предметом потребности в достижении, реализуемой в форме перфекционизма.
Конечно, в столь ярко выраженном, характерном виде они встречаются редко, чаще же можно заметить одновременное смешанное проявление разных форм родительского перфекционизма.
Ведущая роль семьи в возникновении психотравмирующих ситуаций определяется, с одной стороны, тем, что семья является наиболее значимой для ребенка со-
циальной группой, а с другой - его чрезвычайной уязвимостью, незащищенностью, доступностью для воздействия других членов семьи, особенно взрослых [5]. Дети, воспитываемые родителями-перфекцио-нистами, несомненно, находятся в трудной жизненной ситуации, последствия которой нередко определяют их взрослую судьбу. Как и дети из социально неблагополучных семей, они входят в группу риска и требуют повышенного внимания психолога, работающего в образовательном учреждении.
Мы поставили перед собой задачу разработать методику, которая позволила бы определить как общий уровень родительского перфекционизма, так и его направленность. Данная методика предназначена, прежде всего, для использования в практике психологической работы с ребенком и его семьей.
Методика
Разработанная нами авторская методика представляет собой опросник, состоящий из 32 утверждений, отражающих различные мнения родителей по поводу обучения и воспитания детей. Все утверждения объединены в блоки (шкалы), относящиеся к трем описанным выше формам проявления родительского пер-фекционизма. Каждая шкала включает в себя 8 утверждений, и еще 8 утверждений носят нейтральный, общий характер. Родители должны согласиться либо не согласиться с предлагаемыми высказываниями. Каждое согласие, то есть каждый выбор, оценивается в 1 балл. При обработке данных ответы на высказывания, входящие в нейтральный блок, не учитываются. Таким образом, максимально возможное число баллов, которое может набрать респондент, составляет 24. Все высказывания родителей, включенные в опросник, прошли экспертную проверку.
Ниже представлен фрагмент опросника (табл. 1).
Таблица 1
Часть опросника, применявшегося в исследовании
№ Суждения Да Нет
1 Дети - большая забота и ответственность взрослых
2 Я считаю правильным утверждение, что ребенок - это зеркало семьи
3 Меня огорчает, когда мой ребенок делает что-то хуже других детей
4 Мой ребенок слишком застенчив, чтобы показать окружающим свои способности
5 Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка
6 Я считаю, что мой ребенок может учиться на все пятерки
7 Мне нравится, когда окружающие восхищаются моим ребенком
8 Учителя нарочно занижают оценки моему ребенку
9 Детей надо строго контролировать
10 Родители должны настраивать ребенка на самые высокие достижения
11 Я переживаю, когда окружающие узнают о неудачах моего ребенка
12 Мой ребенок на уроках помогает другим детям, поэтому сам часто не успевает выполнить задание
В исследовании принимали участие родители учащихся московских школ: всего 136 человек, из них 84,6% составляли мамы, 15,4% - остальные члены семьи (папы, бабушки, дедушки).
При обработке и анализе полученного материала использовались количественные и качественные методы, позволившие определить границы высокого, среднего и низкого уровней родительского перфекци-онизма, а также дать их психологическую интерпретацию.
Результаты
Подсчет параметров варьирования и разброса полученных данных (дисперсия и стандартное отклонение) показал, что респонденты, набравшие от 0 до 5 баллов включительно, демонстрируют низкий уровень родительского перфекционизма, от 6 до 13 баллов включительно - средний уровень, а набравшие 14 баллов и выше могут быть отнесены к числу настоящих перфекционистов. В таблице 2 приведены количественные данные о распределении респондентов по выделенным группам проявления перфекционизма.
Таблица 2
Распределение респондентов по выделенным
группам проявления перфекционизма (в процентах от общего числа испытуемых)
Уровень родительского перфекционизма Баллы Количество (в процентах)
Низкий 0-5 3,7
Средний 6-13 85,3
Высокий 14-24 11
Из данных этой таблицы видно, что большинство родителей (85,3%), участвовавших в исследовании, продемонстрировало средний уровень перфекционизма, рассматриваемый нами как благоприятное для развития и психологического благополучия ребенка стремление родителей к достижению достаточно высоких целей. Смысл воспитания как раз в том и состоит, чтобы направить все усилия взрослых и ребенка на пробуждение, развитие и сохранение всего лучшего, что заложено в нем природой, на раскрытие его потенциала, на создание социокультурной, интеллектуальной и материальной основы его будущих успехов. Устремленность родителей в будущее своего ребенка - действенная мотивационная
основа длительного и многотрудного процесса воспитания и обучения детей.
