Научная статья на тему 'Сравнительный анализ налоговой среды Украины и Российской Федерации'

Сравнительный анализ налоговой среды Украины и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая система / налогообложение / налог / экономика / tax system / taxation / tax / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. И. Хализева

В данной статье проведен сравнительный анализ налоговых систем Украины и Российской Федерации. Выявлены их преимущества и недостатки с учетом структуры налоговых систем каждой страны. Даны рекомендации по снижению административной нагрузки в целях повышения эффективности украинской системы налогообложения в части использования электронных сервисов и оптимизации перечня фискальных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TAX SYSTEM IN UKRAINE AND RUSSIAN FEDERATION

This article provides a comparative analysis of the tax systems of Ukraine and the Russian Federation. Their advantages and disadvantages are revealed taking into account the structure of the tax systems of each country. Recommendations are given on reducing the administrative burden in order to increase the efficiency of the Ukrainian taxation system regarding the use of electronic services and optimizing the list of fiscal payments

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налоговой среды Украины и Российской Федерации»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СРЕДЫ УКРАИНЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.И. Хализева, студент

Научный руководитель: Е.В. Голубцова, канд. экон. наук, доцент Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11408

Аннотация. В данной статье проведен сравнительный анализ налоговых систем Украины и Российской Федерации. Выявлены их преимущества и недостатки с учетом структуры налоговых систем каждой страны. Даны рекомендации по снижению административной нагрузки в целях повышения эффективности украинской системы налогообложения в части использования электронных сервисов и оптимизации перечня фискальных платежей.

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налог, экономика.

Одним из основных экономических регуляторов и главной составляющей механизма регулирования государственных экономик в настоящее время является налоговая система [1]. Эффективность функционирования народного хозяйства на прямую зависит от правильности построения и действия системы налогообложения, особенно в странах, которым присуща рыночная экономика [2, 3].

Налоговая система обеспечивает государство финансовыми ресурсами, которые в последствие используются для решения экономических и социальных проблем. Российская Федерация и Украина являются двумя государствами с рыночной экономикой, и в целях сравнения налоговых систем двух стран-соседок, был проведен анализ налогообложения в этих странах [4].

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 году. Она имеет свои преимущества и недостатки. К недостаткам относят: отсутствие стабильности в налоговой системе; большое количество различных налогов и сборов; большое количество налоговых льгот, которые приводят к потерям бюджета, относительно высокие пени и штрафы при неуплате (неверной уплате) того или иного налога (сбора).

К преимуществам относят: местные налоги, ставка которых варьируется относительно территориального положения того или иного субъекта РФ, а также относи-

тельно среднего уровня дохода этого субъекта, точная классификация налогов, а также строгий порядок изменения ставок налогообложения, отмены и введения налогов. В Российской Федерации налоги и сборы имеют следующую структуру [5, 7]:

- федеральные налоги и сборы (налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, акцизы, государственные пошлины, налог на добавленную стоимость, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) [6];

- региональные налоги (налог на имущество организации, транспортный налог и налог на игорный бизнес);

- местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

Многие ученые, изучая систему налогообложения Украины, утверждают, что она находится на начальном уровне развития. Наибольший ее недостаток состоит в преобладании фискальной функции, при полном отсутствии социальной и стимулирующей [8, 9]. Это привело к спаду производства и предпринимательской активности, а также к уменьшению количества налогоплательщиков, вследствие чего уменьшились налоговые поступления в бюджет. А также относительно высокие ставки налогообложения.

Однако, после принятия нового Налогового Кодекса Украины в 2010 году его все также продолжают модернизировать и вносить различные поправки. В Украине выделяют:

- общегосударственные (обязательные) налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, государственные пошлины, экологический налог, рентная плата) [10];

- местные налоги (туристический сбор, сбор за места парковки транспортных средств) [11].

По рейтингу Paying Tаxes 2018 (отчет о фискальной простоте), составлением и публикацией которого занимается ауди-

торская компания PWC, Украина заняла 84 место, а Россия заняла 45. Административная нагрузка на налогоплательщиков (показатель, который равен общему количеству часов, которое тратят налогоплательщики на заполнение и подачу налоговой отчетности) является важным показателем.

В Российской Федерации и Украине он составляет 168 и 356 часов соответственно. Украину по данному показателю «опережают» только страны Южной Америки, а Россия близка к показателям европейских стран. В Европе этот показатель составляет 164 часа, что наглядно изображено на рисунке 1.

