SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-9-13 NIION: 2007-0083-4/23-341 MOSURED: 77/27-005-2023-04-541
Сравнительный анализ некоторых статей КоАП РФ и КоАП РТ,
связанных с ответственностью за незаконный оборот наркотических
средств и психотропных веществ
Саъдулло Абдулло Абдуллозода1, Александр Петрович Солдатов2
'■2 Академия управления МВД России, Москва, Россия
1 maschoh_ibidov@mail.ru
Аннотация. Проводится анализ статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях, касающихся ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В рамках исследования осуществляется анализ правовых норм, регулирующих указанный вид ответственности. Вносятся предложения по совершенствованию административной ответственности.
Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях, Закон Республики Таджикистан «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. N° 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Для цитирования: Абдуллозода С. А., Солдатов А. П. Сравнительный анализ некоторых статей КоАП РФ и КоАП РТ, связанных с ответственностью за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 9-13. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-9-13.
Original article
Comparative analysis of some articles of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Republic of Tajikistan related to liability for trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances
Sa'dullo A. Abdullozoda1, Alexander P. Soldatov2
'•2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
1 maschoh_ibidov@mail.ru
Abstract. The analysis of articles of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences and the Code of the Republic of Tajikistan on Administrative Offences concerning responsibility in the sphere of turnover of narcotic drugs and psychotropic substances is carried out. The study analyzes the legal norms regulating this type of responsibility. Proposals are made to improve administrative responsibility.
Keywords: Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, Code of the Republic of Tajikistan on Administrative Offenses, Law of the Republic of Tajikistan «On Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Precursors», Federal Law of the Russian Federation dated January 8, 1998 № 3-FZ «On Narcotic Drugs and psychotropic substances»
For citation: Abdullozoda S. A., Soldatov A. P. Comparative analysis of some articles of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Republic of Tajikistan related to liability for trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Criminological Journal. 2023;(4):9-13. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-9-13.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Таджикистан «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» [1] научно-исследовательским учреждениям, имеющим лицензию, разрешено культивирование наркотикосодержащих растений в научных целях, а также — разработка новых наркотических средств и психотропных веществ.
За незаконное культивирование запрошенных к возделыванию наркотических растения в Республике Таджикистан предусмотрена административная ответственность (ст. 127 КоАП РТ). Субъектами данного правонарушения являются физические лица — граждане РТ, иностранные граждане, лица без гражданства. Субъективная сторона состава правонару-
© Абдуллозода С. А., Солдатов А. П., 2023
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
шения представлена умышленной формой вины, которая предполагает наличие цели вырастить запрещенное к возделыванию растение, содержащее наркотические вещества. При этом способ дальнейшего использования этого растения (последующее личное употребление, сбыт либо использование в декоративных целях и т. п.) значения не имеет.
В КоАП РФ имеется схожий состав правонарушения в ст. 10.5.1 с тем отличием, что в нем используется более широкое понятие растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры [2]. Кроме того, различаются санкции: в российском законодательстве предусмотрено дифференцированное наказание для физических и юридических лиц, а также наиболее строгий вид наказания - административный арест — для граждан. В КоАП РТ санкцией является штраф и конфискация предмета административного правонарушения (наркотического растения).
В соответствии со ст. 128 КоАП РТ «Незаконное производство, изготовление, переработка, приобретение, хранение, транспортировка или пересылка наркотических средств, или психотропных веществ, их аналогов или их прекурсоров» [3], ответственность предусмотрена за:
1) незаконное производство, изготовление, переработка, приобретение, хранение, транспортировка или пересылка наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов или их прекурсоров без цели сбыта при отсутствии признаков преступления, которые влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 20 до 30, на индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе патента — от 30 до 40, на должностных лиц — от 40 до 50, на индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе свидетельства — от 50 до 70 показателей для расчетов с конфискацией предмета административного правонарушения.
2) те же действия, совершенные с целью сбыта, а равно незаконный сбыт, при отсутствии признаков преступления, влечет наложение штрафа в размере от 40 до 50 показателей для расчетов с конфискацией предмета административного правонарушения.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным и не требует наступления вредных последствий. Поэтому для привлечения к административной ответственности достаточно установления самого факта нарушения
законодательных требований или сбыта НС или ПВ, их аналогов или их прекурсоров.
Сроки давности для правонарушений, связанных с охраной здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасностью населения, в соответствии с ч. 2 ст. 33 КоАП РТ, составляют шесть месяцев. А при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Субъектом правонарушения выступают физические лица, должностные лица, а также индивидуальные предприниматели двух категорий: функционирующие на основе патента и функционирующие на основе свидетельства.
Субъективная сторона связана с умышленной формой вины. Об умысле на сбыт наркотических средств или психотропных веществ могут свидетельствовать их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим не употребляющим наркотические средства и психотропные вещества, их количество (объем), расфасовка либо наличие соответствующей договоренности с потребителями и т. п.