Иными словами, можно предположить, что здесь мы имеем дело с так называемым конструктивным перфекционизмом, то есть тем уровнем отношения родителей к успешности ребенка, который стимулирует его к достижению более высоких результатов, но не приводит к негативным психологическим переживаниям.
Полученные нами данные отнюдь не означают, что подавляющее большинство родителей реализует все свои благие намерения в действительности. Напомним, что в этом случае речь идет о родительских желаниях, убеждениях и установках, то есть по-требностной составляющей родительского поведения. Дети - величайшая ценность для любящих родителей, поэтому желание наилучшим образом подготовить ребенка к жизни следует расценивать именно как проявление нормального функционального чувства родительской ответственности.
Высокий уровень родительского пер-фекционизма продемонстрировали 11% наших респондентов. Перфекционистское поведение родителей характеризуется завышенными требованиями, избыточной критичностью, тревогой, сверхвключенностью в дела ребенка, ростом контроля и активности для достижения желаемого результата [2, 3]. Выше мы уже говорили о том, что родительский перфекционизм выступает в роли одного из механизмов психологической защиты в тех случаях, когда собственные завышенные притязания взрослого оказываются неудовлетворенными, и он делегирует своему ребенку право и обязанность достичь тех высот, до которых не добрался сам. Это одна из традиционных, классических причин родительского перфекционизма.
Но сегодня можно выделить и другую причину, связанную со стремительными переменами, произошедшими в жизни нашего общества на рубеже XX и XXI веков.
Главной особенностью современной эпохи является выраженная экономиче-
ская и социальная нестабильность, быстрая смена приоритетов и направлений развития общества, невозможность сколько-нибудь длительно двигаться в сторону выбранного образовательного или профессионального ориентира. Успешность человека сегодня во многом обусловлена не только качеством его профессиональной подготовки, но и способностью гибко перестраиваться в условиях быстро меняющегося социального и профессионального контекста, умением находить решения в новых и нестандартных ситуациях, его конкурентоспособностью. Далеко не все взрослые благополучно справляются с этим социальным давлением, что приводит к росту тревожных переживаний, неуверенности в себе, стремлению каким-либо образом компенсировать реальные или кажущиеся неудачи, усилению защитных психологических механизмов.
Особую остроту эта проблема приобретает в тех случаях, когда человек несет ответственность не только за самого себя, но и за своих детей, за их подготовку к жизни в современном конкурентном мире. Сегодня отечественное образование выдвигает в качестве одной из приоритетных задач воспитание конкурентоспособной личности, обладающей способностью к самостоятельному, критическому и творческому мышлению, имеющую активную жизненную позицию, способную успешно адаптироваться на рынке труда. Способности конкурировать, соперничать, бороться и побеждать становятся социально ценными качествами личности современного человека, задающими вектор воспитательных и образовательных усилий родителей и определяющими их отношение к успехам и достижениям детей. По-видимому, родители, чрезмерно переживающие за способность детей найти свое место в быстро меняющемся мире, испытывают острую потребность в постоянном подтверждении своей уверенности, что они делают все возможное для того, чтобы ребенок не проиграл в этой конкурентной борьбе. Отсюда и завышенные требования, которые
они предъявляют к детям, и излишне резкие негативные оценки детских неудач, и методы эмоционального воздействия - отвержение, запугивание, унижение, оскорбления, демонстрация собственных переживаний.
Подобное переживание чувства родительской ответственности можно квалифицировать как дисфункциональное, ведущее к возникновению у ребенка эмоционального неблагополучия, росту тревожности, невротических проявлений и, в итоге, к снижению качества выполнения ведущей деятельности школьника - учебной. Высокий уровень родительского перфекционизма можно рассматривать как одну из причин психологического насилия по отношению к ребенку.
