Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей совместной мыслительной деятельности педагогов на разных этапах школьного обучения'

Сравнительный анализ особенностей совместной мыслительной деятельности педагогов на разных этапах школьного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ И КРИТИКА / JOINT THINKING / ORGANIZATIONS OF THE PARTICULARITIES OF THE COGNITIVE PROCESSES / SCHOLASTIC INTERACTION / MANAGEMENT AND CRITIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурмухамедова И. В.

В статье раскрываются особенности совместной мыслительной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного обучения. Проведёно парное сравнение частоты и сравнительный анализ встречаемости компонентов блока в группах испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benchmark analysis of the particularities joint myslitelinoy activity teacher on miscellaneous stage school education

The particularities joint open In article to activity teacher, working at miscellaneous step school education. It Is Organized fresh comparison of the frequency and benchmark analysis component of the block in group teacher.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей совместной мыслительной деятельности педагогов на разных этапах школьного обучения»

Проблемы современной школы

Нурмухамедова И. В.

Сравнительный анализ особенностей совместной мыслительной деятельности педагогов на разных этапах школьного обучения

Основой учебно-познавательной активности учащихся является совместная мыслительная деятельность, которую мы рассматриваем как целостную систему развития личности и связующим звеном между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности школьника. В связи с этим, нам необходимо определить ее сущность, формирование и развитие на разных ступенях образовательного процесса.

Важным условием развития совместной мыслительной деятельности учителя с учащимися является активизация мыслительной деятельности школьников, которая достигается в определенной мере посредством соответствующих приемов и методов обучения. Однако современная организация учебно-воспитательного процесса в недостаточной степени способствует реализации большого стремления школьников к совместной работе, совместному решению задач, тем самым упускается возможность направленного формирования диалогической структуры мышления учащихся [1]. Именно с целью перестройки форм сотрудничества, связанных с изменением позиций личности учителя и учащихся, необходимо выявление и сравнительное изучение особенностей совместной мыслительной деятельности педагогов с учащимися на разных ступенях школьного обучения.

В соответствии с предположением о существовании различий в организации совместной мыслительной деятельности педагогов с учащимися разных ступеней школьного обучения было проведено исследование, направленное на изучение компонентов совместного мышления, а также парное сравнение частоты встречаемости компонентов блока в группах испытуемых.

Для решения экспериментальной задачи была выбрана методика А.К. Белоусовой - определения совместной мыслительной деятельности в практике обучения [1]. Данная методика представляет собой схему фиксированного наблюдения за педагогической деятельностью учителей и направлена на анализ их деятельности, с точки зрения реализации педагогами на уроках совместной мыслительной деятельности с обучаемыми или между обучаемыми. В соответствии с основными представлениями об организации совместной мыслительной деятельности, развиваемыми А.К.Белоусовой, в структуре совместной мыслительной деятельности выделяются четыре функции, посредством реализации которых она существует. Данные функции и выступили в качестве основных компонентов, заложенных в методике.

— Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 6/2011

В соответствии с данными представлениями, схема делится на 4 блока. В первом блоке представлены утверждения, связанные с анализом различных сторон развития мышления, с учётом моделирования и использования различных особенностей мышления педагогов и учащихся. В данном блоке представлены различные уровни мыслительной деятельности, которым соответствуют следующие компоненты: операциональный; целеобразования; рефлексивный; креативный. Вторым в структуре схемы стал блок, касающийся различных аспектов организации взаимодействия с учащимися. В данный блок входят критерии, отражающие различные аспекты взаимодействия, а именно: анализ организации и интеграции участников на предметном (содержание мыслительных действий, связанное с продуцированием предположений, гипотез и пр.) и личностном, субъективном уровнях (организация межличностных отношений) решения проблем, т.е. имеется в виду, прежде всего, создание положительной атмосферы, определённых межличностных отношений, на фоне которых и возможна совместная мыслительная деятельность. Третьим в структуре схемы стал оценочный блок, в котором отражаются селективные моменты организации взаимодействия. Четвёртым стал блок реализации, в который вошли особенности взаимодействия, касающиеся практической стороны реализации. Он включал учёт особенностей использования и развития предложений, замыслов в практической деятельности, в ходе обучения и не дифференцировался на компоненты.

Процедура фиксированного наблюдения по схеме строилась следующим образом. Анализ педагогической деятельности учителей проводился на основе тех речевых высказываний, которые наблюдались в ходе урока. На основе анализа высказываний учителей заполнялись анкеты фиксированного наблюдения по частотному принципу.

В соответствии с поставленными задачами исследования, педагоги общеобразовательных школ были разделены на следующие группы: первая группа - педагоги начального звена; вторая группа - педагоги среднего звена; третья группа - педагоги старшего звена (в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002г № 919). Выборка состояла из 100 человек, среди которых: 41 учитель начальных классов; 29 учителей среднего звена; 30 учителей старшего звена.