В России есть близкие составы к анализируемому — это правонарушения, предусмотренные ст. 6.16 и 6.16.1 КоАП РФ, но в них разграничена ответственность в отношении незаконного оборота НС и ПВ (ст. 6.16) и в отношении незаконного оборота их прекурсоров (ст. 6.16.1). Кроме того, в российском законодательстве ответственность ранжирована в зависимости от места НС и ПВ в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [4]. А для особых субъектов — иностранных граждан — по ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ предусмотрена альтернативная санкция в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 129 КоАП РТ «Вовлечение несовершеннолетних в употребление табачных изделий, спиртных напитков или одурманивающих веществ» санкции установлены за:
1) вовлечение несовершеннолетних в употребление табачных изделий, спиртных напитков или одурманивающих веществ, включая наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, при отсутствии признака преступления, — в виде штрафа в размере от 10 до 20 показателей для расчетов.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
2) то же действие, совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по их обучению, воспитанию и лечению, — в виде штрафа в размере от 30 до 40 показателей для расчетов.
Субъектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 129 КоАП РТ является вменяемое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, по ч. 2 — родители, иные законные представители несовершеннолетних (попечители, усыновители и т. д.), лица, на которых возложены обязанности по их обучению, воспитанию или лечению.
С субъективной стороны правонарушение совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что вовлекает несовершеннолетнего в совершение указанных выше действий и желает этого. Мотивы правонарушения могут быть разнообразны (корысть, личный интерес, стремление поднять свой авторитет в глазах несовершеннолетних и т. д.), однако на квалификацию влияния они не оказывают, хотя могут быть учтены при назначении наказания.
Имеющиеся в ст. 6.10 КоАП РФ составы правонарушений практически полностью аналогичны рассмотренным и так же включают повышенную ответственность для родителей или законных представителей несовершеннолетних.
В ст. 131 КоАП РТ закреплена ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или их прекурсоров — в виде наложения штрафа на физических лиц в размере от 10 до 20, на индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе патента — от 20 до 40, на должностных лиц — от 40 до 50, на индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе свидетельства — от 50 до 70 и на юридические лица — от 1 до 2 тыс. показателей для расчетов с конфискацией предмета административного правонарушения.
Стоит отметить, что в КоАП РТ также имеется статья, устанавливающая ответственность за рекламу наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (ст. 549), санкции по которой более строгие. Согласно ст. 9 Закона Республики Таджикистан «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» рекламирование в Республике Таджикистан наркотических средств и психотропных веществ запрещается [1], но запрета на пропаганду указанный нормативный правовой акт не содержит.
Понятия рекламирования или пропаганды наркотических средств и психотропных веществ в Республике Таджикистан законодательно не определены и не разграничены. Ст. 17 Закона Республики Таджикистан от 1 августа 2003 г. № 34 «О рекламе» запрещает рекламу наркотических веществ, психотропных препаратов и прекурсоров. Данный закон определяет рекламу как распространяемую в любой форме, с помощью любых видов средств информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Исходя из этого, представляется, что отграничить рекламу от пропаганды в ряде случаев весьма затруднительно, а значит, с квалификаций правонарушений по этим статьям возникают проблемы. Надо признать, что проблемы квалификации административных правонарушений, связанных с НС и ПВ имеют место и по ряду других составов, а чем свидетельствует недавно проведенное научное исследование [5].
На практике более предпочтительным является способ регулирования данных вопросов в российском законодательстве, где, к примеру, за рекламу и пропаганду наркотических средств и психотропных веществ ответственность установлена в одной статье (ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ). Поэтому для привлечения к ответственности достаточно обосновать наличие хотя бы одного из данных деяний.
В этой связи полагаем, что в Законе Республики Таджикистан «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» необходимо закрепить понятие пропаганды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или их прекурсоров, а также запрет на ее осуществление.
Под пропагандой соответствующих средств (веществ) подразумевается распространение сведений, мнений, взглядов, аргументов, обосновывающих допустимость незаконного наркопотребления, а также идею привлекательности участия в незаконном обороте наркотиков, образа жизни, связанного с их потреблением. Целью пропагандистской деятельности является не информирование, а убеждение, распространение только таких фактов, мнений и вымыслов
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
(маскирующихся под факты), которые могут побуждать людей действовать в нужном пропагандисту направлении [6].
Составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 131 и 549 КоАП РТ, являются формальными, наступление негативных последствий правонарушения (например, таких как приобретение, изготовление или незаконное потребление наркотиков потребителями рекламы) не является для них обязательным признаком объективной стороны.
К субъектам правонарушений по ст. 131 и 549 КоАП РТ относятся физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели двух категорий: функционирующие на основе патента и функционирующие на основе свидетельства, а также юридические лица. С субъективной стороны их действия характеризуются умышленной формой вины.
При соотнесении составов правонарушений в рассматриваемой области в КоАП РФ и КоАП РТ обращает на себя внимание отсутствие ответственности в Республике Таджикистан за употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, несмотря на то, что Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. № 873 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» устанавливает запрет на такое действие [7]. Отсутствие юридической ответственности за потребление наркотиков ведет к увеличению немедицинского их потребления, многократному росту наркопреступности, утрате нравственных запретов со стороны молодежи и несовершеннолетних.