Низкий уровень перфекционизма продемонстрировали всего 3,7% участвовавших в исследовании родителей. Мы уже говорили о том, что желание хорошо подготовить своего ребенка к жизни, развить его задатки и способности является мотиваци-онной основой продуктивного и благоприятного для психического и личностного развития ребенка родительского поведения, побуждающего преодолевать трудности роста и ставить новые цели. Конструктивный перфекционизм рассматривается нами как функциональное переживание чувства родительской ответственности.
В противовес этому низкий уровень родительского перфекционизма, так же, как и высокий, выступает показателем дисфункции чувства ответственности. Низкая заинтересованность родителей в текущих успехах и достижениях ребенка, нежелание ставить перед ним новые, более высокие цели могут быть интерпретированы как равнодушие и попустительство.
Незначительность числа респондентов, продемонстрировавших низкий уровень родительского перфекционизма, косвенно подтверждает нашу трактовку психологического содержания конструктивного перфекци-онизма как продуктивного отношения родителей к процессу воспитания и обучения детей, подготовки их к будущей самостоятельной жизни. Другими словами, родительский
перфекционизм не следует рассматривать только как негативное психологическое явление. Конструктивный родительский пер-фекционизм, подобно оптимуму мотивации, обеспечивает тот уровень психологической готовности к усилию, который необходим для успешного выполнения деятельности, в данном случае - воспитательной.
Разработанная нами методика позволяет определить еще один параметр родительского перфекционизма, а именно - его направленность.
Напомним, что опросник включает в себя три шкалы, отражающие направленность перфекционистских устремлений родителей на самого ребенка (истинный пер-фекционизм), на окружающих людей (демонстративный перфекционизм), либо на самого себя (псевдоперфекционизм). При обработке результатов мы рекомендуем подсчитывать баллы по каждой шкале отдельно и лишь затем суммировать их для получения общего показателя уровня перфекционизма. Такой способ анализа данных полезен для практики психологической работы с семьей ребенка, поскольку дает возможность получить представление о том, какая потребность играет ведущую роль в структуре родительского перфекционизма, особенно если он достигает высокого уровня.
Так, например, респондент А. продемонстрировал высокий уровень перфекци-онизма, набрав в сумме 18 баллов. Из них 5 баллов получены по шкале истинного пер-фекционизма, 7 баллов - по шкале демонстративного перфекционизма и 6 баллов -по шкале псевдоперфекционизма. Максимально возможное число баллов по каждой шкале равно 8; следовательно, можно сделать вывод о том, что перфекционистские устремления этого родителя направлены, прежде всего, на окружающих (стремление произвести впечатление) и на самого себя (создание образа ребенка, удовлетворяющего родителя) и лишь в последнюю очередь - на ребенка. В некотором смысле, это - не самый опасный для психологического благополучия ребенка вариант.
Уровень перфекционизма респондента Б. оказался еще выше и составил 19 баллов. Из них шкалы истинного и демонстративного перфекционизма принесли по 7 баллов каждая, шкала псевдоперфекционизма дала еще 5 баллов. Данный случай представляется чрезвычайно тревожным, поскольку перфекционистские устремления родителя направлены на ребенка и на мнение о нем окружающих и в меньшей степени - на создание желательного для себя образа ребенка. Очевидно, что такой родитель будет не столько утешаться мыслями о том, что его ребенок самый лучший, но этого никто не видит и не ценит, сколько предъявит чрезвычайно высокие требования к самому ребенку.
Проанализируем подобным образом случаи, когда родители продемонстрировали средний уровень перфекционизма.
Респондент В. набрал в сумме 10 баллов, из которых 7 приходится на шкалу истинного перфекционизма, 2 - на шкалу демонстративного перфекционизма и 1 - на шкалу псевдоперфекционизма. По-видимому, этот родитель прилагает немало усилий к тому, чтобы ребенок действительно достигал достаточно высоких результатов; при этом низкие показатели по остальным шкалам свидетельствуют о том, что его перфекционистские устремления имеют ограниченную сферу действия и общий показатель перфекционизма не выходит за пределы конструктивности.
