Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ'

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна, Ковалишина Ксения Викторовна

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практические особенности административной ответственности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Изучается административно-деликтная ситуация в данной сфере на основе анализа статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Авторами выносятся собственные предложения по усовершенствованию противодействия правонарушениям в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна, Ковалишина Ксения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SPHERE OF TRAFFICKING AND CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The article discusses the theoretical aspects and practical features of administrative responsibility in the sphere of trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychoactive substances. The administrative and tort situation in this area is studied based on the analysis of statistical data of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. The authors make their own proposals to improve counteraction to offenses in this area.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»

Евразийская адвокатура. 2023. № 1 (60). С. 100. Eurasian advocacy. 2023;(1(60)):100.

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Научная статья УДК 342.9

doi 10.52068/2304-9839_2023_60_1_100

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

ЕВСИКОВА Елена Витальевна1, КОВАЛИШИНА Ксения Викторовна2

1Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Крымского

филиала Российского государственного университета правосудия

295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, д. 5, Российская Федерация

2Студент Крымского филиала Российского государственного университета правосудия

295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, д. 5, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты и практические особенности административной ответственности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Изучается административно-деликтная ситуация в данной сфере на основе анализа статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Авторами выносятся собственные предложения по усовершенствованию противодействия правонарушениям в данной сфере.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества

Для цитирования: Евсикова Е.В., Ковалишина К.В. К вопросу об административной ответственности в сфере оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ // Евразийская адвокатура. 2023. № 1(60). С. 100. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2023_60_1_100

Justice and law-enforcement activity in the eurasian space

Original article

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SPHERE OF TRAFFICKING AND CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

EVSIKOVA Elena Vitalievna1, KOVALISHINA Ksenia Viktorovna2

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Crimean Branch of the Federating State Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice

295000, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5, Russian Federation

2Student of Crimean Branch of the Federating State Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice

295000, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5, Russian Federation

Abstract: The article discusses the theoretical aspects and practical features of administrative responsibility in the sphere of trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychoactive substances. The administrative and tort situation in this area is studied based on the analysis of statistical data of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. The authors make their own proposals to improve counteraction to offenses in this area.

Keywords: administrative responsibility, administrative offense, narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychoactive substances

For citation: Evsikova E.V., Kovalishina K.V. On the issue of administrative responsibility in the sphere of trafficking and consumption of narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychoactive substances = Eurasian advocacy. 2023;1(60):100. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_60_1_100

© Евсикова Е.В., Ковалишина К.В., 2023

Незаконный оборот наркотических средств приобрел в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказывается на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику и правопорядок. Необходимо отметить, что указанные проблемы не только негативно сказываются на экономике государства, но также и приводят к серьёзным заболеваниям, к смертности от употребления запрещённых веществ, а также деградации молодежи [1].

По словам В.А. Колокольцева, в число важнейших направлений работы ОВД в 2022 г. входило противодействие наркопреступлениям, были изъяты 23 тонны запрещенных и подконтрольных веществ, что на треть больше, чем в предшествующем году [2], что еще раз подтверждает серьезность, проблематичность и актуальность обозначенной темы. Это подтверждается и данными судебной статистики.

Так, например, согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде, наблюдается стабильная динамика адми-нистративно-деликтной ситуации в сфере производства, оборота и употребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Так, в первом полугодии 2022 года судами I инстанции:

- рассмотрено 7 430 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ; подвергнуто наказанию 6 414 лиц, из которых в качестве основного наказания 4 673 лицам назначен административный штраф, административному аресту подвергнуто 1 740 лиц; в качестве дополнительного наказания в отношении 36 иностранных граждан и лиц без гражданства было избрано административное выдворение;

- рассмотрено 57 381 дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ; подвергнуто наказанию 49 702 лица, из которых в качестве основного наказания 30 818 лицам назначен административный штраф, административному аресту подвергнуто 18 882 лица; в качестве дополнительного наказания в отношении 374 иностранных граждан и лиц без гражданства было избрано административное выдворение;

- рассмотрено 347 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.16 КоАП РФ; подвергнуто наказанию 231 лицо, из которых в качестве основного наказания 183 лицам назначен административный штраф, письменное предупреждение получили 39 лиц [3].