Выделяя черты противозаконности и общественной опасности потребления наркотиков, М. А. На-жбудинов приводит следующие аргументы: 1) потребители наркотических веществ нарушают закон, совершая незаконные действия с наркотиками — иначе они не могут их получить в соответствии с действующим законодательством; 2) пребывая в состоянии наркотического опьянения, лица, потребляющие наркотики, часто совершают противоправные деяния; 3) из-за высоких цен на наркотические средства, чтобы их приобрести, наркоманы совершают корыстно-насильственные преступления, хулиганства либо становятся участниками незаконного оборота наркотиков [8].
По нашему мнению, необходимость установления ответственности за незаконное употребление НС и ПВ в Республике Таджикистан вполне оче-
видна, в связи с чем мы предлагаем внести соответствующие поправки в КоАП РТ.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. В Российской Федерации имеется большее число составов административных правонарушений, позволяющих привлечь к ответственности за нарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, нежели в Республике Таджикистан. Правонарушения в этой области, закрепленные в КоАП РФ, более разнообразны и конкретизированы в части признаков состава правонарушения.
2. Административные правонарушения, регулируемые КоАП РТ, имеют свои аналоги в российском законодательстве, что показывает преемственность норм. Однако значительно меньшее число составов, отсутствие специальных субъектов правонарушений, неурегулированность ответственности за ряд действий в области оборота наркотических средств и психотропных веществ демонстрируют необходимость дальнейшего заимствования правовой системой Республики Таджикистан позитивных российских практик. В первую очередь, на наш взгляд, необходимо включить в КоАП РТ составы правонарушений в виде потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, непринятия мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также дополнить кодекс ответственностью за незаконный оборот не только НС и ПВ и их прекурсоров, но и растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей.
Список источников
1. Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. № 873 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» // Ахбори Мадж-лиси Оли (Вестник нижней палаты Парламента) Республики Таджикистан. 2007. № 7. С. 661.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «Консуль-тантПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
4. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях: Закон Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 г. № 455 (с изм. и доп. по состоянию на 23 декабря 2021 г.) // URL:// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30415333.
5. Закон Республики Таджикистан от 1 августа 2003 г. № 34 «О рекламе» // URL://http://ams.tj/ru/zakoni/
6. Административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков: учебное пособие / под общ. ред. Н. Н. Цуканова. Красноярск, 2020.
7. Солдатов А. П., Братановский С. Н. О «конкуренции» правовых норм и некоторых проблемах при квалификации административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Труды Академии управления МВД России. 2023. С. 67-76.
8. Нажбудинов М. А. Проблемы совершенствования юридической ответственности за потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Таджикистан // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27). С. 88-91.
References
1. Law of the Republic of Tajikistan dated December 10, 1999 № 873 «On narcotic drugs, psychotropic substances and precursors» // Akhbori Majlisi Oli (Bulletin of the lower house of Parliament) of the Republic of Tajikistan. 2007. № 7. P. 661.
2. Federal Law of the Russian Federation of January 8, 1998 № 3-FZ «On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances» // LRS «ConsultantPlus».
3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ (ed. July 1, 2021) // CL RF. 2002. № 1 (part 1). Art. 1.
4. Code of the Republic of Tajikistan on administrative offenses: Law of the Republic of Tajikistan dated December 31, 2008 № 455 (as amended and supplemented as of December 23, 2021) // URL://https://on-line.zakon.kz/Document/?doc_id=30415333.
5. Law of the Republic of Tajikistan dated August 1, 2003 № 34 «On Advertising» // URL://http://ams.tj/ru/za-koni/
6. Administrative responsibility for offenses related to drug trafficking: textbook / under the general. ed. N. N. Tsukanova. Krasnoyarsk, 2020.
7. Soldatov A. P., Bratanovsky S. N. On the «competition» of legal norms and some problems in the qualification of administrative offenses in the field of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. P. 67-76.
8. Nazhbudinov M. A. Problems of improving legal responsibility for the consumption of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors in the Republic of Tajikistan // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 3 (27). P. 88-91.
Информация об авторах
С. А. Абдуллозода — адъюнкт 3-го курса факультета № 3 Академии управления МВД России по кафедре управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений;
А. П. Солдатов — профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Information about the authors
S. A. Abdullozoda — Adjunct of the 3rd year of the Faculty № 3 of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Department of Management of the Activities of Public Order Ensuring Units of the Center for Command Post Exercises;
A. P. Soldatov — Professor of the Department of Management of the Activities of Units for Ensuring Public Order of the Center for Command and Staff Exercises of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 11.06.2023; одобрена после рецензирования 19.07.2023; принята к публикации 23.10.2023.
The article was submitted 11.06.2023; approved after reviewing 19.07.2023; accepted for publication 23.10.2023.