Для осуществления объективного анализа и последующей интерпретации полученные в процессе эмпирического исследования в виде числовых данных результаты анкетирования обрабатывались с помощью стандартных методов математической статистики; для сравнения средних значений по выделенным группам использовались критерий Н-Краскала-Уолиса, критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрического критерия хи-квадрат. Компьютерная обработка результатов проводилась с использованием прикладной программы «^айвйса 6.0».

Проведём анализ результатов частоты использования педагогами различных компонентов совместной мыслительной деятельности, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Частота использования компонентов совместной мыслительной деятельности педагогами

начального, среднего и старшего звена

№ п/п Нщвашш блока, его компонентен Чистота дадшьаов нн ид компонентов , в й/о

Начальное Среднее звено Старшее "звенф

I (1 I 0 1 й

1. Иницрагитинии: 30,9! Ю.09 24 5 23,54 6,46

[) пе.тес бразов ашгё; •шз В, Г? 24,83 4,17 23,5 6,5

2) операциональный: Ш 24,85 4,15 25 5

3) рефлексивный;. 34,66 634 23 1 27,16 2,84

4) креатитшый 23 ш 18 1 1 17,2 12,8

2 Организация взаимодействия' к смыслсшсролича: 32,.3 20 9 21,45

5) миги капканный; 32 у 10,17 20,5 У ,5

6) эмоциональный контакт и смысл ииередача: 35,33 5.67 24 5 26,83 3,17

7) организационный 30,25 10.75 17,87 11,13 18,12 11.88

3 Оцево1гн>лк 35,55 5.45 "26,16 2,Н4 27.22 2,78

Й) иегатквные оценки: 5Г14 2,42 26,5 Я 2.57 27.43

4 9) позитиьные оценки Практический 35, 85 ЪЩ? 5,15 26,57 21,87 2,43 7,13 2742 2X25 2,58 7,75

Рассматривая представленные блоки у педагогов, работающих в разных возрастных категориях, отметим, что наиболее высокие показатели отмечаются у педагогов начального звена. Возможно, это связано с тем, что основной задачей педагогов начального звена является формирование на основе первых аналогий и умозаключений, фрагментарной картины познания - полноценного аппарата научных понятий. Это достигается, в частности, посредством развития мыслительных приемов и операций, ясности познания, исходящего их деления на существенное и несущественное, истинное и ложное. У младших школьников действенный анализ преобладает над умственным, что тормозит, в частности, развитие планирующих действий. Развитие анализирующей мыслительной деятельности школьников идет от анализа предметов в процессе действия с ними 28

через чувственный анализ к анализу их с все большим привлечением знаний, полученных ранее. В связи с этим необходимо особенно отметить роль эмоциональной составляющей в организации совместной мыслительной деятельности. Итак, инициативный блок является наиболее представленным во всех исследуемых группах, - у педагогов начального звена (30,91%), далее следует группа педагогов среднего звена (24%), и старшего звена (23,24%). Наименее представленным в этом блоке является креативный компонент, который составляет у педагогов начального звена - 23%, у педагогов среднего звена -18%>, у педагогов старшего звена - 17,2%.

В блоке организации взаимодействия эмоциональный контакт представлен высокими показателями у педагогов начального звена (35,33%), это

Принятие эмоционального состояния учащихся, передача им собственных чувств

и эмоциональной активации деятельности. Эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции. Переходя к оценочному компоненту, отметим, что и положительные и негативные

далее следует группа педагогов старшего звена(27,42%) и группа педагогов среднего звена (26,57%). Положительные эмоциональные оценки выполняют функцию эмоционального наведения на объективно верные действия, что способствует переходу к объективно верному общему замыслу. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помехи для интеллектуальной деятельности, так как могут подготавливать переход к объективно верному общему замыслу. Полученные данные, показывающие скорее сходство в частотных характеристиках блока, можно интерпретировать как косвенное подтверждение

факта включения эмоциональной регуляции в мыслительную деятельность (Тихомиров, 1984).

Достаточно высокие результаты выпадают (32,37%) на долю практического компонента в деятельности педагогов начального звена. Педагоги дают возможность учащимся выстраивать собственные гипотезы относительно решения тех или иных задач; возможность обоснования собственного мнения, формирования предположений, что свидетельствует о развитии формирующей части мыслительной деятельности учащихся; далее следует группа педагогов старшего звена (22,25%) и группа педагогов среднего звена (21,87%).

Если рассматривать особенности совместной мыслительной деятельности педагогов в целом, работающих с разными возрастными категориями учащихся, то можно убедиться, что самые высокие значения использования компонентов совместного мышления в практике обучения наблюдаются у педагогов начального звена (3 0,15%), далее следует группа педагогов старшего звена (21,75%), и группа педагогов среднего звена характеризуется самыми низкими показателями (21,33%).