4GG

35G

3GG

25G

л

^ 2GG F

15G 1GG 5G G

Украина

Россия

Европа

356

Рисунок. Средняя административная нагрузка налогоплательщиков в Украине, России

и Европе в 2018 году

Исходя из выше приведенных данных тельно проще и эффективнее, чем в Ук-можно отметить, что система налогообло- раине (рис. 1). жения в Российской Федерации значи-

Таблица 1. Ставки налогообложения по видам налога в РФ и Украине за 2019 год

Название налога Ставка налогообложения

Российская Федерация Украина

НДПИ 0-8%; 0-919 руб. -

НДФЛ 9%,13%,20%30%,35% в зависимости от 0% ,5%, 9%, 18% в зависимости от

вида дохода вида дохода

Акцизы 0-13100 руб., в зависимости от объекта обложения 3,2%-12%; 0,01 грн. - 949,8 грн. в зависимости от объекта обложе-

ния

НДС 0%, 10%, 20% 0%, 7%, 20%

Водный налог 141 руб. за одну тысячу кубических метров -

Сбор за пользование объекта-

ми животного мира и водных 10-35000 руб. -

ресурсов

НДД от добычи углеводород- 50%

ного сырья

Транспортный налог 0-150 руб. за 1 лошадиную силу 25000 грн.

Налог на игорный бизнес 3000-3000000 руб. Игорный бизнес запрещен

Земельный налог 0,025%-1,5% не более 12%

Налог на имущество физ. лиц 0-2% 1,50%

Торговый сбор В зависимости от квадратуры -

Налог на прибыль предприятий 20% 18%

формируется на основе средних сумм

Экологический налог затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию изделия, утратившего свои потребительские свойства 10-856 грн. за единицу

Рентная плата - 16-31% от стоимости

Туристический сбор 0-100 руб. за сутки 0,5-5%

Сбор за места парковки транспортных средств - до 0,075% мин. Уровня зарплаты

Составлено автором работы на основе официальных данных налоговых кодексов РФ и Украины. 10 грн=25,42 руб. по ЦБ на момент составления таблицы (28.10.2019) [13]

В таблице 1 приведено сравнение ставок налогообложения Российской Федерации и Украины в 2019 году. Также можно отметить, что в РФ предусмотрено большее количество налогов. Ставки налогообложения однозначно больше в РФ. В связи с этим более привлекательным государство для инвесторов также является Российская Федерация [12]. Ее налоговая система вполне адекватна для нынешней экономической ситуации государства, в то время как налоговая система Украины не соответствует современным требованиям инновационного развития государства, и требует модернизации.

Правительству Российской Федерации, возможно, стоить перенять опыт Украины

Библиографический список

1. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 279 с.

2. Караев А.К., Мельничук М.В. Современная экономика: мультидисциплинарный подход // Бизнес в законе. - 2013. - №4. - С. 93-97.

во введении экологического налога, и тщательнее следить за своевременной и верной уплатой налогов. Однако у Украины есть несколько путей модернизации их государственной налоговой системы. В первую очередь необходимо создать такие условия, которые не будут сдерживать предпринимательскую деятельность. Модернизировать систему налогообложения необходимо с учетом всех передовых технологий и использованием инноваций. Налоговая система должна быть нацелена на результат, и в таком случае строить ее необходимо по примеру налоговой системы Южной Кореи.

1З1

3. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А. Налоговый маневр по НДС и страховым взносам: фискальная нейтральность // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. № 3 (20). - С. 47-50.

4. ПоздняевА.С. Теоретические основы существования систем налогообложения в России и за рубежом // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - №9. - С. 112-117.

5. Понкратов В.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ в налоговых системах государств-участников ЕАЭС в условиях нарастания интеграционных процессов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №12-1. - С. 713-717.

6. Хвостенко О.А., Жукова В.В. Система бюджетирования в девелоперских компаниях: монография. - СПб., 2016.

7. Жукова В.В. Ошибки в бюджетировании на российских предприятиях и способы их исправления // Экономические науки. - 2011. - № 83. - С. 172-176.

8. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б.Возможности использования малыми предприятиями концепций маркетинга и интернеттехнологий // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-1 (81). - С. 450-452.

9. Голубцова Е.В. Налоговое регулирование внешнеторговой деятельности в российской федерации учебное пособие; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова» (ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»). - М., 2011.

10. Глубокова Н.Ю., Цыренжапова Ю.М. Статистический анализ развития рынка финансовой аренды (лизинга)в России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2010. - №6. - С. 141-146.

11. Ахмадеев Р.Г. Влияние фискальной политики на деятельность индивидуальных предпринимателей // Вестник университета. - 2019. - № 9. - С. 106-111.

12. Ващекин А.Н., Ващекина И.В. О развитии моделей непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей в Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - 2017. - № 6 (18). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://aeconomy.ru/science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy-gosuda/.

13. Paying taxes. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/payingtaxes/pdf/pwc_paying_taxes_2018_full_report.pdf

COMPARATIVE ANALYSIS OF TAX SYSTEM IN UKRAINE AND

RUSSIAN FEDERATION

D.I. Khalizeva, Student

Supervisor: E.V. Golubtsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. This article provides a comparative analysis of the tax systems of Ukraine and the Russian Federation. Their advantages and disadvantages are revealed taking into account the structure of the tax systems of each country. Recommendations are given on reducing the administrative burden in order to increase the efficiency of the Ukrainian taxation system regarding the use of electronic services and optimizing the list of fiscal payments.

Keywords: tax system, taxation, tax, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.