Также в 2021 году судами I инстанции:

- рассмотрено 15 277 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ; подвергнуто наказанию 13 111 лиц, из которых в качестве основного наказания 9 554 лицам назначен административный штраф, административному аресту подвергнуто 3 554 лица; письменное предупреждение получило 2 лица;

- рассмотрено 111 016 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ; подвергнуто наказанию 95 972 лица, из которых в качестве основного наказания 59 040 лицам назначен административный штраф, административному аресту подвергнуто 36 924 лица; письменное предупреждение получили 7 лиц;

- рассмотрено 1 065 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.16 КоАП РФ; подвергнуто наказанию 742 лица, из которых в качестве основного наказания 540 лицам назначен административный штраф, административному приостановлению деятельности подверглось 31 лицо; письменное предупреждение получило 171 лицо [4].

Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о значительных темпах динамики административно-деликтной ситуации в сфере оборота и употребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, однако и указанные данные не отражают реальную картину в целом.

При этом наиболее распространённой мерой административной ответственности по указанной категории дел является административный штраф, а иностранным гражданам и лицам без гражданства назначается дополнительный вид наказания, а именно-административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Как отмечает М.В. Анисифорова, текущая ситуация в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков характеризуется новыми вызовами и угрозами, обусловленными расширением глобального рынка синтетических (стимуляторы амфетаминового ряда, искусственные каннабиноиды) и полусинтетических (героин, кокаин) наркотических средств и психотропных веществ, изготавливаемых и перерабатываемых с использованием доступного исходного сырья [5].

Однако в настоящее время достаточно сложно как предупредить совершение подобных правонарушений, так и привлечь виновных лиц к ответственности, поскольку различного рода «рекомендации» к изготовлению самих наркотических средств, а также их приобретение или покупка материалов и инструментов для их изготов-

ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 1 (60) 2023

ления являются легкодоступными, в том числе и для несовершеннолетних лиц.

Так, достаточно большое количество подобных объявлений без труда можно отыскать в теневом сегменте сети «Интернет». Как справедливо отмечает Н.А. Дудина, учитывая возможности, предоставленные пользователю в сети «Интернет» по размещению или удалению информации, существует риск ухода от ответственности [7].

При этом на сегодняшний день в соответствии со ст. 6.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду или незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 30 000 рублей; а в случае совершения указанных действий иностранным лицом или лицом без гражданства -наложение административного штрафа в размере от 4000 до 30 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Как видим, административно-деликтным законодательством предусмотрен достаточно лояльный минимальный порог штрафа в размере 4000 руб., который никак не является предупреждающей мерой и не несет никакого сдерживающего эффекта, т. е., по сути, лицо заплатит штраф в размере 4000 руб. и будет продолжать дальше рекламировать указанные запрещенные вещества и совершать противоправные действия в данной сфере. Кроме того, не совсем понятна градация штрафов за указанные правонарушения, предусматривающая меньший размер административного штрафа за совершение правонарушения с квалифицирующим признаком (квалифицированным субъектом правонарушения) - иностранным гражданином или лицом без гражданства, что, по нашему мнению, является не совсем правильным, с точки зрения соблюдения принципов соразмерности и справедливости административного наказания.

На основании вышеизложенного, с учетом принципов соразмерности и справедливости

наказания считаем необходимым предложить предусмотреть за совершение правонарушений указанной категорией граждан административный штраф в размере от 15 000 до 30 0000 руб.; за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства предусмотреть административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., что будет обладать сдерживающим эффектом и способствовать предупреждению правонарушений в данной сфере, что особо важно в современных условиях тотальной цифровизации и информатизации [9].

Указанная статья также предусматривает административную ответственность для должностных лиц, лиц, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, т. е. индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в размере от 50 000 до 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также для юридических лиц -в размере от 1 000 000 до 1 500 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, что, по нашему мнению, является вполне справедливым и соразмерным характеру и степени общественной опасности данного вида правонарушений.

Как видим, в целях предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота и употребления наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ в последнее время сложилась практика ужесточения регулятивных мер в социальных сетях - администраторы блокируют не только первое сообщество, но и все созданные его администраторами аналоги [6, 8]. В случае, если администрация социальной сети проявляет бездействие, в РФ существует практика блокировки доступа к такой социальной сети на всей территории государства. Тем не менее сообщества с деструктивным контентом в социальных сетях могут перенести свою деятельность на другую площадку, которая не будет занесена в реестр Роскомнадзора.

