Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НЕМЕДИЦИНСКИМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НЕМЕДИЦИНСКИМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / НАРКОМАНИЯ / ЗАКОН О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ / КОДЕКСЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллозода Саъдулло Абдулло

В статье рассматриваются некоторые направления профилактики правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллозода Саъдулло Абдулло

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME AREAS OF PREVENTION OF OFFENSES RELATED TO NON-MEDICAL USE OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The current problems and the main directions of prevention of drug addiction and drug trafficking by medicine, the determinants of drug trafficking are considered.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НЕМЕДИЦИНСКИМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_195

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НЕМЕДИЦИНСКИМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН ADMINISTRATIVE OFFENSES RELATED TO NON-MEDICAL CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTORPIC SUBSTANCES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

АБДУЛЛОЗОДА Саъдулло Абдулло,

адъюнкт Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: maschoh_ibidov@mail.ru;

Abdullozoda Sadullo Abdullo,

adjunct of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: maschoh_ibidov@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются некоторые направления профилактики правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Abstract: The current problems and the main directions of prevention of drug addiction and drug trafficking by medicine, the determinants of drug trafficking are considered.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Таджикистан, наркомания, закон о наркотических средствах и психотропных веществах, кодексы об административных правонарушениях, профилактика.

Keywords: Republic of Tajikistan, Russian Federation, Drug addiction, Psychotropic substances, Codec, Law, prevention.

Дата направления статьи в редакцию: 02.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Одно из важнейших направлений развития законодательства, связанного с противодействием наркотизации населения и борьбой с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предопределяет изменения не только в уголовном кодексе, но и в административном законодательстве.

За потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача предусмотрена административная ответственность. Гражданин, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. В установленном порядке лицо, признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию, поэтому оно освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Указанные положения распространяются на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения [1]. Надо отметить, что освобождение от административного наказание следует считать справедливым, так как наркомания -это в первую очередь заболевание.

В Республике Таджикистан согласно закону «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ предусмотрено наказание за данное деяние, и оно должно быть предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях [2]. Однако до настоящего времени такой ответственности в кодексе нет.

Возникшие проблемы в начале XXI века, негативные последствия проводимых социально-политических и экономических преобразований в Республике Таджикистан требуют переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные и идеологические отношения, в том числе, и в сфере незаконного медицинского оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Особо остро данная проблема стоит в сфере медицины. Необходимо почеркнуть, что наркомания - это не только медицинская, но и серьезная социальная проблема в Российской Федерации и Республике Таджикистан. Данное заболевание влечет множество социальных, не связанных со здоровьем напрямую последствий, в виде вовлечения зависимого лица в криминальную деятельность, государство прекращает обучение больного, у него отсутствует профессия, он теряет постоянное место работы, денежные доходы, нарушаются семейные отношения.

Во всем мире распространенность немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (наркома-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

ния) может привести к угрозе национальной безопасности конкретной страны, тяжелым экономическим и социальным потрясениям (рост безработицы, преступности, снижение темпов экономического развития, падение рождаемости, сокращение продолжительности жизни, увеличение смертности).

По мнение экспертов в России менее 13 % (18 млн. человек) имеют опыт употребления наркотиков. Средний возраст приобщения к употреблению наркотиков составляет от 11 до 13 лет [3].

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду [4].

Органами прокуратуры осуществляется контроль и надзор за соблюдением исполнения законодательства, регулирующего вопросы защиты прав несовершеннолетних от негативной информации, распространяемой в сети Интернет, проводятся проверки соблюдения указанного законодательства в деятельности образовательных организаций, Интернет - провайдеров. Прокурорскими проверками установлены факты, когда даже при наличии контентной фильтрации, учащиеся школ имели потенциальную возможность свободного и быстрого доступа на сайты пропагандирующие наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, содержащую информацию о способах приготовления, влияния на организм, местах продажи и ценах на наркотики, курительные смеси т.д.

Нарушения законодательства в части ограничения доступа обучающихся к Интернет-ресурсам, содержащим такую информацию установлены в школах, колледжах, техникумах и других учебных учреждениях. Однако пока мало эффективны средства фильтрации в библиотеках, которые посещают несовершеннолетние. Отмечается слабый контроль со стороны руководителей учебных учреждений, а также органов управления образования за внедрением и обновлением образовательными организациями программного обеспечения для исключения доступа обучающихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания.

Вставить информацию о Законе РТ о запрете пользования сотовыми телефонами в школе !

В рамках применения новых форм и методов в организации профилактической работы проводится тестирование обучающихся образовательных организаций на предмет употребления наркотиков. С принятием Федерального закона от 07.06.2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» [5] раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя:

- социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

- профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Это процедура проводится исключительно на добровольной основе. Причем, указанное согласие организациями должно быть зафиксировано в письменной форме. Форма информированного добровольного согласия утверждена приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1177н [6].

Согласие на тестирование дает один из родителей или иной законный представитель в отношении ребенка, не достигшего 15 лет, и в отношении больных наркоманией несовершеннолетних (то есть с установленным диагнозом «наркомания»), не достигших 16 лет, а также в отношении несовершеннолетних (независимо от возраста), если медицинское освидетельствование проводится в целях установления состояния наркотического или иного токсического опьянения.

Подростки старше 15 лет информированное добровольное согласие дают самостоятельно. В случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет). При этом, все общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации, а также образовательные организации высшего образования обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся в таких образовательных организациях.

Согласно требованиям федерального законодательства все вопросы, связанные с психоактивными веществами, находятся под контролем государства. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» гласит «В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств без назначения врача» [7]. Это означает, что при любом немедицинском ис-

пользовании обучающийся неминуемо вступает в конфликт с законом.

Библиография:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021.

2. Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года № 873 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.04.2021 г.).

3. URL: http: www.Interfax.ru/Russia/351424

4. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N З-ФЗ (последняя редакция) 8 января 1998 года

N 3-ФЗ.

5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" от 07.06.2013 N 120-ФЗ.

6. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» (ред. от 10.08.2015).

7. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах1 от 08.01.1998 N З-ФЗ (последняя редакция). 8 января 1998 года

N 3-ФЗ.

References (transliterated):

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 01.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s

01.10.2021.

2. Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 10 dekabrya 1999 goda № 873 «O narkoticheskih sredstvah, psihotropnyh veshchestvah i prekursorah» (s izmeneni-yami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 20.04.2021 g.).

3. URL: http: www.Interfax.ru/Russia/351424

4. Federal'nyj zakon "O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyh veshchestvah" ot 08.01.1998 N 3-FZ (poslednyaya redakciya) 8 yanvarya 1998 goda N 3-

FZ.

5. Federal'nyj zakon "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam profilaktiki nezakonnogo potrebleniya narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv" ot 07.06.2013 N 120-FZ.

6. Prikaz Minzdrava Rossii ot 20.12.2012 № 1177n «Ob utverzhdenii poryadka dachi informirovannogo dobrovol'nogo soglasiya na medicinskoe vmeshatel'stvo i otkaza ot medicinskogo vmeshatel'stva v otnoshenii opredelennyh vidov medicinskih vmeshatel'stv, form informirovannogo dobrovol'nogo soglasiya na medicinskoe vmeshatel'stvo i form otkaza ot medicinskogo vmeshatel'stva» (red. ot 10.08.2015).

7. Federal'nyj zakon "O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyh veshchestvah" ot 08.01.1998 N 3-FZ (poslednyaya redakciya). 8 yanvarya 1998 goda N 3-

FZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.