При анализе данных, полученных в ходе фиксированного наблюдения за педагогами, перед нами встал вопрос парного сравнения частоты встречаемости компонентов блока в группах испытуемых.

Итак, при парном сравнении частоты встречаемости показателей блоков,

значимость различий, полученных с помощью тетраметрического критерия хи-квадрат. Блок 01111 (особенности познавательных процессов) значимо отличается в группах педагогов начального и среднего звена (Х2=13,04) и группе педагогов среднего и

получены между начальной и средней школой (Х2=17,32); между начальной и старшей школой (Х2=9,98); в блоке УК (управление и критика) отмечается тенденция к значимости различий (Х2=3,61) у педагогов начальной и средней школы, и между

различий при парном сравнении групп не обнаружено.

Проведенный анализ парного сравнения использования компонентов совместной мыслительной деятельности в группах педагогов показал достоверные различия в блоке организации взаимодействия и блоке организации особенностей познавательных процессов. Значимые различия получены по следующим компонентам блока организации особенностей познавательных процессов. выдвижение промежуточных целей (Х2=5,01) между группой педагогов начального и среднего звена; выдвижение гипотез, предположений между педагогами среднего и старшего звена (Х2=4,54); предложение ученику привести пример без комментариев (Х2=4,64) и привести пример с комментариями (Х2=5,50) между группой педагогов начального и среднего звена; привести правила без комментариев между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=4,28).Тенденция кзначимости полученных различий отмечена в следующих компонентах: переформулирование задач, проблем между группой педагогов средней и старшей школы (Х2=3,72); выдвижение гипотез, предположений между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=2,88); доказательство утверждений между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=3,61) и между средней и старшей школой (Х2=3,52); привести правила без комментариев между группой педагогов среднего и старшего звена (Х2=3,06); создание ситуации «учёного незнания» между педагогами начального и старшего звена (Х2=3,20).

В блоке организации взаимодействия по следующим компонентам: создание общих и ситуативных позитивных установок на учащихся между группой педагогов начального и среднего звена (Х2= 6,38); умение передавать собственную расположенность к детям, доброжелательность между педагогами начального и старшего звена (Х2=4,10); влияние на установление хороших взаимоотношений между группой педагогов начального и среднего звена (Х2= 6,3 8); создание условий для обсуждения в группах между группой педагогов начального и старшего звена (Х2=8,91); формирование мотивации (побуждения) между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=4,64); снабжение конкретными инструкциями к выполнению между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=5,50);

предъявление требований между педагогами начального и старшего звена (Х2=4,28); порицание деятельности, поведения между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=8,25) и начального и старшего звена (Х2=3,87); нравоучения между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=7,31);

(Х2=6,54) и начального и старшего звена (Х2=4,71); аргументированное отвержение идей или мнений учеников между педагогами среднего и старшего звена (Х2=4,03).

Тенденция к значимости полученных различий отмечена в следующих компонентах: создание учителем условий для обсуждения между педагогами начального и старшего звена (Х2=3,20);. создание условий для обсуждения в группах между педагогами среднего и старшего звена (Х2=2,88); предъявление требований между педагогами среднего и старшего звена (Х2=3,06); нравоучения между педагогами начального и старшего звена (Х2=3,09); использование юмора, шуток между группой педагогов начального и среднего звена (Х2=3,80).

Таким образом, обобщая, можно сделать следующие выводы:

1. Были обнаружены сходные значения выраженности компонентов совместной мыслительной деятельности педагогов у трех экспериментальных групп. Полученные результаты свидетельствуют, что педагоги используют в своей повседневной деятельности возможности совместной мыслительной деятельности, включающей в себя расширение сферы самостоятельной поисковой активности детей, создание условий для обнаружения логических оснований в изучаемых явлениях, формирование умений обнаруживать и решать познавательные противоречия.

2. При парном сравнении использования компонентов совместной мыслительной деятельности в группах педагогов было показано, что основные различия представлены в блоке, касающемся особенностей организации познавательных процессов и блоке организации взаимодействия с учащимися. Значимых различий в оценочном и практическом блоке не обнаружено.

3. Обобщая полученные результаты, отметим, что основные различия при сравнении компонентов совместной мыслительной деятельности в группах педагогов обнаружены между группой педагогов начального и среднего звена. Высокие значения использования компонентов совместного мышления в практике обучения наблюдаются у педагогов начального звена (30,15%), далее следуют группа педагогов старшего звена (21,75%) и группа педагогов среднего звена, которая характеризуетя самыми низкими показателями (21,33%).

1. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности

2. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования [Текст].. - СПб: Изд-во «Речь», - 2004. - 390 с.

3. Цукерман Г. А. У истоков учебной общности: микроанализ одного урока в

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.