УДК 796.011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МИНИ-ГОЛЬФЕ И ДРУГИХ ВИДАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.А. Лысов, А.Н. Корольков
Проведен сравнительный анализ объемов двигательной активности школьников разного возраста и студентов в условиях учебной деятельности, игроков в гольф и мини-гольф, тренеров по мини-гольфу, футбольных судей в соревновательных и тренировочных условиях с использованием мобильного приложения «Samsung Health».
Ключевые слова: двигательная активность, локомоции, гольф, мини-гольф, футбол, тренеры, судьи.
Двигательная активность детей, населения, физкультурников и спортсменов, её оценка и анализ является одной из популярных тем исследований. Актуальность этой темы вызвана проблемами в состоянии здоровья населения и необходимостью определения соответствия естественных потребностей в двигательной активности и современным образом жизни, личным желанием оценить суточные затраты метаболической энергии, желанием спортивного сообщества определить стандарты объемов тренировочной нагрузки в различных видах спорта и появлением возможности мониторинга двигательной активности с использованием доступных инновационных технологий. Во многих исследованиях двигательной активности используются данные с использованием различных электронных датчиков сердечного ритма, устройств-фиксаторов перемещения субъекта в пространстве и их комбинаций. Все эти устройства компактны, не затрудняют движений и располагаются на звеньях тела или на туловище обследуемого. В последнее время в обиходе получили широкое использование мобильные приложения фиксации локомоций с использованием мобильных гаджетов.
В качестве локомоций эти устройства обычно фиксируют количество колебаний туловища носителя устройства, осуществляемых с частотой до 2-х герц, которые затем однозначно сопоставляются с количеством шагов и средней длиной шага носителя. Также эти данные могут совмещаться с данными перемещения носителя устройства на основе фиксации его координат на земной поверхности. Таким образом, с некоторой точностью определяется расстояние, которое преодолел владелец гаджета за определенный промежуток времени и среднее количество локомоций.
В спортивной практике и обиходе обычно считается, что игра в мини-гольф является способом проведения досуга и кроме реализации координационных способностей к проявлениям точности в дозировании
движений по усилию и направлению, способности к регулированию психоэмоционального состояния не требует значительных затрат метаболической энергии. Однако при участии в официальных соревнованиях по мини-гольфу игрок обычно проходит не менее 4 раундов по 18 лунок, затрачивая на это не меньше 4-5 часов в день, а сами соревнования длятся 3-4 дня. При этом и тренер игроков совершает не меньшую работу, постоянно перемещаясь между лунками во время соревнований.
В этой связи представляется интересным установить объем двигательной активности игроков и тренеров во время соревнований и сопоставить его с объемами локомоций в других видах деятельности.
Для решения этой задачи с использованием мобильного приложения «Samsung Health» фиксировалось количество шагов, пройденное расстояние и количество затраченных калорий у игроков и тренеров во время первенства России по мини-гольфу (6-8 мая 2017 г., г. Самара), чемпионата России по мини-гольфу (7-9 июля 2017 г., г. Владикавказ) и первенства Европы по мини-гольфу (2-5 августа 2017 г., Аским, Швеция). Анализировались сведения публикаций, посвященных изучению двигательной активности и находящихся в открытом доступе в электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Также проводился опрос игроков в гольф. Результаты проведенных исследований приведены в таблице.
Параметры двигательной активности в различных видах деятельности
№ п/п Вид деятельности Возраст Метод измерений Кол-во локо-моций, шт./ дн. Дис-тан-ция, м/дн. Время, ч/дн. Ср. ЧСС, мин-1 Затраты энергии, ккал Автор
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Учебный Студенты Теоретический расчет естественной потребности 16500 1,5 Горелов А.А., Кондаков В.Л., Усатов А.Н. [5, С. 48 ]
2 Учебный Школьники мальчики Опрос 2,4 ±1,2 Михайлов Н.Г. [9, С. 130]
Школьники девочки 2,2 ±1,1
3 Учебный Студенты Теоретический расчет естественной потребности 1,72,1 Горелов А.А., Кондаков В.Л., Усатов А.Н. [4, С.27]
4 Учебный Старшеклассники Естественная потребность 2300 Доронина Н.В., Немцева Н.А. [6, С. 59]
Мальчики Полар S810i 2130
Девочки Полар S810i 2070
Окончание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0,75 Усаковский Ю.А., Бова Н.И. [11, С. 76]
5 Футбол 11-15 лет за игру
Школьники 11-13 лет мальчики 9145 5430 1,7- Васенин Г.А.,
6 Учебный Beurer AS-50 / Easy FIT ±1830 2,1 Германов Г.Н., Машошина И.В. [1, 2]
девочки 7023 ±1400 4070 1,11,7
600012000 150170 Чопилко Т.Г.,
7 Футбол Арбитры Polar T31 1,5 Березка С.М.
[12, С. 62]
Beurer PM 52 и PM 70 / Omron Walk in style One 2.0 1367 80136 Никитин А.А.,
8 Бильярд Студенты ±218 / 45 мин Грачев А.С. [10, С. 196]
Дошкольники 10309
9 Игровой младшие Шагометрия Голубева Г.Н.,
средние 12119 Агеева Г.Ф. [3]
старшие 13192
Масленников
10 Футбол Арбитры 9340 ±1820 1,5 133165 А.В., Соловьев М.М. [8, с.137]
iPhone / Map
11 Гольф Взрослые My Walk, RunKeeper 8800 5 1000 Fellner R. [13]
12 Гольф Взрослые Опрос 10630 ±2280 5 До 130 Корольков А.Н.