В отличие от этого, респондент Г., набравший итоговые 12 баллов, наивысший показатель имеет по шкале демонстративного перфекционизма - 7 баллов. По шкале истинного перфекционизма он набрал 4 балла, по шкале псевдоперфекционизма - 1 балл. Возможно, в данном случае основным предметом родительской заботы служит высокое мнение окружающих о ребенке, в то время как его реальные достижения имеют гораздо меньшее значение и обладают для родителя слабой побудительной силой.
Приведенные выше примеры анализа индивидуальных протоколов исследования
показывают, что разработанная нами методика позволяет определить профиль родительского перфекционизма и соответственно выбрать адекватное направление психологической работы с той или иной семьей.
Заключение
В результате выполненного исследования сделаны следующие выводы:
1. Предложенный в работе подход к пониманию родительского перфекциониз-ма как отражение функционального состояния чувства ответственности за воспитание и обучение детей представляется продуктивным как в научно-методическом, так и в практическом отношении.
2. Разработанная нами методика дает возможность определить общий уровень родительского перфекционизма и оценить его с позиции конструктивности/деструк-тивности.
3. Данная методика позволяет выделить профиль родительского перфекцио-низма, то есть его преобладающую направленность на ребенка, на окружающих или на самого себя, что имеет существенное значение для практики психологической работы с ребенком и его семьей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 14-06-00685-а.
Литература
1. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22. -№ 2. - С. 94-99.
2. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. - 2006. -№ 5. - С. 23-32.
3. Гаранян Н.Г. Психологические модели пер-фекционизма // Вопросы психологии. -2009. - № 5. - С. 74-84.
4. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. - 2004. - Т. 14. - № 2. - С. 11-20.
5. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств. Автореф. дис... канд. психол. наук, 2007.
6. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
7. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / Под ред. Е.М. Борисовой. - М.-Воронеж, 1998.
8. Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cogn. Ther. Res. - 1990. - Vol. 14. - P. 449-468.
9. Parker G. Parental rearing style: examining for links with personality vulnerability factors for depression // Soc. Psychiatry - Psychiatry Epidemiol. - 1993. - Vol. 28. - P. 97-100.
References
1. Volikova SV. Modern studies of children's perfectionism. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya 2012; 22(2):94-99 (in Russian).
2. Volikova SV, Kholmogorova AB, Galkin AM. Parental perfectionism - factor in the development of emotional disorders in children enrolled in the program. Voprosy psikhologii 2006; 5:23-32 (in Russian).
3. Kholmogorova AB, Volikova SV. Family context of affective spectrum disorders. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya 2004; 14(2):11-20 (in Russian).
4. Yudeeva TY. Perfectionism as a personal factor of depressive and anxiety disorders. Avtoreferat dis... kand. psikhol. nauk 2007 (in Russian).
5. Eidemiller EG. Psychology and psychotherapy family. St. Petersburg: Piter 2000; 656 p. (in Russian).
6. Jacobson PM. Psychology of emotions and motivation: Selected psychological works. Pod red. EM Borisovoy. Moscow-Voronezh 1998 (in Russian).
7. Frost R, Marten P, Lahart C, Rosenblate R. The dimensions of perfectionism. Cogn Ther Res 1990; 14:449-468.
8. Parker G. Parental rearing style: examining for links with personality vulnerability factors for depression. Soc Psychiatry - Psychiatry Epidemiol 1993; 28:97-100.
PARENTAL PERFECTIONISM AS A MOTIVATIONAL BASIS FOR CHILDREN'S UPBRINGING AND EDUCATION
A.D. ANDREEVA Psychological Institute of RAE, Moscow
In the current article the phenomenon of parental perfectionism is considered in the context of the functional state of a sense of responsibility for children's upbringing and education. Author's technique, which allows to determine the overall level of parental perfectionism from a position of constructiveness/ destructiveness, is presented. The technique makes it possible to also assess the profile of parental perfectionism, that is, its predominant focus on the child, others or themselves, which is essential for psychological work with children and their families.
Keywords: parental perfectionism, sense of responsibility, constructive perfectionism, perfectionist parent orientation, motivational basis of parental perfectionism.
Address:
Andreeva Alla D.
PhD, Head laboratory, Psychological Institute RAE;
9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia
E-mail: [email protected]