Как отметил В.А. Колокольцев на расширенном заседании Коллегии МВД 17.02.2022, в единый реестр запрещённой информации Роском-надзором по инициативе МВД внесено порядка 70 тысяч сайтов и интернет-страниц, содержащих сведения о распространении наркотиков [2]. Однако принимаемых мер не всегда достаточно для того, чтобы «держать руку на пульсе» в борьбе с указанными правонарушениями и преступлениями в силу их повышенной общественной опасности.

Таким образом, существует риск ухода от ответственности пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в случае удаления соответствующей информации, пропагандирующей наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, что требует ужесточения мер административной ответственности и мер контроля за деструктивным контентом в социальных сетях. По нашему мнению, только благодаря отлаженной системе четких скоординированных действий по противодействию совершению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ возможна эффективная борьба с этим крайне негативным явлением и минимизация правонарушений в данной сфере.

Список источников

1. Евсикова Е.В. «Зацепинг», «спайсы» и «синий кит» - глобальные угрозы современной молодежи в контексте усовершенствования административно-правовых и уголовно-правовых основ борьбы с ними // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 4. С. 72-87.

2. Колокольцев В.А. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/67795.

3. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096.

4. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120.

5. Анисифорова М.В. Проблемы выявления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. № 3 (55). С. 53- 58.

6. Будникова А.Б. К вопросу об увеличении размера административного штрафа, предусмотренного за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10 (161). С. 142-145.

7. Дудина Н.А. Пропаганда наркотических средств и склонение к потреблению наркотических средств в сети «Интернет» // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 4 (49). С. 89-94.

8. Урусов З.Х. К вопросу об административных нарушениях, связанных с хранением и употреблением наркотических средств // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 146-147.

9. Колесник Е.А. Стратегия занятости населения в цифровой экономике // Дискуссия. 2022. № 2 (111). С. 50-58.

References

1. Evsikova E.V. «Zaceping», «spajsy"» i «sinij kit» -globakny^ ugrozy" sovremennoj molodezhi v kontekste usovershenstvovaniya administrativno-pravovy^ i ugo-lovno-pravovy"x osnov bor"by" s nimi // Ucheny"e zapiski Kry"mskogo federal"nogo universiteta imeni V.I. Verna-dskogo. Yuridicheskie nauki. 2017. T. 3 (69). № 4. S. 72-87.

2. Kolokol"cev V.A. Rasshirennoe zasedanie kolle-gii MVD Rossii [Elektronny^ resurs]. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/67795.

3. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny^ pravonarush-eniyax» [Elektronny^ resurs]. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=7096.

4. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny~x pravonarush-eniyax» [E4ektronny>j resurs]. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=6120.

5. Anisiforova M.V. Problemy" vy"yavleniya dolzhno-stny"mi liczami organov vnutrennix del (policii) admin-istra-tivny"x pravonarushenij, predusmotrenny"x ch. 1 i 2 st. 6.16.1 KoAP RF // Vestnik Vserossijskogo instituta povy"sheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii. 2020. № 3 (55). S. 53- 58.

6. Budnikova A.B. K voprosu ob uvelichenii razmera administrativnogo shtrafa, predusmotrennogo za potre-blenie narkoticheskix sredstv i psixotropny"x veshhestv bez naznacheniya vracha // Evrazijskij yuridicheskij zhur-nal. 2021. № 10 (161). S. 142-145.

7. Dudina N.A. Propaganda narkoticheskix sredstv i sklonenie k potrebleniyu narkoticheskix sredstv v seti «Internet» // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2022. № 4 (49). S. 89-94.

8. Urusov Z.X. K voprosu ob administrativny"x na-rusheniyax, svyazanny"x s xraneniem i upotrebleniem narkoticheskix sredstv // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 9 (160). S. 146-147.

9. Kolesnik E.A. Strategiya zanyatosti naseleniya v ci-frovoj e"konomike // Diskussiya. 2022. № 2 (111). S. 50-58.

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 07.02.2023; принята к публикации 07.02.2023.

The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 07.02.2023; accepted for publication 07.02.2023.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.