Мини- iPhone / 22085 ±2770 17980 ±2530 1242 ±190 Лысов Е.А.,
13 гольф тренировки Юниоры Samsung Health 7-8 71 Корольков АН.
14 Мини-гольф соревнования Юниоры iPhone / Samsung Health 7100 5 82 527 ±75 Лысов Е.А.
15 Мини-гольф соревнования Тренеры iPhone / Samsung Health 26680 ±3500 21300 ±2760 7-8 86 1450 ±190 Лысов Е.А., Корольков АН.
Как следует из результатов этой таблицы, по общему количеству локомоций и дистанции, преодолеваемой спортсменами и тренерами в течение дня при соревнованиях и тренировках по гольфу и мини-гольфу, эти виды двигательной активности, во-первых, значительно превышают нормы естественной потребности (в таблице строки № 1, 3 и 4), а во-вторых, общее количество локомоций больше соответствующих при занятиях футболом и бильярдом (строки № 5, 7, 8 и 10). Кроме того, по этим показателям занятия гольфом и мини-гольфом также выше объемов
двигательной активности школьников при подготовке к сдаче норм ГТО в школе «полного дня» [1, 2].
Проведение статистических сравнений объемов локомоций в гольфе и мини-гольфе с использованием критерия Стьюдента (р=0,05) подтвердили справедливость гипотезы о наличии различия между выборочными средними. При этом объемы двигательной активности в мини-гольфе при тренировках и объемы двигательной активности тренеров в условиях соревнований больше соответствующих в классическом гольфе, различия являются не только статистически значимыми, но и педагогически важными
[7].
К перспективам дальнейших исследований, очевидно, относятся уточнение затрат метаболической энергии при игре в гольф и мини-гольф, а также оценка мощности совершенной работы.
Список литературы
1. Васенин Г.А., Германов Г.Н., Машошина И.В. Нормирование двигательного режима у учащихся 11-13 лет в школе «полного дня» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11(117). С. 15-22.
2. Васенин Г.А., Германов Г.Н., Машошина И.В. Параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2(120). С. 26-31.
3. Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. Параметры двигательной активности детей 3-6 лет // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 120.
4. Горелов А.А., Кондаков В.Л., Усатов А.Н. К проблеме дефицита двигательной активности у студенческой молодежи // Культура физическая и здоровье. 2011. № 3. С. 25-29.
5. Горелов А.А., Кондаков В.Л., Усатов А.Н. Технология регулирования двигательной активности студентов в процессе повседневной и образовательной деятельности // Вестник спорт. науки. 2010. № 5. С. 47-49.
6. Доронина Н.В., Немцева Н.А. Психоэмоциональная напряженность и двигательная активность у школьников средних классов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10(92). С. 56-61.
7. Корольков А.Н., Никитушкин В.Г., Германов Г.Н. Педагогическая важность и статистическая значимость различий результатов педагогических экспериментов в спорте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1(131). С. 111-116.
8. Масленников А.В., Соловьев М.М. Двигательная активность футбольных арбитров различной квалификации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2(144). С.135-138.
9. Михайлов Н.Г., Чечельницкая С.М. Двигательная активность как показатель культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3 «Педагогика и психология». 2011. № 4. С. 129-136.
10. Никитин А.А., Грачев А.С. Влияние игры в бильярд на показатели функционирования некоторых систем организма студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4(134). С. 194-197.
11. Усаковский Ю.А., Бова Н.И. Сравнительный анализ объема двигательной деятельности с мячом и без мяча в тренировке различных игровых амплуа юных футболистов 11-15 лет // Физическое воспитание студентов. 2013. № 1. С.74-77.
12. Чопилко Т.Г., Березка С.М. Структура двигательной активности и показатели частоты сердечных сокращений во время соревновательной деятельности арбитров и ассистентов арбитра высокой квалификации в футболе // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2015. № 11. С. 61-66.
13. Fellner R. How far do you really walk during 18 holes? / InsideGolf. URL:http://www.insidegolf.com.au/news/how-far-do-you-really-walk-during-18-holes/ (дата обращения: 16.08.17).
Лысов Евгений Александрович, тренер-преподаватель, samlea63@mail. ru, Россия, Самара, Детско-юношеская спортивная школа № 7,
Корольков Алексей Николаевич, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет
COMPARATIVE ANALYSIS OF VOLUME OF ACTIVITY IN MINI GOLF
AND OTHER ACTIVITIES
E.A. Lysov, A.N. Korolkov
A comparative analysis of the volume of motor activity of schoolchildren of different ages and students in terms of training activities, golfers and mini golf, mini-golf coaches, football judges in competitive and training conditions using the mobile application "Samsung Health".
Key words: locomotor activity, locomotion, golf, mini-golf, football, coaches, judges.
Lisov Yevgeny Aleksandrovich, coach and teacher, samlea63 a mail.ru, Russia, Samara, Children and Youth Sports School № 7,
Korolkov Alexei Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University